Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биография. Картины дега


Эдгар Дега: биография, самые известные произведения. Эдгар Дега

В шестидесятые годы XIX века во Франции зародилось художественное направление, представители которого через свои мимолётные впечатления от окружающего мира стремились добиться более естественного и живого его изображения. Оно получило название импрессионизм от французского слова impression ― впечатление. Одним из ярких представителей этого направления стал художник Эдгар Дега, произведения которого открыли новую страницу в мировой живописи.

Произведения Эдгар Дега

Детское увлечение рисованием

Родился будущий художник в 1834 году в Париже в богатой семье, имевшей аристократические корни. Его фамилия пишется ― де Га (частица «де» свидетельствует о дворянском происхождении), но в старшем возрасте Эдгар под влиянием переполнявших его социальных идей поменял её на более демократичную ― Дега.

Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец ― управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков - не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Однако, материальная обеспеченность позволяла молодому человеку не заботится о хлебе насущном и посвящать всё свое время любимому занятию. Так появились его ранние произведения. Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства.

Увлечение творчеством Энгра, и начало учёбы

Биографы отмечают, что среди признанных мастеров кисти наибольшее влияние на Дега оказал Жан Огюст Энгр, перед творчеством которого он всю жизнь преклонялся, которое наложило заметный отпечаток на его собственные произведения. Эдгар Дега в возрасте двадцати лет приступил к занятиям живописью в мастерской одного из учеников своего кумира ― Луи Ламота, ныне забытого, а в те годы пользовавшегося широкой известностью.

Эдгар Дега произведения список

Живя в Париже, Эдгар проводит много времени в залах Лувра, где, копируя полотна старых мастеров, пытается постичь секреты их творчества. Имея материальную возможность путешествовать, он также посещает лучшие музеи Италии, где знакомится с шедеврами живописи гениев Итальянского Возрождения ― Джотто, Гирландайо, Беллини, Мантенья и других художников, ставших символами величайшей эпохи в изобразительном искусстве.

Первые самостоятельные шаги

Возвратившись в Париж, Дега становится владельцем собственной мастерской, в которой работает главным образом над созданием портретов и полотен на историческую тему. Ещё во Флоренции им было создано много полотен, на которых молодой художник запечатлел своих итальянских родственников, чьим гостеприимством пользовался в течение нескольких месяцев. Эти работы стали свидетельством рождения нового мастера-портретиста.

Однако в начале шестидесятых годов основное внимание в своём творчестве Дега уделяет историческим полотнам, с помощью которых надеется добиться славы и признания. Он пишет ряд картин на античные и средневековые сюжеты, но они не имеют успеха. Это становятся поводом для разговоров о несостоятельности художника в данном жанре.

Пожалуй, единственной по настоящему зрелой картиной, созданной Дега на рубеже шестидесятых годов, можно считать портрет его флорентийских родственников ― семьи Беллели, начатый им ещё в Италии, а законченный по возвращении из поездки. Это большое по размерам полотно, на котором фигуры изображены в полный рост, вобрало в себя как элементы классической школы живописи, так и многие реалистически представленные черты персонажей, выполненные в новой по тем временам художественной манере.

Эдгар Дега и его произведения

Знакомство с импрессионистами

Поистине переломным в творчестве художника стал 1861 год, когда он знакомится с одним из основоположников зарождавшегося в то время импрессионизма Эдуардом Мане. Благодаря ему Дега вошёл в круг живописцев, посвятивших себя этому новому течению в искусстве. Но несмотря на общие позиции, среди которых важное место занимало неприятие официального академического искусства с его вымученными и безжизненными сюжетами, с новыми знакомыми у Дега обнаружились и определённые расхождения.

В отличии от многих импрессионистов, он не любил работать на пленэре ― открытом воздухе, считая, что это рассеивает внимание. Художник отдавал предпочтение студии, где обстановка позволяла более продуманно и осознанно подойти к созданию картины. Сюжеты его произведений в основном связаны с миром оперы, театра и кафешантанов.

Другим, более значимым отличием творчества Дега от работ его новых друзей, было стремление к созданию произведений социальной направленности, без прикрас изображавших окружающую его жизнь. Отмечено, что если импрессионисты уделяли основное внимание свету (ярким примером могут служить картины Моне и Мане), то в картинах Дега внимание акцентировано на движении.

Многие ведущие искусствоведы причисляют его творчество к импрессионизму, но следует принять во внимание, что весьма условными являются сами попытки делить художников и их произведения по стилям. Эдгар Дега в данном случае лишь выражает общий порыв, свойственный искусству его времени, и делает это достаточно своеобразно и индивидуально.

Произведения Эдгар Дега биография

Франко-прусская война и последующие годы

Вынужденный перерыв в творчестве художника был вызван начавшейся в 1870 году франко-прусской войной. Дега также, как и его собрат по искусству Мане, отправился добровольцем на фронт, где служил вначале в пехотном полку, а затем был переведён в артиллерию. Демобилизовавшись по окончании военных действий, он в 1971 году отправляется сначала в Великобританию, а затем к своим родственникам по материнской линии в Америку.

Когда через два года Дега вернулся во Францию, для него начались трудные времена. Скончался отец, оставив после себя значительные долги. Чтобы сохранить репутацию семьи, Эдгар выплачивает их, продав для этого не только собранную в их семье коллекцию картин старых мастеров, но и фамильный дом. Впервые в жизни ему пришлось зарабатывать на жизнь.

Участие в художественных выставках

Единственным выходом из создавшейся ситуации была попытка продать собственные произведения. Эдгар Дега в течение ближайших двух лет становится участником семи выставок, организованных его друзьями художниками-импрессионистами, и, так как его работы пользуются неизменным успехом у потенциальных покупателей, рассчитывается с долгами. В то же время он приобретает широкую известность, как один из самых ярких живописцев своего времени.

Произведения Эдгар Дега живопись

Произведения, посвящённые балетной теме

Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Среди наиболее известных работ этого цикла ― «Танцевальный класс» (1873 г.), «Танцовщица на сцене» (1879 г.), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г.) и «Голубые танцовщицы» (1890 г.).

Сцены из жизни кафешантанов

Другой темой, на которую писал свои произведения Эдгар Дега, была жизнь парижских кафешантанов. Излюбленным местом, где он находил сюжеты для своих картин, был парк Монсо, через десятилетие после Дега воспетый в творчестве Тулуз-Лотрека. Нарочитая демократичность кафешантанной жизни, граничащая порой с вульгарностью, притягивала художника.

Известно, что Дега не отдавал предпочтения каким-то определённым заведениям. Он одинаково охотно посещал и перворазрядные кафе на Елисейских полях, и весьма сомнительные кабаки Бельвиля. Здесь им были созданы необычайно выразительные сцены, казалось, выхваченные из самой жизни. Этот раздел творчества наиболее известен картинами «Концерт в кафе» (1877 г.), «Певица с перчаткой» (1878 г.) а также «Певица на сцене» (1877 г.).

Иные художественные произведения

Эдгар Дега, живопись которого принесла ему заслуженную известность, много работал и в достаточно специфическом жанре, используя пастель ― спрессованную в виде мелков смесь красящего пигмента с добавлением клейкого вещества. Эта техника, не представлявшая особой сложности, позволяла достичь яркости и свежести тонов. Ей пользовались в то время многие художники-импрессионисты.

Все произведения Эдгар Дега

Своеобразные «мерцающие» штрихи в сочетании с сочными насыщенными тонами позволяли Дега создать в своих работах неповторимую красочную атмосферу. Среди наиболее известных работ, выполненных в этой технике, можно назвать картину «Голубые танцовщицы», хранящуюся в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Многообразие творчества Дега

Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам. Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Работая с глиной и гипсом, он руководствовался в значительной степени осязанием ― руки заменяли ему глаза.

Закат жизни художника

Так и не устроивший свою личную жизнь, Эдгар Дега провел последние годы в одиночестве. Он практически полностью ослеп, что лишило его возможности продолжать работу. К счастью, материальной нужды художник не испытывал, так как слава и известность позволяли продавать по небывалым для тех времён ценам ранее созданные им произведения.

Эдгар Дега, биография которого описана в статье, скончался 27 сентября 1917 года. В последний путь его провожали немногие ещё оставшиеся в живых собратья по искусству, среди которых были Клод Моне и Жан-Луи Форрен. При погребении не произносились длинные речи ― об этом просил в последние дни жизни сам Эдгар Дега.

Произведения, список которых вошёл в золотой фонд мирового искусства

Прошли годы. С позиции времени по-новому стали восприниматься многие работы, созданные в прошлом. Эдгар Дега и его произведения стали темой исследования поколений искусствоведов. Картины художника сегодня экспонируются в лучших музеях мира и являются гордостью крупнейших частных коллекций.

Произведения по жанрам Эдгар Дега

Без имени Дега невозможно представить развитие французской и мировой живописи последней трети XIX и начала XX века. Сегодня в залах Лувра молодые художники копируют его полотна также, как много лет назад он трудился, воспроизводя работы старых мастеров. Для них бесценной школой являются его жизнь, отданная искусству, все произведения. Эдгар Дега по праву вошёл в число выдающихся художников мира.

fb.ru

Эдгар Дега. Честность мгновения | Artifex.ru

Мы иногда удивительно мало знаем о людях, чье творчество стало мировым достоянием. Их произведения могут быть узнаваемыми, популярными и баснословно дорогими, а биографии печататься огромными тиражами, но так ли много на самом деле мы знаем о жизни великих? Одни события доходят до нас в виде сухих жизнеописаний, другие случаи, быть может, более интересные, в качестве анекдотов.

В известной шутке говорится, что если на картине изображены балерины, то это Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917). Отчасти это верно, ведь целые дни его жизни были посвящены попыткам уловить эфемерное очарование танца, делающее балет поистине волшебным зрелищем. Но все же такая примечательная фигура в истории импрессионизма, как Дега, с его страстями, переживаниями и личной трагедией, заслуживает куда большего внимания, чем уделяют ему порой, называя «живописцем танцовщиц».

 

Начать стоит хотя бы с того, что подпись художника являлась своеобразным псевдонимом – из побуждений революционного толка он соединил собственную фамилию Га и частицу де, свидетельствовавшую о дворянском происхождении. В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен.

Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы, и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически.

Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело, и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».

Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. То есть, далеко не всё. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами, и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю.

Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии, и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности, и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию.

 

Живопись | Эдгар Дега | Юные Спартанцы Тренируются, 1860Живопись | Эдгар Дега | Семирамида Закладывает Город, 1861

Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной.

  

В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного, и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними.

  

Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. В России Дега известен по таким летящим, слегка размытым и обрезанным, словно в фотообъективе, сценам. Однако целый пласт работ, напротив, изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица, и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже. Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены.

  

Можно вообразить, что вся жизнь художника была полна лишь праздного наблюдения. Однако он прекрасно представлял и иную сторону жизни, лишенную какой бы то ни было романтики. Движимый представлениями о долге и чести, вскоре после начала франко-прусской войны он, как и Мане, в 1870 добровольцем отправился на фронт. Именно там спустя некоторое время проявились первые признаки проблем со зрением, впоследствии жестоко отравившие последние годы Дега.

Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Долги семьи, оставшиеся после смерти отца, и преумноженные неумелой игрой на бирже, требовали уплаты, и Дега метался в попытках выручить необходимые суммы. Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент живописец обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.

Он наконец приблизился к желанной форме, когда нашел эффект, который придавала нанесенная поверх масляного подмалевка пастель. Она, как ничто другое, подходила для усиления экспрессии танца и в то же время смягчения общего тона. Подобный способ не был абсолютно новаторским, им широко пользовались многие импрессионисты. Но Дега был иным.

Он с легкостью переходил от одного настроения и группы сюжетов другой, успевая запечатлеть атмосферу великолепно освещенных театральных сцен, маленьких балетных студий и полутемных парижских каморок. Он не гнушался изображать после танцовщиц простых прачек или гладильщиц. Напротив, последние неизменно получались более натуралистичными, а атмосфера изнеможения и тупой усталости, всегда сопутствующей тяжелой каждодневной работе, вероятно, находила отклик в его душе.

 

Живопись | Эдгар Дега | Гладильщицы, 1884Живопись | Эдгар Дега | Абсент, 1876

Переход от легкой элегической грусти балета к унынию и даже апатии в «Гладильщицах» или «Абсенте», невольно возвращает зрителя к мысли о том, что могло твориться в сердце человека, переносящего на холст эту смертельную усталость. Фотографии и портреты изображают Дега с неизменно кротким, немного усталым лицом и печалью в глазах. Что так мучительно искал художник, и что за драма отражалась на всей его жизни?

Неясно до сих пор, могла ли стать причиной этого женщина. Несмотря на великое множество прекраснейших дам, позировавших Дега, кажется, ни одна не сумела перевесить его тяги к одиночеству и свободе. Духовное поклонение женщине как идеалу затмевало телесное влечение, и даже сцены, написанные в публичных домах, не заставляли современников представить Дега сластолюбцем.

Быть может, он предчувствовал тоску и одиночество последних дней, когда болезнь отняла самое ценное в жизни – его картины. Почти десять лет, пока зрение продолжало стремительно ухудшаться, тяжелый нрав и ощущение беспомощности усугубляли обособленность Дега. На его похоронах присутствовали лишь самые близкие друзья, и тех он попросил воздержаться от напыщенных надгробных речей.

Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.

  

Кроме того, в 80-90-е годы Дега создал целый ряд монотипий – оттисков с металлической пластины, на которую нанесены краски. Туманные, странные образы, в которых виден набирающий обороты динамизм приближающегося нового столетия, переданный в пейзажах с дымом фабричных труб. Пугающе темные, полные запретного чувства бордельные сцены. И наконец, такая работа как Frieze of Dancers, вновь посвященная балету, но в то же время поразительно современная.

  

Дега пришел в этот мир как человек, который мог бы стать одним из миллионов прочих, а покинул его одним из величайших живописцев. Кто знает, сколько тайн еще осталось недоступными современникам, в биографии и творчестве Дега. Тайн, которые могут быть раскрыты, или же навсегда потеряны в водовороте истории.

artifex.ru

Эдгар Дега.

Вдохновение и одиночество

degaРожденный в богатстве, Дега впоследствии вынужден был продать свой дом и большую часть имущества, чтобы расплатиться с долгами, оставшимися после смерти отца. Выросший в большой семье, он умер в полном одиночестве.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара, Рене Иле-ром де Га. (Тот эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.) Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать. Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами. Предприняв несмелую попытку стать юристом, Эдгар решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью.

Его первым учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот, фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени, и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.

galereja Apollona v Luvre
На этой фотографии конца XIX века изображена галерея Аполлона в Лувре, Париж. Именно так галерея выглядела в те годы, когда юный Дега проводил долгие часы, копируя выставленные здесь картины старых мастеров.

Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.

После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание Дега начал уделять картинам на исторические темы. Это были сложные, большие полотна, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Однако уже в начале 1860-х годов он вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками. В 1861 году, во время своей поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми.

В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

В своих портретах Дега отошел от изображения самого себя и членов своей семьи и начал писать других людей, интересовавших его как художника. Его картины время от времени выставлялись в Салоне, однако Дега редко продавал свои работы, предпочитая оставлять их у себя.

Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, — это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.edgar dega

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Дела покойного оказались в полном беспорядке, и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Некоторые выставки он помогал организовывать. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

 

 (700x660, 97Kb)

«Гладильщицы» (1884), одна из самых известных картин Дега, изображающая жизнь прачек. Несколькими годами раньше, во время поездки в Новый Орлеан, Дега писал своему другу, Джеймсу Тиссо, что парижские девушки-прачки с обнаженными руками кажутся ему прекраснее всех чудес, которые он увидел в Америке.

В отличие от остальных импрессионистов у него никогда не возникало трудностей с продажей своих картин. Это свидетельствует о том, что, будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался кратковременным, и уже к 1880 году он стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусства.

«Дети на крыльце» (Новый Орлеан). На этой картине изображен дом дяди художника, Мишеля Мюссона. Это одна из целого цикла работ, которые были написаны Дега во время поездки в Америку в 1872-1873 годах.
«Дети на крыльце» (Новый Орлеан). На этой картине изображен дом дяди художника, Мишеля Мюссона. Это одна из целого цикла работ, которые были написаны Дега во время поездки в Америку в 1872-1873 годах.
Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.
Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.

Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже почти ничего не писал.

В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

 (560x699, 152Kb) 

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

 (500x600, 62Kb)

"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж

 (537x699, 130Kb)

"Певица с перчаткой" 1878 

 (508x699, 111Kb)

"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж

 (600x600, 100Kb)

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

 (540x570, 84Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

 (469x699, 163Kb)

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон

 (497x500, 126Kb)

 (700x570, 87Kb)

"Семья Беллелли" 1858

 (700x493, 104Kb)

Ранний период. 1854-1861

 (700x558, 126Kb)

"Хлопковая биржа" 1866-1868

 (700x558, 226Kb)

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

 (480x600, 78Kb)

"Портрет мисс Кэссет" 1878 

 (700x462, 132Kb)

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

 (531x699, 134Kb)

 (698x699, 155Kb)

 (531x699, 65Kb)

" Эдмон и Тереза Морбилли" 

 (700x525, 115Kb)

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

 (478x600, 113Kb)

"Гладильщица"

 (690x480, 117Kb)

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

 (657x600, 140Kb)

"Магазин дамских шляп"

 (671x600, 177Kb)

"У модистки"

 (683x600, 151Kb)

"У модистки"

 (700x528, 202Kb)

"На скачках"

 (699x441, 107Kb)

"На скачках в Каунтри"

 (693x570, 73Kb)

 (700x415, 130Kb)

"На пляже"

 (700x398, 88Kb)

 (513x600, 138Kb)

"На балете"

 (500x600, 113Kb)

"Оркестр"

 (449x600, 84Kb)

"Оркестровая яма"

 (585x600, 168Kb)

"Эдмон Дуранти"

 (650x550, 98Kb)

"Балерина и женщина с зонтом" 1882

 (699x585, 176Kb)

"Четыре танцовщицы" 1884

 (460x600, 105Kb)

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

 (490x600, 94Kb)

"Туалет" 1885

 (451x495, 188Kb)

"Женщина в ванне" 1885

 (700x525, 144Kb)

"Женщина, моющая спину" 1886

 (466x550, 102Kb)

"Женщина, выходящая из ванны"

 (419x699, 61Kb)

 (456x698, 99Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

 (700x385, 139Kb)

"После купания" 1885

 (508x600, 163Kb)

 (579x600, 178Kb)

 (506x600, 149Kb)

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

 (645x600, 156Kb)

"Женщина за туалетом"

 (539x600, 154Kb)

"После умывания" 1884

 (485x699, 122Kb)

"Прима" 1877

 (580x600, 101Kb)

 (650x500, 80Kb)

"Балерины на поклонах" 1885

 (415x550, 70Kb)

"Арлекин и Коломбина" 1886

 (506x550, 104Kb)

"Балетный класс мадам Кардиналь"

 (616x699, 68Kb)

"Балетная школа" 1877

 (420x700, 124Kb)

"Финал арабеска" 1877

 (648x607, 61Kb)

"Отдыхающая танцовщица"

 (700x619, 148Kb)

 (461x698, 153Kb)

"Танцавщица с тамбурином" 

 (611x699, 184Kb)

"Танцовщицы"

 (530x699, 141Kb)

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

 (401x550, 87Kb)

"Пейзаж с танцовщицами"

 (511x550, 116Kb)

"Танцовщица в зелёном"

 (636x415, 26Kb)

"Класс"

 (700x525, 117Kb)

 (565x699, 183Kb)

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

 (419x550, 87Kb)

 (510x699, 116Kb)

 (587x698, 240Kb)

"Танцовщицы"

 (699x474, 124Kb)

"Урок танца" 1872

 (466x699, 119Kb)

"Танцовщица у станка" 1880

 (699x501, 168Kb)

"Репетиция на сцене"

 (700x665, 140Kb)

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

 (507x699, 119Kb)

"Две юные танцовщицы "

 (534x699, 148Kb)

 (700x340, 82Kb)

"Балет на сцене парижской Оперы"

 (699x478, 151Kb)

"Балетная сцена"

 (528x699, 207Kb)

"Две танцовщицы" 1898-1899

 (518x700, 142Kb)

 (536x698, 46Kb)

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

 (699x444, 148Kb)

"Репетиция"

 (524x698, 36Kb)

"Сидящая балерина" 1879-1880

 (582x550, 140Kb)

"Три русские танцовщицы"

 (400x496, 205Kb)

"Танцовщица" Эрмитаж

 (700x587, 165Kb)

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

 (699x557, 169Kb)

"Балетная репетиция"

 (700x385, 77Kb)

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега)

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.Море и горы 1890г.

Эдгар Дега.Аделаида Де Га

Эдгар Дега.Всадники.1862

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

 

Эдгар Дега.

 

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

art.mirtesen.ru

Картина "Голубые танцовщицы" и другие произведения Эдгара Дега

Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина "Голубые танцовщицы" стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега - один из величайших и самых талантливых живописцев своего века. Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и живопись Франции, но и на мировое искусство и культуру.

Краткая биография

Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина "Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции - Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.

картина голубые танцовщицы

Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.

Творческий путь

Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: "Семирамида закладывает город" (1861 г.), "Бедствия Орлеана" (1865 г.) и "Александр и Буцефал" (1861-1862 гг.).

дега голубые танцовщицы картина

Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев. Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.

Знакомство с импрессионистами

Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина "Голубые танцовщицы". Дега познакомился с Эдуардом Мане в 1861 году. Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом. Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.

картина голубые танцовщицы эдгар дега

Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.

Э. Дега "Голубые танцовщицы": описание картины

Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям. На картине "Голубые танцовщицы" изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Особую ценность картина "Голубые танцовщицы" представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.

Вклад в искусство

Простое описание картины "Голубые танцовщицы" не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.

описание картины голубые танцовщицы

Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины "Голубые танцовщицы", в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.

Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.

Заключение

Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. "Голубые танцовщицы" - картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни. Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху. Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).

дега голубые танцовщицы описание картины

Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина "Голубые танцовщицы" выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.

fb.ru

Знаменитые полотна Эдгара Дега, Buro 24/7

27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий живописец Эдгар Дега. К моменту его смерти в возрасте 83 лет он был уже признанным мастером, чьи картины продавались по баснословным ценам и имели признание критиков. Это неудивительно — его необычные ракурсы, динамичный рисунок и необыкновенная игра красок выделяли его среди видных художников-импрессионистов того времени. В отличие от них, Дега никогда не стремился уловить игру света и тени и не любил рисовать на природе. Он предпочитал творить в привычной ему студии или театре и запечатлевать на своих полотнах движение. В каком-то смысле Дега всегда стоял чуть в стороне от импрессионистов, хотя исправно участвовал в их выставках и водил дружбу со многими известными представителями это направления: Эдуардом Мане, Клодом Моне, Жан-Луи Фореном и другими. Сегодня, спустя 95 лет со дня смерти Эдгара Дега, Buro 24/7 предлагает вспомнить лучшие работы этого прекрасного художника.

 Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 1)

"Абсент"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 2)

"Балетная школа"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 3)

"Гладильщицы"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 4)

"Голубые танцовщицы"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 5)

"На пляже", 1869-70

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 6)

"Мытье"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 7)

"Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо", 1879

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 8)

"Семейство Беллели"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 9)

"У модистки"

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 10)

"Лошади на пути в Лонгшамп" 

Знаменитые полотна Эдгара Дега (фото 11)

"На скачках", 1877–1880

Текст: Василиса ЗинарьФото: wm-painting.ru, rudata.ru, art-line.co.ua

www.buro247.ru

Художник-импрессионист Эдгар Дега: картины, скульптуры и биография

Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он начал намного позже.

Картины на исторические темы

На исходе 1850-х годов, когда Эдгар пребывал в Италии, ему удалось познакомиться с творчеством старых художников. Вскоре он вернулся во Францию и написал несколько картин, в основу которых были положены исторические сюжеты (состязание спартанских парней и девушек, Семирамида, закладывающая город и т. д.). Но классическими в этих полотнах были, пожалуй, только лишь темы: греки у Эдгара были похожи на жителей Парижа, а манера изображения была достаточно раскованной и свежей.

Эдгар Дега

Портреты

В 1860-е годы художник пишет несколько удивительных портретов, чем-то напоминающих творения Энгра, но в целом, весьма оригинальных и узнаваемых. В этих картинах уже отчетливо заметны качества, свойственные всем работам Дега: объективность, желание максимально точно передать все детали, благородные цвета, элегантность. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. Особого внимания заслуживает портрет женщины с цветами – такого в истории живописи еще не было никогда. Художник без лишних сомнений размещает даму с краю, причем часть ее туловища оказывается срезанной.

Модные течения в искусстве. Что изображал Дега?

С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Что считалось актуальным в то время? Прежде всего воплощение в полотнах непосредственных эмоций, кроме того, современные художники не чурались погружения в жизнь простого народа, они черпали оттуда вдохновение. Эдгар Дега картиныЭдгар Дега, картины которого никого не оставляют равнодушными, выделялся из толпы импрессионистов тем, что изображал исключительно фигурные композиции, однако вскоре он перестал ограничивать себя только портретами и начал писать всадников на конях, скачки, сюжеты в кабаре и кафе, прачек, швей, танцовщиц, а также девушек, приводящих себя в порядок.

Смыслом своей деятельности парижский творец считал демонстрацию правды жизни. Кстати говоря, он всегда был против ее приукрашивания.

Удивительный парадокс, предварение современного кинематографа

Каждая картина Дега – результат продолжительных наблюдений и изнурительной работы по превращению их в готовое изображение. В его полотнах не было ничего непосредственного, он долго размышлял над каждой деталью, и в этом он был схож с Пуссеном. Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. Эдгар Дега Голубые танцовщицыВот и Эдгар Дега, биография которого полна интересных фактов, писал соответствующие картины: бегущих коней, репетиции танцовщиц, балет, женщин, гладящих белье, расчесывающихся, наряжающихся и моющихся девушек. Полотна парижского творца без преувеличения можно назвать сборником людских движений и поз. Кроме того, они отличаются оригинальным ракурсом, благодаря которому даже неподвижный образ может показаться колеблющимся. Многие импрессионисты добавляли в свои творения изображения восточных гравюр, но Дега этого не делал никогда. Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью.

Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. Интересно, что люди, изображенные на его полотнах, кажутся запечатленными не обычной, а скрытой камерой. Что касается девушек, приводящих себя в порядок, то Эдгар Дега говорил, что до некоторого времени обнаженные представительницы прекрасного пола представали на картинах в таких неестественно эротичных позах, что казалось, будто есть наблюдатель, перед которым они красуются. А его женщины совершенно расслаблены и не пытаются никому понравиться, а полностью заняты мытьем, расчесыванием и одеванием.

Проза рождает поэзию

Дега всегда желал проникнуть в тайны жизни, и его можно считать и романтической натурой, и объективным наблюдателем одновременно. В его картинах есть и прекрасные моменты, и грубоватая правда.

Понять это можно, рассмотрев его полотна, в основу которых положен балет. Он изображает и театральное «закулисье», и сказочное представление, разворачивающееся на сцене. Простоватые и абсолютно неромантичные балерины превращаются на наших глазах в элегантных фей, именно проза рождает поэзию. Как хорошо понимал эту закономерность Эдгар Дега! Балерина становится изящной бабочкой, стоит только ей начать свой танец.

Использование пастели, изменение стиля

С возрастом Дега все чаще начинает обращаться к пастели, как правило, соединяя ее с гуашью, литографией либо монотипией. Она нравилась ему по причине своей благородной мягкости, совмещенной с насыщенностью и выраженностью оттенка, а также красивой матовости. Со временем стиль художника становится все более монументальным. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Что касается поздних картин Дега, то в них самое главное место занимает цвет, эта сияющая, свободная, удивительная стихия. Эдгар Дега биографияВ полотнах, изображающих балерин, написанных на исходе века, художник, все еще искусно фиксируя миг, уже направляется в сторону более монументального видения ХХ столетия, его можно даже посчитать предвестником фовизма.

Статуэтки

Практически всю жизнь Дега делал скульптуры: мастерил из глины и цветного воска фигурки бегущих коней, танцовщиц в элегантных позах и девушек, приводящих себя в порядок. Ближе к концу жизни у художника развилась глазная болезнь, и он больше не мог писать картины, а занимался только этими статуэтками. Эдгар Дега, скульптуры которого долгое время были неизвестны миру, скрывал от общественности еще один свой талант. Последние его годы были драматичными: творец, удивлявший товарищей безупречным зрением, скончался совсем плохо видящим.

«Голубые танцовщицы»

художник импрессионист Эдгар Дега

Отдельно следует сказать об этой картине. При первом взгляде на нее может показаться, что вот-вот зазвучит музыка, так весело и радужно сияют чистые оттенки. Эта картина олицетворяет собой полную раскованность и свободу. Однако критики и зрители часто насмехались над художником за то, что он «срезал» изображение, они говорили, что у Дега просто не получается гармонично разместить на холсте предмет или человека, уложиться в его размер.

Эта картина написана пастелью, как уже было сказано выше, Эдгар Дега ее любил, потому что она позволяла соединять линию и цвет. Несколько танцовщиц как бы слились в одну, все полотно пропитано идеей гармоничного движения. Что перед нами: замерший миг репетиции, выступления? Или на холсте изображен образ одной и той же девушки, но в разных ракурсах? Вероятно, зритель не будет задаваться этим вопросом, так как он будет очарован сиянием небесного цвета, который на некоторых участках темнее, а на других светлее. Переливаются и сверкают юбки, завораживая своим блеском…

Благодаря этой картине широкий круг людей узнал, кто такой Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы» принесли ему славу.

Эдгар Дега балерина

«Фигура в движении»

Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Эти статуэтки словно сошли с картин. Многие из тридцати бронзовых фигурок парижского мастера были сделаны еще в тот период, когда он создавал полотна. В основу некоторых положена абсолютно оригинальная идея, не имеющая аналогов. К примеру, фигурку «Ванна» нужно наблюдать именно сверху – ничего подобного еще не было в истории скульптуры.

Мастер никогда не демонстрировал свои статуэтки, за исключением «Маленькой танцовщицы». Дега одел ее в настоящие ткани, что категорически не понравилось критикам. После данного случая художник создавал фигурки исключительно «для души», а не для выставок.

Эдгар Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины. Мастеру нравились эти материалы. Он мог по желанию что-либо изменить, к примеру, положение ноги коня.

В преклонном возрасте, когда Дега уже плохо видел, он делал только такие фигурки. После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях.

Эдгар Дега скульптуры

Обнаруженные скульптуры родственники художника сделали бронзовыми, в итоге получилось 74 фигурки, которые были отданы в лучшие музеи.

Всем людям, посетившим эту выставку, по-новому открылся такой замечательный творец, как Эдгар Дега. «Фигура в движении» стала настоящей сенсацией для ценителей искусства.

fb.ru

Дега Эдгар Картины биография Degas Edgar

Дега Портрет

Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Эдгар Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж).

Дега Ария собаки Ария собаки, 1877,Собрание Хэймейера, Нью-Йорк Дега Абсент Абсент, 1876,Музей д'Орсе, Париж Дега Мисс Лала Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879,Национальная галерея, Лондон

Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.

Звезда Звезда, 1878,Музей д'Орсе, Париж Ванна Ванна, 1885,Музей Хилл Стид, Фармингтон Причесывающаяся женщина Причесывающаяся женщина, 1885,Эрмитаж, Санкт-Петербург

Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).

Дега Семья Семья Беллелли1858 Дега Биржа Хлопковая биржа1873 Дега Мисс Кэссетr Портрет мисс Кэссет1876-1878 Дега Балерины Балерины на поклонах1885 Дега Рысаки Рысаки у трибуны1869-1872 Дега Изнасилованная Интерьер (Изнасилованная)1869

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.

Дега Балерина и женщина Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882 Дега Танцовщицы Четыре танцовщицы1884 Дега Амбассадор Кабаре «Амбассадор»1876 Дега Туалет Туалет1885 Дега Финал Финал арабеск1877 Дега Женщина Женщина, моющая спину1886

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).

Дега Прима Прима (Розита Маури)1877 Дега Арлекин Арлекин и Коломбина1884 Дега Школа Балетная школа1877 Дега Голубые танцовщицы Голубые танцовщицы1897 Дега Средневековье Сцена из средневековья1865 Дега Певица Певица с перчаткой1878 Дега Скачки Скачки в сельской местности1869 Дега Репетиция Репетиция на сцене1874 Дега Танцевальный класс Танцевальный класс1872

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта