Художники Карелии: но не про пейзажи. Карелия картины
Самые красивые места Карелии (Фото)
Республика Карелия находится в Северной Европе, на границе России с Финляндией. Ее называют центром деревянного зодчества, кладовой грибов и самым таинственным краем в России. Здесь было сделано множество красивых фото, но они не в состоянии передать всей гаммы чувств, которые вызывают у путешественника эти места. Сказочные таежные леса, прозрачные озера, девственная природа, обилие памятников истории и архитектуры – все это нужно увидеть своими глазами.
Гора Воттоваара
В центральной части республики, в 20 километрах на юго-восток от поселка Суккозеро находится любопытное место – гора Воттоваара, самая высокая вершина Западно-Карельской возвышенности (417 метров).
Местные жители называют это место силы Смерть-горой и считают порталом в потусторонний мир – здесь отмечено аномальное влияние на электроаппаратуру, природу, организм человека. Мертвая тишина, а также угнетающий вид изогнутых, сломанных ветром и почерневших после пожара деревьев усиливают зловещее ощущение.
В 1978 году на горе был обнаружен комплекс древних культовых сейдов – камней-валунов обкатанной формы, расположенных группами. При этом огромные глыбы лежат на более маленьких, создавая впечатления камней на ножках.
Также на Воттовааре находится загадочная лестница в небо – 13 вырубленных в скале ступеней, заканчивающихся пропастью.
Гора Киваккатунтури
Расположена в национальном парке Паанаярви, в Лоухском районе. Высота горы составляет 499 метров, а название переводится с финского как «каменная баба» – на вершине находится множество сейдов, один из которых напоминает голову старухи.
Подъем на Кивакку достаточно легкий и занимает 1-2 часа – кроме протоптанной тропы для удобства туристов настелены деревянные брусья. При восхождении можно увидеть вокруг характерные для этих мест особенности ландшафта – висячие болота и высотные озера, лежащие на склонах горы и свидетельствующие о водоносности породы.
С открытой вершины хорошо просматриваются красоты парка Паанаярви. Особенно живописным это место становится с приходом осени, когда растения окрашивают гору в желто-багряные цвета.
Горный парк «Рускеала» (Мраморный каньон)
Основой этого туристического комплекса в Сортавальском районе Карелии является бывший мраморный карьер. Блоки, добытые здесь, использовались для облицовки дворцов и соборов Санкт-Петербурга и других городов России. Сейчас эти каменоломни превратились в рукотворные мраморные чаши, заполненные чистейшей водой и прорезанные системой шахт и штолен, напоминающих таинственные пещеры и гроты.
Горный парк занимает 450 метров в длину и около 100 – в ширину. Он оборудован для туристов – расчищены пешеходные дорожки, созданы смотровые площадки, есть стоянка для автомобилей, прокат лодок. Именно с воды открываются наиболее впечатляющие виды на окружающие, высотой до 20 метров, скальные породы. Также на лодке можно заплыть в мраморный грот и полюбоваться причудливым отражением воды в полупрозрачных сводах.
Пещеры Мраморного каньона
Не менее любопытны шахты и штольни карьера, куда можно попасть с экскурсией. Большинство из этих пещер были затоплены, но встречаются и сухие – чем выше температура воздуха на поверхности, тем сильнее здесь ощущается мертвенный холод.
За уникальную акустику один из таких гротов назван Музыкальным. Однако самый большой интерес вызывает пещера Провал, в кровле которой образовалось отверстие размерами 20 на 30 метров. Другое название Провала – Зал Горного Короля или Ледяная пещера, спускаться в нее лучше всего в холодное время года, когда 30-метровая толща воды в гроте скрыта подо льдом. Стекающие со сводов капли образовали многочисленные ледяные сталактиты и сталагмиты, красоту которых подчеркивает подсветка.
Рускеальские водопады (водопады Ахвенкоски)
Недалеко от поселка Рускеала, где река Тохмайоки делится на несколько рукавов, находятся 4 небольших водопада. Падая с каменистых уступов высотой 3-4 метра, вода цвета кваса пенится и грохочет.
Территория вокруг облагороженная, есть деревянные беседки, кафе, сувенирный магазин. Когда-то в этих местах снимали фильмы «А зори здесь тихие», «Темный мир», сейчас по реке Тохмайоки, преодолевая водопады, осуществляют сплавы на каяках (байдарках).
Национальный парк «Паанаярви»
Этот уголок дикой природы раскинулся на северо-западе Карелии, в самой возвышенной ее части и занимает около 103 тысяч гектаров. Своим названием парк обязан уникальному озеру Паанаярви, возникшему в разломах скальных пород, границы парка проходят вдоль линии этого озера и реки Оланга.
Ландшафты здесь живописные и разнообразные – горные вершины чередуются с ущельями, бурные реки и шумные водопады соседствуют со спокойной гладью озер.
В парке находится самая высокая точка республики – гора Ноурунен. Здесь же можно увидеть водопад Киваккакоски – один из самых крупных и мощных в Карелии.
Световой день зимой очень короткий – уже с конца августа можно наблюдать северное сияние. Зато летом солнце заходит лишь на 2-3 часа – наступает пора белых ночей.
Национальный парк «Калевальский»
Этот парк был создан на крайнем западе Карелии в 2006 году для сохранения одного из последних в Европе массивов старовозрастных сосновых лесов. На территории в 74 тысячи гектаров сосны занимают около 70%, возраст многих деревьев достигает 400-450 лет.
Тысячелетиями эти места являлись неизменной средой обитания разнообразных видов животных и растений, девственная красота лесов завораживает и сейчас. В парке можно увидеть множество крупных рек с живописными водопадами, глубоких чистых озер.
Также здесь расположено несколько деревень – Вокнаволок считается колыбелью карельской и финской культур, где рождались песни эпоса «Калевала», в Суднозеро сохранилось множество памяток истории и культуры, а Панозеро считается одним из старейших поселений в районе.
Архипелаг Кузова
Представляет собой группу из 16 небольших островов в Белом море, недалеко от города Кемь. С целью сохранения уникального ландшафта и разнообразия растительного и животного мира здесь был создан государственный ландшафтный заказник «Кузова». Сейчас для посещения туристов отведены специальные места на 3 островах – Русский Кузов, Немецкий Кузов и Чернецкий.
Кроме красот окружающей природы архипелаг привлекает обилием сейдов, лабиринтами, древними стоянками людей эпохи мезолита и бронзы, культовыми постройками. Острова окутаны множеством легенд и до сих пор являются загадкой для историков и археологов.
Кратер вулкана Гирвас
В небольшом поселке Гирвас Кондопожского района Карелии находится самый древний в мире сохранившийся кратер вулкана, возраст его составляет около 2,5 миллиардов лет.
Раньше здесь протекала полноводная река Суна, но после строительства плотины для гидроэлектростанции ее русло осушили, а воду пустили по другому пути, и теперь в полупустом каньоне отчетливо видны окаменевшие потоки лавы. Сам кратер вулкана не выступает над землей, а представляет собой углубление, заполненное водой.
Водопад Кивач
В переводе с финского название водопада означает «мощный», «стремительный». Находится он на реке Суна и является четвертым по величине равнинным водопадом в Европе. Кивач состоит из четырех порогов общей высотой 10,7 метров, из которых отвесное падение воды составляет 8 метров.
Из-за строительства в этом районе ГЭС произошел большой отток воды, что несколько уменьшило привлекательность водопада. Лучшим временем для посещения этой достопримечательности считается весна, когда Суна набирает силу, питаясь талыми водами. В 1931 году вокруг водопада был создан Государственный природный заповедник «Кивач».
Водопад Белые мосты (Юканкоски)
Этот водопад, расположенный на реке Кулисмайоки в Питкярантском районе республики, является одним из самых высоких и красивых в Карелии и достигает около 18 метров в высоту. Летом вода в реке хорошо прогревается, что позволяет искупаться в ней и постоять под ниспадающими потоками воды.
В 1999 году на прилегающей к водопаду территории был учрежден гидрологический памятник природы «Белые мосты», площадь которого составляет 87,9 гектаров. Из-за расположения в лесу, вдали от трассы, Юканкоски пользуется не слишком большой популярностью у путешественников.
Марциальные воды
Это название носит бальнеологический и грязевой курорт, а также поселок в Кондопожском районе. Курорт был основан Петром I в 1719 году и является первым в России.
Здесь находится 4 скважины, из которых изливаются минеральные воды, основная их особенность – количество железа, большее, чем в других источниках России и зарубежья. В каждом источнике концентрация железа разная, а воды содержат также кальций, магний, марганец, натрий.
Лечебными свойствами обладают и сапропелевые иловые сульфидные грязи, добываемые со дна озера Габозеро.
Курорт посещают для лечения болезней крови, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой и костно-мышечной систем, органов дыхания. Здесь же по проекту Петра I была построена церковь Святого апостола Петра, а напротив храма расположено здание краеведческого музея «Марциальные воды».
Остров Валаам
Название острова переводится как «высокая земля» – он является самым крупным из островов Валаамского архипелага, расположенного на севере Ладожского озера.
Ежегодно Валаам привлекает тысячи туристов – его каменистая территория длиной 9,6 и шириной 7,8 километров покрыта хвойными лесами, большими и малыми внутренними озерами, изрезана многочисленными протоками, бухтами и заливами.
Здесь же расположен поселок Валаам и памятник русского зодчества – Валаамский ставропигиальный мужской монастырь с множеством скитов (построек, расположенных в труднодоступных местах).
Остров добрых духов
Этот остров, расположенный на Вороньем озере, не отмечен ни на одной географической карте, за что его часто называют Карельской Шамбалой. Попасть на него можно во время сплава по реке Охта и исключительно с помощью подсказок проводников.
Место является раем для путешественника и славится удобными площадками для стоянок, отличной рыбалкой и живописными окрестностями. Однако больше всего привлекает людей обилие на острове деревянных поделок – настоящий музей под открытым небом, созданный руками туристов. Некоторые изделия датированы 70-ми годами прошлого века. Согласно легенде, это место населено духами, которые охраняют остров и вселяются в каждую поделку, принося удачу ее изготовителю.
Соловецкие острова
Этот архипелаг, включающий больше 100 островов, занимает 347 квадратных километров и является самым крупным в Белом море. Расположен он на входе в Онежский залив и внесен в состав особо охраняемой заповедной территории.
Здесь находится Соловецкий мужской монастырь со множеством церквей, Морской музей, аэропорт, ботанический сад, древние каменные лабиринты и целая система каналов, по которым можно пройти на лодке.
Около Мыса Белужьего обитает беломорская белуха – белый кит. Красивая природа и обилие памятников истории и архитектуры привлекают в эти места множество экскурсионных групп.
Озеро Пизанец
Расположен этот водоем в центральной части Республики Карелия, и имеет тектоническое происхождение – озеро образовалось в результате разлома земной коры, о чем ярко свидетельствует симметричность его берегов. Название озера переводится как «длиннейшее» – занимая до 200 метров в ширину, оно простирается на 5 километров в длину. В некоторых местах глубина превышает 200 метров.
На северном берегу водоема есть площадки для автомобильной стоянки, удобные места для рыбалки и спуска на воду лодки. При продвижении на юг берега становятся выше, образуя ущелье со скалами, возвышающимися на 100 метров над водой. Девственная природа, тишина и отсутствие поблизости населенных пунктов делают это место особенно притягательным для любителей уединения.
Белое Море
Это внутреннее море, расположенное на севере европейской части России, относится к бассейну Северного Ледовитого океана и имеет площадь 90 квадратных километров. Из-за холодной даже в летнее время воды (до 20 градусов), на Белом море нет слишком большого потока туристов, и природа во многих местах остается нетронутой.
На островах морского побережья обильно растет черника и грибы, в воде можно увидеть медуз, рыбу, нерп и белух. Уникальное зрелище представляет собой морское дно после отливов – оно заполнено разнообразными живыми организмами.
Ладожское озеро (Ладога)
Расположено в Карелии и Ленинградской области и является крупнейшим пресным водоемом Европы – длина озера составляет 219, а наибольшая ширина – 138 километров. Северные берега высокие и скалистые, со множеством заливов, полуостровов, больших и малых островов; южное побережье – мелкое, с изобилием каменистых рифов.
Вдоль Ладоги находится большое количество населенных пунктов, портов и баз отдыха, по водной глади скользят многочисленные суда. На дне озера были найдены многочисленные исторические находки различных эпох, даже сейчас эти места популярны среди любителей дайвинга. Также здесь случаются миражи и бронтиды – доносящийся из озера гул, сопровождаемый бурлением воды или слабыми колебаниями земли.
Онежское озеро (Онего)
Это озеро называют младшей сестрой великой Ладоги – оно является вторым по величине пресным водоемом в Европе. На территории Онего расположено более 1500 островов разных размеров, на берегах разместились десятки портов и пристаней, ежегодно проводится «Онежская парусная регата».
Вода в озере чистая и прозрачная благодаря минералу шунгит, которым буквально выстлано дно. Кроме рыбы здесь водится двустворчатый моллюск, выращивающий в своей раковине перламутровые шарики жемчуга.
Богатые грибами и ягодами таежные леса, очарование северной природы, огромное количество памятников истории, архитектуры, народного творчества влекут в эти места множество туристов.
Онежские петроглифы
На восточном побережье Онежского озера в Пудожском районе Карелии расположены древние наскальные рисунки, датируемые IV-III тысячелетиями до нашей эры. Они собраны в 24 разрозненных группы и охватывают участок в 20 километров, больше половины петроглифов находится на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Кладовец.
Всего в скалах выбито около 1100 изображений и знаков, в основном это рисунки птиц (особенно, лебедей), лесных зверей, людей и лодок. Размеры некоторых петроглифов достигают 4 метров.
Среди мистических фигур – загадочная триада «бес, сом (налим) и выдра (ящерица)». Чтобы обезвредить эту нечисть, приблизительно в XV веке монахи Муромского Свято-Успенского монастыря выбили поверх изображения христианский крест.
Деревня Кинерма
Название этой старинной карельской деревеньки, затерявшейся в Пряжинском районе, переводится как «драгоценная земля». Поселение, основанное более 400 лет назад, насчитывает до двух десятков домов, половина из которых является памятниками архитектуры. Здания расположены кругом, в центре которого находится часовня Смоленской Божьей Матери и старое кладбище.
Совсем недавно судьба деревни была под вопросом, постоянно здесь проживал только 1 человек. Однако, благодаря стараниям местных жителей, удалось отреставрировать здания, наладить быт, привлечь туристов. За сохранение исторического облика Кинерма признана комплексным памятником деревянного народного зодчества карел-ливвиков. Также она победила в конкурсе «Самая красивая деревня России».
Музей-заповедник «Кижи»
Основная часть этого уникального музея под открытым небом расположена на острове Кижи в Онежском озере. Сердцем собрания является ансамбль «Кижский погост», состоящий из 22-главой деревянной Преображенской церкви, меньшей по размерам Покровской церкви и объединяющей их колокольни, сейчас комплекс включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей постоянно пополняют привезенные из окрестных карельских, русских и вепсских деревень часовни, дома, иконы, предметы быта, хозяйственные постройки, в нем также представлен ряд исторических объектов Заонежья и Петрозаводска.
Успенская церковь
Храм Успения Пресвятой Богородицы находится в городе Кондопоге, на берегу Онежского озера. Церковь построили в 1774 году в память о крестьянах, погибших во время Кижского восстания (1769-1771 года).
Благодаря высоте в 42 метра она стала самой высокой деревянной церковью в Карелии. Внутреннее убранство сохранилось до наших дней и своей скромностью составляет контраст по отношению к богатым современным храмам.
Посещение Успенской церкви не входит в перечень обязательных маршрутов, здесь нет нашествия туристов, зато венчаются молодожены и крестят детей местные жители. Приехать сюда стоит ради окружающей красоты и особой атмосферы этого места.
krasivye-mesta.ru
Карелия. Просто пейзажи.: muph
Удивительным образом устроено критическое восприятие фотографом собственных работ. Скидываешь после поездки фотографии на жесткий диск и думаешь: "Мало, ох мало, Андрюша, приятных глазу картинок!" Тут свет скучный, тут левее надо было брать, тут передний план ни о чём. Но проходит с полгодика и в один прекрасный день ты ворошишь со скуки старые архивы и видишь всё те же фото, но по другому. Здесь скадрируем по-теснее, здесь утеплим, сверху пустим градиентик и вот уже ничегошная картинка, которую не стыдно выложить в бложик, а то и на фотосайт какой.
02. Хотя не исключено, что всему виной банальная ностальгия.
03. Сознание просто приукрашивает рядовую карточку приятными воспоминаниями, и цвета становятся ярче, свет чище, а композиция удачнее. Ы?
04. А может виновато время года?Есть ли кто-то, кто любит зиму больше лета?
05. Есть кто-то, кто скажет, что белый красивее зеленого?
06. Сейчас, этой невнятной монохромной зимой, даже летняя непогода кажется полной красок.
07. Или я всё же просто соскучился по карельским Белым ночам?
08. А может по этим бравым парням и нашему лагерю на необитаемом острове?
09. Что такого в этой типичной туристической фотокарточке, снятой в июне, что в январе мне хочется поделиться ей с вами? Да ничего. Кроме того, что это Рускеальский провал и я отчетливо помню, какое впечатление он на меня произвёл и каким ледяным вечным холодом из него тянуло.
10. Тут вроде бы лучше: по крайней мере, если не закат, то хотя бы Пояс Венеры. И где-то там под ним остров Валаам, который я оставил на следующую поездку в Карелию. Только когда она будет и будет ли вообще? Стоит ли возвращаться туда, где уже бывал, ведь в мире столько других интересных мест?
11. О, а может мне так нравятся сейчас эти карельские камни, потому что я никогда не видел ни исландских, ни норвежских, ни даже египетских?
12. С Новым Годом, Рождеством и простите за не типичный малоинформативный пост. Лёгкое похмелье и ностальгия. Скоро пройдёт.
Ещё в Карелии:
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.muph.livejournal.com
Карелия (23 фото)
Одним из красивейших регионов России по праву считается Карелия. Ее выделяет исключительно красивая природа, богатая история, удивительные люди. Карелия западает в сердце раз и навсегда.
Архипелаг Кузова
Стройные карельские сосны
Собор на острове Кижи
Скалы в Калерии
Раннее утро в Карелии
Природа Карелии
Прекрасная Карелия
По дороге на гору Воттоваара
Остров Валаам
Озеро в Карелии с изумрудной водой
Никольский скит
Набережная Онежского озера
На вершине горы Воттоваара
На берегу Белого моря
Мраморный каньон в Карелии
Мельница в Карелии
Красоты Карелии
Кижи на рассвете
Кижи в пасмурный день
Карельская река
Зима в Карелии
Водопад в Карелии
В национальном парке Паанаярви
Ладожское озеро, Кижи, Валаам, прекрасные леса, реки и водопады — вот зачем едут в Карелию, вот чем она запоминается навсегда. Надеемся, запомнится она не только вам, но и вашим друзьям — просто покажите им эти замечательные фото.
classpic.ru
Старейшие фотографии Карелии. 1881 год
Работая над постом о старейших фотографиях городов Российской империи, я занялся датировкой альбома снимков Якова Пекарского "Олонецкая губерния". К сожалению, альбом не имеет выходных данных, да и год съёмки мог быть гораздо раньше. Скудные биографические сведения о фотографе (умершем в 1889 г.) также не смогли пролить свет. Но зацепки нашлись! На одном из снимков запечатлена часовня, освященная в мае 1881 года. Значит, это нижняя граница датировки. А вот другая часовня из того же альбома, освященная в мае 1882 года, представлена уже не фотографией, а рисунком (!). Но, допустим, фотограф просто не смог её снять или кадр не удался. Однако мне удалось обнаружить, что рисунок с видом Петрозаводска из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1882 года основан на альбомном снимке Пекарского! Увы, точной даты выхода этого журнального номера я пока не смог установить, но всё равно у нас есть основания с высокой вероятностью говорить о 1881 годе съёмки.К величайшему сожалению, Олонецкий альбом выложен в Сеть в виде жалких превьюшек по 760 пикселей, хотя в оригинале там просто гигантское разрешение. Только где эти оригиналы? Подозреваю, что в Карельском государственном архиве.Буквально только что мне в голову пришла мысль сопоставить выложенный архивом (без всякой атрибуции и датировки) снимок Петрозаводска с панорамой из альбома Пекарского:
1850 пикселей — это лишь маленький фрагментик панорамы:
Надеюсь дожить до того дня, когда какая-нибудь добрая американская душа выложит альбом Пекарского в оригинальном разрешении))
Оригинал взят у humus в <b>Дореволюционная Россия на фотографиях. Олонецкая губерния.</b>
visualhistory.livejournal.com
«Фото-Карелия» — Галерея пейзажей Карелии
Фото-Карелия
•••••
- Соловецкие острова
- Автор фото: Сергей Калабин
Здесь Вы найдёте красивые фотографии, сделанные в разных уголках Карелии. В галерее сайта представлены, как пейзажи лучших мастеров жанра, так и просто удачные снимки путешественников. Искать фото можно прямо на карте.
← Назад
▼ Упорядочить
Лучшие Новые
Лучшие 10
Рейтинг обновляется раз в час Вечер.- © Ольга Медведева
- Nikon D3200
- Куркиёки,
- июль 2015
- © Денис Фёдоров
- Nikon D300
- Валаам,
- февраль 2017
- © Ольга Медведева
- Nikon D3200
- Куркиёки,
- июль 2015
- © Игорь Подгорный
- Canon EOS-1Ds Mark II
- Петрозаводск,
- январь 2017
- © Геннадий Байдин
- Canon EOS 60D
- Койонсаари,
- январь 2017
- © Ольга Медведева
- Nikon D3200
- Куркиёки,
- июль 2015
- © Ольга Медведева
- Nikon D3200
- Куркиёки,
- июль 2015
- © Кирилл Вячеславович
- Nikon D3200
- Кижи,
- август 2015
- © Фёдор Лашков
- Canon EOS 5D Mark III
- Ладога,
- февраль 2017
- © Фёдор Лашков
- Canon EOS 550D
- Ладога,
- сентябрь 2011
Благодарности⏷
Огромная благодарность Вам за поддежку «Фото-Карелии»!
Права на изображения принадлежат их авторам.
Электронная почта: [email protected]
Социальные сети: ВК Твиттер
«Фото-Карелия» 2018
↑
Для отображения карты необходимо включить JavaScript.
photokarelia.ru
Художники Карелии. Становление изобразительного искусства в Карелии
Становление изобразительного искусства в Карелиичасть Перваячасть Втораячасть Третьячасть Четвертая
У истоков карельского изобразительного искусства стояли Вениамин Николаевич Попов (1869—1945), Александр Яковлевич Андриянов (1888—1933), Алексей Николаевич Кацеблин (1902—1967), Юрье Оскарович Раутанен (1896—1937). Их произведения появились в 30-е годы— период становления профессиональной художественной культуры края. Уже в этих работах ощущается стремление к строгости, лаконичности, соответствующим миропониманию северянина.
В 1939—1940-е годы в Петрозаводск приезжает группа выпускников высших художественных учебных заведений. Они начинают работать в различных учреждениях культуры. Среди них можно выделить М. В. Зайцева, который долгое время заведовал художественной студией, вместе с В. Н. Поповым преподавал живопись, был талантливым воспитателем. С приездом одаренной молодежи художественная жизнь в городе активизировалась. В 1940 году была устроена выставка, на которой экспонировали свои работы 18 художников, в том числе и самодеятельных. Оргкомитет Союза художников СССР, рассмотрев рекомендации побывавшей на выставке комиссии, принял в члены Союза В. Н. Попова, Г. А. Стройка, М. В. Зайцева, 3. Е. Львовича, Д. Ф. Попова, К. Н. Осипову, М. А. Макарьевского; кандидатами в члены СХ стали 7 человек.
Летом 1940 года состоялось первое организационное собрание Союза художников республики. Председателем правления был избран Г. А. Стронк.Работы Г. А. Стронка, прежде всего его графические портреты, отличающиеся точной передачей индивидуальных черт, тонкой психологичностыо, были наиболее заметным явлением в короткий предвоенный период. Артистично выполнен «Портрет В. Н. Попова», более повествовательны листы в серии, посвященной народным сказителям. В лучших из них ощущается сложность духовного мира носителей вековой народной мудрости и поэзии («И. Т. Фофанов», «П. И. Рябинин»). Творческий рост позволил некоторым карельским художникам уже в этот период участвовать во всесоюзных смотрах изобразительного искусства.
В годы Великой Отечественной войны карельское искусство наполняется новым содержанием. В рисунках 3. Е. Львовича, работавшего в редакции армейской газеты, запечатлены фронтовые сцены, партизанский быт; в работах О. П. Бородкина, воевавшего в партизанском отряди -участники рейдов в тыл врага. В Беломорске, временной столице республики, художники К. Л. Буторов, Л. Шубин и
К. Н. Осипова выпускали «Окна Карел-фипТАГа». Серию графических портретов партизан, железнодорожников, Героев Советского Союза создал Г.А. Стронк, одновременно работавший и над живописными композициями.
Среди работ В. Н. Попова этого периода выделяется холст «Рыбаки-колхозники». Рассказ о стойкости и оптимизме народа тем убедительнее, что ведется негромко, что нем действуют герои, национальные по характеру. В Беломорске, а затем и в разрушенном Петрозаводске сосоялись две художественные республиканские выставки иного времени.Героическая и трагическая тематика войны раскрывается в многочисленных живописных работах карельских художников второй половины 1940-х годов. Это полотна Л Буторова «Возвращение», М. В. Зайцева «Вручение Гвардейского знамени», И. А. Ефремова «Шелтозерские подпольщицы», А. В. Семяшкина «На фронт» и работы других живописцев, выполненные в эти и последующие годы, когда Союз художников пополнился новыми художниками, окончившими вузы и училища разных городов при имущественно Ленинграда) или продолжавшими учебу.
К этому времени обрели профессиональный опыт ученики В. Н. Попова по довоенной городской студии. Многие произведения посвящены Тойво Антикайнену, эпизодам гражданской войны (живописные работы М.В.Зайцева, Ф. А. Линдхольма, скульптуры В. И. Чижикова). Значительное место заняла тема восстановления края, мирного труда. Пейзажно-жанровые полотна и графика К. Л. Буторова, К. Н. Осиповой, В. А. Морозова, А. Ф. Козлова и других художников отмечены типичностью и масштабностью образов, теплотой повествования.
Лучшими работами Г. А. Стронка, успешно трудившегося практически над всеми перечисленными темами, явились графические листы и групповой живописный портрет народных сказителей, психологически интересные портреты работников искусств — Г. С. Мнацаканова, Н. А. Чаплыгина и др.
И в этот период произведения карельских художников экспонируются на всесоюзных выставках, например пейзажи С. X. Юнтунена, скульптурные портреты Л. Ф. Ланкинена; здесь же необходимо назвать появившееся несколько позже полотно А. В. Семяшкина «В. И. Ленин в Третьяковской галерее» (1957).
Образное осмысление восстанавливающегося, набирающего силу края особенно активно происходило в графике, преимущественно пейзажной. Путевые зарисовки конца 40-х годов, выполненные 3. Е. Львовичем, легли в основу его офортного цикла. Позже появляется серия «Старый и новый Петрозаводск». Небольшие домики сопоставляются со светлыми, нарядными новостройками, которые воспринимаются как герои серии. Пейзажные листы преобладают и в других сериях, начатых на рубеже 50—60-х годов,— «Горные разработки в Карелии», «На Онеге», «Наше Поморье». Почти всегда в работах мастера присутствует тонкая элегичность, свойственная карельской природе.
Серии 3. Е. Львовича открыли многие продолженные другими графиками офортные тематические циклы. Так, тему Беломорья с его неустойчивыми и часто неприветливыми состояниями погоды позднее широко исследовал Г. А. Стронк. Масштабные композиции художника отмечены ровностью, убедительностью. График исполнил и цикл портретов — типических образов тружеников Беломорья, многочисленные жанровые, тематические и производственные композиции.
В первой половине 50-х годов завоевали своего зрители цветные линогравюры А. И. Авдышева на городские мотивы.
Становлению искусства карельской книжной графики способствовало обращение к теме «Калевалы». В 1949 году карело-финский народный эпос был издан в Петрозаводске в оформлении Н. А. Родионовой, Г. А. Стронка, с рисунками ленинградского графика В. И. Курдова. Карельские художники на основе национальных орнаментов ешдали интересное декоративное оформление.
В том же году был объявлен всесоюзный конкурс на илюстрирование «Калевалы». Новое издание 1957 года вышло с рисунками М. М. Мечева на русском и Г. А Стронка на финском языках. Заслуживают специального упоминания и представленные на конкурс композиции О. П. Бородкина, которые, несмотря на беглость, не лишены эпичности. (Эти рисунки вошли в малофорное издание «Калевалы» 1983 года.)
Дальнейшее развитие карельского изобразительного искусства представляет собой картину в целом успешного, особенно в 60-х годах, хотя и неравномерного развития различных жанров. В начале 70-х годов в карельском изобразительном искусстве, как и во всем искусстве России наблюдается усиление индивидуального начала в творческом методе, широко используются различные стилизации, метафорические и символические истолкования образа. Эти черты свойственны новому, вступавшему в творческую жизнь поколению художников, продолживших и развивших традиции карельского искусства. Одна из таких традиций — пейзажная графика.Еще в 60-х годах много работал в этом жанре С. И. Грязев. Будучи в Беломорье, он создает циклы офортов, в которых тема нелегкого рыбацкого труда органично связана с суровыми пейзажами Севера. Хроникальный характер его серий поднимается до художественной образности. Своеобразная, проникнутая теплотой интонация прослеживается в выполненной позднее серии, посвященной прионежской деревне.В линогравюрах А. И. Авдышева начинают преобладать индустриальные мотивы, и вместе с ними в листы приходят укрупненная форма и резкий черно-белый штрих. Лаконизм и экспрессивность, идущие от получившего распространение «сурового» стиля, близки самому характеру Севера, его самобытной культуре. Поэтому тема карельского деревянного зодчества, которую А. И.Ав-дышев начинает разрабатывать в 60-х годах (и продолжает поныне), оказалась столь органичной для его монументальных по характеру композиций. «Архитектурная» графика художника отвечала возросшему тогда, поистине всенародному интересу к истории, культуре, природе края.В заонежской серии художника, отличающейся размахом построений, замедленностью ритмов, окрашенной сдержанным лиризмом, бытие приозерных деревень поднимается до эпического уровня. (Одновременно А. И.Авдышев работал над сериями, посвященными Валааму, Заполярью.) Эти же интонации читаются в акварельном заонежском цикле, исполненном в последние годы.
У другого графика, получившего известность в 60-е годы (прежде всего благодаря листам калевальского цикла, о чем речь пойдет ниже)— Т. Г. Юфа — романтически-приподнятое отношение к природе, любование пейзажами Прионежья находит выражение в изысканных декоративных разработках планов и почти всех фактур, в колористических решениях. Обращаясь к теме родного края на протяжении почти двух десятилетий, художница, как правило, удерживает образ в рамках трудно дающегося возвышенного, иногда сказочного истолкования. При этом представление о прекрасной природе Карелии обогащается новыми оттенками.
Большое количество акварельных пейзажей было исполнено С. X. Юнтуненом. Выразительные и типические мотивы отличаются лаконичностью содержательных характеристик, в конечном счете — эпичностью образа. Но истинные достижения мастера лежат в области живописною пейзажа. В этом жанре в 60-е годы и происходили основные процессы становления национального в карельском изобразительном искусстве. Именно в те годы сформировалось индивидуальное видение живописца, его умение поэтизировать даже рационалистические мотивы, вес-|п повествование, как и подобает северянину, обстоятельно и экономно, точно характеризовать элементы пейзажа (скалы, водные просторы, мхи, массивы леса и т. д.).
Различное, но всегда органичное место в образах художника занимает тема труда. Обычно это деревенский мотив, сплавная река, лесной или рыбацкий поселок.Для полотен С. X. Юнтунена характерны какое-то не плотницки ладное композиционное решение, короткий И жесткий, будто негибкий мазок, построенный на отношениях приглушенных тонов и тем не менее не лишенный декоративности колорит. Особая, присущая именно С.Х. Юнтунену образность включает еще и сдержанную, "деловитую", лиричность. Все это вместе и образует яркую национальную характерность широко известных в стране работ художника, в том числе его обобщающих эпических полотен «Моя Карелия» (1969) и «Новая Карелия» (1972). Творчество С. X. Юнтунена было высоко оценено — первым среди мастеров изобразительного искусства Карелии он был удостоен звания народного художника СССР.
kartravel.ru
но не про пейзажи: modelman
Иногда художники Карелии рисуют еще и не карельские пейзажи :)Кое-что об этом - тут.
Козлов. "Вратарь".
Вот пейзаж Грязновой А.В. "Дворик в Великом Устюге"
В.М.Кошелев. "В Мастерской".
А.И. Морозов "Прогулка". С этой картиной смешно. У художника Морозова есть более важные такие из себя и правильные картины, но именно эта стала своего рода символом музея - с ней даже футболки делают.
Д.Ф.Учуваткин. "Прима".
А.Ф. Козлов, "Дождик". Александр Фёдорович умер несколько месяцев назад, в возрасте 98 лет. Патриарх был.
А.В.Семяшкин, "Рыбки"
Вот эта картина Екатерины Пеховой тут скорее как казус, "Праздник в Муми-Доле" называется. Человек посередине это автор или Туве Янссон? И почему справа герои лапают голую женщину? :) Это имеется в виду носовая фигура?
С.В.Терентьев, "Знаки"
Владимир Зорин, "Автопортрет"
Это портрет хирурга Ф.В.Васильева кисти Валентина Чекмасова. "Ночное дежурство" называется. Какая-то в этом есть современная иконография.
Картина "Отроковица" Николая Чернышова, 1923 год.
Интересное "ню" под названием "На Солнце" Алексея Пахомова, 1935 год.
А вот эти картины принадлежат перу автора необычного. Насколько я понимаю, это вообще единственные три сохранившиеся картины, чьим автором была императрица Мария Фёдоровна. В Петрозаводском музее по этому поводу проходила специальная выставка.
Как-то так.
modelman.livejournal.com