6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды. Картина барокко


барокко | Великие художники

Featured Image

Птичье собрание

28.05.2018

Франс Снейдерс «Птичье собрание», 1630 Лувр, Париж Барокко

Featured Image

Болото

20.05.2018

Якоб ван Рейсдал «Болото», 1660-е Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Барокко Один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно «Болото» было создано гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом, подошедшим в середине XVII в. к осмыслению природы как символа вечности. Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех… Подробнее »

Featured Image

Аман узнает свою судьбу

19.05.2018

Рембрандт Харменс ван Рейн «Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»), 1665 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Барокко «Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия). Версия истории о царе Давиде и его… Подробнее »

Featured Image

Пегая лошадь

11.05.2018

Паулюс Поттер «Пегая лошадь», 1654 Музей Гетти, Лос-Анджелес Барокко

Featured Image

Портрет карлика Себастьяна де Морра

06.05.2018

Диего Веласкес «Портрет карлика Себастьяна де Морра», 1645 Музей Прадо, Мадрид Барокко В портретах королевских карликов и шутов Веласкес раскрывает характер, душевное состояние, мир переживаний своих моделей, поднимаясь подчас до скорбного трагизма. В них отразилось уважение художника к человеческому достоинству обездоленных. Правдиво передавая физическое несовершенство Себастьяна де Морра, придворного карлика наместника Фландрии кардинал-инфанта Фердинанда, Веласкес… Подробнее »

Featured Image

Женщина, играющая на цистре

03.05.2018

Ян Стен «Женщина, играющая на цистре», 1662 Галерея Маурицхёйс, Гаага Барокко Цистра — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. По форме напоминает современную полуовальную мандолину. Имеет 5—12 парных струн (хоров). Была широко распространена в Германии, Голландии, Италии и других странах Западной Европы в XV — начале XIX вв. Если лютня, сложная в игре, была доступна только… Подробнее »

Featured Image

Женская дуэль

02.05.2018

Хосе де Рибера «Женская дуэль», 1636 Музей Прадо, Мадрид Барокко Картина, датированная и подписанная Риберой, создана в Неаполе в 1636 году, как часть цикла из более чем тридцати картин на тему истории Рима, заказанных Рибере, Джованни Ланфранко, Доменикино и другим художникам. На картине изображена кульминация легендарного эпизода из истории Неаполя, случившегося в 1552 году, когда… Подробнее »

Featured Image

Кошачий бой в кладовке

28.04.2018

Пауль де Вос «Кошачий бой в кладовке», 1596 Музей Прадо, Мадрид Барокко

Featured Image

Эскиз триумфальной повозки Калло

21.04.2018

Питер Пауль Рубенс «Эскиз триумфальной повозки Калло», 1638 Королевский музей изящных искусств, Антверпен Барокко Эскиз относится к последнему периоду творчества художника. Он выполнен как проект триумфальной арки по случаю въезда в Антверпен в 1635 году нового наместника инфанта-кардинала Фердинанда. Эскиз триумфальной колесницы со множеством эмблем и аллегорических фигур выполнен Рубенсом для торжественной встречи Фердинанда после… Подробнее »

Featured Image

Конь Ахиллеса

02.04.2018

Антонис ван Дейк «Конь Ахиллеса» Национальная Галерея, Лондон Барокко Балий и Ксанф — бессмертные говорящие кони, дети гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира. Кони были подарены Пелею Посейдоном в качестве подарка на его свадьбу. Согласно Гомеру, Ахилл взял коней на Троянскую войну и возничим при них стал Автомедонт. На картине крупным планом изображен Ксанф… Подробнее »

greatartists.ru

6.1 Искусство XYII века. Барокко. Италия, Нидерланды | Искуству.ру

БАРОККО – один из главных художественных стилей в искусстве Европы конца 16 – середины 18 веков. Барокко – от лат. странный, причудливый или от португальского «жемчужина неправильной, причудливой формы».

БАРОККО в Италии Возник этот стиль в конце 16 века в Риме, который был на тот момент художественной столицей Европы. Стиль зародился в результате католической контрреформации. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Ведущая роль в итальянском барокко принадлежит архитектуре. Для архитектуры характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Создаются монументальные ансамбли.

Лоренцо Бернини Основоположник стиля зрелого барокко – Лоренцо Бернини. 1598 - 1680. Динамизм архитектурных масс и пространства. Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Ансамбль площади св.Петра в Риме. Лоренцо Бернини Ансамбль площади св.Петра в Риме.

Собор Св.Петра в Риме. Собор Св.Петра в Риме.

Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614. Собор Св. Петра в Риме. Арх. Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др . 1506—1614.

Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г. Королевская лестница Ватикана (Скала Реджа). 1666 г. Использовал законы перспективы для визуального увеличения лестницы и световой эффект.

Кафедра собора Св.Петра в Риме. Кафедра собора Св.Петра в Риме.

Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. Бернини Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме.

Экстаз св.Терезы. 1645-1652. Экстаз св.Терезы. 1645-1652.

Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим. Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-1625. Рим.

Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.

Джованни Лоренцо Бернини. Похищение Прозерпины. 1620.

Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе. Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе.

Франческо Борромини. 1599 – 1667. Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме. Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности. Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.

Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.

Палаццо Барберини (совместно с К.Мадерна и Л. Бернини). 1625—63.

Барокко в Нидерландах

В 16 в. Нидерланды разделились на Фландрию и Голландию. В результате долгих воин Голландия, где утвердился протестантизм, освободилась от испанской зависимости. Фландрия была подчинена испанскому абсолютизму, поэтому находилась под сильным влиянием католической церкви. Барокко во Фландрии проявилось более всего в живописи. Именно фламандская живопись 17 в. была вторым после итальянской архитектуры и скульптуры ярчайшим порождением стиля барокко. Яркая жизнерадостность Динамизм, передача движения Возвышенная духовность Изящество и пластика Иллюзорность Красота виделась не в природе и правдоподобности, а в «величественном», выраженном через намеренно укрупненные формы, пышные мантии и драпировки.

Театральность и вычурность форм, свойственные живописи барокко, невероятное сочетание возвышенной духовности и крайнего натурализма, грандиозности и излишества мелких деталей нашли отражение в творчестве самого великолепного живописца барокко – Питера Пауля Рубенса. 1577 – 1640. Гуманист, художник и дипломат.

Создал тип аристократического барочного портрета.

Семейный свадебный портрет. I брак. Семейный свадебный портрет. I брак.

Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии. Питер Пауль Рубенс. Водружение креста. 1610-1611 Антверпенский собор св. Марии.

 Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Питер Пауль Рубенс. Ваханалия. Около 1615. Москва. ГМИИ им.Пушкина

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621. СПб. Эрмитаж

Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи». Лувр.

Мария Медичи (1573 - 1642), дочь Франческо, великого герцога Тосканского, была королевой Франции (1600 - 1610), благодаря браку с Генрихом IV.

Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625 Питер Пауль Рубенс. Приезд М.Медичи в Марсель. 1622-1625

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Около 1625. СПб. Эрмитаж.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Питер Пауль Рубенс. Портрет Сары Фоурмен (Фоульмен). Соломенная шляпка. 1625-1626.

Питер Пауль Рубенс. Сад любви. Подлинная жемчужина коллекции – «Сад любви», когда-то украшавший спальные покои Филиппа IV. Это большое полотно очень интересно рассматривать после «Садов земных наслаждений» Босха и «Поклонения Венере» Тициана. Картина Рубенса, созданная около 1633, продолжает тему земного рая. Населяет этот рай антверпенское светское общество. Кавалеры и дамы изображены на лоне природы рядом с причудливым барочным гротом, в глубине которого видны три грации. Справа чрезвычайно живой скульптурный фонтан. Вокруг порхают амурчики, в их руках не только луки со стрелами, но и голуби, и розы. Журчит вода, кавалеры что-то нашептывают дамам, музыкант перебирает струны.

Антонис ван Дейк. 1599 – 1641.

Создатель нового общеевропейского парадного (репрезентативного) аристократического портрета.

Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж. Автопортрет. Конец 1620-начало 1630 гг. СПб. Эрмитаж.

Карл I на охоте. 1935. Антонис ван Дейк. Карл I на охоте. 1935. Париж, Лувр.

Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж. Антонис ван Дейк. Семейный портрет. 1621. СПб. Эрмитаж.

Франс Снейдерс. 1579 – 1657.

Крупнейший мастер натюрморта 17 в., создатель монументально-декоративного натюрморта.

Дама с попугаем. Дама с попугаем.

Рыбная лавка. Рыбная лавка.

Торговец дичью. Торговец дичью

Итоги

Как художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле.

iskusstvu.ru

Барокко. Живопись. Характерные черты живописи барокко. •

Барокко. Живопись. Барокко. Живопись.

Характерные черты живописи барокко. • • • Праздничный блеск. Накал страстей. Неукротимая энергия. Динамика. Характерные черты живописи барокко. • • • Праздничный блеск. Накал страстей. Неукротимая энергия. Динамика. Расширение границ реального пространства (идея безграничности мира). • Питер Пауэл Рубенс. «Союз Земли и Воды» . 1618 г.

Главные темы живописи. • Торжество Божественной справедливости и прославление Христа и святых. • Античные Главные темы живописи. • Торжество Божественной справедливости и прославление Христа и святых. • Античные аллегорические сюжеты.

Главные темы живописи. • Прославление воинских побед. • Утверждение новых законов. • Идея неограниченной Главные темы живописи. • Прославление воинских побед. • Утверждение новых законов. • Идея неограниченной власти государства и церкви.

Парадный портрет. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших Парадный портрет. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Гиацинт Риго. «Портрет Людовика 14» . 1701 г. Лувр, Париж.

Рубенс – король живописи. • Питер Пауэл Рубенс (1577 – 1640) – счастливый и Рубенс – король живописи. • Питер Пауэл Рубенс (1577 – 1640) – счастливый и блистательный фламандский художник. В 1609 году был назначен придворным живописцем. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие художники Фландрии.

 • Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих • Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преследовавшего протестантов. • Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста» . Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. • Здесь Питер Пауль с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.

Портрет Изабеллы Брант 1610 Портрет Изабеллы Брант 1610

Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Холст, масло, 86 х62. Галерея Уффици, Флоренция Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Холст, масло, 86 х62. Галерея Уффици, Флоренция

Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609 -1610. Холст, масло, 178 х136. Альт Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609 -1610. Холст, масло, 178 х136. Альт Пинакотека, Мюнхен

Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626 -1627. Дерево, масло, 157 х93. Музей Лихтенштейна, Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626 -1627. Дерево, масло, 157 х93. Музей Лихтенштейна, Вадус

 • Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса • Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев» . Словно соревнуясь друг с другом, современники слагали одну за другой оды в честь художника. Как придворный живописец Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Однако желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что он был принужден отклонять многие просьбы.

Портрет юной девочки, 1615 -16. Холст, масло, 37 х27. Вадус, Музей Лихнетштейна Портрет юной девочки, 1615 -16. Холст, масло, 37 х27. Вадус, Музей Лихнетштейна

Ночная история 1616 -1617 Ночная история 1616 -1617

Мария Паллавичино 1606 Мария Паллавичино 1606

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки, 1625 Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки, 1625

Маркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галерея искусства, Вашингтон Маркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галерея искусства, Вашингтон

 • В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой • В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.

Питер Пауль Рубенс. Портрет королевы Франции Марии Медичи, 1622 Питер Пауль Рубенс. Портрет королевы Франции Марии Медичи, 1622

Анна Австийская 1622 Анна Австийская 1622

Автопортрет, 1628 -1630. Холст, масло. Дом-музей Рубенса, Антверпен Автопортрет, 1628 -1630. Холст, масло. Дом-музей Рубенса, Антверпен

Удары судьбы один за другим обрушиваются на Рубенса В 1623 году он переживает потерю Удары судьбы один за другим обрушиваются на Рубенса В 1623 году он переживает потерю дочери, а в 1626 -м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант. Тяжело переживая это новое горе, художник, чтобы как-то заглушить боль, глубоко погружается в пучину дипломатической деятельности. • В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. • В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629 -м — в Лондон для завершения переговоров. • В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан. .

Автопортрет Рубенса, 1628. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Автопортрет Рубенса, 1628. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Портрет Дьюка Букингхема, 1625. Холст, масло, 63 х48. Галерея Палатина, Флоренция, Италия Портрет Дьюка Букингхема, 1625. Холст, масло, 63 х48. Галерея Палатина, Флоренция, Италия

В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, В декабре 1630 года художник вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами. «Я взял молодую жену, — писал он, — дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати — гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти. . . » «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми. . . и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни» .

Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630. Холст, масло, 262 х206. Королевский Музей Изобразительных Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630. Холст, масло, 262 х206. Королевский Музей Изобразительных Искусств, Брюссель

Елена Фоурмен с детьми, 1636 -1637. Дерево, масло, 115 х85. Музей Лувр, Париж Елена Фоурмен с детьми, 1636 -1637. Дерево, масло, 115 х85. Музей Лувр, Париж

Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить» . Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму» . Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, пришедших отужинать с ним вместе

Последний автопортрет, 1639. Холст, масло, 110 х85. Исторический Музей, Вена Последний автопортрет, 1639. Холст, масло, 110 х85. Исторический Музей, Вена

Мадонна со святыми и ангелами, 1634. Холст, масло Церковь Святого Иакова в Антверпене Мадонна со святыми и ангелами, 1634. Холст, масло Церковь Святого Иакова в Антверпене

Охота на кабана, 1615 -1620. Дерево, масло, 137 х168. Дрезденская Картинная Галерея Охота на кабана, 1615 -1620. Дерево, масло, 137 х168. Дрезденская Картинная Галерея

Мучения Святого Стефана, 1616 -1617. Холст, масло, 437 х278. Валенсия, Музей Изобразительных Искусств, Испания Мучения Святого Стефана, 1616 -1617. Холст, масло, 437 х278. Валенсия, Музей Изобразительных Искусств, Испания

Святой Иероним 1635 Святой Иероним 1635

Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном 1635 Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном 1635

Бегство Лота 1622 Бегство Лота 1622

Распятие (Удар копья)1610 Распятие (Удар копья)1610

Победа и смерть консула Деция Муса в бою 1617 Победа и смерть консула Деция Муса в бою 1617

Возвращение Дианы с охоты, 1615. Холст, масло, 136 х184. Дрезденская Картинная Галерея, Германия Возвращение Дианы с охоты, 1615. Холст, масло, 136 х184. Дрезденская Картинная Галерея, Германия

Суд Париса Суд Париса

Орфей и Эвридика, 1636 -1638 Орфей и Эвридика, 1636 -1638

 • Туалет Венеры, 1608 Музей Тиссен. Борнемиса, Мадрид • Туалет Венеры, 1608 Музей Тиссен. Борнемиса, Мадрид

Ромул и Рем с волчицей, 1616 Капитолийская пинакотека, Рим Ромул и Рем с волчицей, 1616 Капитолийская пинакотека, Рим

Пейзаж с Филемоном и Бавкидой 1637 Пейзаж с Филемоном и Бавкидой 1637

1637 Возвращение крестьян с поля 1637 Возвращение крестьян с поля

Мария Медичи становится регентшей 1621 -1625 Мария Медичи становится регентшей 1621 -1625

Сад любви 1631 Сад любви 1631

Пейзаж с заходящим солнцем 1635 -1640 Пейзаж с заходящим солнцем 1635 -1640

Кермеса 1635 -1638 Кермеса 1635 -1638

present5.com

Барокко в живописи - это... Что такое Барокко в живописи?

Живопись барокко или барочная живопись — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на Абсолютизм и Контрреформацию. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо.

В Италии

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[2], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Во Франции

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена.

В Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на Масличной горе».

Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

  • «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
  • «Портрет кардинала Тавера»,
  • «Портрет неизвестного».

Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

  1. Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
  2. Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Копья»), «Пряхи».

Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой».

Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

Фламандская живопись

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Значение

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

Примечания

  1. ↑ Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
  2. ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.

См. также

med.academic.ru

Барокко в живописи - это... Что такое Барокко в живописи?

Живопись барокко или барочная живопись — живописные произведения периода барокко в культуре XVI—XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на Абсолютизм и Контрреформацию. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо.

В Италии

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[2], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Во Франции

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена.

В Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на Масличной горе».

Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

  • «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
  • «Портрет кардинала Тавера»,
  • «Портрет неизвестного».

Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

  1. Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
  2. Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Копья»), «Пряхи».

Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой».

Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

Фламандская живопись

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Значение

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

Примечания

  1. ↑ Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
  2. ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.

См. также

dik.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта