Театральная площадь москва Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина театральная площадь
Прогулка по Петербургу. Фотографии. Достопримечательности. Театральная площадь.
Зимой в Петербурге темнеет рано. Потому вся обстановка располагает к фотографированию вечернего города. Театральная площадь. Во второй половине XVIII века на этом месте располагались "карусели", как называли тогда амфитеатр для проведения конных игр. В 1784 году здесь был построен первый театр. Большой Каменный. Как свидетельствуют архивы, здание театра стали возводить в 1774 году по проекту Антонио Ринальди. Когда строительство уже шло, Ринальди упал со строительных лесов, серьёзно травмировался, и уже не смог осуществлять руководство работами. Екатерина Вторая приказала сделать новый проект группе архитекторов. В 1802 году здание подверглось переделке, проведённой архитектором Тома де Томоном. Театр увеличился в объёме и получил со стороны фасада восьмиколонный портик с фронтоном. В 1813 году, обследуя состояние строения после пожара, Тома де Томон упал с лесов и разбился насмерть. Так что трагедии здесь происходили не только на сцене. Большой театр считался одним из лучших в Европе. Именно сюда спешил вечерами Евгений Онегин, в Большом выступала императорская придворная труппа. В 1886 году здесь прошёл последний спектакль. После этого здание было перестроено под Консерваторию. Она в нём находится и сегодня.
Таким был Большой Каменный театр перед разборкой. Честно говоря, мне переделанное здание нравится больше.
С обоих сторон к зданию Консерватории примыкают небольшие скверы. По левую руку находится памятник Михаилу Ивановичу Глинке. Именно с его произведений, поставленных на этой сцене, началось русское оперное искусство. Улица, пересекающая Театральную площадь, носит имя великого композитора.
И Римскому-Корсакову, долгое время преподававшему здесь. Проспект Римского-Корсакова также практически примыкает к Театральной площади.
Военный институт железнодорожного транспорта занимает огромный комплекс зданий без особых украшений. До 1917 года в нём находилась Александровская военно-юридическая академия. Первый этаж уже давно сдан в аренду.
В этом доме жил известный режиссёр Всеволод Мейерхольд.
К Театральной площади примыкает улица Декабристов, бывшая Офицерская. На неё выходит бывший Чайный домик Юсуповского дворца (основное здание смотрит на Мойку, именно в нём убили Григория Распутина). Ныне в нём организован ресторан "Дворянское гнездо", который часто напоминает о своём существовании распространяемым вокруг запахом готовящихся блюд.
Если повернуть в первый же переулок, то покажется Львиный мостик. Построен он был в 1826 году полностью деревянным. В настоящее время, после серии ремонтов, деревянные балки заменены на стальные. Немного позже чуть уменьшенную копию Львиного моста сделали в Берлине.
В этом месте канал Грибоедова вьётся змейкой, почти вплотную прижимаясь к Театральной площади.
Ведутся работы по ремонту гранитной набережной. Здесь она была в аварийном состоянии.
Итальянское консульство выделяется своей расточительностью (чрезмерное освещённостью) среди других зданий. Распустились они при Берлускони...
Напротив Консерватории расположился Мариинский театр.
Здание его переделано из цирка-театра. Оно вступило в новую жизнь в 1860 году показом оперы Глинки "Жизнь за царя". Театр огромен. Его можно было бы разделить на три части. Центральную.
И два крыла.
К нему пристраивают вторую сцену. Находиться она будет на противоположной стороне Крюкова канала и соединяться с главной сценой переходом, находящимся на уровне второго этажа. Каков будет её внешний вид пока не ясно, т.к. проект начинал один архитектор, продолжал другой...
Для строительства второй сцены снесли ДК им. 1-й пятилетки. Здание было достаточно интересным. Правда, основной культурной загрузкой большого комплекса были, в последнее время, бильярдные залы.
Административное здание Мариинки. В 1820 году другой Глинка, Фёдор Николаевич, собирал здесь тайное общество, ставящее своей задачей установление в России республики. С тех пор процесс этот так и тянется... Теперь здесь можно неплохо отобедать в ресторане.
С другой стороны рядом с площадью протекает река Мойка.
Ближайшие станции метро "Сенная", "Садовая" и "Спасская" расположены на Сенной площади.
boris-mavlyutov.livejournal.com
Картинки театральная площадь москва, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения театральная площадь москва
Leonid_Andronov
3886 x 2576
Leonid_Andronov
5117 x 3252
ru.depositphotos.com
«Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов - то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе». В.А. Гиляровский, «Москва и москвичи» Одна из центральных площадей Москвы Театральная, имеет давнюю и очень насыщенную историю. До начала ее застройки здесь было сущее болото – оттого, что текла по площади – на месте нынешних ЦУМа и Малого театра, плавным изгибом пересекая площадь наискосок – река Неглинная, питая водой кремлевский ров. Но это не мешало торговцам в периоды, свободные от разливов, продавать по ее берегам цветы. Оттого и носила она долгие годы такое романтичное имя - Цветочная площадь. История Неглинки Однако москвичи не любили эту площадь: больно дурно пахло на ней, да и река Неглинка часто выходила из берегов, выплескивая на поверхность нечистоты, не раз служившие причиной эпидемий тифа. Журналист и исследователь Москвы Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй, пишет об этом так: «Кроме "законных" сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку». Деревянный мост, переброшенный через речку в 1488 году, во времена сильных дождей и разливов реки был единственно возможным путем для прохожих и экипажей. Но даже продолжавшийся через всю площадь, он не был достаточно удобным для перемещения. Мост назывался Петровским в честь проходившей недалеко улицы Петровки (следом за ними и площадь получит свое новое название – Петровская). Но в 1516 году в южной части площади выроют пруд, Неглинную преградят плотиной, и она больше не будет затоплять площадь. Пруд через подземный тоннель продолжит давать воду кремлевскому рву. А за ним с 1538 года пройдет крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые горожане станут приходить на пруд за водой.Однако, вряд ли в мосте отпадет необходимость – на картине А.Васнецова отчетливо видно, что мост, начинавшийся в районе Пушечного двора и простиравшийся через всю Петровскую площадь на 256 метров в 17 веке еще существует. Сор и нечистоты за плотиной будут продолжать копиться, а запах от них – все так же беспокоить прохожих. Но не городские власти, потому что под землю речку уберут только к концу 18 века, переведя ее в специально вырытый подземный канал. Да и тут история Неглинки еще не окончится. Канал станет выбрасывать сточные воды в Москву-реку, трубы подземной реки не будут чистить; безразличие властей к этому месту сделает его притоном для многих поколений преступников.Владимир Гиляровский однажды спустился в эти трубы в сопровождении «местных»: «Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем, рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня». Написанная им репортерская заметка о центральной подземной клоаке стимулирует приведение труб Неглинки в порядок. Но такие чистки будут требовать регулярного повторения. И река вновь окажется засорена, особенно у Малого театра. Лишь в 1926 году Моссовет очистит воды реки, и отведет ее от Малого театра. Застройка площади В своей удивительнейшей книге-ислледовании «Из истории московских улиц» Петр Васильевич Сытин рассказывает, что территория Театральной площади исторически относится к Белому городу. В 16-17 веках здесь жили главным образом бояре и дворяне, состоявшие на царской службе. Земля их называлась «белой» - значит освобожденной от земельных налогов.Уже в 14 веке Занеглименье – западная часть Белого города - была порядочно застроена выходцами из Ржева, Великого Устюга, Новгорода, Твери и Дмитрова. В 15 веке западная часть Белого города застраивается «загородными» дворами бояр и прочей знати, церквами и монастырями. Иностранцы, приезжавшие в Москву веком спустя, обращали внимание на большое количество церквей в городе.
Стояли церкви и на площади. Напротив входа в нынешний РАМТ - каменная церковь Спаса Преображения, что на Копье (просуществовала до 1817 года). А напротив современной Большой Дмитровки и торца здания РАМТа, примерно там, где сейчас улица Охотный ряд переходит в Театральный проезд, 1458-м появилась церковь Анастасии Узорешительницы с кладбищем. В 1723-м Петр Первый, решительно перестраивающий Москву, запретит своим указом хоронить покойников в центре города, но кладбище при этом храме еще долгое время оставалось. Храм будет снесен в 1793 году по плану регулирования Москвы и созданию площади Охотного ряда. Вообще, город стал походить на город, а площадь на площадь именно при Петре. В 16 веке Москва еще деревянная, ее улицы вымощены деревянными бревнами.В 17 веке главные улицы Белого города покрываются уже деревянными мостовыми с тротуарами из бревен и досок, через многочисленные реки и ручьи перебрасываются мостики. Никакого освещения в то время нет, прохожие ходят с ручными фонарями, а путь колымагам знати и богачей освещают едущие впереди и по бокам верховые слуги с фонарями. В 1700 и 1705 гг. Петр I издает указы о замощении улиц в пределах Бульварного кольца булыжниками. А с 1712 г. - о застройке Белого города каменными зданиями, примыкающими одно к другому. К концу 18-го века его самого уже не будет, но все его указы будут исполнены. Петр то запрещал, то наказывал строить в Белом городе каменные здания, покуда после его смерти, в 1728 году Верховный тайный совет не издал указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения «кто какое похочет», и где захочет. Однако в конце 18 века на главных улицах Белого города стояли в основном все же каменные дома в 2-3 этажа, а в некоторых местах - настоящие дворцы. Улицы уже были покрыты булыжной мостовой и тратуарами из щебня, с наступлением темноты на столбах через каждые 20 метров горели масляные фонари (керосиновые лампы появятся на улицах в 1865-м, газовые – в 1869-м, а вот в 1896-м уже и электрическое освещение). Новой застройке способствовал и большой московский пожар 1737 года, когда все деревянные дворы сгорели. К середине 18 века двор между Пушкинской улицей (ныне Б.Дмитровка) и площадью принадлежал князьям Черкасским. Восточнее – на самой площади были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади дворы князя Сибирского. На месте сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало». Напротив Б.Дмитровки на четной стороне нынешнего Охотного ряда в конце 18 века была школа подготовки архитекторских учеников князя Ухтомского.Рядом со школой к востоку стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной. Восточнее двора – деревянные бани с большим колодцем. Перед баней – блиння - маленькая лавка, продававшая блины. Вообще про бани надо сказать особо. В быту москвичи были чистоплотны, любили мыться и париться, и потому в Белом городе было много бань - и торговых, и во дворах. К югу от Петровского моста стояли две деревянные бани с журавцами, подающими воду из реки. А в1838-1842 гг на месте нынешнего «Метрополя» купец Челышев построил двухэтажный дом по фасаду похожий на Малый театр, внутри которого были все те же излюбленные москвичами бани! Но вот улицы убирались плохо. В 17 веке пришлось даже издавать указы, обязывающие убирать улицы перед своими дворами и вывозить мусор за город. Пожар 1812-го – новая история площади Пожар 1812 года внес свои коррективы в проект площади. После него началось большое строительство под руководством архитектора О.Бове. Было построено много жилых домов в классическом стиле, украшенных колоннами, лепниной, барельефами. Москва была в то время дворянской столицей и обслуживала большей частью дворян, оттого в Белом городе, помимо особняков и дворцов, располагались дворянские учреждения: и Университет, и Благородное дворянское собрание, и, Манеж, и, конечно же, театры – которые строились все в том же классическом стиле. Улицы кое-где покрылись асфальтом. В 1817-1821 годах на месте дворов, церкви Спаса на Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в современных очертаниях. На месте театра Медокса (купившего вместе с князем Урусовым дом Голицына и устроившего в нем Петровский общедоступный театр) в 1824-м архитектор Бове строит Большой театр, и в том же году - Малый театр, сдававшийся в аренду театральной дирекции и приобретенный ею в казну только в 1830-м. На площади по сторонам проезда в Охотный ряд стояли каменные дома. На северном углу – дом К.М.Полторацкого, построенный в 1821 году (ныне – здание РАМТа), на южном – Сенатской типографии (1818-1821 гг). В 1830-х гг их обязали сделать свои фасады подобными Малому театру. С 1829 года площадь носит уже название Театральной – по театрам, находящимся на ней.
|
ramtograf.ru