Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин. Подделка картин
Подделка картин Как подделывают картины
Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн. Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств. Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях! В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии. В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889-1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - "Христос в Эммаусе" Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как "подлинный" Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых. Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение. Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения. Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.
Как подделать картину
При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров. При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла. При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.
Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель. На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.
Еще один из способов подделки - "раскрутка" вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на "наивное искусство" и всяческое "этно". Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.
В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало "джентльменское соглашение" с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.
Кого подделывают чаще
Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы. Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, - это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин. Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, - единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон. Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Кло да Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.
Законный рынок подделок
В Сан-Себастьяне открылась выставка "150 узаконенных подделок известных шедевров". На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История "легальных подделок" восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико "Площадь Италии", которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею "Питти Арте". на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются "уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им". Среди клиентов галереи "Питти Арте" были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас. На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки "Мадонны" Рафаэля, "Подсолнухов" Ван Гога, портретов Веласкеса, "Весны" Боттичелли, "Балерин" Дега, "Бульвара Монпарнас" Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.
По материалам сайта АferizmRU
Рубрика: изобразительное искусство, подделка картин, коллекционирование
www.art-spb.ru
Как разоблачают подделку картин - Живописцы, окуните ваши кисти...
Спектрометр, рентген, микроскоп и другие друзья искусствоведаПроизведения известных художников на аукционах иногда стоят тысячи и миллионы, причём не рублей. Естественно, что у мошенников возникает искушение: холст и краски сами по себе стоят недорого — нужно лишь выдать полотно за произведение старого мастера и можно сделать миллионы практически из ничего. Однако в наше время мошенникам нужно обмануть не только чутье искусствоведов, но и приборы, которые выдают всю подноготную фальшивки, даже ту, что скрыта под слоями краски и не видна невооружённым глазом
Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, — "Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова" (НИНЭ). "Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50-60% оказываются не подлинными", — рассказал Александр Попов, директор компании. Самый простой способ подделки картин — перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают её именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского — кто из его коллег и современников не рисовал море?
Демонтаж картины "Чёрное море" (1881 г.), представленной на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Другой тип подделок — те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново. Третий тип — работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. "В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времён прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто её специально не подделывал, это просто ошибка", — объяснил Попов.
Как обнаружить подделку
Когда картина попадает на экспертизу, сначала её осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается. Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины — кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.
Кракелюр на "Моне Лизе". Фото: Wikipedia
Увидеть "подноготную" картины, не испортив её, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации. Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустёртые надписи карандашом.
Картина Айвазовского в инфракрасном диапазоне. Фото: "Чердак"
"Важная часть исследования — сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные", — рассказал Попов. Если картина поддельная, исследование слоёв, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне, которая попала на экспертизу в НИНЭ.
Картина, приписываемая Маревне. Фото: "Чердак"
Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи "Мир. Труд. Май" и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.
Рентгенограммы картины, приписываемой Маревне. Фото: "Чердак"
Из чего состоят краски
Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина. "Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется "индийская жёлтая". Получали её из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов её выпуск был запрещён как слишком жестокий", — рассказал Александр Попов. Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.
"Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, "составить" из них реальное вещество практически невозможно", — объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ. Можно с помощью спектроскопии выяснить, в каком количестве содержатся элементы в образце. "Пусть у нас один Ti и два О. Получилось TiO2. Это вещество — диоксид титана IV. А мог бы получиться Ti2O5 — оксид титана V. Но даже этого недостаточно (особенно если элементов много). Нужно знать, как эти элементы связаны между собой. То есть понять, какие там связи есть и как они расположены между собой", — рассказала учёный.
Наконец, можно получить информацию о структурах молекул и связях атомов внутри них. Исследуемый образец (TiO2) может оказаться в одной из трёх кристаллических структур: рутил, анатаз или брукит. Состав у них одинаков, но связь Ti — O может быть по-разному расположена в пространстве. Поэтому их спектры будут сильно отличаться друг от друга. "Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана — это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации — анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“", — объяснила Балахнина.
При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. "Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, — спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими", — рассказала исследователь. Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при наблюдениях за звездами позволяет устанавливать скорость их движения, удалённость и химический состав. На орбитальном модуле TGO проекта "Экзомарс" ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса. На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.
В НИНЭ для анализа состава красок используют рентгенфлуоресцентный анализатор, который позволяет за минуты определить состав красок на картине. Фото: «Чердак»
"Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента — порошка — в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках — масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр", — рассказала Балахнина. При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).
Откуда берутся подделки
"Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке", — объяснил Попов. На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, её принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах — это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку. "Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны ещё при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе", — рассказал Попов.
Государственная Третьяковская галерея. Хранилище произведений живописи XIX века. Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС
Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: "Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо", музей не может из чисто человеческих соображений. "Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Всё это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания", — объяснил Попов.
○ Екатерина Боровикова Чердак 2 декабря 2016
classic-art-ru.livejournal.com
Как подделать картину и кого из художников подделывают чаще
И. К. Айвазовский, Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892
ПОДДЕЛКА КАРТИН
Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 — 700 млн.
Фальсификация живописных полотен мастеров — бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.
Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, — просто фальшивка. В 1976-м — что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!
В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу «Учебник фальсификатора» (The Art Forgers Handbook) — руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950—1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве «ранее неизвестных» произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.
В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889—1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен — "Христос в Эммаусе " Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как «подлинный» Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое — на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.
Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.
Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.
Качественные подделки также приходят и из-за границы — из Германии, Франции, — где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.
КАК ПОДДЕЛАТЬ КАРТИНУ
При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций — изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.
При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.
При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.
Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры — трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.
На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.
Еще один из способов подделки — «раскрутка» вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени — моду на «наивное искусство» и всяческое «этно». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, — нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.
Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.
В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй — современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало «джентльменское соглашение» с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.
КОГО ПОДДЕЛЫВАЮТ ЧАЩЕ
Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы.
Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, — это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.
Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, — единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон.
Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.
ЗАКОННЫЙ РЫНОК ПОДДЕЛОК
В Сан-Себастьяне открылась выставка «150 узаконенных подделок известных шедевров». На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История «легальных подделок» восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико «Площадь Италии», которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею «Питти Арте». на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются «уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им». Среди клиентов галереи «Питти Арте» были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.
На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки «Мадонны» Рафаэля, «Подсолнухов» Ван Гога, портретов Веласкеса, «Весны» Боттичелли, «Балерин» Дега, «Бульвара Монпарнас» Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.
via & via
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
У нас еще много очень интересных статей! Вот только несколько из них:
Художник рассказывает о своем сексе с пришельцами: «Это было...
Загадки зеркал на известных картинах...
Детские кошмары! Вы не сможете уснуть после просмотра этих ф...
Венеция — распутница святая! Cтихи о Венеции, фот...
10 всемирно известных картин, в которых скрыты тайные знаки...
Гопак и другие украинские танцы в живописи...
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
bravedefender.ru
Собрание самых удивительных арт-подделок -- от моавских идолов до картин и купюр: shakko_kitsune
Недавно я подробно рассказывала о "лжевермеере" Хане ван Меергерене, а вот подборка очень любопытных фотографий, посвященных другим живописным подделкам, а также фальшивкам в других художественных жанрах. Можно потренировать свой глаз и, как обычно, повысить эрудицию.Спасибо за отличные снимки и интересный рассказ.Оригинал записи взят у dona_anna
Именно подделкам посвящена замечательная выставка "Подделка?", проходившая в 2016 году в Тель-авивском художественном музее.Куратор - создатель выставки д-р Дорон Лурье.
Подделки (фальсификации) можно встретить в самых разных областях нашей жизни: это и искусство, и археологические артефакты, и потребительские товары, и деньги, и документы, и документальная фотография и многое, многое другое.
Начнем с искусства.
Богатый человек, американский коллекционер покупает картину Тициана в Италии, отправляет ее на экспертизу, подтверждают, что это Тициан. Он хочет ее купить, но современное законодательство не позволяет вывезти такую картину столь известного автора из Италии, потому что это национальное достояние. Тогда коллекционер просит итальянского художника написать поверх Тициана какой-то пейзаж, чтобы вывезти картину как современную. Привезя картину в Америку, коллекционер отдает ее знакомому реставратору, чтобы он снял верхний слой и открыл Тициана. Через некоторое время коллекционер получает звонок от реставратора: " Я снял этот пейзаж, снял заодно и Тициана, обнаружил потрет Муссолини. Продолжать или прекратить?"(Анекдот).
Вот яркая иллюстрация к этому анекдоту: эта картина написанная поверх другой картины. Для подделки старинной картины важно, чтобы сам холст был старинный, того времени, на которое претендует картина. Здесь мы видим верхнюю картину 17 века, которая написана поверх картины 16 века. А на самом деле это подделка 19 века, выполненная художником-реставратором Lattanzio Quarena.
Поддельная картина в стиле ренессанс, конец 15 века.
"Портрет Честерского епископа", неизвестный художник, 1560г. В 19 веке картину выдавали за потрет Генриха Восьмого. Более известную модель тоже можно продать дороже.
Желательно подделывать известных художников, громкие имена.
"Иисус и 12 коэнов в Храме", написана поверх мужского портрета. Приписывалась Рембранту, но выяснилось, что написана через 30 лет после смерти художника.
"Святой Иероним", приписывалась А.Дюреру.
Тут понятно сразу, что речь идет о А.Модильяни. Слева - подделка, а справа картина, автором которой предположительно является А.Модильяни.
А это копия или подделка, даже и не знаю.Вы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.
Б. Шац был основателем Бецалель. В Академии Бецалель имелся автопортрет художника Й. Исраэльса. Однажды там появился турецкий чиновник, проверявший оплату налогов (в это время Эрец-Исраэль еще была частью Турецкой\Османской империи). Он видит этот портрет, и говорит, что желает завтра представить эту картину паше, правителю Иерусалима. Б.Шац очень испугался и за одну ночь создает точную копию портрета, чтобы отдать ее чиновнику. На утро чиновник не приходит и копия Исраэльса остается в семье Шаца. При этом семья Шаца уверена, что у них в доме подлинный Исраэльс. Уже в наше время дочь Шаца решила продать их "домашнего Исраэльса" через Сотбис и тут выяснилось, что в доме Шаца висела картина Шаца, копия Исраэльс, а подлинник висел в академии Бецалель.На моей фотографии справа - подлинник, слева - копия.
Коро написал 1000 картин, из них 2000 находится в США.(Еще один анекдот).
Королем подделки живописи, безусловно, можно назвать Хана ван Мегерена, который добавил к 34 признанным картинам Я.Вермеера Дельфтского еще множество "картин Вермеера""Автопортрет", Хан ван Мегерен
(...)
"Ицхак благословляет Якова", еще один поддельный Вермеер работы ван Мегерена.
Для "достоверности" своих картин ван Мегерен использовал старинные холсты и соответствующие пигменты. На выставке представлены их реплики.
Еще один знаменитый фальсификатор, представленный на выставке, это Мозес Шапира.
Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.
11 мая 1884 года в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме был найден труп 54летнего Мозеса Шапира, коллекционера и торговца антиквариатом. Шапира застрелился. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавских идолов".
"Голова мужчины", сделана в каменотесной мастерской в Иерусалиме по заказу Шапира.
Мовитянские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень»). Шапира обвинялся в том, что моавитянские древности были подделкой.
Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.
Семисвечник, базальт, якобы сделан в 5-6 веке нашей эры, на самом деле в 20 веке, в Сирии.
Эта скульптура - неправильная копия "Дискобола" Мирона специально представлена на выставке, чтобы проверить наше внимание к деталям. Мало кто из посетителей может найти ее отличие от ...
...правильной скульптуры.
Копии - не подделки.
В Тель-авивском художественном музее есть большое количество копий разнообразных знаменитых скульптурных изображений. Этот музей с самого своего основания стремился показать роль евреев в создании мировой цивилизации и поэтому собирал изображения в виде копий знаменитых евреев (Моше, Давида и др...) работы знаменитых авторов (Микеланджело, Бернини и пр). Он не один такой музей в мире, достаточно вспомнить Музей им. Пушкина в Москве или Музей-Академия в Венеции или Музей Виктории и Альберта в Лондоне и др. В Тель-авивском художественном музее эта идея не получила развития, и сейчас мы имеем то, что имеем.
Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.Настоящие коробочки для хранения этрогов, специально сделанные для этой цели, можно посмотреть в моем рассказе к Суккоту.
Многие думают, что фальсификации фотографий появились только с появлением фотошопа, но на самом деле подделки появились с появлением самой фотографии как вида человеческой деятельности.
Вот яркий пример, как из 4х человек получился один... В зависимости от политики.
shakko: Исходный снимок 1926 года, на нем 5 человек: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров. Более поздний отпечаток: отрезан стоявший справа Комаров (в 1937 году его расстреляли). На следующий год расстрелян Антипов, и его отрезают справа. Потом Сталин остается вдвоем с покойным другом Кировым. Вереница репродукций заканчивается парадным портретом вождя, написанным Бродским по той же фотографии. Тут Сталин вообще в одиночестве.
Знаменитая фотография, которую знает каждый израильский школьник: встреча Т.Герцля и кайзера Вильгельма.Встреча в произошла Микве-Исраэль в 1898г..На самом деле, это фотомонтаж!
Фотографировал Д. Вольфсон, но снимок не удался. Было 2 снимка.
Герцль, один, без кайзера.
Кайзер один, без Герцля.
Пришлось сделать фотомонтаж из двух фотографий без фотошопа и соединить обоих.
"Смерть республиканца", знаменитый снимок Роберта Капы, сделанный в 1936 году во время Гражданской войны в Испании, может быть самый знаменитый снимок той войны... В наше время говорят, что он был постановочным.
Подделки для благородной цели. Есть и такой вид подделки.
Обычно само слово "подделка" понимается нами как отрицательное. Но есть и обратные примеры.Яркий пример такой подделки для важных целей - это подделки Мосада, для которого фальсифицируются разнообразные документы во множестве. На выставке представлены некоторые документы и предметы, использованные в операции по поимке Эйхмана.
Поимка Эйхмана проходила в Аргентине в 1960 году. Эйхман был ответственным за массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. После окончания войны он сбежал в Аргентину, где был обнаружен Мосадом в 1957 году, пойман и переправлен в Израиль для суда над ним. Это была одна из сложнейших операций Мосада, с учетом огромного расстояния от Израиля до Аргентины.
Вот удостоверение работника Эль-Аля для тогдашнего главы Мосада Исара Арэля, сделанное в 1959 году к операции по поимке нацистского преступника Эйхмана в Аргентине. Арэль лично участвовал в операции. Известно, что каждый, кто делает поддельные документы, совершает ошибки и только вопрос времени, когда такая ошибка будет обнаружена.
В удостоверении написано, что инженер Хаим Бен-Дрор родился в Афуле в 1910 году. Проблема в том, что Афула была основана в 1925 году... Хорошо, что аргентинцы не интересовались историей этих мест.
В витрине представлены поддельные номера машины, на которой был увезен Эйхман...
...и фальшивый знак остановки автобуса - такого номера в тех местах не существовало.Помните, я рассказывала о художнике Йосефе Бау, который с помощью своих подделок документов спас множество жизней во время Второй мировой войны, а затем также работал на Мосад...
Мы не всегда ценим оригиналы.Известный факт из биографии Чарли Чаплина. В 1940 году он инкогнито останавливается в Монте-Карло. Как раз в это время в городе проходил конкурс двойников Чарли Чаплина. Он решает поучаствовать в этом конкурсе и занимает... всего лишь третье место. Были те, кто оказался достовернее.
Поделки окружают нас повсюду - любая потребительская вещь, имеющая фирменный знак, может быть подделана.
Подделка алкогольных брендов - очень распространенная подделка, не менее распространенная чем подделка искусства. Подделка может быть разной, от самой простой, когда одну бутылку напитка разливают в две, добавляя другой жидкости, или же весьма сложная с изготовлением этикеток дорогих напитков и наливанием в бутылки чего-то более простого, но того же цвета...
С подделкой брендов потребительских товаров этим мы сталкиваемся практически постоянно. Особенно часто это связано с модными брендовыми изделиями, которые стоят очень дорого. И когда представляется возможность купить практически тоже самое за меньшие деньги, ну кто из нас устоит?
Только ленивый не подделывает деньги.
shakko-kitsune.livejournal.com
Самые дерзкие подделки картин
Аферисты есть всюду, особенно широко распространено мошенничество в сфере искусства, где вращаются огромные суммы денег. Как ни парадоксально, мошенникам удавалось довольно ловко обводить вокруг пальца не только обывателей и просто ценителей искусства, но и уважаемых экспертов.В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» подготовил подборку материалов о самых дерзких обманах связанных с живописью.
Написанием подделок, занимаются, как правило, достаточно талантливые художники, но их картины не имеют успеха ни на торгах, ни в галереях, ни даже на вернисажах. Пользуясь тем, что аукционные дома далеко не всегда проводят тщательную экспертизу холста или красок, а дилеры при желании могут предоставить поддельный сертификат подлинности, с убедительным провенансом (родословной) картины, мошенникам удается обмануть не только покупателей-новичков, но и уважаемых экспертов, именитых искусствоведов, а порою даже родственников знаменитых художников.
Грандиозные обманы связанные с живописью.
Один из крупных и нашумевших скандалов произошёл в нью-йоркской галерее Knoedler Company, после покупки одним из клиентов картины Джексона Поллока стоимостью 17 миллионов долларов, которая оказалась подделкой. После расследования инцидента выяснилось, что арт-директор галереи, Глафира Розалес, покупала подделки работ экспрессионистов у китайского художника по 7 тысяч за штуку.За пятнадцать лет работы ей удалось продать порядка 60 поддельных предметов искусства, на сумму 30 миллионов долларов.
Голландский художник XX века Хан ван Меегерен прославился своими подделками в стиле Яна Вермеера — великого нидерландского художника XVII века.
Богатство Меегерену принесла картина «Христос в Эммаусе», которую он в 1937 году, сумел продать галерее Роттердама за 6 000 000 долларов, выдавая её за работу Вермеера.
Меегерену принадлежит еще одна подделка в стиле Вермеера — «Христос и блудница», именно с этой картиной связано его разоблачение. Великого мистификатора обвинили в связи с нацистами, так как в 1943 году он продал эту картину, считавшуюся народным достоянием, рейхсмаршалу Герману Герингу за миллион гульденов.
На суде Меегерен честно признался, что рисовал подделки, но, никто ему не верил, все критики как один признавали картины написанные Меегереном как подлинники Яна Вермеера. Чтобы доказать свою правоту и мастерство, Меегерену пришлось нарисовать еще одну картину Вермеера — «Христос, проповедующий в храме».
Под бдительным наблюдением экспертов в течении двух с лишним месяцев Хан ван Меегерен создал еще один шедевр, поставив специалистов перед сложным выбором. В итоге суд приговорил великого мистификатора за мошенничество в особо крупных размерах к одному году тюрьмы.
Аукционный дом Christie’s был замешан в скандале с продажей картины Бориса Кустодиева «Одалиска». Картина была приобретена за рекордную для художника цену — 2 900 000 долларов. После покупки картины владелец засомневался в подлинности картины и специальное расследование доказало авторство художника, копировашего стиль Кустодиева.
Как правило, аукционные дома стараются не раздувать скандал и быстро без публичной огласки решить подобные щекотливые ситуации, но этот спор решался в Верховном суде Лондона. После двух лет слушаний, суд разрешил Вексельбергу, приобретшему подделку, расторгнуть сделку и вернуть свои деньги.
Аукционный дом Sotheby’s так же был вовлечен в скандал с заявленной на продажу подделкой картины Ивана Шишкина — «Пейзаж с ручьем». Её оценочная стоимость составляла 1 100 000 долларов. Но перед открытием аукциона в прессе появилась информация, что выставляемая картина Шишкина слишком схожа с картиной малоизвестного нидерландского художника Мариуса Куккука.
Не смотря на заверения представителей аукционного дома, что на картине существует подпись Шишкина, и её подлинность проверена. В итоге, при тщательном расследовании инцидента выяснилось, что картина является работой кисти малоизвестного голландца и годом раньше она была куплена в Стокгольме за 64 тысячи долларов.
И это далеко не все случаи подделки картин, и обманов связанных с живописью, когда мошенникам удавалось обводить вокруг пальца экспертов и именитых искусствоведов.
www.inqui.ru
Фальшивый Шишкин и ошибки коллекционеров. Эксперт о подделках картин | Искусство | Культура
Научно-исследовательской независимой экспертизе (НИНЭ) им. П.М. Третьякова, которая образовалась после того, как государственным музеям запретили заниматься экспертизой для частных лиц, совсем недавно исполнилось 8 лет. За эти годы у компании накопилось немало любопытной статистики, АиФ.ru встретился с административным директором центра Александром Поповым, чтобы узнать, как обстоят дела с подделками на российском арт-рынке.
«Подделку всегда можно найти»
Елена Яковлева, АиФ.ru: Есть популярное мнение, что в России большая часть арт-рынка — это подделки. Вы с этим согласны?
Александр Попов: Это всё откровенная чушь. Другое дело, что подразумевается под понятием арт-рынок. Если под этим подразумевается рынок в «Измайлово», где тоже продают, типа Малевича, процент подделок действительно будет 90%. А если мы возьмём серьезные антикварные салоны Питера, Москвы, то процент подделок окажется незначительным, потому что там люди дорожат своей репутацией.
За 8 лет работы мы переработали больше 10000 вещей, и по статистике где-то 50-60% из них оказались фальшивыми. Но необязательно их кто-то специально рисовал, чтобы потом выдавать за Шишкина. Часто встречаются истории, когда люди считают, что у них дома висит Левитан, потому что им так, например, сказал дедушка. Но это просто ошибка. Другое дело, если они, зная, что это не Левитан, начнут продавать его как Левитана, тогда это будет мошенничество.
Но можно ли судить по нашей статистке обо всём арт-рынке, сложно сказать.
— На Западе дела с подделками обстоят таким же образом?
— Да, то же и с западным миром. Если проводить статистику в легальном рынке, процент будет микроскопический. Другое дело — какой-нибудь маленький швейцарский или американский аукцион, где вообще не знают, что продают. Это такой традиционный способ продажи поддельных вещей: им привозят подделки, они в этом не разбираются и продают за недорого. Это рассчитано на начинающих коллекционеров, которые считают, что если аукцион находится где-то в Америке, о нём никто не знает, значит, там можно за недорого купить что-то ценное. Но нужно понимать, что весь аукционный рынок по всему миру постоянно мониторится десятками профессиональных людей. И шанс, что новичок за копейки найдет что-то ценное в месте, которое он считает секретным, — это большая ошибка.
Подельщики как раз рассчитывают на таких неопытных людей. Они нарисуют Коровина, в качестве современной работы совершенно легально вывезут его из той же России и поставят на аукциончик, который не несёт никакой ответственности. Затем кто-то начинающий или просто не разбирающийся увидит, что в Калифорнии среди кучи старого хлама продаётся Коровин и с радостью его купит. Рынок подделок, в основном, так и функционирует. Поэтому, конечно, подделку всегда можно найти.
— Вы не зря привели в пример Коровина. Судя по статистике вашего исследовательского центра, этот художник занимает первое место по количеству фальсификаций. А кого ещё в нашей стране подделывают чаще всего?
— Пятерка лидеров — это популярные художники: Коровин, Левитан, Айвазовский, Шишкин, Саврасов.
Коровин занимает первое место, просто потому что ещё при жизни стали появляться его фальшивые работы, и он сам в этом принимал некоторое участие. Он беспокоился о своём сыне-художнике, который был не вполне здоровым человеком, и боялся, что тот останется без пропитания. Поэтому он разрешал ему подписывать некоторые работы своим именем и выдавал их за собственные. Самая большая загвоздка в том, что какие-то из этих работ попали в музеи. Сложно сказать, чем считать такие вещи, подделками? Подделками назвать сложно, просто это не Константин Коровин, это работы его сына Алексея.
«У нас самый неразвитый арт-рынок»
— Как сильно с годами меняется качество подделок, с которыми вы сталкиваетесь, и увеличивается ли их количество?
— Качество, конечно, улучшается, потому что поддельщики понимают, какими методами мы работаем. Когда в исследовательских центрах стало появляться химическое оборудование, способное определить состав краски, зарубили кучу вещей. Поэтому сейчас много поддельщиков-суперпрофессионалов, которые стараются либо очень точно подбирать краски, либо вообще подделывать не масляную живопись (где можно провести больше исследований), а темперные краски или графику.
А по количеству подделок: не могу сказать, что изменилось в большую сторону. Наоборот, у нас были ударные первые два года, когда НИНЭ им. Третьякова была новой организацией, и мошенники считали, что нас надо проверить (а вдруг что-то проскочит). Тогда у нас был дикий отсев — 80% — мы мечтали, чтобы хоть что-то настоящее принесли. Но потом всё уравновесилось, все поняли, что мы качественно работаем.
— В Европе экспертиза работает по таким же принципам, как и здесь?
— В Европе совершенно другая система экспертизы, такое ощущение, что они вообще свысока относятся ко всем техническим исследованиям. Там их практически не проводят, у них же самое важное — это происхождение работы. Даже на «Сотбис», и других каких-то основных аукционах могут продаваться картины за огромные суммы, которые никто никогда не исследовал. Им достаточно, что эта картина имеет такое-то происхождение, она где-то опубликована — у них это такая традиция, которой уже сотни лет. Но никому не приходит в голову, что за 200 лет бытования картины её могли подменить. Поначалу я тоже этого не понимал, но европейцы, в общем, такие продвинутые люди...
Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов— А у нас история картины, так называемый провенанс, что-то значит?
— У нас документально практически ничего невозможно отследить, ни кому принадлежало, ни откуда. У нас было слишком много потрясений — революция и войны. Как можно фиксировать, если в революцию из усадьбы кто-то крадет картину, об этом никто не знает и дарит её родственникам, затем её оставляют в какой-нибудь квартире, которую продают, а потом она попадает в руки к случайному владельцу... Какой там провенанс, какое происхождение — следы работы полностью утрачены! Единственным способом понять, подлинная вещь или нет, стало проведение экспертизы.
Поэтому, конечно, по сравнению с западным рынком, как это ни парадоксально звучит, у нас исследуется, наверное, 90% вещей, которые выставляются на аукционы (если мы берём открытые галереи, белый рынок).
— И это притом, что рынок там значительно больше ...
— Да, рынок там не идёт ни в какое сравнение с нашим. Представьте, мировой оборот — $100 млрд, и Россия занимает меньше процента от всего этого оборота. У нас пока что не самый развитый рынок.
Антикварный рынок, в принципе, очень консервативен во всех странах. В Европе антикварному рынку сотни лет, а в России он формируется только последние 25 лет, зато уже в то время, когда доступны технические исследования.
Подделывай — не хочу
— Что обычно происходит с работами, которые уже признаны поддельными?
— Некоторые добропорядочные коллекционеры оставляют такие картины у себя в качестве назидания. Все периодически покупают подделки: и Третьяков в начале своей деятельности покупал работы, которые оказывались поддельными. Некоторые поддельные работы владельцы передали в дар нашему исследовательскому центру. В НИНЭ им. Третьякова мы их используем как материал для обучения, когда к нам приходят студенты.
Но это действительно очень интересный вопрос — куда деваются подделки? Ведь за нашу историю мы выявили больше 5000 поддельных работ и, конечно, они куда-то деваются... Предположить, что их все оставляют дома в назидание самому себе, довольно сложно. Естественно, их пытаются продать.
— А к вам на экспертизу уже повторно возвращались одни и те же подделки?
— Нет, но бывали совершенно комичные истории: люди, уже зная, что продают подделку, забывали снять наш номер (инвентарный номер приклеивается на подрамник картины перед экспертизой — прим.ред).
К примеру, однажды у нас была работа Сарьяна, она оказалась фальшивой, и мы её вернули владельцу вместе с заключением. А спустя пару месяцев звонит другой человек и говорит: «Я сейчас покупаю работу Сарьяна, но такая странная история: сзади есть ваша наклеечка, а заключения нет. Вы можете это как-то прокомментировать?». А мы говорим, что ни в коем случае не платите, она у нас была и оказалась поддельной.
А вот если бы люди просто оторвали наклейку, человек бы её купил, и никаких вопросов не возникло. Такие ситуации периодически возникают.
Конечно, фальшивые работы, в основном, продаются на чёрном рынке, где всё рассчитано на совершенно неопытных людей, которым вешают лапшу на уши про выгодные инвестиции. Иногда люди верят на слово и теряют огромные деньги. Недавно был случай: человек «выгодно» проинвестировал в какие-то произведения Шагала и Кандинского. Он даже продал для этого квартиру, но не удосужился проверить подлинность работ перед покупкой, а в результате они оказались поддельными.
Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов— Случается такое, что по почерку подделки вам удаётся выявить художника и сотрудничать с полицией?
— Нет, ведь у нас не преследуют поддельщиков. К нам долгое время приносили подделки одного художника. Было очевидно, что рисовал один и тот же человек, и я даже консультировался по этому поводу с органами, а те говорят: «И что? Ну, рисует и рисует». Оказывается, это как-то очень сложно подвести под Уголовный кодекс, у нас нет такой статьи «Подделка картин», а есть статья «Мошенничество» — продажа чего-то фальшивого. То есть, если он эти работы сам лично будет продавать, тогда это будет факт мошенничества. Но никакой поддельщик не станет сам продавать свои работы — он выстроит какую-нибудь схему с посредниками, которые потом исчезнут.
Так что у нас в стране совершенно парадоксальная ситуация — ты можешь подделывать картины, и тебе вообще ничего не будет. Через какие-то там каналы приносить на экспертизу, ждать, что может одна из сотни проскочит. На мой взгляд, это совершенно абсурдная ситуация, но с точки зрения юристов это нормальная история, и это меня ужасно возмущает. Я уверен, если бы это хоть как-то преследовалось, количество подделок мгновенно сократилось — люди бы просто понимали, что за это можно сесть в тюрьму.
«У нас нет культуры покупки вещей»
— Кстати, а как у нас в стране обстоят дела с культурой коллекционирования современных вещей?
— У нас рынок антикварных, признанных вещей не в очень хорошем состоянии, а о современном тем более говорить тяжело. У нас нет культуры покупки вещей.
У меня был забавный случай — наши клиенты, нефтяники, купили суперкрутой дом (его строил в Подмосковье выдающийся итальянский архитектор). Это всё стоило фантастических денег, а на стенах висели картины, и меня попросили проконсультировать, какую ценность они представляют. Я приехал и увидел, что это откровенный мусор — стена за этой картиной стоила в разы дороже даже по материалам.
Это говорит о том, что в России даже у очень богатых людей абсолютно нет культуры собирания, они не понимают, что это нужно, это классно, это интересно, и, в конце концов, стоит дорого.
Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов— И вопрос, который может особенно заинтересовать наших читателей. Как часто в вашей практике встречаются ситуации, когда дома у человека висит какая-то картина, он приносит её на экспертизу, и оказывается, что это очень ценная вещь. Есть шанс разбогатеть таким образом?
— Да, шанс разбогатеть есть и такое действительно встречается. Самое главное, чтобы люди это понимали, ведь у многих дома висит что-то ценное, а они, не подозревая об этом, не несут вещи на экспертизу. Они, скорее, подарят эту картину кому-нибудь или вообще выкинут. Есть много историй про выкинутые вещи, которые стоят дороже, чем квартиры, где они висели.
Но есть истории и наоборот. Недавно у нас была бабушка, которая думала, что у неё картина Малевича. Она уже составила список добрых дел, который хотела исполнить на вырученные от её продажи деньги, но нам пришлось её разочаровать...
www.aif.ru
Пять самых знаменитых подделок произведений живописи — Российская газета
В Санкт-Петербурге набирает обороты громкий криминальный скандал. По подозрению в причастности к продаже коллекционеру поддельной картины известнейшего авангардиста первой трети ХХ века Бориса Григорьева задержана искусствовед и эксперт с мировым именем, дочь знаменитого композитора Вениамина Баснера Елена Баснер.
Женщину задержали 31 января, когда она вернулась в Петербург из Хельсинки, где сейчас работает консультантом в знаменитом аукционном доме "Буковски". Как сообщили в петербургском следственном комитете, искусствовед "подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Бориса Григорьева "В ресторане", которая впоследствии была продана за 250 тысяч долларов США".
2 февраля октябрьский районный суд Санкт-Петербурга продлил Елене Баснер содержание под стражей на 72 часа, то есть до 4 февраля. Следствие продолжается.
Эксперты утверждают, что сегодня российский рынок живописи буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и продаются за огромные деньги. Дошло до того, что, по утверждениям известного российского галлериста Марата Гельмана, одна из поддельных картин, изготовленных супружеской парой мошенников из Санкт-Петербурга, оказалась в личной коллекции президента России Владимира Путина.
Вот лишь краткий обзор самых знаменитых подделок мастеров русской живописи, которые были выявлены за последние годы.
1. "В ресторане" или "Парижское кафе"
В 2009 году известный петербургский коллекционер Андрей Васильев приобрел за 250 тысяч долларов картину знаменитого русского авангардиста первой трети ХХ века Бориса Григорьева. Она называлась "В ресторане". Экспертом, давшим заключение о подлинности полотна, как раз и была бывший куратор отдела искусства ХХ века Русского музея, а ныне всемирно известный эксперт Елена Баснер. После такого заключения сомневаться в подлинности картины у Васильева не было никаких оснований. В 2011 году он представил полотно на выставку в Москву. А там проверили его подлинность. Две независимые экспертизы, проведенные в Русском музее и в московском Экспертном центре имени Грабаря, установили, что эта картина - подделка. И более того. Выяснилось, что оригинал этого полотна хранится в Русском музее, где до 2003 года и работала Елена Баснер. И называется он - "Парижское кафе". В 2012 году было возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере", а 31 января нынешнего года в рамках его расследования и задержали Елену Баснер. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что именно Баснер - автор запатентованного метода определения подделок живописи. В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний, то есть до Хиросимы, на полотнах не было "изотопов", которые появились после 1945 года. По их наличию теперь можно определять, когда было создано полотно - до 1945 года или после него.
2. Шишкин голландского разлива
Образцовым примером того, как мастера подделок могут провести самых опытных экспертов, служит история с картиной псевдо-Шишкина "Пейзаж с ручьем", которую весной 2004 года Sotheby's едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина - периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в сумму около 1 миллиона долларов. Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за 65 тысяч фунтов. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее "подлинность" была засвидетельствована уважаемыми экспертами Государственной Третьяковской галереи и Sotheby's.
3.Как попался Вексельберг
Жертвой ловких и, безусловно, талантливых мошенников стал и известный российский олигарх и меценат Виктор Вексельберг. Сегодня он до сих пор судится с известным аукционным домом Christie’s, требуя вернуть ему деньги за подделку картины Кустодиева.
История началась в 2005 году, когда подконтрольный Вексельбергу фонд Aurora Fine Arts Investment приобрел на лондонских торгах Christie’s картину Бориса Кустодиева "Одалиска" за 1,7 миллиона фунтов стерлингов. Через год Aurora сообщила Christie’s, что купленная картина - подделка. Аукционный дом в ответ заявил, что проведет собственное расследование.
В 2009 году Aurora отправила картину Christie’s на очередную экспертизу. К тому моменту у фонда Вексельберга имелись целых три заключения, опровергавших авторство Кустодиева, - от Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи. Не дождавшись ответа от Christie’s, Aurora обратилась с иском в британский суд.
4. Киселев оптом и в розницу
Одной из самых громких историй о массовой подделке картин русского классика живописи, безусловно, является дело владельцев галереи "Русская коллекция" супругов Татьяну и Игоря Преображенских, которых обвиняют в организации одной из крупнейших афер на рынке российского антиквариата. Супружеская чета из Санкт-Петербурга, по мнению сотрудников Следственного комитета, сбыла доверчивому бизнесмену Валерию Узжину несколько десятков поддельных картин русского художника-передвижника XIX века Александра Киселева. Преображенские воспользовались тем обстоятельством, что у Киселева широкой публике известна лишь одна картина - "Заброшенная мельница", которая находится в Третьяковской галерее.
Татьяна Преображенская убедила поклонника этого художника Валерия Узжина в том, что у них в галерее есть и другие работы передвижника. Так в коллекции бизнесмена появились около двух десятков полотен "Киселева". Картины продавались покупателю по цене 100-150 тысяч долларов. У Узжина не было оснований сомневаться в подлинности картин, так как все они сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря. Скандал разразился в 2005 году, когда к коллекционеру пришел в гости его приятель, показавший в каталоге одного из европейских аукционов две картины, бывшие в коллекции Узжина. Оба полотна фигурировали в каталоге как работы западноевропейских художников XIX века и были проданы на аукционе по цене 5-7 тысяч долларов за штуку. После этого супругов Преображенских задержали правоохранительные органы.
5. Долгие странствия Павла Филонова
Обзор был бы не полным без упоминания о еще одном громком скандале, разразившемся в Русском музее в 80-е годы прошлого века. Он связан с пропавшими и возвращенными рисунками знаменитого русского авангардиста Павла Филонова. Началось с того, что в частных коллекциях в Москве были обнаружены рисунки Филонова и Маковского, которые, по документам, хранились в Русском музее. Последовало разбирательство и выяснилось, что в запасниках находятся искусно выполненные копии. Вот тогда-то и возникло знаменитое дело "о рисунках Филонова". Потому что копий, обнаруженных в запасниках, было гораздо больше, чем возвращенных оригиналов. В частности, в 1985 году не досчитались восьми рисунков знаменитого художника, подмененных копиями. Правда, они быстро обнаружились… в Музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду во Франции. Потребовались 15 лет и колоссальная работа наших внешнеполитических ведомств и мирового художественного сообщества, чтобы в 2000 году семь из восьми замененных копиями рисунков вернулись на родину, в Русский музей. Уголовное дело, хотя и возбуждалось, но в 1997 году было прекращено за истечением срока давности. Один из рисунков Павла Филонова так и остался в парижском музее.
rg.ru