ЖивописьЖан Батист Грёз. Грезы картины
Жан-Батист Грёз: картины, биография художника
Известные картины Жана-Батиста Греза: «Разбитый кувшин», «Паралитик», «Девушка, оплакивающая мертвую птицу», «Отцовское проклятие». Кроме того, им написано множество портретов, отличающихся невероятной выразительностью. Следует отметить, что в этих произведениях Грез старался добиться максимального сходства с моделью, что шло вразрез с модными в то время тенденциями.
Основные идеи картин Жана-Батиста Греза
На первый взгляд, бытовая живопись не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме развлечения публики забавными, драматическими или интимными сценами из жизни обычных людей. Однако это не совсем так. На полотнах «низкого жанра» есть место морали: не только буржуазной, основными принципами которой выступают личное обогащение, индивидуализм, эгоизм собственника, но и христианской, соответствующей основным религиозным положениям.Грез старался изобразить повседневную жизнь так, как он видел ее сам: правдиво и без особых прикрас, придерживаясь максимального сходства с действительностью. Однако следует помнить, что все же он не был приверженцем реализма, а работал в стиле рококо. Изящество, любование вечной молодостью и красотой, изысканность и декоративность — основные черты стиля, которые четко прослеживаются на картинах Греза. Прекрасные женские головки на холстах живописца вызывают восхищение, а его работы зачастую носят подчеркнуто чувственный характер: место для эротики и обнаженной натуры Жан-Батист находил практически на каждом полотне.
Произведения художника были необычайно популярны, но успех был временным. После событий 1789 года интерес к рококо стал снижаться, уступая место идеям классицизма, а вниманием французских ценителей прекрасного завладел Давид. Грез же в конце жизни был забыт своими современниками.
artchive.ru
Жан-Батист Грёз - Журнал обо всём
. Это цитата
Жан-Батист ГрёзЖан-Батист Грёз (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец.
Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии.
Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.
Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.
Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. „Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.
Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист" 1757.Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.
"Гитарист" 1757, Национальный музей, Варшава"Избалованное дитя" 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Обет верности Эроту" 1767, Собрание Уоллес, Лондон
"Белая шляпа" 1780, Художественный музей, Бостон
"Портрет Вольфганга Амадея Моцарта" 1763-64
Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. „Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в „Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. Грёз также был масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».
"Gine visite par Jupiter"
"Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller"
"Sophie Arnould"
"Benjamin Franklin"
"A Boy with a Lesson-book exhibited" 1757
"A Young Child Holding A Spaniel" - "Друзья"
. ."Ange-Laurent de Lalive de Jully""A Lady in Turkish Fancy Dress" 1790
"Амур"
"L’innocence tenant deux pigeons"
"Portrait of Chevalier de Damery"
"Девочка с собакой"
"Portrait de Franois Babuti"
"Портрет мальчика"
"Портрет девочки"
"The Dead Bird" 1800
"Луи-Франсуа Робин"
"Голова мальчика"
"Посещение священника " 1784
"The Broken Pitcher"
"Дочь художника" 1750-е
"Разбитое зеркало" 1763
"La Simplicitе" 1759
"Le petit paresseux"
"Ариадна "
"Психея"
Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).
"L'Accordйe de Village" - "Деревенская помолвка" 1761
"Голова девушки в чепце"
"Школьная учительница"
"Young Girl In A Lilac Tunic"
"Портрет графа Павла Строганова ребёнком"
"Портрет графини Е. П. Шуваловой"
"Портрет молодого человека в шляпе"
"Паралитик или Сыновнее благочестие" 1763
"The Father's Curse - The Ungrateful Son" - «Отцовское проклятие»На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его. «Отцовское проклятие» составляет пару с другой картиной Грёза — «Наказанный сын».
"The Father's Curse - The Son Punished" - "Наказанный сын" 1778
"Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart"
"Portrait de Ren-Louis de Girardin-Chaalis"
"Claude Watelet " 1765
"Portrait of Joseph" Model at Art Academy
"Милосердие римлянки"
"Крещение"
" Автопортрет"
Могила Жана Батиста Грёза
kolybanov.livejournal.com
Живопись Жан Батист Грёз
Третьему сословию, его семейным добродетелям посвятил свое творчество Жан Батист Грёз (1725—1805). Созерцательность Шардена уступает место в его искусстве сентиментальному мелодраматизму, заостренной морализации. В центре внимания художника образ чувствительного человека, навеянный модной тогда «слезливой комедией» и идеями Руссо, однако далекий от воплощения этих идеалов.
В проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, прибегал к нарочитости, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Культ чувствительности превращался у него сплошь и рядом в чувствительную жеманность, ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек.
Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В последней — преувеличенная аффектация чувств, слащавая мимика, нарочитая трогательность поз, искусственность мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности.
Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Андре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида, жанр Грёза найдет поклонников в 19 столетии лишь среди певцов мещанского быта.Жан Батист Грёз Картины →
История зарубежного искусства. Далее →
smallbay.ru
Жан-Батист Грёз (1725 - 1805).
Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/felitsata/post385241802Автопортрет
Девушка в белой накидке ">
Портрет женщины в шляпе
Портрет молодой красавицы
Портрет молодой женщины
Дочь художника
Девушка, заткнувшая уши от лая собаки
Мертвая птичка
Девочка с куклой
Мальчик, заснувший над Библией
Утренняя молитва
Голова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшин
Молочница
Разбитое зеркало
Пробуждение молодой дамы
Клод Анри Ватле
Невинность
Купидон
Психея, коронующая Амура
Невинность, увлекаемая Любовью
Посещение Эгины Юпитером Зевском
Обет верности Эроту
Септимий Север упрекает Каракаллу за предательство
Жест неаполитанца
Балованное дитя
Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын
Неблагодарный сын
Вдова и ее Священник
Отшельник представляет товар
Гитарист
Рукодельница
Ученица за книгой
Мечтательница
Деревенская помолвкаБлаготворительница
Портрет молодой женщины
Девочка и голубь
Гитаристка
Молодая девушка с собачкой
Психея
Бедность. Балованная итальянка
Ариадна с голубем
Ариадна
Девушка с письмом
Портрет молодой девушки
Мальчик в красном жилете
Портрет девочки.
Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) - великий французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства эпохи Просвещения, мастер жанровых сцен. Родился во Франции, в Турню, Бургундия 21 августа 1725 года.Знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.
Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.
Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).
Жан-Батист Грёз считал, что живопись должна доставлять не только эстетическое удовольствие, но и заниматься воспитанием нравов. Его жанровые картины часто пропитаны неким морализаторством и тонкими намёками на недостатки общества. Для его работ характерны реалистичность и элементы романтизма, идеализация и даже намеренное преувеличение. Такие вещи придают картинам более глубокую символическую составляющую.
Для своих картин, которые носят нравоучительный смысл, и которые даже можно назвать живописными баснями, он использовал жизненные и бытовые ситуации представителей низшего сословия общества. Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью. Помимо этого, художник писал портреты известных и высокопоставленных людей. Будучи довольно известным во время расцвета своей живописной карьеры, к концу жизни он остался ни с чем, всеми забытый и прозябающий в нищете.
Во время французской революции Жан-Батист получил помещение в Лувре, где и умер 4 марта 1805 года.
В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея.
Балованное дитя
Бедность (Балованная итальянка)
Благотворительница
Большое семейство
Гитарист
Девочка с голубенком
Девушка в белой накидке
Деревенская помолвка
Жест неаполитанца
Неблагодарный
Невинность увлекаемая любовью
Отцовское проклятие
Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)
Источник:http://art-assorty.ru/7255-jean-baptiste-greuze.html?_utl_t=lj Жан-Батист Грёз картины
to-priz.livejournal.com
Грёз Жан Батист Картины биография Greuze Jean-Baptiste
Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов.
В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).
Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. "Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.
Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.
"Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в "Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.
Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист". Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.Творчество Жана Батиста Грёза →
smallbay.ru
Картина Михаила Александровича Врубеля "Принцесса Грёза"
Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова — известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».Сюжет картины Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде — принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.
На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил.
Узнав, что Мамонтов сделал заказ «какому-то Врубелю», Академия художеств отправляет в Нижний Новгород комиссию. Несмотря на то, что картина «Принцесса Греза» не входила в число экспонатов, члены комиссии запретили показывать ее на выставке, мотивируя это «нехудожественностью» полотна. Будучи вне себя от возмущения, Мамонтов отдает распоряжение соорудить для врубелевских панно отдельный павильон, на котором огромными буквами было написано — «Панно Врубеля». Это вызвало у публики неподдельный интерес: от посетителей не было отбоя.
Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд. Сама картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.
Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст (14 х 7,5 м), скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром — к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.
artchive.ru