Аллегория живописи (картина Вермера). Аллегория картина


Аллегория веры (картина) Википедия

«Аллегория веры» (нидерл. Allegorie op het geloof) — картина голландского художника Яна Вермеера, написанная между 1670 и 1672 годами. Была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема (англ. Michael Friedsam) в Метрополитен-музей в 1931 году, где находится по настоящее время[1].

История создания

Как и многие другие художники своего времени, Ян Вермеер увлекся итальянским академизмом с характерной ему аллегорической живописью. Именно после этого влияния он принимается за написание парных картин — «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» (иногда встречающаяся под названием «Аллегория католической веры»). Однако, успех, который получила первая картина, «Аллегория веры» не смогла повторить. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти[2].

Сюжет картины

Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находится женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе. На стене находится картина, на котором изображена сцена распятия Иисуса с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости. Сверху его головы находится шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции. Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой. Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится. В позе и взгляде женщины художник пытался передать ее приподнятое состояние от религиозного экстаза. Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии[3].

Примечания

  1. ↑ Benjamin Binstock. Vermeer's Family Secrets – Genius, Discovery, and the Unknown Apprentice. — Routledge, 2013. — С. 416. — 456 с. — ISBN 9781136087066.
  2. ↑ В. А. Совинин. Ян Вермеер. — Великие художники мира. — М: Рипол-классик, 2014. — С. 35. — ISBN 978-5-386-07827-0.
  3. ↑ В. Берницева. Ян Вермеер. — Великие художники Т. 68. — М: Директ-Медиа, 2010. — С. 47. — 49 с. — ISBN 9785747500723.

Ссылки

Профиль картины на сайте Метрополитен музея в Нью-Йорке

wikiredia.ru

Аллегория веры (картина) Википедия

«Аллегория веры» (нидерл. Allegorie op het geloof) — картина голландского художника Яна Вермеера, написанная между 1670 и 1672 годами. Была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема (англ. Michael Friedsam) в Метрополитен-музей в 1931 году, где находится по настоящее время[1].

История создания[ | код]

Как и многие другие художники своего времени, Ян Вермеер увлекся итальянским академизмом с характерной ему аллегорической живописью. Именно после этого влияния он принимается за написание парных картин — «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» (иногда встречающаяся под названием «Аллегория католической веры»). Однако, успех, который получила первая картина, «Аллегория веры» не смогла повторить. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти[2].

Сюжет картины[ | код]

Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находится женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе. На стене находится картина, на котором изображена сцена распятия Иисуса с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости. Сверху его головы находится шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции. Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой. Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится. В позе и взгляде женщины художник пытался передать ее приподнятое состояние от религиозного экстаза. Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии[3].

Примечания[ | код]

  1. ↑ Benjamin Binstock. Vermeer's Family Secrets – Genius, Discovery, and the Unknown Apprentice. — Routledge, 2013. — С. 416. — 456 с. — ISBN 9781136087066.
  2. ↑ В. А. Совинин. Ян Вермеер. — Великие художники мира. — М: Рипол-классик, 2014. — С. 35. — ISBN 978-5-386-07827-0.
  3. ↑ В. Берницева. Ян Вермеер. — Великие художники Т. 68. — М: Директ-Медиа, 2010. — С. 47. — 49 с. — ISBN 9785747500723.

Ссылки[ | код]

Профиль картины на сайте Метрополитен музея в Нью-Йорке

ru-wiki.ru

Аллегория живописи (картина Вермера) Википедия

«Мастерская художника» (также известна как «Аллегория живописи», «Художник и модель», «Искусство живописи») — картина голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского, которая экспонируется в Музее истории искусств в Вене. Вермер написал эту картину в последнее десятилетие своей жизни. По стилистическим соображениям её следует считать одной из последних его работ.

Интерпретация

Вермееровские «Аллегория Живописи» и «Аллегория Веры» — парные картины, отражающие распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями. В работах такого рода важную роль играет смысловой подтекст.

Название, данное картине самим художником, неизвестно, но есть основания полагать, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. В «Аллегории живописи» присутствует обычный для произведений Вермера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника. Так, занавес на переднем плане, отдёрнутый на манер театрального, как бы говорит о постановочности, условности сцены, а маска, лежащая на столе, добавляет театральности. Сам художник одет в модный костюм, точно такой же, как на персонаже картины «Сводница», что позволило высказать предположение о том, что на обеих картинах Вермеер изобразил себя. Модель же представляет собой аллегорический образ музы Клио, с иконографическими атрибутами, предложенными для создания аллегорических изображений Чезаре Рипой — с лавровым венком на голове, символом победы, с трубой, символом славы и томом Фукидида в руках. Таким образом, автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Такая точка зрения соответствует принятым в те времена представлениям о том, что историческая живопись является высшей ступенью живописного искусства.

Вермеер был католиком, живущим в протестантской стране. Не исключено, что полотно заключало в себе возможность религиозного прочтения. На такую мысль наводит карта Семнадцати провинций, выпущенная в 1636 году Пискатором, с многочисленными складками и трещинами, разделяющими страну, и двуглавый имперский орёл — эмблема католической династии Габсбургов, венчающий люстру. Отсутствие свечей на люстре символизирует погасший свет католицизма.

Единственное, что изображенный на картине художник нанёс на холст — это лавровый венок, по-видимому, Вермеер хотел показать, что добился победы.

Техника

Рентгенограмма картины показывает, что она в отличие от других произведений совсем не переделывалась и что сначала художник наносил краски на второстепенные детали, то есть Вермеер заранее очень тщательно продумал всю картину.

Передний и задний планы картины слегка расплывчаты, а центр — резкий. Такой эффект наблюдается, если объектив фотоаппарата наведен на средний план. Это доказывает, что Вермеер использовал камеру-обскуру.

На поверхности холста у правой руки девушки имеется отверстие, если в него вставить булавку с ниткой, то нитка будет проходить точно по рядам плиток пола и даже по стороне стола. Таким образом Вермеер добился совершенной перспективы (подобные отверстия есть на 17 его картинах). В частности, такой центр указывает и на самое важное в картине, в данном случае, на девушку (возможно, жену Вермеера, ей тогда было 35 лет).

История

«Аллегория Живописи», видимо, высоко ценилась Вермером, поскольку он не расставался с нею до самой смерти, несмотря на отягощавшее его бремя долгов. Во избежание продажи полотна кредиторам его вдова отказала картину матери, что вызвало протест со стороны вермеровского душеприказчика, Антони ван Левенгука.

Дальнейшая история картины остаётся неизвестной до 1813 года, когда её приобрёл в Вене за 50 флоринов богемский граф Чернин. До 1860 года картина аттрибутировалась Питеру де Хоху — в то время куда более известному художнику, чем Вермер. Чтобы выдать полотно за работу высоко ценившегося де Хоха, на него даже был нанесен соответствующий автограф.

В XX веке семейство Черниных выставило картину вместе с работами Тициана и Дюрера в своём венском дворце. С предложением о приобретении шедевра к владельцу обращался американский миллионер Эндрю Меллон, однако даже усилий шурина графа, Курта Шушнига, было недостаточно, чтобы получить разрешение на вывоз национального достояния из Австрии.

После Аншлюса на «Аллегорию живописи» позарился известный ценитель живописи, Геринг, однако граф Чернин предпочёл продать её за меньшую сумму (1,65 млн марок) самому Гитлеру. 11 октября 1940 г. директор Музея истории искусств лично вручил полотно фюреру, а Чернин направил ему благодарственное письмо.

После войны эта сделка была сочтена добровольной и, когда полотно было найдено в 1945 году спрятанным в соляной шахте близ Мюнхена, американское командование передало его австрийскому правительству. Граф Чернин продолжал считать картину своей собственностью и уже после её передачи в Музей истории искусств пытался продать права на шедевр Вермера одному из музеев Америки.

Примечания

Литература

  • Артур К. Уилок. Ян Вермер. — СПб.: ICAR. — ISBN 5-8592-073-2.

Ссылки

wikiredia.ru

Аллегория живописи (картина Вермеера) Википедия

«Мастерская художника» (также известна как «Аллегория живописи», «Художник и модель», «Искусство живописи») — картина голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского, которая экспонируется в Музее истории искусств в Вене. Вермер написал эту картину в последнее десятилетие своей жизни. По стилистическим соображениям её следует считать одной из последних его работ.

Интерпретация

Вермееровские «Аллегория Живописи» и «Аллегория Веры» — парные картины, отражающие распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями. В работах такого рода важную роль играет смысловой подтекст.

Название, данное картине самим художником, неизвестно, но есть основания полагать, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. В «Аллегории живописи» присутствует обычный для произведений Вермера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника. Так, занавес на переднем плане, отдёрнутый на манер театрального, как бы говорит о постановочности, условности сцены, а маска, лежащая на столе, добавляет театральности. Сам художник одет в модный костюм, точно такой же, как на персонаже картины «Сводница», что позволило высказать предположение о том, что на обеих картинах Вермеер изобразил себя. Модель же представляет собой аллегорический образ музы Клио, с иконографическими атрибутами, предложенными для создания аллегорических изображений Чезаре Рипой — с лавровым венком на голове, символом победы, с трубой, символом славы и томом Фукидида в руках. Таким образом, автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Такая точка зрения соответствует принятым в те времена представлениям о том, что историческая живопись является высшей ступенью живописного искусства.

Вермеер был католиком, живущим в протестантской стране. Не исключено, что полотно заключало в себе возможность религиозного прочтения. На такую мысль наводит карта Семнадцати провинций, выпущенная в 1636 году Пискатором, с многочисленными складками и трещинами, разделяющими страну, и двуглавый имперский орёл — эмблема католической династии Габсбургов, венчающий люстру. Отсутствие свечей на люстре символизирует погасший свет католицизма.

Единственное, что изображенный на картине художник нанёс на холст — это лавровый венок, по-видимому, Вермеер хотел показать, что добился победы.

Техника

Рентгенограмма картины показывает, что она в отличие от других произведений совсем не переделывалась и что сначала художник наносил краски на второстепенные детали, то есть Вермеер заранее очень тщательно продумал всю картину.

Передний и задний планы картины слегка расплывчаты, а центр — резкий. Такой эффект наблюдается, если объектив фотоаппарата наведен на средний план. Это доказывает, что Вермеер использовал камеру-обскуру.

На поверхности холста у правой руки девушки имеется отверстие, если в него вставить булавку с ниткой, то нитка будет проходить точно по рядам плиток пола и даже по стороне стола. Таким образом Вермеер добился совершенной перспективы (подобные отверстия есть на 17 его картинах). В частности, такой центр указывает и на самое важное в картине, в данном случае, на девушку (возможно, жену Вермеера, ей тогда было 35 лет).

История

«Аллегория Живописи», видимо, высоко ценилась Вермером, поскольку он не расставался с нею до самой смерти, несмотря на отягощавшее его бремя долгов. Во избежание продажи полотна кредиторам его вдова отказала картину матери, что вызвало протест со стороны вермеровского душеприказчика, Антони ван Левенгука.

Дальнейшая история картины остаётся неизвестной до 1813 года, когда её приобрёл в Вене за 50 флоринов богемский граф Чернин. До 1860 года картина аттрибутировалась Питеру де Хоху — в то время куда более известному художнику, чем Вермер. Чтобы выдать полотно за работу высоко ценившегося де Хоха, на него даже был нанесен соответствующий автограф.

В XX веке семейство Черниных выставило картину вместе с работами Тициана и Дюрера в своём венском дворце. С предложением о приобретении шедевра к владельцу обращался американский миллионер Эндрю Меллон, однако даже усилий шурина графа, Курта Шушнига, было недостаточно, чтобы получить разрешение на вывоз национального достояния из Австрии.

После Аншлюса на «Аллегорию живописи» позарился известный ценитель живописи, Геринг, однако граф Чернин предпочёл продать её за меньшую сумму (1,65 млн марок) самому Гитлеру. 11 октября 1940 г. директор Музея истории искусств лично вручил полотно фюреру, а Чернин направил ему благодарственное письмо.

После войны эта сделка была сочтена добровольной и, когда полотно было найдено в 1945 году спрятанным в соляной шахте близ Мюнхена, американское командование передало его австрийскому правительству. Граф Чернин продолжал считать картину своей собственностью и уже после её передачи в Музей истории искусств пытался продать права на шедевр Вермера одному из музеев Америки.

Примечания

Литература

  • Артур К. Уилок. Ян Вермер. — СПб.: ICAR. — ISBN 5-8592-073-2.

Ссылки

wikiredia.ru

Аллегория веры (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1670 года

Аллегория веры (нидерл. Allegorie op het geloof) — картина голландского художника Яна Вермеера, выполнена в период между 1670 и 1672 годом. Была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема (англ. Michael Friedsam) в Метрополитен музей Нью-Йорка в 1931 году где находится и в настоящее время[1].

История создания

Как и многие другие художники своего времени, Ян Вермеер увлекся итальянским академизмом с характерной ему аллегорической живописью. Именно после этого влияния он принимается за написание парных картин — «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» (иногда встречающаяся под названием «Аллегория католической веры»). Однако, успех, который получила первая картина, «Аллегория веры» не смогла повторить. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти[2].

Сюжет картины

Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находиться женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе. На стене находится картина, на котором изображена сцена распятия Иисуса с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости. Сверху его головы находиться шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции. Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой. Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится. В позе и взгляде женщины художник пытался передать ее приподнятое состояние от религиозного экстаза. Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии[3].

Напишите отзыв о статье "Аллегория веры (картина)"

Примечания

  1. ↑ Benjamin Binstock. Vermeer's Family Secrets – Genius, Discovery, and the Unknown Apprentice. — Routledge, 2013. — С. 416. — 456 с. — ISBN 9781136087066.
  2. ↑ В. А. Совинин. Ян Вермеер. — Великие художники мира. — М: Рипол-классик, 2014. — С. 35. — ISBN 978-5-386-07827-0.
  3. ↑ В. Берницева. Ян Вермеер. — Великие художники Т. 68. — М: Директ-Медиа, 2010. — С. 47. — 49 с. — ISBN 9785747500723.

Ссылки

[www.metmuseum.org/art/collection/search/437877 Профиль картины на сайте Метрополитен музея в Нью-Йорке]

Отрывок, характеризующий Аллегория веры (картина)

«A ces pleurs, que je sens couler». [Ядовитая пища слишком чувствительной души, Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно, Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить, Приди, утиши муки моего мрачного уединения И присоедини тайную сладость К этим слезам, которых я чувствую течение.] Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого. Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли. – Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери. – Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают! Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.

wiki-org.ru

Аллегория живописи (картина Вермеера) - Википедия

«Мастерская художника» (также известна как «Аллегория живописи», «Художник и модель», «Искусство живописи») — картина голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского, которая экспонируется в Музее истории искусств в Вене. Вермер написал эту картину в последнее десятилетие своей жизни. По стилистическим соображениям её следует считать одной из последних его работ.

Интерпретация[ | ]

Вермееровские «Аллегория Живописи» и «Аллегория Веры» — парные картины, отражающие распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями. В работах такого рода важную роль играет смысловой .

Название, данное картине самим художником, неизвестно, но есть основания полагать, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. В «Аллегории живописи» присутствует обычный для произведений Вермера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника. Так, занавес на переднем плане, отдёрнутый на манер театрального, как бы говорит о постановочности, условности сцены, а маска, лежащая на столе, добавляет театральности. Сам художник одет в модный костюм, точно такой же, как на персонаже картины «Сводница», что позволило высказать предположение о том, что на обеих картинах Вермеер изобразил себя. Модель же представляет собой аллегорический образ музы Клио, с иконографическими атрибутами, предложенными для создания аллегорических изображений Чезаре Рипой — с лавровым венком на голове, символом победы, с трубой, символом славы и томом Фукидида в руках. Таким образом, автор даёт понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Такая точка зрения соответствует принятым в те времена представлениям о том, что историческая живопись является высшей ступенью живописного искусства.

Вермеер был католиком, живущим в протестантской стране. Не исключено, что полотно заключало в себе возможность религиозного прочтения. На такую мысль наводит карта Семнадцати провинций, выпущенная в 1636 году Пискатором, с многочисленными складками и трещинами, разделяющими страну, и двуглавый имперский орёл — эмблема католической династии Габсбургов, венчающий люстру. Отсутствие свечей на люстре символизирует погасший свет католицизма.

Единственное, что изображенный на картине художник нанёс на холст — это лавровый венок, по-видимому, Вермеер хотел показать, что добился победы.

Техника[ | ]

Рентгенограмма картины показывает, что она в отличие от других произведений совсем не переделывалась и что сначала художник наносил краски на второстепенные детали, то есть Вермеер заранее очень тщательно продумал всю картину.

Передний и задний планы картины слегка расплывчаты, а центр — резкий. Такой эффект наблюдается, если объектив фотоаппарата наведен на средний план. Это доказывает, что Вермеер использовал камеру-обскуру.

На поверхности холста у правой руки девушки имеется отверстие, если в него вставить булавку с ниткой, то нитка будет проходить точно по рядам плиток пола и даже по стороне стола. Таким образом Вермеер добился совершенной перспективы (подобные отверстия есть на 17 его картинах). В частности, такой центр указывает и на самое важное в картине, в данном случае, на девушку (возможно, жену Вермеера, ей тогда было 35 лет).

История[ | ]

«Аллегория Живописи», видимо, высоко ценилась Вермером, поскольку он не расставался с нею до самой смерти, несмотря на отягощавшее его бремя долгов. Во избежание продажи полотна кредиторам его вдова отказала картину матери, что вызвало протест со стороны вермеровского душеприказчика, Антони ван Левенгука.

Дальнейшая история картины остаётся неизвестной до 1813 года, когда её приобрёл в Вене за 50 флоринов богемский граф . До 1860 года картина аттрибутировалась Питеру де Хоху — в то время куда более известному художнику, чем Вермер. Чтобы выдать полотно за работу высоко ценившегося де Хоха, на него даже был нанесен соответствующий автограф.

В XX веке семейство Черниных выставило картину вместе с работами Тициана и Дюрера в своём венском дворце. С предложением о приобретении шедевра к владельцу обращался американский миллионер Эндрю Меллон, однако даже усилий шурина графа, Курта Шушнига, было недостаточно, чтобы получить разрешение на вывоз национального достояния из Австрии.

После Аншлюса на «Аллегорию живописи» позарился известный ценитель живописи, Геринг, однако граф Чернин предпочёл продать её за меньшую сумму (1,65 млн марок) самому Гитлеру. 11 октября 1940 г. директор Музея истории искусств лично вручил полотно фюреру, а Чернин направил ему благодарственное письмо.

После войны эта сделка была сочтена добровольной и, когда полотно было найдено в 1945 году спрятанным в соляной шахте близ Мюнхена, американское командование передало его австрийскому правительству. Граф Чернин продолжал считать картину своей собственностью и уже после её передачи в Музей истории искусств пытался продать права на шедевр Вермера одному из музеев Америки.

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Артур К. Уилок. Ян Вермер. — СПб.: ICAR. — ISBN 5-8592-073-2.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

Аллегория веры

Аллегория веры 

Вермеер "Аллегория веры" 1671-1674, холст, масло, 114 х 89 см, Метрополитен Нью-Йорк

Эта картина Вермеера не популярна у ценителей его творчества, хотя для внимательного наблюдателя она таит немало сюрпризов. После ранних работ «Христос в доме Марии и Марфы» и «Святая Праксида», «Аллегория веры» – единственное полотно, имеющее религиозный сюжет. Исследователи считают, что картина является подтверждением факта, что Вермеер был католиком. Немало чернил пролито на бумагу в спорах по поводу обращения художника в католицизм, но это – тема отдельного обсуждения. «Аллегория веры» - картина одновременно религиозная и жанровая. Изображен интерьер комнаты, точнее – так называемой «тайной» католической церкви в жилом доме. После того, как когда Вильям Молчаливый провозгласил свободу вероисповедания в Нидерландах, католики и протестанты по-настоящему мирно прожили всего несколько месяцев в 1572-73 годах. Восстание против испанцев повлекло за собой борьбу против «папистского идолопоклонства». Католики становились людьми второго сорта, не могли участвовать в управлении городом, хотя открыто их никто не преследовал. В Дельфте почти треть населения была католической. Другие две трети делились приблизительно поровну – протестанты - кальвинисты и люди, не причислявшие себя к какой-либо конфессии. К последним, скорее всего, и принадлежали родители Вермеера. Толерантность имеет свои пределы, но все же в Нидерландах положение католиков была намного лучше, чем религиозных меньшинств в других странах Европы. Открыто служить мессу они не могли, поэтому и организовывали так называемые «тайные» церкви в частных домах. В 1650 году в Дельфте существовало 3 таких «тайных» церкви. Католическое меньшинство, обычно хорошо обеспеченное, селилось компактно. Вермеер жил в одном из таких «папистских анклавов», состоявшем только из 15 домов. Рядом находилась одна из «тайных» церквей, а с 1612 года - и здание ордена иезуитов. На картине за приоткрытым занавесом изображен интерьер «тайной» католической церкви. Гобеленовый занавес важен не только как элемент композиции. Своей яркостью и многоцветием он уравновешивает левую, более темную, сторону картины. Поскольку церковь была «тайная», скрытая, гобелен - это ширма, за которой разворачивается действие. Этот же гобелен изображен на другой картине Вермеера – «Аллегория живописи». Примечательно, что обе картины – аллегории, изображающее некое таинство. Пожалуй, ни один гобелен у Вермеера не выписан так тщательно. В верхней части изображен человек в синем камзоле и красной шапке, ведущий под уздцы лошадь (или верблюда, что более соответствует Ветхому Завету), по краю гобелена – узор из лилий и фруктов (предполагается, что это апельсины). Большое количество оранжевых элементов исследователи объясняют приверженностью голландцев к оранжевому, цвету династии принцев Оранских а лилия и апельсин украшали герб семьи Шалон, главного штатгальтера графства Бургундии. Множество светлых точек, рассыпанных по ткани, отображают грубую структуру полотна. Этот прием позволяет предположить, что Вермеер пользовался камерой - обскурой. Производством таких тканей прославился фламандский город Оуденаарде. Все гобелены ткались вручную, на горизонтальном станке, в отличии от французского вертикального ткацкого станка. Несколько ткачей в ходе работы видели только свою часть полотна. Только когда работа была закончена, можно было оценить результат. За день можно было изготовить не более 20 см. В начале использовалось ограниченное количество цветов – в основном оттенки зеленого, отсюда и название таких гобеленов – вердюры (от фр. verdures – зелень). У края гобелена стоит стул с синей подушкой. Такие подушки для преклонения колен можно увидеть в католической церкви. Синий цвет ее уравновешивает синие объемы драпировки стола в правой части картины. Освещенная спинка стула не гармонирует с общим освещением картины. Возможно, Вермееру нужен был какой-нибудь объект, закрывающий большое количество черных и белых мраморных плиток на полу. Центральное положение занимает фигура сидящей женщины. Ее театральная поза, взгляд больших устремленных вверх, навыкате, глаз, рука, прижатая к груди – все это вызывает непонимание у современных ценителей живописи. Современники Вермеера относились к картине иначе. На аукционе 1699 года она охарактеризована как «сидящая женщина с различными значениями, изображающими Новый Завет, написана пламенно и сильно Вермеером Дельфтским», и была оценена в 400 гульденов. В фигуре женщины видели олицетворение абстрактного понятия, а не конкретное изображение человека, к чему привык современный зритель. Некоторые исследователи считают, что Вермеер изобразил кающуюся Марию Магдалену. На картине Яна ван Бийлерта «Обращение Марии Магдалены от мира к Христу» 1630 г., Мария изображена в такой же позе. На женщине в «Аллегории веры» белое платье с синим лифом, отделанным золотом, брошь (та же самая, что и в «Женщине, пишущей письмо и служанке») и жемчужное ожерелье. Жемчуг - символ целомудрия, белый цвет юбки и рукавов – непорочность и чистоты. Синий – цвет непостижимости тайны и глубины откровения, золотой – сияния Божественной славы. На ногах у женщины «античные» сандалии, напоминающие современные «флип-флопы» или вьетнамки. Одной ногой она опирается на глобус, в полном соответствии с «Иконологией» Чезаре Рипы, которая гласит: «Вера изображается в виде сидящей женщины, которая весьма благоговейно держит чашу в правой руке, а левой опирается на книгу, лежащую на незыблемом краеугольном камне, означающем Христа. У ног ее мир. Она одета в небесно-голубое с темно-красной накидкой платье. Позади камня лежит пораженная змея и поверженная смерть со своими стрелами. Поблизости лежит яблоко, причина греха. Позади нее на гвозде висит терновый венец(.).." Перевод «Иконологии» на голландский вышел в 1644 году, Вермеер, без сомнения, знал эту книгу, и несколько раз использовал эмблемы Рипы в своих картинах. Нога женщины расположена на Азии, к зрителю повернут Индийский океан с картушем принца Мориса Оранского-Нассау (1567-1625), штатгальтера Голландии.. Интересно, что надпись на глобусе прописана очень тщательно, а текст книги, лежащей на столе, обозначен двумя серыми широкими полосами и отдельными точками. Глобус изготовлен в мастерской Йодокуса Хондиуса в 1618 году. Тот же глобус изображен на картине «Географ». Правая рука женщины прижата к сердцу – жест, означающий, что истинная вера живет в сердце. Левой рукой она облокотилась на импровизированный алтарь – стол, покрытый синей тканью. На алтаре лежит большая открытая книга с золотыми застежками – Библия или служебник, книга, описывающая полный обряд мессы. Католическая церковь не могла обойтись без распятия. И распятие черного дерева с золотой фигурой Христа ярко выделяется на фоне желто-оранжевой ширмы в правой части картины. Возможно, что это – то самое распятие черного дерева, которое упомянуто в посмертной описи имущества художника. Напоминанием о мучениях Христа между распятием и книгой лежит терновый венец. Как и текст в книге, он прописан весьма условно. Вермеер незадолго до этого настолько подробно изобразил текст в книге на картине «Астроном», что исследователи смогли определить, какая это книга и найти ту самую страницу, на которой она открыта. Здесь художник явно пошел по пути упрощения и абстракции. Кроме книги, распятия и тернового венца на столе стоит чаша для причастия. При детальном рассмотрении видно, как художник с помощью мелких точек передает рельеф чаши. Под книгой со стола свисает епитрахиль (надеваемая на шею длинная широкая лента, украшенная золотым шитьем, символ благодати), свободный конец которой украшен золочеными бусинами (видны при сильном увеличении). Все эти предметы изображены на контрастном фоне – белые листы книги на синей ткани, золотая чаша – на фоне черной рамы картины, висящей на задней стене, распятие на фоне золоченой ширмы. Кожа с золочением как дорогое стенное покрытие использовалось в домах обеспеченных бюргеров, и позволяло уменьшить сырость оштукатуренных стен. Подобные панели можно увидеть в картинах других художников (Хендрик ван дер Бурх, «Веселая компания за столом» ). Такая богатая отделка плохо вязалась с традиционной аскетичностью голландских интерьеров. В описи имущества Вермеера, сделанной после его смерти, значилось 7 метров такой отделки. Стена, покрытая тесненной с золочением кожей, присутствует и на заднем плане в картине «Любовное письмо». Импровизированный алтарь стоит на возвышении, как и положено в церкви. Подиум покрыт ковром (или гобеленом). Ковры в XVII веке стоили довольно дорого, поэтому на полу их можно было увидеть только в исключительных ситуациях, например, в церкви. Обычно ковром украшали стол или стену. Картина на заднем плане - упрощенная версия «Распятия» Якоба Йорданеса, находящаяся в настоящее время в Антверпене. В отличие от оригинала, Вермеер не изобразил Марию Магдалену у ног Христа и человека на приставной лестнице. В описи имущества тещи художника, Мария Тинс от 1676 года значилась «большая картина с изображением распятия». Возможно, изображена именно эта работа. Два распятия – одна на картине на заднем плане и втрое на столе наводит на мысль, что картина могла быть была заказана орденом иезуитов, для которых факт распятия Христа был центральным событием Священного писания. С потолка на синей ленте свисает большой стеклянный шар. Согласно «Иконографии» иезуита Виллема Хенсия стеклянная сфера – символ человеческого разума. Подобно тому, как небольшая сфера может отразить весь мир, так и разум человека, как бы мал он не был, может познать вселенную. (То, что современному зрителю стеклянный шар напоминает мыльный пузырь – интересная, но не единственное трактовка). Если присмотреться, то в стеклянном шаре можно увидеть отражение окон и световых бликов на полу мастерской художника. Женщина изображена меж двух сфер – глобуса, как сферы земной и стеклянной, как сферы небесной. На пол брошено надкусанное яблоко, символизирующее грех. Женщина находится не одна в комнате. Вермеер до этого только один раз написал животное – собаку в «Диане», в этот раз он изобразил змею как символ зла вообще и ереси в частности. Змея придавлена большим камнем, который напоминает о словах Христа, сказанных апостолу Петру: «Ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою». Налицо победа добра над злом, истинной веры над искушением. Кровь, вытекающая из пасти змеи – единственное красное пятно в картине – ярко выделяется на фоне голубых прожилок мрамора на полу. Большое количество католических символов, в том числе иезуитских, позволяет предположить, что картину заказывали для обеспеченного католического дома или для ордена иезуитов. Если сравнить «Аллегорию веры» и «Аллегорию живописи», видно, что изображен один и тот же интерьер. Черно-белые плитки пола, потолочные балки, гобелен, закрывающий левую сторону картины, стул у нижнего края занавеса. Похоже, что заказчик картины, под впечатлением «Аллегорией живописи», просил Вермеера написать похожую картину. Темой картины должна была стать интерпретация Веры Чезаре Рипы. К сожалению, ничего не известно о первом владельце картины. Благодаря исследованиям Джона Монтиаса можно предположить, что им был Мхаэль ван дер Дассен (1600-1681), богатый католик, который жил в той же части города, что и Вермеер. Он финансово поддерживал женский католический монастырь в Дельфте, где жили три его сестры. Сохранилась картина, изображающая семью Дассен, на заднем плане которой – стена с живописными полотнами. Сын Дассена, Отто, стал священником. Он был на 3 года старше Вермеера и мог консультировать художника при создании «Аллегории веры». Как бы то ни было, к 1699 году картина появляется на аукционе в Амстердаме. Продается она за 400 гульденов после смерти владельца, банкира и протестанта Германа Стоффелц ван Сволла. Покупатель неизвестен. Второй раз картина появляется на торгах уже в 1718 году, тоже в Амстердаме. Цена картины стремительно падает. Если в 1718 году ее купили за 500 гульденов, то в 1735 продают всего за 53. В начале XIX века картина находилась в собрании австрийского коллекционера, она изображена на картине Фердинанда Валдмюллера «Портрет картографа с женой» 1824г. Затем картина переезжает в Москву, и до 1899 года находится в коллекции Дмитрия Щукина, правда, как работа Эглона ван дер Неера. Щукин продал картину берлинскому диллеру, у которого «Аллегорию веры» за 700 марок купил голландский коллекционер Абрахам Бредиус. Он же и установил авторство Вермеера. Бредиус, хотя и гордился покупкой, но картина ему никогда не нравилась. Он поочередно отдавал картину для экспозиции в музеи Маахстрихта, Гааги и Роттердама, и, наконец, продал ее в 1928 г. Михаэлю Фрайдсему, который и передал «Аллегорию веры» в музей Метрополитен в 1931 году. Картина написана на льняном холсте, предварительно проклеенном. Подрамник оригинальный. Серо-коричневая грунтовка состоит из мела, свинцовых белил и умбры. Первоначальный набросок сделан углем, следы которого виды в месте схода пола и стены.

ДальшеНазадК картинамРусский следКартина с изображением "Аллегории веры"

irinaepifan.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта