Богиня Афина - как она выглядит и чему покровительствует? Картина афина
Афина. Шедевры мирового искусства
АфинаАфина богиня мудростиБартоломеус Шпрангер1593 годАфина и ГермесБартоломеус Шпрангер1585 год Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала.В римской мифологии богине соответствует Минерва.Тут Жд билеты на поезда дальнего следования.
www.nitpa.org
Описание картины Густава Климта «Афина Паллада» (1898)
Самобытность австрийского художника Густава Климта заключается в изображении им женщин в качестве главных героинь произведений. В своих полотнах он касается таких общезначимых тем, как смерть, преклонный возраст, любовь, изображенные выразительными броскими красками, преимущественно в золотых тонах. Особенно эффектны на его холстах образы могущественных повелительниц и губительных красавиц, властвующих над мужчинами и приносящих им гибель.
Галерея сверхженщин начинается с Афины Паллады, изображенной в золотых доспехах, увешанной оружием, уверенной в победе над всем мужским родом. Отдельные детали, впервые возникшие на этом полотне, впоследствии станут иметь первостепенное значение в дальнейшем творчестве мастера, к примеру, применение благородного металла и метаморфозы тела в узор, а орнамента – в плоть.
На картине по грудь изображена женщина в доспехах: из-под шлема, наполовину скрывающего ее лицо и голову, выбиваются пряди длинных каштановых волос, струящихся по груди. В согнутой и поднятой вверх руке она держит металлическое копье, слегка опираясь на него. В другой руке персонаж держит атрибут власти в виде шара с укрепленной на нем миниатюрной обнаженной женской фигуркой. Кольчуга из золотых колец украшена на шее щитком с отчеканенным на нем сатиром. Стоит она на фоне стены, покрытой рисунками женской фигуры с левой стороны от героини, а справа затененный рисунок мифического животного на фоне орнамента из колец, перекликающегося с кольчугой.
В отличие от других красавиц на холстах мастера, Афина источает могущество, властолюбие, ее воинственность имеет магнетическую природу. Блеск ее доспехов – блистающего шлема, нагрудника из золотых колец – соотносится с сиянием ее живых, горящих огнем глаз, которые стали символизировать отстаивание сецессионистами права на свободное самовыражение. Критики настолько впечатлились Афиной, что дали ей имя «демон сецессиона». Она дала старт новому витку в работах живописца, который назвали золотым периодом. В образе Афины Климта захватывала ее божественная суть.
opisanie-kartin.com
Интересная судьба знаменитой картины - Вспомнить, подумать...
Рембрандт Харменс ван Рейн Афина Паллада или Александр Великий. 1660-1661.( Музей Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон (до 1930 года - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) )
Мерцание золотистого света на доспехах богини, таинственный красный цвет перевязи и пышных перьев, спадающих с изображения совы, венчающей ее шлем - и перед нами "Афина Паллада". Это одно из самых притягательных полотен последнего периода Рембрандта.
Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно? Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднее ренессансного вооружения. Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями. Именно про такого Рембрандта авангардист Филипп Гастон сказал, что «в Рембрандте искусство исчезает. Любая его картина, это вовсе не картина, но реальная личность – это голем, рукотворный заместитель человека. Рембрандт – единственный художник во всем мире!».
В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 - 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием "Афина-Паллада".Афина - «владычица» - в древнегреческой мифологии - богиня справедливой войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Однако далеко не все соглашались с таким мнением. В опись коллекции Бодуэна (1780) эта композиция внесена как "портрет Александра в доспехе Паллады". Александру Македонскому приписывали и особое покровительство Афины. Позднее в литературе картину называли "Марсом", "Портретом Титуса" и "Молодым воином".
Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II.
Владелец этого полотна, граф Сильвестр-Рафаэль Бодуэн (1715 - 1797), был известным гравером-любителем и большим знатоком старинных картин.
В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955).
Галуст Гюльбенкян
Галуст Гюльбенкян был сыном богатого армянского нефтепромышленника и банкира, сколотившего состояние на импорте керосина из России в Оттоманскую империю. В награду за эту деятельность султан назначил его управляющим порта на Черном море.Добыча нефти постепенно становится прибыльным делом, но если европейские страны и США еще не интересовались всерьез нефтяными богатствами Среднего Востока, то Галуст Гюльбенкян уже тогда осознал перспективы их широкомасштабной разработки.В 1892 он переехал в Лондон и активно занялся нефтяным бизнесом.Активный участник всех нефтяных проектов того времени. Его также называли «Господин пять процентов». Рассказывают про него интересный случай.Гюльбенкян отправился в круиз по Средиземному морю. У берегов Марокко он обратил внимание на странный корабль с трубой на корме.-Что это?- спросил он у путешествовавшей вместе с ним дочери.- Ведь это же нефтяной танкер, папа,- удивленно ответила Рита. Она и не подозревала, что ее отец- известный торговец нефтью, недавно заключивший одну из крупнейших сделок века, никогда раньше не видел такого судна.
У Гюльбенкян была одна страсть – коллекционирование произведений искусстваВ начале 20-х годов он приобрел в Париже дом на авеню Йены 51, выстроенный в модном по тем временам стиле и оснащенный самыми современными системами, обеспечившими комфортные условия для размещенных в его стенах произведений искусства. С 1927 года вплоть до начала войны он служил ему домом, мастерской и своеобразным музеем без посетителей, так как владелец коллекции ревностно охранял ее. Здесь они многие годы находились в затворничестве. Хозяин не допускал к своим «детям» (так он называл экспонаты своей коллекции) посторонних. Напрасно хранители национальных галерей Лондона и Вашингтона пытались убедить ревнивого хозяина в необходимости сделать свои сокровища доступными взору общественности.
Интересен тот факт, что в том же здании располагалась иранская дипмиссия, в которой Гюльбенкян служил советником по экономике. В годы Второй мировой войны, когда встал вопрос конфискации здания, зять Гюльбенкяна Геворк Есаян, благодаря своему дипломатическому таланту, смог отстоять здание и не допустить его передачи высокопоставленному немецкому военному.В апреле 1942 года, в самый разгар войны, Галуст Гюльбенкян переехал в Португалию. За два года до кончины Гюльбенкян составил завещание, выразив желание создать в Лиссабоне фонд, призванный собрать и сохранить большую часть его коллекций. Он оставил фонду 2,6 миллиарда долларов и обеспечил годовым бюджетом в 102 миллиона долларов.
В 1929—1934 годах советское правительство во главе со Сталиным предприняло акт распродажи полотен эрмитажной коллекции. Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Гюльбенкян, торговавший тогда нефтью с Советской Россией. Г. Л. Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, с целью установления контакта за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили и «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже
.Наконец в 1930-м г. было принято решение продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно найдут покупателя и будут проданы , что было необходимо, чтобы выполнить план по выручке валюты. Комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна. Тогдашним наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гюльбенкяном, ему был продан ряд картин, большинство из которых сейчас находятся в постоянной экспозиции основанного его фондом музее Г. Гюльбенкяна в Лиссабоне.
Вот так в мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955). В результате секретных соглашений, заключенных в Париже между богатейшим предпринимателем и представителями Госторга РСФСР, Эрмитаж принудили выдать в контору "Антиквариат" ряд ювелирных сокровищ и произведений живописи. "Афина" оказалась в особо ценной партии предметов, в состав которой, помимо шедевров живописи Рембрандта, Г. Тер Борха, Ватто и Н. Лакре, входила также прославленная статуя Гудона "Диана-охотница".
Посланцы Гюльбенкяна, прибыв в Ленинград, стали отбирать интересующие его произведения искусства, давать заключение об их стоимости, следить за упаковкой и отправкой. С апреля 1929 года до октября 1930-го 51 шедевр бывшего императорского Эрмитажа, проданный по дещевке Гюльбенкяну, навсегда покинул Россию.Никакие протесты дирекции музея во внимание не принимались. Известно, что "Афина" Рембрандта была отправлена в Париж через берлинскую таможню в своей эрмитажной золоченой раме.Теперь "Афина-Паллада" уже навсегда принадлежит Музею Галуста Гюльбенкяна
Вход в музей и территория парка фонда Галуста Гюльбенкяна
После смерти Гюльбенкяна фонд 5 лет занимался сбором многочисленных коллекций мультимиллионера, разбросанных по всему свету. Еще 5 лет ушло на систематизацию собранного материала. В октябре 1969 г. в Лиссабоне был построен культурный центр, включающий в себя Центр современного искусства, открытый театр на берегу живописного озера и музей, под крышей которого собрались наконец 6000 «детей»
В 2005 году картина "навещала" Россию и свой Эрмитаж, но увы не надолго.
ngasanova.livejournal.com
мифы, картинки и фото Афины.
Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.
Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.
Фото: рождение Афины.
Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.
Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.
В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.
Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.
«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.
Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.
Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.
Несколько фото картин и статуй богини Афины:
kajlas.ru
описание, история и интересные факты
Наследие человечества сохранило великолепные творения искусства. Множество архитектурных шедевров, картин, произведений литературы и музыки до сих пор восхищает современных людей. Их можно увидеть на выставках, в музеях, приватных коллекциях. Некоторые сокровища нации по-прежнему находятся под землей или закрыты в дворцах и замках.
Но оказывается, истории известны произведения, которые уже не увидишь никогда. Чаще всего люди узнают о них из других произведений. Например, Афина Парфенос стала известна только благодаря копиям и описаниям. На данный момент подлинной скульптуры не существует. Но красота описания до сих пор хранит это произведение Фидия в памяти современных людей.
В честь кого?
Нетрудно догадаться, кого имел в виду Фидий. Афина Парфенос - это воплощение той самой древнегреческой богини, которая в свое время прославилась благодаря своему уму и мудрости. Афина была самой почитаемой богиней Древней Греции. Она входила в число величайших владык Олимпа. Помимо того, что ее называли богиней войны, Афину считают причастной к знаниям, искусству, ремеслам, также называют покровительницей городов и государств.
Как выглядела?
Прежде чем узнать, что представляла собой статуя, Афина Парфенос должна предстать пред нами в истинном обличии. Пожалуй, она остается для многих наиболее выразительным персонажем Древней Греции. Именно её считают самой необычной и запоминающейся. Это связано с тем, что кто бы ни изображал Афину, она всегда при себе имеет атрибуты мужчины: доспехи, оружие и щит. Также рядом с богиней всегда можно было заметить священных животных.
Чаще всего Афина - русоволосая и сероокая женщина. Гомер вовсе считал её "совоокой". Пожалуй, такое сравнение связано с тем, что рядом часто можно было увидеть сову, символ мудрости. Не имеет значения, где мы знакомимся с Афиной, то ли в стихотворениях, то ли в прозе, то ли на холсте, творцы всегда стараются выделить её большие глаза.
Основными атрибутами Паллады все же остается шлем, который имел высокий гребень, и эгида, или щит, украшенный головой горгоны Медузы. Также рядом, в частности на картинах, можно увидеть оливу, которую считали священным деревом, сову и змею – два символа мудрости. С Афиной не раз встречалась и Ника – крылатая богиня.
Автор
Многие мечтали сохранить в истории человечества статую «Афина Парфенос». Скульптор Фидий навсегда в умах людей остался творцом великой богини. Творец жил в 400-е годы до нашей эры. Был другом Перикла и считался величайшим художником периода великой классики.
За свою недолгую карьеру он создал огромное количество работ. Главным их персонажем оставалась всегда Афина. Помимо той, что поместилась позже в Парфеноне, была скульптура богини на афинском Акрополе. Её Фидий создал в честь победы над персами. Она была огромная и служила своеобразным маяком для моряков.
Афина Лемния также не сохранилась до нынешних времен, но о ней известно благодаря копиям. Эта статуя была создана специально для жителей острова Лемнос, отсюда и такое название. Известно также еще о двух скульптурах, отображающих богиню войны. Одна находилась в Платеях, а другая в Ахайе.
Фидий также является автором одного из семи чудес Древнего мира. Речь идет о скульптуре Зевса в Олимпии. Эта статуя была единственной, которая находилась на материковой части Европы. Она была сделана из мрамора, а по размерам превосходила любой храм того времени.
Скульптура
Как известно, скульптура Афины Парфенос находилась в Парфеноне. Этот храм был построен как дом для богини между 447 и 432 годами до нашей эры. Статуя была сделана из слоновой кости и золота. Она была создана для того, чтобы прославить успех в персидских войнах.
Несмотря на то что Афина Парфенос давно перестала существовать, она по сей день остается невидимым символом великого города. Об исчезновении скульптуры до сих пор мало что известно. Исторические факты приводят нас в Константинополь, куда, возможно, была перевезена статуя. Именно здесь её могли разрушить и разворовать. Восстановить первоначальный вид позволяют копии, скульптурные детали и описания Плутарха и Павсания.
Все самое дорогое
Сейчас трудно понять, была ли Афина названа в честь храма Парфенона, либо же все было с точностью наоборот. Сейчас мы можем утверждать, что Парфенос значит "дева", а Парфенон означает "дом девы".
Сам храм был не менее великолепным. Но статуя Афины Парфенос все же по праву считается главным украшением здания. Мифы и легенды говорят, что храм изначально строили для того, чтобы туда могла поместиться эта скульптура. Возможно, когда воздвигали Парфенон, уже понимали, что Фидий туда поместит что-то схожее со скульптурой Афины Промахос.
Максимально точные описания статуи дал Плиний. Он утверждал, что творение получилось высотой около 12 метров (26 локтей). Для его изготовления была взята слоновая кость и золото. Первое Фидий использовал для создания частей тела богини, а остальное все было изготовлено из золота.
Также шла речь о том, что золото могло быть легко удалено в случае финансовых трудностей. Для остальных украшений была использована медь, стекло, серебро и драгоценные камни. В результате Фидий создал скульптуру, стоимость которой в разы превышала стоимость всего храма Парфенона.
Известно, что статуя занимала огромный постамент высотой 4-8 метров. Располагалась ближе к восточной двери и была окружена колоннами. Перед скульптурой находился большой резервуар с водой, который по-современному можно назвать бассейном. Это было сделано для того, чтобы в холе все время было влажно, и слоновая кость сохранялась в этих условиях.
Украшения
Очень величественной и воинственной у Фидия получилась Афина Парфенос. Описание деталей дает понять, насколько уникальной была эта скульптурная композиция. По копиям стало ясно, что в одной руке богиня держала статую Ники, которая, кстати, имела высоту 2 метра, но на фоне величия основной скульптуры выглядела очень миниатюрно. В другой руке Афина держала щит.
Именно он является спором того времени. Его наиболее часто пытались скопировать творцы всего мира. Плиний утверждал, что на щите Фидий отобразил битву Тезея и амазонок. Также тут можно было найти битву гигантов с богами. Было здесь и изображение горгоны Медузы. Возможно, и еще каких-то интересных персонажей.
Не менее привлекательным казался и шлем Афины Парфенос. Он имел на себе сфинкса посередине и двух грифонов с крыльями Пегаса. Известно также, что в ногах богини находилась змея. Некоторые утверждают, что рептилию разместил Фидий и на груди у покровительницы. Эта змея была дана богине Зевсом. Обувь украшали кентавромахии.
Невидимые детали
Конечно, о каких невидимых деталях скульптуры может идти речь, когда из современников никто не видел скульптуру? Афина Парфенос полна тайн и загадок. Есть утверждение, что на щите богини Фидий поместил свой портрет и изображение своего друга Перикла. Предположительно он завуалировал все под Дедала и Тезея.
Также многие современники считают, что Фидий увлекался мальчиками. Его возлюбленным был молодой Пантарк, ставший победителем в борьбе на Олимпиаде. Юноша был так дорог скульптору, что надпись «Прекрасный Пантарк» была высечена на одной из статуй. Возможно, именно на пальце Афины Парфенос красовалось это признание. Хотя достоверных данных об этом нет. Возможно, надпись была на статуе Зевса, либо на скульптуре Афродиты Урании.
Жертвы
Как уже говорилось ранее, Фидий сделал многое, чтобы Афина идеально вписалась в Парфенон. Если статуя Зевса головой упиралась в потолок и казалось, что если громовержец встанет, он пробьет здание, то богиня гармонично смотрелась в архитектурном пространстве.
Дело в том, что Фидий не раз общался с Иктином, строителем, чтобы тот немного отошел от изначального плана и вообще стиля дорийского храма. Скульптор требовал больше пространства внутри. В итоге мы видим не 6 классических колон, а восемь. К тому же они расположились не только по бокам статуи, но и позади ней. Афина оказалась словно вписана в архитектурную раму.
Хронология
Оказалось, сложно определить дальнейшую судьбу творения. Также не известно, где погибло создание Фидия Афина Парфенос. История его начинается около 447 года до н. э., когда скульптор получил заказ и приступил к работе. Уже через 9 лет статую установили в храме.
Через пару лет случается первый конфликт. Фидия подставляют враги и завистники, после чего ему приходится оправдываться во имя очищения своей совести. Далее более столетия ничего не было известно о судьбе статуи. Но в 296 году до н. э. один военачальник снял золото со скульптуры, чтобы оплатить свои долги. Тогда пришлось металл заменить на бронзу.
Еще более чем через столетие Афина Парфенос пострадала от пожара. Но её смогли отреставрировать. Следующая информация появляется уже в 5-м веке нашей эры. Известно, что очередной пожар в храме вновь терзает творение. В 10-м веке н. э. шедевр находился в Константинополе. Что произошло дальше – неизвестно.
Рок судьбы
Мы уже мельком упоминали о конфликтах, которые затронули Фидия. Именно Афина Парфенос стала для него предвестником смерти. Творец был хорошим другом и советником Перикла. Он помогал ему с реконструкцией Акрополя. Также он был, безусловно, талантлив. Поэтому враги и завистники не могли пройти мимо.
Впервые он столкнулся с ними, когда его обвинили в краже золота с плаща богини. Фидию не было чего скрывать. Было приказано снять золото с основы и взвесить. Недостачи не обнаружили.
А вот следующие обвинения закончились плачевно. Враги долго искали, к чему же придраться. Последней каплей стало обвинение в оскорблении божества. Многие знали, что Фидий попытался отобразить себя и Перикла на щите Афины Парфенос. Скульптора бросили в тюрьму. Именно тут и пришла его смерть. Единственное, что для историков так и осталось загадкой: умер он от тоски или от яда.
Слава
Среди всех работ Фидия самой известной считается Афина Парфенос. Описание и история её настолько яркие, что об этом творении известно нам спустя тысячелетия. Слава скульптуры пронеслась сквозь года. О ней не раз писали современники Фидия, а также более поздние литераторы. Известно, что даже Сократ ссылался на Афину для толкования понятия прекрасного.
О величии произведения говорит и количество копий, которые сохранились по сей день. Наиболее точной и яркой остается скульптура «Афина Варвакион». Она находится в Национальном музее Афин. Вторая схожая копия разместилась тут же под названием «Афина Ленорман».
Горгону Медузу, которая помещалась на щите, также не раз копировали. Наиболее известной остается копия головы «Медуза Ронданини». Сейчас эта скульптура находится в Мюнхене, в Глиптотеке.
Не раз художники пытались скопировать щит оригинала. Один из них хранится в Британском музее и называется «Щит Странгфорда». Подобный также есть в Лувре.
Дом Афины
Сейчас от Парфенона практически ничего не осталось. Хотя храм хранит многовековую историю, которая, как и скульптура, полна тайн и противоречий. Греческие археологи и строители старались максимально воссоздать античный стиль руин. Но все величие и красоту, конечно, передать уже невозможно. Тем не менее ощущение того, что много веков назад здесь проходили исторические события, чарует и завораживает. Истории гидов ежегодно собирают много туристов, которым позволено окунуться в атмосферу античной воинственности.
fb.ru
Древнегреческая богиня мудрости Афина - мифы и легенды
Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.
Кто такая Афина
Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:
- общественный порядок – Афина богиня мудрости в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
- корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
- мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
- ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
- музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
- целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
- покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.
Как выглядит Афина?
Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.
Символ Афины
В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в памяти человека возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:
- шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
- копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
- эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
- Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
- сова – символ мудрости;
- змея – дар предвидения.
Дети Афины
Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:
- Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
- Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.
Миф о богине Афине
Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.
womanadvice.ru
Греческая богиня Афина
Афина, Афина Паллада — богиня мудрости, организованной войны, военной стратегии в древнегреческой мифологии, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Афина входит в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, она является богиней знаний, искусств и ремёсел; девой-воительницей, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, сноровки, ума, изобретательности.
Прозвище «Паллада» она добавила к своему имени в честь по разным вариантам товарища по играм Палланта или молочной сестры Паллады, которого (которую) убила случайно в игровой битве.
Благодаря своей необычной внешности, Афина легко отличима от других древнегреческих богинь. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — держит в руках копьё, одета в доспехи. На голове шлем, как правило, коринфский — с высоким гребнем. Её щит – эгида – обтянут козьей шкурой и украшен головой Горгоны Медузы. Её сопровождают священные животные:
- сова (символ мудрости),
- змея (также символ мудрости)
Её растение – олива – священное дерево древних греков.
Её называли «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза.
Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространена версия из «Теогонии» Гесиода. Царю богов Зевсу было предсказано, когда его первая жена Метида забеременела, что у неё родится двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в мудрости и храбрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Зевс не хотел терять главенство над миром. По совету Урана и Геи он хитростью заставил Метиду стать маленькой и проглотил её.
Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса.
Афина появилась на свет взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.
Интересен миф о том, как Афина получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху.
Согласно этому мифу, первым пришёл в Аттику Посейдон, в землю на Акрополе ударил трезубцем, и возник источник морской воды, который показывали в Эрехтейоне в историческое время. Следом за ним появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи присудили победу Афине, поскольку её подарок является более полезным, город назвали её именем, Разгневался Посейдон и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.
Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. В отличие от Артемиды и Гестии, богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.
Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле, самом грозном и сильном греческом воине. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении.
Будучи богиней ремесел, Афина причастна и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.
В этой связи существует только один миф об Афине, где говорится о смертной женщине. Афину, как богиню ремесел, на состязание в мастерстве вызвала слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина была восхищена безукоризненной работой своей соперницы, носюжеты, изображенные на полотне, её взбесили. Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. В следующей сцене была изображена Даная, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; затем Арахна выткала изображение девы-Европы, которую Зевс похитил, обернувшись великолепным белым быком.
Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная женщина не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину.
В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.
www.smirnova-tatjana.ru