Клуэ, Франсуа. Франсуа клуэ картины


Франсуа Клуэ -французский живописец эпохи Возрождения

. Это цитата

Франсуа Клуэ -французский живописец эпохи Возрождения

Франсуа Клуэ, сын художника Жана Клуэ (предполагают, что он помогал отцу в работе над портретом Франциска I), унаследовал от него звание «художника короля». На первый взгляд, произведения Франсуа Клуэ близки работам отца, но, вглядываясь в лица людей на его портретах, мы замечаем, что они принадлежат уже иной эпохе. Их духовный мир более сложен и противоречив, нервная организация — тоньше. Эти лица хранят отсвет трагедии, которую переживала страна. Борьба за религиозную реформу, за обновление церкви породила яростные раздоры, которые вылились в кровавые гражданские войны. Политика вторгалась в такую интимную сферу духовной жизни, как вера; человеку приходилось, порой, скрывать свои убеждения, чтобы спасти от смерти себя и семью.Изменилась и атмосфера при дворе — она словно стала гуще, насыщенней интригами, заговорами, тайными преступлениями.Даже дети, такие беззаботные, простодушные на портретах Жана, у Франсуа кажутся настороженными, напряженными. С ранних лет они понимали, что при королеве-матери (Екатерине Медичи) нужно «носить» одно лицо, при отце и его фаворитках — другое, иное при братьях и сестрах, и, наконец, еще одно — наедине с собой. Чтобы пробиться до истинной сущности сквозь эту «разноликость», художнику надо было объединить множество ликов в единое. Отсюда та сложная, исполненная противоречий «жизнь лица» в портретах Клуэ-сына.Глаза десятилетнего Франциска II (ок. 1553, Париж, Национальная библиотека) словно выслеживают кого-то, и в то же время мальчик настороже, словно и сам ждет удара из-за угла, губы искривлены совсем не детской, высокомерной и недоброй усмешкой.

Francis II, King of France, when young (1540-60), Royal Collection

продолжение...</em> ">По портретам Франсуа Клуэ можно изучать историю Франции второй половины XVI века, познакомиться с ее главными действующими лицами: королем Генрихом II; </font>

Henry II, King of France (1519-59), c.1550-75, The Royal Collection

королевой Екатериной Медичи, которую современник назвал «умнейшим, но жестоким политиком»; их умиравшими один за другим сыновьями — Франциском II, Карлом IX; Дианой де Пуатье — всевластной фавориткой Франциска I, а затем его сына Генриха II; учеными, полководцами и т. д.

Clouet_Francois_Catherine_de_Medici

Сохранилось несколько изображений Карла IX разного возраста. Уже у девятилетнего мальчика с пухлыми щеками, округлым овалом мы замечаем особый, «следящий» взгляд (1559, Париж, Национальная библиотека). В прекрасном живописном портрете, где Карлу одиннадцать лет (1561, Вена, Музей истории искусства), черты стали тоньше, определеннее, взгляд карих глаз не по-детски проницателен.

Портрет короля Франции Карла IX, ок.1561,Музей истории искусств, Вена Portrait of King Charles IX of France,1561,Kunsthistorishes Museum, Vienna,Austia

На рисунке 1572 года ему двадцать два (Париж, Национальная библиотека). Один из современников отмечал, что у Карла в эти годы был уже вид старика.

Портрет Карла IX (миниатюра) Кроме обычной настороженности, подозрительности в нем появилось что-то недоброе, таящее угрозу. 24 августа 1572 года, в праздник Святого Варфоломея, среди ночи во всех парижских церквях ударили в набат и началось кровавое избиение спящих мирным сном детей, женщин, стариков, всех, кого называли гугенотами (еретиками), — Варфоломеевская ночь, и король Карл IX был ее участником.

Клуэ замечает изменения внутреннего мира одного и того же человека, превращения, происходящие с его душой. Меняются и художественные приемы, рисунок становится виртуознее, портреты приобретают большую законченность, обрастают деталями. Кроме сангины вводится акварель, обогащая цветовую гамму. Карандашные портреты входят в моду, их коллекционируют, составляют альбомы, посылают друзьям и т. д. У Екатерины Медичи была коллекция, насчитывающая около 550 «карандашей».

XVI столетие — время широкого распространения в Европе парадного портрета, и Франсуа Клуэ — один из лучших мастеров в этой области. Большие по размеру, с фигурами, подчас в натуральную величину подобные картины выполняли представительные функции, демонстрируя мощь монархии и всевластие короля: "Портрет короля Генриха II" (1559, Флоренция, Уффици), "Портрет короля Карла IX" (1566, Вена, Альбертина). Своей холодной замкнутостью, отчужденностью образы, воплощенные здесь, далеки от того ощущения полноты жизни, праздничного великолепия, которым искрился и сверкал портрет Франциска I Жана Клуэ.

Portrait of Francis I, King of France, 1540,Musee du Louvreу

Кроме портретов Франсуа Клуэ писал композиции на мифологические сюжеты: "Купание Дианы" (1550—1560, Руан, Музей изящных искусств), картины с обнаженной натурой: "Дама в ванной" (ок. 1571, Вашингтон, Национальная галерея искусства), где, предположительно, изображена Диана де Пуатье. Утонченная грация, холодновато-изысканная эротика сближает Клуэ в подобных произведениях с творчеством художников маньеризма.

Купание Дианы, Музей искусств, Сан_Паоло Туалет дамы, Портрет Дианы де Пуатье,1571, Вашингтон, Национальная художественная галерея

Но все же в историю искусства Франсуа Клуэ вошел, прежде всего, своими портретами. Особого совершенства мастер достигал в тех случаях, когда модель была близка ему духовно. Таков портрет друга Клуэ, Пьера Кюта (1562, Париж, Лувр).

Pierre Quthe, 1562, Musee du Louvre

Известный фармацевт был соседом художника по улице Авуа в Париже. Здесь у Кюта был большой сад, где он выращивал целебные растения (на столе можно видеть умело переплетенный гербарий).Портрет прост и «классичен» по композиции, поза исполнена сознания спокойного достоинства; естественность придает облику человека особое изящество и аристократизм. Поток света заливает фигуру, притягивая внимание к открытому, благородному лицу, интенсивно высвечивает фон, создавая вокруг изображенного воздушное пространство, атмосферу ясности, духовности. Здесь нет и следа той нервной настороженности, которая исходила от многих придворных портретов мастера. Перед нами личность, независимый, свободно мыслящий человек.Строгая элегантность черного с серым костюма подчеркнута зелено-голубой драпировкой, придавая цветовому решению картины особую изысканность.Портрет Кюта — свидетельство зрелости французского Ренессанса. Это один из подлинных шедевров национальной художественной школы, в котором художник воплотил гуманистический идеал цельной, гармоничной личности.Приведу еще несколько иллюстраций портретной деятельности Франсуа Клуэ.

Elisabeth of Austria, Queen of France, 1571, Musee du Louvre Heinrich III. von Frankreich (1551-89) als Herzog von Anjou, Bild, Berlin, Staatliche Museen zu Berlin Mary, Queen of Scots, 1561,Edinburg Miniature-of-Mary-Queen-of-Scots,1558 (Мария Стюарт) Potrait Henry VI of England Франсуа Клуэ - Франсуа II Portrait_de_femme F d'Alencon

Следует заметить, что Франсуа Клуэ много внимания отдавал рисункам. Это часть его творчества достойна отдельного сообщения и я не буду останавливаться на ней здесь. Кому интересно, советую посмотреть, например, вот этот ресурс http://www.mfa.org/collections/search_art.asp?coll_accession=&coll_name=&coll_place=&coll_medium=&coll_culture=&coll_credit=&coll_provenance=&coll_has_images=1&coll_keywords=&coll_sort=0&coll_sort_order=0&submit=Search&coll_classification=Drawings&coll_artist=Clouet .При подготовке данного сообщения были использованы следующие материалы:http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/615/Clouet_Francois/list1.html , http://mirizo.ru/izo/izo_5/izo_204.html , http://www.artcyclopedia.com/artists/clouet_francois.html, http://www.maria-stuart.ru/content/image/mary-stuart-portret-raboty-fransua-klue и другие источники.

kolybanov.livejournal.com

Художник Франсуа Клуэ (Francois Clouet), Франция

Цитата сообщения TimOlya

Франсуа Клуэ (Francois Clouet), 1515-1572. Франция

Король Франции Генрих II_1550-е_35 х 20_д.,м._Париж, Лувр

Франсуа Клуэ (фр. François Clouet, 1515 год, Тур — 22 декабря 1572, Париж) — крупнейший французский художник-портретист эпохи Возрождения при дворе королей Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов.

Франсуа Клуэ родился в Туре в семье художника Жана Клуэ, у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал; впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Г. Гольбейна Младшего. Работал преимущественно в Париже.

C 1540 – придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски (Франциска I и других членов династии Валуа).

Его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.

Гай XVII, граф де Лаваль (Guy XVII, Comte de Laval)_32.2 х 24.4_д.,м._Сан-Диего, музей Тимкена

Диана Французская, герцогиня Ангулемская_1568_32 х 25_д.,м._Париж, Лувр

Жанна д’Альбре, королева Наваррская_1570_32 х 23_д.,м._Париж, Лувр

Женский портрет, возможно, Madeleine de l'Aubespine, Dame de Villeroy_43.2 х 32.3_д.,м._Частное собрание

Портрет Франциска I, короля Франции_1525-1530_96 х 74_д.,м._Париж, Лувр

Король Франции Франциск I в образе Иоанна Крестителя_1518_96 х 79_д.,м._Париж, Лувр

Любовное письмо_ок.1570_41,5 x 55_д.,м._Мадрид, музей Тиссена-Борнемисы

Мадлен Ле Клерк дю Трамбле (Madeleine Le Clerc du Tremblay)_ок.1570_34.5 х 24.9_д.,м._Лондон, Weiss Gallery

Мария, королева Шотландии (Mary, Queen of Scots) (1542-1587)_1560-1561_30.3 x 23.2_д.,м._Англия, Королевская коллекция

Портрет аптекаря Пьера Кюта_1562_91 х 70_д.,м._Париж, Лувр

Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции_ок.1571_36 х 26_д.,м._Париж, Лувр

Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции_ок.1571_37 х 25_д.,м._Шантильи, музей Конде

***

Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей.

Портрет короля Франции Карла IX_1560_222 х 115_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Портрет короля Франции Карла IX_1561_25 х 21_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Портрет Кристины Датской, герцогини Миланской, а затем Лотарингской (1521-1590)_1558_30.5 х 22.5_д.,м._Частное собрание

Туалет дамы (портрет Дианы де Пуатье)_ок.1571_92.3 х 81.2_д.,м_Вашингтон, Национальная галерея

*****

Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровую картину в Национальной галерее в Вашингтоне

Франсуа де Скепо, граф де Дюреталь (Portrait of Francois de Scepeaux)_1566_д.,м._Индианополис, Музей искусства

Эркюль-Франсуа, герцог Алансона и Анжу (1555-1584)_1561_31.3 х 23.5_д.,м._Англия, Королевская коллекция

Купание Дианы (The Bath of Diana)_133 x 192_д.,м._Руан, Музей изобразительных скусств

Мастерская. Конный портрет Франциска I_27 х 22_д.,м._Париж, Лувр

****

Влияние живописи Клуэ во Франции и за границей было огромным, особенно в области портрета и жанровых сцен. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов. Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе.

Мастерская. Портрет Людовика I де Бурбон, принца де Конде (1530-1569)_30.5 х 23.5_д.,м._Частное собрание

Мастерская. Портрет Маргариты Французской, герцогини Берри, позже Савойи_31.5 х 23.9_д.,м._Частное собрание

Мастерская. Франсуа-Эркюль Французский, герцог Алансонский, позднее Анжуйский_ок.1560_33 х 22_д.,м._Париж, Лувр

Последователь. Портрет дамы в черном платье с жемчужным колье_28 х 21_д.,м._Частное собрание

Последователь. Портрет короля Франции Карла IX_34.3 x 26.7_д.,м._Частное собрание

Последователь. Портрет Луизы Лотарингской (1553-1601), королевы Франции Генриха III_ок.1575_145.4 х 113.7_х.,м._Хьюстон, Музей изобразительных искусств

Маргарита де Валуа (королева Марго), королева Наваррская (Marguerite de Valois, la Reine Margot, reine de Navarre)_Шантильи, музей Конде

****

Наследие Франсуа Клуэ включает большое число подготовительных рисунков, преимущественно погрудных. Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.

Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).

Портрет Генриха д'Альбре, короля Наваррского (атр)_30.5 х 21_бумага, черный мел, сангина_Санкт-Петербург, Эрмитаж

Портрет короля Карла IX_1560-е_33.5 х 22.5_бумага, итальянский карандаш, сангина_Санкт-Петербург, Эрмитаж

Портрет короля Карла IX (1550-1574)_1561_33.6 x 23.9_бумага на холсте, черный, красный и белый мел_Частное собрание

Портрет мальчика, возможно, Генриха Французского_33.6 x 23.4_бумага на холсте, черный, красный и белый мел_Частное собрание

*****

http://vechnost7.blogspot.ru/

hist-etnol.livejournal.com

Клуэ Франсуа Картины биография Clouet Francois

Клуэ Франсуа (Clouet Francois) (приблизительно 1505 — 1572), французский живописец, сын и ученик Жана Клуэ Младшего, унаследовал должность отца при французском дворе и пользовался большой известностью во времена правления королей Генриха II, Франциска II и Карла IX. Портретное творчество Франсуа Клуэ — одна из вершин живописи французского Возрождения.

Клуэ Франсуа писал портреты и миниатюры, композиции на мифологические сюжеты. Франсуа Клуэ также руководил большой мастерской, где изготовлялись копии созданных им портретов. Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции произведениям присущи тщательное, объективное воспроизведение модели, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов (портрет Генриха II, 1559, Уффици). Самостоятельное значение имеют его сдержанно-изящные, тонкие по моделировке карандашные портреты (Карла IX, 1566, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Картина Франсуа Клуэ "Конный портрет Франциска I". Верхом на коне с богато украшенной сбруей, облаченный в не менее роскошные доспехи, Франциск I смотрит на нас со слегка мечтательным выражением. Клуэ славился своей острой наблюдательностью и тонкостью в исполнении деталей. С поразительной точностью он передает узор королевского наряда, особенно изображения голов на наколенниках и локтях и фигур на рукавах и груди. Клуэ не только выражает почтение своему властелину, запечатлев его наряд со всей пышностью, но, поместив лошадь и всадника на вершину горы, за которой простирается пейзаж, он также напоминает о том, что король правил обширными владениями. Клуэ исполнил множество королевских портретов. Он был придворным художником у четырех французских королей — Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX — и завоевал громкую славу своими парадными портретами и великолепными рисунками. Франсуа Клуэ скончался 22 сентября 1572 года в Париже.

smallbay.ru

Франсуа Клуэ. Северное Возрождение

Как и его отец, Франсуа Клуэ был придворным художником. Родился Франсуа в Туре около 1480 года, а жизнь его прошла в Париже, где у него была большая мастерская, выполнявшая самые различные заказы, от миниатюр и портретов до больших декоративных композиций по случаю придворных приемов и празднеств.

Франсуа Клуэ оставил несколько десятков блестящих карандашных портретов своих современников, причем карандашный портрет у него превращается из подготовительной штудии в самостоятельное произведение. В, казалось бы, простых рисунках ощущается такая сила выразительности, что современники сравнивали его произведения с творчеством Микеланджело.

ФРАНСУА КЛУЭ. Портрет Маргариты Валуа, дочери Генриха II. Ок. 1560. Музей Конде, Шантильи (Франция)

Слава о карандашных портретах Франсуа Клуэ распространилась далеко за пределы Франции. Испанская королева пожелала видеть его рисунки, которые художник «умеет исполнять отменно». Собственно, Клуэ ввел моду на карандашные портреты: их начинают подносить как посольские подарки, брать в поездки, составлять из них альбомы.

Живописные портреты Клуэ отличаются насыщенностью цвета, в них прослеживается влияние Ханса Хольбейна Младшего, который также стремился передать духовный мир портретируемого, проникнуть в сферу его внутренних переживаний.

Франсуа Клуэ скончался в Париже в 1572 году.

ФРАНСУА КЛУЭ. Портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции. Ок. 1571. Лувр, Париж

В исполненном в теплых золотисто-коричневых тонах портрете, написанном сразу после коронации 1570 года, художник смог предать обаяние и прелесть семнадцатилетней королевы.

ФРАНСУА КЛУЭ. Купающаяся дама. Ок. 1570. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Прекрасная дама, сидящая в ванне. — возможно, Диана де Пуатье, фаворитка Генриха II. Диана была старше короля на двадцать лет, но, несмотря на это, сумела надолго сохранить его пылкую любовь.

Во время правления Генриха II она, по сути, являлась настоящей королевой, оттеснив на второй план жену монарха — Екатерин) — Медичи. Говорят, Диана и в преклонном возрасте была хороша собой и выглядела очень молодо. Правда. Диана де Пуатье умерла несколько ранее времени написания портрета, но и оно тоже определено предположительно. Впрочем, существует также версия, что художник хотел изобразить в этой картине чувственный образ современной Венеры.

На бортике ванной, чуть ниже левой руки женщины, Франсуа Клуэ оставил свою подпись. Это одна из двух дошедших до нас подписных картин мастера. За спиной купальщицы открывается домашний интерьер — с повседневными заботами прислуги, наполненный движениями и звуками, что резко контрастирует с фигурой этой идеально-прекрасной и задумчиво-отрешенной женщины.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Искусство по воскресеньям - Клуэ

Франсуа КлуэПортрет дамы

Жан Клуэ (слева) и Франсуа Клуэ (справа) - Детский потрет

Клуэ (Clouet), или Жане (Janet), семья французских живописцев эпохи Возрождения. Жан К. Старший (умер около 1500) отождествляется с так называемым Муленским мастером.

Жан К. Младший (около 1475, Нидерланды - около 1540/41, Париж) - автор живописных портретов, отличающихся точностью характеристик, единообразием торжественно застывших поз, яркими чистыми тонами, миниатюрной тщательностью исполнения. Известен также строгими по своей графической манере, объективно точно трактующими модель подготовительными (для живописных портретов) рисунками итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи). Первый художник Франциска I (с 1523).

Франсуа К. (фр. François Clouet, р. между 1505 и 1510, Тур - ум. 22.9.1572, Париж) - сын и ученик Жана К., с 1540 придворный художник Франциска I и его преемников.

Франциск I, король Франции

Насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам Франсуа К. (Генриха II, 1559, Галерея Уффици, Флоренция; аптекаря Пьера Кюта, 1562, Елизаветы Австрийской, около 1571, оба Лувр, Париж) присущи яркость характеристик, сочетающаяся с репрезентативностью (величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов). Самостоятельное значение имели его сдержанно-изящные, тонкие и нежные по моделировке карандашные портреты (Карла IX, 1566, госпожи д'Андело, оба - Эрмитаж, Ленинград). Портретное творчество Клуэ - одна из вершин французского Возрождения.

Франсуа обучился живописи у отца - Жана Клуэ, должность которого и унаследовал; впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Г. Гольбейна Младшего. Работал преимущественно в Париже.C 1540 – придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски (Франциска I и других членов династии Валуа).

Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).

Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея искусства, Вашингтон; и др.), нарастают маньеристические черты; эротизм и гротеск.

Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX, которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти.

Портрет Карла IX

Мария Стюарт в возрасте 16 лет

Мария Стюарт

Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния - итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в.

Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.Позднее творчество Клуэ близко ко второй школе Фонтенбло. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине.Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).

Екатерина Медичи

Portrait of Catherine de Medici and her Children

Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Национальной галерее в Вашингтоне.

Портрет Агнес Сорель

je-nny.livejournal.com

Клуэ, Франсуа — WiKi

  Конный портрет Франциска I, 1540   Купание Дианы, 1559—1560   Портрет Маргариты Французской в детстве, 1560   Портрет Карла IX, 1561   Портрет аптекаря Пьера Кюта, 1562   Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье, ок. 1571

Франсуа был сыном художника Жана Клуэ, у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал; впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Г. Гольбейна Младшего. Работал преимущественно в Париже.

C 1540 – придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски Франциска I и других членов династии Валуа.

Его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.[1]

Был, в первую очередь, замечательным портретистом. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же). Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея искусства, Вашингтон; и др.), нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск.

Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX, которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти.[2]

Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния - итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в.[1]

Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде).[1] Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.[2]

Позднее творчество Клуэ близко ко второй школе Фонтенбло. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине.

Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).

Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле. Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Национальной галерее в Вашингтоне.[1]

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта