Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы. Головина картины


Живопись Александра Яковлевича Головина. - ru_art links

Лондон. Аукцион Sotheby's.

Живопись Александра Головина.

28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина русского художника , Александра Яковлевича Головина.

Лот № 13 "Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка". Оценка 30000 - 40000 GBP.

www.sothebys.com

Художник театральных сюит

Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.

Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894

Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.

Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).

В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910

Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911

На островах

Нескучный сад. 1910-е

Овраг. 1916

Осень. 1920-е

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пейзаж. Павловск. 1910

Пруд в чаще. 1909

Серебристые вётлы. 1909

Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.

Испанка в зеленом. 1906–1907

Испанка в красной шали. 1906

Испанка в черной шали. 1908

Испанка на балконе. 1911

Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.

Автопортрет. 1912

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).

Натюрморт с цветами

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-links.livejournal.com

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Головин Александр Яковлевич (1863-1930) - русский театральный художник, живописец. Режиссеры, которым приходилось работать с Александром Головиным, знали, что он никогда не сделает эскизы декораций и костюмов в срок. Однако они вновь и вновь обращались к нему с просьбой оформить спектакль. В начале XX века, пожалуй, не было в России более популярного театрального художника, чем Головин. Он как бы аккумулировал в своем творчестве лучшее из опыта передвижников и новейшие искания представителей самых разных художественных течений, стал подлинным реформатором театрально-декорационного искусства. Многие его работы имели просто ошеломляющий эффект. Например, один из его современников вспоминал, что в 1916 году во время премьеры спектакля "Гроза" по пьесе А. Островского в Александрийском театре (его поставил Вс. Мейерхольд, а оформил А. Головин), когда открылся занавес перед картиной оврага, "зала сразу застонала от рукоплесканий, декорации аплодировали дружно, положительно весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация".

А в начале 1917 года, когда состоялась премьера "Маскарада" М. Лермонтова, над оформлением которого А. Головин работал более пяти лет, юный Сергей Эйзенштейн, один из величайших кинорежиссеров XX века, назвал декорации Головина непревзойденными. Многие увидели тогда в них "пышные похороны императорской России".

Александр Головин был открыт для творческого сотрудничества с самыми разными людьми, ему посчастливилось работать с такими почти полярными по театральной эстетике режиссерами, как Вс. Мейерхольд и К. Станиславский, он никогда ничего не декларировал, но всегда оставался верен самому себе. Внутреннее художественное чутье никогда ему не изменяло.

Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля 1863 года в Москве. Сотканные из дивного переплетения ветвей, листвы и света сады и парки московских окраин навсегда остались в его памяти как образ гармоничного, таинственного, непознанного мира. Александр Головин учился сначала в Московском лицее, потом в Поливанове кой гимназии, где и заметили его талант к рисованию. В 1881 году он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через некоторое время перевелся на живописное, где уже учились в то время И. Левитан, К. Коровин, М. Нестеров. Их кумиром и духовным отцом стал профессор пейзажного и натюрмортного класса Василий Поленов. Он поддерживал талантливую молодежь (Серова, Головина и Коровина вообще называл своими "художественными детьми") и в то же самое время сам ставил перед собою и решал в своем творчестве все новые и новые живописные задачи, был знаком с Саввой Мамонтовым, Константином Станиславским. Для Александра Головина, который с детства увлекался театром, знал А. Островского, М. Ермолову, А. Ленского и даже исполнял бессловесные роли в гимназических спектаклях, эта среда была очень родной и близкой.

Особое влияние на молодого А. Головина оказала младшая сестра В. Поленова художница Елена Поленова. Она тактично, умело руководила его духовным развитием. Вместе с молодыми художниками ездила на этюды, ходила на концерты и, как признавались позже друзья Головина, "талантливо, без уроков, наводила на новые мысли". Именно она увлекла его изучением и переосмысливанием народных орнаментов, керамикой и резьбой по дереву. Вместе с Поленовыми в 1889 году Александр Головин выехал на Всемирную выставку в Париж и был покорен пленэрными и колористическими находками импрессионистов. Он даже успел поучиться в парижской академии Коларосси, а в 1897 году продолжил свое парижское образование в мастерской Витти.

Импрессионизм стал для Александра Головина, как и для его друзей, своеобразным катализатором выработки своего индивидуального художественного стиля. Головин начал больше внимания придавать декоративности, овладел пастелью и писал чаще не маслом, а клеевыми красками и темперой.

Неповторимое приложение нашел талант Александра Головина в декоративно-прикладном искусстве. Вместе с К. Коровиным он оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке 1900 года, создал вместе с Е. Поленовой и М. Якунчиковой внутреннее убранство кустарно-прикладного отдела, а вместе с Врубелем выполнил майоликовые фризы для фасада московской гостиницы "Метрополь".

Удивительны написанные Головиным в 90-е годы портреты - его первой жены, А. Карзинкина и др.

В 1900 году Александр Головин начал создавать декорации для театральных постановок. Его, как и чуть раньше К. Коровина, пригласил в Большой театр новый управляющий Московской конторой Императорских театров В. Теляковский. Головин и Коровин, которые, как утверждают некоторые современники, в свое время участвовали в оформлении спектаклей Частной оперы Мамонтова, где ценились богатство и эмоциональность живописных решений, практически сломали консерватизм привычных, стандартных композиций "раскрашенных" декораций. Предложенные ими живописные декорации были непосредственно связаны с музыкой и не уступали ей по силе эмоционального воздействия. Первой самостоятельной работой Головина стали костюмы и декорации к опере "Ледяной дом" А. Корещенко. Эта работа, как и выполненное Головиным совместно с Коровиным оформление балетов "Дон Кихот" Л. Минкуса и "Лебединое озеро" П. Чайковского не были поняты современниками. Пресса считала декорации "недоделанными", художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как прежние декораторы-классики.

Критики признали А. Головина только после того, как он оформил оперу Н. Римского-Корсакова "Псковитянка", где декорации создавали лаконичный, подлинно драматический пластический фон для действия. Именно после этой постановки Головин сблизился с С. Дягилевым и "Миром искусства", членом которого стал в 1902 году.

Однако в личной жизни как раз в конце XIX века Головин пережил сразу несколько драматических событий. Ему пришлось уйти от жены и детей. В 1898 году скончалась его ближайший друг в искусстве Елена Поленова.

В 1901 году А. Головин переехал из Москвы в Петербург, куда его пригласил Теляковский, ставший директором Императорских театров России. Будучи консультантом по художественным вопросам, А. Головин преобразовал постановочную часть петербургских театров и начал сам участвовать в создании драматических и музыкальных спектаклей.

В одних его работах, например, в оформлении "Русалки" А. Даргомыжского и "Волшебного зеркала" А. Корещенко, на первый план выходит декоративное начало, в других, например, в эскизах декораций к поставленным в 1905 и 1907 годах пьесам Ибсена, чувствуется воздействие стиля модерн. Реальное и декоративное начала выступают как равноправные образные системы.

Декоративная разработка плоскости фона есть и в некоторых портретах А. Головина, что дает основание сравнивать его творчество с творчеством известного мастера венского "Сецессиона" Густава Климта. Но у Головина, в отличие от Климта, никогда не деформируются ни фигуры, ни даже жесты. А такой известный искусствовед, как Асафьев, увидел в узорчатости головинских фонов "нежное плетение молодой зелени".

Многих деятелей искусства того времени мы знаем именно благодаря портретам А. Головина. Это поэт, композитор М. Кузьмин, балерина Е. Смирнова и многие другие.

Подлинным триумфом стало для А. Головина оформление в 1908 году оперы Ж.Бизе "Кармен". Художник не только создал неповторимые, новые для каждого действия костюмы главных персонажей, но и очень тщательно разработал цветовое решение одежды всех участников спектакля. Это была настоящая симфония цвета. "Стихотворениями в тряпках" назвали их современники. Именно в это время, вдохновленный работой над оперой "Кармен", Головин создал целую серию "Испанок" и необыкновенно жизненный, полный таинственного света портрет М. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.

Удивительный дар воплощать образ артиста в неразрывной связи с героем, роль которого он исполняет на сцене, особенно ярко проявился в серии портретов Федора Шаляпина, которого Головин рисовал в ролях Фарлафа, Олоферна, Мефистофеля и Бориса Годунова.

Специально для знаменитых дягилевских балетных сезонов А. Головин создал необыкновенно узорчатые декорации к "Жар-птице" И. Стравинского. В 1910 году французский журналист писал: "Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин - я вижу в них одного автора".

Приблизительно в это же время А. Головин начал сотрудничать с Вс. Мейерхольдом, который в 1908 году стал режиссером Императорских театров. К этому времени Мейерхольд уже не стремился полностью подчинить постановочное решение законам условного театра или поэтике символизма. Идеальным для него представлялось соединить современные идеи с проверенными временем театральными традициями, и поэтому он хотел, чтобы живописно-пластическое решение подчинялось законам сцены.

А. Головин был соавтором Вс. Мейерхольда. Он стремился максимально приблизить действие к зрителю, ввел просцениум, иногда даже убирал занавес. Поэтому каждый оформленный им спектакль воспринимался как целостное единство.

Зрителей приводила в восторг и полная утонченного великолепия атмосфера эпохи французского барокко в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера, и как бы сотканная из аромата глюковских гавотов и менуэтов древнегреческая мифическая реальность в "Орфее и Эвридике" К.-В. Глюка, и, по словам В. Шкловского, "прекрасные как Петербург" декорации к "Маскараду" М. Лермонтова.

Почти все дни, а иногда и ночи А. Головин проводил в своей мастерской в Мариинском театре. Именно по ночам писал он портреты Ф. Шаляпина. Среди друзей А. Головина были режиссеры, художники, поэты, актеры, которым он разрешал наблюдать, как работает. Однако мало кто знал, что кроме спектаклей на "казенной сцене" А. Головин с интересом принимает участие в самых смелых экспериментах Мейерхольда, бывает в его студии на Бородинской, оформляет его постановки в небольших театрах и даже кабаре, помогает издавать журнал "Любовь к трем апельсинам".

Октябрьская революция изменила положение дел в театре. А. Головин, который был еще не очень стар, но страдал болезнью сердца, пытался творить свой мир и в новых условиях, но появлялись новые режиссеры, новые художники, Мейерхольд переехал в Москву. Головин с живым интересом следил за его творческими исканиями в области театрального конструктивизма, за тем, как идет его сотрудничество со смелым экспериментатором Татлиным. Однако ему самому с Мейерхольдом работать больше не довелось.

В 20-х годах А. Головин написал с помощью биографа Э. Голлербаха автобиографическую книгу "Встречи и впечатления", создал серию портретов близких в это время к нему людей - дирижера Э. Купера, актера Ю. Юрьева, семьи адвоката И. Рыбакова.

И хотя в театре вошли в моду декорации-конструкции, спектакли, оформленные А. Головиным еще до революции, по-прежнему имели большой успех. Зрители любили их, а критики клеймили, обвиняя в "эстетстве" не только станковые произведения участников группы "Мир искусства", но и все работы А. Головина в театре, в частности, его, по их мнению, излишне нарядные декорации к "Севильскому цирюльнику".

Не все современники приняли и спектакль "Ледяная дева", поставленный в 1927 году Лопуховым в сотрудничестве с Асафьевым и Головиным по произведениям Г. Ибсена. Зато сегодня исследователи, по достоинству оценивая полные музыкальных ритмов декорации А. Головина, называют "Ледяную деву" "лучшим сказочным балетом, созданным в советском театре".

Ровно через день после премьеры "Ледяной девы" на сцене Московского Художественного театра зрители впервые увидели "Безумный день, или Женитьбу Фигаро" П. О. Бомарше. Это была первая совместная работа А. Головина с выдающимся режиссером К. Станиславским. Современники находили, что они даже внешне были очень похожи друг на друга. И их совместная работа в театре имела огромный успех. Однако сам А. Головин не мог приехать в Москву и узнал о судьбе своей работы только из телеграмм. Он был счастлив, что у живописи в театре есть будущее, что его уже не статичные, а пришедшие в движение декорации задают неповторимую атмосферу действия. Он мог только представлять, как в финале спектакля круг начинал двигаться и перед зрителями открывались сотканные из чарующего переплетения ветвей уголки ночного парка, беседки, фонтаны, начинала звучать музыка, слышались песни, зажигалась иллюминация.

Александр Головин скончался 17 апреля 1930 года в Детском Селе, оставив потомкам столько раз оживавший на сцене, а теперь застывший в эскизах удивительный, сказочный мир своих живописных фантазий. Сегодня Головина называют отцом современного театрально-декорационного искусства.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

 

 

 

 

28 марта — 24 августа

Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

 

Крымский Вал, залы 60–61

СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с выдающимися художниками, определявшими развитие русского искусства конца XIX – начала XX века. Новый масштабный выставочный проект посвящен творчеству Александра Яковлевича Головина (1863–1930), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Впервые художественное наследие живописца, графика, театрального оформителя, мастера декоративного искусства представлено во всем многообразии.

 

Автопортрет Александра Головина.Автопортрет Александра Головина. © / Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев / -

В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка Александра Головина — художника, сценографа, дизайнера мебели и интерьеров, а также автора майоликового фриза на гостинице «Метрополь».

Когда Сергей Дягилев готовился поставить в Париже свой первый «Русский сезон» — тогда ещё не балетный, а оперный, он обратился за помощью к художнику Александру Головину: «Сделайте так, чтобы Париж рехнулся!». И Головин «сделал». Первый же спектакль, который он оформил— «Борис Годунов», «прогремел» на всю французскую столицу.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Выставка работ Александра Головина. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Хороший повод собраться вместе

 

Статья по теме

Выставку Александра Головина в Третьяковке решили приурочить к 150-летнему юбилею со дня рождения художника— это событие праздновалось в прошлом году. Специально ради выставки в одном пространстве собрали около 300 работ Головина из 23 различных музеев и частных коллекций. Художник работал в сложной технике, и многие его экспонаты было очень сложно транспортировать: как признался куратор выставки, некоторые работы ради проекта покинули свое «хранилище» в первый и, скорее всего, в последний раз.

 

Путешествие в Серебряный век начинается в Третьяковке неожиданно — с фотографий отеля «Метрополь». Несколько майоликовых панно, которые украшают фасады гостиницы, были сделаны по эскизам Головина. Вообще, майолика (разновидность керамики) — это отдельный этап в творчестве художника, а на Всемирной выставке в Париже 1900 года за свои майоликовые работы он получил серебряную медаль. Головин экспериментировал и с деревом — например, создавал рамы для зеркал в народном стиле, проектировал мебель, посуду и целые интерьеры. Но в первую очередь современники знали художника всё же как выдающегося живописца и сценографа.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Выставка работ Александра Головина. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Как Головин помог Стравинскому с «Жар-птицей»

 

Статья по теме

— Если говорить о работах Головина вне театра — о его «Теремке», майоликовых фризах «Метрополя», галерее прекрасных портретов, — то их уже достаточно, чтобы обеспечить художнику достойное место в истории русской культуры. Но театр вознёс его на недостижимую для всех остальных высоту! Мне кажется, Головин рассматривал художественную жизнь Санкт-Петербурга из своей мастерской, как какой-то небожитель,— рассказывает Ирина Шуманова, куратор выставки.

 

Сценографии художника посвящена значительная часть выставки: здесь и эскизы  роскошных декораций, и наброски костюмов с карандашными пометками Головина. Вот темноволосая девушка с украшениями в волосах, а рядом, чуть крупнее, изображена лента с розами из её прически. Торопливая подпись автора: «Кармен. На голову — 2 штуки». Сами костюмы здесь же — например, причудливые головные уборы для «Жар-птицы» всех форм— «в ассортименте», или воздушное шёлково-тюлевое платье с фольгой, созданное для Блаженной души в опереКристофа Глюка «Орфей и Эвридика».

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Александр Головин. Выставка работ. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Одним из первых зрителей встречает в экспозиции раздел, посвящённый балету «Жар-птица» (1910) Игоря Стравинского. Этот сказочный спектакль по фольклорным мотивам был написан специально для «Русских сезонов» — причём декорации к «Жар-птице» были готовы даже раньше, чем написана музыка. Дело в том, что изначально балет заказали композитору Анатолию Лядову, но тот работал слишком медленно. Тогда написать музыку поручили 28-летнему Игорю Стравинскому. К тому моменту Головин уже закончил свои эскизы костюмов и декораций, и композитор-«новичок», посмотрев на них, сразу сориентировался, в каком направлении ему нужно работать.

— Когда Стравинский писал музыку, он уже видел тот образ Жар-птицы, который создал Головин. Получается, что художник как бы предвосхитил ту «переливчатую», фантастическую музыкальную ткань шедевра Стравинского. Кстати, после премьеры критики писали о спектакле, что три гения — Фокин, Стравинский и Головин— выступили как это одно целое, — говорит Шуманова.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Картины Александра Головина. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

Последний «Маскарад»

Центральная и, возможно, самая эффектная часть выставки посвящена лермонтовской драме «Маскарад» в постановке Всеволода Мейерхольда. Здесь посетителей ожидает сюрприз: в Третьяковке впервые демонстрируют костюмы и декорации к спектаклю, которые долгое время считались утерянными, но чудом были обнаружены «в недрах» Александринского театра. Благодаря энтузиазму сотрудников, шедевры Головина отреставрировали и привезли в Москву— кстати, больше ни в каких проектах экспонаты участвовать не будут и Александринку вряд ли ещё когда-нибудь покинут.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Александр Головин. Портрет Всеволода Мейерхольда.Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

«Мало находится таких произведений, судьба которых мистическим образом накладывается на судьбу страны,— размышляет куратор выставки.— Современники восприняли «Маскарад» как последний маскарад империи. Когда этот спектакль шёл, на улице уже были слышны выстрелы русской революции (премьера состоялась 25 февраля 1917 года— прим.ред.). Мейерхольд и Головин хотели подвести своим «Маскарадом» итоги всего Серебряного века, а в итоге подвели итоги и всей русской культуры Петербургского периода. Это был прекрасный конец прекрасной эпохи».

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Александр Головин. Выставка работ. Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи / Евгений Алексеев

 

 

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы
Автопортрет. 1912

Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют 23 музея и частные коллекции из России и стран ближнего зарубежья: Государственный Русский музей, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей МХАТ и другие. Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций, подлинные сценические костюмы, изготовленные к различным спектаклям по рисункам художника, произведения декоративного искусства.

Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю "Маскарад" М.Ю.Лермонтова в постановке В.Э.Мейерхольда (1917) из собрания Александринского театра. В отличие от предшествующих монографических выставок Головина в нынешней экспозиции впервые широко представлены работы декоративно-прикладного искусства, характеризующие значительный вклад художника в развитие стиля модерн в России.

Начав свой путь с живописных произведений, исполненных в традициях передвижничества, под влиянием Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце 1890-х годов по заказу С.И.Мамонтова он создал майоликовые панно для фасадов гостиницы "Метрополь" в Москве. Для Всемирной выставки в Париже 1900 года Головин оформил в "национальном духе" интерьер Кустарного отдела ("Русская деревня"). На выставке он удостоился золотой медали по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряной – за майолики.

С 1899 года по приглашению В.А.Теляковского, управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров, Головин начал оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переехал в Петербург, где вскоре стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. С тех пор творчество Головина было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы
Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Выставка призвана погрузить зрителя в атмосферу Серебряного века, в мир образов Головина, в которых сфокусированы иконографические и стилистические особенности эпохи символизма и стиля модерн. Знаковой работой выставки стала "Умбрийская долина", в центре которой – розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии этого времени. Розу можно встретить в работах В.Э.Борисова-Мусатова, М.А.Врубеля, Н.Н.Сапунова, в стихах К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, И.Северянина. Нежный цветок с острыми шипами напоминал об эфемерности красоты, быстротечности жизни, где хрупкость нуждается в защите, где неразлучны любовь и страдание. Нераскрытый бутон отсылал к тайне, которую невозможно разгадать. Розовая роза связана с культом Афродиты, темой Элизиума, близкими творчеству Головина. Этот цветок возникает лейтмотивом в станковых и театральных работах то как часть букета или пейзажа, то как деталь костюма или прически.

Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и "театральность" его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым "головинским стилем", который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы
Братина "Курица"

Открывают выставку произведения декоративно-прикладного искусства: блюдо "Жар-птица" и братина "Курица", расписанная художником балалайка "Дракон" и другие. Созданные под влиянием Е.Д.Поленовой и М.А.Врубеля с использованием навыков, полученных в Керамико-художественной гончарной мастерской "Абрамцево" С.И.Мамонтова в Москве, эти предметы демонстрируют, как формировался стиль мастера: декоративность стала важнейшей составляющей образного строя его произведений, а орнаменты – любимым пластическим мотивом. Работы, исполненные национального своеобразия, одновременно несут черты европейского стиля ар нуво.

Основное пространство экспозиции отведено живописным, графическим и театральным произведениям, в которых читается проницаемость границ между различными видами его деятельности. При сопоставлении станковых "узорно-лиственных" пейзажей, панно, отличающихся эфемерностью и музыкальностью изображения ("Ветлы (Серебристые ветлы)", "Нескучный сад"), с его пейзажными декорациями для театральных постановок можно видеть использование одних и тех же пластических приемов и изобразительных мотивов. Работая над оформлением оперы К.В.Глюка "Орфей и Эвридика" (1911), в декорации "Царство Эроса" Головин повторяет мотив картины "Пейзаж. Павловск".

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна (опера А.Н.Серова "Юдифь"). 1908

В натюрмортах фарфоровые вазы в окружении пышных букетов и причудливых узоров тканей составляют настоящие мизансцены. В портретах художника Н.К.Рериха, поэта М.А.Кузмина, серии портретов Ф.И.Шаляпина, цикле портретов "Испанки", многие из которых были написаны в декорационной мастерской Головина, располагавшейся над сценой Мариинского театра, фрагменты декораций становятся не только фонами, но частью образной характеристики моделей.

Обращение Головина к театру стало попыткой воплощения господствовавшей тогда идеи синтеза искусств. Театр дал возможность наиболее полно раскрыть декоративный дар мастера. Головин начал работу в Императорских театрах с реорганизации постановочной̆ части: изменил порядок, при котором декорации к спектаклю выполнялись несколькими художниками поактно, а костюмы и бутафория подбирались из ранее созданных для других спектаклей. Головин внедрил практику оформления постановки целиком одним художником для достижения образного и стилевого единства. Он не только создавал эскизы, но по большей части сам расписывал декорационные холсты, ткани для костюмов, лепил бутафорию. По решению Головина костюмы стали шить не из дорогих тканей, а из холста, за счет ручной росписи и аппликаций добиваясь имитации ценных материалов. Для выполнения этих работ Головин организовал при Мариинском театре костюмерную и красильную мастерские (работницы которых становились моделями для его "испанок").

Александр Головин. Фантазии Серебряного века. Биография. Работы
Кощеево царство. 1909

Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве с В.Э.Мейерхольдом для Александринского театра: "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера (1910), "Орфей и Эвридика" К.В.Глюка (1911), "Маскарад" М.Ю.Лермонтова (февраль 1917). "Маскарад" стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы. В послереволюционный период значительным событием в театральной жизни Москвы стало оформление Головиным по приглашению К.С.Станиславского спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.-О.Бомарше (1927) во МХАТе.

 

 

К выставке подготовлено издание, которое включает статьи об основных аспектах творчества Головина и фундаментальный каталог его произведений. В альбом вошли ранее не публиковавшиеся письма А.Я.Головина к Е.Д.Поленовой, а также уникальные фотоматериалы. На выставке будет демонстрироваться анимационный ролик, главным героем которого выступает любимый мотив художника – роза.

Проект сопровождает культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, встречи со специалистами.

s30556663155.mirtesen.ru

ГОЛОВИН Александр Яковлевич – Галерея произведений (106 изображений).

Открыть доступ

А.Я.ГОЛОВИН

(1863 – 1930)

Блестящий художник театра, выдающийся портретист, мастер пейзажа и натюрморта. Александр Головин работал также как оформитель интерьеров и в прикладном искусстве, в книжной графике. Все, к чему прикасалась рука этого подлинного виртуоза, несет в себе печать яркой самобытности.

Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. Он истинное дитя московской школы живописи, выпускник МУЖВЗ, где Головин учился у таких мастеров как Илларион Прянишников, Владимир Маковский, Василий Поленов. Важнейшими этапами в становлении его творчества были посещения поленовского кружка, работа в Абрамцевской мастерской. Искусство Александра Головина зрелищно, ему свойственна театральная приподнятость и эффектность. Реальность предстает с его полотен как будто увиденной сквозь призму театра, очищенной от будничной серости.

Поэтому не случайно обращение Александра Головина к театральному искусству, где он обрел призвание и славу. С 1902 по 1917 Головин был главным декоратором Императорских санкт-петербургских театров, консультантом дирекции по художественным вопросам, оформлял спектакли Александрийского и Мариинского театров. Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). Ярчайшим событием в искусстве позднего Головина была его работа с Константином Станиславским в МХАТе.

Его театральные эскизы – подлинные шедевры живописи, выходящие за рамки узких задач декорирования. Александр Головин создает глубоко волнующий образ своего времени, через призму живописи выражая свое отношение к событиям реальной действительности. Колорист-виртуоз, великолепно владеющий цветовым и линейным ритмом, он создавал произведения, поражающие щедростью красок и изощренностью узора. С именем Александра Головина связано представление именно об изысканно красивом и празднично приподнятом искусстве.

  

1. Головин Александр "Благовещение. Створки царских ворот. Мария" 1894 Железо, масло 89х49,5 Костромской государственный художественный музей 1. Головин Александр «Благовещение. Створки царских ворот. Мария» 1894 Железо, масло 89х49,5 Костромской государственный художественный музей 2. Головин Александр "Преображение. Композиция по эскизам А.А.Иванова" 1894 Холст, масло 169х244 Государственная Третьяковская галерея 2. Головин Александр «Преображение. Композиция по эскизам А.А.Иванова» 1894 Холст, масло 169х244 Государственная Третьяковская галерея 3. Головин Александр "Христос и самаритянка. Композиция по эскизам А.А.Иванова" 1894 Холст, масло 176х173 Государственная Третьяковская галерея 3. Головин Александр «Христос и самаритянка. Композиция по эскизам А.А.Иванова» 1894 Холст, масло 176х173 Государственная Третьяковская галерея 4. Головин Александр "Портрет Е.Н.Виллиам" 1890-1895 Холст, масло 146х136 Государственная Третьяковская галерея 4. Головин Александр «Портрет Е.Н.Виллиам» 1890-1895 Холст, масло 146х136 Государственная Третьяковская галерея 5. Головин Александр "Голова венецианки" 1896 Холст, масло 48х37,5 Государственный Исторический музей 5. Головин Александр «Голова венецианки» 1896 Холст, масло 48х37,5 Государственный Исторический музей 6. Головин Александр "Портрет А.А.Карзинкина" Середина 1890-х Холст, масло 82х62,6 Государственная Третьяковская галерея 6. Головин Александр «Портрет А.А.Карзинкина» Середина 1890-х Холст, масло 82х62,6 Государственная Третьяковская галерея 7. Головин Александр "Портрет Е.К.Тархановой" 1896 Холст, масло 35,5х35 Государственная Третьяковская галерея 7. Головин Александр «Портрет Е.К.Тархановой» 1896 Холст, масло 35,5х35 Государственная Третьяковская галерея 8. Головин Александр "Портрет М.К.Головкиной. Этюд" 1898-1899 Холст, масло 40,5х36,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Головин Александр «Портрет М.К.Головкиной. Этюд» 1898-1899 Холст, масло 40,5х36,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Головин Александр "Тип (Портрет неизвестной)" Начало 1900-х Бумага, пастель 40х55 Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону 9. Головин Александр «Тип (Портрет неизвестной)» Начало 1900-х Бумага, пастель 40х55 Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону 10. Головин Александр "Носы гондол" 1896 Холст, масло 55х99 Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки 10. Головин Александр «Носы гондол» 1896 Холст, масло 55х99 Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки 11. Головин Александр "Ваза "Курица" Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея 11. Головин Александр «Ваза «Курица» Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея 12. Головин Александр "Ваза" Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея 12. Головин Александр «Ваза» Конец 1890-х Майолика Государственная Третьяковская галерея 13. Головин Александр "Клеопатра. Эскиз к майолике" Бумага, акварель 23х62 Музей-усадьба В.Д.Поленова 13. Головин Александр «Клеопатра. Эскиз к майолике» Бумага, акварель 23х62 Музей-усадьба В.Д.Поленова 14. Головин Александр "Эшафот. Эскиз декорации к опере А.Н.Корещенко "Ледяной дом" 1900 Картон, темпера 43х50 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва 14. Головин Александр «Эшафот. Эскиз декорации к опере А.Н.Корещенко «Ледяной дом» 1900 Картон, темпера 43х50 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва 15. Головин Александр "Светлица. Утро. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" 1901 Картон, гуашь 54х95 Государственная Третьяковская галерея 15. Головин Александр «Светлица. Утро. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х95 Государственная Третьяковская галерея 16. Головин Александр "Терем боярыни Шелоги. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" 1901 Картон, гуашь 54х94,7 Архангельский музей изобразительных искусств 16. Головин Александр «Терем боярыни Шелоги. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х94,7 Архангельский музей изобразительных искусств 17. Головин Александр "Торговая площадь во Пскове. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" 1901 Картон, гуашь 54х94 Государственная Третьяковская галерея 17. Головин Александр «Торговая площадь во Пскове. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» 1901 Картон, гуашь 54х94 Государственная Третьяковская галерея 18. Головин Александр "Эскиз декорации к балету А.Н.Корещенко "Волшебное зеркало" 1903 18. Головин Александр «Эскиз декорации к балету А.Н.Корещенко «Волшебное зеркало» 1903 19. Головин Александр "Сад доктора Вангеля. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена "Дочь моря" 1905 Картон, пастель 56х77 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва 19. Головин Александр «Сад доктора Вангеля. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Дочь моря» 1905 Картон, пастель 56х77 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва 20. Головин Александр "Фиорды. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена "Дочь моря" 1905 Бумага на картоне, пастель 54х76,5 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва 20. Головин Александр «Фиорды. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена «Дочь моря» 1905 Бумага на картоне, пастель 54х76,5 Государственный центральный музей театрального искусства им.Бахрушина, Москва Страницы: 1 2 3 4 5 6

cultobzor.ru

Алексей Головин (Alexey Golovin) – художник — JuicyWorld

Alexey Golovin работает в жанре станковой и монументальной живописи. Принадлежит к прославленной русско-европейской академической школе живописи.

Алексей Головин является представителем третьего поколения всемирно известных мастеров: И. Репина, В. Серова, К. Коровина, В. Фаворского. Они учили Д. Кардовского, И. Грабаря, А. Дейнека, С. Герасимова, известных художников, которые в свою очередь учили Алексея Головина.

Алексей Головин родился 26 июня 1977 года в Ленинграде, Россия. Образование в области изобразительного искусства получил, в Крымском художественном училище им. Самокиша, затем в Санкт-Петербургском государственном академическом институте им. И.Е.Репина.

В 2006 году Alexey Golovin закончил факультет монументальной живописи под руководством выдающихся художников и преподавателей изобразительного искусства.

Работы Алексея Головина находятся в музеях и частных коллекциях Украины, России, Германии, США, Канады, Израиля, Китая.

В настоящее время Алексей живет и работает в Санкт-Петербурге.

juicyworld.org

Александр Головин. 1863–1930. Русский музей

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа20 июня – 02 сентября 2013Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

В Русском музее проходит выставка «Александр Головин. 1863–1930».

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А. Я. Головина (1863–1930), в творчестве которого органично соединились традиция и современность, строгость неоклассицизма и декоративная изысканность стиля модерн. Экспозицию составляют около 150 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства из собрания Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Музей-квартира И. И. Бродского), Санкт-петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Российского географического общества и частных коллекций Петербурга. Дополняют их подлинные сценические костюмы из собрания Александринского театра (Санкт-Петербург), выполненные по эскизам А. Я. Головина.Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.

Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894

Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.

Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).

В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910

Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911

На островах

Нескучный сад. 1910-е

Овраг. 1916

Осень. 1920-е

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пейзаж. Павловск. 1910

Пруд в чаще. 1909

Серебристые вётлы. 1909

Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.

Испанка в зеленом. 1906–1907

Испанка в красной шали. 1906

Испанка в черной шали. 1908

Испанка на балконе. 1911

Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.

Автопортрет. 1912

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).

Натюрморт с цветами

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-tourism.livejournal.com

Живопись Александра Яковлевича Головина. - ART_Tourism

Лондон. Аукцион Sotheby's.

Живопись Александра Головина.

28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".

Автопортрет на фоне красного платка. 1919

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина русского художника , Александра Яковлевича Головина.

Лот № 13 "Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка". Оценка 30000 - 40000 GBP.

www.sothebys.com

Художник театральных сюит

Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.

Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894

Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.

Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).

В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910

Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911

На островах

Нескучный сад. 1910-е

Овраг. 1916

Осень. 1920-е

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пейзаж. Павловск. 1910

Пруд в чаще. 1909

Серебристые вётлы. 1909

Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908

Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.

Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.

Испанка в зеленом. 1906–1907

Испанка в красной шали. 1906

Испанка в черной шали. 1908

Испанка на балконе. 1911

Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.

Автопортрет. 1912

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).

Натюрморт с цветами

Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915

Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.

art-tourism.livejournal.com

К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930

«…В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Это желание «отрадного», желание перемен, высказанное Валентином Серовым, испытывали в конце XIX века многие молодые художники.

Передвижничество и академизм – два основных направления в те годы – переживали серьезный кризис. Менялись представления о том, каким должен быть предмет искусства и что есть красота в современной жизни. Складывались новые принципы художественного мышления. На выставках 1880–90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898). «Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника. Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году.

Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком). Детские годы провел в подмосковном Петровском-Разумовском, где отец служил настоятелем церкви при Петровской лесной и земледельческой академии. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии. В 1881 году Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но через два года перевелся на живописное. Его учителями были И.

Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. Влияние Василия Дмитриевича Поленова – замечательного живописца и талантливого педагога – оказалось особенно сильным. Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. В 1898 году Головина пригласили в московский Большой театр, и с тех пор жизнь его навсегда была связана со сценой. Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга. В 1908 году художник стал главным декоратором императорских театров, а в 1912 был избран действительным членом Императорской Академии художеств.

В 1928 году Головин первым из советских театральных художников получил звание народного артиста РСФСР.

В Национальном художественном музее находятся девять живописных и графических произведений, принадлежащих кисти Александра Яковлевича Головина. Мы расскажем о шести наиболее значительных работах.

Художники-«мирискусники» поэтизировали прошлое, искали «ушедшую красоту» в искусстве минувших веков. Особенно привлекал их XVIII век – век великолепных «галантных празднеств», причудливых нарядов, изящного флирта.

В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный. Легкой серебристой тенью скользит она по аллеям парка, кокетливо держа в одной руке букетик цветов, а другой опираясь на ручку зонтика. Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства», и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Изысканная цветовая гамма – сочетание серых и оливковых тонов – рождает ощущение, что мы видим не саму прекрасную даму, а ее отражение в потускневшем от времени старинном зеркале.

Индивидуальный стиль Головина складывался в процессе работы над театральными постановками. Не забылись и парижские впечатления: на творчество художника заметное влияние оказали французские постимпрессионисты. Создавая образ, Головин акцентирует плоскость, активно использует декоративную выразительность цвета, сложный линейный ритм. Этими чертами отмечен портрет М.Э. Трояновой (1916 год, темпера, гуашь).

Актриса петербургского театра А.С. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. Композиция портрета строится как декоративное панно, в котором эмоциональное состояние модели передается напряженным ритмом линий и красочных пятен. Плоскость холста художник подчеркивает четкой линией силуэта, как бы обрамленного воздушным жемчужно-розовым платьем, ярким пятном нарядной цветастой шали, брошенной на стул. В портрете Трояновой Головин демонстрирует свой блестящий декоративный дар и возможности темперы – техники, которую художник особенно любил. Темпера в сочетании с гуашью придает живописному строю картины благородную, утонченную изысканность.

«Струящийся» линейный ритм определяет композиционное решение портрета Евгении Павловны Чудовской, драматической актрисы провинциальных театров (1922–24 годы, темпера, гуашь).

Особенно выразительной линией Головин очерчивает силуэт Чудовской, сидящей в кресле. Строгость матово-черного костюма смягчают светлые янтарные бусы, с которыми тонко гармонируют цветы розовой фуксии, стоящей рядом с креслом. Сдержанная цветовая гамма – созвучие черного, белого, розового, зеленого – подчеркивает артистизм, утонченность, изящество модели.

Цветовой изысканностью и красотой формы отличаются пейзажи Александра Головина.

В «Осеннем пейзаже» (конец 1910-х годов, темпера) необычна точка зрения – сверху, как бы с балкона; отчего возникает ощущение парения, медленного скольжения над золотисто-зеленой древесной «бездной». Сквозь ветви и листья, образующие на плоскости холста сложный узор, проглядывает бледное небо. Стволы деревьев стремительно «движутся» вверх, придавая композиции стройность и динамизм. Своим образным строем «Осенний пейзаж» близок декоративному панно.

«Дача», написанная в 1907–1910 годах (темпера), согрета лирическим чувством. Печные трубы старого дома, окруженного со всех сторон деревьями, напоминают башни замка Спящей красавицы, таящегося в глубине лесного царства. Благодаря темпере, цветовая гамма пейзажа, выдержанная в зеленых и коричневых тонах, отличается удивительной мягкостью и нежностью.

Не случайно одним из любимых жанров художника стал натюрморт: еще мальчиком Головин часами простаивал у окон оранжерей академии земледелия, любуясь изобилием цветущих там растений. Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью». Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор, изысканностью цветовой гармонии. С подлинным артистизмом Головин запечатлел в нем совершенство форм Природы, их богатство и разнообразие.

В 1903 году в одной из своих статей Александр Бенуа писал: «…Для нас мир, несмотря на… всю современную жестокость и пошлость жизни, … все еще полон прелести, а главное полон обещаний. Не все еще – полотно железной дороги, не все – мостовая: кое-где еще растет зеленая травка, сияют и пахнут цветы. И среди этих цветов – главный и самый таинственный, самый чарующий, самый божественный – искусство…».

Этому «Божественному цветку» всю свою жизнь посвятил прекрасный русский художник Александр Яковлевич Головин.

Авторы проекта: Текст – Зав. сектором лекционно-экскурсионной работы отдела научно-просветительской работы НХМ РБ М.А.Щербакова Иллюстративный ряд (оцифровка произведений) - Д.Н. Козлов

Размещение на сайте – Зав. сектором мультимедийных технологий отдела научно-просветительской работы НХМ РБ П.А. Яницкая 

Авторы проекта выражают особую благодарность: Хранителю фонда, младшему научному сотруднику Ю.В. Лисай за помощь в организации выставки.

Вернуться >>

www.artmuseum.by


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта