Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть первая. 1903-1940 годы. Художник нисский картины


Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть первая. 1903-1940 годы : kykolnik

Давно обещанное. Материала так много, что пришлось разделить на пять частей. Мужайтесь :)

Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987)

... Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему - и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, - все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.

Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко... Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.

Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» - Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».

Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес - тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.

В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.

Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.

1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз

1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»

1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса

1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»

1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»...1925 На крыше

1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»

1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать - во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.

Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать - Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен...

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».

1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина

1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на "Жюле Барте")»

...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.

«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?

Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.

Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.

Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.

Так родился этот маленький шедевр:

1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»

1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»

1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»

1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики»с 1961 года город носит название Новомосковск

1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»

1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 19811930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»

1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»

1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»

1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»

1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»

1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»

1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»

1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»

1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»

1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»

1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала

1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт "Москва"»

1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Тракторист»

kykolnik.livejournal.com

Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть вторая. 1941-1950 годы : kykolnik

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941—1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.

1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»

1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»

Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»автор текста Василий Лебедев-Кумач

1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»

Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»гидросамолёт «Каталина»

1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»

Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.

1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»

1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»

1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»

1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»

1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»

1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»

1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»

1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога — бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали — пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»

1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Верхняя Волга»

Но не все «Яхты» Георгия Григорьевича мы можем видеть. И причин этому несколько. Одна из них - «Пропавшая в Сталино передвижная выставка живописи». Культурные ценности отнесли ко второй очереди эвакуированных вещей, поэтому экспонаты передвижной выставки сложили в ящики и 5 июля 1941 года передали их на временное хранение Сталинскому художественному музею. Работникам, которые сопровождали выставку в Донбасс, было поручено возвращаться в Москву. Всего же в сохранившемся в Российском государственном архиве литературы и искусства акте речь идет о 81 предмете живописи (в 13 ящиках) и 82 предмете графики (в 4 ящиках) на общую сумму по тогдашним ценам в 340 тыс. 067,8 рублей...

kykolnik.livejournal.com

Незабываемые встречи – Художник Г. Г. Нисский - Известные имена художников

12.09.2011 22:00

Автор: Владислав Эдуардович Меос

Георгий Нисский. Домик Линдина. 1955 год. Бумага, смешанная техника 20,5х27,3.В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при Академии художеств, где регулярно прохо­дили встречи с известными мастерами изобразительного искусства. Непосредственное общение с ними было притягательным, питало любознательность. Посчастливилось видеть и слышать таких корифеев советской живописи, как Борис Иогансон, Александр Дейнека, Георгий Нисский, Александр Лактионов, Николай Ромадин, Сергей Герасимов... Эти замечательные встречи не носили официального или лекционного характера. Скорее, это были доверительные беседы мастеров с мо­лодым поколением, с людьми, мечтающими стать художниками.

Система работы Нисского над полотнами своеобразна: он редко пишет что-либо непосредственно с натуры, пользуясь зрительной памятью и быстрыми набросками. За это художник неоднократно подвергался критике и обвинениям в неточности изображения объектов. Отсутствие фотографической идентичности с лихвой перекрывал талант живописца, позволяя ему наделить чувствами даже линию электропередач. Даже если на картине не изображено ни одной живой души, за механизмами неизменно ощущается присутствие человека, его дух созидателя, даже морские пейзажи невольно заставляют зрителя искать изображенных людей, хотя их там и нет. Природа в работах художника несет следы преобразования людьми, не теряя при этом своей красоты и привлекательности.

Рассказывал художник Георгий Григорьевич Нисский:

Приежаю я на Академическую дачу и устраиваю там всем разнос. Нельзя в искусстве сюсюкать. Надо искать новое.

Характером горяч был. Въезжал на территорию творческой да­чи на машине, описывал несколько кругов, чтобы все знали — при­был Сам.

- Я художникам-дачникам говорю: «Что это вы все одинаково рисуете - тропинка, кустик, кусочек неба. По-новому, что ли, не можете?»

- Да как по-новому? - спрашивают они.

Георгий Нисский. Лыжник. 1950-е год .Бумага, гуашь 15,2х21,5.

Георгий Нисский. Лыжник. 1950-е год .Бумага, гуашь 15,2х21,5.

- Тогда я прохожусь по даче, по мосткам через Мету. Всматри­ваюсь во все внимательно. Пишу и приношу готовый этюд. Вот вам! Написал с мостков мотив с водой, без неба. А в нем есть все. И небо в воде отражается. И, главное, никто еще так не делал! — хитро улыбался знаменитый на всю страну художник.

Или, бывало, выезжал он в Подмосковье, на Псковщину. Не выходя из машины, на спичечном коробке зарисовывал основной элемент будущей картины, церковь, например. Проводил за ней горизонтальную линию, изрекал довольный;

- А вот вам и пространство! Остальное сделаю в мастерской.

Георгий Григорьевич Нисский родился на небольшой железнодорожной станции вблизи Гомеля в 1903 году. С детства любил рисовать  и, когда местный художник Зорин, увидев рисунки Георгия, посоветовал тому учиться живописи, с радостью отправился в Гомель, где и поступил в Студию изобразительных искусств. Уже оттуда его в 19221 году направили на подготовительные курсы при ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические курсы). После окончания курсов перешел на отделение живописи. Преподавателями его были Роберт Фальк и Александр Древин.

Георгий Нисский. Ранняя весна. 1955 год. Бумага, гуашь 20х23.

Георгий Нисский. Ранняя весна. 1955 год. Бумага, гуашь 20х23.

В Москве Георгий Нисский познакомился с художниками, входившими в группу ОСТ («Общество станковистов»), а также с Александром Дейнекой. Под  влиянием этих живописцев складывается оригинальный стиль Нисского – лаконичность, динамика и лиризм. В 1928 году в ходе подготовки к дипломной работе впервые поехал к Черному морю, где навсегда влюбился в водную стихию. Дипломную работу написал в 1930 году, ею стала картина «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе», ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

В 1930-1931 годах занимался наглядной агитацией и оформительством в Дальневосточной армии. В 1936 году вместе со своими друзьями А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским опять поехал на Черноморское побережье, где при посещении Севастополя и Балаклавы, ему посчастливилось полетать на аэроплане, ходить на быстроходных катерах и даже на подводной лодке. Путешествие еще сильнее разожгло любовь художника к морю, что позднее вылилось в создание многих произведений морской тематики.

Первые значительные работы Нисского писались еще в начале 30-х годов, темы их определили впечатления детства, прошедшего на железнодорожной станции: «Осень. Семафоры», «На путях», «Октябрь». Но уже с 1937 года художником завладели морские пейзажи, а с началом войны добавились батальные морские композиции. Морская тема продолжилась и в работе над иллюстрациями к книгам Новикова-Прибоя «Цусима» и Соболева «Морская душа».

В послевоенный период художник переключил свое внимание на ландшафтный пейзаж, не забывая впрочем, и свою первую любовь – водные просторы. Правда, место моря теперь заняли виды подмосковных водоемов. В картинах Георгия Григорьевича все больше внимания уделяется изображению машин и механизмов, так что его работы вполне можно называть индустриальными пейзажами.

Георгий Нисский. Зимний вечер. 1955 год. Бумага, гуашь 14,7х16,7.

Георгий Нисский. Зимний вечер. 1955 год. Бумага, гуашь 14,7х16,7.

Много путешествуя по стране, Георгий неизменно привозил домой новые впечатления, которые позднее находили свое воплощение в его произведениях. Высокие оценки Академии художеств неизменно получали полотна, написанные по итогам таких поездок. Композиция 1963 года «На Дальнем Востоке» отмечена серебряной медалью выставки в Академии.

Несмотря на несомненный лиризм произведений Нисского, его стиль индустриальных пейзажей получил название «сурового», видимо из-за новаторских техногенных пейзажей.

Умер Георгий Григорьевич Нисский 18 июня 1987 в Москве, оставив после себя огромное творческое наследие.

← Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1. Мастера русского искусства - Художник Андрей Петрович Рябушкин →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Нисский Георгий Григорьевич (1903-1987) часть пятая. 1960-е годы: kykolnik

Часть пятая, последняя... В 60-х годах Георгий Григорьевич совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работал только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве»

Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.

Цыплаков Виктор Григорьевич (Россия, 1915-1986) «Портрет Георгия Нисского»А. Дейнека в предисловии к альбому картин Нисского написал: «Его работы - не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически»1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Аэродром»

Сани, одинокий пешеход - малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?

Зимняя равнина. Высокие полуголые сосны воткнуты в широкое и высокое небо. Но, вопреки этому извечному молчанию природы, не тронутой человеком, стремительно прочерчивает сумрачное темное небо красный самолет. Две силы противостоят друг другу, однако сравнительно небольшое, но всепобеждающее в своей стремительности создание рук человеческих одолевает спокойно-самоуверенную стихийную силу природы.1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Над снегами»

1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»

Одна репродукция широко растиражирована, другая - из журнала.Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:

1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»

1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»

1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»

1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»

«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский

1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»

1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»

1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»

1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»

Владимир Воробьев в одном из своих эссе вспоминает о том, что у Нисского была интересная собачонка по кличке Редька, не знаю, какой породы, небольшая, лохматая и очень сообразительная. Она была похожа на Белого Бима Черное ухо с «прической» «Я тебя вижу, ты меня - нет», рябого грязно-белого цвета, точь-в-точь только что выдернутая из земли редька. Дружелюбная и любопытная, она, однако, слушалась только Жору. Они с ним вытворяли разные фокусы к радости ребятишек, которые собирались в гавани. С помощью одного трюка Жора выиграл бессчетное количество бутылок. Он заключался в том, что Жора предлагал спор, что Редька провисит на ветке дерева, держась за нее зубами, заданное время, например, час. При этом разрешалось всячески воздействовать на Редьку, чтобы она отцепилась, но без приложения рук и предметов. По команде или с помощью Жоры Редька цеплялась за ветку и начинала висеть. Что с ней только ни делали: и звали, и гнали, и дразнили колбасой - ничто не помогало. В исключительных случаях она только, не разжимая зубов, рычала на раздражителя. И только по команде Жоры отпускала ветку. Этот аттракцион очень нравился детям. Потом у Редьки появилась дочка Чука, ровного буро-коричневого цвета. И аттракцион был усложнен: Редька цеплялась за ветку, а Чука за редькин хвост. Вход в метро с собаками, не то, что сейчас, был строго запрещен. Но Жора на метро с Редькой ездил. У него был небольшой чемоданчик с дырочками для воздуха. Жора клал его на землю и говорил: «Редечка, мы едем на метро». И она там тут же уютно устраивалась.

Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.

1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В пути»

1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»

1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»

1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»

1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»

1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»

1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»

Нисский был влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове. Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.

На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.

Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.

И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.

1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Суздаль»

1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»

1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»

Владимир Воробьев: «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»Чебаков Никита Никанорович (Россия, 1916–1968) «Портрет художника Георгия Григорьевича Нисского» 1962

В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провелв доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна...

kykolnik.livejournal.com

«Два капитана». Георгий Нисский и Илья Кац. Живопись и графика 1920-е – 1960-е гг

Российская академия художеств и Галерея «Веллум» представляют выставку «Два капитана», торжественное открытие которой состоится 26 сентября 2017 года в 19:00 в залах МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19). В экспозиции представлено около 80 живописных и графических произведений– Г. Нисского и И. Каца из коллекции галереи «Веллум». Художников связывала дружба, увлеченность путешествиями и водным простором, мечта о море. Оба писали лаконичные, отличающиеся четким делением пространства пейзажи, наполненные воздухом и романтическим настроением их создателей. Илья Кац вернулся с фронта, не имея ни денег, ни мастерской, более успешный Георгий Нисский сумел оплатить лодку с каютой, которую оба художника «улучшили» и на которой, как на океанской яхте путешествовали по Волге, Клязьминскому водохранилищу. Воздух рек, высокое небо и свобода, которой они наслаждались – вылились в цикл произведений, посвященных мужской «романтике»: на них яхты, водный простор и прибрежные города.

Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) – прославленный советский живописец, график, Действительный член АХ СССР, Народный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, учился у Р. Фалька и А. Древина. Автор станковых и графических произведений близких ОСТ, иллюстратор, художник в «Окнах ТАСС». Но славу ему принесли станковые пейзажи и монументальные работы, где на фоне открытых пространств он изображал достижения индустриализации и послевоенные социалистические стройки, овеянные романтикой «дальних странствий». «Подмосковная рокада», «Осень. Семафоры» и многие другие произведения, составляющие золотой фонд русской художественной культуры середины ХХ века. Один из исследователей творчества художника так писал о нем: «… Нисский, как правило, сочиняет свои картины. В действительности может и не существует такой околицы, как на его пейзаже… Обладая тонким чувством характерного, умея находить это характерное в самых различных уголках страны, а потом синтезировать его в отдельной картине, давать широкие обобщенные образы, художник пользуется своей блестящей зрительной памятью, природным композиционным даром и развитой фантазией. Впечатление от отдельных увиденных мест, глубоко прочувствованное и ярко пережитое, лежит в основе его творчества». А сам Георгий Нисский говорил о себе: «Не копировать бездушную природу, но уметь поговорить с ней наедине – в этом смысл проникновения в видимую реальную её красоту, которая никогда не ведет меня к поискам отвлеченных выдуманных форм».

Г. Нисскии. Кипарисы 19,5х30

Г. Нисскии. Спуск к морю 19,5х30

Илья Львович Кац (1908-1992) – представитель южнорусской художественной школы. Родился в Одессе в 1908 году, окончил Ленинградскую Академию художеств им. И. Е. Репина. Первым наставником Каца был классик украинского и русского модерна А. Гауш, позднее он учился у знаменитого «одесского парижанина» Т. Фраермана.

Творчество И. Каца – некий синтез классической русской живописи и опыта французских сезаннистов. В Советской России сезаннизм был излюбленным стилем, уходом от соцреализма. Художники, которые писали пейзажи, натюрморты, портреты, не попадали в число запрещенных, но в то же время редко добивались карьерных высот и государственных наград. Такой путь избрал для себя и Илья Кац, он писал то, что ему нравилось.

Илья Кац — человек своего времени. Фронтовик, участник Сталинградской битвы, в конце 1930-х был назначен главным художником музея-заповедника «Михайловское». Затем живописец принимал участие в оформлении павильонов ВДНХ «Туркменская ССР», «Рыбное хозяйство Поволжья» и многих других, но главная тема его творчества оставалась неизменной.

О морских путешествиях Кац не только грезил, но и воплощал по мере сил на практике — каждое лето вместе со своим другом, художником Георгием Нисским, сплавлялся на паруснике по рекам и Клязьминскому водохранилищу. Путешествовать дальше он не имел возможности, но впечатлений и сюжетов для будущих работ хватало: Клязьму на его работах не отличишь от Средиземного моря, а севастопольский порт отдаленно напоминает венецианский причал.

Одесса и Ленинград, где Кац сформировался как художник, на всю жизнь покорили живописца водными просторами. Он писал индустриальные пейзажи советских портов («Туманное утро. Ленинградский порт», 1958), сталинский ампир набережной московского речного вокзала («Москва. Речной вокзал в Химках», 1954–55), крутой берег реки («На Клязьме», 1950) и многие другие полотна. Запечатлевшие неидеологизированный портрет самой идеологизированной российской эпохи.

И.Кац. Нева у смольного. 1957г. к/м 35х50см

И.Кац. Яхты на дистанции 1955г. к/м 35х50см.

gallerix.ru

Биография Нисский, Георгий Григорьевич

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) — 18 июня 1987, Москва) — советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922—1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа — «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956—1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич

bukvasha.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта