Большевики (картина). Картина большевики


Большевики (картина) — Википедия

Bolchevik 1918 Repine.jpg
Илья Репин
Большевики. 1918 год
Холст, масло. 125 × 89 см
Константиновский дворец, Санкт-Петербург, Россия
У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик. Не следует путать с картиной «Большевик».

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Содержание

  • 1 Контекст
  • 2 История создания
  • 3 Композиция
  • 4 Судьба
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переех

ru.bywiki.com

Большевики (картина) — википедия орг

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

Контекст

  «Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

  Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

  Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

www-wikipediya.ru

Большевики (картина) — википедия фото

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

Контекст

  «Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

  Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

  Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

org-wikipediya.ru

Большевики (картина) — WiKi

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

Контекст

  «Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

  Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

  Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Большевики (картина) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст[ | код]

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания[ | код]

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция[ | код]

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба[ | код]

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Большевик (картина) - Вики

У названия этой картины есть и другие значения, см. Большевик.

«Большеви́к» — картина советского художника Бориса Кустодиева, написанная в 1920 году.

На картине изображена гигантская фигура большевика, держащего в своих руках развевающийся красный флаг и идущего по заполненной толпой улице меж дворцов и домов к церкви, ставшей на его пути в «светлое будущее». Работа была написана Кустодиевым в качестве осмысления им причин и последствий Октябрьской революции 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики. Желая выразить «чувство стихийного в большевизме», художник прибег к несвойственной его творчеству аллегории, написав большевика как нового бога из «коммунистического рая». Ввиду этого Кустодиев побоялся отправлять картину на выставку, считая, что её сочтут провокацией по отношению к советской власти. Однако вскоре данная работа стала рассматриваться критиками как классика советского изобразительного искусства первых послереволюционных лет, решённая в наивно-символической манере. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

«Автопортрет у окна»

Будучи оригинальным бытописателем купеческой жизни, идеализировавшим этот мир, впоследствии Кустодиев обратился к революционной тематике[1][2]. Последние 15 лет своей жизни он был частично парализован по причине опухоли спинного мозга, которой заболел ещё в 1915 году[3][4][5]. Будучи практически прикованным к инвалидной коляске, события Февральской революции 1917 года Кустодиев наблюдал только из квартиры[1][2]. В письме Василию Лужскому от 6 марта 1917 года Кустодиев, находившийся под впечатлением от революционных событий, из которых он «видел, только то, что у меня на площади под окнами», поздравил его «с великой радостью»[6]:

«Как будто все во сне и так же, как во сне, или, лучше, в старинной „феерии“, все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только не страшным, а просто испарилось „яко дым“!!! Как-то теперь все это войдет в берега и как-то будет там, на войне. Хочется верить, что все будет хорошо и там. Ведь это дело показало, что много силы в нашем народе и на многое он способен, надо только его до предела довести. […] Здесь все еще кипит, все еще улицы полны народом, хотя порядок образцовый. Никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь „такой“ улицы надо столетиями дожидаться!»
«27 февраля 1917 года»

По свежим воспоминаниям об увиденном, в 1917 году, по ранее созданному этюду, Кустодиев написал картину «27 февраля 1917 года»[7][8] (90 × 72 см; холст, масло; Государственная Третьяковская галерея)[9]. Дочь художника, Ирина, впоследствии рассказы

ru.wikiredia.com

Большевики (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia

У этого термина существуют и другие значения, см. Большевик.

«Большевики» («Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка», «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб») — картина русского художника Ильи Репина, написанная им в 1918 году.

Контекст

«Автопортрет за работой», Репин, 1915 год

В 1899 году знаменитый жанровый художник и портретист Илья Репин приобрёл на имя любовницы Натальи Нордман[en], ради которой он бросил жену и четверых детей, участок в посёлке Куоккала на берегу Финского залива в Великом княжестве Финляндском, бывшем тогда в составе Российской империи. В 1903 году художник переехал в собственноручно обустроенную усадьбу, которой дал название «Пенаты» — в честь римских домашних богов. Февральскую революцию Репин встретил с радостью, а Октябрьской, упорно работая, даже не заметил, хоть и проживал в то время в Петрограде. После революции Репин остался без гражданства, так как его дом попал в пределы обретшей независимость Финляндии, в которой он жил по нансеновскому паспорту. Несмотря на просьбы советских художественных организаций и чиновников, в том числе Исаака Бродского и Климента Ворошилова, Репин так и не вернулся на родину, хоть он и стал постоянным объектом для слежки финляндской Центральной сыскной полиции[fi] по причине антикоммунистической паники. Его состояние и имущество были национализированы, а самые известные работы остались в Советской России, где стали использоваться в пропаганде и толковаться как идеальные примеры социалистического реализма, тогда как существование неудобных с идеологической точки зрения работ замалчивалось[1][2][3][4].

История создания

Пенаты, реконструкция

Картина была написана Репиным в 1918 году[5], но не закончена[6]. По воспоминаниям современников, «Большевиков» художник считал эпохальным полотном, которое часто тиражировал в условиях наличия спроса на картины с антисоветским сюжетом как среди финнов, так и эмигрантов, что приносило Репину хороший и стабильный доход[2]. Он скончался в 1930 году и был похоронен в Куоккале. В 1944 году усадьба Репина, в которой стоял штаб финского командования, была стёрта с лица земли советской артиллерией. После Второй мировой войны Куоккала была передана СССР, а затем в честь художника переименована в Репино; дом художника был воссоздан с помощью подлинных вещей Репина, вывезенных ещё до войны в Ленинград[1]. «Большевики»[7], также известные как «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка»[5] и «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб»[2], никогда и нигде не выставлялись, даже не фигурируя в каталогах[5][7].

Композиция

Полотно размерами 125 × 89 см написано маслом на холсте[8]. «Большевики» рисуют острую, нелестную и неприглядную картину зажимания крестьян, репрессий; того, как представители новой, советской власти, выраженные в коллективном толстомордом «народном мстителе», отбирают у ребёнка, вырывают из его рук хлеб[9][7][2][10]. Сюжет картины, как утверждает Евгений Пчелов, был навеян «рассказами о том, что творилось в Петрограде»[4]. После Октябрьской революции и лишений первых лет вынужденной эмиграции Репин резко изменил уклон своего творчества с антимонархического[en] на антисоветский, продолжая, однако, исповедовать антигосударственные убеждения и твёрдо стоять на том, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу»[2]. По словам Михаила Каменского, «Большевики» — это «страшное, обладающее колоссальной исторической значимостью полотно»[11].

Судьба

Ростропович и Вишневская

Некоторое время «Большевики» находились у частного коллекционера в США, а потом попали в коллекцию Ростроповича — Вишневской[5]. Виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская собирали коллекцию в течение 30 лет после того, как в 1974 году они вынужденно уехали из СССР[12][13][14]. В 2007 году коллекция Ростроповича — Вишневской из их парижской и лондонской квартир была выставлена на аукцион Sotheby’s в Лондоне[11][14]. Аукцион более 450 работ общей стоимостью 13—20 миллионов фунтов стерлингов планировалось провести 18—19 сентября[15][16]. Примечательно, что эстимейт[en] «Большевиков» достиг 300—500 тысяч фунтов[17]. За день до начала аукциона российский олигарх Алишер Усманов скупил всю коллекцию «оптом» с целью не допустить распродажи по частям и вернуть её в Россию, на что получил разрешение Вишневской, которая могла выручить в ходе открытых торгов гораздо большую сумму[12][18][19][7][20]. Главным аргументом в решении Вишневской стала последующая передача коллекции в собственность российскому государству, что заверялось самим Усмановым и руководителем Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким[21][22]. При этом сумма сделки не была раскрыта по соглашению сторон и с согласия аукционного дома[23]. В конце 2007 года в Россию была доставлена вся коллекция Ростроповича — Вишневской[24], в том числе и 22 картины Репина, включая «Большевиков»[7]. За право обладания коллекцией боролись Эрмитаж, Русский и Пушкинский музеи[23], но было принято решение выставить её целиком в недавно отреставрированном Константиновском дворце в Санкт-Петербурге, таким образом получившем свою первую постоянную экспозицию[25]. Выставка была открыта в 2008 году лично премьер-министром России Владимиром Путиным[26]. «Большевики», как и все работы Репина, в настоящее время экспонируются в отдельном зале Константиновского дворца[27].

Примечания

Литература

Ссылки

www.gpedia.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта