Гид по стилю: абстракционизм. Абстрактное искусство картины


Учимся понимать абстрактную живопись. - Живой журнал рисовальщика

DSCF0778В начале предыстория...  Перед вами известное полотно американской художницы итальянского происхождения Сисилии Бероне "Сияние небесных рек". На ежегодном биенале искусств в Сан-Диего New Art the World искусствоведы единогласно отметили произведение поощрительным призом, как яркое событие в абстрактном течении.

  Сама Сисилия утверждает, что абстракционизм становится все более открытым для понимания публики и награду выставки считает вполне закономерной. "Сияние небесных рек" - это результат её исследования взаимодействий европейской и азиатской культур.

  Сисилия Бероне родилась в Палермо и с детства воспитывалась в лучших традициях итальянской классической живописи. Но переезд в США и знакомство с мастерством современных художников и классиков авангарда позволило ей открыть для себя чувственный мир цвета и образов. Выставляясь в лучших мировых салонах (Лондон, Чикаго, Нью-Йорк, Токио, Берн, Сан-Себастьян, Дели и др.) художница постепенно завоевала сердца публики. Среди ее клиентов коллекционеры из разных частей света, музеи современного искусства, представители аристократии и аукционные дома.

  Много путешествуя по миру, Сисилия отражает свои впечатления от увиденного в  новых работах, всякий раз ища новую форму передачи. Её живопись является продолжением традиций абстракционистов Джексона Поллака, Винсента Пиментеля, Василия Кандинского.

  Стоимость её работ далеко перешла за первую сотню тысяч долларов. Представленная картина "Сияние небесных рек" была приобретена анонимным покупателем за $650 000. Хотя сама Сисилия считает, что её искусство недооценивают должным образом, пока.

Итак, давайте попробуем разобраться что великого и красивого открывает перед нами мир абстракционизма на примере картины "Сияние небесных рек".

  Для начала всмотритесь в произведение. Какие скрытые образы вы заметили? Что можно сказать о цветовом колорите картины?  С чем ассоциируется у вас сюжет этой работы?

  Не торопитесь ругаться и обзывать картину мазней. Лучше прочтите под катом...  Для начала развеем красивую легенду описанную выше. Это не картина "Сияние небесных рек", а просто фотография моей рабочей палитры (фанера, на которой я размешиваю краски). И ни о какой Сисилии Бероне я никогда не слышал (хотя возможно случайное совпадение). Художники Джексон Поллак, Винсент Пиментель и Василий Кандинский в действительности существовали и их работы не сильно отличаются от моей палитры. (Это можно проверить немного погуглив). Причем мировое признание у них покруче чем у вымышленной Сисилии.

  Но если вы повелись и поверили что моя палитра - шедевр абстрактного искусства, то я попал в точку. Но об этом позже...

  В чем же все таки суть такой живописи? И почему эта мазня (теперь уже открытым текстом) становится на один уровень с великим искусством эпохи Возрождения?

  На самом деле "большая художественная" ценность этих работ построена на имидже, позерстве автора. Не надо доказывать, что вы и сами можете нашлепать за вечер с полсотни подобных работ, но ни одной не сможете продать, даже по дешевке. Это аксиома.

 У вас нет мировой известности, весомого имени, чтобы ваше рукоблудие творчество имело цену. Для этого нужно годы продвинутого пиара, постоянное эпатажное заявление о себе, скандалы, тусовки, засветы в медиа. Только тогда, постепенно, вам удастся представится общественности в образе креативного художника.

  Посмотрите на известную картину Джексона Поллока "№5"

samie-dorogie-kartiny-12  Нет, нет, это не палитра. Это настоящая картина известного художника (хотя не сильно отличающаяся от моей). В 2006 году частный коллекционер отвалил за нее $140 миллионов(!). И если вы думаете что Поллак провел бессонные ночи в размышлении над сюжетом, то ошибаетесь. Вот как увековечил творческий процесс именитого маэстро другой художник.fig-1-pollock  Как видите, ничего сложного. До обеда можно штук шесть таких картин "сотворить".

  Но все же, почему такие огромные деньги? Миллионеры что, дураки, отваливать целое состояние за такое г..но?Не лучше было бы потратить эти миллионы на что-нибудь полезное: на борьбу с бедностью, африканским голодом, защиту животных и т.д.?

  Спокойствие, только спокойствие! На самом деле в покупке подобных произведений есть много положительного, даже для общества. Объясняю...

 Во-первых: миллионеры - не дураки, иначе они не были бы миллионерами. Это тоже аксиома.

  Во-вторых: положим есть миллиардер (возьмем типа покруче), банковские счета которого постоянно надрываются над пополнением активов. Миллиардер целыми днями занят только тем, чтобы красиво их тратить, вкладывать и приумножать. Однажды он решает завести коллекцию хорошего искусства, которая, с одной стороны, позволит представить его свету как тонкого ценителя красоты, с другой, даст возможность практично вложить деньги.

  С каждым годом ставки на определенные произведение живописи только растут. И если сегодня вы сможете приобрести работу "топового" художника за одну сумму, то через несколько лет продадите за двойную цену. Выгода, как говорится, на лицо, при этом стоящему искусству не страшны никакие экономические кризисы. Как минимум, свои деньги миллиардер всегда сможет вернуть.

  Кого покупать? Острый вопрос для каждого миллиардера-искусствоведа. Конечно античное искусство или искусство эпохи Возрождения более красивое, созданное настоящими мастерами, вечное в ценности и весьма дорогое. Но оно достигло своей максимальной аукционной цены и рост стоимости на нее продвигается очень незначительно. Значит выгода при перепродаже не большая. А суммы на страховку, оплата за охрану - вообще делают такие картины бесперспективными для коллекции.

  Другое дело современное искусство! При правильном подходе к делу, имя художника будет расти как на дрожжах, а с ним и стоимость его работ. Если первые картины Пикассо  продавал за гроши, то став именитым художником выполнял заказы работ по сотни тысяч долларов за штуку. И клиенты часто платили ему авансом 100% стоимости за вещи, которых он еще даже не изобразил! Поэтому вкладывать капитал в действующего творца гораздо выгодней. Главное не ошибиться с талантом мастером.

  Само искусство (стиль, эстетика, красота) в таком вопросе большого значение не имеет. Не важно как выглядят акции предприятия, главное эффект их дивидендов  Мировые искусствоведы проделывают титаническую работу чтобы поддерживать высокую "ценность" современной живописи, позволяя миллиардерам без опаски стряхивать с себя излишние накопления.

  А как же звери, африканские дети и все нищие земного шара?

  Не волнуйтесь господа, в конце концов миллиардеры не выкидывают деньги в топку камина и не зарывают их сундуками в землю, а пускают в дальнейший экономический оборот. Чем больше картин Поллака будут покупать толстосумы,  тем больше средств будет приходить через аукционы на решение социальных проблем.

  Миллиардерам же достается удовольствие лицезреть в своих виллах мировые "шедевры". Можете себе представить, что вы просыпаетесь в богато украшенной спальне, а напротив вашей кровати висит Поллак "№5"? Каково это?

  Если же говорить о самих художниках, то по большей части это интересные, активны люди, очень озабоченные происходящим (имидж обязывает). Их жизнь не такая однообразная как у простого обывателя, все что с ними происходит достойно глянцевых журналов и ток-шоу.

Вот моя карикатура про них.

avangard  Если вы решитесь войти в это сладостный мир богатства, творчества  и "красоты", то жизнеописание многих абстракционистов послужит вам хорошим примером. Хорошие советы о том, как достичь известности в художественных кругах можно почерпнуть здесь. Прочтите, не пожалеете.

 А если вы упрямо будете утверждать что абстракционизм - это высокое искусство доступное для понимания не всем, то готов вам уступить за $200 мою палитру картину "Сияние небесных рек". Кто знает, может мое имя еще зазвучит и вы сделает не плохое вложение?

P.S. Да, а зачем я рассказывал о вымышленной  Сисилии Бероне? Сознайтесь, что после прочтения ее "биографии" вы невольно пытались узреть скрытую гармонию в моей палитре. Не обижайтесь, это лишь небольшой пример того, как с помощью липового "имиджа" можно влиять на восприятие искусства.

sharjemix.livejournal.com

Гид по стилю: абстракционизм - агентство Репина Брендинг

А теперь пришла пора абстракционизма и нашей абстрактной репы. :)

Ретроспектива

Кандинский "Композиция 9"

Абстракционизм – это беспредметное направление в искусстве, в котором художники отказываются от реалистичного изображения.Что повлияло на возникновение стиля?1. Перемены, господствующие в предреволюционном обществе. Люди устали от традиционного в искусстве и в жизни. Им хотелось нового. Если посмотреть на появление абстракционизма с точки зрения политики, то это экстремизм в мире искусства.

2. Процесс расслоения кубизма, футуризма, экспрессионизма в 1910-м году. Характерными чертами абстракционизма стали новаторские цветовые решения, отрицание изобразительности в искусстве.Возникновению этого направления в искусстве мы обязаны нашим художникам Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу, а также французу Роберу Делоне, чеху Франтишеку Купке и голландцу Питу Мондриану.Точкой отсчета выступил именно 1910-й год, период, когда Кандинский написал свою первую картину в этой технике. Вдохновение для своих работ он черпал в теософских трудах Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.

Направления абстракционизмаАбстракционизм принято разделять на 2 направления.1. Геометрическая абстракция. Ее фигуры четко очерчены. Это можно наблюдать в работах Малевича и Модриана.

Казимир Малевич. 100-летие «Черного квадрата»

Пит Мондриан. Композиция с красным, синим и желтым. 1930

2. Лирическая абстракция. Здесь формы свободно перетекают, как в работах Кандинского.

Василий Кандинский. Композиция 7

Абстракционизм в современном дизайне

Сам графический дизайн – это абстрактное воплощение смыслов, а сам стиль, который мы рассматриваем, лежит в основе графического дизайна.В большинство логотипов создатели закладывают именно абстрактную идею, а воспринимает эту информацию каждый уже через свои собственные ассоциации.Например, в Репина брендинг одна из фирменных реп выполнена в технике абстракции. 

Реклама смело использует ассоциативный ряд абстрактного искусства и связывают с характеристиками товара.Абстракционизм предоставляет покупателю возможности толкования товаров и поиск новых смыслов. Иногда создается иллюзия фантазии, когда рекламодатель уже все сказал, а иногда можно сделать новые выводы. Поэтому этот прием следует использовать только в том случае, если вам выгодно, чтобы покупатель фантазировал.К примеру, абстракция, заложенная в рекламный образ в СМИ, газетах и журналах призвана увлечь, вызвать любопытство, зацепить читателя, чтобы он захотел больше узнать о товаре.

Но важно учитывать, что каждое изображение по-разному воспринимается, так как потребитель видит то, что хочет видеть. Поэтому картина не должна быть слишком перегруженной. Если сама по себе абстракция притягивает внимание, то сложные образы и непонятные значения заставляют покупателя пройти мимо подобного сообщения. Слишком много информации в мире, чтобы еще нагружать мозг дополнительными ребусами.Рассмотрим на примере рекламных продуктов, как и где можно использовать абстракцию.Абстрактные принты повсеместно использует fashion-индустрия. Мода использует абстракные принты, иногда полностью копируя произведения художников.

Современный графический дизайн трансформирует абстрактные изображения в соответствующие фигуры. Как, например, в рекламе спортивной одежды Freddy. Движение героини показано благодаря абстрактной конструкции, зрительно «растягивающей» ее тело.

Из абстрактных изображений получаются иллюстрации в журналах и музыкальных альбомах. Их часто используют как фон.

Абстракция часто оживляет книжную обложку. Особенно книги по искусству, дизайну, психологической и философской направленности.

А также обложки книг по абстрактному искусству.

Афиши тоже часто «говорят» на языке абстракций. 

Абстракции размещаются на обложках модных журналов.

Графический дизайнер и иллюстратор из Стокгольма Эдвард Скотт специализируется на абстрактных приемах в своих работах. В разное время он работал с такими известными брендами, как L'Oréal, Nokia, IKEA, Mini Cooper, Wellcome Trust, Royal Festival Hall.

Иллюстрацию, представленную ниже, Скотт создал для радио-шоу о науке и истории Radiolab.

На новогодней рекламе автомобильного бренда Mazda показан абстракция, в которой одновременно читается елка, и дорога, по которой едет автомобиль компании.

При создании логотипа Windows 1995 применялись 4 абстрактных символа - квадрата. 4 разноцветных квадрата указывают на мультифункциональность компании, а также на 4 стороны света, куда нацелен бренд, а также 4 окна, которые лежат в основе позиционирования бренда. Разные цвета (синий, желтый, красный и зеленый) указывают на типы программного продукта.

Правозащитная организация «Международная Амнистия» борется с расизмом по всему миру. Для своей деятельности они разработали такой логотип.

Символическую черную ленту компания MTV заказала в рекламном агентстве из Дюсельдорфа BBDO в 2009 году в честь памяти о Майкле Джексоне. В ней заложено несколько смыслов: ноги поп-короля, пребывающие в постоянном танце и траурную ленту, как память о нем.

А это логотип Чемпионата мира по футболу, проходивший в Южной Африке в 2010 году.

Приемы абстрактного искусства используют в своей рекламе производители соусов и специй.

В Balenciaga при создании рекламы духов за фон взяли живопись голландского абстракциониста Пита Мондриана.

Производители зубной пасты R.O.C.S. оформили упаковку элементами 3-х полотен Василия Кандинского «Светлая картина», «Желтое-красное-синее», «Многоцветный круг».

Театр Théâtre des Bouffes du Nord во Франции свои афиши выполняет в стиле «абстракционизма». Тем самым, здесь сообщают, что в интерьерах, выполненных в стиле старинного дворца могут ставиться не только классические постановки, но двери театра открыты и для передового искусства.

Кому и зачем может быть полезным абстракционизм

Каким направлениям подойдет абстракционизм?

1. Инновационному бизнесу2. Графическому дизайну3. Иллюстрациям (обложкам книг, журналов, музыкальных альбомов, открыткам)4. Продуктам и товарам для молодых (одежда, обувь, аксессуары, косметика и парфюмерия)5. Интерьерным и архитектурным решениям

О чем может рассказать абстракционизм?

1. Абстракция подчеркнет все передовое и новое2. Благодаря абстрактному и субъективному восприятию, абстракция способна вызывать определенные образы у аудитории, на которую она рассчитана3. Абстракционизм делает акцент на том, что продукт этот современный

repinabranding.ru

Центр современного искусства "Облака"

Как выстраивается диалог между зрителями и представителями абстракционизма в искусстве? Несоответствие реальности порождает вариативность трактовок изображений на холсте. В абстрактной живописи,  как и в любой другой, нет случайностей – каждую фигуру и каждый цвет художник наполняет определенным смыслом. Но готов ли зритель предпринять попытку понять посыл?

 

Один из главных теоретиков абстракционизма и величайший художник Василий Кандинский дает следующую характеристику: «Абстрактное искусство создаёт рядом с реальным новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью. Внутри он подчиняется общим законам космического мира. Так, рядом с миром природы появляется новый мир искусства, очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством».

 

 

Художники – абстракционисты загоняют зрителя, привыкшего к понятным классическим произведениям, в  тупик. Человек не может разобраться, что изображено, зачем и почему «это» называется искусством. Марк Сартан в работе «Трудности восприятия и понимания живописи авангарда» пишет, что человек «подходит к живописной работе с тремя критериями, будто измеряет ее тремя линейками: на одной написано «Подобие», на другой «Красота», на третьей «Мастерство». Живопись художников начала XX века оценить по этим критериям, действительно, практически невозможно.

 

Если исходить из представления о том, что любой художник копирует реальность, создает на основе существующих видимых образов свой мир, то абстракционист идет дальше -  отказываясь от подражания внешним характеристикам предметов, он пытается найти суть или идею, которая, согласно Платону, в любом случае не может быть достоверно отражена в человеческом мире. Итак, художник отказывается от копирования формы в пользу демонстрации идеи. Будучи педагогом в Баухаусе, в рамках образовательного курса «Аналитический рисунок» Кандинский доносил до учащихся схожую мысль – необходимо проникать в суть вещей.

 

Вот какой позиции относительно этого вопроса придерживается американский художник Стюарт Дэвис: «Искусство не является и никогда не было отражением природы. Любые усилия иллюстрировать природу обречены на провал. Абстрактные художники никогда не будут пытаться скопировать некопируемое, они пытаются основать материальную осязаемость, которая образует постоянный архив внушенных природой идей и эмоций».

 

 

 

Такое искусство предлагает зрителю абстрагироваться от окружающих нас предметов жизни, заглянуть за оболочку, изучить идею, которая является главной составляющей абстракционизма.

 

«Та картина наиболее достойна похвалы, которая больше всего походит на предмет, подлежащий подражанию», — говорил в свое время Леонардо Да Винчи. Но эта эпоха сменилась, произошел скачек в миропонимании и позиционировании искусства.

 

Восприятие любого художественного произведения зависит от желания зрителя найти ключи, открывающие послания автора или стремления ориентироваться в культурных кодах. «Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать ее и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве. Человек, видящий предмет, не оценит живописи как таковой ни в искусстве Возрождения, ни в абстрактном искусстве», - рассуждает историк изобразительных искусств Эммануил Нирмал.

 

Немецкие искусствоведы, например, в лице Карла Леонгарда называют абстрактное искусства абсолютным, говоря о том, что только в таком виде оно постигает само себя. Игру с цветом и формой в отсутствии стремления к изображению каких-либо предметов и явлений они называют высшей ступенью.

 

Итальянский искусствовед Рануччо Бианки-Бандинелли выдвигает предположение о том, что на протяжении всей истории развития человечества, искусство существовало в двух формах, и в определенную эпоху на первый план выходила либо натуралистичность, либо абстракция. Начало же XX века позволило второму направлению максимально проявиться.

 

Что думают на этот счет сами художники? Абстракционист Эльсуорт Келли, рассуждая во время интервью о глубоких смыслах его работ сказал, что и для него наполнение произведения является загадкой. Наша современница, американская художница с греческими корнями Елеанна Анагнос говорит, что ее картины должны спровоцировать зрителя на вопросы, которыми раньше он не задавался. Акцент на бессознательное восприятие произведений изобразительного искусства делает канадский художник Джефф Дэпнер: через абстрактные знаки человек выходит на новый уровень.

 

 

Существует ли универсальная формула восприятия абстрактного искусства? Возможно, имеет смысл последовать совету авторов работ и нащупать собственные ориентиры, основанные на внутренних ощущениях и желании открыть свой разум для знакомства с неизвестным. 

artoblaka.ru

Что такое абстракционизм в искусстве? | Культура

Исполняется сто лет со дня написания в Мюнхене первой абстрактной картины русским художником Василием Кандинским. Начало Х Х в. породило неслыханные эксперименты в искусстве. Часть художников постепенно утратила интерес к реальным предметам или начала по-своему трансформировать их.

Так, кубизм, возникший во Франции в 1907 г., изображал гитару или кувшин с нескольких точек зрения, сводя их к кубу, цилиндру, конусу. Художник рисовал не так, как видел, а как представлял, например, М. Вебер «Герань» (1911). Кубизм — начало перехода ряда художников к формотворчеству, независимости от объективной реальности. Завершил этот процесс абстракционизм.

Некоторые художники не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910—1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Путь художников к абстракционизму был разным. Так, для Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон подчас сливаются в одно почти неразличимое целое. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг — обладает собственным звучанием.

Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, полагал живописец, создать теорию абстрактной живописи. Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души». В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука».

Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Все знают его «Черный квадрат». Особенности своей живописи он обозначил словом «супрематизм». От слова «supreme» — наивысший. Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.

Художники этого направления пытались в сочетаниях элементарных форм — органических или геометрических — представить какой-то иной мир. Отчетливее всего такая тенденция проявилась у Мондриана, который, используя чистые желтые, синие, красные, черные и белые цвета, из квадратов и прямоугольников создавал живописный эквивалент некоего «божественного абсолюта». Абстракционисты, порвавшие с изображением внешнего мира, апеллировали к мистическим, космическим силам, пятому измерению. Но их творчество явилось ответом на потребность промышленного производства. Ведь форму любой машины можно разложить на простые геометрические фигуры и объемы: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, конус.

В 1919 г. в немецком г. Веймаре был создан учебный центр промышленного искусства — Баухауз, в работе которого приняли участие художники абстракционисты: Кандинский, Клее, Файнингер и др. Оказал определенное влияние абстракционизм и на архитектуру. Так, «прямоугольники» Мондриана и его последователей стимулировали формирование нового функционального стиля в строительстве, широко использовавшего стекло и бетон.

В 1945 г. в Нью-Йорке возникает новое направление — абстрактный экспрессионизм. Художники, работавшие в этом стиле, по-своему отражали состояние тревоги и одиночества, представляя сильно искаженные изображения лиц и фигур людей в виде иероглифов, знаков. Эти абстракционисты пытались противопоставить временному бытию земных явлений существующие с эпохи наскальной живописи схемы, или так называемые архетипы, мужчин и женщин, души, животного. Но вскоре абстрактный экспрессионизм отошел и от этих намеков на действительность. Для лидера этого направления, Д. Поллока, даже изображение элементарных фигур казалось ограничением творчества.

Джексон Поллок пришел к абстракционизму в 1930-х годах. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику — поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные абстракционисты, видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

С середины 1960-х гг. на смену абстрактному экспрессионизму приходит так называемый минимализм. Он развивал мондриановский, геометрический вариант абстрактного направления в живописи. Минималисты извлекли урок из непонимания зрителями абстракционизма. Поэтому в сочетании элементарных форм они пытались внести определенный порядок, который зрители могли уловить. Для этого минималисты использовали не только квадраты, круги и треугольники, но также отрезки труб, бетонные кубы и пирамиды, алюминиевые конусы, куски бревен, доски, резиновые ленты, прямоугольники из нержавеющей стали.

Их принципы можно сравнить с работой художника по росписям ткани абстрактными рисунками или рисунка обоев. В обоях и тканях элементы композиции сочетаются в определенном, повторяющемся порядке. Минималисты не обошлись без ссылок на универсальные законы природы, космический порядок.

Неподготовленные зрители чаще всего не воспринимают абстрактные полотна как произведения искусства. Наиболее любимыми произведениями участники одного из широких опросов, проведенного ЮНЕСКО в канадском г. Торонто, назвали полотна Ж. Милле «Вечерний звон» и «Мальчик в красном жилете» П. Сезанна, отобрав их из 220 репродукций художников XIX—XX вв. Они отвергли абстрактную живопись П. Мондриана и В. Кандинского, сюрреализм Х. Миро и П. Клее, абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и У. Базиотеса. Беспредметную живопись опрашиваемые награждали замечаниями: «мазня», «просто цвет и формы», «в них что-то есть, но трудно сказать, что именно», «бессмысленно», «картины просто ужасны».

Художники, создавая абстрактные полотна, имели в виду и некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием «вибрации красок». Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент. Еще Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее.

Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».

shkolazhizni.ru

Абстракционизм. - Стили и направления в искусстве - Справочники - All-Art.do.am

Абстракционизм (от лат. abstractiо - отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма - полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности.

Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура - на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Малевич Казимир. Супрематизм

   Геометрические элементы, написанные основными цветами, как будто плавают, подвешенные на холсте. Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. Супрематическая работа изгоняет всякий след предмета, опираясь исключительно на взаимодействие формы и цвета. Малевич был основателем супрематизма - системы, которая стремилась достичь абсолютной чистоты этих двух начал. Для Малевича супрематизм означал воплощение чистого художественного чувства, того, что он называл "чувством беспредметного". В 1918 году он довел развитие нефигуративного искусства до логического вывода в серии композиций "Белое на белом", состоящих из белых геометрических форм на белом фоне - своего рода абстракция абстракций. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи.

К. С. Малевич. «Супрематизм». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

К.С. Малевич. Супрематизм (Supremus № 56). 1916. Х., м. 80,5х71. © Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

    Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.

Василий Кандинский. Казаки

   В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной композиции очертания холмов и фигуры казаков с саблями включаются в движение отвлеченных форм, линий и цветовых пятен. Есть особая красота в простоте ее построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка. Кандинский считал, что подлинный художник стремится к выражению исключительно внутреннего, сущностного видения. Получив первоначально юридическое образование, Кандинский вскоре осознал, что его настоящее призвание - искусство, и стал одним из выдающихся первооткрывателей "чистой" абстрактной живописи. После длительного пребывания в Мюнхене он вернулся в Россию, где в 1914-1922 годах занимался педагогической деятельностью, основал Российскую академию художественных наук. Влияние русской культуры сказалось в его обращениях к иконописи, к мотивам народного творчества. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем "необычайную красоту, излучающую внутренний свет", еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и "диких”.

Кандинский "Композиция №8"

    Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов).  Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени — фовизму и кубизму. 

Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Главной идеей объединения стал отказ от всякой предметности в искусстве. Кандинский писал: «Искусство ничего "не должно”, потому что оно вечно, свободно. От "должно” искусство убегает, как день от ночи»2. Теперь мысли художника выражались через изображение не внеш него вида предметов, а их внутреннего содержания. Основной целью своего искусства участники «Синего всадника» считали передачу зрителям того нервного напряжения, которое они сами испытывали.

    Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении "Филеб” тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных "неправильных” форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Мондриан Пит. Композиция

   В этой геометрической композиции черная решетка энергично рассекает фон; отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. Мондриан выработал стилевую систему, исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания. Художник выстраивал свои картины из простейших элементов - прямых линий и основных цветов, которые он передвигал по поверхности полотна, пока не достигал полной композиционной уравновешенности. Его целью было создать строгое, объективное искусство, законы которого отражают строение универсума. Чистые линии и цвета свидетельствуют о принадлежности этой картины направлению "Стиля", ведущим представителем которого был Мондриан. Покинув родную Голландию в 1938 году, он отправился в Лондон, где вскоре его мастерская была разрушена бомбовыми ударами. Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Здесь его композиции стали более пестрыми, отражающими беспокойные ритмы жизни в стране Бродвея и буги-вуги.

Делоне Робер. Дань уважения Блерио

   В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Черный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus - наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

Ф. Марк. «Сражающиеся формы». 1914 г. Новая Пинакотека. Мюнхен

    В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.).

Ван Дусбург Тео. Арифметическая композиция

   Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет - стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре XX века.

    «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишенную индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».

   В 1918-20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко).

Владимир Татлин. Памятник III Интернационала

Созданная в период политического энтузиазма, эта наклонная спираль по проекту должна была быть вдвое выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг и иметь попеременно вращающиеся центральные секции. Пространство разграничено на отдельные отсеки, формально соотносящиеся друг с другом, как части в математическом уравнении. Татлин был основателем конструктивизма - направления в русском авангарде, которое выросло из художественных экспериментов с абстракцией, но позднее обратилось к утилитарным задачам. Он был сторонником идеи «художника-инженера» и видел главную роль искусства в удовлетворении социальных нужд. Татлин создал также серию подвесных рельефных конструкций, используя исключительно геометрические формы и применяя самые разнообразные материалы, такие как дерево, металл, стекло, проволока. Шедевр Татлина, символ конструктивистских идеалов, объединивший скульптуру и архитектуру. Памятник III Интернационала никогда не был построен. Репродукция сделана с современной реплики оригинальной модели.

Габо Наум. Линейная конструкция в пространстве № 2

   Нейлоновая струна намотана вокруг двух пересекающихся листов изогнутого плексигласа для создания сложной трехмерной модели из вогнутых и выпуклых складок. Эти части, перетекая друг в друга, создают иллюзию ее бесконечного вращения вокруг своей оси, парение в абсолютном пространстве, где время замерло. Произведение было задумано как часть трехметровой, так и не осуществленной конструкции, заказанной Габо в 1949 голу для здания Эссо в Нью-Йорке. Габо принадлежал к движению конструктивизма и воспринимал форму как метафору пространства. В 1922 году он покинул родную Россию, жил в Берлине и Париже, а впоследствии стал гражданином США. В 1952 году он создал огромную скульптурную композицию для торгового центра в Роттердаме, где проявился также его архитектурный талант.

Лисицкий Эль. Композиция

   Вращающиеся геометрические объекты, написанные нежными цветами, словно плавают в воздухе, создавая этим ощущение глубины и иллюзию пространства. Некоторые из форм даны в трех измерениях, и этот намек на архитектурные объемы развит в более поздних произведениях Лисицкого. В этой работе в концентрации чистой формы и цвета проявляется влияние того направления абстрактного искусства, которое изобрел Казимир Малевич, - супрематизма, базирующегося на чистых геометрических фигурах. Лисицкий получил инженерное и архитектурное образование. Марк Шагал пригласил его преподавать архитектуру и графику в художественную школу в Витебске; здесь он попал под влияние Малевича. Хорошо известны серии "Проунов" Лисицкого - циклы абстрактных работ, созданных прямыми линиями. Эти работы отличаются эффектными качествами и всеобъемлющей плоскостностью, без единого намека на глубину. Творчество Лисицкого было многосторонним: он занимался также плакатом, дизайном костюма, оформлением выставок и книг.

Родченко Александр. Композиция (Побеждающее красное)

    Треугольные формы, балансирующие на фоне окружностей, создают трехмерную иллюзию. которую усиливает затенение левой диагонали треугольников. Плоские формы отделены друг от друга цветом. Состоящая из строго геометрических конструкций, начертанных с помощью циркуля и линейки, картина отражает стремление художника создавать элементарные формы чистыми первичными цветами. В том же году, что и это произведение, Родченко выставил свою знаменитую работу Черное на черном - ответ на серию Малевича Белое на белом. Желание Родченко свести живопись к ее абстрактным, геометрическим сущностям вовлекло его в движение конструктивистов. Позднее вместе с другими членами группы он оставил станковую живопись ради дизайна и прикладных искусств. Особенно активно он работал в области индустриального дизайна, оформления книг и фотографии, часто используя в последней необычные перспективы и углы зрения.

    Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» - художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.).

Клее Пауль. Сенекио

   Упрощенное изображение человеческого лица разделено на цветные четырехугольники. Плоские квадратные формы вписаны в круг, представляющий лицо-маску, и напоминают многоцветный костюм арлекина. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть истолкована также как символ меняющихся взаимоотношений искусства, иллюзии и театра. Картина демонстрирует принципы живописи Клее, в которой линии рисунка, плоскости цвета и пространство приводятся в движение энергией интеллекта художника. Этими черточками и закорючками, навеянными его воображением, Клее, выражаясь его собственным языком, "приглашает линию на прогулку". С 1921 по 1931 год Клее был одним из самых блестящих преподавателей в школе дизайна в Баухаузе и опубликовал множество сочинений по теории искусства. Два года спустя нацисты выслали его из Германии, а более ста произведений Клее были изъяты из немецких музеев как "дегенеративные".

    В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция - творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache - пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплескивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, деготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба.

Пьер Сулаж. Живопись 16

Черные мазки, энергично проложенные широкой кистью, смыкаются в плотные рельефные формы. Глухие черные массы, высвеченные короткими проблесками белого, придают живописи спокойную монументальность. Неповторимое своеобразие картины определяется скульптурностью ясно расчлененных форм и мастерской передачей световых эффектов. Напряженный размах свободного мазка, созидающего мощную абстрактную композицию, - типичная особенность направления Art Informel. Родившись на юго-западе Франции. Сулаж в 1946 году переехал в Париж, где приступил к работе над абстрактными картинами, наполненными реминисценциями о доисторических дольменах и романской пластике его родной Оверни. Многие композиции Сулажа строятся на решетчатых пересечениях широких полос, в которых черный цвет на ярком фоне блестит и переливается, как в хорошо выделанной коже. В последних его картинах борозды краски образуют рельефную поверхность.

Хартунг Ханс. Т 1956/7

   На мягком и бледном фоне изображены резкие и драматичные черные линии, перекрещивающиеся и связанные в пучок. Этот экспрессивный каллиграфический образ, созданный Хартунгом, являет собой пример непосредственного искусства, известного как "неформальное". Его суть заключается в том, что Хартунг начинает работу у чистого холста, еще не имея концепции законченного произведения. Родившийся в Германии, Хартунг в 1955 году обосновался в Париже и впоследствии принял французское гражданство. Он стал одним из самых знаменитых французских абстракционистов. Его изящные и характерные работы, которые, как правило, включают в себя каллиграфию, как в китайском искусстве, обычно не имеют названия и различаются только по номерам. В начале войны Хартунг поступил во французский Иностранный легион.

    С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъем абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остается актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.

Джексон Поллок. Номер 1А, 1948

Неистовая манера Поллока расплескивать и размазывать краску по холсту сильными стремительными ударами проявилась в этом полотне с поразительной очевидностью. Используя нож и шпатель, художник вдавливал краски и разносил их по холсту, растянутому по стене или просто по полу. Он ходил вокруг полотна и сам становился как бы частью живописи. Глубоко оригинальная техника Поллока получила название живописи действия. Такие радикальные новшества, как отказ от установки холста на мольберте и отсутствие традиционной перспективы, стали важной вехой в международном послевоенном искусстве. С живописью абстрактного экспрессионизма Поллока связывает энергия и свобода выражения. Манера Поллока не так спонтанна, как может показаться на первый взгляд. Художник говорил: «Я хочу выразить свои чувства, а не рассказать о них... Я могу контролировать растекание краски: в нем нет случайности, так же как нет ни начала, ни конца.» Поллок погиб в 1956 году в автомобильной катастрофе.

Аршил Горки. Водопад

   В основе этой, на первый взгляд, абстрактной картины - изображение небольшого водопада в лесу. Она вызывает яркое представление о потоке воды, льющейся через камни, окруженной свисающими ветвями деревьев и растительностью. Вибрирующие краски рождают впечатление безмятежно яркого солнечного света и звука падающей воды. Красота полотна заключена в умении художника передать ощущение душевного покоя через образы леса и воды. Картину наполняют магические, подобные сновидению, мотивы, характерные для движения сюрреализма, к которому художник был близок в это время, в ней также чувствуется влияние спонтанной манеры абстрактного экспрессионизма. Родившийся в Армении Горки эмигрировал в США в 1920 году. Один из критиков отозвался о нем как о художнике в изгнании, для которого искусство стало родиной. Горки часто обращался в картинах к образам своей родины. После многих лет нищеты он добился недолгого признания, но повесился, пережив тяжелую психологическую травму.

Де Кунинг Виллем. Мэрилин Монро

   Самая суть поразительной, головокружительной красоты голливудской звезды - красоты выставленной напоказ - схвачена в этой картине. Краска наложена размашистыми сильными ударами, слой за слоем создавая образ. Эта картина из серии "Женщины" относится к одному из не-абстрактных, фигуративных периодов творчества Де Кунинга. Мэрилин Монро, подобно другим секс-символам, выглядит скорее как объект, чем как личность. Художник уподобляет свою героиню манекену в витрине, начисто лишая ее эротической привлекательности. Де Кунинг был связан с нью-йоркской группой абстрактных экспрессионистов. Эти художники придавали большое значение спонтанной живописи - самому жесту, которым краска выплескивается на поверхность холста. Однако, в отличие от большинства других членов группы, Де Кунинг не ограничивал себя чистой абстракцией: его излюбленным сюжетом была человеческая фигура, в частности, женская. В своем творческом развитии он прошел разные этапы, а в 1970-е годы обратился к фигуративной скульптуре.

Марк Тоби. Белое странствие

Хаотическое кишение мельчайших абстрактных значков, черточек заполняет поверхность бумаги. Дрожащий ритм паутинообразных переплетений - характерная особенность манеры Тоби. Изощренное мастерство стремительной скорописи принесло ему широкую популярность в среде коллекционеров. Эта композиция близка живописи абстрактного экспрессионизма, особенно - Джексона Поллока, однако очевидно, что Тоби шел самостоятельным, параллельным путем. На него большое влияние оказала дальневосточная культура, китайская каллиграфия; одним из первых среди американских интеллектуалов он увлекся дзэн-буддизмом. В 1950-х годах Тоби получил международную известность как один из самых передовых американских художников. Его неизменно высокая репутация в Европе поддерживалась преуспевающим и влиятельным швейцарским дилером Эрнстом Бейслером.

Ротко Марк. Без названия

Прямоугольные массы насыщенного цвета как будто плавают в пространстве картины. Их размытые контуры создают вибрацию, исполненную таинственной магической силы. Неземной свет пронизывает полотно, растворяя своим внутренним сиянием напряжение форм и контрасты цвета. Сдержанные и одновременно полные скрытого смысла, произведения Ротко заключают в себе некую истину, плоды долгих и трудных раздумий. Уроженец России, Ротко вместе со своими родителями эмигрировал в США в 1913 году. Художник-самоучка, он писал, в основном, картины большого размера. Он стремился сделать зрителя соучастником переживания абсолютного цвета. Он говорил: «Я пишу большие картины потому, что хочу достигнуть близости. Большая картина - это мгновенная связь; она захватывает вас целиком.» Ротко был ведущим представителем абстрактного экспрессионизма. Его бесформенные композиции воскрешают самый дух этого движения, которое пыталось проникнуть в недостижимые тайны человеческой души.

all-art.do.am


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта