Аллегория веры (картина). Картина аллегория
Аллегория веры (картина) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Аллегория веры» (нидерл. Allegorie op het geloof) — картина голландского художника Яна Вермеера, написанная между 1670 и 1672 годами. Была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема (англ. Michael Friedsam) в Метрополитен-музей в 1931 году, где находится по настоящее время[1].
Как и многие другие художники своего времени, Ян Вермеер увлекся итальянским академизмом с характерной ему аллегорической живописью. Именно после этого влияния он принимается за написание парных картин — «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» (иногда встречающаяся под названием «Аллегория католической веры»). Однако, успех, который получила первая картина, «Аллегория веры» не смогла повторить. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти[2].
Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находится женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе. На стене находится картина, на котором изображена сцена распятия Иисуса с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости. Сверху его головы находится шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции. Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой. Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится. В позе и взгляде женщины художник пытался передать ее приподнятое состояние от религиозного экстаза. Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии[3].
- ↑ Benjamin Binstock. Vermeer's Family Secrets – Genius, Discovery, and the Unknown Apprentice. — Routledge, 2013. — С. 416. — 456 с. — ISBN 9781136087066.
- ↑ В. А. Совинин. Ян Вермеер. — Великие художники мира. — М: Рипол-классик, 2014. — С. 35. — ISBN 978-5-386-07827-0.
- ↑ В. Берницева. Ян Вермеер. — Великие художники Т. 68. — М: Директ-Медиа, 2010. — С. 47. — 49 с. — ISBN 9785747500723.
Профиль картины на сайте Метрополитен музея в Нью-Йорке
ru.wikiyy.com
Аллегория веры (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia
«Аллегория веры» (нидерл. Allegorie op het geloof) — картина голландского художника Яна Вермеера, написанная между 1670 и 1672 годами. Была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема (англ. Michael Friedsam) в Метрополитен-музей в 1931 году, где находится по настоящее время[1].
История создания
Как и многие другие художники своего времени, Ян Вермеер увлекся итальянским академизмом с характерной ему аллегорической живописью. Именно после этого влияния он принимается за написание парных картин — «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» (иногда встречающаяся под названием «Аллегория католической веры»). Однако, успех, который получила первая картина, «Аллегория веры» не смогла повторить. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти[2].
Сюжет картины
Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находится женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе. На стене находится картина, на котором изображена сцена распятия Иисуса с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости. Сверху его головы находится шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции. Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой. Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится. В позе и взгляде женщины художник пытался передать ее приподнятое состояние от религиозного экстаза. Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии[3].
Примечания
- ↑ Benjamin Binstock. Vermeer's Family Secrets – Genius, Discovery, and the Unknown Apprentice. — Routledge, 2013. — С. 416. — 456 с. — ISBN 9781136087066.
- ↑ В. А. Совинин. Ян Вермеер. — Великие художники мира. — М: Рипол-классик, 2014. — С. 35. — ISBN 978-5-386-07827-0.
- ↑ В. Берницева. Ян Вермеер. — Великие художники Т. 68. — М: Директ-Медиа, 2010. — С. 47. — 49 с. — ISBN 9785747500723.
Ссылки
Профиль картины на сайте Метрополитен музея в Нью-Йорке
Изображение художника в мастерской за работой было и остается довольно распространенным сюжетом. Зачастую так писались автопортреты. Но «Аллегория живописи» не просто портрет. Вермеер декларирует видение живописи как таковой. Искусно построенная композиция направляет взгляд в точном соответствии с замыслом автора. Центральная фигура – сам художник, далее, в порядке убывания значимости для искусства живописи – модель (Муза, вдохновение, как бы не назвать), затем – сюжет картины (карта, атрибуты «Славы» в руках девушки, маска и драпировка на столе), но действие происходит за занавесом, т.е. процесс творчества должен быть скрыт от зрителя, которому только позволено взглянуть, но не участвовать. Считается, что Вермеер изобразил себя, что вполне логично. Если это должна была быть абстрактная фигура, проще списать ее с себя, чем придавать ей черты кого-либо из коллег по цеху. Одетый в дублет с прорезями на спине и локтях и штаны-ренгравы, берет, который уже в те времена считался головным убором богемы (и крестьян), художник сидит пред мольбертом спиной к зрителю. Необычный наряд кажется излишне праздничным, но для современников Вермеера он имел еще и другой смысл. Подобная одежда вышла из моды еще до рождения художника, выглядело это приблизительно как если бы художник в 2000 году изобразил себя в послевоенном френче. Это подчеркивало «вневременность» живописца. Черно-белую гамму костюма и плиток пола нарушают лишь красно-оранжевые чулки – цвет дома штатгальтеров Оранских. Вермеер, возможно, писал картины так же сидя перед мольбертом, пользуясь муштабелем как опорой для руки с кистью. Пустой холст еще со времен Возрождения являлся символом художественной идеи, становящийся лишь в процессе работы художественным образом. Нанесены лишь контуры и художник начал прорисовывать лавровый венок на голове девушки. Видно, что это скорее будет портрет чем фигура в полный рост. Вермеер прибегает к своему любимому приему – как и в «Девушке с письмом у открытого окна», «Уроке музыки», девушка изображена дважды – в том числе как набросок на холсте. Сама модель символизирует музу истории Клио с атрибутами Славы – трубой и лавровым венком. Лицо ее можно увидеть на другой картине Вермеера – «Девушка с жемчужной сережкой». Даже белый воротник, оттеняющий кожу, тот же. И драпировка на столе перед Клио – все тот же тюрбан «Девушки и жемчужной сережкой». Карта на стене, как и одежда художника, относят зрителя к более раннему времени. Необычная для современного зрителя ориентация не север-юг, а запад-восток тем не менее позволяет узнать очертания Нидерландов. Карта составлена Висхером около 1636 года изображает не область семи Соединенных провинций, но все 17 старых провинций Нидерландов, существовавших до перемирия 1609 года. Справа и слева от карты – виды городов, надпись вверху «OCEANUS GERMANICUS» и «GERMANIA INFERIOR» - старое латинское название Нидерландов. Складка на карте находится как раз в месте деления Нидерландов на северную и южную части. Люстра с габсбургским орлом также отсылает зрителя к временам «Гентского умиротворения». На столе перед Клио лежит маска, которая может символизировать конкретное историческое лицо, в данном контексте – скорее всего Вильгема I Оранского, объединившего в 1576 году все нидерландские провинции. Его гробница, созданная Хендриком де Кейсером, находится в Новой церкви Дельфта. Она украшена мраморной статуей Славы с трубой и лавровым венком. Левую часть картины скрывает гобеленовый занавес, который придает картине некоторую таинственность, зрителю позволено только взглянуть на процесс создания картины из-за него, художник занят не хочет, чтобы его отрывали от работы. Темные складки занавеса, откинутого за спинку стула, контрастируют с ярко освещенным треугольником стены. Самая яркая точка картины является одновременно и центром схода перспективы. Вермеер, как и его современники, пользовался специфической техникой для построения перспективы. В центр схода (точку бесконечности) втыкалась булавка, от которой шел шнур, натертый углем. След, оставленный от шнура на холсте позволял построить перспективу любой сложности. Небольшое отверстие от булавки находится между рукой Клио с трубой и набалдашником штанги карты. Картина посвящена живописи как таковой, главной задачей которой – отображение истории. Неважно, история это государства или личная история художника. Любое полотно спустя годы становится историческим, даже пейзажи и натюрморты. Вермеер особенно гордился этой работой. Даже после его смерти Катарина пыталась спасти его от кредиторов. В 1676 году она передала права на картину своей матери, Марии Тинс, в уплату за долги. В начале 20 века оно оказалось в музее в Вене. В 1942 году картина попала в личное собрание Гитлера. За несколько недель до окончания войны «Аллегория живописи» вместе с другими шедеврами была спрятана в соляных пещерах Зальцбурга, которые было приказано взорвать. Но местный гауляйтер, к счастью, не выполнил приказ. Картина вернулась в Вену. |
irinaepifan.narod.ru