Мастер «парчовых ковров». Пять знаменитых картин Василия Сурикова. Картины сурикова


Летопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия Сурикова

Василий Суриков — непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Разбираемся вместе с Анной Поповой, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинах.

Петр I

Василий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872. Государственный Русский музей

Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы.

В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I.

Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными. Чтобы подчеркнуть величие императора, художник изобразил огромный камень на дальнем плане: он похож на кусок скалы, на которой стоит Медный всадник в Петербурге.

Стрельцы

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Бунтовщики направились к Москве, однако до города так и не дошли: их разбили в 40 верстах у Ново-Иерусалимского монастыря. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Дознание шло девять лет. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские. Они должны были поселиться в других городах, платить подати и выполнять различные повинности.

На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.

Ксения Годунова

Василий Суриков. Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но Смута добралась и туда. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения.

Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

Князь Александр Меншиков

Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Нередко образы будущих картин Сурикову навевали случайные мизансцены. Так было и с картиной «Меншиков в Березове». «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло — всю композицию целиком увидел» — так запомнил и записал рассказ Сурикова поэт и художник Максимилиан Волошин.

Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку.«Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Кажется, встань Меншиков с кресла — и ему не поместиться в этом новом жилье: слишком он велик. Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник, и младшая Александра, читающая Евангелие. Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая — спустя еще год — от оспы.

Боярыня Морозова

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Масштабное полотно создано на сюжет из трагического периода российской истории — церковного раскола XVII столетия. Некоторые критики называли его слишком «шумным» и сравнивали с варварски пестрым персидским ковром. Однако большинство с восторгом приняло эту композиционно сложную, насыщенную картину. Художник Александр Бенуа отмечал, что работа Сурикова подобна «музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь».

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Вскоре ее арестовали и отправили вместе с сестрой сначала в Чудов, а затем Псково-Печерский монастырь. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.

До Сурикова к этому сюжету обращался Александр Литовченко, но именно полотно 1887 года стало самым известным и масштабным. Художник изобразил момент, когда Морозову привозят в Чудов монастырь. Сидя в розвальнях, она вздымает вверх руку в двоеперстии. Неотрывно смотрят на нее толпящиеся вокруг люди. Закутанная в черную шубу бледнолицая фигура в центре картины обладает почти гипнотическим воздействием.

Ермак

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895. Государственный Русский музей

«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Его интерес к этой теме был не случаен. Уроженец Красноярска, он происходил из семьи казаков, чьи предки пришли в Сибирь с Ермаком. В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.

На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы. Несмотря на то что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства — Кашлык. Отправив посла к Ивану Грозному с просьбой принять Сибирь под его правление, атаман был щедро награжден.

Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Исход битвы предрешен.

«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.

Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков. Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.

www.culture.ru

Художник Суриков В.И. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Уже в 1962 году начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств. Обучение талантливого юноши оплачивает меценат, заинтересовавшийся его работами.

Уже в это время проявляется особенная любовь художника к композиции, Суриков работает в основном над сюжетами из древней истории («Пир Валтасара», «Апостол Павел») По окончании Академии Суриков перебирается в Москву.

Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. В одну из прогулок по Кремлю художник задумывается о создании картины на тему стрелецкой казни. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». В этих произведениях Суриков проявил свое стремление тщательно изображать архитектуру, уделяя большое внимание композиции работы. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.

Деньги, полученные от продажи картин, дали художнику возможность посетить заграницу. Он с семьей побывал в Кёльне, Дрездене, Берлине, Париже, городах Италии. Во время поездки Суриков тщательно изучал экспонаты музеев и много работал сам. В этих картинах художник предпочитал использовать приглушенное освещение, влияние света на форму и цвет предметов выходит на первый план. В 1893 году художник становится членом Академии художеств в Петербурге.

После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. С этого момента высокий драматизм и сильный психологизм полотен Сурикова постепенно пропадает, хотя техника по-прежнему остается на высоком уровне. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». В более поздних произведениях Суриков сокращает количество фигур, чтобы усилить выразительность фактуры. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова.

Летом 1915 года Суриков отдыхал в Крыму. Высокая длительная активность во время этой поездки подорвала его здоровье.  6 марта 1916 года художник скончался в Москве.

 

Лучшие картины Сурикова В.И.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Биография Сурикова. Русский художник Суриков Василий Иванович :: SYL.ru

Василий Суриков (1848-1916) – русский художник, известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он знаменит также своими портретами. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже.Суриков василий иванович

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери - Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.Биография сурикова

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.Василий суриков картины

Личная жизнь и столичный период

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость.Василий суриков художник

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции "Люблино". Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.Творчество василия сурикова

Картины Василия Сурикова 80-х - начала 90-х годов девятнадцатого века

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.

В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».Василий суриков 1848 1916

Возвращение в Москву

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки. Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Солдаты разбитой армии отличаются особенной, самобытной красотой. Это столкновение двух стихий, каждая из которых имеет свою правду.

Через четыре года художник создает похожую по типу картину – «Переход Суворова через Альпы». Начал он работать над ней сразу же после «Покорения Сибири», а многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы.

В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин – «Степан Разин». Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу.

Последние годы жизни

В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

www.syl.ru

Василий Суриков: жизнь и творчество художника

Василий Иванович Суриков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Содержание

Биография Василия Сурикова

Творчество Сурикова

Работы художника

Картины Василия Сурикова

Библиография

Биография Василия Сурикова

Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком еще в 16 веке. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

Творчество Сурикова

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.

Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Уголок-Москвы

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск).

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.

Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.

Работы художника

  • Боярыня Морозова
  • Взятие снежного городка
  • Переход Суворова через Альпы
  • Покорение Сибири Ермаком
  • Утро стрелецкой казни
  • Меншиков в Березове
  • Степан Разин
Степан Разин Степан Разин Миланский собор Миланский собор Покорение Сибири Ермаком Покорение Сибири Ермаком
  • Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
  • Боярышня со скрещенными на груди руками
  • Вечер в Петербурге
  • Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
  • Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
  • Миланский собор
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Церковь в селе Дьякове
  • Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
  • Женский портрет

Библиография

  • Г. Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров». Санкт-Петербург. 2002
  • В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы». Красноярск. 2007
  • Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г. Железногорск, 1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Суриков: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Суриков: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Василий Суриков - Лучшие картины художников

Василий Суриков (1848-1916). Родился 24 января в Красноярске в семье потомственных сибирских казаков. В 1868 году отправился в Петербург, где начал посещать Рисовальную школу при Обществе Поощрения художеств. Осенью следующего года, сдав экзамены, он стал вольнослушателем Академии Художеств, а через год был зачислен воспитанником.

В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Суриков избрал для изображения не момент самой казни, а минуты, предшествовавшие ей, построив композицию так, что главными героями стали группы стрельцов, выдвинутые на первый план, а не русский царь, отодвинутый в глубь полотна. Умело используя художественные средства, художник поляризует две главные силы, представленные в картине: с одной стороны народ, олицетворяющий непокорную Русь, с другой — молодой Петр I, окруженный иностранцами и олицетворяющий европеизированную Россию. Показанная на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок, картина Сурикова была тепло встречена публикой и прессой. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). После того как на передвижной выставке 1883 года полотно приобрел для своей галереи Третьяков, Суриков на полученные средства совершил путешествие за границу: он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.

В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910).

Художник умер в Москве 19 марта 1916 года.

vissage.ru

Мастер «парчовых ковров». Пять знаменитых картин Василия Сурикова | Персона | КУЛЬТУРА

Критики называли картины Василия Сурикова «парчовыми коврами», ругали за «кашу» из лиц и скучность композиций. Но выпускник петербургской Академии художеств доказал, что его работы способны пройти испытание временем, и что он достоин звания настоящего мастера масштабных исторических полотен.

В день рождения знаменитого художника SPB.AIF.RU вспоминает пять знаменитых его полотен. 

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

В Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова хранится картина, созданная художником в первый год учебы в петербургской Академии Художеств.

Приехав из Красноярска в город на Неве в феврале 1869 года, Василий не смог сразу поступить в Академию и поэтому с мая по июль посещал занятия в рисовальной школе Общества поощрения художников. Лишь сдав экзамены осенью, он стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

В одном из писем, которые он регулярно отправлял родным, он делился этой радостной новостью: 

«Пишу вам, что я нахожусь в вожделенном здравии — это раз, а во-вторых, я поступил в Академию в начале сентября и теперь каждое утро подымаюсь со своей теплой постели в 8 часов и храбро шагаю по роскошным, да только грязным по случаю сентября петербургским улицам на Васильевский остров, в Академию на утренние лекции. Приходится сделать в день верст шесть, так как еще вечером хожу в Академию в рисовальные классы, да это ничего — и не заметишь, как пролетишь их… Я с октября переезжаю на Васильевский остров на другую квартиру, чтобы было ближе ходить в Академию…»

Правда, в ту осень улицы недолго были «по-осеннему» грязными. В город пришла ранняя зима: в начале ноября выпал обильный снег. Один из снежных морозных вечеров и запечатлел художник на своей картине. «Вид памятника Петру I» стал его первой самостоятельной работой, написанной вне учебного плана.

Стоит отметить, что художник написал две таких картины. По одной из версий, он решил создать улучшенную копию после того, как увидел на выставке картину Архипа Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении», где была более завораживающая игра цветов. Исследователи его творчества отмечают, что обе работы очень похожи. Специалисты могут заметить, что на одной лишь воздух кажется более морозным, четче прорисованы следы от повозки и видна густота теней.

«Вид памятника Петру I» стал его первой самостоятельной работой, написанной вне учебного плана. «Вид памятника Петру I» стал первой самостоятельной работой Сурикова, написанной вне учебного плана. Фото: Public Domain

«Утро стрелецкой казни»

«Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь», - признавался позже сам Суриков. 

Работать над полотном он начал в 1878 году в Москве, куда переехал после окончания Академии художеств. Его всегда влекли грандиозные сюжеты и среди множества тем, он выбрал начало эпохи Петра I, когда был подавлен Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей. 1878 годом датируется карандашный набросок, на котором Суриков написал: «Первый набросок «Стрельцов». Уже тогда автор выделил фигуры, которые станут опорными точками всей композиции.

Картина была завершена в 1881 году и представлена на зрительский суд 1 марта на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Работа произвела на представителей мира искусства сильное впечатление. Александра Боткина, дочь Павла Третьякова, так охарактеризовала это: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением».

Известный меценат, ее отец, сразу решил приобрести «Утро стрелецкой казни» для своей коллекции.

«Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова (1881, ГТГ) Работа произвела на представителей мира искусства сильное впечатление. Фото: Public Domain

«Переход Суворова через Альпы»

В Русском музее в Петербурге можно увидеть картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Работа, написанная к столетию итальянского похода легендарного полководца, была приобретена самим Николаем II.

До Сурикова многие художники-баталисты обращались к теме знаменитых походов генералиссимуса, но в стремлении передать масштаб происходящего, часто они часто теряли личности самих героев. Василий Иванович же решил обратить внимание на другое.

Суриков, Василий Суриков, художник Чтобы быть точным в изображении мест, Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где сделал множество этюдов. Фото: Public Domain

«Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает», - позже писал он.

Действительно, чтобы быть точным в изображении мест, Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где сделал множество этюдов.

Искусствоведы расходятся во мнении, кто послужил прототипом для написания портрета самого Суворова. Одни исследователи творчества художника предполагают, что им стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов, которому в тот момент было 82 года. Другие утверждают, что черты лица полководца похожи на преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. К тому же у него была белая лошадь, такая же, как на которой восседает герой войны.

Интересно, что, когда картина была выставлена, то в адрес Сурикова посыпалась критика. Сохранилась запись в дневнике композитора Сергея Танеева, сделанная в 1899 году:

«Пошел к Толстым… Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова, делающим переход через Альпы. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Л.Н. говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее».

«Боярыня Морозова»

Огромное полотно размером 304 на 586 см является одним из основных экспонатов Третьяковской галереи. Впервые полотно было показано зрителям 15-й передвижной выставке 1887 года и сразу вызвало волну неоднозначных отзывов. Одни критики сравнивали ее с пестрым ковром, другие заявляли, что «Суриков создал такую картину, которая есть первая из всех картин на сюжеты русской истории». 

Работая над картиной, Суриков тщательно подбирал образы героев. По его воспоминаниям, он сначала написал толпу, а потом уже взялся за портрет боярыни. Так, к примеру, для портрета юродивого ему позировал торговец огурцами.

Суриков так описывал встречу с ним: «Вижу — он. Я говорю — идем. Еле уговорил. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой — ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщевой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал». 

Говоря об образе Морозовой, художник рассказывал, что похожего типажа была его тетка Авдотья Васильевна, но лица из толпы «забивали» ее, перетягивали внимание на себя.

«Как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось»,  - вспоминал он.

По его словам, нашел он свою «Морозову» на старообрядческом кладбище в селе Преображенском. Ею оказалась начетчица с Урала  Анастасия Михайловна.

«Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила», - признавался Суриков.

Огромное полотно размером 304 на 586 см является одним из основных экспонатов Третьяковской галереи. Огромное полотно размером 304 на 586 см является одним из основных экспонатов Третьяковской галереи. Фото: Public Domain

«Меншиков в Берёзове»

Картина, показанная впервые на XI выставке Товарищества передвижников в 1883 году, была встречена восторженными отзывами. По признанию коллеги по цеху, художника Михаила Нестерова, эта работа стала у него «самой любимой картиной Сурикова». 

Чтобы добиться исторической схожести, Суриков ездил в имение Меншикова в Клинском уезде, где попросил снять маску с бюста фаворита Петра I. А в селе Александровском он сумел сделать многочисленные зарисовки с портретов детей Меншикова.

Но, работая над портретом, художнику нужен был тот, кто смог бы передать характер и настроение «полудержавного властелина», впавшего в опалу. Этим человеком стал старик-учитель Невенгловский, которого Суриков случайно встретил на бульваре.

«В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков. «Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю, еще обидится, говорю: «Суворова с вас рисовать буду», — вспоминал этот случай живописец.

В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове» (1883) В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове» (1883) Фото: Commons.wikimedia.org

После того, как картина была закончена и представлена на выставке, ее приобрел Павел Третьяков. Этих денег Сурикову хватило на поездку по Европе, в ходе которой он посетил Францию, Германию, Италию и Австрию.

www.spb.aif.ru

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск - 1916, Москва)Автопортрет. 1910

Масштаб и мощь В.И. Сурикова удивляют. Народ и личность, личность и народ в переломные моменты русской истории — основная тема полотен художника.Многочисленные этюды при работе над столь масштабными полотнами, самостоятельные портретные работы, пейзажи и бытовые картины В. Сурикова также являются существенным вкладом в отечественную живопись.Отметим одно существенное свойство Сурикова-человека. Находясь в зарубежных поездках и внимательно изучая искусство стран Западной Европы, В.И. Суриков всегда объективно оценивал все лучшее, что создано талантами других народов. Но это и есть важнейшая черта настоящего патриота, пример которого являет наш удивительный живописец.

Суриков Василий Иванович (1848-1916)

Будущий великий русский художник родился в городе Красноярске 12(24) января 1848 года в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова в прошлом казака «большого полка», как именовались потомки сподвижников Ермака. Мать, Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина, также принадлежала к старинному казачьему роду. Уже самые ранние впечатления от окружающей природы и близких людей активно формировали самобытный сильный суриковский характер.

В 1856 году Василия Сурикова определили в красноярское приходское училище, а год спустя он был переведен в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча, во многом определившая его дальнейший жизненный путь. Учителем рисования в уездном училище был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи и ваяния. «Жесткая жизнь в Сибири была. Совсем XVII век», — говорил Суриков. Но ведь именно эта суровая жизнь и сформировала его непреклонный, мужественный характер.

Годы его юности легкими, однако, никак не назовешь. После смерти отца (1859) семья Суриковых оказалась в трудном материальном положении, матери будущего художника пришлось сдать верхний этаж дома жильцам, а самой искать заработка. Человек разнообразно одаренный, она многое умела: плела кружева, вышивала гладью, бисером и паpyсом. Мать, сестры и младший брат Сурикова Александр дружно делили между собой выпавшие на их долю тяготы. Кроме того, их объединяла любовь к музыке и пению, еще в юности Василий Суриков научился играть на гитаре и пронес любовь к этому инструменту через всю свою жизнь. В 1864 году он поступил на государственную службу, был зачислен в штат Енисейского губернского управления на мелкую канцелярскую должность. Но занятий искусством он не оставлял, более того, его опыты все больше и больше привлекали к себе внимание местных знатоков и ценителей. В декабре 1867 года красноярский губернатор П. Н. Замятин обратился в Совет Императорской Академии художеств с просьбой о приеме Сурикова учеником в Академию. В Петербург вместе с официальным прошением были посланы его рисунки. Совет Академии дал положительный отзыв о способностях юноши, его отъезд в столицу был решен. Красноярский городской голова, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов (в доме которого ныне помещается областной художественный музей), принял на себя материальные заботы о будущем художнике и нес их вплоть до окончания им Академии художеств.

11 декабря 1868 года Суриков покинул родной город. Ехали долго, сначала на лошадях, затем по железной дороге. Казань, Нижний Новгород и особенно Москва поразили его великолепными памятниками русской старины. 19 апреля 1869 года В. И. Суриков приехал в Петербург. Тогдашнюю столицу России впервые он увидел в дни масленичных гуляний. На другой день по приезде он «отправился осматривать все замечательности нашей великолепной столицы. Был в Эрмитаже и видел все знаменитые картины, потом был в Исаакиевском соборе...»

Его первое знакомство с Академией художеств началось с неприятности. Рисунки, загодя присланные из Красноярска, теперь вызвали неудовольствие инспектора Шренцера. Успешно сдать вступительные экзамены ему помешало отсутствие навыков рисования гипсовых слепков. Узнав о рисовальных классах в школе Общества поощрения художеств, Суриков поступил туда и усердно принялся за работу. Три месяца упорных занятий под руководством педагога М. В. Дьяконова сделали свое дело, 28 августа 1869 года он был принят в «головной» класс Академии художеств в число вольнослушающих. Первый решительный шаг был сделан.

Время пребывания Сурикова в Императорской Академии художеств совпало с высоким подъемом русского демократического искусства. Высоким подъемом отмечена и художественная жизнь этих лет. Велики были успехи молодой русской музыки: петербургских композиторов — членов «Могучей кучки», а также выдающихся московских музыкантов, драматургии и театра, литературы и журналистики, значение которых в культуре и общественной жизни того времени общеизвестно. Открывшаяся в декабре 1871 года в залах Академии художеств первая выставка ТПХВ, на которой среди других произведений были показаны картины и портреты В. Г. Перова и И. Н. Крамского, знаменитый пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели», историческое полотно Н. Н. Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», явилась событием национального значения.

Принятый, как известно, в Академию вольнослушателем, Суриков успешно сдавал экзамены по «наукам», а за отличия в рисунке уже в августе 1870 года он был переведен в следующий, «натурный» класс «первым учеником» и стал полноправным студентом Академии художеств; всего за несколько месяцев он выполнил программу трех лет обучения. В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа — картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге» (Красноярский краевой музей, повторение того же года — Государственный Русский музей). На фоне холодной синевы ночного неба, массивного силуэта Исаакия «Медный всадник» кажется особенно стремительным, как бы летящим. Более удачен второй вариант картины.

К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии, известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о.Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ).

Среди эскизов и картин, исполненных Суриковым в особенно плодотворном для него 1874 году («Клеопатра», «Убийство Юлия Цезаря», «Милосердный самаритянин»), следует выделить «Пир Валтасара». Молодой художник легко справился с созданием сложной многофигурной композиции на библейский сюжет. В том же 1874 году Суриков создал свое первое произведение на сюжет из русской истории — картину «Княжий суд». Столкновение Руси языческой и христианской — это лишь самое общее из всех возможных определений идеи картины. Суриков здесь «также сочиняет историю», правда, в отличие от легендарной в «Пире Валтасара» куда более «реальную» и, несомненно, более близкую ему самому.

Борьба идей, столкновение характеров продолжали оставаться для Сурикова главными и тогда, когда он работал над картиной на Большую золотую медаль — высшую награду Академии художеств — «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» (1875).

Как известно, Совет Академии ни одному из четырех участников конкурса 1875 года, включая В. Сурикова, Большой золотой медали так и не присудил, а выдал им дипломы на звание классного художника первой степени. Молодой мастер покидал Академию с чувством глухого раздражения.

Вскоре он принял предложение комиссии по построению московского храма Христа Спасителя написать картины из истории первых веков христианства, на которых следовало изобразить I, II, III и IV Вселенские соборы. Четыре громадные композиции — сцены религиозных диспутов в первые века христианства — должны были быть исполнены прямо на стенах только что сооруженного здания. В 1877 году В. И. Суриков приехал в Москву и остался здесь навсегда. К лету 1878 года росписи в храме были завершены. Опыт работы над столь большими и сложными многофигурными композициями, конечно же, не прошел бесследно для его дальнейшего творчества, хотя ему и приходилось часто терпеть вмешательство некомпетентных лиц, Суриков сдерживал свое неудовольствие, ибо «нужны были деньги, чтобы стать свободным и начать свое». Дорогой ценой достались ему эти деньги, правда, для молодого художника немалые — десять тысяч рублей, дорого была куплена им творческая свобода.

В Москве Василий Иванович обрел большое личное счастье — 25 января 1878 года он женился на Елизавете Августовне Шаре. Главные картины В. И. Сурикова — это и главные вехи его жизни, не очень на первый взгляд богатой внешними событиями. В самом деле, путешествовал художник не так уж много, география его поездок не столь обширна: Красноярск — родина служила ему надежным источником для постоянного пополнения запаса жизненных сил и впечатлений, без которых его искусству могло грозить оскудение, из зарубежных стран — Италия и Германия, в последние годы — Франция и Испания. Однако свое самое главное и непрерывное «путешествие» в историческое прошлое России, ее народа он совершал постоянно, не с тем, однако, чтобы отвернуться от настоящего, уйти от его тревог и забот.

Суриков рассказывал, что еще в Петербурге решил писать «Стрельцов», а задумал их и того ранее — в Сибири. Еще по пути в Академию он «красоту Москвы увидал. ...Я на памятники, как на живых людей, смотрел — расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, — вы свидетели»... Стены я допрашивал, а не книги». О том же, что непосредственно подтолкнуло его к созданию картины «Утро стрелецкой казни», Суриков говорил известному художественному критику Сергею Глаголю: «...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски то общей композиции, то отдельных групп». «Когда я их (т. е. «Стрельцов».) задумал, у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая раскраска вместе с композицией. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает».

Объединив события многих казней в сцене на Красной площади, Суриков поместил стрельцов, народ перед храмом Василия Блаженного, а Петра, его соратников, четкий строй солдат-преображенцев — на фоне кремлевских стен, тем самым еще более углубляя пропасть, и без того разделявшую уходящую Русь с молодой Россией будущего XVIII века.

Наконец наступил день равно знаменательный и для создателя «Стрельцов», и для всего русского искусства. Привезенная в Петербург, картина была единодушно принята на IX выставку передвижников. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Могучая картина!» — так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, задумавшему приобрести это произведение, и указывал при этом, что передвижники решили «Сурикову предложить сразу члена нашего товарищества». Создание картины «Утро стрелецкой казни» поставило молодого Сурикова на очень заметное место в русском искусстве 80-х годовое деньги (восемь тысяч рублей), полученные им за нее от П. М. Третьякова, позволили и в будущем, не заботясь о хлебе насущном, создавать «свое».

Давно замечено, что первые три картины В. И. Сурикова своеобразно связаны между собой сюжетами, как звеньями одной цепи. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» — исторический петровский поворот; картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как известно, все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова», исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал».

А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди... Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... — Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву». Эскизов было исполнено три — один графический и два маслом, причем - уже в них наметился и «узел композиции», и в целом колорит, и образы ее персонажей, и все то, что их связывает и разобщает. Наиболее внутренне сложным был образ его старшей дочери Марии. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. Не случайно отмечается ее большое внешнее сходство с женой художника Елизаветой Августовной, женщиной хрупкой, болезненной. После нескольких лет напряженного труда художнику требовалась передышка, а деньги, полученные за картину «Меншиков в Березове» (которую приобрел все тот же П. М. Третьяков), давали ему возможность осуществить давнишнюю мечту — поехать за границу, познакомиться с европейскими городами и музеями, с творениями великих мастеров прошлого и проверить себя перед новой большой работой.

Как известно, еще в 1875 году Суриков должен был уехать за границу в качестве «пенсионера» Академии художеств, однако неприсуждение ему Большой золотой медали нарушило эти планы. Ко времени первой поездки в Европу тридцатипятилетний Суриков был уже зрелым мастером. Отъезд состоялся 23 сентября 1883 года, художник отправлялся в далекий путь со всей семьей — женой и двумя маленькими дочерьми — пятилетней Олей (будущей Ольгой Васильевной Кончаловской) и трехлетней Леной. Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву. Вот маршрут их путешествия: Германия (Берлин, Дрезден, Кёльн), Франция (Париж), Италия (Милан, Флоренция, Рим, Неаполь, Венеция), Австрия (Вена). Все эти города — крупнейшие художественные, в том числе музейные, центры. Судя по их выбору, поездка была отнюдь не развлекательной. В Европе Суриков работал ничуть не меньше, чем дома, работал карандашом и кистью (писал маслом и акварелью), жадно впитывал в себя столь необходимые ему художественные впечатления.

Глядя на его итальянские этюды, исполненные акварелью, понимаешь, что это не «виды», запечатленные «на память» кистью досужего туриста, но результат углубленного и пристрастного «допроса» той исторической среды, в которой формировалось и существовало великое искусство римской античности и Ренессанса, увиденное глазами русского художника второй половины прошлого века. То же обстоятельство, что эти этюды исполнены акварелью, во многом определяет их образный строй. Растворяемые водой, легко смешивающиеся между собой, наносимые на поверхность бумажного листа мягкой кистью, акварельные краски были особенно пригодны для решения тех колористических задач, которые ставил перед собой Суриков — один из самых блестящих мастеров этой сложнейшей техники живописи.

В Италии же он написал картину «Из римского карнавала» (1884). Радостно улыбающаяся молодая итальянка в розовом домино наклонилась с увешенного коврами балкона и готовится бросить букет в ликующую карнавальную толпу.

«Из римского карнавала» (1884)Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в том, что он еще тверже, чем прежде, укрепился в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории. Дома его ждала «Боярыня Морозова».

Долгим и трудным стал путь Сурикова к этому его величайшему творению. Рассказы о мужественной боярыне Федосье Прокопьевне Морозовой, одной из главных деятельниц «раскола» — религиозно-политического движения, возникшего в середине XVII века, Суриков слышал еще в юности. Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, фанатичную последовательницу протопопа Аввакума, яростного противника церковной реформы патриарха Никона, ближайшего сподвижника, проводника политики царя Алексея Михайловича, после жестоких пыток отправляют в заточение в Боровский монастырь, где она в 1675 году погибает от голода в земляной тюрьме. Скованную цепями, на простых санях ее везут по заснеженной московской улице. В последний раз прощаясь с народом, бросая в провожающую ее толпу слова веры и ободрения, она высоко поднимает вверх правую руку, пальцы которой сложены старообрядческим двуперстием. Ее бледное, вдохновенное, аскетически-худое и одновременно прекрасное лицо обращено к людям, Морозова — композиционный и смысловой центр картины.

Картина «Боярыня Морозова» действительно произвела на современников огромное впечатление, причем отнюдь не только художественное.

Летом того же 1887 года Суриков со всей семьей побывал дома, в Красноярске, а вернувшись в Москву, переменил квартиру, снял небольшую, но уютную, светлую и теплую, взамен той, где писалась «Боярыня Морозова». Из его переписки с родными — братом Александром и матерью — может показаться, что все у него в то время обстояло благополучно, что он заслуженно отдыхал после долгой и трудной работы. Однако на обратном пути из Сибири простудилась и тяжело заболела и без того хрупкая, слабая здоровьем, давно страдавшая пороком сердца Елизавета Августовна. Вскоре она умерла.

То, что В. И. Суриков в 90-х годах «от драм к большой жизнерадостности перешел», не было ни случайностью, ни проявлением одной лишь его могучей воли, хотя Сибирь вновь укрепила его «дух, и силу, и здоровье». В суриковских произведениях 80-х годов прозвучала тема борьбы противоборствующих исторических сил («Утро стрелецкой казни»), тогда же появилась гениальная «шекспировская» драма («Меншиков в Березове»), а завершился этот этап его творчества могучей «хоровой» картиной, в которой драматическая коллизия была доведена им до предельно высокой степени эмоционального напряжения («Боярыня Морозова»). В картине «Взятие снежного городка» (1891) все пронизано бодрым чувством радости жизни. В ней художник изобразил старинную сибирскую игру, в которой и сам он в юности участвовал неоднократно. Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость — красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега — стену с зубцами и ледяными пушками. В картине показана не драма, но веселая народная забава, молодые наездники, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах.

Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном — картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий — поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. В 1891—1892 годах художник вновь побывал на родине. Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины — татары, остяки — яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины.

Окончив и выставив «Покорение Сибири Ермаком», Суриков «в том же году начал «Суворова» писать. Случайно попал к столетию в 1899 году». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» была завершена в год столетия итальянских походов русской армии под командованием великого полководца. Как всегда, трудясь в течение нескольких лет, Суриков проделал большую подготовку. Он побывал в Швейцарии, в тех местах, где в борьбе с природой, казавшейся непобедимой, совершали свои подвиги суворовские чудо-богатыри.

Следует отметить, что современники художника о картине «Переход Суворова через Альпы», как правило, высказывались более чем сдержанно (М. Нестеров), а некоторым из них она прямо не нравилась ни по композиции, ни по колориту (Сергей Глаголь). Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов — к образу Степана Разина, о котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил красочный эскиз на широко известный сюжет — Стенька Разин и персидская княжна, от которого впоследствии полностью отказался.

В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно — герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил то на Каме, то на Волге, то на Дону, то в Сибири в своем обычном искании натуры. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Тепин). Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины.

Ревностно охраняя свою творческую свободу, В. Суриков дважды, сначала в 1893 году, а затем в 1907 году, отказывался от преподавания в Академии художеств, а в 1901 году отклонил подобное же предложение, исходившее от Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1907 году В. Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок, к началу XX столетия уже утратившего ведущую роль в русском искусстве, к тому же в своих живописных исканиях он все более сближался с молодыми художниками — членами московского объединения Союз русских художников.

Из числа исторических сюжетов, привлекавших внимание Сурикова в последние полтора десятилетия его жизни, должны быть отмечены, с одной стороны, «Красноярский бунт» (1900-е годы) и «Пугачев» (1911) — рисунок, изображающий заключенного в клетку вождя великой крестьянской войны, а с другой — эскиз «Княгиня Ольга встречает тело Игоря» (1915). К сожалению, эти замыслы им реализованы не были. В 1911—1912 годах он работал над своим последним значительным произведением — картиной «Посещение царевной женского монастыря», которую показал на X выставке Союза русских I художников. Не приуроченная ни к каким конкретным событиям русской истории, не связанная ни с каким ее конкретным персонажем, эта историко-бытовая картина, родственная создававшимся в 1890-1990-х годах произведениям С.Иванова, А.Рябушкина, вновь была написана на тему «отрадного». Светлые надежды юной царевны художник резко противопоставил глубоким разочарованиям мрачных монахинь, разуверившихся и в жизни, и в религии.

Большое место в творчестве В. Сурикова занимали пейзаж и портрет, хотя об их особой жанровой автономии приходится говорить очень осторожно. В самом деле, разве без работы над пейзажем возможно было бы создание практически всех (за исключением картин «Меншиков в Березове» и «Посещение царевной женского монастыря») его крупных произведений.

Однако в творчестве Сурикова немалое место занимают портретные полотна, с картинами никак не связанные, причем особый интерес представляют те из них, что были исполнены уже в начале нынешнего столетия. В женских образах, созданных им в эти годы, его внимание, как и прежде, привлекали либо суровая «красота — сила», как, например, в портретах А. И. Емельяновой (1902) или княгини П. И. Щербатовой (1910, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), либо полнокровная, цветущая красота молодости, которую он воплотил в портрете Н. Ф. Матвеевой (1909, Харьковский государственный музей изобразительных искусств). Иное дело — его поздние мужские портреты — «Портрет А. Д. Езерского» (1910) и «Портрет человека с больной рукой» (1913). Тема портрета доктора Езерского — старость человека деятельного, еще полного сил — выражена прежде всего самой живописью, как бы изнутри нарастающей напряженностью пластической формы, а также сумрачным колоритом.

«Портрет человека с больной рукой» (1913)Отсчет многочисленных суриковских автопортретов можно вести от 1879 года. Тогда Василий Иванович изобразил себя молодым, преисполненным твердой веры в свои творческие силы создателем «Утра стрелецкой казни». С годами их содержание, образный строй все более углублялись и усложнялись так же, как и само его творчество.

Все те, кому довелось пройти по жизни рядом с великим художником или хотя бы встречаться с ним, отмечали, что во всем, начиная с наружности, Василий Иванович Суриков был личностью неповторимой. «Среднего роста, коренастый, с глазами и переносицей, как у тигра, с упрямыми завитками волос и характерной манерой сидеть на стуле, как на коне, — он всегда производил впечатление мудрого и сильного, смиренного и страстного, сосредоточенного в себе человека. Он жил очень скромно. Ни картин, ни мягкой мебели, никаких предметов роскоши не находилось в его квартире. Многочисленные этюды и эскизы хранились у него тут же в простых сундуках вместе с кусками материй, вышивками и оружием. Его комната, большая и голая, казалась неуютной, пока не раскрывались заветные сундуки с рисунками и не раскрывалась душа художника, затронутая интересной темой в разговоре, — тогда и комната, и Суриков преображались: рисунки выволакивались на пол, и острые замечания художника раскрывали в обычном и преходящем вечные символы» (Я. Тепин).

В 1914 году Суриков в последний раз побывал в Красноярске. Между тем здоровье его сильно пошатнулось, в 1912 году он лечился в Германии, в Берлине, а позднее — в Крыму. Начиная с 1915 года он уже болел постоянно.

Василий Иванович Суриков скончался в Москве в гостинице «Дрезден» на Тверской в 4 часа 15 минут утра 6 (19 по н. с.) марта 1916 года. «В небольшой церкви около Тверской улицы в церкви Косьмы и Дамиана, что в Космодемьянском (ныне - Столешниковом переулке. — В. Р.), окруженный родными, почитателями, лежал в гробу великий художник — воинствующий реалист, проникавший своим острым взглядом в глубь веков, вскрывший там могучий героизм русского народа и его всегдашнее стремление к свободе» (В. Рождественский). Суриков похоронен на московском Ваганьковском кладбище рядом со своей женой.

www.perunica.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта