Где можно сделать экспертизу картины. Экспертиза картины
Проводим экспертизы живописи. Стоимость услуги.
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Когда-то максимально подробную экспертизу живописи можно было заказать и провести только в государственных художественных учреждениях. Это были Третьяковская галерея, государственный музей, и несколько других культурно-художественных учреждений. Серьезнейшая информационная база и опыт их работников давали возможность получать подробные экспертные заключения о подлинности и различных свойствах тех или иных произведений. Сведения о полученных результатах выдавались заказчикам экспертизы в виде документов с печатями этих государственных художественных учреждений.
Как таковых гарантий точности исследований в этих случаях не было, если не считать саму репутацию тех мест, откуда выходили экспертные отчеты и заключения. Не во всех случаях заключения были абсолютно верными с научной точки зрения. Более того, случались и скандалы, связанные с тем, что в заключениях государственных культурных и художественных организаций выдавались неверные сведения, и «в свет» проникали подделки или произведения, в заключениях о которых были указаны неверные данные. После ряда таких недоразумений встал вопрос о создании в России независимой и глубоко профессиональной базы, на которой можно было бы проводить точные экспертные обследования объектов искусства, и в частности живописи и картин.
Теперь у вас есть возможность получать результаты искусствоведческих экспертиз, основанные на глубоком изучении картин, проводимом с полной научной точностью. Для этого используется самая современная техническая база, позволяющая проводить исследования вплоть до молекулярных. И конечно эксперты нашей организации используют широчайшую информационную базу, включающую в себя все сведения, существующие на данный момент в области искусствоведения и производства предметов живописи и графики.
Сегодня в области такого экспертного исследования уже применяются технологии, позволяющие с точностью определить многие детали относительно происхождения произведений. Далее, по желанию заказчика, эксперты культурологи рассматривают такие моменты и нюансы, как характер изменений, внесенных в живопись за время существования картины, характеры доработок, дописок, реставраций, реконструкций. На основании молекулярного анализа, если такой будет применяться при рассмотрения объектов экспертизы, могут быть установлены многие факты, отнюдь не лежащие на поверхности. В зависимости от каждого конкретного случая, каждой конкретной ситуации, встающей перед заказчиком, эксперты могут дать ответы на самые разные вопросы. Вплоть до того, когда и каким образом в то или иное произведение были внесены те или иные доработки.
Провенанс, как происхождение объектов, представляемых на искусствоведческую экспертизу, рассматривается соответствующими экспертами в первую очередь. Входит в этот вопрос и проверка подлинности тех или иных произведений. Для заказчиков, представляющих различные объекты живописи на экспертную проверку, гораздо проще и результативнее обратиться к таким независимым организациям, как НП «Федерация Судебных Экспертов». Основное отличие обращения в такие независимые инстанции заключается в абсолютной достоверности результатов исследования. Государственные культурные институты не дают вам гарантии в том, что в результате вы получите научно, искусстоведчески и технически достоверную информацию. Вы лишь платите за проведение искусствоведческого исследования, но имеете гарантии результата.
Такая организация, как НП «Федерация Судебных Экспертов» постоянно сотрудничает с государственными следственными инстанциями, где не может допускаться выдача неверной информации, поскольку очень часто, можно сказать – в большинстве случаев, речь идет о работе, которая необходима в ходе судебных расследований. О том, что расследования, производимые в этой экспертной организации, пользуются полным доверием правительственных следственных органов, могут в частности свидетельствовать рекомендации арбитражных судов РФ. Их вы можете найти на центральном интернет сайте НП «Федерация Судебных Экспертов». К этому прибавляется и опыт сотрудничества с государственными органами следствия, и выполнение специалистами этой организации многих исследований по их ходатайству или инициации.
В такие независимые экспертные центры, как этот, могут обращаться любые заказчики – будь то физические или юридические лица, предприниматели, организации, ведомства. Что постоянно и происходит. На данный момент НП «Федерация Судебных Экспертов» предлагает такие услуги, как экспертиза живописи, почти на всей территории Российской федерации. Охват такого огромного пространства работой экспертов становится возможен благодаря тому, что это исследовательское учреждение имеет широчайшую сеть региональных лабораторий на территории России. Сейчас их количество составляет уже более семидесяти единиц. Услуги разнообразного экспертного исследования в этих пунктах, как и в центральных регионах, предлагают россиянам около ста штатных и около двухсот внештатных работников сертифицированных работников.
Обращаясь за экспертизой живописи в эту организацию, вы можете быть уверены в том, что разрешена будет любая, самая сложная ситуация, даже кажущаяся трудноразрешимой с вашей точки зрения, или с точки зрения специалистов каких-то других экспертных учреждений. Здесь имеется опыт работы над вопросами, лежащими в любой области экспертных исследований, и вопросами любой степени сложности. Поэтому в НП «Федерация Судебных Экспертов» постоянно обращается множество заказчиков. В зависимости от сложившейся ситуации к работе могут присоединяться и те специалисты, которые занимаются другими исследованиями.
Спектр предоставляемых здесь услуг чрезвычайно широк – это все возможные экспертные обследования, которые сейчас лежат в компетенции российской экспертологии. И, как одно из самых интересных – экспертиза картин и предметов живописи. Подробные советы, касающиеся вашего случая, можно получить на сайте организации с помощью форм онлайн переписки. Там же у вас есть возможность очень просто заказать проведение искусствоведческой экспертизы картин и живописи по телефону или обратившись в нашу организацию.
Экспертиза живописи
Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 2Цены
1 | Экспертиза антикварных книг (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании букинистических книг | от 7 000 | |
2 | Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) | от 7 000 | |
3 | Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) | от 25 000 |
Справка об исследовании живописных и графических произведений. | от 7 000 | |
4 | Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании скульптурных произведений. | от 7 000 | |
5 | Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. | от 6 000 | |
6 | Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании антикварной мебели | от 7 000 | |
7 | Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. | от 25 000 |
Экспертиза художественных произведений
Всем известно, что на антикварном рынке, да и вообще на рынке искусства, практически невозможно продать вещь без документа, удостоверяющего ее подлинность. Впрочем, было бы неверно заявлять об этом так безапелляционно и однозначно. Естественно, в кругу антикваров, коллекционеров и дилеров нередко заключаются сделки, основанные на «честном слове». Однако в последние годы это происходит все реже, и все больше ценителей искусства обращается в экспертные организации с целью провести полное исследование предмета изобразительного искусства в надежде на то, что авторство произведения подтвердится.
Экспертиза художественного произведения включает в себя несколько видов исследований. Раньше было достаточно единственно искусствоведческой экспертизы, когда клиент всецело доверялся человеку с большим опытом, насмотренностью и цепким взглядом. Но с развитием науки, особенно химической, стало расти число подделок, выполненных с филигранным мастерством, и одних только глаз эксперта стало недостаточно для того, чтобы с максимальной уверенностью заявить, является ли та или иная вещь подлинным произведением художника или подделкой.
Поэтому в последние десятилетия к искусствоведческой экспертизе добавился целых ряд технологических исследований, помогающих эксперту-искусствоведу в установлении подлинности произведения.
Технологическая экспертиза включает в себя ряд исследований:
- исследование под микроскопом
- анализ в ультрафиолетовых лучах (УФ)
- анализ в инфракрасных лучах (ИК)
- рентгенографирование
- химический анализ
Сейчас мы в общих чертах расскажем о каждом из этих видов исследования.
Исследование под микроскопом
Исследование в ультрафиолетовых лучах (УФ-лучах)
Под воздействием ультрафиолетовых лучей, можно, в первую очередь, увидеть свечение лака или же красочного слоя и грунта. Некоторые пигменты в ультрафиолетовых лучах обретают особое, ни с чем не схожее свечение.
Так же ультрафиолет помогает выявить реставрационные вмешательства и позднейшие тонировки: они, как правило, всегда будут светиться несколько по-другому, нежели изначальный красочный слой произведения.
Впрочем, у ультрафиолета есть свои минусы. Если на картину было положено несколько слоев лака, то можно оставить надежду разглядеть свечение красочного слоя, т.к. ультрафиолетовые лучи не могут пробить плотные слои лака и добраться непосредственно до красочной поверхности.
Исследования в инфракрасных лучах (ИК)
Инфракрасные лучи нередко используются в криминалистике, но художественные эксперты приспособили их для своих нужд, и свечение произведения в инфракрасных лучах стало неотъемлемой частью комплекса технологических исследований произведений искусства.
Инфракрасные лучи не видят тонких слоев живописи и лака. Наилучшим образом они выявляют углесодержащие материалы: графитный карандаш, уголь и тушь. Поэтому к анализу произведения в инфракрасных лучах чаще всего прибегают в надежде выявить подготовительный авторский рисунок, находящийся непосредственно под живописью. Как правило, подготовительный рисунок – это неочевидный, но бесконечно важный признак для определения автора. Свободный и непринужденный рисунок со множественными правками, поисками композиции в ходе работы говорит об оригинальности произведения. И наоборот, жесткий, выполненный как будто по кальке, рисунок с четкой и жесткой прорисовкой указывает на вторичность вещи.
Рентгенографический анализ
Свечение в рентгеновских лучах – еще один технологический метод, перенесенный в область художественной экспертизы из областей, никак не соприкасающихся с искусством. С помощью рентгенографирования можно, как и в случае с ИК и УФ, выявить состояние сохранности картины. Особенно хорошо на рентгенах видны утраты, а так же признаки перевода произведения на другую основу. Впрочем, последнее несложно определить на глаз, и, скорее, это важнее в случае с иконами, нежели с картинами. Также рентген нередко проявляет нижележащее изображение, которое не может увидеть ИК. Как правило, это изображение выполнено красками. Однако, лучше всего рентген позволяет увидеть индивидуальные авторские приемы, такие как мазок и способ его нанесения, моделировку форм, присущую именно этому художнику, особенности нанесения красочного слоя.
Исследование с помощью рентгена позволяет отнести исследуемое произведение к той или иной живописной школе или даже установить авторство.
Химический анализ
С помощью химического анализа, конечно, невозможно определить авторство, так как уже с 18 века художники практически не изготовляли краски самостоятельно и пользовались готовыми составами. Химический анализ позволяет определить время создания произведения. Опытный эксперт-химик знает, какие именно пигменты необходимо взять для анализа, т.к. некоторые из них на глаз очень похожи, но при этом могут иметь разный химический состав. Самый простой пример – белила. Титановые белила появились не ранее 1930-х годов, цинковые же существовали на протяжении очень продолжительного периода времени (и существуют до сих пор). Если картина выдает себя, скажем, за «Наталью Гончарову» 1910-х годов, а при химическом исследовании обнаруживаются титановые белила, конечно, можно с уверенностью заявлять, что это не «Наталья Гончарова». Безусловно, самый наглядный и самый простой - пример химического анализа. На деле все обстоит гораздо сложнее, так как химик берет на анализ довольно большое количество пигментов и, только распознав каждый из них и сопоставив их между собой, можно что-то с уверенностью заявлять.
Но, конечно, необходимо понимать, что все эти исследования работают только в комплексе, а последнее слово остается за экспертом-искусствоведом, который на основе технологических и собственных исследований делает окончательные выводы.
Источники фото:
01 – Исследование картины.
02 – Картина под микроскопом.
03 – Исследование картины Д.Г. Левицкого «Портрет Н.С. Борщовой» (1776 г.) в процессе реставрации в УФ-лучах. Государственный Русский музей.
04 – Панорамная инфракрасная рефлектография картины.
05,06 – Схематичное изображение ИК-исследования произведения .
07 – Рентгенография произведения.
08 – Исследование картины.
synotechestva.com
Экспертиза картин – цены на оценку картин в Москве и по всем регионам РФ
Определение рыночной стоимости или исторической ценности произведений искусства – это главные задачи искусствоведческой экспертизы. Услугой «Оценка картин в Москве» могут воспользоваться как непосредственные владельцы художественных полотен, так и лица, желающие удостовериться в подлинности приобретаемого объекта.
Цена на экспертизу картин
Вид искусствоведческой экспертизы | Цена, руб. |
Экспертиза картины (за 1 единицу) | от 70.000 |
Алгоритм проведения оценки картин:
- проводится визуальный анализ полотна, определяется стилистика его написания, полученные данные сопоставляются с аналогичными произведениями того же периода;
- устанавливается степень сохранности картины, проводится опись обнаруженных повреждений механического и биологического происхождения;
- составляется официальное экспертное заключение, в котором указывается предполагаемая стоимость картины, а также её историческая и культурная ценность.
Определение стоимости картины на основании результатов экспертизы подлинности
Стоимость картины определяется несколькими факторами, в перечень которых входит:
- степень сохранности полотна, необходимость проведения дальнейших восстановительных работ и их стоимость;
- авторство произведения искусства, его подлинность;
- наличие факта реставрационных работ, их качество и давность выполнения;
- провенанс художественного произведения;
- популярность полотен автора среди коллекционеров.
- размеры картины.
Наши преимущества
- специалисты нашего Центра обладают необходимым уровнем практических навыков и многолетним опытом работы с произведениями искусства, что является залогом максимально оперативной и качественной работы;
- по результатам исследований оформляется официальное экспертное заключение, которое позволяет документально закрепить стоимость картины;
- мы применяем современное оборудование и гарантируем полную сохранность вашего имущества.
cultrf.ru
Экспертиза картин
Для того чтобы создать качественную фальсификацию картины, необходимо иметь не только хороший опыт в технике живописи,но также нужно специальное дорогостоящее оборудование, поэтому сделать хорошую подделку довольно трудно.
Но мошенники не сидят на месте, и иногда отличить оригинал от подделки довольно трудно. Создав хорошую подделку картины довольно известного мастера,фальсификатор может очень быстро разбогатеть на довольно крупную сумму денег.
Поэтому с каждым разом техника подделывания картин становится все более качественней. И довольно часто, даже опытные эксперты затрудняются дать однозначный ответ, является ли картина подлинником или хорошей подделкой.
Многие методы распознавания картин специально скрываются экспертами. Но основные принципы распознавания картин, можно разделить на две стадии: искусствоведческую и технологическую.
К искусствоведческой стадии относят сбор как можно больше информации о картине и художнике. В настоящее время существует множество организаций где любой желающий может заказать экспертизу давности, не только картины но и документа,листа бумаги и т .д.
Изначально эксперты пытаются выяснить в каком году была написана картина,каким художником, изучают особенности техники художников этого времени, материал которым писали картину, ведь пигмент краски и полотна например Эпохи Возрождения, значительно отличается от красок изготовленных в наше время.
По краскам и полотну можно определить дату написания картины, также эксперты учитывают как наносилась краска, был ли подмалевок, сколько наложенных слоев и т.д. Ведь в каждое время, была своя художественная мода написания картин.
Что касается подписи, то сейчас экспертов трудно удивить поддельной подписью, хотя тут тоже нельзя сказать однозначно, ведь картина может быть и подлинником, просто художник мог эксперементировать в технике написания полотна, или картина была выполнена его учеником, после немного доработана. Поэтому нужно очень хорошо разбираться в биографии художников того времени.
К технологическим методам определения подлинности картин, относятся прежде всего тщательное изучение полотна под микроскопом, так эксперт может определить, какая толщина лака, краски, были ли реставрационные работы, с каким промежутком времени наносился тот или иной слой краски и множество других факторов.
Например в каком температурном режиме хранилась картина, быстро ли происходило «состаривание» краски или нет. С помощью микроскопа легко определить, когда была сделана подпись, сразу после окончания работы, или уже после спустя какое то время. Но даже все эти методы не дают 100 процентную гарантию, подлинник это или подделка.
Поэтому в настоящее время используют компьютерную экспертизу подлинности картин, для этого в базу компьютера вбивается огромное количество картин известных художников, например если дать компьютеру тщательно изучить 200 полотен, например Рембрандта, и потом показать ему картину Рембрандта, которая не вносилась в базу, то компьютер будет способен без ошибочно указать, что эта картина принадлежит кисти Рембрандта.
Но все равно, основную работу по определения подлинности картин проделывает не компьютер а человеческий глаз, техника лишь увеличивает возможности, причем как распознавания картин, так и увеличивает шансы создать хорошую подделку.
Похожие записи
design-kmv.ru
Где можно сделать экспертизу картины: shakko_kitsune
Нынешней осенью в Москве стало одной экспертной организацией больше: открылся Центр художественной экспертизы им. И.Е.Репина. Сейчас у коллекционера, желающего подтвердить подлинность своей картины, есть выбор — довериться государственным экспертам или частным. В любом случае это дело непростое, поэтому мы предлагаем историю и обзор российского рынка экспертизы произведений искусства.
Скандалы и интриги
Любая красивая схема инвестиций в искусство разваливается как карточный домик, если появляется сомнение в подлинности объекта инвестиций. Обнаружить подделку в своей коллекции — тяжелый удар не только для профессионального инвестора, но и для любого владельца произведений искусства. Везде и всегда подделывают то, что хорошо покупают, — внутренний российский антикварный рынок почувствовал рост активности фальсификаторов в 1990-х, когда резко возросло количество платежеспособных клиентов. В 2000-х годах, когда покупатели легко расставались с деньгами, русского классического искусства (особенно первых имен) на рынке становилось все меньше, а произведений «спорных» — все больше. В итоге с середины 2000-х все выше стал подниматься вал скандальных историй, от которых страдали и репутации продавца и покупателя, и привлекательность рынка в целом.
В 2004 году шокирующим было снятие с торгов Sotheby’s полотнаИвана Шишкина Пейзаж с ручьем, которое, невзирая на подтверждение подлинности от Государственной Третьяковской галереи, оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. В 2005–2008 годах шло расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин, в том числе передвижника-пейзажиста Александра Киселева. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров, первый вскрывший новый метод фальсификаторов — покупать на европейских торгах дешевых западных художников, «перелицовывать» их и выдавать за более дорогих русских, — вынужден был отозвать два десятка своих экспертиз. В 2007–2009 годах Владимир Рощинсовместно с существовавшей тогда специальной федеральной службой, Росохранкультурой, частично опираясь на архивы Владимира Петрова, выпустил пять Каталогов подделок произведений живописи. Третьяковская галерея вынуждена была начать внутреннее расследование, обнаружив в каталогах подозрительные полотна, на которые музейные эксперты уже дали положительные заключения. Скандальным отзвуком этих историй стала Выставка подделок, которую в 2012 году устроил коллекционер Игорь Возяков: при повторном исследовании картины, купленные им в начале 1990-х и снабженные музейными экспертизами, оказались подделками, причем подписи на отрицательных экспертизах в некоторых случаях были теми же, что и на положительных. Тянущееся сейчас судебное разбирательство между коллекционером Андреем Васильевым и экспертом Еленой Баснер по поводу полотна Бориса Григорьева В ресторане, которое оказалось поддельным, — это также крайне болезненное эхо «экспертных» скандалов (и эксперт, и коллекционер до этой истории были сообществу равно симпатичны и уважаемы им).
Хотя музеи и госучреждения, работниками которых являются эксперты, как юридические лица не отвечали за мнение своих сотрудников, в представлении общества они становились причастными к проблемам антикварного рынка. Репутационные потери были слишком велики, и в 2006 году из музейных уставов был исключен пункт о возможности проведения коммерческой экспертизы (в связи с этим такой крупнейший экспертный центр как Третьяковская галерея перестал проводить коммерческую экспертизу для населения). На внутреннем антикварном рынке тогда чуть не случился коллапс, ведь без «бумаг» картины не продаются. Но вот прошло почти десять лет, и экспертный рынок Москвы более-менее стабилизировался и оброс новыми сервисами. Это, к сожалению, не значит, что проблема с подделками решена, однако дает участникам рынка надежду.Суть процесса
Наиболее полную информацию о произведении дает комплексная экспертиза. Искусствоведческая (или знаточеская) экспертиза существует несколько веков — сколько существуют вопросы определения авторства произведений искусства.
Экспертиза технико-технологическая у нас стала развиваться примерно с 60‑х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. Сегодня она предполагает исследование основы, грунта, красочного слоя и связующего вещества. Среди методов — рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.
И искусствоведческая, и технико-технологическая экспертизы — это сравнение с эталонами, то есть с другими работами автора, с базой рентгенограмм, которые сделаны на эталонных работах автора, с графологической базой (с образцами его подписей и почерка), с базой красок, которыми пользовался художник. А поскольку большинство произведений искусства в России находится в музеях, логично, что эталонные базы по их различным характеристикам сформировались именно в музеях или в государственных организациях, занимавшихся реставрацией и экспертизой.
Куда пойти коллекционеру
Сейчас в Москве шесть организаций, занимающихся экспертизой произведений искусства. Не так уж мало, тем более что легендарное изобилие антикварного рынка 1990-х годов ушло в историю. Сегодня клиенты экспертных центров по большей части профессионалы: галеристы, дилеры или коллекционеры. Старейшие экспертные организации страны — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) — порядок своей работы не изменили, они действуют более или менее автономно, опираясь на собственных специалистов и свое оборудование (иногда консультируясь со специалистами-музейщиками). Для молодых частных организаций рабочая практика — пригласить для консультаций коллег-искусствоведов из музеев (в особо важных случаях и по желанию клиента может быть организован целый консилиум) или провести часть технологических исследований на собственном оборудовании и силами своих специалистов, а другую часть — в «Арт Консалтинге» или в лаборатории Московского музея современного искусства. Во всех организациях потенциального заказчика готовы сориентировать по стоимости работ и даже сказать сразу, когда полотно не представляет серьезной художественной ценности и не стоит тратить деньги на экспертизу.
«Грабари»
Отдел научной экспертизы был создан в структуре ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря в 1969 году согласно приказу Министерства культуры (на базе существовавшей с 1965 года лаборатории технологии советской живописи). Первую комплексную экспертизу там провели в 1968 году. Главными направлениями работы отдела в те годы были исследования произведений живописи и графики для закупочной комиссии Министерства культуры РСФСР и исследования музейных фондов. Сегодня ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря приоритетно выполняет плановую работу по госзаказу, но принимает на экспертизу и произведения от частных лиц и организаций. Все виды искусствоведческих и технико-технологических работ выполняются силами сотрудников центра на собственном оборудовании, лишь в особых случаях привлекаются коллеги из музеев. Каждую картину, принятую на экспертизу, ведет искусствовед, интерпретирующий и обобщающий результаты исследований, которые официально утверждаются на экспертном совете отдела, заседающем раз в неделю. Стоимость проведения комплексной экспертизы колеблется в диапазоне 25–40 тыс. руб., с учетом понижающих и повышающих коэффициентов, зависящих от сложности исследования и художественной значимости произведения.
Анна КиселеваЗаведующая отделом научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.ГрабаряМы не принимаем на работу сотрудников, у которых есть связи с антикварным бизнесом.Сложно оценить, больше или меньше подделывают сегодня русское искусство: явные грубые подделки отсекаются нашими специалистами еще на стадии первичного осмотра, для исследования они не принимаются. Самые серьезные случаи — когда работу малоизвестного автора выдают за произведение его более востребованного современника. В таком случае искусствоведческие и технико-технологические исследования позволяют установить имя подлинного автора или по крайней мере обоснованно отвести фальсифицированное авторство.
Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным экспертным сообществом, можно считать подготовку кадров. Специальность эта очень востребованна, но остаются в ней немногие. Мы внимательно отбираем молодых специалистов-искусствоведов, которые в перспективе могут стать экспертами, отдавая предпочтение выпускникам МГУ, так как там сильная фундаментальная подготовка. Корпоративная этика не позволяет нам принимать на работу сотрудников, у которых есть связи, допустим через родственников, с антикварным бизнесом. Немногие могут работать экспертами еще и потому, что это психологически тяжелая работа. Даже если человек может провести все исследования и правильно интерпретировать их результаты, существует боязнь высказать свое мнение, боязнь принятия на себя ответственности за свое решение, а без этого экспертом быть невозможно.
ГосНИИР
Отдел (первоначально — сектор) экспертизы был организован в ГосНИИР в 1973 году. В те годы значительная часть работы отдела была связана с научным обследованием церковных собраний на территории СССР. Представление об экспертизе для частных лиц как о виде профессиональной деятельности стало зарождаться в начале 1980-х годов. В частности, сотрудники института были включены в состав экспертной комиссии, которая обслуживала работу Магазина-салона № 1 на Смоленской набережной и в задачу которой входило выявление работ музейного характера, оценка произведений, поступавших в открытую продажу.
Сегодня отдел комплексной научной экспертизы работает для музеев и госструктур, занимается научными, методическими и информационными разработками и одновременно проводит исследования для частных лиц и организаций. Исследования выполняются (с использованием собственного оборудования) специалистами отдела при участии, когда это необходимо, других подразделений института, все специалисты здесь высочайшей квалификации. Цены на проведение исследований составляют в среднем от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (при этом существует ориентировочная базовая цена, в которую уже включен определенный объем работ).
Юлиан ХалтуринВедущий научный сотрудник отдела комплексной научной экспертизы ГосНИИРЭкспертизу пытаются привязать к правилам и требованиям рынкаМожно отметить три серьезные проблемы современной российской (и не только российской) экспертизы. Первое — это искаженное восприятие экспертизы вообще. Будучи научной деятельностью, имея ограничения во времени и опираясь на существующий сегодня уровень знаний, она по определению не может претендовать на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Ни один из существующих ныне стилистических или технологических методов сам по себе не может гарантировать безошибочность результата. В этом смысле требование заказчика выполнить какое-либо одно, кажущееся ему безошибочным исследование всегда учитывается, но не может являться определяющим для специалистов. В то же время, если необходимый, с точки зрения экспертов, метод не может быть применен, наш специалист, скорее, откажется от высказывания своего мнения.
Вторая проблема — в том, что экспертизу часто рассматривают как сферу услуг, находящуюся в полном распоряжении антикварного рынка. Тем самым экспертов и само исследование пытаются безоговорочно привязать к правилам и требованиям рынка, втянуть так или иначе в участие в сделках. Рынку, к сожалению, не столько важны результаты исследования, сколько необходима весомая «бумага», которая поможет продать произведение. Подобная ситуация чревата снижением качества работы и возникновением отложенных рисков.
Третья проблема — сложность подготовки кадров для такой специфической профессии, требующей не только профессиональных навыков, но и определенных черт характера.
В 1990-х годах, при полной стихийности рынка, подделок было гораздо больше. Например, мы различаем подделки русского авангарда. Фальсификаторы 1970–1980-х годов, оставаясь анонимными, узнаваемы по руке, по приему. На волне моды на авангард появлялись и совсем свежие работы, где, практически не скрываясь, использовались синтетические материалы, что быстро выявляется при современном уровне исследований. Сегодня очевидно, что обращение за экспертным заключением становится нормой.
«Арт Консалтинг»
«Арт Консалтинг» — первая российская негосударственная компания, занимающаяся экспертизой произведений искусства, — была организована группой частных лиц в 2003 году. Ее создатели правильно оценили обстановку: цены на картины русских художников уже ставили рекорды на аукционах, создавались частные коллекции, а банки и страховые компании начали проявлять интерес к страховым и залоговым операциям с искусством.
В процессе создания компании пришлось много консультироваться с экспертами, коллекционерами, антикварами по поводу концепции развития новой структуры. Одним из первых шагов стало формирование внутреннего рейтинга экспертов-искусствоведов, с которыми стоит сотрудничать, а следом — аналогичного списка экспертов-технологов. Сегодня «Арт Консалтинг», преобразованная в группу компаний, сохраняет сильные позиции в сфере технологической экспертизы, разрабатывая и патентуя собственные методики, а также занимается оценкой, реставрацией, логистикой, таможенным оформлением, консультирует по вопросам страхования и кредитования и развивает новое направление — геммологию.
Денис ЛукашинУправляющий партнер и один из совладельцев компании «Арт Консалтинг»Осталась большая проблема — «перелицовки»В свое время «Арт Консалтинг» располагалась на территории РОСИЗО, где хранятся произведения искусства, в том числе авторства не очень известных художников первой половины ХХ века, — чистые эталонные работы, которые никто не подделывал (это было бессмысленно с точки зрения продаж). И мы их изучали, отрабатывали на них методику технологической экспертизы, составили компонентный ряд и базу данных о том, когда в промышленном производстве появлялись определенные компоненты. Конечно, есть уникальные случаи. Например, Кончаловский экспериментировал с составами грунта, кто-то экспериментировал с красками. Но практически все элементы картины: холст, краски, грунт, связующее — изготавливались промышленным способом, так что эта база данных позволяет ориентироваться при датировке картин, написанных в первой половине ХХ века.
Сейчас подделок на антикварном рынке стало меньше, эра разгула, полной анархии закончилась лет пять назад. Откровенные явные фальшивки появляются редко, эта волна в основном спала. Но осталась большая проблема — «перелицовки». Время от времени появляются и картины со всем «пакетом документов» от лучших музеев — а технологическая экспертиза их сразу отметает. Эти вещи куда-то пропадают, а потом могут опять появиться.
НИНЭ им. П. М. Третьякова
В 2008 году, когда Александр Чвала и Александр Попов(после окончания РГГУ работавший сотрудником отдела экспертизы ГТГ) открыли Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова, на российском антикварном рынке (а в Москве особенно) ощущалась острая нехватка экспертных организаций: сказывались последствия прекращения «работы с населением» отдела ГТГ, занимавшегося экспертизой. Идея создания экспертного центра была вполне логичной, и вскоре НИНЭ им. П. М. Третьякова стала активно использовать преимущества частной компании — без ограничений привлекать к сотрудничеству искусствоведов и технологов из любых организаций (с НИНЭ сотрудничает около 70 искусствоведов). Сегодня спрос на проведение экспертных заключений здесь стабильный, примерно с 5%-ным ежегодным ростом; в последнее время на рынок выходят работы, по которым экспертиза проводилась лет 10–15 назад, и новые владельцы хотят быть уверенными в своих приобретениях. Можно прогнозировать и всплески активности клиентов в течение года: весной и осенью в связи с Российским антикварным салоном и под Новый год; за экспертизой также часто обращаются покупатели после лондонских русских торгов. Расценки на проведение экспертизы колеблются в диапазоне от 22 тыс. до 55 тыс. руб. по важным работам (есть градация, связанная с художественным значением картины), но бывают и исключительные случаи по суперсложным заказам. Например, консилиум нескольких специалистов по поводу четырех больших работ Виктора Васнецова (считавшихся утраченными) с проведением дополнительных исследований в итоге стоил около 300 тыс. руб., что все равно несопоставимо с рыночной стоимостью этих произведений. В то же время расценки на экспертизу недорогой графики и живописи начинаются со скромных 5 тыс. и 12 тыс. руб. Рассматривается возможность введения в НИНЭ практики страхования ответственности экспертов.
Александр ПоповАдминистративный директор и партнер в НИНЭ им. П.М.ТретьяковаМне предлагали открыть экспертный центр, чтобы в нем было «не так строго»В последнее время есть ощущение, что подделок на рынке меньше. Возможно, все стали осмотрительнее: и галеристы, дорожащие своей репутацией, и покупатели, у которых появился опыт. Но совсем проблема подделок не исчезла. Когда НИНЭ уже некоторое время стабильно работала, мне поступило предложение открыть еще один экспертный центр, но с условием: чтобы в нем было «не так строго».
Если оценивать общий объем работы, то за пять лет (2008–2013 годы) мы изучили более 7 тыс. предметов, то есть больше 1 тыс. произведений в год. Прошлый, 2013 год оказался ударным: наши специалисты исследовали около 2,7 тыс. предметов. Мы работаем и с частными лицами, и с организациями, и заказы бывают очень интересные. Например, для гостиницы «Метрополь» мы исследовали все ее антикварные предметы, около 1,6 тыс. произведений, в том числе живопись, мебель и бронзу.
Эксперты-антиквары
В 2008 году российский «профсоюз антикваров», Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (по профессиональным интересам которых все скандалы с экспертизой били в первую очередь), обнародовал на своем сайте список экспертов, прошедших внутреннюю аккредитацию в организации и заслуживающих доверия, по мнению антикварного сообщества. Эксперт считается аккредитованным при МКААД, если 75% от общего числа членов были согласны с его кандидатурой. Конфедерация делится на секции (от древнерусского искусства и русского искусства XVIII–XIX веков до ковров, тканей и букинистики с нумизматикой), и внутри каждой выдвигались свои имена. В число аккредитованных экспертов вошли не только музейные специалисты и сотрудники экспертных организаций, но и некоторые антиквары, долгое время работающие с произведениями определенных художников. Эксперт, аккредитованный МКААД, не может быть специалистом по большому количеству авторов и по длительному историческому периоду (допустим, по всему русскому искусству всего XIX века), и в настоящее время есть эксперты даже по одному художнику.
Марина МолчановаВице-президент по экспертизе МКААД, директор галереи «Элизиум»Я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организацииЕсли нас спрашивают, где сделать экспертизу, мы можем рекомендовать людей, вошедших в наш список, как специалистов экстра-класса. Но он не утверждается раз и навсегда, раз в три года проходит переаккредитация, и, если за это время заключения эксперта ставились под сомнение, он может не войти в обновленный список. Сама конфедерация никак не связана с экспертами и не влияет на их работу. Эксперты ничего не обязаны делать для МКААД, они просто должны поддерживать чистоту рынка.
То, что музеям запрещено сегодня проводить экспертизу, с одной стороны, хорошо (музеев больше не касаются проблемы несостоявшихся сделок на антикварном рынке). Но, с другой стороны, я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации. Потому что основа экспертизы — это сравнение с эталонными вещами, а все эталоны находятся в музейных собраниях. Нужно брать живопись или графику, вносить в музей и ставить рядом с этими эталонами. Экспертным организациям, которые тесно сотрудничают с музеями, легче, эксперты — музейные специалисты много помнят, но, с моей точки зрения, нужно, чтобы картины при сравнении могли физически находиться рядом с эталонами.
Центр им. И. Е. Репина
Весной 2014 года заявил о своем открытии Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина. Коллекционер и галерист Виктор Шпенглер, владелец и руководитель центра, говорит, что создавал эту структуру прежде всего потому, что экспертная деятельность ему действительно интересна. Опираясь на 20-летний опыт работы на антикварном рынке, он счел необходимым развивать именно это направление.
Виктор ШпенглерВладелец и руководитель Центра художественной экспертизы им. И.Е.РепинаБывало, что эксперты искренне ошибалисьВ 2000-е годы ситуация на отечественном рынке искусства складывалась неоднозначно. Существовал класс недобросовестных дилеров, которые хотели любым способом получить «бумагу» с печатью государственной экспертной организации. Заключение экспертизы с печатью государственной институции внушало доверие покупателю. В такой ситуации некоторые эксперты стали весьма востребованными и даже влиятельными участниками арт-рынка, поскольку от их слова зависел успех той или иной сделки.
Я сам продолжительное время являлся клиентом многих экспертных организаций Москвы и знаю, что ситуации в экспертизе возникали разные. Бывало, что эксперты искренне ошибались. Были случаи давления со стороны руководства. В меньшей степени, но давление деньгами тоже имело место быть. «Экспертные» конфликты того времени были своего рода кризисом при болезни, что парадоксальным образом помогло рынку очиститься.
Лаборатория ММОМА
Пополнились и ряды государственных структур, занимающихся экспертизой. С 2007 года отсчитывает начало своей деятельности Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства (ММОМА), которая сотрудничает как с государственными организациями, так и с частными лицами и фирмами. По словам начальника лаборатории Виталия Семикина, она оснащена самым современным спектральным и хроматографическим оборудованием для проведения технологических исследований, в частности при оценке временных рамок создания произведений.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/1167/shakko-kitsune.livejournal.com
Обзор российского рынка экспертизы произведений искусства. Любая красивая схема инвестиций в искусство разваливается как карточный домик, если появляется сомнение в подлинности объекта инвестиций. Обнаружить подделку в своей коллекции — тяжелый удар не только для профессионального инвестора, но и для любого владельца произведений искусства. Везде и всегда подделывают то, что хорошо покупают, — внутренний российский антикварный рынок почувствовал рост активности фальсификаторов в 1990-х, когда резко возросло количество платежеспособных клиентов. В 2000-х годах, когда покупатели легко расставались с деньгами, русского классического искусства (особенно первых имен) на рынке становилось все меньше, а произведений «спорных» — все больше. В итоге с середины 2000-х все выше стал подниматься вал скандальных историй, от которых страдали и репутации продавца и покупателя, и привлекательность рынка в целом. В 2004 году шокирующим было снятие с торгов Sotheby’s полотна Ивана Шишкина "Пейзаж с ручьем", которое, невзирая на подтверждение подлинности от Государственной Третьяковской галереи, оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. В 2005–2008 годах шло расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин, в том числе передвижника-пейзажиста Александра Киселева. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров, первый вскрывший новый метод фальсификаторов — покупать на европейских торгах дешевых западных художников, «перелицовывать» их и выдавать за более дорогих русских, — вынужден был отозвать два десятка своих экспертиз. В 2007–2009 годах Владимир Рощин совместно с существовавшей тогда специальной федеральной службой, Росохранкультурой, частично опираясь на архивы Владимира Петрова, выпустил пять Каталогов подделок произведений живописи. Третьяковская галерея вынуждена была начать внутреннее расследование, обнаружив в каталогах подозрительные полотна, на которые музейные эксперты уже дали положительные заключения. Скандальным отзвуком этих историй стала Выставка подделок, которую в 2012 году устроил коллекционер Игорь Возяков: при повторном исследовании картины, купленные им в начале 1990-х и снабженные музейными экспертизами, оказались подделками, причем подписи на отрицательных экспертизах в некоторых случаях были теми же, что и на положительных. Тянущееся сейчас судебное разбирательство между коллекционером Андреем Васильевым и экспертом Еленой Баснер по поводу полотна Бориса Григорьева В ресторане, которое оказалось поддельным, — это также крайне болезненное эхо «экспертных» скандалов (и эксперт, и коллекционер до этой истории были сообществу равно симпатичны и уважаемы им). Хотя музеи и госучреждения, работниками которых являются эксперты, как юридические лица не отвечали за мнение своих сотрудников, в представлении общества они становились причастными к проблемам антикварного рынка. Репутационные потери были слишком велики, и в 2006 году из музейных уставов был исключен пункт о возможности проведения коммерческой экспертизы (в связи с этим такой крупнейший экспертный центр как Третьяковская галерея перестал проводить коммерческую экспертизу для населения). На внутреннем антикварном рынке тогда чуть не случился коллапс, ведь без «бумаг» картины не продаются. Но вот прошло почти десять лет, и экспертный рынок Москвы более-менее стабилизировался и оброс новыми сервисами. Это, к сожалению, не значит, что проблема с подделками решена, однако дает участникам рынка надежду.
Экспертиза: суть процессаНаиболее полную информацию о произведении дает комплексная экспертиза. Искусствоведческая (или знаточеская) экспертиза существует несколько веков — сколько существуют вопросы определения авторства произведений искусства. Экспертиза технико-технологическая у нас стала развиваться примерно с 60‑х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. Сегодня она предполагает исследование основы, грунта, красочного слоя и связующего вещества. Среди методов — рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее. И искусствоведческая, и технико-технологическая экспертизы — это сравнение с эталонами, то есть с другими работами автора, с базой рентгенограмм, которые сделаны на эталонных работах автора, с графологической базой (с образцами его подписей и почерка), с базой красок, которыми пользовался художник. А поскольку большинство произведений искусства в России находится в музеях, логично, что эталонные базы по их различным характеристикам сформировались именно в музеях или в государственных организациях, занимавшихся реставрацией и экспертизой.
Куда пойти коллекционеруСейчас в Москве семь организаций, занимающихся экспертизой произведений искусства. Не так уж мало, тем более что легендарное изобилие антикварного рынка 1990-х годов ушло в историю. Сегодня клиенты экспертных центров по большей части профессионалы: галеристы, дилеры или коллекционеры. Старейшие экспертные организации страны — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) — порядок своей работы не изменили, они действуют более или менее автономно, опираясь на собственных специалистов и свое оборудование (иногда консультируясь со специалистами-музейщиками). Для молодых частных организаций рабочая практика — пригласить для консультаций коллег-искусствоведов из музеев (в особо важных случаях и по желанию клиента может быть организован целый консилиум) или провести часть технологических исследований на собственном оборудовании и силами своих специалистов, а другую часть — в «Арт Консалтинге» или в лаборатории Московского музея современного искусства. Во всех организациях потенциального заказчика готовы сориентировать по стоимости работ и даже сказать сразу, когда полотно не представляет серьезной художественной ценности и не стоит тратить деньги на экспертизу.
1. «Отдел научной экспертизы ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря» Отдел научной экспертизы был создан в структуре ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря в 1969 году согласно приказу Министерства культуры (на базе существовавшей с 1965 года лаборатории технологии советской живописи). Первую комплексную экспертизу там провели в 1968 году. Главными направлениями работы отдела в те годы были исследования произведений живописи и графики для закупочной комиссии Министерства культуры РСФСР и исследования музейных фондов. Сегодня ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря приоритетно выполняет плановую работу по госзаказу, но принимает на экспертизу и произведения от частных лиц и организаций. Все виды искусствоведческих и технико-технологических работ выполняются силами сотрудников центра на собственном оборудовании, лишь в особых случаях привлекаются коллеги из музеев. Каждую картину, принятую на экспертизу, ведет искусствовед, интерпретирующий и обобщающий результаты исследований, которые официально утверждаются на экспертном совете отдела, заседающем раз в неделю. Стоимость проведения комплексной экспертизы колеблется в диапазоне 25–40 тыс. руб., с учетом понижающих и повышающих коэффициентов, зависящих от сложности исследования и художественной значимости произведения. Анна Киселева, заведующая отделом научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: "Мы не принимаем на работу сотрудников, у которых есть связи с антикварным бизнесом. Сложно оценить, больше или меньше подделывают сегодня русское искусство: явные грубые подделки отсекаются нашими специалистами еще на стадии первичного осмотра, для исследования они не принимаются. Самые серьезные случаи — когда работу малоизвестного автора выдают за произведение его более востребованного современника. В таком случае искусствоведческие и технико-технологические исследования позволяют установить имя подлинного автора или по крайней мере обоснованно отвести фальсифицированное авторство." Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным экспертным сообществом, можно считать подготовку кадров. Специальность эта очень востребованна, но остаются в ней немногие. Мы внимательно отбираем молодых специалистов-искусствоведов, которые в перспективе могут стать экспертами, отдавая предпочтение выпускникам МГУ, так как там сильная фундаментальная подготовка. Корпоративная этика не позволяет нам принимать на работу сотрудников, у которых есть связи, допустим через родственников, с антикварным бизнесом. Немногие могут работать экспертами еще и потому, что это психологически тяжелая работа. Даже если человек может провести все исследования и правильно интерпретировать их результаты, существует боязнь высказать свое мнение, боязнь принятия на себя ответственности за свое решение, а без этого экспертом быть невозможно.
2. ГосНИИРОтдел (первоначально — сектор) экспертизы был организован в ГосНИИР в 1973 году. В те годы значительная часть работы отдела была связана с научным обследованием церковных собраний на территории СССР. Представление об экспертизе для частных лиц как о виде профессиональной деятельности стало зарождаться в начале 1980-х годов. В частности, сотрудники института были включены в состав экспертной комиссии, которая обслуживала работу Магазина-салона № 1 на Смоленской набережной и в задачу которой входило выявление работ музейного характера, оценка произведений, поступавших в открытую продажу. Сегодня отдел комплексной научной экспертизы работает для музеев и госструктур, занимается научными, методическими и информационными разработками и одновременно проводит исследования для частных лиц и организаций. Исследования выполняются (с использованием собственного оборудования) специалистами отдела при участии, когда это необходимо, других подразделений института, все специалисты здесь высочайшей квалификации. Цены на проведение исследований составляют в среднем от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (при этом существует ориентировочная базовая цена, в которую уже включен определенный объем работ). Юлиан Халтурин, ведущий научный сотрудник отдела комплексной научной экспертизы ГосНИИР: "Экспертизу пытаются привязать к правилам и требованиям рынка. Можно отметить три серьезные проблемы современной российской (и не только российской) экспертизы. Первое — это искаженное восприятие экспертизы вообще. Будучи научной деятельностью, имея ограничения во времени и опираясь на существующий сегодня уровень знаний, она по определению не может претендовать на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Ни один из существующих ныне стилистических или технологических методов сам по себе не может гарантировать безошибочность результата. В этом смысле требование заказчика выполнить какое-либо одно, кажущееся ему безошибочным исследование всегда учитывается, но не может являться определяющим для специалистов. В то же время, если необходимый, с точки зрения экспертов, метод не может быть применен, наш специалист, скорее, откажется от высказывания своего мнения." Вторая проблема — в том, что экспертизу часто рассматривают как сферу услуг, находящуюся в полном распоряжении антикварного рынка. Тем самым экспертов и само исследование пытаются безоговорочно привязать к правилам и требованиям рынка, втянуть так или иначе в участие в сделках. Рынку, к сожалению, не столько важны результаты исследования, сколько необходима весомая «бумага», которая поможет продать произведение. Подобная ситуация чревата снижением качества работы и возникновением отложенных рисков. Третья проблема — сложность подготовки кадров для такой специфической профессии, требующей не только профессиональных навыков, но и определенных черт характера. В 1990-х годах, при полной стихийности рынка, подделок было гораздо больше. Например, мы различаем подделки русского авангарда. Фальсификаторы 1970–1980-х годов, оставаясь анонимными, узнаваемы по руке, по приему. На волне моды на авангард появлялись и совсем свежие работы, где, практически не скрываясь, использовались синтетические материалы, что быстро выявляется при современном уровне исследований. Сегодня очевидно, что обращение за экспертным заключением становится нормой. 3. «Арт Консалтинг» «Арт Консалтинг» — первая российская негосударственная компания, занимающаяся экспертизой произведений искусства, — была организована группой частных лиц в 2003 году. Ее создатели правильно оценили обстановку: цены на картины русских художников уже ставили рекорды на аукционах, создавались частные коллекции, а банки и страховые компании начали проявлять интерес к страховым и залоговым операциям с искусством. В процессе создания компании пришлось много консультироваться с экспертами, коллекционерами, антикварами по поводу концепции развития новой структуры. Одним из первых шагов стало формирование внутреннего рейтинга экспертов-искусствоведов, с которыми стоит сотрудничать, а следом — аналогичного списка экспертов-технологов. Сегодня «Арт Консалтинг», преобразованная в группу компаний, сохраняет сильные позиции в сфере технологической экспертизы, разрабатывая и патентуя собственные методики, а также занимается оценкой, реставрацией, логистикой, таможенным оформлением, консультирует по вопросам страхования и кредитования и развивает новое направление — геммологию. На экспертизу в «Арт Консалтинг» поступила работа Александра Герасимова Колхозное стадо. При проведении экспертизы на рентгене выявился второй слой живописи. Когда работу отдали реставраторам, оказалось, что ранее на этом холсте художником был написан известный сюжет с двумя вождями, Иосифом Сталиным и Климом Ворошиловым. После смерти Сталина, при Никите Хрущеве, предписывалось уничтожить все изображения прежнего руководителя страны. Александр Герасимов, видимо пожалев холст, написал сверху по вождям колхозное стадо. Владелец пожелал размыть часть красочного слоя, явив зрителям необычный коллаж. Денис Лукашин, управляющий партнер и один из совладельцев компании «Арт Консалтинг»: "Осталась большая проблема — «перелицовки». В свое время «Арт Консалтинг» располагалась на территории РОСИЗО, где хранятся произведения искусства, в том числе авторства не очень известных художников первой половины ХХ века, — чистые эталонные работы, которые никто не подделывал (это было бессмысленно с точки зрения продаж). И мы их изучали, отрабатывали на них методику технологической экспертизы, составили компонентный ряд и базу данных о том, когда в промышленном производстве появлялись определенные компоненты. Конечно, есть уникальные случаи. Например, Кончаловский экспериментировал с составами грунта, кто-то экспериментировал с красками. Но практически все элементы картины: холст, краски, грунт, связующее — изготавливались промышленным способом, так что эта база данных позволяет ориентироваться при датировке картин, написанных в первой половине ХХ века. Сейчас подделок на антикварном рынке стало меньше, эра разгула, полной анархии закончилась лет пять назад. Откровенные явные фальшивки появляются редко, эта волна в основном спала. Но осталась большая проблема — «перелицовки». Время от времени появляются и картины со всем «пакетом документов» от лучших музеев — а технологическая экспертиза их сразу отметает. Эти вещи куда-то пропадают, а потом могут опять появиться.
4. НИНЭ им. П. М. ТретьяковаИдея создания экспертного центра была вполне логичной, и вскоре НИНЭ им. П. М. Третьякова стала активно использовать преимущества частной компании — без ограничений привлекать к сотрудничеству искусствоведов и технологов из любых организаций (с НИНЭ сотрудничает около 70 искусствоведов). В 2008 году, когда Александр Чвала и Александр Попов (после окончания РГГУ работавший сотрудником отдела экспертизы ГТГ) открыли Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова, на российском антикварном рынке (а в Москве особенно) ощущалась острая нехватка экспертных организаций: сказывались последствия прекращения «работы с населением» отдела ГТГ, занимавшегося экспертизой. Сегодня спрос на проведение экспертных заключений здесь стабильный, примерно с 5%-ным ежегодным ростом; в последнее время на рынок выходят работы, по которым экспертиза проводилась лет 10–15 назад, и новые владельцы хотят быть уверенными в своих приобретениях. Можно прогнозировать и всплески активности клиентов в течение года: весной и осенью в связи с Российским антикварным салоном и под Новый год; за экспертизой также часто обращаются покупатели после лондонских русских торгов. Расценки на проведение экспертизы колеблются в диапазоне от 22 тыс. до 55 тыс. руб. по важным работам (есть градация, связанная с художественным значением картины), но бывают и исключительные случаи по суперсложным заказам. Например, консилиум нескольких специалистов по поводу четырех больших работ Виктора Васнецова (считавшихся утраченными) с проведением дополнительных исследований в итоге стоил около 300 тыс. руб., что все равно несопоставимо с рыночной стоимостью этих произведений. В то же время расценки на экспертизу недорогой графики и живописи начинаются со скромных 5 тыс. и 12 тыс. руб. Рассматривается возможность введения в НИНЭ практики страхования ответственности экспертов. Александр Попов, административный директор и партнер в НИНЭ им. П.М.Третьякова: "Мне предлагали открыть экспертный центр, чтобы в нем было «не так строго». В последнее время есть ощущение, что подделок на рынке меньше. Возможно, все стали осмотрительнее: и галеристы, дорожащие своей репутацией, и покупатели, у которых появился опыт. Но совсем проблема подделок не исчезла. Когда НИНЭ уже некоторое время стабильно работала, мне поступило предложение открыть еще один экспертный центр, но с условием: чтобы в нем было «не так строго». Если оценивать общий объем работы, то за пять лет (2008–2013 годы) мы изучили более 7 тыс. предметов, то есть больше 1 тыс. произведений в год. Прошлый, 2013 год оказался ударным: наши специалисты исследовали около 2,7 тыс. предметов. Мы работаем и с частными лицами, и с организациями, и заказы бывают очень интересные. Например, для гостиницы «Метрополь» мы исследовали все ее антикварные предметы, около 1,6 тыс. произведений, в том числе живопись, мебель и бронзу.
5. Эксперты-антикварыВ 2008 году российский «профсоюз антикваров», Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (по профессиональным интересам которых все скандалы с экспертизой били в первую очередь), обнародовал на своем сайте список экспертов, прошедших внутреннюю аккредитацию в организации и заслуживающих доверия, по мнению антикварного сообщества. Эксперт считается аккредитованным при МКААД, если 75% от общего числа членов были согласны с его кандидатурой. Конфедерация делится на секции (от древнерусского искусства и русского искусства XVIII–XIX веков до ковров, тканей и букинистики с нумизматикой), и внутри каждой выдвигались свои имена. В число аккредитованных экспертов вошли не только музейные специалисты и сотрудники экспертных организаций, но и некоторые антиквары, долгое время работающие с произведениями определенных художников. Эксперт, аккредитованный МКААД, не может быть специалистом по большому количеству авторов и по длительному историческому периоду (допустим, по всему русскому искусству всего XIX века), и в настоящее время есть эксперты даже по одному художнику. Марина Молчанова, вице-президент по экспертизе МКААД, директор галереи «Элизиум»: "Я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации. Если нас спрашивают, где сделать экспертизу, мы можем рекомендовать людей, вошедших в наш список, как специалистов экстра-класса. Но он не утверждается раз и навсегда, раз в три года проходит переаккредитация, и, если за это время заключения эксперта ставились под сомнение, он может не войти в обновленный список. Сама конфедерация никак не связана с экспертами и не влияет на их работу. Эксперты ничего не обязаны делать для МКААД, они просто должны поддерживать чистоту рынка." То, что музеям запрещено сегодня проводить экспертизу, с одной стороны, хорошо (музеев больше не касаются проблемы несостоявшихся сделок на антикварном рынке). Но, с другой стороны, я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации. Потому что основа экспертизы — это сравнение с эталонными вещами, а все эталоны находятся в музейных собраниях. Нужно брать живопись или графику, вносить в музей и ставить рядом с этими эталонами. Экспертным организациям, которые тесно сотрудничают с музеями, легче, эксперты — музейные специалисты много помнят, но, с моей точки зрения, нужно, чтобы картины при сравнении могли физически находиться рядом с эталонами.
6. Центр им. И. Е. РепинаВесной 2014 года заявил о своем открытии Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина. Коллекционер и галерист Виктор Шпенглер, владелец и руководитель центра, говорит, что создавал эту структуру прежде всего потому, что экспертная деятельность ему действительно интересна. Опираясь на 20-летний опыт работы на антикварном рынке, он счел необходимым развивать именно это направление. Виктор Шпенглер, владелец и руководитель Центра художественной экспертизы им. И.Е.Репина: "Бывало, что эксперты искренне ошибались. В 2000-е годы ситуация на отечественном рынке искусства складывалась неоднозначно. Существовал класс недобросовестных дилеров, которые хотели любым способом получить «бумагу» с печатью государственной экспертной организации. Заключение экспертизы с печатью государственной институции внушало доверие покупателю. В такой ситуации некоторые эксперты стали весьма востребованными и даже влиятельными участниками арт-рынка, поскольку от их слова зависел успех той или иной сделки. Я сам продолжительное время являлся клиентом многих экспертных организаций Москвы и знаю, что ситуации в экспертизе возникали разные. Бывало, что эксперты искренне ошибались. Были случаи давления со стороны руководства. В меньшей степени, но давление деньгами тоже имело место быть. «Экспертные» конфликты того времени были своего рода кризисом при болезни, что парадоксальным образом помогло рынку очиститься."
7. Лаборатория ММОМАПополнились и ряды государственных структур, занимающихся экспертизой. С 2007 года отсчитывает начало своей деятельности Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства (ММОМА), которая сотрудничает как с государственными организациями, так и с частными лицами и фирмами. По словам начальника лаборатории Виталия Семикина, она оснащена самым современным спектральным и хроматографическим оборудованием для проведения технологических исследований, в частности при оценке временных рамок создания произведений. theartnewspaper.ru |
antikclub.ru