Батальная живопись 20-го века (1 часть). Батальная картина
Батальная живопись 20-го века (1 часть)
Греков М. Б. Замерзшие казаки генерала Павлова (1927 г.)4-го февраля 1920 года, с целью обойти Первую Конную армию Буденного с фланга и с тыла, 4-ый Донской казачий корпус генерала Павлова, предварительно разбив передовые части красных, ступил на левый берег р.Маныч. Стараясь добиться эффекта неожиданности и сократить дорогу, корпус углубился в степь… и оказался на ледовом поле, продуваемом всеми ветрами, при температуре -25 градусов, без укрытий и фуража. Когда 6-го февраля корпус Павлова вышел к станице Торговая, в его составе была едва ли половина от тех 10000, с кем всего пару дней назад генерал вступал в степь, да и из выживших многие имели обморожения. Воевать они уже не могли.
Картина Александра Дейнека "Бомбовоз", 1932 год.Цельнометаллический бомбардировщик ТБ-3 в начале 30-х был подлинным воплощением мощи советской промышленности
Художник Никонов Н. М., картина "Въезд Красной армии в Красноярск" (1923 г.)
"Наступление танков", Екатерина Зернова, 1933 год.Танк на картине - пулеметная версия Т-26
М.В. Мальцев, А.И. Сологуб, картина "Иван Поскребко в бою с бандой басмачей", 1950 г.В 1931 году в пограничных районах Туркмении действовала басмаческая банда Абды-хана численностью примерно в 200 сабель. Бандиты были хорошо вооружены и сдаваться не собирались. Понимая, что пока придет подмога, банда уйдет за границу пограничник Иван Георгиевич Поскребко с отрядом 50-80 человек (включая местных джигитов) вышел им наперерез и принял бой на пути к колодцу Досуюк. В ходе дневного боя бандиты были оттеснены, но к ним подошло подкрепление и понимая, что силы неравны, Поскребко решил… атаковать. Уничтожив в бою практически всю банду и не дав противнику укрыться, пограничники продержались до прихода подкрепления. Сам Иван Георгиевич погиб в бою, зарубив перед этим шестерых басмачей.
"На страже", Аркадий Рылов, 1931 год
"Танки", Екатерина Зернова, 1931 год.Запечатлен здесь конечно же тот самый первый парад 1927 года, когда по Красной Площади впервые прошли танки. Первые Советские МС-1 (Т-18). Любопытно, что сам Т-18 был сравнительно "маленьким", но на картине его размер поражает воображение!
"Атака", художник Василий Сварог,1930 год.Снова мы видим Т-18 с характерным отвалом сзади - эта "распорка" позволяла танку преодолевать препятствия и не застревать в окопах.
"К. Е. Ворошилов на манёврах" Василий-Сварог, 1932 год
Соколов-Скаля П. П. «Таманский поход» (1928 г.)Таманская армия, составляющая первоначально 6800 штыков, 500 сабель, 20 пулемётов и два орудия, в ходе наступления Деникина на Екатеринодар, оказалась отрезана от своих. Не имея ни патронов, ни снарядов, ни продовольствия, зато с солидным «обозом» из более чем 25 тысяч беженцев (белые не щадили никого и расстреливали людей даже за татуировку в виде якоря – раз матрос, значит большевик!) и преследующими по пятам войсками Добровольческой армии, им оставалась одна дорога – идти вперед, на соединение со своими. Беспримерный поход через Новороссийск до Туапсе, а оттуда на Кубань, завершился спустя месяц после начала – 20 сентября 1918 года. Это был именно боевой поход – не смотря на условия, таманцы по пути не только сумели сохранить боевые порядки, но и увеличили численность армии в три раза, обзавелись патронами, расстроили все попытки помешать движению, и в итоге соединились с другими красными частями.
«Штурм Выборга», Павел Соколов-СкаляШтурм Выборга – финальный аккорд Советско-Финской войны, он начался в ночь с 12 на 13 марта 1940 года. Война завершилась 13 марта в 12.00 – в этот момент советские войска уже вошли в город и бои завязались во многих районах – благодаря этому Выборг в итоге остался в руках СССР. Все-таки, доказать оппоненту, что город нужно отдать, намного проще, имея на его улицах свои танки.
"Парашютисты", Виктор Прошкин, 1937 год.Неудивительно, что в стране первой осуществившей авиадесант, парашютный спорт пользовался большим авторитетом
armedman.ru
батальная живопись - это... Что такое батальная живопись?
(баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру («Бивуаки» А. Ватто и П. А. Федотова). Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги). Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы. Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж. Калло, Ф. Гойи; «Апофеоз войны» В. В. Верещагина, 1871; «Война» О. Дикса, 1929—32; «Герника» П. Пикассо, 1937).Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях. Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках («Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до н. э.), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в.). Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска «Битва при Сан Романо» П. Уччелло, сер.
В России сцены сражений встречаются уже в иконах («Битва суздальцев с новгородцами», 15 в.; «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре («Сказание о Мамаевом побоище», 17 в.). В 18 в. гравюры на темы сражений Северной войны создавал А. Ф. Зубов, мозаики – М. В. Ломоносов («Полтавская баталия», 1762—64). Жанр переживает расцвет во второй пол. 19 в. В монументальных полотнах эпопеях В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899) героем представал весь народ. Морские сражения писали И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Выдающимся баталистом был В. В. Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг.) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне. В 20 в. традиции батального жанра в России продолжили М. Б. Греков и мастер панорам Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902—04; «Бородинская битва», 1911). Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А. А. Дейнека, С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Кукрыниксы).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
de.academic.ru
Батальный жанр - это... Что такое Батальный жанр?
Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
История развития жанра
Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов.
В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Известные художники-баталисты
Художники-баталисты — это художники, посвятившие свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых он преобладал.
- Зауервейд, Александр Иванович (1782—1844) — русский живописец, профессор батальной живописи.
- Гесс, Петер фон (1792—1871) — немецкий живописец и график.
- Ладюрнер, Адольф Игнатьевич (1798—1855) — русский живописец, профессор Академии художеств.
- Йебенс, Адольф (1819—1888) — немецкий живописец.
- Коссак, Юлиуш (1824—1899) — польский график.
- Виллевальде, Богдан Павлович (1818—1903) — русский живописец, профессор батальной живописи.
- Невиль, Альфонс (1836—1885) — французский живописец.
- Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1837—1898) — русский живописец.
- Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — русский живописец.
- Каразин, Николай Николаевич (1842—1908) — русский живописец, иллюстратор и писатель.
- Рубо, Франц Алексеевич (1856—1928) — русский живописец-панорамист, профессор батальной живописи.
- Коссак, Войцех (1857—1942) — польский живописец.
- Самокиш, Николай Семёнович (1860—1944) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866—1939) — русский живописец и график.
- Мазуровский, Виктор Викентьевич (1859—1944) — русский живописец.
- Владимиров, Иван Алексеевич (1870—1947) — русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Авилов, Михаил Иванович (1881—1954) — русский живописец и график, народный художник РСФСР.
- Греков, Митрофан Борисович (1882—1934) — русский живописец, основатель студии батальной живописи.
- Френц, Рудольф Рудольфович (1888—1956) — русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934—1956).
- Соколов, Анатолий Александрович (1891—1971) — русский живописец.
- Мальцев, Пётр Тарасович (1907—1993) — русский живописец, народный художник СССР.
- Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Петров, Иван Семёнович (художник) (1924—1990) — художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
- Чагадаев, Александр Сергеевич (1956г.р.) - русский живописец.
Ссылки
dic.academic.ru
батальная живопись — с русского
См. также в других словарях:
БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — военно исторический род живописи (сражения, походы, всяк. рода смотры, парады, встречи и пр.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ изображение различных моментов морских и сухопутных… … Словарь иностранных слов русского языка
Батальная живопись — БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. См. Живопись батальная … Военная энциклопедия
батальная живопись — (баталистика) (от франц. bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта. Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами. Изображение будней солдат и офицеров относится… … Художественная энциклопедия
Живопись батальная — ЖИВОПИСЬ БАТАЛЬНАЯ. Живопись и скульптура интересовались войною съ самаго своего возникновенія. Барельефы Ниневіи, памятники Египта знакомятъ насъ съ воен. сценами сѣдой древности. Греко рим. скульптура въ безчисл. храмахъ, въ барельефахъ… … Военная энциклопедия
ЖИВОПИСЬ — ЖИВОПИСЬ, живописи, мн. нет, жен. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи. || собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись. || Манера изображения, как… … Толковый словарь Ушакова
Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд … Википедия
живопись — и; ж. 1. Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная ж. Ж. маслом. Портретная, пейзажная ж. Жанровая, батальная ж. Заниматься живописью. Интересоваться живописью. Уроки… … Энциклопедический словарь
Живопись — искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
живопись — и; ж. 1) а) Изобразительное искусство, воспроизводящее предметы и явления реального мира с помощью красок. Масляная, акварельная жи/вопись. Жи/вопись маслом. Портретная, пейзажная жи/вопись. Жанровая, батальная жи/вопись. Заниматься живописью … Словарь многих выражений
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (архитектура и изобразительное искусство) — XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период … Большая советская энциклопедия
translate.academic.ru
Истомин Сергей Витальевич | Батальная картина | Книга рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее... | 2008 | 268 | бумажная книга |
Сергей Истомин | Батальная картина | Книга рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее... | 2008 | 189 | бумажная книга |
С. В. Истомин | Батальная картина | Книга рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — ТД"Белый город", (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей электронная книга Подробнее... | 2008 | 149 | электронная книга |
Истомин Сергей Витальевич | Батальная картина | Книга рассказывает об истории возникновения и развития русской батальной живописи, которая запечатлела для потомков военные походы и легендарные сражения, образызнаменитых полководцев и лица простых… — БЕЛЫЙ ГОРОД, (формат: 220x285, 128 стр.) Энциклопедия живописи для детей Подробнее... | 2008 | 303 | бумажная книга |
Жанровые сцены, картина "Вауэрман Филипс, Батальная сцена" | — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 365 | бумажная книга | ||
Батальные сцены, картина "Хуштенбург Ян ван, Батальная сцена" | — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 372 | бумажная книга | ||
Батальные сцены, картина "Казанова Франческо, Батальная сцена" | — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 511 | бумажная книга | ||
Батальные сцены, картина "Вик Ян, Батальная сцена" | — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 503 | бумажная книга | ||
Батальные сцены, картина "Грациани Франческо, Батальная сцена" | — (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 573 | бумажная книга | ||
Елена Матвева | Русская живопись 1870–1880 годов | 70-е годы XIX века в русском искусстве не случайно ассоциируются с весной, ведь это время повой живописи, время возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, которое на долгие годы… — Белый город, Воскресный день, (формат: 220x285, 128 стр.) Подробнее... | 2014 | 1177 | бумажная книга |
Астахов А.Ю. | Шедевры от А до Я. Выпуск 5 | В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее... | 2016 | 558 | бумажная книга |
Астахов А.Ю. | Шедевры от А до Я. Выпуск 6 | В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее... | 2016 | 558 | бумажная книга |
Астахов А.Ю. | Шедевры от А до Я. Выпуск 1 | С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Вашему вниманию предлагаются наиболее полные тематические подборки… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее... | 2012 | 647 | бумажная книга |
Астахов А.Ю. | Шедевры от А до Я. Выпуск 2 | В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее... | 2016 | 593 | бумажная книга |
Астахов А.Ю. | Шедевры от А до Я. Выпуск 3 | В подборку вошли все самые известные шедевры русских живописцев, созданные за последние 300 лет. Портрет, пейзаж, бытовая, историческая и батальная картина представлены своими лучшими образцами. В… — Белый город, (формат: 220x285, 128 стр.) Шедевры от А до Я Подробнее... | 2016 | 561 | бумажная книга |
dic.academic.ru
Батальный жанр - это... Что такое Батальный жанр?
Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
История развития жанра
Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов.
В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Франц Рубо. 1912 годИзвестные художники-баталисты
Художники-баталисты — это художники, посвятившие свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых он преобладал.
- Зауервейд, Александр Иванович (1782—1844) — русский живописец, профессор батальной живописи.
- Гесс, Петер фон (1792—1871) — немецкий живописец и график.
- Ладюрнер, Адольф Игнатьевич (1798—1855) — русский живописец, профессор Академии художеств.
- Йебенс, Адольф (1819—1888) — немецкий живописец.
- Коссак, Юлиуш (1824—1899) — польский график.
- Виллевальде, Богдан Павлович (1818—1903) — русский живописец, профессор батальной живописи.
- Невиль, Альфонс (1836—1885) — французский живописец.
- Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1837—1898) — русский живописец.
- Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — русский живописец.
- Каразин, Николай Николаевич (1842—1908) — русский живописец, иллюстратор и писатель.
- Рубо, Франц Алексеевич (1856—1928) — русский живописец-панорамист, профессор батальной живописи.
- Коссак, Войцех (1857—1942) — польский живописец.
- Самокиш, Николай Семёнович (1860—1944) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866—1939) — русский живописец и график.
- Мазуровский, Виктор Викентьевич (1859—1944) — русский живописец.
- Владимиров, Иван Алексеевич (1870—1947) — русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Авилов, Михаил Иванович (1881—1954) — русский живописец и график, народный художник РСФСР.
- Греков, Митрофан Борисович (1882—1934) — русский живописец, основатель студии батальной живописи.
- Френц, Рудольф Рудольфович (1888—1956) — русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934—1956).
- Соколов, Анатолий Александрович (1891—1971) — русский живописец.
- Мальцев, Пётр Тарасович (1907—1993) — русский живописец, народный художник СССР.
- Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967) — русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Петров, Иван Семёнович (художник) (1924—1990) — художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
- Чагадаев, Александр Сергеевич (1956г.р.) - русский живописец.
Ссылки
dikc.academic.ru
Батальная картина
Количество просмотров публикации Батальная картина - 226
Батальная Живопись (баталистика) (от франц bataille – битва), жанр живописи, посвящённый военной тематике: войнам, сражениям и сценам воинского быта Художников, работающих в батальном жанре, называют баталистами Изображение будней солдат и офицеров относится одновременно к бытовому жанру (ʼʼБивуакиʼʼ А Ватто и П А Федотова) Баталистика является разделом исторической живописи, круг сюжетов которой составляют важные события в жизни народов (такими событиями часто становятся сражения и воинские подвиги) Соприкасается также с портретным жанром: правители всех времён желали представать победителями на поле битвы Наряду с прославлением воинских подвигов и побед, с эпохи Возрождения наметилось второе направление в батальной живописи: произведения, создававшиеся как протест против войны, осуждавшие её бесчеловечность; акцент в них сделан на страданиях, горе, ужасах, которые несёт с собой война (офорты Ж Калло, Ф Гойи; ʼʼАпофеоз войныʼʼ В В Верещагина, 1871; ʼʼВойнаʼʼ О Дикса, 1929—32; ʼʼГерникаʼʼ П Пикассо, 1937) А П Боголюбов ʼʼСражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горкеʼʼ 1866 г Государственный художественный музей имени А Н Радищева Саратов
Сцены сражений появляются уже в первобытных наскальных росписях Битвы и военные походы изображали в античных фресках и мозаиках (ʼʼБитва Александра Македонского с Дариемʼʼ из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв до н э), в средневековых книжных миниатюрах, на коврах (ковёр из Байё, Франция, 11 в) Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории, и появилось стремление прославить величие подвига и совершившего его героя, показать ожесточение схватки (фреска ʼʼБитва при Сан Романоʼʼ П Уччелло, сер 1450 х гг; картоны ʼʼБитва при Ангиариʼʼ Леонардо да Винчи, 1503—06, и ʼʼБитва при Кашинеʼʼ Микеланджело, 1504—06, и др) В 17 в тема прославления доблести героев сочеталась с интересом к человеческой психологии В ʼʼСдаче Бредыʼʼ Д Веласкеса (1634) благородство и чувство собственного достоинства подчёркнуто и в победителях, и в побеждённых; тонко показаны оттенки чувств К батальному жанру обращались ʼʼмалые голландцыʼʼ, и прежде всего Ф Вауверман: небольшие, яркие эпизоды сражений полны динамики и меткой наблюдательности, хотя и лишены масштабности Представители романтизма создавали драматические полотна, полные страстного негодования против жестокости завоевателей и горячего сочувствия к борцам за освобождение (ʼʼРезня на острове Хиосʼʼ Э Делакруа, 1826, посвящённая борьбе Греции против турецкого ига) Надежды и разочарования наполеоновской эпохи отразились в полотнах Т Жерико (ʼʼОфицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атакуʼʼ, 1812; ʼʼРаненый кирасир, покидающий поле бояʼʼ, 1814) А Гро ʼʼНаполеон в битве при Эйлау 9 февраля 1807 гʼʼ 1808 г Лувр Париж
В России сцены сражений встречаются уже в иконах (ʼʼБитва суздальцев с новгородцамиʼʼ, 15 в; ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, посвящённая взятию Казани Иваном Грозным, 1552—53) и в книжной миниатюре (ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ, 17 в) В 18 в гравюры на темы сражений Северной войны создавал А Ф Зубов, мозаики – М В Ломоносов (ʼʼПолтавская баталияʼʼ, 1762—64) Жанр переживает расцвет во второй пол 19 в В монументальных полотнах эпопеях В И Сурикова (ʼʼПокорение Сибири Ермакомʼʼ, 1895; ʼʼПереход Суворова через Альпыʼʼ, 1899) героем представал весь народ Морские сражения писали И К Айвазовский и А П Боголюбов Выдающимся баталистом был В В Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях В картинах Туркестанской (1871—74) и Балканской (1877—80 е гг) серий представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне В 20 в традиции батального жанра в России продолжили М Б Греков и мастер панорам Ф А Рубо (ʼʼОборона Севастополяʼʼ, 1902—04; ʼʼБородинская битваʼʼ, 1911) Особое место в советской баталистике занимает тема Великой Отечественной войны (А А Дейнека, С В Герасимов, А А Пластов, Кукрыниксы)
referatwork.ru