Описание картины Поля Сезанна «Мадам Сезанн». Картина сезанна


Поль Сезанн ( 1839 - 1906 )

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.

cvetamira.ru

Поль Сезанн — пророк русских авангардистов

«Поль Сезанн и русский авангард начала XX века» — выставка, с большим успехом экспонировавшаяся сначала в Эрмитаже, а затем в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Почему именно Сезанн, так хорошо знакомый российскому зрителю по коллекциям Эрмитажа и Пушкинского музея, и русский авангард стали предметом сопоставления и исследования искусствоведов? Несмотря на то, что Поль Сезанн давно уже признан одним из величайших мастеров в истории искусства, он остается загадочной, во многом противоречивой фигурой. В течение XX века его искусство подвергалось различным толкованиям, породило множество последователей, и каждое из новых течений — фовизм, экспрессионизм, кубизм, супрематизм — провозглашало Сезанна своим родоначальником.

Революционер и новатор в искусстве, в жизни Сезанн был обычным буржуа, провинциалом из Прованса, в поздние годы — ревностным католиком, который всю жизнь самозабвенно занимался лишь одним делом — живописью. Вот что вспоминает его современница Матильда Льюис, встретившая Сезанна в 1894 году в Живерни (Сезанну было тогда 55 лет): «Месье Сезанн родом из Прованса, он очень напоминает тех южан, которых описывает Альфонс Доде. Когда я увидела его в первый раз, он показался мне похожим на убийцу, с его большими, чуть раскосыми глазами навыкате, с угрожающе заостренной седой бородой и манерой говорить очень возбужденно, так, что дрожали тарелки. Но скоро я убедилась, что его внешность очень обманчива, и… Сезанн, напротив, самый мягкий человек на свете.

Картина Сезанна "Мадам Сезанн в полосатой юбке"Поль Сезанн. Мадам Сезанн в полосатой юбке. Масло, около 1877. Музей изобразительных искусств, Бостон.

Сначала его манеры меня шокировали. Он ел с ножа и постоянно размахивал им, зажав в руке в течение всей трапезы. Несмотря на полное презрение к этикету, он был деликатен с нами, как никто другой. Он не хотел, чтобы горничная обслуживала его раньше, чем нас, как того требовали правила этикета, и был очень предупредителен с этой бедной девушкой. Он даже стеснялся старого берета, в котором пришел в гости».

Этот странный южанин стал для многих художников XX века пророком, символом именно потому, что он воплотил идеальный образ бескорыстного художника, которого интересуют не деньги, не суета, но лишь «самореализация» в искусстве, для которого живопись — это способ «передать природу».

Здесь кроется главная загадка Сезанна: он хотел «писать природу как Пуссен» и был по сути классическим художником в смысле построения четких и устойчивых композиций, в стремлении свести все к простым и ясным формам — и в результате создал собственную художественную систему, которая подтолкнула следующие поколения к новому, авангардному искусству. Сезанн оказался намного современнее своих друзей-импрессионистов, таких, как Моне, Ренуар, Писсарро.

Очень трудно сформулировать, чем же все-таки притягивают нас полотна Сезанна. Об этом писал еше Морис Дени: «Я ни разу не слышал от поклонников живописи Сезанна четких и ясных объяснений: что же именно им нравится. Даже среди художников и людей, тонко чувствующих искусство Сезанна, крайне редко встречаются те, кто могут выразить свои чувства».

Данная выставка предоставила зрителям прекрасную возможность еще раз насладиться живописью Сезанна и попытаться понять притягательную силу его гения. Экспозиция в Пушкинском музее состояла из двух частей: в Белом зале были представлены около 50 произведений Сезанна, на оси колоннады — произведения русских художников 1910-1930-х годов, так или иначе относящихся к «русскому сезаннизму», о которых мы расскажем ниже.

Картина Сезанна "Гора Св. Виктории. Вид со стороны Лов"Поль Сезанн. Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов. Масло, около 1906. ГМИИ им. А.С.ПушкинаКартина Поля Сезанна "Крестьянин в синей блузе"
Поль Сезанн. Крестьянин в синей блузе. Масло, начало 1890-х. Художественный музей Кимбелла, США.Картина Поля Сезанна "Игроки в карты"Поль Сезанн. Игроки в карты. Масло, около 1893-1896. Музей Орсэ, Париж.

Блестящая ретроспектива Сезанна получилась очень цельной благодаря участию крупных музеев США, Франции и Англии, предоставивших 18 произведений художника, впервые экспонировавшихся в России. Интереснейшим открытием для публики стати 7 картин из трофейных немецких коллекций, 50 лет пролежавших в запасниках Эрмитажа. И, конечно, шедевры из коллекций Щукина и Морозова (ныне — в ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже), составившие ядро экспозиции.

Попробуем на нескольких конкретных примерах (в основном на картинах из зарубежных музеев, незнакомых нашему зрителю) проследить творческую эволюцию Сезанна и развитие его художественной системы.

«Квартал Фур в Овере-на-Уазе» (Пейзаж в Овере) — одна из лучших работ Сезанна раннего, импрессионистического периода. До этого он писал картины в более темных, мрачных тонах, а в начале 1870-х, после переезда в Овер, где жил Камиль Писсарро, Сезанн стал работать вместе с ним на пленэре и создал целую серию пейзажей. Его палитра высветляется, освобождается от темных тонов, техника становится более мягкой и деликатной, мазки — более плавными. Однако уже в импрессионистических произведениях Сезанн ставит те художественные задачи, которые будет решать в дальнейшем: четкое построение композиции, структурирование пространства, соразмерность объемов, геометризм. Пейзаж в Овере, выдержанный в теплых, охристых тонах, тоже построен в конструктивном духе, как бы составлен из прямоугольников и ромбов стен и крыш домов.

У Сезанна был ограниченный набор сюжетов и тем, к которым он обращался в течение жизни. Это пейзажи, натюрморты, портреты и автопортреты, виды горы Св. Виктории, фигурные композиции: крестьяне, игроки в карты, курильщики, а также купальщики и купальщицы.

Моделью портретов Сезанна чаше всего становилась его жена Ортане Фике. На выставке было представлено пять ее портретов из коллекций американских музеев, и мы хотели бы остановиться на самом известном: «Мадам Сезанн в полосатой юбке».

Ортанс Фике была дочерью скромного банковского служащего, работала брошюровщицей и иногда занималась позированием. Сезанн познакомился и сблизился с ней в 1869 году, а заключить официальный брак они смогли лишь через 17 лет, в 1886-м. До этого Сезанну приходилось скрывать свою семейную жизнь от отца, грозившего лишить Поля денежного пособия. В 1872 году Ортанс родила Сезанну его единственного сына. Ортанс не смогла стать достойной парой Сезанну из-за большой разницы в их интеллектуальном уровне, но она обладала редкостным терпением, житейской мудростью и была рядом с художником всю жизнь.

Портрет из Бостонского музея, на котором мадам Сезанн изображена сидящей в большом красном кресле, был выставлен на знаменитой посмертной выставке Сезанна в Осеннем Салоне 1907 года. Молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке в своем письме жене оставил глубокий анализ этого портрета, в котором схвачена суть живописи Сезанна: «Сегодня Салон закрывается. Уже и сегодня, в последний раз возвращаясь оттуда домой, я пытался вспомнить фиолетовые, зеленые или голубые тона, которые, как мне кажется, я был обязан увидеть лучше и запомнить навсегда. Уже и сейчас великая цветовая гармония женщины в красном кресле, хотя я так часто и с таким неотступным вниманием стоял перед ней, так же мало повторима в моем сознании, как большое многозначное число. …Кажется, что каждая точка картины знает все обо всех остальных. Так явно участвует она во всем, так очевидна в ней игра сил притяжения и отталкивания, так заботится она о равновесии целого и в конце концов сообщает это равновесие действительности».

Рильке писал также о своем ощущении, что «краски Сезанна окончательно освобождают Вас от всякой неуверенности, от любых сомнений». Действительно, нет места сомнениям и метаниям, когда смотришь на эти полотна, на которых люди, предметы, яблоки и груши, горы и деревья будто пребывают в вечности, самоценные и самодостаточные, излучающие ту удивительную внутреннюю гармонию, которой одарил их Сезанн.

Картина Гончаровой "Курильщик. Стиль подносной живописи"Наталья Гончарова. Курильщик (стиль подносной живописи). Масло, 1911. Третьяковская галерея.Картина Поля Сезанна "Курильщик"
Поль Сезанн. Курильщик. Масло, около 1890-1892. Эрмитаж.

«Крестьянин в синей блузе» — один из таких персонажей. Сезанн написал целую серию портретов крестьян, и потом их образы стали прототипами его «курильщиков» и «игроков в карты». В этих портретах неподвижности, окаменелости сидящих фигур противопоставлено движение самой живописной поверхности, движение кисти, мазок за мазком создающей живописное целое. Жоазим Гаске, молодой писатель родом из Экса, приятель Сезанна, видевший в его мастерской несколько изображений крестьян, писал: «Дышащие здоровьем и непоколебимостью, все они выражают какое-то ощущение справедливости, они спокойны, у них нет других забот, кроме как любить землю и делать ее плодоносящей… Именно от них я узнал, что в глубине своей представляет моя раса. Они дали мне урок благородства».

«Игроки в карты» — один из пяти холстов на эту тему, созданных Сезанном, самый маленький по размеру, но не уступающий другим по своим живописным качествам. Удивительная симметричность композиции, с черной бутылкой на столе, «держащей» центр, двумя сидящими игроками и чуть сдвинутым вправо столом, производит впечатление равновесия форм и тонкой сбалансированности цветовой гаммы. Слова Роджера Фрая, написанные по поводу других, больших «Игроков в карты», полностью применимы и к полотну из Орсэ: «Ни одна картина со времен итальянских примитивов и, может быть, поздних произведений Рембрандта не даст нам такого потрясающего ощущения устойчивости и монументальности: вот композиция, которая нашла свой центр и не может быть сдвинута с места».

Пять пейзажей изображают гору Св. Виктории — излюбленный мотив Сезанна, который он писал всю жизнь. Эта гора в окрестностях Экса стала для Сезанна неким сакральным символом, к постижению которого он стремился до самой смерти. Он писал ее с разных точек зрения, с разного расстояния, в различное время суток, и в течение его жизни гора меняла свой облик. Сопоставление пяти пейзажей с одним мотивом очень наглядно продемонстрировало изменение живописной манеры художника.

«Гора Св. Виктории» (1897-1898, Эрмитаж) — самая светлая и воздушная из всех пяти пейзажей. Она была написана в ранний, рассветный час. легкими мазками розоватых тонов и сохранила особую легкость дыхания. Сезанн даже оставил большие участки незаписанного грунта, используя его цвет.

Безусловно, самой интересной и важной для понимания позднего творчества Сезанна является «Гора Св. Виктории» 1906 года, одна из последних картин художника. Здесь уже нет деления на планы и четкой композиции, а нижняя часть картины представляет собой почти абстрактную живопись. Сезанновская система построения формы с помощью отдельных мазков, «живописного модуля», достигает здесь своего апогея. Ритмизированный, энергичный мазок создает напряженное поле живописи, каждый элемент которого самодостаточен и в то же время активно влияет на все остальные. Форма уже распадается на отдельные элементы. Именно эти поздние полотна Сезанна вдохновили Пикассо и Брака на создание нового живописного стиля — кубизма.

Картина Фалька "Старая Руза"Роберт Фальк. Старая Руза. Масло, 1913. Русский музей.

Последней картиной Сезанна, написанной за месяц до смерти, считается «Садовник Валье». Валье, бывший моряк, работал у Сезанна садовником, был его доверенным лицом и часто позировал ему в последние годы жизни. На этой картине он изображен сидящим на террасе перед мастерской, и это неожиданный для Сезанна портрет на пленэре, под открытым небом. Картина осталась незаконченной, но гармония цветовых пятен, света и ритма в ней уже была создана. Ж.Гаске считал, что в этом портрете много автобиографического, что Сезанн невольно придавал модели свои собственные черты.

Картина Поля Сезанна "Садовник Валье"Поль Сезанн. Садовник Валье. Масло, около 1906. Галерея Тэйт, ЛондонКартина Татлина "Натурщица"Владимир Татлин. Натурщица. Масло, 1913. Третьяковская галерея.

Разноликим и многогранным предстал перед нами Сезанн на этой выставке. Каждый волен видеть, понимать его искусство по-своему. Один из последователей творчества Сезанна заметил, что у каждого поколения и у каждой нации — свой Сезанн. Был свой Сезанн и у художников русского авангарда. Возможностью видеть в оригинале полотна Сезанна они были обязаны двум замечательным русским коллекционерам — Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, которые привезли в Москву все сливки новой французской живописи, в том числе Сезанна, тогда, когда даже во Франции она еще не получила широкого признания. Посещая частные галереи Щукина и Морозова, московские художники видели все самые новые, прогрессивные достижения французской живописи. Именно благодаря коллекциям Щукина и Морозова смогло возникнуть такое удивительное явление, как русский авангард. И все же если под авангардом обычно подразумевают русский кубофутуризм. супрематизм, конструктивизм, беспредметную живопись, то на этой выставке был представлен скорее «русский сезаннизм», а не авангард. Художники «Бубнового валета», такие, как Машков, Кончаловский, Лентулов, за которыми закрепился ярлык «московских сезаннистов», по-своему интерпретировали творческое наследие Сезанна. Их большие, яркие, кричащие полотна имели гораздо больше общего с русским примитивом: вывеской и лубком, нежели с более утонченной, рафинированной живописью Сезанна. На выставке экспонировались пейзажи, натюрморты, автопортреты русских художников, мотивы которых явно были навеяны полотнами Сезанна. Из наиболее интересных важно отметить «Курящего солдата» Михаила Ларионова, продолжающего сезанновскую тему курильщика, но трактованную в духе русского примитива, а также «Курильщика (стиль подносной живописи)» Натальи Гончаровой.

Картина Осмеркина "Портрет Е.Т. Барковой"Александр Осмеркин. Портрет Е. Т. Барковой. Масло, 1921. Русский музей.

Очень тонко и деликатно интерпретировал сезанновские мотивы А.Осмеркин в «Портрете Е.Т.Барковой», напоминающем портреты мадам Сезанн, с его глубокими колористическими разработками красного и синего, — одна из лучших работ русской части выставки. Примером личного, внутренне пережитого и пропущенного через себя «сезаннизма» является, безусловно, творчество Фалька — его пейзаж «Старая Руза» сохраню сезанновское чередование планов и ясность композиции.

Очень важным было участие в выставке произведений Малевича и Татлина, для которых искусство Сезанна было толчком к созданию собственных художественных систем. Для Малевича Сезанн был гением, пророком, который возвел во главу угла «чистую живопись». В своих теоретических работах Малевич постоянно обращался к Сезанну, анализировал его произведения.

Убедительной русской картиной выставки стала знаменитая «Натурщица» Татлина, по силе образа и заложенной в ней энергии сопоставимая с лучшими произведениями Сезанна. Разумеется, она принадлежит уже к другой художественной системе, но система никогда не возникла бы, если бы не было искусства Сезанна.

Автор: М.Костаки, научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина

Смотрите также

painteropedia.ru

Как художник Поль Сезанн, не желая того, стал основателем нового направления в живописи – сезаннизма? | Биографии

В эти годы картины Сезанна только изредка появлялись на выставках и в галереях. Единственный коллекционер, Виктор Шоке, периодически покупавший его работы, умер, и продажи картин стали совсем редкими. Чтобы обосновать свое затворничество, Сезанн заявлял: «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов». Но главным все-таки было не теоретизирование, а то, что картины не находили спроса, а подстраиваться под вкусы публики художник не хотел.

Жарданн. 1885-86 гг. В этот период художник и на самом деле начинает серьезно заниматься теорией живописи, стараясь осмыслить путь живописца к вершинам мастерства. «Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом. — Писал Поль Сезанн. — Нужно содействовать их обоюдному развитию, упражняя глаз путем наблюдения природы, интеллект путем логики ощущений, создающей выразительные средства… Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой».

В конце 80-х годов Сезанн много и плодотворно работает, пишет пейзажи и натюрморты, значительно реже — портреты и небольшие жанровые картины. Он уже привык к спокойной жизни в неизвестности и не ждет подарков от судьбы. Друзья-художники, ставшие к этому времени знаменитыми, всячески пытаются его поддержать, помогают хотя бы изредка пристраивать картины на выставки и в галереи, где их сможет увидеть и оценить публика. Им даже удается выставить три его полотна в Брюсселе на выставке в Королевском музее современного искусства. Но зрители к работам Поля Сезанна равнодушны.

Игроки в карты. 1890-92 гг. Если где и можно постоянно увидеть работы Сезанна, то в Париже в лавке папаши Танги, которому нравится живопись Поля и он искренне хочет помочь художнику. Не в пример зрителям, творчеством Сезанна начинают интересоваться молодые художники, ищущие свой путь в искусстве. Они часто захаживают в лавку Танги, с интересом рассматривают картины «затворника из Экса». Преданным почитателем Сезанна становится Поль Гоген, заявлявший, начиная работать над очередной картиной: «Попробую писать по сезанновски или как Эмиль Бернар».

Постепенно Сезанн начинает выходить из забвения. В 1892 году появляются две статьи, в которых пусть и коротко, анализируется его творчество. При распродаже коллекции работ импрессионистов Теодора Дюре, три картины Сезанна продаются за 650, 660 и 800 франков. Цена не плохая, если не учитывать, что картины других импрессионистов ушли за суммы в 10−20 раз выше.

Очередной аукцион больно задел самолюбие Сезанна. Когда после смерти папаши Танги распродавались картины из его лавки, шесть работ Сезанна купили всего лишь за 902 франка. Единственное, что успокаивало Поля, что за работы Писсарро, Гийомена, Сёра дали еще меньше.

Каньон Бибемюс 1898 г. Переломным в отношении к творчеству Сезанна стал 1895 год. Перед этим Поль прервал длительное затворничество и несколько раз приезжал в Париж, где общался с друзьями, молодыми художниками и критиками. В это время он написал несколько интересных портретов, в том числе критика Гюстава Жеффруа, с которым во время сеансов вел беседы о живописи. Критику портрет понравился, естественно, он не мог не упомянуть Сезанна и его мысли об искусстве в своих статьях.

Но главное, в этот год состоялась первая персональная выставка Поля Сезанна в галерее Амбруаза Воллара. Галерея существовала уже несколько лет, но покупателей у Воллара было не много. Работы Сезанна галерист видел раньше в лавке Танги и даже к ним приценивался. Как Писсарро смог уговорить Воллара рискнуть и выставить большую коллекцию Сезанна, история умалчивает. Обрадованный столь необычной просьбой, Сезанн прислал около 150 картин. В галерее для всех его работ даже не хватило места. Первая персональная выставка Поля Сезанна состоялась, когда художнику уже исполнилось 56 лет. Успех выставки превзошел все ожидания.

Яблоки и апельсины. 1899 г. Париж снова открыл для себя самобытного художника. О творчестве Сезанна стали писать в прессе, появились новые почитатели и подражатели, цены на его картины стремительно взлетели. Через два года новая выставка у Воллара, затем участие в нескольких престижных экспозициях, в том числе юбилейной — «Столетие французской живописи», открывшейся в период работы Всемирной выставки в Париже.

Но подлинный триумф наступил в 1904 году, когда в парижском Осеннем салоне живописи Сезанна отдали целый зал. Это уже было признание, подобного удостаивались не многие мастера. Художник оказывается в центре внимания, тихой и спокойной жизни пришел конец. С одной стороны, Поль Сезанн был этому рад, но всеобщий интерес, несомненно, ему мешал, отрывал от творчества.

В Экс-ан-Прованс потянулись коллекционеры, почитатели творчества мастера, молодые живописцы, желающие поработать под руководством признанного мэтра. Каких-то занятий с начинающими художниками Сезанн не проводил, он просто вел с ними беседы о живописи, давал советы, вместе с молодежью выходил на этюды. Тем не менее, многие молодые художники стали называть себя сезаннистами, заявляя, что это новое направление в живописи. Сезанн относился к этому скептически, но не возражал. Искреннее почитание молодежи его, несомненно, радовало.

Хижина Журде. 1906 г. (одна из последних работ художника) После смерти мастера термин «сезаннизм» практически забудется. Но то, что Поль Сезанн был одним из крупнейших представителей постимпрессионизма, стоял у истоков таких направлений в живописи, как фовизм и кубизм, сомнений не вызывает. Именно он, обосновывая новые направления в живописи, еще не имевшие названий, писал: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь, чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки».

К сожалению, возраст давал о себе знать, несмотря на пошатнувшееся здоровье, Сезанн продолжал много работать. Он чувствовал, что силы его оставляют. 15 октября 1906 года художник написал сыну: «Я продолжаю работать с трудом, но все же что-то выходит». Когда он стоит за мольбертом, возраст и болезни забываются, остается только творчество. Вот и в этот день после обеда он отправился на этюды. Начавшаяся гроза не заставила художника оторваться от этюдника. Только полностью промокнув, ощущая озноб в теле, он поспешил вернуться в мастерскую. Но силы оставили художника, он упал без сознания. Сколько Поль Сезанн пролежал на дороге, пока его не подобрал проезжавший возчик, не известно.

Уже на следующий день мастер снова стал к мольберту, но долго работать не смог, силы окончательно его оставили, пришлось лечь в постель. Подняться ему уже было не суждено. 22 октября 1906 года сердце Поля Сезанна остановилось.

Мастер ушел из жизни, но остались его ученики и последователи, остались его полотна, которые теперь украшают лучшие музеи и картинные галереи, давая людям возможность взглянуть на мир глазами истинного Художника.

shkolazhizni.ru

Описание картины Поля Сезанна «Мадам Сезанн»

Описание картины Поля Сезанна «Мадам Сезанн»

Картина написана в 1895 году маслом на холсте.

Сезанн – это великий французский художник, живший в Провансе на рубеже веков. Он представлял собой представителя постимпрессионизма. Он писал пейзажи, славился своими портретами. Его полотна не похожи, не на какие другие. Он не изображал в привычном виде персонажей на своих портретах, четко акцентируя и прописывая детали образа. Его люди были деформированы, теряли равновесие, очертания не четкие.

Также художник использовал достаточно мрачные тона. Своей манерой в живописи он хотел доказать свою индивидуальную точку зрения, которая не совпадала ни с кем.

Портреты мадам Сезанн, это одни их самых важных творений автора. За свою жизнь их создал он более сорока. Мадам Сезанн – это его супруга, которая была младше художника на одиннадцать лет. Она стала источником вдохновения для создания его полотен.

Хотя, по воспоминаниям родных Сезанна, его жена не была идеальной в плане супружеской жизни. Она много времени проводила вдали от своего супруга, потому что очень любила светские вечера и насыщенную жизнь. Но все же, у нее было много и хороших черт характера. Когда ее муж не мог заснуть, она сидела рядом и часами читала ему. Мадам Сезанн поддерживала его творчество, также она подарила французскому художнику сына.

На портрете 1895 года, мадам Сезанн изображена, сидящей в красивом, строгом черном платье. Ее голову украшает светская, элегантная шляпка. Что еще раз подчеркивает ее любовь к красивой жизни.

Для создания полотна Сезанн использовал свои любимые темные тона. Не изменил он и традицию изображения лица не четко. В связи с этим, смотря на полотна автора, нельзя понять какой была его жена внешне. Имела ли она красивое лицо и милые черты. Его образы искажают представление о его жене. Оно словно размыто.

Картина находится на хранении в Пенсильвании. США.

opisanie-kartin.com

Сезанн, Поль — WiKi

Биография

Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом, и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.

В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал — его в 1857 году удостоился лучший друг юного Поля — Эмиль Золя.

Произведения

Художественное наследие Сезанна составляет более 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника.

Индивидуальность

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну, очевидно, были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

В зрелые годы ощущение собственных психологических противоречий и противоречивости окружающего мира постепенно сменилось в творчестве Сезанна ощущением не столько противоречивости, сколько таинственной сложности мира. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

Ранние работы

Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами и признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно отнести к романтизму, в выборе сюжетов видны отпечатки работ старых мастеров, которые, однако, помогают молодому художнику обуздать свои воображение и характер. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ, и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения.

Пейзажи Сезанна

В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писсарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки — раздельными. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений, и временное, мгновенное в их работах заняло ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени, и остаётся всегда таким же. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»[5].

Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанна совершенно не интересуют разные планы пространства. Он стягивает все планы в единое живописное поле, пытаясь выразить не множественность пространства, а его цельность и единственность. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн часто использует обратную и сферическую перспективу, чтобы как бы заглянуть в пространство извне, откуда-то из другого измерения. В пейзажах Сезанна почти не встречаются абсолютно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон.

Стиль Сезанна

В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно повлияли на Сезанна, был Николя Пуссен, крупнейший представитель классицизма. Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира. Рисунок Пуссена, строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же, как и представители Возрождения и классицизма, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. Родственны Сезанну были и те защитные барьеры, которые ставил классицизм на пути произвольного подхода к решению живописных задач и задач выражения формы.

Выразительность как самоцель, выразительность ради выразительности, применение тех или иных живописных приёмов ради создания того или иного экспрессивного эффекта противоречили взглядам Сезанна, для которого живопись была прежде всего не искусством, а средством познания, дающим человеку возможность непосредственно соприкоснуться с некими основами мироздания. Исторически в таком подходе, конечно, выразилось стремление европейского духа вернуться к некой религиозной основе, и в этом смысле живопись Сезанна можно сравнить с религиозным искусством разных эпох. Сезанн отрицательно относился к живописи многих своих современников — новаторов, таких, как Гоген, Ван Гог, Сёра, и другие, именно потому, что видел в их работах перевес произвольности, индивидуального толкования мира над поиском основных законов его реального существования, которые и должна была выразить в конечном счёте живопись самого Сезанна. По этой же причине Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности. И хотя трёхмерность на живописном полотне — искусственно созданная иллюзия, Сезанн считал эту иллюзию величайшим завоеванием живописи эпохи Возрождения, потому что изображение объёма приближало, с точки зрения Сезанна, живопись к реальности. Поэтому работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство, и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм.

Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Это означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они родственны. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, поэтому и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна.

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.

Итоги творчества Сезанна

Если итоги творчества осмысливать в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.

В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.

Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.

Галерея

  • «Гора Сент-Виктуар», 1882—1885, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

  • «Мужчина с трубкой», 1890.

  • «Молодая итальянка», 1896.

  • «Гора Сент-Виктуар и Чёрный замок», 1904—1906.

  • «Купальщицы», 1906.

Примечания

Источники Комментарии

Литература

  • Яворская Н. В. Сезанн. — М.: ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1935. — 87 с.
  • Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. — М., 1966.
  • Сост. Яворская Н. В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. — М., 1972.
  • Сост. Барская А. Л. Поль Сезанн: Альбом. — 1975.
  • Линдсей Дж. Поль Сезанн. Пер. с англ = J. Lindsay. Cezanne: His Life and Art. - L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969. — М.: Искусство, 1989. — С. 416 с.. — ISBN 5-210-00021-4.
  • Мурина Елена. Сезанн. — М.: Искусство — XXI век, 2014. — 296 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98051-106-7.
  • Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre. — Paris, 1936.
  • Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne. — London, 1950.
  • Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive. — Wien, 1938.
  • Badt K. Die Kunst Cezannes. — Munchen, 1956.

ru-wiki.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта