Степанова Варвара Федоровна. Степанова варвара картины


Современное Искусство :: Варвара Степанова

советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, а также дизайнер и поэтесса. Долгое время выставлялась под псевдонимом Варст.

 

Ранние годы

Варвара Степанова родилась 23 октября (5 ноября по новому стилю) в литовском городе Ковно (ныне Каунас) в семье госслужащего.

В 1910-1913 гг. Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим супругом Александром Родченко. Девушка не окончила учебное заведение и переехала в столицу, вскоре за ней последовал и Родченко.

В 1914 Степанова стала посещать студии К. Юона и М. Леблана. В 1915-17 гг. успела поработать библиотекаршей, бухгалтером машинисткой на фабрике и секретаршей, так как её финансовое положение оставляло желать лучшего. В 1916 гг. Степанова и Родченко стали жить и работать вместе. Мастерская молодой пары расположилась в центре Москвы на улице Мясницкой. В разное время супруги проживали на Зубовской площади, на Волхонке и даже в квартире Василия Кандинского.

Под влиянием своего партнёра художница отошла от символистских пейзажей и графики в духе Обри Бёрдслея и увлеклась новейшими авангардистскими течениями. Она вошла в круг московских левых художников и осталась преданной идее коммунизма до конца своих дней.

В 1915 году состоялся её художественный дебют в московской Галерее Лемерсье. Она выставила два эскиза декоративных панно на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых».

Февральская революция была с восторгом принята Степановой и Родченко. В 1917 ими был создан профсоюз художников-живописцев – Левая федерация. В это время художница выбирает самостоятельный творческий путь. Она вышла из тени своего мужа и стала полноправной и активной участницей московской художественной жизни.

 

Радикальные эксперименты

В период между 1917 и 1919 гг. Степанова выпустила несколько сборников экспериментальной «трансрациональной» поэзии в духе футуристической «зауми»: «Ртны хомле», «Зигра ар», «Гауст Чаба» и «Глоболкым». Книги были рукописными и сопровождались её собственными иллюстрациями. «Цветописная графика» Степановой была попыткой прийти к синтезу цвета и звука – эту задачу ставили перед собой многие авангардисты на рубеже веков. По замечанию А. Лаврентьева, «новизна метода Степановой кроется в том, что она стремится соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания».Стихи были написаны разноцветными буквами, и цвет играл одну из ключевых ролей в передаче ритма и настроения. «Воспроизводя живописной графикой беспредметную поэзию двух книг "Зигра-Ар" и "Ртны хомле", я ввожу в живопись графики звук как новое качество, увеличивая этим ее (графики) количественные возможности», – объясняла художница. Интересен её приём использования газеты в качестве фона для рукописных стихов «анти-книги» Гауст Чаба.

В 1918 году Степанова отправила свои экспериментально-аналитические работы на первую выставку картин профсоюза художников-живописцев.

В 1919 году Степанова создала примечательные коллажи к пьесе А. Кручёных «Глы-глы», в которых были остроумно спародированы полотна её современников – Малевича, Матюшина, Поповой, Розановой и других.

В том же году Степанова заявила о себе во всеуслышание на открывшейся 9 февраля 1919 года V Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства.

Последующие два года художница трудилась над циклом «Фигуры», выполненном в духе беспредметничества. В этой наиболее известной серии картин Степанова исследует фигуру человека в движении. «Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала художница.

Известный поэт серебряного века Бенедикт Лившиц сравнил Степанову, Попову, Гончарову и Розанову с древними воительницами – именно его перу принадлежит меткое определение «амазонки авангарда». Он писал: «Эти (…) замечательные женщины всё время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружающую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость французскому “яду”».

 

Вклад в декоративно-прикладные искусства

С 1920 по 1923 гг. Степанова состояла в Московском институте художественной культуры (ИНХУК), причём первый год в качестве учёного секретаря. Она выступила в качестве создательницы Первой рабочей группы конструктивистов – вместе с супругом Родченко и художником Алексеем Ганом. В период с 1920 по 1925 она также преподавала в изостудии Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской.

В 1921 году Степанова приняла участие в выставке нон-фигуративных художников «5х5=25». На этой выставке была провозглашена смерть искусства. Степанова заявила, что музеи, бывшие некогда сокровищницами мировой культуры, теперь превратились в архивы. После этой выставки Степанова оставила живопись навсегда.

Как и её единомышленница и соратница Любовь Попова, она решила бросить станковую картину в пользу прикладных видов искусства. В 1923 году она опубликовала в журнале ЛЕФ программную статью «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда», посвящённую проблемам современного дизайна. «Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах становятся эстетическим пережитком. - Писала Степанова, - Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой». Костюмы Степановой отличались, в первую очередь, удобством и функциональностью – эти качества она ставила во главу угла – андрогинностью, лаконичностью.

В 1923 году в том же ЛЕФе вышла её статья «О работах конструктивистской молодёжи», посвящённая отчётной годовой выставке учеников металлического факультета ВХУТЕМАСА. В ней были выведены два основополагающих принципа советского конструктивизма. Согласно первому, «материальное оформление вещи, в противовес эстетическому ее компанованию [sic!] в плане искусства, идет от задания, материала и конструкции к форме всей вещи в целом». Второй принцип – «разрешение движущейся вещи», утверждающее новый способ «организации» вещи. В статье также были обозначены три «дисциплины» конструктивизма – тектоника, фактура и конструкция. Степанова охарактеризовала прошедшую выставку как первый прорыв в борьбе с «эстетической заразой».

В 1924 году Степанова и её единомышленница Попова пришли на Первую ситценабивную фабрику. Они откликнулись на призыв фабрики, размещённый в газете «Правда», в котором художников приглашали на производство. В порядке эксперимента художницы создали несколько сотен эскизов тканей и «прозодежды» (производственной одежды) в стиле конструктивизма. Типичные цветочные мотивы были заменены геометрическими узорами, цветовая палитра была сведена к минимуму. Вопреки опасениям дирекции, оригинальный текстиль произвёл фурор. Так, во время летнего «Съезда народов» в Москве были раскуплены все «до аршина» ткани с рисунками художниц.

В 1924-25 гг. Степанова проявила себя ещё и как талантливая фотохудожница: она ввела систему модульной и акцидентной вёрстки в полиграфии, а также занялась оформлением книг и журналов. Среди её детищ – «Советское кино», «Радиослушатель», «За рубежом», «Книга и революция», «Красное студенчество», а также несколько плакатов из серии «Окна РОСТА», тексты для которых написал Владимир Маяковский. Со знаменитым поэтом художницу связывала тесная дружба. Он называл её «неистовой», а она оформила практически все прижизненные издания его стихов.

В 1925 году Степанова приняла участие в Международной выставке декоративного искусства в Париже. В Советском павильоне были представлены её театральные эскизы – декорации к спектаклю «Смерть Тарелкина» по одноимённой пьесе А.В,Сухово-Кобылина, поставленному В. Мейерхольдом в Московском драматическом театре, – и дизайны тканей.

В том же году Степанова и Родченко выполнили заказ на создание монументального панно для Дома Моссельпрома в Калашном переулке.

В 1926 году Степанова создала эскизы декораций для киноленты «Отрыв» - это был её первый и последний опыт сотрудничества с кинематографистами.

В 1928 году работы художницы попали на выставку «Бытовой советский текстиль», в 1930 – в экспозицию объединения «Октябрь».

К концу 20-х – началу 30-х гг. Степанова была признана одним из лидеров советского конструктивизма.

В 1932 году вступила в МОСХ (Московскую организацию Союза художников СССР).

 

Закат жизни

После 1934 года, когда Сталиным был объявлен примат социалистического реализма, активность художницы существенно снизилась. Настало время жесточайшей цензуры – и самоцензуры в том числе. Вплоть до своей смерти бывшая «амазонка авангарда» занималась, в основном, оформлением книгопечатной продукции – преимущественно агитационного характера. В 1933-34 Степанова работала художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б).

Начиная с 1935 года Степанова и Родченко вместе работали в издательстве «Изогиз», где оформляли фотоальбомы, среди которых – «10 лет Узбекистана», «Красная Армия», «Первая Конная», серия «СССР на стройке» и др.

В конце 30-х художница вернулась к станковой картине, но былого экспериментаторства в её поздних картинах уже не найти.

1941-43 гг. Степанова провела в эвакуации в Перми. Она оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. После окончания Второй мировой войны сотрудничала с журналом «Советская женщина», создавала дизайны фотоальбомов «Москва» и «Московский метрополитен».

Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве. Её похоронили на Новом Донском кладбище рядом с супругом.

sovremennoe-iskusstvo.ru

Степанова Варвара Федоровна - Каталог картин. Биография. Цены

СТЕПАНОВА, ВАРВАРА ФЕДОРОВНА (1894–1958), русская художница, выдающийся мастер русского авангарда первой половины 20 в. Р

одилась в Ковно (ныне Каунас, Литва) 23 октября (5 ноября) 1894 в семье чиновника. С 1910 училась в Казанской художественной школе, где в 1914 познакомилась с А.М.Родченко, своим будущим мужем и соратником по искусству. Не окончив школы, уехала в Москву; в 1915–1917 работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К.Ф.Юона.

Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией. Жила в Москве. В 1917–1919 увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из «заумных» строк (рукописные книги Ртны Хомле, Зигра ар, Глоболкым). В 1919 снабдила своими иллюстрациями книгу А.Е.Крученых Глы-Глы. С годами вошла в число наиболее активных художников-«общественников» авангардного толка. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1919–1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (Инхук; 1920–1923), преподавала в студии Изо Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (1920–1925) и во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1924–1925). Постоянно занималась – как художница и художественный редактор – масс-медийным дизайном: в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923–1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» и др. (1926–1932), «Советская женщина» (1945–1946). В 1933–1934 служила художественным редактором в Партиздате. В 1930–1950-х годах оформила – часто в сотрудничестве с Родченко – много агитационно-политических альбомов (Заветы Ленина женщинам всего мира, Итоги первой пятилетки, Первая Конная, Советская авиация, Совхозы, 25 лет Казахской ССР, Московский метрополитен и др.).

Вольная футуристическая «заумь» последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. Наиболее же причудливо-игровым, анархически-стихийным остался ранний творческий расцвет Степановой, воплотившийся и в визуальной поэзии, и в серии графико-живописных композиций Фигуры (1919–1920) – серии остро-ритмичной и как бы «танцующей», и в рукодельных, не рассчитанных на массовый тираж плакатах и коллажах тех лет.

Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков (для Первой ситценабивной фабрики, 1924–1925), где незримо первенствует легкий и изящный образ артиста, как бы излучающего в геометричных узорах свою творческую энергию. В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.

В поздний период ее редакционная деятельность (в основном для издательства «Искусство») уже всецело доминировала над художественной.

Умерла Степанова в Москве 20 мая 1958.

Степанова Варвара Федоровна

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

СТЕПАНОВА ВАРВАРА ФЁДОРОВНА | Энциклопедия Всемирная история

Художница-авангардистка, дизайнер, сценограф, представительница русского конструктивизма. 

Родилась  в семье чиновника. Художественное образование начала получать в 1910 году в Казанской художественной школе. Там она познакомилась со своим будущем мужем А.М. Родченко (они поженились в 1913 году), единомышленником и соратником по конструктивизму. Не окончив школы, она вместе с Родченко переехала в Москву, продолжив обучение живописи в частных студиях художников И. Машкова, К. Юона и М. Леблана. Там она познакомилась с будущими авангардистами Л. Поповой, Н. Удальцовой, О. Розановой, А. Весниным. Помимо этого, в 1913–1914 годах Варвара Степанова посещала занятия в Строгановском художественно-промышленном училище. В дореволюционные годы она также работала библиотекарем, бухгалтером, машинисткой на фабрике.

В 1916 году у них с Родченко появилась собственная мастерская, где они осуществляли свои художественные эксперименты. Творческий союз с мужем во многом повлиял на ее переход от символистской графики и визуальных заумных стихов, которые она тогда писала, к новейшим авангардным течениям, впоследствии оформившимся в конструктивизм. На раннем этапе творчества Степанова графически оформляла книги собственных беспредметных стихов "Ртны хомле", "Зигра ар", "Гауст Чаба" и "Глоболкым" (1918-1919), пытаясь изобразить в них синтез звука и цвета. В 1915 году ее работы впервые экспонировались на выставке "Художники-декораторы в пользу раненых". В 1919 году вышла книга А.Е. Крученых "Глы-Глы", проиллюстрированная  коллажами Степановой, объединявших звучание беспредметных стихов с экспрессивностью абстрактных форм. Эти работы экспонировались на Первой выставке картин профсоюза художников-живописцев (1918), Пятой Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства (1919).

В 1917-1918 годах Степанова, вместе с Родченко, Кандинским, Малевичем, Татлиным, Лисицким и Ганом входила в московскую группу супрематистов и беспредметников, отказываясь от какой-либо конкретности художественной формы. Но уже с конца 1910-х годов в творчестве этих художников наметился  поворот от отвлеченного искусства в сторону прямого производства вещей. Причиной этому было их недовольство  оторванностью от жизни, присущей беспредметникам, и желание активно участвовать в бурной и революционной художественной жизни, менять окружающую реальность. По их мнению, искусству необходимо было организованно влиться в жизнь.

В 1919-1920 годах Степанова создала большой  цикл "Фигуры". Исследуя фигуру человека в движении, она показала универсальный и несколько механистичный тип человеческой фигуры, что было отражением конструктивистских открытий, сделанных совместно с Родченко.

С 1920 по 1923 год художница сотрудничала с ИНХУКом  (Московским институтом художественной культуры), в котором в  марте 1921 года Степанова, Родченко и Ган создали "Рабочую группу конструктивистов", официально оформив это направление в русском авангарде. В этом же году она экспонировала свои работы на выставке конструктивистов «5 х 5 = 25», знаменующую, по их словам, "смерть искусства". С 1921 года Степанова, равно как и Родченко, отказалась от станковой живописи, полностью обратившись к  искусству "производственному".

В 1920-х годах Степанова являлась активным членом "Левого фронта искусств" ("ЛЕФ"), оформляла одноименный журнал. В нем в 1923 году вышла ее программная статья (под псевдонимом Варст) "Костюм сегодняшнего дня – прозодежда", где она взамен декоративности в производстве одежды предлагала ставить во главу угла удобство и функциональность. Именно производство костюмов и тканей стало своеобразной "визитной карточкой" Степановой. В  этой отрасли были сосредоточены ее эксперименты и теоретические разработки на протяжении всей последующей творческой жизни.

В 1924 году она вместе с другой авангардисткой Л. Поповой пришла на Первую ситценабивную фабрику Москвы, откликнувшись на приглашение, опубликованное в газете "Правда". Осуществляя идею единения творчества и производства, они создали несколько сотен эскизов тканей, "прозодежды" и "спортодежды". Исходя из принципов целесообразности и функциональности, цветовая гамма сводилась к минимуму, орнаменты были строго геометричны и графичны, форма рабочих костюмов определялась удобством носки и производственными задачами. Эскизы тканей, выполненные художницей, в 1925 году выставлялись на парижской Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности. В 1928 году в газете "Вечерняя Москва" вышла теоретическая статья Степановой "Задачи художника в текстильной промышленности. От костюма к рисунку и ткани". В ней художница акцентировала задачи новой концепции одежды: стереть социальные различия в костюме, при этом  сделав массовую одежду разнообразной. В 1929 году работы Степановой  были удостоены премии на выставке "Бытовой советский текстиль".

Эксперименты Степановой проходили и в области сценографии. В 1922 году она создала декорации и костюмы к спектаклю "Смерть Тарелкина" по пьесе А. В. Сухово-Кобылина для театра В. Э. Мейерхольда. Костюмы представляли собой сочетания простых геометрических элементов на ткани, превращая актеров в живые геометрические композиции. Вместо обычных декораций Степанова создала трюковые аппараты и конструкции, включенные в театральное действие. Во многом благодаря оформлению художницы, пьеса имела большой резонанс. В 1926 году В. Степанова оформляла эскизы декораций для кинокартины "Отрыв".

В 1924–1925 годах Степанова являлась профессором текстильного отделения ВХУТЕМАСа, создавала модели спортивной и повседневной одежды, в которой также стремилась к предельной утилитарности и выразительности, соединяя экономное использование материала с яркими цветовыми контрастами. В те же годы вместе с Л. С. Поповой и Родченко она работала художником на Первой ситценабивной фабрике в Москве.

С середины 1920-х Степанова, как и А. Родченко, работала в основном в области фотомонтажа, типографского дизайна, оформления плакатов. Она оформляла обложки многих журналов ("ЛЕФ", "Новый ЛЕФ", "Советское кино, "За рубежом", "Современная архитектура", и др). В 1930-х годах служила художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б), вместе с Родченко работала в издательстве "ИЗОГИЗ", оформляя книги и фотоальбомы ("Первая конная", "СССР на стройке", "Красная армия", "Советская авиация" и др.)

В 1932 году Степанова  и Родченко именно как художники-графики стали членами Московского Союза художников. В 1925 году у них родилась дочь Варвара, сын которой А.Н. Лаврентьев (1954 г.р.) стал искусствоведом и изучал наследие Родченко и Степановой. Во время Великой Отечественной войны Степанова жила в эвакуации в Перми. В послевоенные годы продолжала работать художником-оформителем. Она скончалась 20 мая 1958 года в Москве.

w.histrf.ru

Исследование картины Варвары Степановой "Музыканты"

Станковые произведения Варвары Степановой – большая редкость. Это объясняется тем, что период времени, который Варвара Федоровна посвятила занятиям станковой живописью, очень невелик и охватывает около трех лет – с 1919 по 1921 год, после чего художница переключилась на дизайнерскую деятельность. Смена художественного метода была вызвана эстетическими убеждениями, в соответствии с которыми перспектива развития нового искусства мыслилась художницей на путях подчинения традиционных видов искусства нуждам быстро развивающейся индустриальной среды.

Варвара Степанова – спутница жизни Александра Родченко. Она примкнула к авангардному направлению позже других: обращение художницы к экспериментальным формам живописи произошло уже после 1917 года. В 1918 году Степанова занимается графикой и поэтическими опытами, а в 1919 приступает к серии живописных полотен, рисунков и гравюр под названием «Фигуры». В это время ее интересуют возможности изображения предмета с учетом способов формообразования, достигнутых в творчестве «беспредметников».

Несмотря на то, что «Фигуры» Степановой собираются на станковой плоскости из простых геометрических форм – линий, прямоугольников, сфер – ее фигуративная живопись ни в коем случае не является варьированием кубистического метода, исходившего, по мнению художницы, из реальной постановки натуры. В произведениях Степановой предмет не «разбивался» на отдельные элементы, а «проектировался» в виде его опорной конструкции. Не прибегает она и к «компоновке» фигур в пространстве, скорее разрабатывает окружающую среду как живописную фактуру, собранную из ощутимо различных плоскостей, сознательно преодолевая принцип цветовой разбивки плоскости, присущий живописи супрематистов. К моменту обращения к станковому творчеству «состояние материала» в живописи интересовало художницу в гораздо большей степени, чем его изобразительная функция. Отличительной чертой метода Степановой, в равной степени основанного и на «анализе», и на «изобретательстве», являлась высокая степень импровизационности в исполнении картин при строгой обдуманности их формы, что заметно выделяло ее художественный почерк среди станковых работ коллег по цеху.

Поступившая на экспертизу картина «Музыканты» органично входит в контекст серии «Фигуры», развивая конструктивные идеи «постбеспредметной» живописи Степановой. На картине изображены исполнители джазовой музыки, один из которых играет на контрабасе, другой на трубе и третий на гитаре. Локальный источник света (прожектор?) помещен справа за спиной музыкантов, «выхватывая» группу из сгущающейся по сторонам «тьмы». Сюжет является устойчивым для творчества Степановой, он неоднократно варьировался в станковых произведениях художницы этих лет.

Картина подписана аббревиатурой «ВарСт», являющейся наиболее известным вариантом подписи Варвары Степановой. Подпись нанесена по сухому красочному слою тонкой кистью и имеет общий с живописью кракелюр старения. Подрамник картины – не авторский.

Технологическое исследование с применением рентгенографического анализа, исследования в инфракрасном  и ультрафиолетовом спектрах, рентгено-флюоресцентного анализа пигментов и изучения под микроскопом дало следующие результаты: авторский грунт, имеющий клее-меловой состав с примесью свинцовых белил, нанесен на грубый крупнозернистый конопляный холст тонким слоем.

В палитре картины обнаружены пигменты: цинковые белила, свинцовые белила, баритовые белила, красный кадмий, синий кобальт, стронциановая желтая, желтый кадмий, хромовая желтая. Связующее – масло.

Проведенные физико-химические исследования не обнаружили присутствия материалов, которые выявили бы несоответствие с предполагаемым временем исполнения работы.

В инфракрасном излучении виден широкий кистевой рисунок черной краской, который частично перекрыт последующими слоями живописи и заново восстановлен при завершающей обводке по контуру фигур. Этот прием характерен для станковых работ В.Степановой. Колорит картины имеет довольно значительные авторские переработки, отражающие непрерывный поиск художницы оптимальной цветовой гаммы. Почти по всей поверхности полотна под окончательным красочным слоем можно обнаружить напластования других цветов – краски смешиваются прямо на холсте, образуя в конечном итоге плотный живописный слой. При написании одной фигуры используется семь-восемь цветов.

Работа ведется разнообразными приемами, что хорошо видно на рентгенограмме картины. Это – длинный широкий мазок при написании фигур (круглое строится круговыми движениями кисти, квадратное – более короткими ритмичными ударами), энергичное торцевание кистью, штриховка. Фон выкладывается из ярких цветовых пятен: желтых, оранжевых, красных, коричневых, зеленых, синих. Завершается живопись нанесением по сухому красочному слою «сеточек», акцентирующих несущие композиционные узлы, и уже упоминавшейся обводкой по контуру фигур.

Разные приемы работы кистью применяются в зависимости от стремления автора добиться ощущения легкости или плотности, остроты или мягкости конструируемых геометрических форм. Богатство и разнообразие живописной манеры создает многообразную фактуру красочной поверхности, вызывает ощущение объемности всех элементов композиции.

Колорит картины, который художница, варьируя, «находит» прямо на холсте, балансирует не грани хаотичности. Колористическое напряжение возникает из сочетания разнообразных приемов мазка, использованных при построении фигур, с цветовой мозаикой фона. Равновесие между цветом, линией и конструкцией сохраняется благодаря мощи и уверенности линейно-пластического построения картины. Неподражаемая легкость и быстрота письма в сочетании с твердой рукой при построении композиции «Музыкантов» заставляют склоняться в пользу авторства В.Степановой.

Известно, что колорит и фактура красочной поверхности имели в творчестве Степановой сугубо самостоятельное значение, так как являлись основными средствами ее выразительности. Этой проблематике посвящено пространное письмо В.Степановой идеологу конструктивистов Алексею Гану, написанное художницей в начале 1922 года. По мнению Степановой, история мирового искусства движется «от манеры писания вначале к обработке плоскости, а в дальнейшем к обработке состояния материала». Художница систематизировала историю фактуры, выделив пять этапов ее становления: изобразительную фактуру (или манеру), живописную фактуру, обработку поверхности, механизированные фактуры и обработку состояния материала в конструктивизме. И хотя собственный метод организации фактуры художницей не уточнялся, несложно сделать вывод, что повышенное внимание к красочной поверхности живописи является наиболее важным идентификационным критерием в вопросах атрибуции творческого наследия Степановой.

К сожалению, пока нет опубликованных материалов, описывающих результаты технологических исследований других картин Варвары Степановой. Вследствие чего не мог состояться полноценный сравнительный анализ экспертируемой картины с эталонными произведениями художницы, хранящимися в музеях страны. Однако можно предварительно заметить, что одна из доступных работ В.Степановой, находящихся в Третьяковской галерее, имеет высокую степень колористического сходства с картиной «Музыканты», что хорошо видно и по одинаковой люминесценции лаковой пленки на снимках в ультрафиолетовом излучении.

Визуальное сравнение изучаемой картины с репродукциями произведений Степановой, опубликованными в издании «Александр Родченко. Варвара Степанова. Будущее – единственная наша цель… [Каталог выставки]. Мюнхен, 1991», обнаружило близость в разработке фактуры поверхности экспертируемой картины с произведением «Игроки в шашки» (1920). Комплекс примененных здесь живописных приемов включает виртуозное разнообразие мазка, большое количество цветов в палитре, плотную мозаичную тяжеловесность красочной поверхности.

В заключение хочу поблагодарить сотрудника лаборатории технико-технологических исследований Государственного Эрмитажа Л.П.Вязьменскую за помощь в проведении физико-химических исследований картины.                                        

 А.Н.КалининГосударственный музей истории религии, Санкт-Петербург

С.В.ХавринГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

art-lab.com.ua

Варвара Степанова - русская художница

СТЕПАНОВА, ВАРВАРА ФЕДОРОВНА (1894–1958), русская художница, выдающийся мастер русского авангарда первой половины 20 в.

Родилась в Ковно (ныне Каунас, Литва) 23 октября (5 ноября) 1894 в семье чиновника. С 1910 училась в Казанской художественной школе, где в 1914 познакомилась с А.М.Родченко, своим будущим мужем и соратником по искусству. Не окончив школы, уехала в Москву; в 1915–1917 работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К.Ф.Юона. Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией. Жила в Москве.

В 1917–1919 увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции из «заумных» строк (рукописные книги Ртны Хомле, Зигра ар, Глоболкым). В 1919 снабдила своими иллюстрациями книгу А.Е.Крученых Глы-Глы. С годами вошла в число наиболее активных художников-«общественников» авангардного толка. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1919–1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (Инхук; 1920–1923), преподавала в студии Изо Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (1920–1925) и во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1924–1925). Постоянно занималась – как художница и художественный редактор – масс-медийным дизайном: в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923–1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» и др. (1926–1932), «Советская женщина» (1945–1946). В 1933–1934 служила художественным редактором в Партиздате. В 1930–1950-х годах оформила – часто в сотрудничестве с Родченко – много агитационно-политических альбомов (Заветы Ленина женщинам всего мира, Итоги первой пятилетки, Первая Конная, Советская авиация, Совхозы, 25 лет Казахской ССР, Московский метрополитен и др.).

Вольная футуристическая «заумь» последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. Наиболее же причудливо-игровым, анархически-стихийным остался ранний творческий расцвет Степановой, воплотившийся и в визуальной поэзии, и в серии графико-живописных композиций Фигуры (1919–1920) – серии остро-ритмичной и как бы «танцующей», и в рукодельных, не рассчитанных на массовый тираж плакатах и коллажах тех лет. Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков (для Первой ситценабивной фабрики, 1924–1925), где незримо первенствует легкий и изящный образ артиста, как бы излучающего в геометричных узорах свою творческую энергию. В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.

В поздний период ее редакционная деятельность (в основном для издательства «Искусство») уже всецело доминировала над художественной.

Умерла Степанова в Москве 20 мая 1958.

biozvezd.ru

Варвара Степанова «Фигура»

Варвара Степанова «Фигура»

 

Картины художницы Варвары Степановой: 

Пред. стр.: Варвара Федоровна Степанова. Биография, картины, плакаты След. стр.: Художник Владимир Татлин. Биография. Картины

www.avangardism.ru

Варвара Федоровна Степанова - Женщины в истории

Фотопортрет А. Родченко В. Степановой , 1928 г.

23 октября (5 ноября) 1894 года родилась Варвара Федоровна Степанова, амазонка русского авангарда, живописец и  дизайнер, жена А. Родченко (1894 - 1958 гг.).  В 1910-1913 гг. В. Ф. Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим мужем А. Родченко. Не окончив школу, В.Ф. Степанова уехала в Москву. С 1915 по 1917 годы работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К. Ф. Юона. Начало ее самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией.  Степанова была самой молодой среди представителей русского авангарда, тем не менее она была очень заметна. В 1917 г. при участии Степановой и А. Родченко был создан профсоюз художников-живописцев (Левая федерация). В 1918 г. Степанова создала серию графических работ на основе беспредметных стихов для книг «Ртны хомле», «Зигра ар».  Поиск синтеза звука и цвета привел ее к – абстрактным стихотворениям, размашисто написанным разноцветным буквам. В иллюстрациях к книгам «Ртны хомле» и «Зигра ар» (1918-1919) она соединила отмеченную темпераментом графику пятен и линий с жесткой фонетикой «заумной» поэзии. В своей живописной и графической серии "ФИГУРЫ", основанной на геометрических элементах беспредметного искусства, исследовала основные положения, схемы и повороты фигуры человека в динамике.

Участвовала в выставках авангарда, а также в выставке художников-беспредметников "5x5=25" (1921, Москва), где заявила о переходе к «производственному» искусству. В 1922 году в духе конструктивизма оформила спектакль "Смерть Тарелкина" в театре Мейерхольда.

Она уделяла много внимания дизайну одежды - известна ее серия костюмов Спортодежда"" 

  В 1924-1925 гг. являлась профессором на текстильном отделении ВХУТЕМАСа. В 1924 году вместе с Л. Поповой разрабатывала рисунки тканей для Первой ситценабивной фабрики в Москве, разработала более 150 орнаментов, около двадцати из них было напечатано на ситце, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

С 1924 г. работала в полиграфии, занимаясь и фотомонтажом – оформляла обложки книг и журналов «Советское кино», «Радиослушатель», «Красное студенчество», «За рубежом», «Книга и революция». Вводила систему модульной и акцидентной верстки в полиграфии. В 1925 г. работала над рекламными плакатами, тексты к которым писал В. Маяковский.

Степанова участвовала в выставках Декоративных искусств и художественной промышленности (1925, Париж), «Бытовой советский текстиль» (1928, Москва), выставке объединения «Октябрь» (1930, Москва) и др.С 1935 в издательстве «Изогиз» она вместе с А. Родченко оформляла фотоальбомы, среди которых «10 лет Узбекистана», «Первая Конная», «Красная Армия», и более 10 тематических номеров журналов «СССР на стройке». В конце 30-х годов Степанова вернулась к живописи. В 1941-1943 гг. жила в эвакуации в городе Пермь, оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. В послевоенные годы работала над фотоальбомами «Москва», «Московский метрополитен», оформлением журнала «Советская женщина».использовались материалы  http://www.web-gallery-1.com                                                       http://www.ruthenia.ru

viromiro.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта