Новое в блогах. Картина даная


Даная и Золотой дождь....много картин....

08:14 pm - Даная и Золотой дождь....много картин....Захотелось мне написать опять небольшое Эссе..по поводу очень красивого мифа..как великий и несравненный Зевс влюбился в красавицу Данаю...

Даная (D a n a h) · дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Но бог Зевс,безумно влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои и Даная родила сына Персея.

По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где его вытащил Диктис и спас Данаю и младенца.8,58 КБ

(Уотерхаус)69,43 КБЦарь острова Полидект, брат Диктиса, влюбился в Данаю и решил услать возмужавшего Персея на верную смерть за головой горгоны. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашел мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны, Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Даная с сыном отправились повидать Акрисия и Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний.

Посещение Данаи Зевсом в виде золотого дождя было очень популярным сюжетом в античное время. Сохранились фрагменты прекрасной лирики Симонида "Жалоба Данаи". В комедии Теренция (190-159 до н. э.) "Евнух" есть описание этого посещения, которое по замыслу было сугубо эротическим, что глубоко шокировало св. Августина. Это также один из наиболее популярных сюжетов художников Возрождения, по крайней мере, некоторые из них видели в Данае символ преобразующих следствий божественной любви. У Тициана существуют четыре версии этого сюжета, также и у Корреджо, Тинторетто; широко известно полотно Рембрандта "Даная". "Любовь Данаи" - последняя опера Р. ШтраусаВот Даная Яна Госсарта...1527

59,25 КБВ историю нидерландского искусства Ян Госсарт, прозванный Ян ван Мабюзе, вошел как родоначальник "романизма" - направления в нидерландской живописи, связанного с перенесением принципов, идей, образов итальянского Ренессанса на родную почву. Вернувшись в Нидерланды, художник работал над картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Своих персонажей он располагал в античных архитектурных интерьерах. Его мифологические герои получали облик, в котором угадывались возвышенное представление о красоте, свойственное великим итальянцам, и жизнелюбивая, плотская страсть нидерландцев, предвещающая творчество П. Рубенса.

А вот Даная итальянского художника Антонио Корреджо 1531 г.69,03 КБ Посмотрите, как робка и стеснительна его Даная.....Хотя многие критики и уперкают композицию Корреджо в случайности сопоставлений, в том, что мотивы его движений неудачны и неестественны, а типы голов условны и жеманны — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Вот такой представлял Данаю Ф.Приматиччио,153362,29 КБ

Итак, а теперь Данаи Вечеллио Тициана...1554-1555

В картинах Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна. Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело. 93,13 КБ

121,51 КБ

150,99 КБ

А вот Даная кисти Якопо Тинторетто 1580100,87 КБ

В его произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.Даная Бланшара94,21 КБ

Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка.101,20 КБОн был в расцвете сил, был женат и счастлив. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу. Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след.

Хотелось остановиться на одном интересном факте.В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела. В этой картине он как бы вступает в полемику с мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II.В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.

А это довольно интересная Даная и Юпитер кисти венецианского живописца, рисовальщика и гравера Джованни Батисты Тьеполо63,19 КБОна более чувственно обнажена и абсолютно не стеснена обстоятельствами....

Климт использует мифологический сюжет лишь как отправную точку для полета своей фантазии. Даная изображена на полотне погруженной в эротический сон (или эротический экстаз), в то время как поток золота струится вдоль ее разведенных ног. Картина вызвала громкое возмущение среди критиков, усмотревших в ней откровенную проповедь безнравственности. Один из них писал, что героиня полотна Климта "напоминает груду старого тряпья и лежит в позе, слишком неудобной для нормального сна". 104,45 КБ

А вот Даная А. Фоминой,1969...Золотого дождя еще нет, но ветер уже нервно "будоражит" занавесь на окне.....240,18 КБ

Даная Казакова отличается тем, что она одна...без намека на эротику...Но именно в одиночестве и видит художник ее завершенннось...31,20 КБ

А вот такая Юная Даная у Кузьмича...Посмотрите на точно переданное волнение на лице..волнение не перед моментом, а перед будущим....и у вас не возникнет желания обвинить художника в том, что он воспользовался именем Данаи, чтобы запечатлеть обнаженную девушку на полотне...45,16 КБ

pheonae.livejournal.com

Даная в творчестве художников - Территория f_a_i_r_l_a_d_y

Даная, в греческой мифологии по Аполлодору дочь Акрисия и Эвридики, по Гигину (Фабулы) ее матерью была Аганиппа. Сыновей у них не было и утешением являлась единственная дочь Даная. Как рассказывает Аполлодор, обратившись к оракулу по поводу наследника, Акрисий получил ответ, что сына у него не будет, а внук его убьет. Чтобы избежать печальной участи Акрисий заточил Данаю в медную башню, которую охраняли свирепые псы. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Плодом этой божественной связи стал Персей.

.Файл:Jan Gossaert 003.jpg.Мабюз Даная, 1527.

 

Ходили также слухи, что Данаю соблазнил ее дядя Прет. Акрисий приказал бросить дочь и внука в море, но они остались живы, так как ящик прибило к острову Сериф, где его поймал в свои сети рыбак по имени Диктис. Прошли годы, и Даная с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, сбежал в пеласгийский город Лариса. Случилось так, что местный царь пригласил Персея поучаствовать в играх. Персей стал соревноваться в пятиборье, и брошенный им диск, отклонившись от своего пути по воле ветра или богов, попал в Акрисия, поразив его насмерть. По Гигину Полидект женился на Данае. Через несколько лет весть об их спасении дошла до Акрисия, и он отплыл на Сериф, решив убить Персея. Вмешавшийся Полидект заставил деда и внука дать торжественную клятву, что они никогда не будут покушаться на жизнь друг друга. Однако поднявшаяся буря не дала кораблю Акрисия выйти в море, а тем временем Полидект скончался. Во время погребальных игр Персей нечаянно попал диском в Акрисия и убил его. Некоторые говорят, что впоследствии Даная отправилась в Италию и основала там город Ардеи для поселенцев из Аргоса. Одним из ее внуков был Турн.Также Даная относится к лунным божествам,но в меньшей степени.

*  *  *  *  *  *  *  *  *  *

В картине Тициана «Даная» (1553-1554 гг. Прадо, Мадрид) дочь аргосского царя, заточённая в крепость, не подозревает, что золотой дождь и есть воплощение всесильного Зевса. Тщетны усилия служанки, собирающей в фартук золотые монеты. Ослепительные солнечные лучи уже коснулись прекрасного тела Данаи, придав ему эффект золотого свечения. Всё в этой картине дышит любовью. Даже красный цвет портьер призван напомнить о силе чувственной любви.

 (699x500, 108Kb)

"Даная" 1554 из Прадо

*  * *  *  *  *

.Тициан. Даная (700x500, 83Kb)

Тициан "Даная" из музея Неаполя

Даная (700x443, 85Kb)

Тициан "Даная" Ок. 1554 Эрмитаж.

Иной подход к изображению сюжета избрал великий Рембрандт («Даная». 1636 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он сделал всё, чтобы зритель, глядя на картину, прежде всего почувствовал красоту духовную, а не физическую. На лицах персонажей ему мастерски удалось передать сложную игру чувств и мыслей. Ожидание таинственной встречи и одновременно тревога, радость запечатлены на лице Данаи. Служанка, очарованная прекрасным видением, застыла от неожиданности. Рембрандт, в отличие от Тициана, не стремится к передаче идеальных пропорций женского тела, напротив, он нарочито не скрывает несовершенства её фигуры. Сложный мир чувств и переживаний героев - вот что становится особенно важным для художника.

голая женщинаДаная, 1636-47. Холст, масло, 165х203.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели. Наиболее распространенное название картины «Даная». Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца. К ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее. Действительно, не вызывает сомнений, что любовник-невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя. Почему — этого мы, верно, никогда не узнаем.

Вот еще картина о Данае,только уже в творчестве Густава Климта.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/12/224/12224367_danae.jpg.

Даная (картина Климта, 1907-1908)

 

Все детали, относящиеся к сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Тема плодородия, ярко отраженная эпохой модерна, и присущая Климту тема женской сексуальности сливаются в единое целое в порыве, заставляющем полностью забыть о мифе, фабула которого сведена на картине художника к минимуму.

Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая еще более подчеркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определенную дистанцию.

Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Наслаждение, вызванное золотым дождём, является более чем простой компенсацией, оно вызывает воздействие недоступного при обычном акте, оно превращает тело Данаи в орнаментальный шифр, в произведение искусства. Эрос становится иконой.

Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности. «Даная» Климта является экстремальным примером полностью изолированной женственности, и дистанция, сохраняющаяся в картине благодаря её стилизации, только подчёркивает эту изоляцию. Для этой картины самопоглощённого вожделения, как и для многих других картин, изображающих обнажённое женское тело, нагота сама становится частью декорации.

«Революция» Климта не является чем-то ранящим даже там, где он нарушает все табу. Изображение эротического начала с его эстетическим звучанием, но одновременно в смягчённых тонах обеспечивает смотрящему умиротворенное восприятие.  Источники(1,2,3,4)

f-a-i-r-l-a-d-y.livejournal.com

Даная Картина Тициана

Искусство Италии 16-го века Картина художника Тициано Вечеллио «Даная» из цикла картин на поэтические темы для испанского короля. Размер картины 119 x 187 см, холст, масло. Заказчик - Филипп II Испанский, 1553-1562. В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота. Уже его «Даная» несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской» поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни, и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Но характерно, что Тициан вводит теперь мотив драматического переживания, мотив развития страсти. Изменяется сам художественный язык мастера. Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений.

В «Данае» мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье — уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств. Недаром ясной величавости «Любви земной и небесной» и спокойной неге «Венеры Урбинской» здесь противостоит ощущение взволнованного порыва сильных чувств. Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком. Циничная корысть грубо вторгается в картину: в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное. Красоте человечески яркого и свободного чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие.

Это столкновение характеров подчеркивается контрастом грубой, узловатой руки старухи и нежного колена Данаи, почти соприкасающихся друг с другом. В какой-то мере при всем различии образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины «Динарий кесаря». Но там сопоставление полного моральной красоты образа Христа с темным уродливым лицом фарисея, воплощающим грубую хитрость и низменные человеческие страсти, приводит к утверждению абсолютного превосходства и победы гуманного начала над низменным и жестоким. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты.

История искусства периода Позднего Возрождения. Далее →

smallbay.ru

Даная. Описание картины Тициана

Древнегреческий миф о Данае – прекрасной девушке, заточенной отцом в подземелье – будоражил воображение многих живописцев. Возможно, это было благодаря тому, что Даная была матерью одного из самых известных и почитаемых героев Древней Греции – отважного Персея, срубившего голову смертоносной Медузе, или тому, что Зевс тайно проник в девичьи покои затворницы чудесным и необычным образом, превратившись в золотой дождь, или благодаря переосмыслению антропоцентричной античной культуры в эпоху Возрождения.

Отец Данаи, царь Акризий, узнал от оракула об ужасном пророчестве – ему предстоит умереть от руки собственного внука, рожденного его единственной дочерью Данаей.

danaytitsiana

Стремясь избежать страшной судьбы, царь решает никогда не выдавать ее замуж и сделать затворницей, чтобы ни один мужчина не проник в ее тайные покои.

К девушке было приставлена старуха, единственная ниточка дочки царя с окружающим миром. Зевс, узнав о красоте Данаи, решил во что бы то ни стало проникнуть в покои. Согласно легенде, он превратился в золотой дождь, просочившись сквозь отверстие в крыше, хотя возможно, что он просто подкупил старуху золотом.

Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин. Художник, творчество которого пришлось сразу же на два художественных периода – Возрождение и барокко, несколько раз менял сюжет картины, пополняя разными деталями.

На первой его картине изображен крылатый бог любви Амур, а на последующих художник менял образ старухи-надсмотрщицы, стерегущей покой Данаи. Менялась также и палитра цветов и лишь сама фигура прекрасной обнаженной девушки, ее поза и выражение лица оставались неизменными. Рассмотрим вариант картины, находящейся в Мадриде, в музее Прадо.

На переднем плане на усыпальном ложе с белоснежным бельем возлежит обнаженная Даная и смотрит на чудесный дождь, сыплющийся сверху. В дымке золотого облака левее пурпурного полога постели едва различимы черты лица олимпийского бога с седой бородой.

Старуха смотрит на дождь с алчным интересом. Подставляя подол своего грязно-серого передника, страшная пожилая женщина с нескрываемой жадностью надеется, что дождь долго не остановится и она сможет заполучить огромное количество монет.

Нежная женственная красота золотокудрой Данаи противопоставляется старости и уродливости старухи. Колено правой ноги девушки визуально соприкасается с узловатой натруженной рукой пожилой женщины, подчеркивая этот контраст.

В духовном аспекте эти два персонажа также противопоставлены. Даная живет чувствами, страстями и любовью, а старуха готова все продать за золотые монетки и богатство – ее главный приоритет в жизни.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru

Даная (картина) - это... Что такое Даная (картина)?

 Даная (картина)

Существует несколько картин, изображающих Данаю:

  • Даная (картина Климта) — «Даная», картина Густава Климта, Музей Леопольда, Вена, 1907-1908
  • Даная (картина Корреджо) — «Даная», картина Корреджо, Галерея Боргезе, Рим
  • Даная (картина Мабюза) — «Даная», картина Мабюза, Старая пинакотека, Мюнхен
  • Даная (картина Тициана) — «Даная», картина Тициана, Музей Прадо, Мадрид
  • Даная (картина Рембрандта) — «Даная», картина Рембрандта, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Даная (картина Фоминой) — «Даная», картина Александры Фоминой
  • Даная (картина Уотерхауза) — «Даная», картина Джона Вильяма Уотерхауза

Галерея

  • «Даная» Александры Фоминой, 1969

  • «Даная» Джона Вильяма Уотерхауза,

Категории:
  • Многозначные термины
  • Даная
  • Картины с одинаковыми названиями

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Лутон
  • Свято-Алексеевская пустынь

Смотреть что такое "Даная (картина)" в других словарях:

  • Даная (картина Мабюза — Даная (картина Мабюза, 1527) Мабюз Даная, 1527 …   Википедия

  • Даная (картина Тициана — Даная (картина Тициана, 1553 1554) Тициан Даная, 1553 1554 Danae …   Википедия

  • Даная (картина Климта — Даная (картина Климта, 1907 1908) Густав Климт Даная, 1907 1908 …   Википедия

  • Даная (картина Рембрандта) — Рембрандт Даная, 1636 1647 Холст, масло. 185×203 см Госуда …   Википедия

  • Даная (картина Тициана) — У этого термина существуют и другие значения, см. Даная (картина). Существует несколько картин Тициана, изображающих Данаю: Даная (картина, Тициан, 1545 1546) «Даная», картина Тициана, Национальный музей Каподимонте, Неаполь Даная (картина,… …   Википедия

  • Даная (картина Тициана, 1553—1554) — Тициан Даная, 1553 1554 Danae Холст, масло. 128×178 см Музей Прадо, Мадрид …   Википедия

  • Даная (картина Мабюза, 1527) — У этого термина существуют и другие значения, см. Даная (картина Тициана) …   Википедия

  • Даная (картина, Рембрандт, 1636-1647) — Рембрандт Даная, 1636 1647 Холст, масло. 185 × 203 см Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург «Даная» (1636 1647) картина …   Википедия

  • Даная (картина, Мабюз, 1527) — Мабюз Даная, 1527 Дерево, масло. 114 × 95 см Старая пинакотека, Мюнхен «Даная» (1527) картина Мабюза …   Википедия

  • Даная (картина Климта, 1907-1908) — Густав Климт Даная, 1907 1908 Холст …   Википедия

dic.academic.ru

Даная Тициана. Описание картины

«Данаю» иногда называют «самым эротичным шедевром Тициана». Существует, по меньшей мере, пять версий картины, одна из которых хранится в музее Прадо.

Мифологическая основа картины Тициана

Согласно мифу, Акрисию, царю греческого Аргоса, дельфийский оракул возвестил, что его сместит с престола собственный внук, которого в будущем родит царская дочь, красавица Даная. Напуганный предсказанием, Акрисий заточил Данаю в башню, куда не доберётся ни одни из смертных. Красотой Данаи пленился Зевс. Бог-громовержец проник к ней в виде золотого дождя. От этой связи на свет появился герой Персей.

Пять «Данай» Тициана

Первый вариант «Данаи» Тициан написал в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, одного из богатейших людей Италии (по слухам, моделью являлась любовница кардинала – известная куртизанка по прозвищу Ангел). Картина хранится в Неаполе, в музее Каподимонте, и отличается от всех последующих версий составом персонажей: во всех остальных будет присутствовать старая кормилица (или служанка). В первой же версии этой героини не было: вместо неё в ногах у Данаи располагается купидон с крылышками и луком, что вполне логично, учитывая образ жизни натурщицы, с которой писалась картина. Да и мифический золотой дождь приобретает в этой связи совсем новые оттенки смысла.

Второй вариант «Данаи» создан около 1553 года для испанского короля Филиппа II. Здесь вместо купидона возникает старая кормилица, которую Тициан будет повторять во всех последующих версиях. Во многом такое изменение оказалось удачным. Оно позволило Тициану обогатить композицию целым рядом смысловых контрастов: молодость и старость, красота и уродство, обнажённая фигура и одетая. Впоследствии «Даная» Филиппа II украшала королевские резиденции Алькасар и Буэн-Ретиро, а после войны за независимость в первой половине ХIX века король Фердинанд VII передал её герцогу Веллингтону, и сейчас картина представлена в резиденции Веллингтонов Эпсли-Хаус (Лондон).

Еще две «Данаи» – из собраний Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Историко-художественного музея (Вена) – датируются 1554-м и 1564-м годами соответственно.

Пятая «Даная», хранящаяся в Прадо (репродукция слева), написана в промежутке между 1560-1565 годами. По качеству исполнения она превосходит реплики из Петербурга и Вены. Специалисты отмечают, что из всех версий именно эта отличается наибольшим градусом эротизма. В других версиях ноги Данаи прикрывает полупрозрачная ткань – здесь она отсутствует; выражение лица героини с приоткрытыми губами не просто сияет спокойной умиротворённостью, как в прочих версиях, – оно близко к экстатическому; рука Данаи покоится между бёдер, словно облегчая доступ к её телу Зевсу, падающему сверху в виде дождя из золотых монет.

«Даная» и её особый, «тициановский» колорит

Передача теплого свечения заката, усиливающего эротический накал картины, искуснейшее использование Тицианом полутонов и цветовых антитез, отказ от резко обозначенных разделяющих линий создают естественную мягкость колорита, где краски будто особым образом мерцают от пронизывающего их изнутри света, что и получило название тициановского колорита.

Место «Данаи» в творчестве ТицианаЧастота повторения одного сюжета и громкие имена заказчиков свидетельствуют о том высоком положении, которое Тициан Вечеллио занимал в художественной иерархии периода Высокого Ренессанса. Тициан ценился не только как непревзойдённый мастер колорита, но и как виртуоз эротической живописи. Тосканский писатель XVI века Джованни делла Каза замечает: Даная в исполнении Тициана соблазнительна настолько, что в сравнении с ней даже его обнажённая «Венера Урбинская» кажется монахиней.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картины -двойники...Тициан "Даная".Какой из них вы бы отдали предпочтение?

Темой для создания картин о Данае послужила красивая легенда.

   Даная-дочь аргосского царя Акрисия и Эвридики. Акрисий, которому была предсказана смерть от руки внука, заключил Данаю в медную башню, куда не было доступа смертному. От Зевса, проникшего к Данае в виде золотого дождя, она родила Персея. Тогда разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Много дней носился по волнам ящик, пока его не прибило к острову Сериф, где его нашел рыбак Диктис, открыл и обнаружил Данаю и Персея живыми и невредимыми.

      Брат Диктиса Полидект, правитель острова, влюбился в Данаю и пытался силой ею овладеть. Чтобы возмужавший Персей не помешал его планам, Полидект отправил его за головой горгоны Медузы. Персей, вернувшись обратно, обнаружил Данаю у алтаря храма, где она искала убежища от притязаний Полидекта. Показав Полидекту голову Медузы, Персей превратил правителя в камень. А править стал Диктис. Обрадованная тем, что все горести позади, Даная решила навестить отца, но Акрисий не впустил в дом ни ее, ни Персея. Прошло еще много лет, и однажды на играх Персей случайно бросил диск туда, где стояли зрители. Среди них был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть.

 

Тициан. Даная 1544-45 г.г. Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия       Представитель венецианской школы, величайший итальянский живописец эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477-1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом.     В эпоху Возрождения миф о Данае выступал в искусстве как форма художественного обобщения. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании.  Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

        Наиболее популярны две «Данаи» - одна создана в 1544 году (Неаполь, музей Каподи-монте), вторая – в 1553-1554 гг. (Мадрид, Прадо). По существу, «Даная» 1553 – 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше. Первая картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану удается завязать отношения с этой семьей. Можно предположить, что первое полотно «Даная» служит как бы материальным символом этого сближения, чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры.         Первая «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь соблазнительна, что  по сравнению с «Венерой Урбино»,кажется ханжой - замечает монсеньор Джованни Делла Каза.После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и Микеланджело.

 (699x500, 53Kb)

Тициан Даная 1553-54 г.г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

        Вторая же картина была выполнена для еще более значительного высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для мадридского двора, Карла V и принца Филиппа. Следует помнить, что в том числе и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные  отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести: в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.Вместо амура на полотне появляется – что более соответствует тексту Овидия о Данае – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Появляется собачка, «разделяющая ложе» с Данаей .     И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с очевидным эротическим смыслом. Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге. Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи. Но истинно тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств. Третий вариант «Данаи» находится в нашем Эрмитаже, а еще одна копия находится  в Вене. 

 (700x447, 56Kb)

Тициан Даная 1553 г. Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каков след Данаи в творчестве художника?   Даная явилась для Тициана возможностью создать женский образ, не только залитый светом, но как бы состоящий из него. Сотканная из света фигура во времена Тициана была подлинным новшеством в живописи. И в этом смысле она олицетворяет другую жизнь и другое искусство. Тонкий и плавный переход от светописи женского тела к тени, отказ от разделяющих линий есть начало чего-то нового и доселе неизведанного, куда погружался Тициан в 50-е годы XVI века… «Даная» явилась той вешкой, которая как бы помечает собой превращение Тициана из талантливого и искусного живописца – в великого и неповторимого гения своей эпохи, вставшего в один ряд с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. 

Тициан Даная 1564 г. Историко-художественный музей, Вена, Австрия

         Миф очень обаятельный и привлекал многих художников.  Начиная с эпохи Возрождения, сам миф в искусстве выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и пропущенная через их духовный и художественный опыт.

 «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи. «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта