Батальная живопись 20-го века (1 часть). Батальная картина


Батальная живопись 20-го века (1 часть)

Греков М. Б. Замерзшие казаки генерала Павлова (1927 г.)

Греков М. Б. Замерзшие казаки генерала Павлова (1927 г.)4-го февраля 1920 года, с целью обойти Первую Конную армию Буденного с фланга и с тыла, 4-ый Донской казачий корпус генерала Павлова, предварительно разбив передовые части красных, ступил на левый берег р.Маныч. Стараясь добиться эффекта неожиданности и сократить дорогу, корпус углубился в степь… и оказался на ледовом поле, продуваемом всеми ветрами, при температуре -25 градусов, без укрытий и фуража. Когда 6-го февраля корпус Павлова вышел к станице Торговая, в его составе была едва ли половина от тех 10000, с кем всего пару дней назад генерал вступал в степь, да и из выживших многие имели обморожения. Воевать они уже не могли.

Бомбовоз - Александр Дейнека (1932 год)

Картина Александра Дейнека "Бомбовоз", 1932 год.Цельнометаллический бомбардировщик ТБ-3 в начале 30-х был подлинным воплощением мощи советской промышленности

Художник Никонов Н. М., картина "Въезд Красной армии в Красноярск" (1923 г.)

Художник Никонов Н. М., картина "Въезд Красной армии в Красноярск" (1923 г.)

Наступление-танков---Екатерина-Зернова-(1933-год

"Наступление танков", Екатерина Зернова, 1933 год.Танк на картине - пулеметная версия Т-26

М.В. Мальцев, А.И. Сологуб Иван Поскребко в бою с бандой басмачей. 1950

М.В. Мальцев, А.И. Сологуб, картина "Иван Поскребко в бою с бандой басмачей", 1950 г.В 1931 году в пограничных районах Туркмении действовала басмаческая банда Абды-хана численностью примерно в 200 сабель. Бандиты были хорошо вооружены и сдаваться не собирались. Понимая, что пока придет подмога, банда уйдет за границу пограничник Иван Георгиевич Поскребко с отрядом 50-80 человек (включая местных джигитов) вышел им наперерез и принял бой на пути к колодцу Досуюк. В ходе дневного боя бандиты были оттеснены, но к ним подошло подкрепление и понимая, что силы неравны, Поскребко решил… атаковать. Уничтожив в бою практически всю банду и не дав противнику укрыться, пограничники продержались до прихода подкрепления. Сам Иван Георгиевич погиб в бою, зарубив перед этим шестерых басмачей.

На страже - Аркадий Рылов (1931 год)

"На страже", Аркадий Рылов, 1931 год

Танки - Екатерина Зернова (1931 год)

"Танки", Екатерина Зернова, 1931 год.Запечатлен здесь конечно же тот самый первый парад 1927 года, когда по Красной Площади впервые прошли танки. Первые Советские МС-1 (Т-18). Любопытно, что сам Т-18 был сравнительно "маленьким", но на картине его размер поражает воображение!

Атака - Василий Сварог (1930 год)

"Атака", художник Василий Сварог,1930 год.Снова мы видим Т-18 с характерным отвалом сзади - эта "распорка" позволяла танку преодолевать препятствия и не застревать в окопах.

К.-Е.-Ворошилов-на-манёврах---Василий-Сварог-(1932-год)

"К. Е. Ворошилов на манёврах" Василий-Сварог, 1932 год

Соколов-Скаля-П.-П.-Таманский-поход-(1928-г.)

Соколов-Скаля П. П. «Таманский поход» (1928 г.)Таманская армия, составляющая первоначально 6800 штыков, 500 сабель, 20 пулемётов и два орудия, в ходе наступления Деникина на Екатеринодар, оказалась отрезана от своих. Не имея ни патронов, ни снарядов, ни продовольствия, зато с солидным «обозом» из более чем 25 тысяч беженцев (белые не щадили никого и расстреливали людей даже за татуировку в виде якоря – раз матрос, значит большевик!) и преследующими по пятам войсками Добровольческой армии, им оставалась одна дорога – идти вперед, на соединение со своими. Беспримерный поход через Новороссийск до Туапсе, а оттуда на Кубань, завершился спустя месяц после начала – 20 сентября 1918 года. Это был именно боевой поход – не смотря на условия, таманцы по пути не только сумели сохранить боевые порядки, но и увеличили численность армии в три раза, обзавелись патронами, расстроили все попытки помешать движению, и в итоге соединились с другими красными частями.

«Штурм Выборга», Павел Соколов-Скаля

«Штурм Выборга», Павел Соколов-СкаляШтурм Выборга – финальный аккорд Советско-Финской войны, он начался в ночь с 12 на 13 марта 1940 года. Война завершилась 13 марта в 12.00 – в этот момент советские войска уже вошли в город и бои завязались во многих районах – благодаря этому Выборг в итоге остался в руках СССР. Все-таки, доказать оппоненту, что город нужно отдать, намного проще, имея на его улицах свои танки.

Парашютисты - Виктор Прошкин (1937 год)

"Парашютисты", Виктор Прошкин, 1937 год.Неудивительно, что в стране первой осуществившей авиадесант, парашютный спорт пользовался большим авторитетом

armedman.ru

батальная живопись - это... Что такое батальная живопись?

(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова). Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина, 1871; «Война» О. Дикса, 1929—32; «Герника» П. Пикассо, 1937).

А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке». 1866 г. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Саратов А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке». 1866 г. Государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Саратов

  Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло, сер.

1450 х гг.; картоны «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1503—06, и «Битва при Кашине» Микеланджело, 1504—06, и др.). В 17 в. тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии. В «Сдаче Бреды» Д. Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств. К батальному жанру обращались «малые голландцы», и прежде всего Ф. Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности. Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение («Резня на острове Хиос» Э. Делакруа, 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига). Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т. Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814).

А. Гро. «Наполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 г.» 1808 г. Лувр. Париж

А. Гро. «Наполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 г.» 1808 г. Лувр. Париж

  В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов, мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762—64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902—04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

de.academic.ru

Батальный жанр - это... Что такое Батальный жанр?

Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

История развития жанра

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов.

В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Франц Рубо. 1912 год

Известные художники-баталисты

Художники-баталисты — это художники, посвятившие свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых он преобладал.

  • Зауервейд, Александр Иванович (1782—1844) — русский живописец, профессор батальной живописи.
  • Гесс, Петер фон (1792—1871) — немецкий живописец и график.
  • Ладюрнер, Адольф Игнатьевич (1798—1855) — русский живописец, профессор Академии художеств.
  • Йебенс, Адольф (1819—1888) — немецкий живописец.
  • Коссак, Юлиуш (1824—1899) — польский график.
  • Виллевальде, Богдан Павлович (1818—1903) — русский живописец, профессор батальной живописи.
  • Невиль, Альфонс (1836—1885) — французский живописец.
  • Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1837—1898) — русский живописец.
  • Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — русский живописец.
  • Каразин, Николай Николаевич (1842—1908) — русский живописец, иллюстратор и писатель.
  • Рубо, Франц Алексеевич (1856—1928) — русский живописец-панорамист, профессор батальной живописи.
  • Коссак, Войцех (1857—1942) — польский живописец.
  • Самокиш, Николай Семёнович (1860—1944) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866—1939) — русский живописец и график.
  • Мазуровский, Виктор Викентьевич (1859—1944) — русский живописец.
  • Владимиров, Иван Алексеевич (1870—1947) — русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Авилов, Михаил Иванович (1881—1954) — русский живописец и график, народный художник РСФСР.
  • Греков, Митрофан Борисович (1882—1934) — русский живописец, основатель студии батальной живописи.
  • Френц, Рудольф Рудольфович (1888—1956) — русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934—1956).
  • Соколов, Анатолий Александрович (1891—1971) — русский живописец.
  • Мальцев, Пётр Тарасович (1907—1993) — русский живописец, народный художник СССР.
  • Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Петров, Иван Семёнович (художник) (1924—1990) — художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
  • Чагадаев, Александр Сергеевич (1956г.р.) - русский живописец.

Ссылки

dic.academic.ru

батальная живопись — с русского

См. также в других словарях:

  • БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — военно исторический род живописи (сражения, походы, всяк. рода смотры, парады, встречи и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ изображение различных моментов морских и сухопутных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Батальная живопись — БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. См. Живопись батальная …   Военная энциклопедия

  • батальная живопись — (баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится… …   Художественная энциклопедия

  • Живопись батальная — ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… …   Военная энциклопедия

  • ЖИВОПИСЬ — ЖИВОПИСЬ, живописи, мн. нет, жен. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. || собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись. || Манера изображения, как… …   Толковый словарь Ушакова

  • Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд …   Википедия

  • живопись — и; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… …   Энциклопедический словарь

  • Живопись — искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • живопись — и; ж. 1) а) Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная жи/вопись. Жи/вопись маслом. Портретная, пейзажная жи/вопись. Жанровая, батальная жи/вопись. Заниматься живописью …   Словарь многих выражений

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (архитектура и изобразительное искусство) — XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период …   Большая советская энциклопедия

translate.academic.ru

Истомин Сергей Витальевич. Батальная картина

Истомин Сергей ВитальевичБатальная картинаКнига рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее...2008268бумажная книга
Сергей ИстоминБатальная картинаКнига рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее...2008189бумажная книга
С. В. ИстоминБатальная картинаКнига рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — ТД"Белый город", (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей электронная книга Подробнее...2008149электронная книга
Истомин Сергей ВитальевичБатальная картинаКнига рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — БЕЛЫЙ ГОРОД, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее...2008303бумажная книга
Жанровые сцены, картина "Вауэрман Филипс, Батальная сцена" — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...365бумажная книга
Батальные сцены, картина "Хуштенбург Ян ван, Батальная сцена" — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...372бумажная книга
Батальные сцены, картина "Казанова Франческо, Батальная сцена" — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...511бумажная книга
Батальные сцены, картина "Вик Ян, Батальная сцена" — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...503бумажная книга
Батальные сцены, картина "Грациани Франческо, Батальная сцена" — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...573бумажная книга
Елена МатвеваРусская живопись 1870–1880 годов70-е годы XIX века в русском искусстве не случайно ассоциируются с весной, ведь это время повой живописи, время возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, которое на долгие годы… — Белый город, Воскресный день, (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее...20141177бумажная книга
Астахов А.Ю.Шедевры от А до Я. Выпуск 5В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее...2016558бумажная книга
Астахов А.Ю.Шедевры от А до Я. Выпуск 6В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее...2016558бумажная книга
Астахов А.Ю.Шедевры от А до Я. Выпуск 1С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Вашему вниманию предлагаются наиболее полные тематические подборки… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее...2012647бумажная книга
Астахов А.Ю.Шедевры от А до Я. Выпуск 2В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее...2016593бумажная книга
Астахов А.Ю.Шедевры от А до Я. Выпуск 3В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее...2016561бумажная книга

dic.academic.ru

Батальный жанр - это... Что такое Батальный жанр?

Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

История развития жанра

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов.

В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Франц Рубо. 1912 год

Известные художники-баталисты

Художники-баталисты — это художники, посвятившие свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых он преобладал.

  • Зауервейд, Александр Иванович (1782—1844) — русский живописец, профессор батальной живописи.
  • Гесс, Петер фон (1792—1871) — немецкий живописец и график.
  • Ладюрнер, Адольф Игнатьевич (1798—1855) — русский живописец, профессор Академии художеств.
  • Йебенс, Адольф (1819—1888) — немецкий живописец.
  • Коссак, Юлиуш (1824—1899) — польский график.
  • Виллевальде, Богдан Павлович (1818—1903) — русский живописец, профессор батальной живописи.
  • Невиль, Альфонс (1836—1885) — французский живописец.
  • Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1837—1898) — русский живописец.
  • Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — русский живописец.
  • Каразин, Николай Николаевич (1842—1908) — русский живописец, иллюстратор и писатель.
  • Рубо, Франц Алексеевич (1856—1928) — русский живописец-панорамист, профессор батальной живописи.
  • Коссак, Войцех (1857—1942) — польский живописец.
  • Самокиш, Николай Семёнович (1860—1944) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866—1939) — русский живописец и график.
  • Мазуровский, Виктор Викентьевич (1859—1944) — русский живописец.
  • Владимиров, Иван Алексеевич (1870—1947) — русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Авилов, Михаил Иванович (1881—1954) — русский живописец и график, народный художник РСФСР.
  • Греков, Митрофан Борисович (1882—1934) — русский живописец, основатель студии батальной живописи.
  • Френц, Рудольф Рудольфович (1888—1956) — русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934—1956).
  • Соколов, Анатолий Александрович (1891—1971) — русский живописец.
  • Мальцев, Пётр Тарасович (1907—1993) — русский живописец, народный художник СССР.
  • Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Петров, Иван Семёнович (художник) (1924—1990) — художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
  • Чагадаев, Александр Сергеевич (1956г.р.) - русский живописец.

Ссылки

dikc.academic.ru

Батальная картина

Количество просмотров публикации Батальная картина - 226

Батальная Живопись (баталистика) (от франц bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру (ʼʼБивуакиʼʼ А Ватто и П А Федотова) Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги) Соприкасается также с портретным жанром: правители всœех времён желали представать победителями на поле битвы Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж Калло, Ф Гойи; ʼʼАпофеоз войныʼʼ В В Верещагина, 1871; ʼʼВойнаʼʼ О Дикса, 1929—32; ʼʼГерникаʼʼ П Пикассо, 1937) А П Боголюбов ʼʼСражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горкеʼʼ 1866 г Государственный художественный музей имени А Н Радищева Саратов

Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках (ʼʼБитва Александра Македонского с Дариемʼʼ из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв до н э), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в) Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска ʼʼБитва при Сан Романоʼʼ П Уччелло, сер 1450 х гг; картоны ʼʼБитва при Ангиариʼʼ Леонардо да Винчи, 1503—06, и ʼʼБитва при Кашинœеʼʼ Микеланджело, 1504—06, и др) В 17 в тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии В ʼʼСдаче Бредыʼʼ Д Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств К батальному жанру обращались ʼʼмалые голландцыʼʼ, и прежде всœего Ф Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателœей и горячего сочувствия к борцам за освобождение (ʼʼРезня на острове Хиосʼʼ Э Делакруа, 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига) Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т Жерико (ʼʼОфицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атакуʼʼ, 1812; ʼʼРаненый кирасир, покидающий поле бояʼʼ, 1814) А Гро ʼʼНаполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 гʼʼ 1808 г Лувр Париж

В России сцены сражений встречаются уже в иконах (ʼʼБитва суздальцев с новгородцамиʼʼ, 15 в; ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре (ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ, 17 в) В 18 в гравюры на темы сражений Северной войны создавал А Ф Зубов, мозаики – М В Ломоносов (ʼʼПолтавская баталияʼʼ, 1762—64) Жанр переживает расцвет во второй пол 19 в В монументальных полотнах эпопеях В И Сурикова (ʼʼПокорение Сибири Ермакомʼʼ, 1895; ʼʼПереход Суворова через Альпыʼʼ, 1899) героем представал весь народ Морские сражения писали И К Айвазовский и А П Боголюбов Выдающимся баталистом был В В Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне В 20 в традиции батального жанра в России продолжили М Б Греков и мастер панорам Ф А Рубо (ʼʼОборона Севастополяʼʼ, 1902—04; ʼʼБородинская битваʼʼ, 1911) Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А А Дейнека, С В Герасимов, А А Пластов, Кукрыниксы)

referatwork.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта