Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники картины
Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты[13][3]: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это порождало противостояние в среде передвижников по линии старые—новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи. В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников[14]. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях, оказалась неспособной к обновлению. Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников. В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование[15]. Художественные принципыДля картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм. См. такжеПримечания
Литература
ИсточникиСсылки |
wikiredia.ru
7 фактов о художниках-передвижниках | Русская семерка
9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств произошло событие - бунт, скандал - давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок». В этот день 14 лучших выпускников Академии отказались от участия в посвященном ее столетию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Пир в Валгалле», однако, молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет архинесовременным и оторванным от реальности. Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награжден».Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.
1
Смысл «Бунта четырнадцати»: реализм, идущий на смену академизму.
На фото участники «Бунта четырнадцати», 1860-е.
На протяжении всего XIX века Императорская Академия художеств имела своего рода монополию на любую художественную деятельность, однако, многие ученики и выпускники Академии не разделяли убеждений ее ректоров и преподавателей - сюжеты на библейские и мифологические темы казались несовременными; подвергалась сомнению и главенствующая роль формы по отношению к содержанию. Однако, до «Бунта четырнадцати» мало кто заявлял об этом в открытую.Фактически именно «Бунт четырнадцати» - срыв юбилейного конкурса Академии художеств - стал первой предпосылкой появления движения передвижников.
2
Искусство ради людей. Цели и устав товарищества.
Николай Ге - «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871, первая выставка передвижников
Ни один период истории русской живописи не был отмечен таким яростным отрицанием академизма и концепции «искусство ради искусства», как период, начавшийся в 60-е годы XIX столетия. Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания. Эти стремления были выражены в уставе товарищества:
«§ 1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах (для):а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;б) развития любви к искусству в обществе;в) облегчения для художников сбыта их произведений.§ 2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотоснимков...»
Помимо всего этого, устав товарищества оговаривал правила управления его делами и кассой, а также условия приема в его ряды новичков.
3
Первая выставка
Илларион Прянишников - «Порожняки», 1871, первая выставка передвижников.
«Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением: некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество с целью устройства во всех городах России передвижных художественных выставок. Стало быть, отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи вообще...", - писал в журнале «Отечественные записки» Михаил Салтыков-Щедрин.
Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов. Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник - и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом. Дело в том, что годовой (!) доход от всех выставок Академии художеств никогда не превышал 5000 рублей, а участвовавшие в них мастера не получали ни гроша - все деньги отчислялись в казну Министерства Императорского двора.
4
Экономическая политика передвижников.
Михаил Клодт - «Волга под Симбирском», 1881.
Участники товарищества требовали друг от друга неукоснительного следования принятому ими уставу и в особенности той его части, которая касалась финансовых вопросов - 5% от стоимости каждой проданной картины, а также все деньги, полученные за билеты на ту или иную передвижную выставку, отправлялись в кассу товарищества, остальное же поступало «в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений».
Идеальная дисциплина во всем, что касалось денег и организационных моментов, сослужила передвижникам неплохую службу - их дело процветало. К середине 70-х годов XIX века большинство художников, выставлявших свои картины на переезжающих с места на место выставках передвижников, обрели всероссийскую известность, а вместе с ней и долгожданную финансовую стабильность.
5
Противостояние с Академией художеств. Павел Третьяков.
Князь Григорий Григорьевич Гагарин - вице-президент Академии художеств с 1859 по 1872 годы.
Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики.
Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время» - говорил он.. «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало, - писал он Ивану Крамскому в 1879 году - Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость - вот это благодать!»
Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.
6
Закат передвижничества
Николай Ярошенко - «Проводил», 1891.
Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.
Вот как вспоминал об этом моменте в истории передвижничества живописец Леонид Пастернак: «Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом. Дошло до того даже (в наши дни это кажется невероятным!), что Ярошенко, этот столп передвижничества, рассылал «экспонентам» официальный «циркуляр» с наивнейшим, чтобы не сказать больше, перечислением сюжетов, какие можно писать для присылки на передвижную выставку, с указанием особо «желательных», с определением даже манеры и техники исполнения… Главным в картине был сюжет. Просто не верится, что эта директивная бумага, определявшая «как надо и как не надо писать картины», - быль, а не сказка-выдумка. Это исторический документ поздней стадии передвижничества».
7
7 важнейших картин передвижников, хранящихся в Третьяковской Галерее.
Илларион Прянишников - «Погорельцы», 1871.
1. Василий Перов - «Охотники на привале», 1871.
2. Илья Репин - «Крестный ход в Курской губернии», 1883.
3. Валентин Серов - «Девочка с персиками», 1887.
4. Василий Суриков - «Боярыня Морозова», 1887.
5. Николай Ге - «Что есть истина?», 1890.
6. Михаил Нестеров - «Видение отроку Варфоломею», 1890.
7. Исаак Левитан - «Тихая обитель», 1891.
russian7.ru
Художники-передвижники в России 19 века
В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.
Стилей в живописи «золотого века» было несколько, все они, как и в Европе, вырабатывались в определенной последовательности:
Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.
Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.
Путь реализма в живописи был тернистым. На дороге его развития уверенно стояла Петербургская академия художеств, насаждая античные и мифологические сюжеты в живописи. Но дух свободы, «гуляя по Европе», заглянул и в Россию. Не всем молодым художникам нравились правила их альма-матер. Часть выпускников пошла на открытое противостояние с руководством учреждения, отказавшись от предложенной тематики для написания конкурсных работ, и покинула Академию. Это случилось 9 ноября 1863 года.
Начало передвижничества в России
И.Крамской . Автопортрет
Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь. Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.
Цели художников-передвижников
Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.
Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.
На полотнах нашли отражение:
- и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
- и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
- и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).
Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).
Бытовой жанр
Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.
Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.
Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.
Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.
Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.
В.Маковский. Автопортрет
- Темы суда и справедливости
(«Крах суда», «Осужденный», «Оправданная»),
- политической борьбы
(«Ожидание», «Узник», «Арест нигилистов»),
- комических и лирических ситуаций («Объяснение», «В передней»),
- городскую тематику
(«Крах банка», «Оправданная», «На бульваре», «Не пущу!»)
развивал В. Маковский.
Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко
«Невский проспект ночью», «Кочегар», «Дьякон»
и Н. Богданов
«Гаваньский чиновник», «За кипятком», «Возвращение с похорон».
Портреты современников
И. Репин Автопортрет
Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера
(«Заключенный», «Студент», «У Литовского замка»),
и молодой просвещенной девушки
(«Курсистка»).
У Репина этой же тематике посвящены
«Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали».
Крестьянская тематика
Ей целиком и полностью посвятил свое творчество В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). Есть она и у И. Крамского («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).
Наряду с этими образами у Крамского появляется целый ряд портретов, на которых он передовал типичные черты людей своей эпохи. И он сам в «Автопортрете», и Л. Толстой, и Н. Некрасов смотрят вокруг и ищут ответы на волнующие всю передовую интеллигенцию вопросы.
Современные вопросы
И.Крамской. «Христос в пустыне»
Ответом стала картина «Христос в пустыне». В ней нет ничего идеально-божественного. Христос сидит в пустыне и размышляет о том, о чем и разночинцы в 70-х гг. ХIХ века: какой путь выбрать в жизни, благополучного бытия и спокойного отрешения от действительности или отстаивания своих идеалов и справедливости. Картина Крамского стала для многих символом бескорыстного самоотрешенного служения народу.
Религиозная тема
Он представлена и у Н.Ге. Узнали о нем после того, как из-под его пера появилась «Тайная вечеря».
Н. Ге Портрет кисти Ярошенко
Своим творчеством Н. Ге продолжил традиции А. Иванова, шедевр которого «Явление Христа народу» стал самым знаковым полотном своего времени. Н. Ге искренне верит в существование Христа, а потому и отказывается от шаблона при его изображении. И сам Христос наделен обычными человеческими чертами (похож на Герцена), и вся обстановка, в которой проходила тайная вечеря, максимально приближена к реальным условиям Древней Иудеи. Два противоположных мировосприятия, идейное противоборство воплощены в образах Христа и Иуды. Таким образом, картина «Тайная вечеря», выйдя из евангельского сюжета, расширила его рамки и раскрыла ответы на самые актуальные вопросы современности. Заметив все это, Крамской старается посвятить Н. Ге в начинания и цели артельщиков. И художник становится в один ряд с деятельными и энергичными передвижниками.
Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.
У Н. Ге появляется «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», у Н. Репина — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный», у В. Сурикова – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Патетикой, трагичностью веет от этих полотен. А в картинах В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» освещены героические события в русской истории.
Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.
Историческая и сказочная тема
В. Васнецов Автопортрет
Ей посвящал свои работы В. Васнецов. Его «Аленушка» и «Богатыри» не столько передают сказочные сюжеты, сколько являются картинами-символами. В эмоциональном единстве пребывает с природой юная Аленушка – символ девичьей чистоты и нежности, а три русских богатыря воплотили в себе силу и величие всего русского народа.
Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.
В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.
Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.
Пейзаж у передвижников
Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.
У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.
И.Левитан. Автопортрет
Эмоциональный мир человека изменчив, а поэтому пейзажи Левитана расплывчаты, не имеют четких граней, форма и цвет передаются обобщенно. Его работы называют пейзажами настроения, ведь в них заметно незримое присутствие человека, его мысли и настроения: «Март» и «Золотая осень».
Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.
А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова
Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:
- море Айвазовского,
- лес Шишкина,
- лунная ночь Куинджи
- и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.
Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.
Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
velikayakultura.ru
Передвижники * описания картин * Страница 2
Навигация по записям
Картина Алексея Саврасова изображет угол заваленного снегом дворика, огороженного крепким забором. Саврасов писал и покосившиеся хаты, и вот такие дворики, и широкие пустынные зимние пейзажи Средней Полосы. Описание картины Дворик Зима Алексея Саврасова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Незамысловатая картина представляет сосну на пригорке, причем не целиком. Все остальное пространство — небо и песок. Шишкин выписывает детали и здесь, но все же картина несколько непривычна по композиции. Описание картины Сосна на песке Ивана Шишкина →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Безыскусная на первый взгляд картина Алексея Саврасова изображает даже и не зиму, а пространство. И не дорогу — даль. Практически сведенный до белого и темного колорит интересен для анализа. Описание картины Зимняя дорога Алексея Саврасова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Напрво пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — не помню, прямо — жизнь потеряешь. Та она так и так закончится, вопрос, достойно ли. Витязь на распутье. Надо сказать, надпись на камне в картине Виктора Васнецова любопытная — посмотрим поближе. Описание картины Витязь на распутье Виктора Васнецова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Знаменитейшая картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» проста до гениальности. Однако она весьма и весьма продумана — только это незаметно восторженному зрителю. Описание картины Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
…И здесь Левитан, о том не заботившийся (не факт), оказывается первооткрывателем. Март Левитана, солнечный и цветной, жизнеутверждающий и яркий. Необходимое пренебрежение к деталям и внимание к цвету, доведенному до звонкой чистоты — и приглушенному на хвое и в тенях. Описание картины Март Исаака Левитана →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Мастер фотографического, сказали бы мы сейчас, реалистичного русского пейзажа — Иван Шишкин. Картина «Рожь» наполнена жизнеутверждающими, спокойными, полными сдержанного достоинства слегка приглушенными оттенками желтого и темно-зеленого. Описание картины Рожь Ивана Шишкина →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Одно из поистине монументальных полотен основной экспозиции ГТГ — это «Богатыри» Виктора Васнецова. Знакомая многим картина имеет размер более чем три на четыре метра. Слегка холодноватый колорит дает отдохновение глазу, но будоражит душу зрителя. Описание картины Богатыри Виктора Васнецова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Много-много снега, нет дорог, все покрыто белым укрывищем, вся грязь задубела, люди замерзли и сидят у камельков — зима русская, не английская каминно-трубочная, а пьется чай да самогон — как и там. Саврасов зиму увидал во время захода солнца. А может, утром. Свет пасмурный. Вот с ветром непонятки. Описание картины Зима Алексея Саврасова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Умильные медвежата на картине «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, увы, принадлежат не его кисти, но кто сегодня знает о Савицком? А все галерист и меценат Третьяков, который злобно стер подпись анималиста. Описание картины Утро в сосновом лесу Ивана Шишкина →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Навигация по записям
Страница 2 из 3«123»1001kartina.su
Русская живопись. Передвижники - Товарищество передвижных художественных выставок
Передвижники
Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 году, и просуществовавшее вплоть до 1923 года, было создано русскими живописцами и скульпторами, придерживавшихся в своем творчестве реалистического направления. Возникновение Товарищества было обусловлено кризисом официального академического искусства, общим подъемом демократической культуры в середине XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели свободных художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества.
Артель свободных художников была организованна в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников — претендентов на большую золотую медаль (так называемый «бунт четырнадцати»). Это объединение в течение нескольких лет являлось своеобразным художественным центром, противостоящим Петербургской Академии художеств и ее искусству, далекому от современной действительности. В. В. Стасов, горячий сторонник реализма, отмечал, что Товарищество стоит в неразрывной связи с Артелью, в основе их идеологии лежит одна и та же мысль: «свобода, нужная для русского искусства, свобода, нужная для русского художника». Эта творческая свобода подразумевалась как абсолютная независимость от консервативной дворянской Академии художеств, от ее оторванного от реальности искусства, от ее указаний, наград и поощрений. Товарищество подразумевало сплочение художников-единомышленников один творческий союз для художественной деятельности. Огромным достижением Товарищества стало организация самостоятельных художественных выставок и передвижение их по крупнейшим городам России. Главной задачей своей деятельности «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, считали пропаганду высокого искусства и эстетического воспитания. Также продажа картин на выставках давала материальную независимость художников от официальных заказов. Сама идея создания Товарищества передвижных художественных выставок принадлежит Григорию Григорьевичу Мясоедову. Зимой 1868—1869 года Мясоедов возвратился из Италии, предложил членам Артели мысль об организации художественной выставки каким-либо кружком самих художников. Артель с большим энтузиазмом восприняла эту мысль, однако предложение Мясоедова осуществилось не сразу. Но художник, проживая в 1869 году в Москве, продолжал пропаганду идей о независимой выставке. Известные московские художники В.Г. Перов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, Саврасов с жаром приняли эту мысль и в конце 1869 года предложили петербургской Артели объединиться вместе и создать новое общество. И уже через год новое «Товарищество», было утверждено правительством и начало свою деятельность. В тоже время петербургская Артель прекратила свое существование, и часть ее членов вошли в новое объединение.
Еще в 1850—60-е годы в противовес классическому искусству, которое насаждала Петербургская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. После появления передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой.
Товарищество передвижных художественных выставок объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это В.Г. Перов и И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов и В.Е. Маковский, К.А. Савицкий и В.М. Максимов, И.М. Прянишников и Н.Н. Ге, Саврасов и И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов и В.Д. Поленов, Н.В. Неврев, И.Е. Репин и Суриков, Серов и И.И. Левитан, Н.А. Ярошенко и Нестеров, Н.А. Касаткин и С.В. Иванов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев и многие другие. В этот период не было значительных художников, которые не считали бы за высокую честь вступить в ряды Товарищества, которое, в свою очередь, никогда не было закрытым объединением и на всех этапах своего существования принимало в свои ряды талантливую молодежь, а также привлекало к участию на выставках многих художников. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, Волнухин, К.А. Коровин, С.А. Коровин, Малявин, Коненков и многие другие.
Г.Г. Мясоедов, инициатор создания Товарищества и один из его активных деятелей, характеризуя место, занимаемое искусством в обществе, отмечал, что русское искусство до создания Товарищества ютилось главным образом в Петербурге. Об его существовании общественность вспоминало в дни проведения выставок Академии художеств. На выставках обычно были представлены работы учеников Академии, иногда дополнялись произведениями профессоров и академиков, а также иностранных художников. Общество относилось к этим выставкам сочувственно, шло на них, как на дешевый праздник, уходило, забывая искусство до будущего года.
Артель свободных художников, руководимая И.Н. Крамским, не имела возможности устраивать самостоятельные выставки, и поэтому не могла добиться относительной свободы и уйти от контроля Академии художеств. Членам Артели приходилось выставлять свои картины на годичных выставках в Академии. Это положение решительным образом изменилось только с созданием Товарищества. Выставки передвижников вызывали большой интерес общества к искусству и имели огромный успех у самых различных слоев населения, так как в произведения художников-реалистов широко вошла окружающая жизнь во всей ее правде, увиденная и прочувствованная самими художниками. За все время существования Товарищества было проведено 48 основных выставок, которые кроме Петербурга и Москвы проводились также во всех крупнейших городах: в Харькове, Киеве, Одессе, Полтаве, Ярославле, Туле, Вильно, Риге, Саратове, Казани, Воронеже, Кишиневе, Курске и других. Кроме того, в некоторые города, где не было очередной выставки, посылались параллельные выставки, состоявшие из картин прошлых лет. В 1900-е годы стали устраиваться «народные выставки», которые демонстрировались в небольших городах, а некоторые даже в селах и деревнях.
Первая Передвижная выставка, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербургской Академии художеств, стала крупным событием в художественной жизни России. На данной выставке были представлены произведения шестнадцати художников. Всего было выставлено сорок семь работ. Позже в Москве выставка дополнилась несколькими новыми художниками, а общее число выставленных картин достигло восьмидесяти двух. Первая выставка побывала также в Харькове и Киеве. Даже среди сравнительно небольшого числа выставленных произведений были и такие работы, которые вошли в историю русской живописи, среди которых: «Майская ночь» И.Н. Крамского, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет купца И.С. Камынина», «Портрет А.Н. Островского», В. Г. Перова, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Порожняки» И.М. Прянишникова
В своих художественных произведениях передвижники учитывали не только опыт русской живописи, но и достижения мирового современного и классического искусства. Известно, что большая часть участников Товарищества в разные годы бывали за границей по направлению Академии художеств. Путешествуя по Европе, художники внимательно изучали как живопись различных эпох, так и произведения современных художников. Свои наблюдения передвижники реализовывали в своей творческой деятельности, при этом никому не подражая, оставаясь всегда самобытными мастерами. Искусство художников-передвижников во многом определило поступательное движение мировой живописи XIX—XX веков.
Крупным явлением в русской живописи стала картина И.Е. Репина «Бурлаки», написанная в 1873 году. В этом произведении художник всем своим талантом показал волнующий образ народа. Репин, являясь реалистом, оставил последние помыслы об идеальном в искусстве и обратился к народной щемящей действительности. До Репина подобного глубоко потрясающего, трагичного сюжета никто не смел брать. По выражению картины «Бурлаки» И.Е. Репин — значительный, могучий художник и мыслитель. В этом произведении он показал владение всеми средствами искусства с таким совершенством, как немногие из русских художников.
Наиболее значительным произведением из крестьянской жизни стало полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Картина прежде всего привлекает композиционным и живописным решением. По залитой палящим летним солнцем пыльной дороге медленно движется прямо на зрителя многолюдная толпа. В этой религиозная процессия отражен собирательный образ русской деревни со всеми ее классами и группами. Репин дал острую критическую трактовку современной ему русской действительности. С теплотой и сочувствием Репин рисует образы крестьян.
Влияние Репина сказалось в творчестве его единомышленников. Тяжелейший труд крестьян показал талантливый художник К. А. Савицкий в своем произведении «Ремонтные работы на железной дороге» (1874). Эта картина была экспонирована на 3-й передвижной выставке. После просмотра этого полотна невольно вспоминаются полные драматизма строки произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной....
Вообще крестьянская тема заняла одно из центральных в творчестве передвижников. Именно здесь противоречия общества 1870-80-х годов обнаружились наиболее наглядно, поэтому сюда были направлены взоры художников-передвижников в поисках идеала и положительного образа. В их произведениях крестьяне показаны уже не только страдающим, как это было в 1860-е годы; художники находят в крестьянской жизни светлое нравственное начало, которое достойно утверждения.
Одним из наиболее известных произведений на крестьянскую тему является картина Г. Г. Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году. Эта картина экспонировалась на 2-й Передвижной выставке. Картина характеризуется особым вниманием, которое живописец уделяет внутренней характеристике крестьян, умение создать выразительные типы, как, например, в образе крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. В его сосредоточенной позе с опущенной головой, в чертах лица читается глубокая дума, желание осмыслить происходящее. Созданное на пятнадцать лет позднее произведение «Страда» («Косцы») свидетельствует об эволюции творчества Мясоедова. Золотое ржаное поле, где, закрытые до пояса колосьями, косят рожь крестьяне, легкие воздушные облака на небе, розовые отблески на горизонте — все это полно светлого чувства, чего-то торжественного.
Известный художник-передвижник В.М. Максимов крестьянской теме посвятил свое творчество целиком. Его картины можно назвать шедеврами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они не эффектны, не кричат своими красками, не поражают остротой своих сюжетов, но со временем эти произведения только сделались только интереснее нынешнему зрителю. Наиболее известная картина Максимова «Знахарь на деревенской свадьбе» (1874) привлекает глубоким знанием русской деревни. Основное достоинство этого произведения, исполненного с незаурядным композиционным и живописным мастерством, — стремление раскрыть обаяние народных образов, показать крестьянский быт. В творчестве живописца нашли отражение также и другие стороны крестьянской жизни («Семейный раздел», 1876; «Больной муж», 1881).
В картине К.А. Савицкого «Проводы на войну» (1880—1887), обрисована многообразная народная масса, показано множество характеров и драматических ситуаций. Данная картина навеяна событиями русско-турецкой войны.
Острой социальной насыщенностью отличаются известные произведения художника-жанриста В.Е. Маковского. В его картинах обнаруживается прекрасное знание психологии человека. Живописец с большим мастерством изображает представителей самых различных классов и сословий. Однако основная тема в творчестве Маковского - это городской жанр. Наибольшего расцвета творчество Маковского достигло в 1880-90-е годы. В этот период он создал такие произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «На бульваре» (1887), «Не пущу!» (1892), «Вечеринка» (1897).
Большим успехом на передвижных выставках пользовались произведения мастера жанровой живописи И.М. Прянишникова. Каждая картина этого художника представляет отрывок из действительности, до такой степени трепещущей, что невольно становишься непосредственным участником воспроизведенной сцены.
Художники-передвижники создали большую портретную галерею. В своих портретах живописцы изображали лучших людей России: выдающихся деятелей культуры, науки. Многие из этих портретов были выполнены по заказу известного коллекционера П.М. Третьякова, для его галереи. Среди выдающихся мастеров портрета выделялись В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, Серов. Портретные образы передвижников отличались психологической глубиной, умением раскрывать характер человека. В них отражалась эпоха со всеми ее противоречиями. Так, глядя на «Портрет Достоевского» (1872), написанный В.Г. Перовым, зритель понимает замысел живописца, изобразившего великого русского писателя в раздумье, тяжело переживающего за судьбы «униженных и оскорбленных». Портрет Достоевского поражает своей глубокой человечностью.
Блестящим портретистом был И.Н. Крамской, один из основателей Товарищества. Сильные стороны таланта художника, психолога, проявились в портрете Л.Н. Толстого, написанном в 1873 году в Ясной Поляне. На первый план выходит психологическая трактовка образа. Образ великого русского писателя строится на контрасте внешней простоты и внутренней значительности образа. В превосходно написанном лице, Крамской показывает мудрый и ясный ум писателя, способный проникнуть в сущность явлений, тонко передать «диалектику души».
В своей картине «Неутешное горе» (1884) житейскую драму Крамской поднимает до общечеловеческого звучания. Несмотря на то, что сама тема была навеяна личными переживаниями, живописец ограждает замысел картины от всего мелкого, бытового. На картине изображена одетая в траурное платье молодой мать, потерявшая ребенка. В ее скорбной позе, в ее заплаканном лице художник раскрыл всю глубину безутешного горя. Среди портретов И.Е. Репина особой выразительностью и психологической глубиной отличается «Портрет М. П. Мусоргского», написанный в 1881 году. Эта картина была показана на девятой Передвижной выставке. Репин был связан с великим композитором многолетней дружбой, горячо любил и понимал его произведения, его вклад в развитие русской музыкального искусства. Портрет поражает жизненностью образа, богатством внутреннего содержания. Смертельная болезнь наложила неизгладимую печать на облик Мусоргского, в котором, тем не менее, видна это сила неиссякаемого духа.
В области исторической живописи передвижники также сказали новое слово. Вместо псевдоисторических полотен мифологического и религиозного содержания академической школы на выставках передвижников появляются картины на темы русской истории, совершенно иные по характеру. Исторические картины передвижников характеризуются глубокой психологической разработкой образов исторических деятелей, изображением драматических моментов русской истории.
Огромный успех на первой передвижной выставки имела картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). В этом произведении отмечается новизна трактовки исторического события, высокое мастерство психологической обрисовки исторических лиц, а также общественная значительность данной темы. На картине разворачивается не только драма между отцом и сыном, но и происходит столкновение двух противоположных человеческих характеров, конфликт старого и нового, передового и отсталого, связанного с прошлым. Прогрессивная историческая сила воплощена в деятельном и умном Петре I; в слабом, безвольном Алексее отразилось все отжившее, что тормозило прогресс России. Симпатии живописца были на стороне Петра I. Ге оправдывал его жестокость, жертву личным ради государственных целей. В своей оценке Петра I художник был близок с передовой интеллигенцией, что, в первую очередь, и определило успех картины.
Психологическая драма, пафос больших человеческих страстей раскрываются в произведении И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанном в 1885 году. Художник выразительно показывает жестокость царя, который в припадке гнева убивает своего сына. Замысел этого исторического полотна возник еще в 1881 году, после казнью царским правительством народовольцев. В передовой интеллигенции образ царя-сыноубийцы связывался с этой расправой. Власти усмотрели в картине эту тенденцию, и по распоряжению Александра I картину было запрещено показывать на выставках.
В произведениях В.И. Сурикова впервые народ был показан как главная действующая сила истории. Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) — выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. В полотнах Сурикова история России показана в своем подлинном величии, в драматических ситуациях, в которых раскрываются могучие народные характеры, прекрасные душевные черты человека. В своем творчестве художник прославляет русский народ, его стойкость и мужество, бунтарский дух и твердую веру в справедливость.
Примечательно, что при единстве идейно-художественных задач Товарищество в своих рядах объединяло различные творческие индивидуальности. Каждый из художников-передвижников вносил свой вклад в демократическое реалистическое искусство. В этом отношении показательно творчество В. М. Васнецова. На первых передвижных выставках в 1870-е годы он выступал как художник-жанрист («С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878)). Но с начала 1880-х годов художник обращается к историческим, сказочным и былинным темам. В полотнах «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1898) воплощены мечты народа о счастье, стремлении к лучшей жизни, героические и патриотические традиции. В образах трех богатырей — любимых героев народного эпоса, Васнецов отражает героический дух русского народа, всегда готового дать отпор иноземным завоевателям.
Русская пейзажная живопись наивысшего расцвета достигла в произведениях художников-передвижников В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.А. Серова , И.И. Левитана.
А.К. Саврасов стал основоположником русского лирического пейзажа. Его произведение «Грачи прилетели», написанное в 1871 году, было настоящим откровением. Скромный, незатейливый сюжет, близкий и знакомый каждому, получил художественное воплощение и глубоко человеческое содержание. Этот пейзаж отличался внешней простотой, наполненностью жизнью, одухотворенной красотой.
Одним из самых известных художников-пейзажистов 1870—90-х годов является Иван Иванович Шишкин. В его картинах природа средней полосы России показана во всем своем величии и неповторимом облике. Произведения Шишкина «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) и многие другие получили широкое признание. Картина Шишкина «Рожь», как и многие другие произведения, выражает его любовь к родине, ее необъятным просторам. Все творчество художника пронизано живым ощущением природы. Шишкин своими произведениями создал поэтический образ родного края во всем его своеобразии.
Большой вклад в развитие русского пейзажа внес В.Д. Поленов. Пейзажные произведения Поленова отличаются душевностью и непосредственностью, очаровывают живописным мастерством художника. Принципы пленерной живописи были развиты Исааком Ильичом Левитаном и другими художниками. В творчестве И.И. Левитана русская пейзажная живопись получила свое высшее развитие и в какой-то степени завершила поиски художников 1870 — 1880-х годов. Картины Левитана полны лирики, жизненной правды, характеризуются огромным живописным мастерством, умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Достаточно увидеть такое его значительное в идейно-художественном отношении картину, как «Над вечным покоем», написанную в 1894 году, чтобы почувствовать всю глубину и сложность замысла художника. И.И. Левитан в каждом своем пейзаже умел показать его очарование, его «душу». В золотой фонд русской пейзажной живописи навсегда войдут его пейзажи «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Золотая осень» (1895), «Весна — большая вода» (1897).
Большой успех на передвижных выставках имели также такие работы таких пейзажистов, как М.К. Клодт, Е.Е. Волков, И.С. Остроухов, Н.Н. Дубовский, С.И. Святославский, А.М. Васнецов.
Огромный вклад художники-передвижники внесли в художественное образование: многие из них долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Архипов , Перов, Саврасов, Серов, Прянишников, Левитан, Поленов и другие). С 1894 года в состав профессуры Академии художеств в Петербурге вошли И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, в значительной степени повысившие и авторитет Академии, и воспитавшие большую плеяду художников.
В 1870—80-е годы деятельность Товарищества передвижных художественных выставок достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках этого периода принадлежало произведениям И.И. Репина. Огромным успехом также пользовались исторические картины Сурикова. Его полотна, как и произведения других крупных передвижников, знали в самых отдаленных уголках царской России. На произведениях Сурикова, Репина, Максимова, Мясоедова, Савицкого, Маковского и многих других художников-передвижников воспитывались не одно поколение.
Среди представителей жанровой живописи передвижников можно отметить Н.П. Богданова-Бельского. В своих произведениях о жизни крестьянских детей он умел просто и правдиво показать пытливый ум, стремление к знаниям деревенской детворы. Его картинам свойственны демократизм, сердечная теплота детских образов («Устный счет», 1895).
Важное место в жанровой живописи 1890-х—начала 1900-х годов занимает творчество А. Е. Архипова. В своих картинах художник правдиво отражал жизнь народа и прежде всего крестьянства. Широкое признание получили его картины «На Оке» (1890) и «Обратный» (1896), в которых жанр органично сливался с пейзажем. В некоторых произведениях Архипова отражаются социальные проблемы. В своих картинах «Поденщицы» («На чугунолитейном заводе», 1896), «Прачки» (1901) художник показывает тяжелый женский труд.
После революции 1917 года многие художники-передвижники продолжали творческую деятельность. Среди них были В.Н. Бакшеев, А.Е. Архипов, B.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов, Н.А. Касаткин, C.В. Малютин, П.А. Радимов, Н.В. Орлов, В.Д. Поленов. Эти и некоторые другие художники, являясь продолжателями лучших традиций передвижничества, внесли огромный вклад в становлении и развитии советской живописи. В 1922—23 годах были организованы 47-я и 48-я выставки передвижников, на которых помимо членов Товарищества участвовало большое число молодых художников.
Передвижники открывали двери молодым художникам, которым были близки их стремления продолжать и развивать традиции реалистической живописи. В 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) - наиболее крупном объединении художников-реалистов 1920-х годов и прекратило свое самостоятельное существование. Символично, что последний председатель Правления Товарищества П.А. Радимов стал первым председателем АХРР. Многие передвижники молодого поколения стали членами АХРР и участниками ее выставок.
mail.art19.info
Передвижники * описания картин * Страница 3
Навигация по записям
Бесконечный круговорот обновления природы, зыбкий процесс таяния и намокания, робкие переговоры между собой о текущей ситуации и между народном положении — вот темы, которые добросовестные рецензенты усматривают в картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Описание картины Грачи прилетели Алексея Саврасова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина, давшая сюжет для знаменитой песни, [су]мрачна до невозможности. При этом грязи и черноты в красках нет. Подивимся же еще разок на признанный шедевр живописи. Описание картины Над вечным покоем Исаака Левитана →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Девочка с персиками, или портрет Веры Мамонтовой работы Валентина Серова — картина, украшавшая собой комнату, в которой оная написана, а после переехавшая в Галерею. Описание картины Девочка с персиками Валентина Серова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Картина Исаака Левитана, изображающая стоящие в золотой листве березы над берегом небольшой речки. Описание картины Золотая осень Исаака Левитана →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Навигация по записям
Страница 3 из 3«1231001kartina.su
Русская живопись. Передвижники - Товарищество передвижных художественных выставок
Передвижники
Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 году, и просуществовавшее вплоть до 1923 года, было создано русскими живописцами и скульпторами, придерживавшихся в своем творчестве реалистического направления. Возникновение Товарищества было обусловлено кризисом официального академического искусства, общим подъемом демократической культуры в середине XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели свободных художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества.
Артель свободных художников была организованна в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников — претендентов на большую золотую медаль (так называемый «бунт четырнадцати»). Это объединение в течение нескольких лет являлось своеобразным художественным центром, противостоящим Петербургской Академии художеств и ее искусству, далекому от современной действительности. В. В. Стасов, горячий сторонник реализма, отмечал, что Товарищество стоит в неразрывной связи с Артелью, в основе их идеологии лежит одна и та же мысль: «свобода, нужная для русского искусства, свобода, нужная для русского художника». Эта творческая свобода подразумевалась как абсолютная независимость от консервативной дворянской Академии художеств, от ее оторванного от реальности искусства, от ее указаний, наград и поощрений. Товарищество подразумевало сплочение художников-единомышленников один творческий союз для художественной деятельности. Огромным достижением Товарищества стало организация самостоятельных художественных выставок и передвижение их по крупнейшим городам России. Главной задачей своей деятельности «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, считали пропаганду высокого искусства и эстетического воспитания. Также продажа картин на выставках давала материальную независимость художников от официальных заказов. Сама идея создания Товарищества передвижных художественных выставок принадлежит Григорию Григорьевичу Мясоедову. Зимой 1868—1869 года Мясоедов возвратился из Италии, предложил членам Артели мысль об организации художественной выставки каким-либо кружком самих художников. Артель с большим энтузиазмом восприняла эту мысль, однако предложение Мясоедова осуществилось не сразу. Но художник, проживая в 1869 году в Москве, продолжал пропаганду идей о независимой выставке. Известные московские художники В.Г. Перов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, Саврасов с жаром приняли эту мысль и в конце 1869 года предложили петербургской Артели объединиться вместе и создать новое общество. И уже через год новое «Товарищество», было утверждено правительством и начало свою деятельность. В тоже время петербургская Артель прекратила свое существование, и часть ее членов вошли в новое объединение.
Еще в 1850—60-е годы в противовес классическому искусству, которое насаждала Петербургская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. После появления передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой.
Товарищество передвижных художественных выставок объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это В.Г. Перов и И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов и В.Е. Маковский, К.А. Савицкий и В.М. Максимов, И.М. Прянишников и Н.Н. Ге, Саврасов и И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов и В.Д. Поленов, Н.В. Неврев, И.Е. Репин и Суриков, Серов и И.И. Левитан, Н.А. Ярошенко и Нестеров, Н.А. Касаткин и С.В. Иванов, А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев и многие другие. В этот период не было значительных художников, которые не считали бы за высокую честь вступить в ряды Товарищества, которое, в свою очередь, никогда не было закрытым объединением и на всех этапах своего существования принимало в свои ряды талантливую молодежь, а также привлекало к участию на выставках многих художников. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, Волнухин, К.А. Коровин, С.А. Коровин, Малявин, Коненков и многие другие.
Г.Г. Мясоедов, инициатор создания Товарищества и один из его активных деятелей, характеризуя место, занимаемое искусством в обществе, отмечал, что русское искусство до создания Товарищества ютилось главным образом в Петербурге. Об его существовании общественность вспоминало в дни проведения выставок Академии художеств. На выставках обычно были представлены работы учеников Академии, иногда дополнялись произведениями профессоров и академиков, а также иностранных художников. Общество относилось к этим выставкам сочувственно, шло на них, как на дешевый праздник, уходило, забывая искусство до будущего года.
Артель свободных художников, руководимая И.Н. Крамским, не имела возможности устраивать самостоятельные выставки, и поэтому не могла добиться относительной свободы и уйти от контроля Академии художеств. Членам Артели приходилось выставлять свои картины на годичных выставках в Академии. Это положение решительным образом изменилось только с созданием Товарищества. Выставки передвижников вызывали большой интерес общества к искусству и имели огромный успех у самых различных слоев населения, так как в произведения художников-реалистов широко вошла окружающая жизнь во всей ее правде, увиденная и прочувствованная самими художниками. За все время существования Товарищества было проведено 48 основных выставок, которые кроме Петербурга и Москвы проводились также во всех крупнейших городах: в Харькове, Киеве, Одессе, Полтаве, Ярославле, Туле, Вильно, Риге, Саратове, Казани, Воронеже, Кишиневе, Курске и других. Кроме того, в некоторые города, где не было очередной выставки, посылались параллельные выставки, состоявшие из картин прошлых лет. В 1900-е годы стали устраиваться «народные выставки», которые демонстрировались в небольших городах, а некоторые даже в селах и деревнях.
Первая Передвижная выставка, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербургской Академии художеств, стала крупным событием в художественной жизни России. На данной выставке были представлены произведения шестнадцати художников. Всего было выставлено сорок семь работ. Позже в Москве выставка дополнилась несколькими новыми художниками, а общее число выставленных картин достигло восьмидесяти двух. Первая выставка побывала также в Харькове и Киеве. Даже среди сравнительно небольшого числа выставленных произведений были и такие работы, которые вошли в историю русской живописи, среди которых: «Майская ночь» И.Н. Крамского, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет купца И.С. Камынина», «Портрет А.Н. Островского», В. Г. Перова, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Порожняки» И.М. Прянишникова
В своих художественных произведениях передвижники учитывали не только опыт русской живописи, но и достижения мирового современного и классического искусства. Известно, что большая часть участников Товарищества в разные годы бывали за границей по направлению Академии художеств. Путешествуя по Европе, художники внимательно изучали как живопись различных эпох, так и произведения современных художников. Свои наблюдения передвижники реализовывали в своей творческой деятельности, при этом никому не подражая, оставаясь всегда самобытными мастерами. Искусство художников-передвижников во многом определило поступательное движение мировой живописи XIX—XX веков.
Крупным явлением в русской живописи стала картина И.Е. Репина «Бурлаки», написанная в 1873 году. В этом произведении художник всем своим талантом показал волнующий образ народа. Репин, являясь реалистом, оставил последние помыслы об идеальном в искусстве и обратился к народной щемящей действительности. До Репина подобного глубоко потрясающего, трагичного сюжета никто не смел брать. По выражению картины «Бурлаки» И.Е. Репин — значительный, могучий художник и мыслитель. В этом произведении он показал владение всеми средствами искусства с таким совершенством, как немногие из русских художников.
Наиболее значительным произведением из крестьянской жизни стало полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Картина прежде всего привлекает композиционным и живописным решением. По залитой палящим летним солнцем пыльной дороге медленно движется прямо на зрителя многолюдная толпа. В этой религиозная процессия отражен собирательный образ русской деревни со всеми ее классами и группами. Репин дал острую критическую трактовку современной ему русской действительности. С теплотой и сочувствием Репин рисует образы крестьян.
Влияние Репина сказалось в творчестве его единомышленников. Тяжелейший труд крестьян показал талантливый художник К. А. Савицкий в своем произведении «Ремонтные работы на железной дороге» (1874). Эта картина была экспонирована на 3-й передвижной выставке. После просмотра этого полотна невольно вспоминаются полные драматизма строки произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной....
Вообще крестьянская тема заняла одно из центральных в творчестве передвижников. Именно здесь противоречия общества 1870-80-х годов обнаружились наиболее наглядно, поэтому сюда были направлены взоры художников-передвижников в поисках идеала и положительного образа. В их произведениях крестьяне показаны уже не только страдающим, как это было в 1860-е годы; художники находят в крестьянской жизни светлое нравственное начало, которое достойно утверждения.
Одним из наиболее известных произведений на крестьянскую тему является картина Г. Г. Мясоедова «Земство обедает», написанная в 1872 году. Эта картина экспонировалась на 2-й Передвижной выставке. Картина характеризуется особым вниманием, которое живописец уделяет внутренней характеристике крестьян, умение создать выразительные типы, как, например, в образе крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. В его сосредоточенной позе с опущенной головой, в чертах лица читается глубокая дума, желание осмыслить происходящее. Созданное на пятнадцать лет позднее произведение «Страда» («Косцы») свидетельствует об эволюции творчества Мясоедова. Золотое ржаное поле, где, закрытые до пояса колосьями, косят рожь крестьяне, легкие воздушные облака на небе, розовые отблески на горизонте — все это полно светлого чувства, чего-то торжественного.
Известный художник-передвижник В.М. Максимов крестьянской теме посвятил свое творчество целиком. Его картины можно назвать шедеврами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они не эффектны, не кричат своими красками, не поражают остротой своих сюжетов, но со временем эти произведения только сделались только интереснее нынешнему зрителю. Наиболее известная картина Максимова «Знахарь на деревенской свадьбе» (1874) привлекает глубоким знанием русской деревни. Основное достоинство этого произведения, исполненного с незаурядным композиционным и живописным мастерством, — стремление раскрыть обаяние народных образов, показать крестьянский быт. В творчестве живописца нашли отражение также и другие стороны крестьянской жизни («Семейный раздел», 1876; «Больной муж», 1881).
В картине К.А. Савицкого «Проводы на войну» (1880—1887), обрисована многообразная народная масса, показано множество характеров и драматических ситуаций. Данная картина навеяна событиями русско-турецкой войны.
Острой социальной насыщенностью отличаются известные произведения художника-жанриста В.Е. Маковского. В его картинах обнаруживается прекрасное знание психологии человека. Живописец с большим мастерством изображает представителей самых различных классов и сословий. Однако основная тема в творчестве Маковского - это городской жанр. Наибольшего расцвета творчество Маковского достигло в 1880-90-е годы. В этот период он создал такие произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «На бульваре» (1887), «Не пущу!» (1892), «Вечеринка» (1897).
Большим успехом на передвижных выставках пользовались произведения мастера жанровой живописи И.М. Прянишникова. Каждая картина этого художника представляет отрывок из действительности, до такой степени трепещущей, что невольно становишься непосредственным участником воспроизведенной сцены.
Художники-передвижники создали большую портретную галерею. В своих портретах живописцы изображали лучших людей России: выдающихся деятелей культуры, науки. Многие из этих портретов были выполнены по заказу известного коллекционера П.М. Третьякова, для его галереи. Среди выдающихся мастеров портрета выделялись В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, Серов. Портретные образы передвижников отличались психологической глубиной, умением раскрывать характер человека. В них отражалась эпоха со всеми ее противоречиями. Так, глядя на «Портрет Достоевского» (1872), написанный В.Г. Перовым, зритель понимает замысел живописца, изобразившего великого русского писателя в раздумье, тяжело переживающего за судьбы «униженных и оскорбленных». Портрет Достоевского поражает своей глубокой человечностью.
Блестящим портретистом был И.Н. Крамской, один из основателей Товарищества. Сильные стороны таланта художника, психолога, проявились в портрете Л.Н. Толстого, написанном в 1873 году в Ясной Поляне. На первый план выходит психологическая трактовка образа. Образ великого русского писателя строится на контрасте внешней простоты и внутренней значительности образа. В превосходно написанном лице, Крамской показывает мудрый и ясный ум писателя, способный проникнуть в сущность явлений, тонко передать «диалектику души».
В своей картине «Неутешное горе» (1884) житейскую драму Крамской поднимает до общечеловеческого звучания. Несмотря на то, что сама тема была навеяна личными переживаниями, живописец ограждает замысел картины от всего мелкого, бытового. На картине изображена одетая в траурное платье молодой мать, потерявшая ребенка. В ее скорбной позе, в ее заплаканном лице художник раскрыл всю глубину безутешного горя. Среди портретов И.Е. Репина особой выразительностью и психологической глубиной отличается «Портрет М. П. Мусоргского», написанный в 1881 году. Эта картина была показана на девятой Передвижной выставке. Репин был связан с великим композитором многолетней дружбой, горячо любил и понимал его произведения, его вклад в развитие русской музыкального искусства. Портрет поражает жизненностью образа, богатством внутреннего содержания. Смертельная болезнь наложила неизгладимую печать на облик Мусоргского, в котором, тем не менее, видна это сила неиссякаемого духа.
В области исторической живописи передвижники также сказали новое слово. Вместо псевдоисторических полотен мифологического и религиозного содержания академической школы на выставках передвижников появляются картины на темы русской истории, совершенно иные по характеру. Исторические картины передвижников характеризуются глубокой психологической разработкой образов исторических деятелей, изображением драматических моментов русской истории.
Огромный успех на первой передвижной выставки имела картина Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). В этом произведении отмечается новизна трактовки исторического события, высокое мастерство психологической обрисовки исторических лиц, а также общественная значительность данной темы. На картине разворачивается не только драма между отцом и сыном, но и происходит столкновение двух противоположных человеческих характеров, конфликт старого и нового, передового и отсталого, связанного с прошлым. Прогрессивная историческая сила воплощена в деятельном и умном Петре I; в слабом, безвольном Алексее отразилось все отжившее, что тормозило прогресс России. Симпатии живописца были на стороне Петра I. Ге оправдывал его жестокость, жертву личным ради государственных целей. В своей оценке Петра I художник был близок с передовой интеллигенцией, что, в первую очередь, и определило успех картины.
Психологическая драма, пафос больших человеческих страстей раскрываются в произведении И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанном в 1885 году. Художник выразительно показывает жестокость царя, который в припадке гнева убивает своего сына. Замысел этого исторического полотна возник еще в 1881 году, после казнью царским правительством народовольцев. В передовой интеллигенции образ царя-сыноубийцы связывался с этой расправой. Власти усмотрели в картине эту тенденцию, и по распоряжению Александра I картину было запрещено показывать на выставках.
В произведениях В.И. Сурикова впервые народ был показан как главная действующая сила истории. Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) — выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики. В полотнах Сурикова история России показана в своем подлинном величии, в драматических ситуациях, в которых раскрываются могучие народные характеры, прекрасные душевные черты человека. В своем творчестве художник прославляет русский народ, его стойкость и мужество, бунтарский дух и твердую веру в справедливость.
Примечательно, что при единстве идейно-художественных задач Товарищество в своих рядах объединяло различные творческие индивидуальности. Каждый из художников-передвижников вносил свой вклад в демократическое реалистическое искусство. В этом отношении показательно творчество В. М. Васнецова. На первых передвижных выставках в 1870-е годы он выступал как художник-жанрист («С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878)). Но с начала 1880-х годов художник обращается к историческим, сказочным и былинным темам. В полотнах «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1898) воплощены мечты народа о счастье, стремлении к лучшей жизни, героические и патриотические традиции. В образах трех богатырей — любимых героев народного эпоса, Васнецов отражает героический дух русского народа, всегда готового дать отпор иноземным завоевателям.
Русская пейзажная живопись наивысшего расцвета достигла в произведениях художников-передвижников В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.А. Серова , И.И. Левитана.
А.К. Саврасов стал основоположником русского лирического пейзажа. Его произведение «Грачи прилетели», написанное в 1871 году, было настоящим откровением. Скромный, незатейливый сюжет, близкий и знакомый каждому, получил художественное воплощение и глубоко человеческое содержание. Этот пейзаж отличался внешней простотой, наполненностью жизнью, одухотворенной красотой.
Одним из самых известных художников-пейзажистов 1870—90-х годов является Иван Иванович Шишкин. В его картинах природа средней полосы России показана во всем своем величии и неповторимом облике. Произведения Шишкина «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) и многие другие получили широкое признание. Картина Шишкина «Рожь», как и многие другие произведения, выражает его любовь к родине, ее необъятным просторам. Все творчество художника пронизано живым ощущением природы. Шишкин своими произведениями создал поэтический образ родного края во всем его своеобразии.
Большой вклад в развитие русского пейзажа внес В.Д. Поленов. Пейзажные произведения Поленова отличаются душевностью и непосредственностью, очаровывают живописным мастерством художника. Принципы пленерной живописи были развиты Исааком Ильичом Левитаном и другими художниками. В творчестве И.И. Левитана русская пейзажная живопись получила свое высшее развитие и в какой-то степени завершила поиски художников 1870 — 1880-х годов. Картины Левитана полны лирики, жизненной правды, характеризуются огромным живописным мастерством, умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Достаточно увидеть такое его значительное в идейно-художественном отношении картину, как «Над вечным покоем», написанную в 1894 году, чтобы почувствовать всю глубину и сложность замысла художника. И.И. Левитан в каждом своем пейзаже умел показать его очарование, его «душу». В золотой фонд русской пейзажной живописи навсегда войдут его пейзажи «Вечер. Золотой Плёс» (1889), «Золотая осень» (1895), «Весна — большая вода» (1897).
Большой успех на передвижных выставках имели также такие работы таких пейзажистов, как М.К. Клодт, Е.Е. Волков, И.С. Остроухов, Н.Н. Дубовский, С.И. Святославский, А.М. Васнецов.
Огромный вклад художники-передвижники внесли в художественное образование: многие из них долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Архипов , Перов, Саврасов, Серов, Прянишников, Левитан, Поленов и другие). С 1894 года в состав профессуры Академии художеств в Петербурге вошли И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, в значительной степени повысившие и авторитет Академии, и воспитавшие большую плеяду художников.
В 1870—80-е годы деятельность Товарищества передвижных художественных выставок достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках этого периода принадлежало произведениям И.И. Репина. Огромным успехом также пользовались исторические картины Сурикова. Его полотна, как и произведения других крупных передвижников, знали в самых отдаленных уголках царской России. На произведениях Сурикова, Репина, Максимова, Мясоедова, Савицкого, Маковского и многих других художников-передвижников воспитывались не одно поколение.
Среди представителей жанровой живописи передвижников можно отметить Н.П. Богданова-Бельского. В своих произведениях о жизни крестьянских детей он умел просто и правдиво показать пытливый ум, стремление к знаниям деревенской детворы. Его картинам свойственны демократизм, сердечная теплота детских образов («Устный счет», 1895).
Важное место в жанровой живописи 1890-х—начала 1900-х годов занимает творчество А. Е. Архипова. В своих картинах художник правдиво отражал жизнь народа и прежде всего крестьянства. Широкое признание получили его картины «На Оке» (1890) и «Обратный» (1896), в которых жанр органично сливался с пейзажем. В некоторых произведениях Архипова отражаются социальные проблемы. В своих картинах «Поденщицы» («На чугунолитейном заводе», 1896), «Прачки» (1901) художник показывает тяжелый женский труд.
После революции 1917 года многие художники-передвижники продолжали творческую деятельность. Среди них были В.Н. Бакшеев, А.Е. Архипов, B.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов, Н.А. Касаткин, C.В. Малютин, П.А. Радимов, Н.В. Орлов, В.Д. Поленов. Эти и некоторые другие художники, являясь продолжателями лучших традиций передвижничества, внесли огромный вклад в становлении и развитии советской живописи. В 1922—23 годах были организованы 47-я и 48-я выставки передвижников, на которых помимо членов Товарищества участвовало большое число молодых художников.
Передвижники открывали двери молодым художникам, которым были близки их стремления продолжать и развивать традиции реалистической живописи. В 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) - наиболее крупном объединении художников-реалистов 1920-х годов и прекратило свое самостоятельное существование. Символично, что последний председатель Правления Товарищества П.А. Радимов стал первым председателем АХРР. Многие передвижники молодого поколения стали членами АХРР и участниками ее выставок.
art19.info