Кронид Гоголев — гениальный резчик по дереву. Гоголев кронид картины
Резные картины Кронида Гоголева | Частное мнение
Будете в карельском городе Сортавала, обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева. Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины, передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.
Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.
Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.
Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика. Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.
В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа
С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни
Биографическая справкаГоголев Кронид** Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. “Когда Крониду было около года, его отец отказался от от служения.” – рассказывает дочь художника -Мария. “Не потому, что были гонения на церковь. Они были, естественно, но основная причина его ухода – это Толстой, он был толстовцем. Он отказался от сана, когда Крониду был, наверное, год. И уже до конца дней своих дедушка был плотником, столяром, этим зарабатывал себе на жизнь. Даже когда наступила война, пришли немцы в деревню, вызвали его как бывшего священника, и сказали «ты будешь служить» – он отказался. Его три раза за ночь выводили на расстрел, а он отказывался все равно: «Не буду служить». Не потому, что он боялся, а просто… для него эта тема была исчерпана. И он не считал это приемлемым для себя.
Работать с деревом он начал, когда ему было уже за пятьдесят. В 1977-м году, когда ему был пятьдесят один год – родилась дочь Мария. В шестьдесят, получает выставочный зал и начинает его ремонтировать. И только в 1989-м году открывает.Сам художник в интервью говорит о своей работе: «Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь? И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался – большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».
Это был чрезвычайно работоспособным человеком. Работал 365 дней в году. 31 декабря он возвращался в пять вечера, а 1 января он вставал в шесть утра, шёл на работу – это была норма. Жители центра привыкли, что в шесть утра дворники и Гоголев идут на работу. Так было и у отца Гоголева, и у самого Кронида Александровича. Самое главное, определяющее – это труд. Нет даже понятия вдохновения. Ему часто задавали вопрос: «А вот если у Вас нет вдохновения…». Он фыркал, и говорил: «Ну что же вдохновение, работа есть работа». Поэтому нет ни одной «запоротой» работы. Если она надоедала, то в худшем случае могла быть отставлена с верстака. Но потом она возвращалась на верстак, потому что работы он обязательно заканчивал.
В сентябре 1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. Кронид Александрович, обладающий большим даром педагога, преподавал в ней в течение 20 лет. Как о самобытном художнике, развивающем традиции народного искусства, о Гоголеве заговорили только в 1984 году после двух его персональных выставок в Москве.C 1989 года в городе Сортавала работает выставочный зал, где представлена постоянная экспозиция работ художника – ArtGogolev Center. Избранные работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, и других известных российских политических деятелей.
Умер Кронид Гоголев в 10 апреля 2013 года и похоронен на старом Сортавальском кладбище. Прямых продолжателей не осталось, несмотря на множество учеников. Так как он не занимается резьбой сейчас никто. Он единственный кто создавал целые деревянные картины, в которых объемный сюжет, многоплановость, где очень много персонажей и каждая группка людей связана с другой каким-то действием, когда все это еще и вплетено в контекст архитектуры. У финских резчиков, у которых много взял Гоголев, более простые вещи. В России делали и делают в основном на продажу. А так сложилось, что Гоголев картины делал для себя, от души и не продавал, копил. Даже в тяжелые 90-е не распродал свою коллекцию. Конечно, для подарков верхушке приходилось немного жертвовать, но каждую такую работу Кронид Александрович как от сердца отрывал.
“Как-то заказали картину для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – году так 1993. Это была самая большая на тот момент работа, которую он делал около семи месяцев. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать. А через несколько лет он создал ей ей пару,” – рассказывала дочь художника Мария
Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.
Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru
Фото мои, кроме портретаЧитайте интервью с дочерью художника с подробностями непростой жизни Кронида Гоголева здесь http://roman-i-darija.livejournal.com/87518.html
**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса
journal.caseclub.ru
Кронид Гоголев. Деревянные картины | Artifex.ru
Настоящие картины можно создавать не только при помощи привычных всем красок на холсте, но и, например, ножом по дереву. Такие удивительные деревянные «полотна» Кронида Гоголева, на которых изображены бытовые сцены крестьянской жизни, и даже живописные пейзажи, служат отличным тому доказательством. А ведь резьба по дереву - куда более энергозатратный, но захватывающий способ рисования, чем классическая живопись.
Кронид Александрович родился в 1926 году в семье священника, который решил дать сыну имя в честь бога Зевса. Юношество будущего художника проходило в тяжелое военное время. В 1941 году Кронид окончил семилетнюю школу, а в 16 лет молодой человек попал на фронт. Он пережил все ужасы Великой Отечественной, стойко выдержал военные испытания, за что получил медали «За отвагу» и «За взятие Кёнигсберга».
Через три года после демобилизации Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а после его окончания отправился в Карелию. Там он сначала работал в поселке Кестеньга, а затем перебрался в город Сортавала. В тот период мастер совмещал сразу несколько занятий: он трудился художником-оформителем, подрабатывал преподавателем и заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена.
Именно в Карелии Гоголев впервые открыл для себя резьбу по дереву в технике глубокого многослойного рельефа. Этот народный вид искусства был почти забыт, поэтому работы мастера не сразу получили признание, а коллеги считали его «чудаком» и смотрели на него свысока.
Понимание того, что Кронид Гоголев возвращал к жизни утерянные традиции русской школы резьбы по дереву, пришло гораздо позднее, но принесло художнику небывалую популярность. В 1985 году Гоголева приняли в Союз художников Карелии, а еще через три года в городе Сортавала открылся его персональный выставочный зал.
Свои картины Кронид посвящал родной Карелии и суровой ладожской природе. Художник воспевал красоту и мудрость жизненного уклада северной деревни, ее многовековые традиции и простые будничные дела.
Сегодня, когда самого мастера уже не стало, его работы продолжают радовать зрителей в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Валаама, Америки, Германии, Финляндии, Швеции и даже Японии.
artifex.ru
Без заголовка - Журнал обо всём
. Это цитата
Резные картины мастера-краснодеревщика Кронида Гоголева
Кронид Гоголев — автор многочисленных живописных полотен, деревянных скульптур, но признание и известность принесли ему работы, выполненные рельефной резьбой по дереву.
Кронид Александрович Гоголев родился в 1926 году в Новгородской губернии России. Его отец, бывший священник, дал ему довольно необычное имя Кронид, что означает "Зевс". В 1953 году Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а после окончания учебы переехал в город Сорталава, в Карелии. Первое признание он получил в 1984 году, после выставки в Москве и в этом же году он стал членом Союза художников СССР.
В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю войну, демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградскую художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию , сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортовала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена В Сортавале художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание — в союз художников Карелии Гоголева принимают только в 1985 году.
Работы Кронида Гоголева представляют собой ярчайший калейдоскоп красот земли русской. Они настолько детально проработаны, что на изучение одной картины может уйти несколько часов.
При помощи простейших инструментов Кронид способен превратить грубые куски дерева в шедевральные полотна, изображающие быт и традиции русских деревень севера
Все свои картины Гоголев выполняет по монолитной технике, т.е. без вклеивания отдельных деталей, на заранее подготовленном липовом щитке. Большая часть работы мастера сводиться к кропотливому подбору и оттенков древесины, способному в полной мере передать колорит запечатленных в памяти художника мест.
Каждое из его произведений живет своей собственной жизнью и обладает уникальными чертами и особенностями.
Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, родному городу Сортавала, суровой ладожской природе. Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта – светильники, подсвечники, оправы для часов. Многие картины Гоголева, вырезанные из дерева, кажутся «озвученными», в них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса. Кронид Гоголев один из тех замечательных мастеров, под чьими волшебными руками дерево поет. Поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.
В работах хуожника нашли отражения и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).
Работы Кронида Гоголева объединяет особое трепетное отношение ко всему, что создано природой. И в тоже время в каждой из работ, созданных мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, умеет выделить в глубоких многослойных рельефах из липы или ольхи могучую природную силу. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для работ, посвящённых зимнему времени.
Кажется, что его картины, вырезанные из дерева, «звучат». В них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса. В его работах передается тесная связь человека с природой, внимание к каждой детали. Художник открывает нам духовный облик северных жителей, тонкое понимание деревенской и городской жизни в провинции. Кронид Александрович стремится передать свои чувства, создавая широкие, незамкнутые, многосоставные композиции, которые подчеркивают глубину и важность каждого мгновения жизни человека. Многим дано познать мир в чувствах, но не многим удается воссоздать его в творчестве. Дерево в его руках поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.
Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, есть картины-иллюстрации к карельскому эпосу "Калевала". Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта – светильники, подсвечники, оправы для часов. Для сюжетов своих работ он часто выбирает виды городов и местностей (иногда вымышленных).
У Кронида Александровича Гоголева много наград и мирного времени. Он Кавалер ордена «Знак почёта», ордена Дружбы народов, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского
Народного художника России Кронида Гоголева за глаза называют ветераном резьбы по дереву, а его работы считаются общепризнанными эталонами мастерства для резчиков со всего мира.
C 1988 года в городе Сортавала работает выставочный зал работ художника Работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, олитехническом музее Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее на Валааме , в частных коллекциях Америки,Японии, Герм ании, Финляндии Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Анатолия Чубайса, и других известных российский деятелей .
Удивительные миры Кронида Гоголева, вырезанные в дереве, пленяют взгляд и переносят ничего неподозревающих зрителей во времена детства автора, когда цвета были ярче, деревья выше, а люди добрее.
http://unnatural.ru/kronid-gogolev
http://worldcabinetry.ru/kronid-gogolev-genialnyj-rezchik-po-derevu.html
http://www.comgun.ru/repair/138-raboty-mastera-kronida-gogoleva-iz-karelskogo-goroda-sortavaly.html
kolybanov.livejournal.com
Вспоминаем художника Кронида Гоголева
– У меня муж юрист, и именно он предложил судиться. Папа махнул рукой, сказал, делайте, что считаете нужным. Опять-таки, было неприятно то, что некоторые псевдодрузья на суде выступали на другой стороне, врали нещадно. Вот это было ужасно для него, отвратительно. Лахденпохский суд вынес скромное решение, но Верховный сильно добавил, что-то около четырёхсот тысяч. Эти деньги были нужны не лично Крониду Александровичу, они пошли на возврат тех долгов, которые у нас появились после глобального ремонта. Кстати, вот эта работа, которую «Аалто» использовала в своих коммерческих целях десять лет. Дизайнер хвалился на суде и говорил, что он полностью видоизменил ее и что это уже новая работа. На самом деле он просто как бы сплюснул ее на компьютере и поселил там какое-то солнышко. Авторские права – это, конечно, проблема. Работы Кронида Александровича эксплуатируются и сейчас. Например, в электричках продаются карты Карелии, оформленные рамой вот от этой работы. Даже правительство нашей республики печатает календарь с обликом нового главы, а на календаре работа Гоглева. Не указано ни то, что это его работа, ни то, что публикуется с разрешения, вообще ничего нет. Как раз эта работа (показывает рукой). Вот так, без всякого зазрения совести. Но с «Аалто» действительно было оскорбительно, поэтому мы уж пошли до конца.– Успел ли он оправиться от этого суда?
– Да, я думаю, что он оправился. Очень тяжелое событие, что подкосило Кронида Александровича на самом деле – это кражи работ…
– Это недавно было?
– В позапрошлом году. Очень наглая кража. После ремонта у нас в малом зале не было решеток: мы их сняли, пока меняли окна. Работала банда чуть ли не из Ростова-на-Дону, по заказу какого-то цыганского барона. Очень чисто сработала. Третьего января, когда у нас очень много народу, они просто открыли окно, вот здесь. Одни заговаривали смотрителя, который ничего не видит – у нас же глухая зона этот малый зал. Тогда и две камеры обзора, как нарочно, не работали. Вынесли огромные часы, метр двадцать, представляете? Вот оттуда украли часы, где ладья с Вяйнямёйненом. Мои смотрительницы оказались такими растяпами, что третьего января украли, а они восьмого обнаружили. Пять дней ходили выключали свет, и не увидели, что нет часов (вздыхает). И часы исчезли безвозвратно. От меня еще и требуют, чтобы я заказала экспертизу той работы. Настоящая экспертиза стоит порядка пятидесяти тысяч. Они говорят: «Маша, у нас таких денег нет, поэтому если тебе надо, чтобы мы возбудили уголовное дело, ты сначала сделай экспертизу, пожалуйста, соответствующую». То есть у меня украли работу, а я должна еще и экспертизу заказывать.
– Целая череда испытаний напоследок…
– Кронид Александрович был очень мощным человеком. Даже в глубоко почтенном возрасте, за восемьдесят, когда он уже болел, такая сила духа чувствовалась... чувствовалась безотчетно всеми, кто посещал нас.
fishki.net
Живой Кронид Гоголев: с нами поделилась воспоминаниями дочь художника
В интернете про художника Кронида Гоголева почти ничего не найти, а среди того, что есть - множество уток. К годовщине его смерти (это сегодня, 10 апреля) мы восполняем пробелы и опровергаем мифы.Гоголев не передавал городу свои работы. Кому они принадлежат на самом деле и что будет с его выставочным залом?Отец художника сложил сан священника. Как эти взгляды отразились на трудах знаменитого сына?Кронид Гоголев, наш современик, читал блог Навального, не хотел продавать свои работы Ельцину, судился с водочным заводом...Живой Кронид Гоголев.Прошёл год со смерти известного всей России сортавальского резчика по дереву. Его выставочный центр готовится стать музеем. Как и при жизни, светлый зал густо завешен золотистыми досками, на которых русская деревня кажется сказкой. Хранительница коллекции – неожиданно молодая дочь художника, а заодно и директор Арт-Гоголев центра. Мария Кронидовна встретилась с нами накануне памятной даты.
«К ГОГОЛЕВУ ВСЕ ПРИХОДИЛО ПОЗДНО»
– Прошлым летом мы видели в одном из ваших залов выставку: вечерние платья, монокли, афиши...
– «Город. Лица. Театр»? Да, да.
– …и работы Кронида Гоголева контрастировали с этим буржуазным изяществом.
– Я согласна, что некий элемент спора присутствовал. Действительно, с одной стороны – финская Сортавала, эпоха модерна и вообще опера, а с другой – русское, такое народное, яркое, сильное. И это спорило.
– Это была очень естественная для Сортавалы выставка: пусть «буржуев» в городе не осталось, но атмосферу и сейчас делают здания начала прошлого века в стиле финского модерна. А где корни работ Гоголева?
– Сам художник родом с Новгородской губернии, из-под Старой Руссы. Он родился в 1926 году. Память у Гоголева была очень хорошая: он говорил, что застал ту деревню, нетронутую еще коллективизацией, не убитую. Потом, когда Кронид Александрович жил в Карелии, все шестидесятые-семидесятые годы, он отправлялся летом в долгие походы по Русскому Северу. В основном это была Вологда, это был Архангельск, это был Великий Устюг. Со временем северная архитектура, быт русской деревни стали преобладать в его работах.
– Значит, выбор тематики связан с биографией, а не с каким-нибудь отвлеченным почвенничеством?
– Да, это очень связано с биографией. В свое время, когда я училась на искусствоведа, то защищала по творчеству Кронида Александровича диплом. Вернее, даже не по творчеству, а как раз на тему «Биография художника в контексте социокультурной ситуации среды и региона». Естественно, это очень взаимосвязано.
– Постороннему сложно эти связи уловить, зная о Гоголеве то немногое, что можно найти в Интернете.– Да, мало что можно найти.
– Вот, например, известно, что он был сыном священника. Хотя некоторые пишут, что и не священника…
– Я немножечко «причесываю» всех экскурсоводов, потому что они как сядут на одну волну, что Гоголев был сыном священника, и всё, поехали… Меня это уже начинает раздражать. Мы же не будем на экскурсии углубляться, что за священник. Я так говорю: был сыном простого человека…Конечно, дедушка, то есть папин отец, был священником. Но он был своеобразный священник, в двадцатые годы отказался от служения. Не потому, что были гонения на церковь. Они были, естественно, но основная причина его ухода – это Толстой, он был толстовцем. Он отказался от сана, когда Крониду был, наверное, год. И уже до конца дней своих дедушка был плотником, столяром, этим зарабатывал себе на жизнь. Даже когда наступила война, пришли немцы в деревню, вызвали его как бывшего священника, и сказали «ты будешь служить» – он отказался. Его три раза за ночь выводили на расстрел, а он отказывался все равно: «Не буду служить». Не потому, что он боялся, а просто… для него эта тема была исчерпана. И он не считал это приемлемым для себя.
Кажется, мы нашли и резного толстовца
– Заметно, что религиозная тема в его работах присутствует очень слабо…
– Очень слабо! Потому что самое главное – это труд, как у Толстого, у толстовцев было. Так было и у отца Гоголева, и у самого Кронида Александровича. Самое главное, определяющее – это труд. Нет даже понятия вдохновения. Ему часто задавали вопрос: «А вот если у Вас нет вдохновения…». Он фыркал, и говорил: «Ну что же вдохновение, работа есть работа». Поэтому нет ни одной «запоротой» работы. Если она надоедала, то в худшем случае могла быть отставлена с верстака. Но потом она возвращалась на верстак, потому что работы он обязательно заканчивал.
Лучшая работа Кронида Гоголева (по версии самой Марии Кронидовны). Сюжет взят из «Калевалы».
– Между «родился» и «умер» обычно пишут еще то, что Гоголев воевал, потом стал художником, а под старость пришло признание.
– Война отняла восемь лет жизни. В сорок втором он пошел на фронт, хотя еще не должен был быть призван. Просто перешел линию фронта и ушел к партизанам вместе со старшей сестрой. И после победы – еще пять лет срочной службы. Для таких, как он, война закончилась только в пятидесятом году. Сначала надо было закончить хоть как-то вечернюю школу, а потом он в художественно-графическом училище сел за парту с мальчиками, которые не воевали, которые были детьми в войну. Такой получился разрыв возрастной… К Гоголеву все приходило поздно. Работать с деревом он начал, когда ему было уже за пятьдесят. Вот я в 1977-м году родилась, а ему был пятьдесят один год. В шестьдесят, уже отработав очень много, он получает выставочный зал и начинает его ремонтировать. И только в 1989-м году открывает.
– Вы были поздним ребенком. Каково было жить в семье мастера, у которого, с одной стороны, все так поздно, а с другой стороны – и в таком возрасте кипит творческая энергия?
– Скажем так… наверное, хорошо, что я родилась девочкой (смеется). Он не понимал какие-то вещи: «Как это не можешь сделать? Стой и держи, стой там и делай». Гоголеву было за семьдесят, а мне было шестнадцать… Надо было держать, помогать, подносить, мастерскую убирать. Мастерская у него была в этих комнатах (мы беседуем этажом выше выставочного зала): там был верстак, там он резал, здесь занимался живописью, где сейчас мой стол стоит, с видом на Ладогу.
Можно сказать, что он был такой центробежной силой, вокруг которой вертелась вся наша семья.Гоголев был необычный отец. В какой школе я училась, он, наверное, знал (улыбается), но все остальное было на маминых плечах. Папа работал 365 дней в году. 31 декабря он возвращался в пять вечера, а 1 января он вставал в шесть утра, шёл на работу – это была норма. Жители центра привыкли, что в шесть утра дворники и Гоголев идут на работу.
– Гоголев интересовался чем-нибудь, кроме своей работы?
– Он всегда, до последнего месяца жизни интересовался политикой. Это был просто политикан! Всегда знал все новости. Я делала ему распечатки с сайта Алексея Навального, с «Ежедневного журнала». Сатарова, Ясина, Шендеровича – всех абсолютно он читал. Это было для него самое-пресамое главное.Друзей у него было не так много. Они все, к сожалению, ушли раньше него. Был Савелий Ямщиков, великий русский искусствовед – тот, кто поднял фактически весь пласт русской провинциальной живописи и русской иконы. Был Виктор Сергеевич Каликин, бас из Петрозаводска – такие два бородача они были. У Гоголева всегда были очень хорошие отношения с музыкантами. Ему, кажется, даже легче было с ними, чем с собратьями-художниками. Они очень любили здесь у нас вечера музыки устраивать. Именно Гоголев заложил традицию не только смотреть на его работы, но и слушать в зале музыку. Лет двадцать пять эта традиция уже живет.
СОРТАВАЛОЧКА
Вместе с Марией Кронидовной мы спускаемся в выставочный зал.
– Кстати, а почему нет табличек с названиями работ?
– Это вечный вопрос… Меня туристы уже замучили за годы работы экскурсоводом (но недовольства в голосе нет). Будут этикетки, в этом году уже будут. Но проблема в самом художнике была. Он всегда бесился и говорил: «Вы же видите, что там изображено?» – «Видим». – «Что?» – «У реки. На мосту. На берегу». – «Ну, – говорит, – и что, если я тут название напишу “На берегу”, “На мосту”, “У реки”?».
– …даже просто «Часы».
– Да, «Часы» (смеется). Или «Сортавала». Ну понятно же, что Сортавала. Еще когда я была маленькой, даже не студенткой, а школьницей, надо было называть работы. Мы с мамой изощрялись, как могли. Все время «Посиделки», «Гулянки», «На берегу», «У реки» – все такое однотипное…
Мы не спеша передвигаемся по залу. Есть время рассмотреть богатство деталей.
– А чему Вас лично научил Кронид Александрович? Как художник.
– Как художника – сложно сказать, потому что большая часть моей учебной жизни выпала на маму. Мама тоже худграф заканчивала, была директором художественной школы долгое время. Когда я заканчивала школу, то вариантов не было, куда поступать. Худграф и все, это не обсуждалось совершенно. Но я все-таки уперлась, что не хочу быть третьим художником в этой семье. «Пойду на ту работу, где много говорят», как я сказала. То есть на искусствознание. Я не пожалела о выборе специальности, и папа это принял достаточно спокойно.Я была свидетелем всех сторон процесса, связанных с деревом, но скорее как наблюдатель-биограф. Стояла буквально за его спиной. Он всегда считал, что резьба – это абсолютно не женское дело, у него не было никаких попыток посадить меня за доску. Но технологию того, что вот это режется так, это потом дальше морится так, надо выдержать дерево так-то, потом раму прикрепить так – это все я знала, помогала ему по мере возможностей.Вот эту миниатюрку только-только вынула, её надо стягивать как раз. Липа может вот так закапризничать, то есть треснуть. А с этим деревом, джелутонгом, такого не случится: он очень пластичный, нож входит в него как в масло. Джелутонг такого характерного желтого цвета, поджаренного даже. Малазийские резчики с Бали его используют. Это шведы-мастера привозили в подарок ему. Я специально для сравнения повесила, чтобы рассмотреть, какова русская липа и каков джелутонг.
– Основной материал все-таки ли...
– …липа, липа. Здесь вот вообще даже маслом с тертым воском не проходилось, практически нет характерного блеска – то есть это чистая липа, незащищенная.
– А какие-то прямые продолжатели у Кронида Александровича остались?
– Прямых продолжателей нет. Есть художник, он в Финляндии теперь живет, Виктор Рязанов. У него скульптурный рельеф, но пейзажный. В основном это изображения небольших финских церквей. Финских резчиков очень много, но у них… я не скажу примитивный уровень, но несколько другой уровень восприятия и рассказа сюжета. У них такие вот темы: сауны, парильные сцены. Или просто небольшие деревянные скульптурки. Объемный сюжет, многоплановость, где очень много народу и каждая группочка связана с другой каким-то действием, когда все это еще и вплетено в контекст архитектуры – это встречается только у Кронида Александровича.
– А в России кто-нибудь есть?
– На севере Карелии, в Калевале, живет резчик. У него неглубокий, очень заглаженный рельеф: не такой бурный, вздыбленный, как у Гоголева. И все равно конечная цель у всех – продажа работы. Для того, чтобы труд кормил. А у нас так совпало – и годы были такие, и человек был такой – что работы просто создавались, и все. Они накапливались, он их не продавал. Изредка у него брали работы на подарки всякие там коммунисты, потом, уже в посткоммунистическое время, наши управленцы приезжали, чтобы приобрести или попросить в подарок.
Вот, кстати, эту работу он создавал для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – наверное, в 1993 году. Это была самая большая на тот момент работа, которую он сделал. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать. А через несколько лет он создаёт ей пару. У меня часто спрашивают, сколько времени уходит на одну работу. Я точно знаю, что на ту работу ушло семь месяцев. Это максимальное количество времени, которое он тратил на одну работу.Сейчас, когда наполнение коллекции остановилось, надо просто все сохранить, сделать музей, музей Гоголева. Буквально в апреле-месяце подаем устав в Минюст. У этого здания двадцать пять лет имеется статус выставочного зала. А такой статус подразумевает сменяемость экспозиции, соседство разных экспозиций. Вот тот же «Город. Лица. Театр», который вы видели, мы бы с удовольствием вынесли в другое помещение... Но так как мы существуем в рамках муниципального учреждения, нам надо выполнять задания, то есть выставки, выставки, выставки.
– Правильно ли мы понимаем, что Кронид Александрович все работы передал в дар городу?
– Нееет, это ложная информация! Такая утка была пущена еще в девяностые годы. Даже начальство, когда водило сюда экскурсии, говорило: «Он передал работы городу». Это исключено, потому что Гоголев, каким бы порывистым ни был, никогда не пошел бы на такое. Это частная коллекция. Ни Гоголев, ни я никогда не были готовы передать ее в дар кому-либо. Потому что если отдавать в дар музейному фонду Российской Федерации, то все уедет в запасники в Петрозаводск, ляжет мертвым грузом на дно музея Изобразительных искусств или Национального музея… или раздербанится по многим музеям. Это все общий котел, куда страшно попасть.
Через дверь, заложенную было в советское время, мы попадаем из выставочного зала в помещение, обустроенное под мастерскую на грант Евросоюза.
– Этот проект подразумевал поставку всего оборудования: хорошей муфельной печки, сушильного шкафа, печи для фьюзинга, ручных гончарных кругов. Мы приволокли сюда и папин станок офортный, вот этот большой.
– Что здесь обычно происходит?
– Проводим мастер-классы. Перед мастерскими стоит задача на будущее: создавать сувенирный ряд, связанный именно с этим местом. С нашим Арт-Гоголев центром и с Сортавала. Сейчас разрабатываем патент на так называемую «сортавалочку».
Мария Кронидовна берёт в руки раскрашенную глиняную фигурку.
– Раньше полосатая юбка у женщин была как штрихкод, по которому можно было сказать, откуда она – из Куркиёки, из Яккима, из Сортавала… Сортавалочка – это единственный сувенир, созданный здесь на базе нашей истории. Вся остальная сувенирная продукция, которая притаскивается к нам из Китая с надписью «Сортавала» и с гербом – это просто такая потреба для туристов. Министерство культуры, слава Богу, нашу инициативу поддержало. Министр, когда приезжает, скупает всех сортавалочек, какие есть. История костюма – это вообще очень интересно. Я думаю, мы на этом не остановимся. С финнами мы хорошо работаем, так как это всё-таки была их территория. Они всегда рады помочь своими консультациями, материалами.Ещё у нас тут художественная школа, которую мы перевели в формат студии.
– Ваша студия – это дополнение к городской художественной школе или ее альтернатива?
– Это альтернатива, просто я спрятала ее за названием «студия», и расширила возраст от трех и до бесконечности. Как создаются студии при Третьяковке, Эрмитаже, Русском музее – то же самое, только в уменьшенном масштабе. Меня обвинили в том, что я ушла от лицензирования. Но я считаю, что в нашей стране сейчас планомерно убивают художественное образование, просто рубят ему голову.
УТРАТЫ
– Тяжело ли содержать это здание?
– В 2010 году, за три года до папиного ухода, мы решили, что в зале, грубо говоря, жить больше так нельзя. Зал уже рушился на глазах: зданию было сто, даже сто десять лет. У финнов здесь был rautakauppa, магазин скобяных изделий. У наших был склад легкой промышленности, а наверху – коммунальная квартира. Мы затеяли глобальный ремонт, но так как Кронид Александрович не признавал обычных правил игры, когда надо клянчить деньги, просить, писать, то он, недолго думая, просто вложил в ремонт все свои сбережения. А потом нас очень медленно, вяло и плохо поддерживали из республики. Микродозами. Он спрашивал: «Ты жалеешь о том, что мы так сделали?». А я сказала, что нет, конечно, не жалею. Денег действительно не осталось, все вложено в эти стены. Тем более, это стены не Гоголева, здание просто передано сроком на сто лет в безвозмездное пользование под экспозицию коллекции.И, как говорится, друзья познаются в беде. Некоторые псевдодрузья сразу же после ухода Кронида Александровича потребовали обратно очень большие суммы денег, которые давались в долг на ремонт. Но это все денежные проблемы, жизнь продолжается. Хотя через несколько дней будет год, как Кронида Александровича нет, какая-то его составляющая здесь осталась. Я никогда в такое не верила, но Кронид Александрович здесь ощущается везде.
– Он работал до последнего?
– Конечно, страшно такую параллель проводить, но после гибели Жени, старшего сына, он все-таки прекратил работу с деревом. У него было двое детей от предыдущего брака. Женя погиб, когда вез работы Кронида Александровича в Москву, как раз к Савелию Ямщикову на выставку в 2002-м году. Кронид Александрович прожил после этого еще десять с небольшим лет. Те работы, которые вернулись из аварии, он отреставрировал. Они все были обожжены, выломаны рамы. Некоторые пропали безвозвратно, и он успел повторить одну из них. Его последняя работа полностью завершена в резьбе, но не затонирована.
А это (мы останавливаемся у резного барельефа, где весело катаются на санях крестьяне в тулупах) – предпоследняя работа.
Но так как она в зале висит, я всегда говорю, что последняя. На остальные работы сохранились очень детальные, проработанные эскизы, которые переносились на доску с помощью кальки. А здесь он набросал карандашом прямо на доске и начал резать безо всякого эскиза – настолько мастерство было в руке.
– У неё тоже название условное?
– Да, «Зима» она, наверное, у нас, как всегда (смеётся).
– Мы знаем, что перед кончиной Кронида Александровича был еще очень неприятный и, наверное, тяжелый для него момент. Это суд с водочной компанией…
– …с «Аалто», да. Наглость поражала. Ну что это такое, на водочной этикетке используется работа Кронида Александровича.
На огромном резном полотне мы находим мужичка, который, «как жену чужую, обнимал берёзку»…
– У меня муж юрист, и именно он предложил судиться. Папа махнул рукой, сказал, делайте, что считаете нужным. Опять-таки, было неприятно то, что некоторые псевдодрузья на суде выступали на другой стороне, врали нещадно. Вот это было ужасно для него, отвратительно.Лахденпохский суд вынес скромное решение, но Верховный сильно добавил, что-то около четырёхсот тысяч. Эти деньги были нужны не лично Крониду Александровичу, они пошли на возврат тех долгов, которые у нас появились после глобального ремонта.Кстати, вот эта работа, которую «Аалто» использовала в своих коммерческих целях десять лет. Дизайнер хвалился на суде и говорил, что он полностью видоизменил ее и что это уже новая работа. На самом деле он просто как бы сплюснул ее на компьютере и поселил там какое-то солнышко.Авторские права – это, конечно, проблема. Работы Кронида Александровича эксплуатируются и сейчас. Например, в электричках продаются карты Карелии, оформленные рамой вот от этой работы. Даже правительство нашей республики печатает календарь с обликом нового главы, а на календаре работа Гоглева. Не указано ни то, что это его работа, ни то, что публикуется с разрешения, вообще ничего нет. Как раз эта работа (показывает рукой). Вот так, без всякого зазрения совести. Но с «Аалто» действительно было оскорбительно, поэтому мы уж пошли до конца.
– Успел ли он оправиться от этого суда?
– Да, я думаю, что он оправился. Очень тяжелое событие, что подкосило Кронида Александровича на самом деле – это кражи работ…
– Это недавно было?
– В позапрошлом году. Очень наглая кража. После ремонта у нас в малом зале не было решеток: мы их сняли, пока меняли окна. Работала банда чуть ли не из Ростова-на-Дону, по заказу какого-то цыганского барона. Очень чисто сработала. Третьего января, когда у нас очень много народу, они просто открыли окно, вот здесь. Одни заговаривали смотрителя, который ничего не видит – у нас же глухая зона этот малый зал. Тогда и две камеры обзора, как нарочно, не работали. Вынесли огромные часы, метр двадцать, представляете? Вот оттуда украли часы, где ладья с Вяйнямёйненом. Мои смотрительницы оказались такими растяпами, что третьего января украли, а они восьмого обнаружили. Пять дней ходили выключали свет, и не увидели, что нет часов (вздыхает). И часы исчезли безвозвратно. От меня еще и требуют, чтобы я заказала экспертизу той работы. Настоящая экспертиза стоит порядка пятидесяти тысяч. Они говорят: «Маша, у нас таких денег нет, поэтому если тебе надо, чтобы мы возбудили уголовное дело, ты сначала сделай экспертизу, пожалуйста, соответствующую». То есть у меня украли работу, а я должна еще и экспертизу заказывать.– Целая череда испытаний напоследок…
– Кронид Александрович был очень мощным человеком. Даже в глубоко почтенном возрасте, за восемьдесят, когда он уже болел, такая сила духа чувствовалась... чувствовалась безотчетно всеми, кто посещал нас.
Мы выходим, и окна мастерской Кронида Гоголева рассматриваем уже со внутреннего дворика…
…как водится, облупленного…
…но довольно-таки милого
Летом он смотрелся веселее.
Роман и Дарья Нуриевы,"Русская Планета"
roman-i-darija.livejournal.com
Кронид Гоголев — гениальный резчик по дереву
Гоголев Кронид Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю войну, демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградскую художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена. В Сортавале художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание — в союз художников Карелии Гоголева принимают только в 1985 году. C 1988 года в городе Сортавала работает выставочный зал работ художника. Работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее на Валааме, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.
Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, родному городу Сортавала, суровой ладожской природе.Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта – светильники, подсвечники, оправы для часов.Многие картины Гоголева, вырезанные из дерева, кажутся «озвученными», в них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса. Кронид Гоголев один из тех замечательных мастеров, под чьими волшебными руками дерево поет. Поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.Фотографии в альбоме «Кронид Гоголев — гениальный резчик»
_________________мебель из массива на заказ— выбор людей, желающих создать в своем доме атмосферу уюта и спокойствия._________________
worldcabinetry.ru
Лето 2014. Сортавала, галерея Кронида Гоголева: vnu4ka
В прошлом круизном посте мы посетили горный парк Рускеала. После парка мы поехали в Сортавалу, и знакомство с городом начали с выставочной галереи художника Кронида Гоголева - чудесного места, которое надо обязательно посетить, если вы окажетесь в Сортавале!Больше всего Кронид Гоголев известен своими "деревянными" картинами, резьбой по дереву. Хотя у него есть и работы маслом, и акварелью, и графика. Но слава о его деревянных объемных панно громкая, и поэтому мы прежде всего начали смотреть именно дерево.
Галерея большая и светлая
и работ очень много! Этакое путешествие в полудревнюю, полусказочную Сортавалу, страну корел, живущих рыбной ловлей, промыслами, с зимними гуляньями, летними посиделками у костра...
На память я купила красивый большой альбом, т.к. качественно там все не сфотографируешь, а рассматривать и читать хочется и потом. Работы очень разные: небольшие и огромные, панно и резные часы, круглые и стандартного формата... И везде масса деталей, все хочется разглядывать очень внимательно. Вырезана вся эта красота из липы.
Итак, порассматриваем отдельные работы.
1. Чаепитие, 1996
2. Зима, 1991
Обратите внимание на рамы, которые сами по себе произведение искусства!
3. А вот этой картины нет в альбоме, но она мне очень нравится
4. Уютный натюрморт
5. Очень бурливое озеро, Ладога ведь штормит не хуже моря
и корабль как искусно вырезан, и каждая волна!
6. И даже плетение корзинки в руках у женщины на другой картине очень детально выполнено
7. Вот это очень впечатляющее панно "Птица", 1992 г. более чем метр в высоту
птица хищная
интересно, какую легенду брал художник в основу этого произведения
8. И вот с помощью этого панно "На отдыхе", 1998, хочу показать многослойность картин
в картины прямо можно заглянуть внутрь
В альбоме мы рассмотрели выборочные работы художника в других техниках. Есть у него много резных предметов - вот например какой чудесный ковш
есть работы маслом
замечательные акварели
и графика. Ладожские шхеры:
В альбоме так же приводится очень теплая статья о художнике, Крониде Александровиче Гоголеве:
"В центре старинного городка Сортавалы (ранее Сердоболь), что на берегу Ладожского озера, стоит неприметное двухэтажное здание финской архитектуры. Здесь разместился выставочный зал работ народного художника России Кронида Александровича Гоголева.Побывать у известного мастера стремятся местные жители, и туристы, приезжающие со всего мира посмотреть на красоты Русского Севера. Как бы заманчиво ни пролегали маршруты путешествий по Карелии, многие желают заглянуть в Сортавалу, чтобы полюбоваться чудесными картинами резьбы по дереву. Да, я не оговорилась, именно картинами, поскольку то, что изображает художник-живописец кистью, Кронид Гоголев выполняет резцом. Эта техника называется "глубокий многослойный рельеф".
Биография художника столь же интересна, как и его картины. Родился он в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. Отец нарек его редким именем Кронид, что значит «Зевс». Шестнадцатилетним юношей он пошел на фронт. Участвовал в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Чехии. Войну закончил в Германии. Был ранен,контужен. Словом, военного лиха хватил с избытком. Награжден многими боевыми наградами. Среди них - медаль «За отвагу» и польский орден. После окончания войны служил на Балтийскомфлоте. Демобилизовался только осенью 1950 года.
Так хотелось учиться! Пошел в восьмой класс одной из вечерних школ Ленинграда. Работал и одновременно посещал курсы при художественном училище имени Мухиной. В 1953 году поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Здесь в то время преподавали замечательные педагоги. Получив хорошую педагогическую подготовку, Кронид Гоголев уехал по приглашению в Карелию. Четыре года работал в поселке Кестеньга, что на севере республики, затем переехал в город Сортавалу. Одновременно преподавал в школе и студии самодеятельных художников, работал художником-оформителем в местном театре, заочно учился в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена. Неуемный труженик, он организовал в здании Сортавальскои художественной школы выставочный зал, где с удовольствием устраивали выставки маститые художники из Москвы, Ленинграда и Петрозаводска.
Летнюю практику с детьми Кронид Гоголев проводил в живописнейших местах Приладожья и на острове Валаам. И если его ученики не стали художниками, то, без сомнения, многие из них научились главному — видеть красоту окружающей природы, дорожить чувством сопричастности к ней. Летом в Карелию на пленэры к Гоголеву стали приезжать студенты и преподаватели из Ленинграда, друзья-художники. Они помогали ему в организации и проведении выставок, а, когда Кронид взялся за работу с деревом, искусствоведы из Москвы Ольга Воронова и Савелий Ямщиков оказали ему неоценимую поддержку и творческую помощь.
Помню, как в конце семидесятых окрыленный первыми успехами в своем начинании с деревом Кронид Гоголев проводил за работой в тесной комнатке над школьными классами самые ранние рассветные часы. Не все его понимали в то время, коллеги из Союза художников Карелии смотрели на его чудачества свысока. Резчиков по дереву немного, но ведь это прикладное искусство. Куда ему до живописцев! В 1984 году, после двух выставок в Москве: в Архитектурном институте и выставочном зале на Калининском проспекте, о Гоголеве заговорили. «Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом, более высоком уровне», — таково было мнение специалистов. Многочисленные посетители толпились в столичных залах, удивляясь чуду. В резных рельефах художнику удалось не только использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру слоев и оттенков естественного цвета, но и передать мерцание воды, когда она переливается и дыбится в волнах, дыхание лесных чащоб, их мощь и тайну. Несмотря наотсутствие красок, его работы нельзя назвать бесцветными, так как в них создается ощущение глубины, объема, воздуха изображенных пейзаже Ладожского озера, достопримечательностей остр Валаам, любимых уголков города Сортавалы и даже эпических сказаний прошлого. В его деревянных картинах строения, мосты отображены до мельчайших подробностей, а фигуры людей так выразительны, что подлинной монументальности и законченности художнику удалось добиться и в небольших по размеру картинах.
Редкий дар Кронида Александровича восхищает всех, кто однажды увидел его работы..."
* * *
В музее можно находиться сколь угодно долго, рассматривать картины снова и снова. Для тех, кто собирается в музей: там есть совершенно замечательный книжный киоск с богатым выбором краеведческой литературы, а также очень неплохими открытками!
Ну а мы идем гулять по Сортавале!
Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2014
vnu4ka.livejournal.com