ЖивописьЖан Батист Грёз. Грезы картины


Жан-Батист Грёз: картины, биография художника

Жан-Батист Грез (фр. Jean-Baptiste Greuze, 21 августа 1725 года, Турню — 4 марта 1805 года, Париж) — французский художник, великолепный портретист и жанрист. Начальное образование он получил у выдающегося педагога и живописца Шарля Грандона, который был членом французской академии живописи и скульптуры. Позднее Жан-Батист Грез обучался в Академии художеств в Париже. После окончания Академии и получения степени художник отправился в путешествие по Италии, надеясь открыть в себе талант мастера исторических полотен. Однако написанная по возвращении картина, посвященная римским императорам, совершенно не привлекла внимание публики. Грез принял решение вернуться к бытовому жанру и не прогадал. Произведения, иллюстрирующие повседневную жизнь людей, удавались Жану-Батисту Грезу лучше всего и принесли ему известность и материальный достаток. Впрочем, к концу жизни живописец потерял все свое состояние и умер практически нищим в своей луврской квартире, подаренной конвентом. Скончался он 4 марта 1805 года.

Особенности творчества художника Жан-Батиста Греза: его картины, пусть несколько сентиментальные и театральные, написаны с большим изяществом. Чувственные и фривольные, мелодраматические и морализующие работы пользовались большим успехом. Практически все они были объединены одной темой: бытом простых людей, показанным незатейливо, но приятно. Восторженные отзывы оставляли самые знаменитые современники Греза. Одним из почитателей был французский драматург и философ Дени Дидро. Живописец великолепно работал с цветом и светотенью, а его композиционные решения достойны высших похвал. Кроме бытовых сцен он написал множество портретов, которые также были очень популярны.

Известные картины Жана-Батиста Греза: «Разбитый кувшин», «Паралитик», «Девушка, оплакивающая мертвую птицу», «Отцовское проклятие». Кроме того, им написано множество портретов, отличающихся невероятной выразительностью. Следует отметить, что в этих произведениях Грез старался добиться максимального сходства с моделью, что шло вразрез с модными в то время тенденциями.

Основные идеи картин Жана-Батиста Греза

На первый взгляд, бытовая живопись не несет никакой иной смысловой нагрузки, кроме развлечения публики забавными, драматическими или интимными сценами из жизни обычных людей. Однако это не совсем так. На полотнах «низкого жанра» есть место морали: не только буржуазной, основными принципами которой выступают личное обогащение, индивидуализм, эгоизм собственника, но и христианской, соответствующей основным религиозным положениям.

На картинах Жана-Батиста Греза восхваляется добродетель, любовь к близким, осуждаются людские пороки. Многие полотна, на которых представлена, казалось бы, довольно банальная сцена, полны символов и тайных знаков. Таково, к примеру, произведение «Разбитый кувшин». На нем изображена совсем юная, судя по лицу и фигуре, девушка. Положение рук и трещина на кувшине, по мнению исследователей, символизируют потерю невинности. Этой же теме посвящена другая картина, которую написал художник Жан-Батист Грез — «Невинность, увлекаемая Любовью». Несмотря на явную симпатию к своим героиням, как и к представительницам прекрасного пола в целом, живописец в своих работах явно осуждает подобное поведение.

Грез старался изобразить повседневную жизнь так, как он видел ее сам: правдиво и без особых прикрас, придерживаясь максимального сходства с действительностью. Однако следует помнить, что все же он не был приверженцем реализма, а работал в стиле рококо. Изящество, любование вечной молодостью и красотой, изысканность и декоративность — основные черты стиля, которые четко прослеживаются на картинах Греза. Прекрасные женские головки на холстах живописца вызывают восхищение, а его работы зачастую носят подчеркнуто чувственный характер: место для эротики и обнаженной натуры Жан-Батист находил практически на каждом полотне.

Произведения художника были необычайно популярны, но успех был временным. После событий 1789 года интерес к рококо стал снижаться, уступая место идеям классицизма, а вниманием французских ценителей прекрасного завладел Давид. Грез же в конце жизни был забыт своими современниками.

artchive.ru

Жан-Батист Грёз - Журнал обо всём

. Это цитата

Жан-Батист Грёз

Жан-Батист Грёз (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец.

Автопортрет (571x700, 58Kb)

Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии.

Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.

Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость. особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок.

Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. „Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист" 1757.Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.

Гитарист, 1757 (525x700, 88Kb)

"Гитарист" 1757, Национальный музей, ВаршаваИзбалованное дитя (595x700, 117Kb)"Избалованное дитя" 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Обет верности Эроту 1767 (542x700, 124Kb)"Обет верности Эроту" 1767, Собрание Уоллес, Лондон

The White Hat (584x700, 90Kb)"Белая шляпа" 1780, Художественный музей, Бостон

Jean-Baptiste Greuze – W.A. Mozart (476x640, 85Kb)

"Портрет Вольфганга Амадея Моцарта" 1763-64

4 (597x700, 52Kb)

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. „Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в „Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. Грёз также был масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

Septime Severe et Caracalla (700x548, 143Kb)
"Septime Severe et Caracalla"

?gine visit?e par Jupiter (509x383, 37Kb)

"Gine visite par Jupiter"

08 (603x700, 55Kb)

Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller (325x383, 21Kb)

"Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller"

Sophie Arnould (370x475, 57Kb)

"Sophie Arnould"

Benjamin Franklin (288x355, 89Kb)"Benjamin Franklin"

A Boy with a Lesson-book exhibited 1757 (558x700, 83Kb)

"A Boy with a Lesson-book exhibited" 1757

6 (572x700, 107Kb)

Друзья (567x697, 100Kb)

"A Young Child Holding A Spaniel" - "Друзья"

Ange-Laurent de Lalive de Jully (300x393, 34Kb)1005826_PH02838 (321x420, 39Kb) . ."Ange-Laurent de Lalive de Jully"

20 (700x541, 51Kb)

A Lady in Turkish Fancy Dress , 1790 (450x600, 66Kb)

"A Lady in Turkish Fancy Dress" 1790

13 (557x700, 51Kb)

Cupid (700x692, 178Kb)"Амур"

L’innocence tenant deux pigeons (419x500, 44Kb)

"L’innocence tenant deux pigeons"

Portrait of Chevalier de Damery (463x552, 74Kb)

"Portrait of Chevalier de Damery"

10 (645x700, 147Kb)

09 (553x700, 46Kb)

JEAN BAPTISTE GREUZE Девочка с собакой (560x698, 103Kb)

"Девочка с собакой"

Portrait de Fran?ois Babuti (321x383, 15Kb)

"Portrait de Franois Babuti"

Portrait Of A Boy (479x600, 78Kb)

"Портрет мальчика"

Portrait Of A Girl, Head and Shoulders (474x605, 67Kb)

"Портрет девочки"

The Dead Bird 1800 (650x689, 150Kb)

"The Dead Bird" 1800

ЛУИ-ФРАНСУА РОБИН (584x700, 76Kb)

"Луи-Франсуа Робин"

Jeune fille en pri?re (485x610, 62Kb)

Голова мальчика (370x467, 63Kb)

"Голова мальчика"

The Widow and Her Priest 1784 (650x514, 111Kb)

"Посещение священника " 1784

The Broken Pitcher (577x700, 55Kb)

"The Broken Pitcher"

Дочь художника, 1750-е (588x700, 93Kb)

"Дочь художника" 1750-е

15 (572x700, 155Kb)

"Разбитое зеркало" 1763

da4 (585x700, 106Kb)

La Simplicit? 1759 (575x700, 454Kb)

"La Simplicitе" 1759

Le petit paresseux (494x600, 76Kb)

"Le petit paresseux"

Ариадна (370x443, 58Kb)"Ариадна "

Психея (370x452, 64Kb)

"Психея"

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (чет­кая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).

L'Accordйe de Village 1761 (650x505, 146Kb)

"L'Accordйe de Village" - "Деревенская помолвка" 1761

Голова девушки в чепце (550x700, 140Kb)

"Голова девушки в чепце"

Школьная учительница (700x520, 177Kb)

"Школьная учительница"

Девочка в окне (370x467, 72Kb)

Young Girl In A Lilac Tunic (486x605, 78Kb)

"Young Girl In A Lilac Tunic"

Портрет графа Павла Строганова ребёнком (554x694, 190Kb)

"Портрет графа Павла Строганова ребёнком"

Портрет графини Е. П. Шуваловой (463x558, 49Kb)

"Портрет графини Е. П. Шуваловой"

19 (600x700, 110Kb)

Портрет молодого человека в шляпе (572x700, 101Kb)

"Портрет молодого человека в шляпе"

Паралитик или Сыновнее благочестие, 1763 (700x528, 113Kb)

"Паралитик или Сыновнее благочестие" 1763

The Father's Curse - The Ungrateful Son (700x545, 98Kb)

"The Father's Curse - The Ungrateful Son" - «Отцовское проклятие»На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его. «Отцовское проклятие» составляет пару с другой картиной Грёза — «Наказанный сын».

The Father's Curse - The Son Punished (700x548, 115Kb)

"The Father's Curse - The Son Punished" - "Наказанный сын" 1778

Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart (492x598, 72Kb)

"Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart"

Portrait de Ren?-Louis de Girardin - Chaalis (418x569, 167Kb)"Portrait de Ren-Louis de Girardin-Chaalis"

Claude Watelet (1765) (455x594, 89Kb)

"Claude Watelet " 1765

Portrait of Joseph Model at Art Academy (526x600, 60Kb)

"Portrait of Joseph" Model at Art Academy

Portrait of Denis Diderot (1713–1784), 1766 (470x600, 84Kb)

Roman Charity (631x510, 122Kb)

"Милосердие римлянки"

Крещение -Epiphany (Le g?teau des rois) (700x544, 73Kb)

"Крещение"

Self-Portrait (544x700, 80Kb)" Автопортрет"

Grave of Greuze (473x700, 133Kb)

Могила Жана Батиста Грёза

kolybanov.livejournal.com

Живопись Жан Батист Грёз

Третьему сословию, его семейным добродетелям посвятил свое творчество Жан Батист Грёз (1725—1805). Созерцательность Шардена уступает место в его искусстве сентиментальному мелодраматизму, заостренной морализации. В центре внимания художника образ чувствительного человека, навеянный модной тогда «слезливой комедией» и идеями Руссо, однако далекий от воплощения этих идеалов.

В проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в желании пробудить в зрителе гнев против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, прибегал к нарочитости, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Культ чувствительности превращался у него сплошь и рядом в чувствительную жеманность, ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек.

Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В последней — преувеличенная аффектация чувств, слащавая мимика, нарочитая трогательность поз, искусственность мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности.

Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Андре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида, жанр Грёза найдет поклонников в 19 столетии лишь среди певцов мещанского быта.Жан Батист Грёз Картины →

История зарубежного искусства. Далее →

smallbay.ru

Жан-Батист Грёз (1725 - 1805).

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/felitsata/post385241802

Автопортрет

Девушка в белой накидке ">

Портрет женщины в шляпе

Портрет молодой красавицы

Портрет молодой женщины

Дочь художника

Девушка, заткнувшая уши от лая собаки

Мертвая птичка

Девочка с куклой

Мальчик, заснувший над Библией

Утренняя молитва

Голова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшин

Молочница

Разбитое зеркало

Пробуждение молодой дамы

Клод Анри Ватле

Невинность

Купидон

Психея, коронующая Амура

Невинность, увлекаемая Любовью

Посещение Эгины Юпитером Зевском

Обет верности Эроту

Септимий Север упрекает Каракаллу за предательство

Жест неаполитанца

Балованное дитя

Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын

Неблагодарный сын

Вдова и ее Священник

Отшельник представляет товар

Гитарист

Рукодельница

Ученица за книгой

Мечтательница

Деревенская помолвкаБлаготворительница

Портрет молодой женщины

Девочка и голубь

Гитаристка

Молодая девушка с собачкой

Психея

Бедность. Балованная итальянка

Ариадна с голубем

Ариадна

Девушка с письмом

Портрет молодой девушки

Мальчик в красном жилете

Портрет девочки.

Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) - великий французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства эпохи Просвещения, мастер жанровых сцен. Родился во Франции, в Турню, Бургундия 21 августа 1725 года.Знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Жан-Батист Грёз считал, что живопись должна доставлять не только эстетическое удовольствие, но и заниматься воспитанием нравов. Его жанровые картины часто пропитаны неким морализаторством и тонкими намёками на недостатки общества. Для его работ характерны реалистичность и элементы романтизма, идеализация и даже намеренное преувеличение. Такие вещи придают картинам более глубокую символическую составляющую.

Для своих картин, которые носят нравоучительный смысл, и которые даже можно назвать живописными баснями, он использовал жизненные и бытовые ситуации представителей низшего сословия общества. Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью. Помимо этого, художник писал портреты известных и высокопоставленных людей. Будучи довольно известным во время расцвета своей живописной карьеры, к концу жизни он остался ни с чем, всеми забытый и прозябающий в нищете.

Во время французской революции Жан-Батист получил помещение в Лувре, где и умер 4 марта 1805 года.

В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея.

Балованное дитя

Бедность (Балованная итальянка)

Благотворительница

Большое семейство

Гитарист

Девочка с голубенком

Девушка в белой накидке

Деревенская помолвка

Жест неаполитанца

Неблагодарный

Невинность увлекаемая любовью

Отцовское проклятие

Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)

Источник:http://art-assorty.ru/7255-jean-baptiste-greuze.html?_utl_t=lj Жан-Батист Грёз картины

to-priz.livejournal.com

Грёз Жан Батист Картины биография Greuze Jean-Baptiste

Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов.

В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).

Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. "Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.

"Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в "Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист". Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.Творчество Жана Батиста Грёза →

smallbay.ru

Картина Михаила Александровича Врубеля "Принцесса Грёза"

Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова — известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».

Сюжет картины Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде — принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил.

Узнав, что Мамонтов сделал заказ «какому-то Врубелю», Академия художеств отправляет в Нижний Новгород комиссию. Несмотря на то, что картина «Принцесса Греза» не входила в число экспонатов, члены комиссии запретили показывать ее на выставке, мотивируя это «нехудожественностью» полотна. Будучи вне себя от возмущения, Мамонтов отдает распоряжение соорудить для врубелевских панно отдельный павильон, на котором огромными буквами было написано — «Панно Врубеля». Это вызвало у публики неподдельный интерес: от посетителей не было отбоя.

Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд. Сама картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.

Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст (14 х 7,5 м), скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром — к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта