Описание картины Гранта Вуда «Американская готика». Готика картина


Американская готика — Lurkmore

Nohate.jpgНЯ!Эта статья полна любви и обожания.Возможно, стоит добавить ещё больше?
Собственно сабж

Американская готика (American gothic, не путать с готами из СШП) — известная картина пиндосского художника XX века Гранта Вуда о нелегкой жизни этих ваших колхозников. По совместительству, известный художественный мем XX—XXI веков, объект более 9000 фотожаб.

Источники вдохновения

Давным-давно, в далекой-далекой Айове, художник, прогуливаясь по улице, заметил маленький белый домик, построенный в стиле неоготики. Вуд захотел изобразить этот дом и людей, которые, по его предположению, живут в нем. За модель главной героини художник взял свою сестру Нэн, а за модель ее отца — своего дантиста Байрона Маккиби.

Что же вышло: на картине изображен фермер с его дочерью на фоне дома. Лица их сдержанны и непоколебимы, из-за чего может показаться, что они смотрят на зрителя как на говно, но это не так! На самом деле, такая пуританская сдержанность свидетельствует о жизненном движении двадцатых годов Америки под названием «Новая вещественность».

Тем не менее, несмотря на то, что картина доставила нереальный профит художнику, взяв первое место на выставке Art Institute of Chicago (американский аналог Третьяковки), это же самое признание доставила ему и немалое количество баттхёрта, вызванного тем, что картину, в основном, хвалили за то, как она офигенно высмеивает сельскую жизнь США — притом что она рисовалась на полном серьёзе! Такое нехилое расхождение во мнениях впоследствии привело к расколу уже внутри художественных кругов СШП: в то время как Чикаго начал запиливать себе галерею абстрактного искусства с Сальвадором Дали и шлюхами, Айова пошла по пути анального огораживания, и запилила в родном городке Гранта Вуда музей американского соцреализма — с кучей картин собственно Гранта Вуда и римскими головами.

[править] Почему «Американская готика»?

Несмотря на то, что название картины соответствовало названию архитектурного стиля, сама история работы намного веселее. Дело в том, что битард Грант Вуд был в Европе три раза, но только во Франции, где надрачивал на импрессионизм и Моне. Однако в 1927 году ему упал очень жирный заказ на создание витража в Сидар Рапидс, Айова, который на тот момент должен был стать самым большим витражом в США.

Озадаченный таким приходом, Грант Вуд решил, что если делать — то делать со вкусом (а заодно и заказчиков можно было на оплату тура развести), после чего дунул в Мюнхен, где, как ему рассказали, водились лучшие специалисты по витражам. В это интересное время Вуд увлёкся готикой и прочей готичной живописью, которую начал вносить в своё творчество там, где следовало и где не следовало. В том числе — и в «Американскую готику».

Именно в силу канонiчных выражений лиц главных героев, их близкого расположения на картине и вил в правой руке фермера картина приобрела меметичность. Более 9000 фотожаб по сабжу заполняют интернеты. В качестве главных героев берутся известные и не очень пары, или лулзовые костюмы. Также может поменяться дом на заднем плане.

[править] В мировой культуре

  • В нетленной классике The Rocky Horror Picture Show сабж присутствует аж два раза: первый раз в виде косплея у церкви в начале, и второй раз в доме сумасшедшего ученого.
  • Сабж засветился в голливудском высере «Ночь в музее 2», где немного охуевший фермер берёт на хранение пластину Акменра.
  • Также засветился в мультсериале «Симпсоны», где Барт, протирая сабж, нечаянно смывает с него краску и взгляду открывается надпись на холсте: «Если вы видите эту надпись, то вы терли слишком сильно. Грант Вуд».
  • А в начале эпизода «A Brush With Oblivion» мультсериала «Чёрный Плащ» можно наблюдать «утиную» версию сабжа.
  • Также в серии «Спанч Боба» «Artist Unknown», где Сквидвард временно преподает рисование, можно увидеть «кальмаровый» вариант.
  • В WoW есть пасхалка в виде пародии на картину «Американская Готика» где изображена «нелегкая жизнь андедов».
  • В фильме «Люди в черном» на первой полосе газеты, купленой Кеем на улице, красуется фотожаба на сабж.
  • Используется в заставках сериалов «Отчаянные домохозяйки» и «Зелёные просторы».
  • Персонажи с картины появляются в начале 3 серии 3 сезона сериала «Доктор Кто» (новое издание) серия называется «Пробка».
  • Алсо есть вполне годный мистический сериал «Американская готика», который наши надмозги перевели как «Шериф из преисподней».
  • Алсо существует киноужастик «Американская готика», повествующий о том, как шестеро молодых распиздяев в лесу наткнулись на семейку великовозрастных дебилов, и их родителей, ПГМ'нутых на всю голову реднеков-старообрядцев. Выгодно отличается от какой-нибудь там "Резни бензопилой" психологическим саспенсом. Постер фильма, понятное дело, представляет из себя очередную фотожабу на сабжевую картину.
  • Фотожаба на сабж есть в третьем эпизоде квеста «Назад в будущее» от Telltale games.
  • В течение полугода использовалась в одной из заставок телеканала 2x2, сообщающей о том, что данная передача не рекомендуется к просмотру для детей младше 14 лет. Вроде бы намекает.
  • В мультсериале «Эй, Арнольд!» сабж представлен в качестве фотографии дедушки и бабушки одного из персонажей — Стинки Петерсона.
  • В мультфильме «Вверх» сабж представлен на рекламном проспекте дома престарелых.
  • Пародируется в Dexter'е (7-я серия 6-го сезона), когда Декс и его призрачный брат с упоением смотрят на плод трудов своих.
  • Пони-версия висит на ферме Эплджек (6-я серия 2-го сезона, время — с 12.29 по 12.33)
  • Клип на песню «Amish Paradise» (Yankovic Weird Al) чуть более чем целиком состоит из сабжа
  • В видеоклипе группы «Y&T» «Contagious» (1987 год) тоже есть пародия на сабж.
  • В видеоигре «Postal II. Apocalypse Weekend» в начальном меню картина висит за спиной главного героя, предположительно в больничной палате.
  • В промо-сете карточной настолки «Munchkin Cthulhu» присутствует кавер на сабж.
  • В трэш-экранизации романа Г. Уэллса «Пища богов» на ферме на стене висит эта картина.
  • Обыгрывается в видеоклипе Message (Весточка) группы "Ногу Свело".
  1. ↑ В свое время этой фотожабой с подачи Хэлла травили его жертву, женоубийцу Аксютича.
Американская готика была успешно зажаблена.
Hypnotoad 1.gif
Американская готика — налетай, торопись, покупай живопись!
Black square.jpg

lurkmore.to

Грант Вуд. «Американская Готика» | Artifex.ru

Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891—1942) — известный американский художник-реалист, или по-другому - риджионалист. Широкую известность он обрел за счет картин, посвященных сельской жизни американского Среднего Запада.

 

Для начала – немного о самом художнике. Грант родился в семье фермера в небольшом городке в Айове. К сожалению, долгое время он не мог заниматься живописью. У его отца-квакера — то есть члена религиозной христианской секты — было предвзято-негативное отношение к искусству. Только после его смерти Вуд смог заняться рисованием. Он поступил в Школу Искусств чикагского университета. Затем совершил четыре поездки в Европу, где долго изучал различные направления.

Его первые работы относились к импрессионизму и постимпрессионизму. Известнейшие из них - «Бабушкин дом в лесу» (Grandmother's house inhabit a forest, 1926) и «Вид Неаполитанского залива» (The Bay of Naples's View, 1925).

 

Живопись | Грант Вуд | Бабушкин дом в лесу, 1926Живопись | Грант Вуд | Вид Неаполитанского залива, 1925

Две абсолютно разные работы, безупречно выполненные в представленном стиле. Если «Бабушкин дом в лесу» написан в песочной гамме и наполнен светом и теплом, то от второго пейзажа буквально веет холодом. На холсте, который мастер расписал в тёмной — чёрной, синей и тёмно-зелёной — гамме, изображены согнутые под ветром деревья. Возможно, как и другие авторы, рисующие в стиле постимпрессионизма и стремящиеся изобразить монументальность вещей, Вуд хотел показать величие бури, пред которой склоняются даже деревья.

Чуть позже художник познакомился с живописью немецких и фламандских мастеров XVI века. Именно тогда Вуд стал писать реалистичные, а местами даже утрировано реалистичные, пейзажи и портреты. Риджионализм, к которому обратился мастер — это направление, главной идеей которого является художественное произведение «сущности» этнокультурного региона. В России есть аналог этого термина — «местничество» или «почвенничество».

С изображением сельской жизни американского Среднего Запада у многих наверняка ассоциируется известный портрет женщины и мужчины с вилами, стоящих на фоне дома. И не зря, ведь именно Грант Вуд написал это известное полотно — «Американская Готика» (American Gothic, 1930). Вряд ли художник мог предполагать, что его работа станет одной из самых узнаваемых и пародируемых в американском искусстве.

А всё началось с маленького белого домика в стиле плотницкой готики, который он увидел в городе Элдон. Грант захотел изобразить его и людей, которые могли бы там жить. Прототипом дочери фермера стала его сестра Нэн, а натурщиком для самого фермера выступил зубной врач Байрон МакКиби. Портрет был выставлен на конкурс в Чикагском институте искусств, там он остается и по сей день.

  

Комментарии к полотну сильно отличались друг от друга. Критики оценили его как «юмористическую валентинку». У фермеров работа вызвала негативную реакцию: одна женщина грозилась откусить автору ухо. Даже сестра Нэн оскорбилась, что на картине её принимают не за дочь, а за жену фермера. Также были критики, назвавшие работу сатирой на сельскую жизнь маленьких городов. Но Грант Вуд вновь и вновь говорил, что хотел создать лишь собирательный портрет американцев. И только во времена Великой депрессии отношение к «Американской готике» изменилось - в ней рассмотрели изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

Но споры по поводу символов, скрытых в работе художника, не утихают с тех самых времен. Кроме того, есть подробное описание всех деталей картины, которые весьма интересны. Например, брошь «Персефона» на воротнике у дочери фермера. Она стилизована под античную камею и имеет свою историю, так как это украшение существовало в реальности. Вуд купил его для своей матери во время одного из путешествий по Европе. Художник считал, что девушка на ней очень похожа на Нэн. Кроме того, если посмотреть за правое плечо дочери, то можно заметить два цветочных горшка. В них находятся бегония и щучий хвост. Эти два домашних растения были излюбленными на Среднем Западе и олицетворяли женскую домовитость.

В наше время портрет является известным мемом. Начиная от известных личностей, изображенных в том же стиле и на том же фоне, хотя он может меняться. И заканчивая «Русской готикой» или Бивисом и Баттхедом.

В массовой культуре работа тоже часто мелькает. В одной из серий «Спанч Боба» (Artist Unknown) Сквидвард временно преподавал рисование, и можно увидеть «кальмаровый» вариант. А в трэш-экранизации романа Герберта Уэллса «Пища богов» на ферме на стене висит эта картина.

Это полотно, как можно заметить, очень известно и популярно, но единицы могут вспомнить его автора. Отчасти это из-за самого Гранта Вуда, который всю жизнь старался сделать так, чтобы о нём знали как можно меньше. Он даже создал для себя образ «художника-фермера», простачка из глубинки, малообразованного и абсолютно не интересного для прессы. Как мы можем заметить, вполне удачно. Вуд говорил:

«Я самый простой парень, какого вы только можете отыскать. Нет ни единой вещи, сделанной или пережитой мною, которую можно было бы считать хоть сколько-нибудь увлекательной»

Этот образ поддерживала и его сестра и муза Нэн. Она безжалостно боролась с теми, кто писал биографии её брата, называя их лжецами. Почти полвека она оберегала тот образ, который создал Грант Вуд, хотя он и не соответствовал реальному характеру художника.

artifex.ru

Картина "Американская готика" (Вуд Грант)

Многие гении и творцы в области искусства бывают не признаны критиками и обществом при жизни. Спустя годы их начинают понимать и чувствовать, твердо веря, что художник или поэт имел свой особый взгляд на вещи. Вот тогда-то ими начинают восхищаться, причисляя к невероятно талантливым людям своей эпохи. Именно так случилось с Вудом Грантом, который почти сто лет назад изобразил свое видение жизненного уклада жителей Нового света в картине "Американская готика". Он был достаточно сложным художником, со своим характером и почерком.

картина американская готика

Пара слов о детстве художника

Многие критики и эксперты в области искусства считают, что прежде чем анализировать картину, тем более ту, что вызвала огромный общественный резонанс, необходимо немного изучить самого создателя шедевра. Это нужно сделать лишь для того, чтобы понять мотивы или посыл художника. Говоря о Вуде Гранте, картина "Американская готика" которого до сих пор вызывает споры и определенные разногласия среди экспертов мира, стоит сказать, что ранние годы его были ничем не примечательны.

Родился он на маленькой сельскохозяйственной ферме на самой окраине штата Айовы, того самого, что в Америке. Помимо него в семье было еще двое мальчиков и девочка. Отец семейства отличался вспыльчивым нравом и строгостью. Он довольно рано ушел из жизни. У Гранта были близкие и доверительные отношения с матерью, возможно, из-за этого он вырос очень чувствительным, ранимым и самым талантливым из всех детей в семье.

картина американская готика вуд грант

Непризнанный гений

Повзрослев и выбрав для себя художественную стезю, Грант написал достаточное количество картин, однако его работы не были оценены должным образом. Его не признавали в искусстве, часто даже не воспринимая всерьез его творчество.

американская готика описание картины

О времени, в которое была написана картина

"Американская готика" американского художника Гранта Вуда была написана в 1930 году. Это время было достаточно непростым по ряду причин:

  1. Во-первых, в 1929 году в Америке начался экономический кризис, который, кстати, нисколько не помешал стремительным шагам государства в области строительства и промышленности. В стране возводились новые, доселе неизвестные высотные здания. Это был период новизны и технологий.
  2. Во-вторых, во всем мире так же стремительно, как и промышленность, набирал обороты фашизм. Новое веяние и идеология Адольфа Гитлера укреплялись в сознании людей, которые стремились к совершенному будущему.
  3. В этот список, пожалуй, стоит добавить еще и факт, который касается лично самого художника. Вуд Грант к тому времени уже достаточное количество времени прожил во Франции и немецком Мюнхене. Некоторые критики посчитали, что эти скитания по миру добавили картине "Американская готика" немало от европейского уклада жизни.

После всего вышеизложенного можно попытаться составить некое представление о художнике, о его характере и жизни. Ну а когда это будет сделано, стоит преступить непосредственно к анализу картины "Американская готика".

американская готика картина американского художника гранта вуда

Все дело в деталях

Проанализировать полотно можно только если его детально описать. Итак, на первом плане изображены два человека: женщина и мужчина, который по всей видимости значительно старше ее. Вуд Грант неоднократно говорил, что пытался показать отца с дочерью, однако доподлинно известно, что он изобразил свою родную сестру и дантиста Байрона МакКиби. По словам художника, последний отличался достаточно веселым нравом. Правда, на картине "Американская готика" он предстает сдержанным человеком, если не сказать суровым. Его взгляд направлен прямо в глаза смотрящему на холст человеку, и невозможно понять, что произойдет дальше: то ли он улыбнется, то ли разозлится. Его лицо прорисовано настолько детально, что можно разобрать каждую морщинку, которых на нем предостаточно.

Взгляд женщины направлен вбок, куда-то за пределы картины. Мужчина и его дочь стоят в центре, причем женщина держит под руку пожилого человека. У него в руках вилы, направленные своими остриями вверх, которые он держит достаточно сильной хваткой. Создается впечатление, будто изображенные Вудом Грантом люди пытаются защитить свой дом, на фоне которого они нарисованы.

Дом представляет собой старое строение в американском стиле. Еще один нюанс, который обнаруживается при детальном рассмотрении: на картине все сделано руками людей: рубашка мужчины, передник женщины, да, впрочем, и мансардная крыша.

Если обратить внимание за задний план картины "Американская готика", то создается впечатление, будто Грант Вуд не уделил ему должного внимания. Деревья представлены в виде геометрических фигур и они абсолютно не прорисованы, обобщены. Кстати, если присмотреться, то на картине очень много геометрии: треугольная крыша, прямые линии окон, вилы, которые перекликаются с кантом на рубашке мужчины.

Тона, в которых написано полотно, можно охарактеризовать как достаточно спокойные. Пожалуй, это все описание картины "Американская готика", из которого становится понятно, почему многие американцы видели в ней себя: такие дома были практически у всех семей, живущих как на западном, так и на восточном побережье материка.

картина американская готика анализ

Оценка общества

Картина "Американская готика" произвела фурор. Кто-то был в восторге, но были и недовольные. Жители штата Айова посчитали такое изображение их уклада жизни насмешкой художника, а одна дама даже пригрозила физической расправой над Грантом Вудом. Она обещала откусить ему ухо. Многие люди обвиняли художника в антипатии ко всему новому, обзывая его консерватором и ханжой, ведь он изобразил старинный домик на пороге новой цивилизации. Сам художник как-то сказал о своей картине: "Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал...".

Спустя век

Стоит отметить, что спустя время картина все еще остается на пике популярности. На нее делают пародии, ею восхищаются, ее не понимают. Но все это нисколько не помешало "Американской готике" стать своеобразным символом уклада жизни тех лет. Спустя почти столетие критики смогли рассмотреть в ней непоколебимый дух американских первопроходцев. Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть: Грант Вуд смог "зацепить" огромное количество людей своим шедевром, заставляя общественность обсуждать, спорить о картине "Американскую готику".

fb.ru

Описание картины Гранта Вуда «Американская готика»

Описание картины Гранта Вуда «Американская готика»

Вуд изображает фермера и его дочь на фоне их достаточно простого дома. Здание построено в характерном для времени художника стиле плотницкой готики. Мы видим, что фермер крепко сжал в кулаке вилы. Кажется, что это не орудие для работы, а особый вид оружия.

Художник передает полную непривлекательность этого фермера. Губы его плотно сжаты. Волосы его плотно стянуты, голова слегка повернута. В глазах можно прочесть очень глубокую обиду и подлинное возмущение.

На дочери мы видим передник, который уже было в те времена старомодным. Лицо ее выражает решимость, губы сжаты, в глазах читается вызов. Она всецело поддерживает отца.

На фермерской одежде можно увидеть швы, которые полностью напоминают очертания сжатых в его руках вил. Эти же контуры повторяются и в окнах его дома.

Композиция этого полотна создана в стиле американской фотографии 19 века (самого его конца). Персонажи максимально сдержаны, как настоящие пуритане. Именно в это время художник знакомится с передовым течением «Новая вещественность».

Почему же живописец написал это полотно? Однажды он увидел небольшой, казалось бы, ничем не примечательный домик. Но он всецело привлек внимание художника. Вуду захотелось изобразить это здание и немного пофантазировать, представив, кто бы мог жить в нем.

Моделью для дочери фермера стала сестра художника. Людей и дом художник писал совершенно отдельно. Та сцена, которая изображена на этой картине, на самом деле никогда не существовала.

Художник объяснял современникам, что хотел создать собирательный потрет всех американцев того времени. Критики были полностью уверены, что полотно стало важной частью максимально критического изображения сельской Америки того времени.

Позднее это творение стали ассоциировать с непоколебимым духом первопроходцев страны.

opisanie-kartin.com

история, символизм, значение. Интересно знать

Картина «Американская готика»: история, символизм, значение

Ни одно произведение в истории живописи США не вызывало столько противоречивых толкований и пародий, как картина «Американская готика», написанная Грантом Вудом в 1930 году. AnyDayLife расскажет об истории создания и значении скрытых символов картины, которая стала одним из самых узнаваемых образов американского искусства XX века.

  1. Картина «Американская готика» написана маслом и имеет размер 74 на 62 см. На ней изображен фермер со своей дочерью на фоне дома, построенного в стиле сельская, или плотницкая готика. Этот архитектурный стиль был распространен в США, некоторых провинциях Канады, Австралии и Новой Зеландии во второй половине XIX века.
  2. Вдохновение для своей картины американский художник Грант Вуд (1891 — 1942) нашел в 1930 году в городе Элдон в штате Айова. В этом городке, в котором живет сегодня чуть больше 900 жителей, Вуд увидел маленький домик белого цвета в стиле плотницкой готики. Художник захотел изобразить людей, которые могли бы жить в таком доме.
  3. Моделями для картины Вуда послужили его сестра Нэнси и зубной врач художника Байрон МакКиби. Фон с домом и людей Вуд писал по отдельности. На картине фермер и его дочь получились с грубоватыми и непривлекательными чертами. У фермера тяжелый и вызывающий взгляд, а у его дочери, повернутой головой к отцу, взгляд полный обиды и возмущения. И все же у строгой женщины на картине из прически выбился локон. По словам художника, он хотел показать человечность персонажа.
  4. Возможно, на картине изображена супружеская пара. Сестра художника, увидев картину, была возмущена, что ее можно принять за жену человека, который двое старшее нее, поэтому начала утверждать, что на «Американской готике» изображены именно отец и дочь. Сам Вуд никогда не комментировал этот момент. В жизни же Нэнси была жизнерадостной женщиной, она знала, что будет позировать для образа старой девы, однако была все равно огорчена, что на картине получилась значительно старше своего возраста.
  5. Героев картины отличает некая пуританская сдержанность, что было характерно для реализма в европейском течении искусства «Новая вещественность» 1920-х годов. Сама же композиция картины напоминает старые американские фотографии конца XIX века.
  6. На картине фермер сжимает в руках вилы так сильно, как сжимают оружие. Символ вил можно найти и на других объектах картины, например, контур тризубца повторяют швы на одежде фермера, его можно увидеть в окнах дома и в форме цветка в горшке на заднем плане картины. Вертикальные линии вил строго соотносятся с другими линиями на картине.
  7. На картине Вуд изобразил много деталей, которые напоминали художнику о его родителях и воспоминаниях из детства о провинциальной Америке конца XIX века. Например, Байрон МакКиби действительно носил очки, только с линзами восьмиугольной формы. На картине же Вуд изобразил круглые очки, которые были у его отца и которые носил впоследствии он сам. На дочери фермера на картине Вуд изобразил вещи, связанные с его матерью. Это, например, передник с тесьмой, которую Нэнси спорола со старых маминых платьев, или брошь «Персефона», стилизованная под античную камею. Такое украшение Вуд купил для матери во время путешествия в Европу.
  8. В разные времена отношение к картине «Американская готика» менялось радикальным образом. Когда Вуд впервые представил картину в Чикагском Институте Искусств, ее приняли за «юмористическую валентинку». После публикации картины в газетах жители штата Айова разгневались на художника, что тот изобразил их карикатуру. Критики посчитали картину сатирой на провинциальную жизнь в маленьких городках США. Сам же автор был очень уд

anydaylife.com

Готический стиль в живописи

Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика.

Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII-XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.

Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно.

Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?

Поль де Лимбург. Месяц март. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений. В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.

Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.

Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.

Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.

В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами. Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми. Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.

Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.

Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.

Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.

Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.

В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.

Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. 1350). Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых.

Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.

В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь имистали заниматься светские мастера. Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.

Ян де Лимбург. Грехопадение и изгнание из Рая. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

Ян де Лимбург. Грехопадение и изгнание из Рая. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову. Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях. Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.

Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.

istoriya-iskusstva.ru

Готика. История развития | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

09, Ноябрь 2012 17:06 | 21 фото | просмотров 75947

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры.

ИсторияГотический стиль - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. - его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Раннее средневековье VI-XII вв. принято называть романикой, или искусством романского периода. Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному. Готическая архитектура - не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства — внутреннего и внешнего. Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя - отдельные формы, земную твердь и даже небо - в образно-значительное целое. Вокруг готического храма и свет, и небо становятся иными. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого, иногда называют «стилем Людовика IX», или «высокой Готикой Иль-де-Франс». В более поздних сооружениях башни украшаются высокими ажурными шатрами; функция колокольни в них не столь важна - башни служат для того, чтобы выразить движение вверх, к небу. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически - начало Классицизма. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Отделяя от стены, пилона или пучка опор, статую свободно располагают перед стеной, а затем в нише; обретая независимость, скульптура вступает в новое взаимодействие с архитектурой. В готических статуях XIV- XV вв. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, - не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Форма готической статуи растворяется в пластике драпировок, складок, изломов, как бы поднимаемых метафизическим вихрем. Эти складки, как и движение самой фигуры, конструктивно не мотивированы, оттого кажутся иногда странно игривыми, манерными, несоответствующими серьезности ситуации.  Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Синий цвет считался символом верности; желтый - особенно красивым, а зеленый означал влюбленность - зеленое чаще носили женщины. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Это цвет молитвы и мистических устремлений души - соединение красного цвета крови и синевы неба. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Несколько позднее, в эпоху Возрождения, с появлением станковой картины функции цвета взяла на себя живопись, и тогда здания и статуи становились более монохромными. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм - повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Бесчисленные башни и башенки Миланского собора, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений, является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического и абстрактного. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко», или «барочная готика». По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности - в высоты духа. Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Так Готика подготовила Ренессанс.

Готический и романский стили - единство и противоположностьТворческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания,значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,«свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,большую высоту нового здания — как раз на высоту окон.Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их. Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла иконографическая система XIII столетия. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. В готической архитектуре, сменившей романский стиль, отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре. Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание, устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей. Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. В V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами, и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в. Кантерберийский собор в Англии - готический стиль архитектурыВ силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому. В Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным. Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы — контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, — все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция. Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Готический стиль в живописиВажную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Этому способствовали витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол. Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 веков принадлежало парижской школе. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни. Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках»  художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Готическое искусство — важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.

История визникновения готического стиля в одеждеГотический стиль одежды берет свое начало в далеком прошлом, а точнее в довольно мрачном Средневековье. С упадком Римской Империи эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею — недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария — удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти, В XIII веке расцветает поклонение "прекрасной даме". Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты — небольшой привилегированной части общества. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне — для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Коренные изменения в женской моде произошли в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В ту пору это была неслыханная смелость. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Они, правда, исчезли ненадолго в начале XIX века, когда модна была одежда в стиле ампир, но затем вернулись и существовали еще очень долгое время. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре отважился их укоротить.  Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды. Американская цензура запретила публичный показ фильма с коллекцией моделей Пуаре, который художник взял с собой, решив посетить Соединенные Штаты. Тем не менее одежда укоротилась, и это немедленно отразилось на длине волос. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или "волнами". И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Казалось, он ушел навсегда, но готика вернулась и захлестнула мир с новой силой в конце XX века. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Середина XX века — это, в первую очередь, страшная Вторая Мировая Война, полная страданий, ужаса и страха. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. Женская одежда мало отличалась от мужской, да и сами дамы, коротко стриженные, худые, более походили на мужчин. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте, и о прочих "предрассудках". Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически. Не станем подробно останавливаться на моде 50-70 годов, а сразу перейдем к современной готике. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья? Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной, изящной и грациозной девушки. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте.

retrobazar.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта