Картина «Апофеоз войны». Картина апогей войны


«Апофеоз войны»: black_mile

Полотно завершает серию «Варвары» (предыдущие посты о серии: 1, 2, 3). Первоначальное название картины – «Апофеоз Тамерлана»: такие курганы из человеческих черепов оставлял на своем пути завоеватель. Но художник отказался от него, сделав название более обобщающим. На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Апофеоз войны». (1871, Государственная Третьяковская галерея)

К слову, мотив, развитый художником в «Апофеозе» наметился еще ранее. Верещагину довелось побывать в местах, где все китайское население было вырезано мусульманскими фанатиками, объявившими священную войну во время восстания уйгуров и дунган против Китая. На картине «Развалины театра в Чугучаке» Верещагин запечатлел черепа, валявшиеся среди руин (Чугучак - важный центр торговли между Россией и Китаем - подвергся значительному разрушению во время восстания (1865 г.).

«Развалины театра в Чугучаке» (1869-1870, Государственная Третьяковская галерея)

Французский художественный критик Жюль Кларети рассказал следующий случай, произошедший на выставке Верещагина в Берлине (напечатан в парижской газете «Тан», 1896, 17 декабря:

Однажды г. Мольтке (Прим. Немецкий генерал-фельдмаршал, участник войн с Данией (1864), Австрией (1866), Францией (1870-71)) посетил выставку коллекций его картин (Прим. 1882 г. ) Верещагин сопровождал фельдмаршала по всей своей выставке. Как солдат г. Мольтке казался глубоко заинтересованным этими трагическими сценами – конвой раненных, траншеи из снега, Скобелев, галопирующий перед фронтом своих войск и кричавший победителям Шипки: «От имени родины, спасибо, мои друзья!» Но Верещагин решил показать полководцу полотно, которое для него, философа палитры, было выражением, вкратце, его взгляда на войну, убийства и завоевания.

Он привел г. Мольтке к картине, изображающей пирамиду черепов. <…>- Картина, безусловно, верная, ваше превосходительство!Г. Мольтке смотрел.- Русская надпись, - прибавил спокойно Верещагие, - значит: «Посвящается всем завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

В глазах маленького старика показалось некоторое смущение – Мольтке ничего не ответил. Он стоял с лицом японской маски, поднятым по направлению сероватых черепов. Между тем Верещагин своим отрывистым, чистым, ясным и упрямым, привыкшим повелевать голосом старался вдолбить каждое слово, как мстящую иронию, в уши солдата Садовы и Седана.

- … Всем великим завоевателям, прошедшим… настоящим… и будущим!.. Всем завоевателям…

Но г. Мольтке не слушал больше. Он очень скоро оставил, как бы убегая, зловещий трофей Тамерлана и быстро направился к другой картине, в то время как Верещагин продолжал повторять эту надпись, выражавшую всю мысль его произведения».

Источник: В.В Верещагин и В.В. Стасов. М., 1953, с. 111, 112. Цит. по Примечания / В.В Верещагин. Воспоминания сына художника. С. 153-154

Сын Верещагин вспоминал, что после посещения выставки Мольтке отдал приказ, запрещающий чинам германской армии посещать выставку. Такое же запрещение было отдано годом ранее австрийским военным министром, отклонившим предложение художника предоставить чинам гарнизона бесплатный доступ на выставку картин в Вене.

black-mile.livejournal.com

Апофеоз войны — WiKi

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов[1], однако картина не носит конкретно-исторический характер[2]. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов[3].

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие[2]. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»[2].

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина[3]. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение[1]. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины[2]. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от стрел на черепах.

Известный русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов писал об «Апофеозе войны»:

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…[2]

ru-wiki.org

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ  Василий Верещагин. 100 великих картин

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ 

Василий Верещагин

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.

Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».

...В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский царизм тоже вел здесь войну. В. В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.

В. В. Верещагин был прапорщиком, «состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того, чтобы зарисовывать и писать увиденное. До весны 1862 года он без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии». Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить их идейное воздействие на зрителя. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет («Нищие в Самарканде», «Опиумоеды», «Продажа ребенка-невольника» и др.). В полотне «Самаркандский зиндан» В.В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью. 

Центральное место среди туркестанских картин В. В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию «Варвары». Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина «Апофеоз войны».

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время — уже по приказу среднеазиатских ханов. 

Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава — все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В. В. Стасов писал: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуозность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества... В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и в ширину. Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю — и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа — это все то же!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Картина Верещагина «Апофеоз войны»

Созданная в 1871 году картина «Апофеоз войны» поразила современников автора удивительным сочетанием невиданного еще сюрреализма исполнения и реализма смысловой нагрузки. Василий Верещагин подвергался жесткой критике со стороны простых обывателей и власть имущих того времени. Так, Александр II обвиняет мастера батальной живописи в полном отсутствии патриотизма, который должен присутствовать у русского человека. Но художнику было невозможно промолчать, после увиденного им во время пребывания в Туркестане. Здесь в 1868 году Верещагин столкнулся с ужасами войны, попав на территории, где вспыхнули восстания.

На картине изображена пирамида из человеческих черепов. При ближайшем рассмотрении можно увидеть на кости дыры от пуль и следы от широкого оружия, подобного ятаганам и саблям. Художник подписал свое полотно вполне однозначно: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Такой протест был выплеснут автором на холст после участия в защите Самаркандской цитадели и путешествия по охваченному войной Западному Китаю.

Существует две версии возникновения данного полотна. Во-первых, предполагалось, что идею пирамиды из черепов Верещагин почерпнул из историй о Тамерлане, который приказывал складывать такие ужасающие конструкции из голов побежденных врагов. Вторая версия повествует о том, что художник был так впечатлен историей о жестоком правителе Кашгара, приказавшем казнить безвинного европейца. Голова безымянного бедолаги установили на вершине пирамиды из костей и голов других казненных в этом городе людей.

Яркое, синее небо на картине резко контрастирует с безжизненной пустыней, мертвыми деревьями и развалинами города. Вокруг зловещей пирамиды кружат вороны, все полотно призывает зрителя понять всю горечь и ужас бессмысленных смертей во имя чьей-то наживы и эфемерных идеалов. Верещагин пытался донести идею о том, что во время войны погибают с обеих сторон и нет победителей. В конце торжествует только смерть.

Приобрести картину, размещенную в настоящее время в Третьяковской галерее, невозможно. Но можно купить репродукцию в интернет-магазине Artwall.ru. Цена на такое полотно будет зависеть от материала печати и ряда других опций. Печать точной репродукции производится на плотной бумаге, холсте и на самоклеющейся пленке. Таким образом, «Апофеоз войны» Верещагина можно приобрести для учебных целей в школы и художественные ВУЗы, общественные заведения и в частные коллекции почитателей этого художника.

www.artwall.ru

Апофеоз войны | Великие художники

29.08.2015

Василий Верещагин «Апофеоз войны», 1871

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Символизм

Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при туркестанском генерал-губернаторе. В Туркестане в то время шла война, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. В Туркестане и появилась известная Туркестанская серия, где Верещагин изобразил природу и сцены быта Средней Азии. Заключительной картиной серии стал «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи; вокруг пирамиды вьются вороны. Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» также ярко выражают шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Похожие Записи

greatartists.ru

Апофеоз войны. Описание картины В.Верещагина

Апофеоз войны. Описание картины В.ВерещагинаВасилий Васильевич Верещагин (1842 — 1902) был одним из самых характерных русских художников — живописцев, который в своих картинах придерживался в большинстве своем военной тематики. Он всячески избегал изображать на своих полотнах показную браваду, идеально-красивую военную патетику, блестящие штыки, новенькую форму. Будучи участником нескольких войн второй половины XIX века (Василий Верещагин был удостоен Ордена Святого Георгия за военные заслуги), насмотревших всех ужасов военного времени, он сознательно отказался от художественного пафоса взамен жестокой и суровой действительности.Во второй половине XIX века Россия завоевывала Среднюю Азию, и в 1867 году Верещагин уехал служить прапорщиком в Туркестан. И именно там он и создал свои наиболее яркие и запоминающиеся произведения. Поначалу он изображал на своих картинах пейзажи, природу и быт населения Средней Азии. Постепенно его картины начинали приобретать все более жесткий характер.

Одной из таких картин, известной на весь мир, стал «Апофеоз войны», написанный в 1871 году. Эта картина завершает целую серию батальных картин под названием «Варвары», которую Верещагин создавал, будучи на службе в Туркестанском генерал-губернаторстве. Но именно «Апофеоз войны» благодаря своей смелой и откровенной содержательности, стал известен всему миру.Первоначально Верещагин назвал свою картину «Торжество Тамерлана», но позже изменил название на «Апофеоз Войны». По одной из версий картина намекала на известную легенду, по которой к Тамерлану обратились за помощью две женщины, которые жаловались на своих мужей, обвиняя их в содомии. Тогда Тамерлан, решив помочь бедным женщинам, отдал приказ своим солдатам принести головы всех, кто, так или иначе, был погружен в разврат и греховную жизнь. В результате чего солдатами было выложено 7 таких пирамид по 100 тысяч голов в каждой.Однако по другой версии, идею для картины Верещагину дала история, о том, как тиран Валихан, в 50-х годах XIX века, захватив городок Кашгара, казнил большую часть населения, и соорудил, таким образом, пирамиду из их голов. В их числе оказался немецкий путешественник, голову которого поместили на самый верх пирамиды. Это произвело на него неизгладимое впечатление, будучи и сам иностранцем, оказавшимся по воле случая на чужой земле, художник впитал в себя всю сущность несправедливой и ужасной смерти подстерегающей на каждом шагу.Как бы то ни было, но «Апофеоз войны» в целом несет в себе не исторический смысл, а скорее символический. Первое что сразу бросается в глаза, глядя на картину, это человеческие черепа, сложенные в пирамиду, посреди желтой раскаленной степи. Вокруг пирамиды кружат черные вороны. Вокруг высохшие деревья и сухая трава. На заднем плане — разрушенный город. Все детали картины символизируют собой смерть и уничтожение. Желтый оттенок полотна указывает на мертвенность всего окружения. А ярко синее небо только подчеркивает опустошение и умиротворенный покой.Картина Верещагина «Апофеоз войны» это больше чем просто картина. И прежде всего она несет в себе глубокое понимание истории, и ценности человеческой жизни.

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта