Конспект урока ИЗО : Картины исторические и бытовые. Изо картины
Виды и жанры изобразительного искусства
« История изобразительного искусства. Общие положения | Главная | Первобытное искусство »
Автор: admin | 06 Дек 2013
Виды изобразительного искусства. В процессе исторического развития сложились различные виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, прикладное искусство и др. Один вид отличается от другого содержанием, способами и средствами художественного выражения, материалами, образно-познавательным воздействием и жизненной ролью. Каждый вид изобразительного искусства переживает периоды подъема и упадка. Процесс их развития неравномерен, но полнота и всесторонность отображения мира в эпохи наивысшего расцвета искусства достигаются одновременным подъемом всех видов искусства.
Архитектура.
Архитектура, или зодчество, – искусство строить здания и их комплексы.
Театр. Общественная архитектура. Экстерьер
Многообразие потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилые – дома, дворцы, дачи, промышленные – фабрики, заводы, электростанции, вокзалы, хозяйственные – склады, гаражи, ангары, общественные – здания учреждений, учебных заведений, театров, клубов, домов культуры и отдыха, музеев, выставочных павильонов, стадионы, культовые – церкви, колокольни, монастыри, мемориальные памятники – мавзолеи, триумфальные арки.
Завод. Промышленная архитектура. Экстерьер
Архитектура имеет три тесно связанные между собой стороны: утилитарную – практическое назначение сооружений, технико-экономическую, и художественно-эстетическую.
Церковь. Культовая архитектура. Экстерьер
В архитектуре зрительные впечатления вызываются не изображением, как в живописи или скульптуре, а сочетанием объемов зданий, их пропорциями, поверхностями и линиями.
Мемориальная архитектура. Триумфальная арка
Немалую роль в этом играет материал, из которого построено архитектурное сооружение, его цвет и фактура.
Хозяйственная архитектура. Ангар. Экстерьер
Внешний (экстерьер) и внутренний (интерьером) вид здания предопределены его назначением.
Жилая архитектура. Многоквартирный дом. Экстерьер
Целесообразность архитектурного замысла раскрывается в организации пространства интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных соотношениях частей и целого, в ритмичном строе. Большое значение имеет художественное оформление фасада.
Жилая архитектура. Частный дом. Интерьер
В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается с другими видами искусства, которые в конкретных образах воплощают идеи, заложенные в сооружении.
Скульптура.
Скульптура, или пластика, как и архитектура, — объемно-пространственный вид искусства.
Монументальная круглая скульптура. Статуя. Бронза
Главной темой скульптуры всегда был человек. В зависимости от назначения и места постановки скульптура может быть выполнена в виде головы, бюста, полуфигуры, статуи, группы и ансамбля.
Монументальная скульптура. Горельеф. Группа. Мрамор
Особенности круглой скульптуры в том, что образ может восприниматься с различных точек зрения. Выразительность скульптуры достигается с помощью архитектоники форм, построения основных планов, объемов, линий, их соотношений. Большое значение имеют четкость и целостность силуэта. Поскольку скульптура воздействует языком пластики, художник пользуется большей частью реальным цветом материала.
Станковая скульптура. Барельеф. Бюст. Гипс
Кроме круглой скульптуры существует рельеф, который может быть высоким (горельеф), низким (барельеф) и врезанным. Он обладает трехмерностью скульптуры и одновременно стелется, как рисунок, по плоскости. Рельеф дает возможности раскрыть темы, связанные с изображением множества людей, их действий в пейзаже или интерьере.
Станковая скульптура. Врезанный рельеф. Группа. Камень
По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. Монументальная скульптура выражает глубокие идеи в лаконичных формах, воздействует на большом расстоянии.
Станковая скульптура. Бюст. Мрамор
Станковая – рассчитана на восприятие с близкого расстояния и предназначена для интерьеров, часто решает сложные психологические задачи.
Декоративная скульптура. Мрамор
Декоративная – используется для выявления основных членений архитектуры и в украшении быта. От идейного замысла и назначения зависит выбор материала и техника исполнения.
Декоративная скульптура. Голова. Кость
Для лепки учебных работ, эскизов, подготовительных работ используются пластичные глина и пластилин. Техникой резьбы обрабатывают дерево, камни мягких пород и кость. Для создания крупных произведений пользуются высеканием из камня мягких (мрамор, известняк) и твердых пород (гранит, базальт). Гипсовые и цементные скульптуры выполняются техникой литья.
Живопись.
Живопись – один из наиболее ярких видов изобразительного искусства, передающий образы при помощи красок. Живописное произведение создается на плоскости бумаги, картона, дерева, холста, стекла, металла, стены.
Монументальная живопись. Мозаика
Монументальная живопись развивалась в органичной связи с архитектурой и скульптурой. Она отличается величием художественного замысла, глубиной идейного содержания, выраженного в простых и крупных формах.
Монументальная живопись. Фреска
Ее основные черты – четкость композиции, общность колорита, пространственное решение, выполненное в сочетании с архитектурными членениями, пропорциональными отношениями и перспективой. К основным видам монументальной живописи относятся мозаика и настенная роспись.
Станковая живопись. Масло
Станковая живопись получила название от «станка» (мольберта), на котором создается произведение.
Станковая живолпись. Пастель
Художник свободен в выборе формата и размера станковой картины.
Декоративная живопись
Декоративная живопись используется в виде орнаментальных изображений в интерьерах, декорационно-оформительская — в декорациях сцены и праздничных оформлениях улиц.
Декорационно-оформительская живопись. Гуашь
Миниатюрная живопись отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели, масляной живописи.
Миниатюрная живопись. Эмаль
Для создания живописного произведения используют различные техники: фресковая (водяными красками по сырой штукатурке из гашеной извести), энкаустика (горячими восковыми красками на доске), темперная (красками, тертыми на яичном желтке, по любому основанию), масляными красками ( по подготовленному холсту, стене, стеклу, картоне, бумаге), акварелью (на бумаге) и пастелью ( цветные мелки по шероховатой бумаге).
Графика.
Графика – вид изобразительного искусства, включающий все разновидности рисунка, выполняемые на бумаге непосредственно от руки, а также воспроизведенные другими способами.
Станковая графика. Рисунок. Уголь
Характерным признаком графического изображения является построение его при помощи линии, штриха, черного и белого пятна.
Книжная графика. Акварель
Графическое изображение может быть как одноцветным, так и многоцветным.
Станковая графика. Гравюра на меди
По видам графику разделяют на станковую (станковый рисунок, эстамп, лубок), выполняемую карандашом, углем, сангиной, пером или кистью тушью, акварелью, с помощью эстампа (гравюры на дереве, металле, камне, линолеуме), книжную и журнально-газетную и прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши), которые делают полиграфическими средствами.
Прикладная графика. Афиша
Своеобразная форма монументальной графики – плакат.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Декоративно-прикладное искусство – это изготовленные и художественно отделанные кустарным или промышленным способом предметы быта, имеющие не только чисто практическое, но и эстетическое значение.
Декоративно-прикладное искусство. Керамика. Фарфор
Обязательными требованиями прикладного искусства являются следующие: форма предмета должна быть целесообразной, декоративное оформление не должно изменять или затушевывать утилитарную форму вещи, а наоборот, выявлять и подчеркивать эту форму.
Декоративно-прикладное искусство. Изделия из металла. Ювелирное изделие
К декоративно-прикладному искусству относятся: керамика (терракота, майолика, фаянс, фарфор), стекло (художественная посуда, вазы, строительные детали, мозаика), художественная резьба (по дереву, камню, кости, пластмассе), художественные изделия из металла (изделия быта, ювелирные изделия, настольная скульптура, архитектурные детали, осветительные приборы), мебель, текстиль (набивные и декоративные ткани, ковры, шпалеры, парча, вышивка, кружево), игрушки.
Декоративно-прикладное искусство. Мебель, текстиль
Изделия, выполненные одним народным мастером ручным или кустарным способом, рассматриваются как предметы народного искусства, а изделия массового выпуска, изготовленные на фабриках, заводах, — как предметы художественной промышленности.
Жанры изобразительного искусства.
В процессе развития истории сложились жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанры. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, тем и образов.Сложение системы жанров изобразительного искусства относится к 15-16 вв. Полное выражение жанры изобразительного искусства получили в станковой живописи, скульптуре и графике. Границы жанров изобразительного искусства неустойчивы.
Станковая круглая скульптура. Портрет. Бюст. Мрамор
В портрете представление о внешнем облике, внутреннем мире и характере человека иногда сочетается с раскрытием конкретно-исторических черт, дающих представление об общественной значимости личности.
Станковая живопись. Историческая живопись. Масло
Исторический жанр (включает в себя батальный жанр) повествует о важных событиях жизни общества, достоверно передает типы людей прошедших времен, обстановку, костюмы и т. д.
Станковая живопись. Бытовой жанр. Масло
Бытовой жанр отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы, быт.
Станковая графика. Рисунок. Карандаш
Пейзаж воспроизводит природу в многообразии ее форм, состояний, а также виды города и села. В лучших пейзажах эмоциональность сочетается с глубиной идейного замысла. Фигуры людей играют в пейзажах подчиненную роль.
Станковая живопись. Натюрморт. Масло
Натюрморт – изображение мира вещей, утвари, плодов, цветов и т. д. – раскрывает особенности предметов, характеризует владельца. Иногда способствует пониманию мировоззрения и общественного уклада эпохи.
Читать далее Первобытное искусство
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »
Отзывы
nnosova.ru
Картины исторические и бытовые. страница 2
-Ребята давайте рассмотрим картину П. Уччелло. Битва при Сан-Романо.Фрагмент
-Что изображено на этой картине? (Всадник с мечом представлен в центре с поднятым мечом, а его войско перестраивается для атаки. Над головами обоих флорентийских командующих развеваются личные штандарты, позволяющие легко их опознать.)
-Что говорит о том, что это изображение прошлых веков?(Одежда людей их доспехи,копья, флаги)
-Скажите, почему эту картину можно отнести к историческому жанру? (Сюжет этого произведения имеет исторический характер, здесь изображено событие, произошедшее в далекие времена.)
-Следующий жанр это Бытовой жанр-это жанр изобразительного искусства, изображение событий повседневной жизни человека.
-Перед вами картина З. Серебрякова. «За обедом».
-Что изображено на этой картине?(На этой картине художник изображает обычный день, в которой дети сидят за столом и обедают.)
-Скажите, какой сюжет художник показал в этой картине? (Показал будничную жизнь людей.)
-Что самое главное передал в этом произведении художник?
(Правильно,ребята, в своем произведении художник хотел показать душевное состояние человека, его внутренний мир)
-Ваша задача будет нарисовать композицию на тему будничной человеческой жизни. Постарайтесь выбрать интересные моменты из повседневной жизни, например: Завтрак, На уроке, Игры во дворе.
-С начало мы вместе нарисуем сидящего человека за столом, а вы дорисуете что вы делаете за столом.
Возьмите лист бумаги и карандаш положите его горизонтально.
1.В верхней части листа рисуем овал-это голова.
Лицо надо мысленно разделить по высоте на три равные части.
Горизонтальной линией мы показываем расположение глаз, а вертикальной — середину головы.
1 часть - это лоб, брови.
2 часть - это глаза, нос, уши.
3 часть - это рот и подбородок.
На верхней линии рисуем брови в виде дуги. Помним, что правая часть лица должна быть очень похожа на левую. Ниже бровей рисуем глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий.
Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Глаза у людей по цвету бывают разными: голубые, карие, серые, зелёные. Рассмотрите внимательно глаза человека, которые вы рисуете.
Определите их цвет размер и форму. Затем рисуем ресницы вверху они длинные, а внизу короткие
-Теперь мы будем рисовать нос. Он располагается на середине лица. Начало носа – переносица идёт от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется. Сбоку макушки пририсовываем крылья носа, а внизу точками обозначаем ноздри.
- Нам осталось нарисовать рот. Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта, сверху пририсовывается верхняя губа, она похожа на две дугообразные линии. Внизу рисуем нижнею губу, она тоньше верхней, имеет дугообразную линию.
-Удаляем вспомогательные линии. По сторонам на уровне носа рисуем уши в виде дуги. Нам осталось нарисовать прическу. Цвет волос у всех разный: русый, каштановый, рыжей, белый, чёрный. Так же волосы бывают прямые, кудрявые. У мальчиков волосы короткие, а у девочек волосы могут быть разной длины, заплетены в косу, завязаны в хвостики.
infourok.ru
Конспект урока ИЗО : Картины исторические и бытовые.
Конспект урока
изобразительного искусства
Класс:3
Тема: Картины исторические и бытовые.
Тип урока:комбинированный
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
-
Познакомить с историческим и бытовым жанром,репродукциями картин этих жанров;
-
Создать условия для развития способности анализировать, сравнивать картины;
-
Содействовать воспитанию художественного вкуса.
Метапредметные:
Регулятивные (Р)
-оценивает результат своего труда;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно образном уровне;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
Познавательные:
- прививать интерес к изобразительному искусству;
Коммуникативные:
- обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
-рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать свою деятельность.
Личностные:
-развитие способностей к творческому самовыражению.
Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), практическая работа, наглядный (демонстрация, презентация).
Средства обучения: Для учителя: презентация, педагогический рисунок.
Для учащихся: акварель, (гуашь) стакан с водой, альбом, кисти, карандаш, ластик.
Ход урока
1.Мотивационный.Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
2мин.
-Здравствуйте, ребята! У вас на партах должно быть акварель или гуашь, стакан с водой. Желаю вам успехов в дальнейшей деятельности, думаю, вы порадуете меня своими успехами.
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Эмоциональный настрой на урок.(Р)
Умение слушать и слышать учителя;(К)
Умение организовать себя ;(Р)
2. Актуализация знаний.
3 мин
- Ребята, давайте вспомним, с какими жанрами вы уже знакомы? (Натюрморт, портрет, пейзаж)
-Кто попробует дать определение этим жанрам?
Натюрмо́рт (nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов;
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа;
Портре́т — изображение какого-либо человека либо группы людей.
-Молодцы, ребята
-Как вы думаете, что называют историческим и бытовым жанром?
Вспоминают основную информацию о городе
Отвечают на вопросы учителя
Умение контролировать свою деятельность, (р)
Формируем умение слушать и понимать других.(К)
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами(К)
3. Постановка темы и целей урока.
2 мин.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?( Картины исторические и бытовые).
-Какие задачи вы поставите перед собой на урок? (Познакомиться историческим с бытовым жанром и репродукциями картин этих жанров;
-Правильно, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с историческими и бытовыми картинами.
Определяют тему урока.
Ставят цели на урок
Умение определять тему урока, ставить цель;(Р0
4. Анализ картин
5 мин.
5. Практическая работа.
20 мин.
-Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, показывают где и как проходили великие битвы, завоевания и освобождения.
infourok.ru
Конспект по ИЗО "Знакомые картины и художники" 7 класс
«Знакомые картины и художники» 7 кл
Цели урока:
1 Повышать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории;
2Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям, используя игровую форму;
3Развивать навыки работы в творческих группах, коммуникативных способностей.
Форма урока: Обобщающий урок.
План урока
1.Организационный момент.
2. Выполнение заданий. (тест, кроссворд)
3. Работа с иллюстрированным материалом
3.Описание картины.
4.Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Подготовка рабочего места, приветствие учащихся. Создание благоприятной обстановки.
2.Введение в тему урока:
Тема сегодняшнего урока – «Знакомые картины и художники». Сегодня мы с вами вспомним изученный материал на уроках изобразительного искусства: виды и жанры искусства, знаменитых художников.
Теперь прослушайте порядок работы.
1. Работа с тестом и кроссвордом.
2. Работа с иллюстрированным материалом, показанным на доске.
3.Сочинение рассуждение по описанию картины.
1. Работа с тестом и кроссвордом.
ТЕСТ
Найди названия жанров, читая только по вертикали и по горизонтали
2. Работа с иллюстрированным материалом, показанным на доске.
Составьте устное описании репродукций, висящих на доске. Задание выполняется устно.
3.Сочинение рассуждение по описанию картины.
Выберите одну из репродукций и напишите не больное сочинение-рассуждение
4. Подведение итогов урока
Выступление учащихся с сочинениями, эмоциональный отклик, выставление оценок.
infourok.ru
Главная ИЗО
Уроки по ИЗО
Техники и технологии
Акварель. Текстура - Технологии живописи - Практические советы. Живопись - Печатная графика
Рассказы о художниках
Михаил Врубель. Рисунки. - Гойя. Портрет семьи короля Карла IV
Еще в блоке ИЗО:
Обзор литературы по акварельной живописиПроект учебного кабинета рисунка и живописи
Наброски | Этюд головы человека |
Рисунок гипсовой головы | Рисунок головы |
Славянские художники | "Гиперборея" картины |
Фото натурщиков
Скачать фото натурщиков
18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой
Посмотреть
КУРСЫ ПО РИСОВАНИЮ МАРИНЫ ТРУШНИКОВОЙ
Посмотреть
Виртуальная академия живописи
Посмотреть
Проект "Рисуй". Онлайн школа
Этот проект для тех, кто не имея художественного образования, тем не менее, хочет хорошо рисовать.
Рисуй
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
Подпишитесь на новые статьи сайта
Ваш e-mail:oformitelblok.ru
Книги по ИЗО
П.П.Ревякин "Техника акварельной живописи"
В основу книги положены многолетний опыт преподавания в Московском архитектурном институте, научные изыскания автора в области техники акварельной живописи и его собственная творческая практика.
Первая часть книги посвящена теоретическим основам акварельной живописи. В ней описываются закономерности, по которым возникает колорит видимого мира.
Во второй части рассматриваются свойства применяемых в акварели материалов и технические приемы, при помощи которых передается живописное состояние предметов.
Особые главы посвящены архитектурной графике.
Книга представляет собой одну из первых попыток систематизации опыта в области акварельной техники, и поэтому она не может быть свободна от пробелов и ошибок. Книга рассчитана на студентов архитектурных и художественных вузов и техникумов, а также на лиц интересующихся техникой акварельной живописи.
Скачать книгу
Уникальный русский учебник рисования А. П. Сапожникова «Полный курс рисования», впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1834 году.
Скачать книгу
Электронные книги
Золотое сечение в живописи. PDF
Игра света и тени. PDF
Объемный рисунок и перспектива. PDF
Основы рисования. PDF
Рисование динамичных рук для художников. DjVu
Рисуем женский портрет. PDF
Рисунок. Наброски и зарисовки. PDF
Рисунок. Пейзаж-методы, техника, приемы. DjVu
Рисунок для изостудий-от простого к сложному. PDF
Рисунок человека в движении. DjVu
Учитесь рисовать перспективу. PDF
Фигура-методика рисования и построения. PDF
Школа рисунка карандашом. PDF
Как научиться рисовать пейзаж. DjVu
Основы рисунка. PDF
Основы рисунка. JPG, Word
Откройте в себе художника. DjVu
Полное руководство по рисунку с натуры. JPG
Рисунок для архитекторов. DjVu
Эмоциональный портрет. DjVu
Цвет в живописи. PDF
Живопись фигуры. PDF
Пейзаж маслом.DjVu
Рисование головы. DjVu
Для тех кто рисует. DjVu
Анатомия для художника. Совсем просто. PDF
Кейт Фенвик "Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты" DjVu
Образцы рисунков из методического фонда подготовительных курсов Московского архитектурного института Word
Скачайте программу для просмотра книг в формате DjVu :
WinDjView-1.0.3
Скачайте все книги одним архивом
Скачать архив
18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой
Посмотреть
Обзор историко-искусствоведческой и методической литературы по акварельной живописи
Литературу, связанную с искусством акварельной живописи, можно условно разделить на две группы.
1. Первую группу составляет историко-искусствоведческая литература. В ней преобладает рассмотрение истории развития акварели в общем художественном процессе.
Богатейшие традиции акварельной живописи в России XVIII - XIX веков и ее широкое распространение в конце XIX - начале XX века, сложность и противоречивость художественной жизни этого периода, борьба различных тенденций в искусстве нашли отражение в книге С.Г.Каплановой "Русская акварельная живопись конца XIX - начала XX века". СГ.Капланова отмечает огромное разнообразие творческих исканий, выделяет то ценное, что есть в русской акварели указанного времени, рассматривает персоналии русских художников-акварелистов, начиная с И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова, заканчивая М.Сарьяном. Останавливаясь на деятельности Общества русских акварелистов, автор считает, что регулярное проведение выставок Обществом способствовало более пристальному привлечению внимания к акварели, ее художественным преимуществам и распространению среди широких кругов петербургской публики.
К этой же группе относится историко-искусствоведческая литература общего плана, в которой есть довольно ценные сведения по интересующим нас вопросам, но эти вопросы не были в фокусе внимания авторов и не являлись предметом специального исследования.
Краткий обзор самых заметных линий истории русской акварели дан в труде А.А.Сидорова "Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX века)". Автор анализирует весьма существенные черты как в творчестве отдельных художников, так и в деятельности группировок, связанных общими тенденциями в пределах определенных периодов (Артель, Товарищество передвижных художественных выставок, Общество акварелистов). Книга дает некоторое представление о формировании школы русской акварельной живописи и побуждает к сравнению отдельных явлений в развитии современной акварели с историческим материалом. Несмотря на весь авторитет этого крупнейшего специалиста по истории графики, мы должны отметить, что, он не придавал особого значения акварели как средству живописи, относя ее к рисунку (это можно увидеть в самом названии). О заметной и полезной роли Общества русских акварелистов писал Г.Ю.Стернин, что свидетельствует о большом распространении этого вида искусства в художественной жизни России рубежа XIX - XX веков.
Не потеряла своего значения, ставшая хрестоматийной книга Б.Р.Виппера "Введение в историческое изучение искусства". Интересно, что, использовав в названии своей книги слово "историческое", автор начинает свое исследование с пристального взгляда на возможности и особенности языка каждого вида искусства, его материалов, опираясь и на личный практический опыт. Б.Р.Виппер обращается к различным странам и эпохам, дает определение специфики каждого из видов изобразительного искусства (графики, скульптуры, живописи, архитектуры), раскрывает преимущественные возможности того или иного вида, техники и материала, в том числе акварели.
Авторы вступительной статьи альбома "Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель" В.Азаркович, А.Гусарова, Е.Плотникова рассматривают эволюцию основных тенденций развития акварельного искусства на примерах работ отдельных мастеров акварели и рисунка, представленных в ГТГ: от акварельного архитектурного пейзажа Ф.Алексеева и непревзойденных создателей акварельных портретов П.Соколова и К.Брюллова до работ акварелистов середины XX века А.Кокорина, А.Фонвизина и др. Авторы не придают акварели самостоятельного значения, располагая ее на границе между рисовальным и живописным искусством.
Расширение представлений об акварельной живописи, теоретическое осмысление нового этапа ее развития дано во вступительной статье В.И.Володина к альбому "Современная советская акварель", составленному по материалам VI Всероссийской выставки акварели. В нем автор знакомит нас с большинством художников-акварелистов XX века.
Сжатый обзор основных тенденций развития зарубежной акварельной живописи, с ее взлетами, центрами сосредоточения, основными областями применения дается в книге Ж.Лемари "Акварель". Текст сопровождается большим количеством цветных иллюстраций хорошего качества. В книге рассматриваются средневековые акварельные миниатюры, акварели Дюрера, Ван Дейка, Рембрандта, английская классическая акварель, восточные, романтические, импрессионистические, экспрессионистические, абстрактные, сюрреалистические тенденции. Русская акварель, Общество русских акварелистов у Ж.Лемари даже не упоминаются.
2. В следующую группу работ можно выделить различные учебные пособия по обучению будущих акварелистов.
Интерес к акварели как новому типу живописи в конце XVIII века выразился в издании огромного количества самоучителей и трудов по технике и искусству акварели.
"В наше время едва ли кто сомневается, что у искусства есть своя теория, свои законы и правила, незнание которых, невнимание к которым или отступление от которых влечет иногда за собою ошибки, ставящие произведения живописи ниже всякой критики", говорится в подробном пособии "Об акварели или живописи водяными красками (с приложением чертежей)", составленном в 1873 году Павлом Марковым. "Средства, которыми действует живописец и от которых зависит эффект его произведений, суть света и тени, теплые и холодные колера. Не трудно признать, что существует искусство в ведении и распределении этих средств". В приложении к "Руководству..." даются таблицы последовательности ведения работы, схемы рисования животных, бабочек, грибов, птиц, цветов.
Много ценных дополнений содержится в "Новом практическом руководстве к живописи акварелью" Д.Хмельницкого. Автор предлагает начинать обучение с трех основных красок: гуммигута, кармина, берлинской лазури. Дает рецепты составления красок для изображения цветов, деревьев, фруктов. "Словами нельзя, конечно, дать ясного представления о различных оттенках; только прилежные занятия и опытность, приобретаемые постепенно упражнениями в смешении красок, научат отыскивать правильные оттенки". Автор справедливо указывает, что определенных правил для всякого случая дать невозможно, нужно упражняться. Натура так разнообразна и бывают затруднения иногда совсем неожиданные.
В руководствах и самоучителях XIX века по обучению будущих акварелистов на первое место выдвинуты практический опыт и вопросы технического характера. Авторы в своем большинстве сами были акварелистами. Все это делает данный материал особо ценным, придает вес каждому найденному теоретическому открытию. Соответственно господствовавшим эстетическим воззрениям и ступени развития акварельной живописи своего времени, эти работы в основных чертах близки друг другу. Тем не менее, представления авторов этих книг ограничиваются эпохой, в которой они были написаны.
К началу XXI века накопился новый художественный опыт, изменились некоторые используемые материалы, состав и названия красок, бумаги. Обобщающий капитальный труд Н.Молевой и Э.Белютина "Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века" поднимает вопросы школы: воспитания, академического образования, значения личности художника-педагога, создания педагогической системы, способной сообщить художнику профессиональное мастерство, умение точно откликаться на потребности времени.
Учебные пособия второй половины XX века, опираясь на традиции предшественников, обращены к новому читателю. Целый ряд пособий был издан в 60-е годы XX века.
Это "Живопись акварелью" В.А.Лепикаша, "Акварельная живопись" А.Кальнинга, "Искусство акварельной живописи" В.А.Фельдмана, "Руководство к работе акварельными красками" Ю.Я.Порсина. Основываясь на традиционном классическом обучении акварели, отмывках и лессировках, сведениях по теории цвета, каждое пособие предназначалось для определенной категории обучающихся. Учебник А.Кальнинга- для художественных и художественно-промышленных училищ, поэтому он делает основной акцент на необходимости овладения техническими навыками при изображении различных фактур поверхностей. Книга Ю.Я.Порсина - для студентов лесохозяйственных и лесоинженерных факультетов и, соответственно, направлена на развитие вкуса, понимание красоты цветовых сочетаний в интерьере и экстерьере.
Учебное пособие "Техника акварельной живописи" П.П.Ревякина - одна из первых в XX веке попыток систематизации опыта в области акварели. Живописные возможности и проблемы колорита в акварели автор книги рассматривает, широко используя примеры из классического наследия. К тому же анализ технических приемов у Ревякина более глубок, нежели у многих других авторов XX в. Несмотря на специфическую направленность книги (учебное пособие для архитектурных вузов и факультетов), она больше других раскрывает творческие возможности акварельной техники и специфику архитектурной акварели.
Учебное пособие Г.Б.Смирнова и А.А.Унковского "Акварель" написано в 1976 году и предназначено помочь студентам-заочникам художественно-графических факультетов педагогических институтов самостоятельно изучить технику акварельной живописи в процессе выполнения домашних заданий в межсессионный период. Авторы кратко рассматривают общие вопросы живописи, а также методы выполнения этюда акварельными красками способом отмывки и "послойного" ведения работы при выполнении натюрморта, пейзажа, этюда головы натурщика. Рассматривается последовательность выполнения простых учебных упражнений студентами, не имеющими специальной акварельной подготовки.
На художественно-графическом факультете ЛГПИ им. А.И.Герцена написаны "Методические рекомендации по организации и проведению занятий акварельной живописью на тему "натюрморт", автор которых, Е.В.Латышева, не одно десятилетие преподает акварельную живопись на факультете и сама является мастером-акварелистом. Цель этой работы - дать практические рекомендации к составлению натюрмортов, изложить основные сведения о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для проведения занятий по акварельной живописи, описать различные акварельные техники применительно к выполнению натюрморта, считающегося начальной стадией изучения основ изобразительной грамоты студентами первого курса.
Пособия конца 90-х годов XX в. отличаются хорошим качеством репродукций, но упрощенным способом изложения материала, нередко предназначающегося и для начинающих, и для студентов художественных вузов.
3. В особую группу можно выделить авторов, которые акцентировали свое внимание на технологических вопросах работы акварелью. Это: А.В.Виннер, В.Н.Тусев, А.Д.Кутузов, М.В.Фармаковский. Художественно-мемуарная литература о художниках-акварелистах позволяет взглянуть на процесс создания акварельных произведений как бы изнутри, глазами самого мастера или его учеников. Это относится к воспоминаниям А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.А.Рылова, В.А.Милашевского, а также к материалам о К.И.Рудакове, А.СВедерникове и др. Существует большое количество альбомов, каталогов выставок, посвященных отдельным художникам-акварелистам: А.С.Ведерникову, М.А.Врубелю, Г.К.Малышу, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Б.Патерсену, Л.О.Премацци, В.ВЛрошкину, К.И.Рудакову, А.А.Рылову, В.С.Садовникову, Н.А.Тырсе, которые представляют широкий иллюстративный материал.
Шаюнова Ольга Васильевна Диссертация: "Акварель в системе подготовки художника-педагога"
Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»
Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.
Посмотреть
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
Смотрите по теме
oformitelblok.ru
Изобразительное искусство | Красивые картинки
Изобразительное искусство объединяет в себе все виды зрительно-художественного творчества. Естественно будет причислить работы китайской художницы Jung Shan к изобразительному искусству. Похоже на современную живопись с использованием технических средств, а именно фотошопа и планшета. Некоторые работы выполнены просто с фотографической идеальностью лиц людей. Кажется так просто.
Взято с: http://www.fotolog.com/jungshan/
pica4u.ru