Описание картины Якопо Тинторетто «Сотворение животных». Картины якопо тинторетто
Венеция - Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. - allyestate.com
Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца. Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto - уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, "маленький красильщик" или "сынишка красильщика".
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.
Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.
Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа - ранний период, зрелость и заключительный. За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью. Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.
Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз. Я не буду описывать эти места - это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты. Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.
Тинторетто в Венеции.
Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco).
Самое представительное и самое мощное "собрание" работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой - Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.
К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне "Распятие". Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.
В той же манере, что и "Распятие" были написаны два панно на противоположной стене этого зала — "Христос перед Пилатом" и "Несение креста". В 1567 году было закончено полотно "Святой Рох в тюрьме" для церкви Святого Роха, в в 1571 картины "Воскрешение Лазаря" и "Вознесение" для других помещений Скуолы.
В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко. Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа. Но описывать эту роспись бессмысленно - надо смотреть.
В 1576 году был закончена потолочная роспись "Медный Змей", на следующий год полотно "Моисей высекает воду из скалы". В 1579 - работы "Крещение Христа", более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, "Умножение Хлебов", "Христос в купели Силоамской", "Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб", "Гефсиманская молитва", "Воскресение Христа" и еще одна "Тайная Вечеря".
На 1581 год приходится завершение нескольких картин. "Поклонение Пастухов", где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу. "Благовещение", на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. "Бегство в Египет" - в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.
1582 год - "Избиение младенцев", выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам "черной смерти" от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина "Встреча Марии и Елисаветы" и закончена стенная роспись "Явление Святого Роха".
Галерея Академии.
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его. Святой Марк - покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток. Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
Так же здесь находятся "Успение Богородицы" (1550), "Искушение Адама" (1552), "Сретение" (1554) - классические библейские и евангельские сюжеты. "Сотворение животных" (1552) — момент создания богом мира животных. На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.
"Святой Марк, спасающий сарацина" (1566) - композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. А так же картины "Перемещение тела Святого Марка", "Св.Марк освобождает раба", "Сон Св.Марка", "Богоматерь с младенцем", "Пир в доме Левия", "Аллегориия битвы при Лепанто", "Обручение Екатерины", множество портретов.
Палаццо Дукале
Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.
Самае известная его картина носит название "Рай" (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания. Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.
Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины "Кузница Вулкана" (1576) символизирующую военную мощь Венеции, "Меркурий и три Грации" (1576) посвященную красоте и богатству республики, "Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия" (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и "Вакх и Ариадна" (1578) отражающую морскую мощь Венеции.
Церковь Мадонна дель Орто.
В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:
"Введение Марии во храм" (1556). Сюжет картины из "Золотой легенды" о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.
"Видение Святого Петра" (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест. "Страшный Суд" (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой. "Поклонение золотому тельцу" (1562). Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.
Другие церкви Венеции.
Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) - "Рождение Иоана Предтечи" (1553).
Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) - "Брак в Кане Галилейской" (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.
Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто - "Воскресение Христа" (1565), "Сошествие в ад" (1568) и "Распятие" (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко - "Евангелисты Марк и Иоанн" (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко "Тайная Вечеря" (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче "Тайная Вечеря".
Церковь Сан-Джорджо Маджоре.
Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это "Ожидание манны небесной" (1593), "Погребение Христа" (1594) и "Тайная Вечеря" (1594).
Уверен, что это не весь перечень работ Тициана в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.
Заключение.
Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.
Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.
Причина спора - в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности - маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым - на сюжеты из Нового Завета.
Впрочем все эти споры - удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.
stasrsv.livejournal.com
Якопо Тинторетто (Tintoretto Jacopo) - итальянский живописец.
Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) — итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы.
Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно, и чем больше в него углубляться… тем глубже это море». Живший в одно столетие с крупнейшими венецианскими живописцами, среди которых возвышались Тициан и Веронезе, Тинторетто многое воспринял от них, и его творчество неразрывно связано с искусством Высокого Возрождения. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.
Биография Тинторетто, довольно противоречива, наиболее достоверным и полным источником его жизни является книга Карло Ридольфи,в которой говорится что автор большинсто сведений получил у сына художника.
Про детство Тинторетто изветсно довольно мало, молодой художник наблюдал за работой отца, будучи подростокм он решил обучаться живописи у Тициана, но обучение длилоьс не долго, скорее всего два настоящих художника не смогли найти общий язык, произошел так называемый конфликт характеров.
Период становления Тинторетто как мастера не особо изучен, известно что он долгое время занимался в основном росписью фасадов, пока не получил заказ от братства св. Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо св. Марка», а разногласия с заказчиком, пораженным непривычной композицией и динамикой картины, привлекли к нему внимание новых клиентов. Известность и популярность не заставили себя ждать, и братство переменило свое мнение, приняв работу Якопо Робусти Тинторетто.
После были написаны такие шедевры как «Св. Рох, исцеляющий чумных» (в 1549), цикл картин «Страшный суд» (с 1550 по 1553). Окончательное признание он получил после приглашения расписывать в Венеции Дворец дожей в 1553 году.
Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.
Tintoretto
Tintoretto
Tintoretto
Битва при Таро. Якопо Тинторетто
Блоговещение. Якопо Тинторетто
Портрет дворянина
Сарнцо приносит победу Венецианцам над Арджентой
Св. Георгий и дракон
Спасение Арсинои
Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.
Тинторетто уделял также много внимания портрету. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта. Таков был Тинторетто – один из крупнейших мастеров эпохи Высокого и позднего Возрождения в Италии.
В т 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.
Умер Тинторетто в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.
Вакх и Ариадна. Якопо Тинторетто
Вознесение Христа. Якопо Тинторетто
Иосиф и жена Потифара. Якопо Тинторетто
Крещение Христа. Якопо Тинторетто
Мариэтта Робусти. Жена художника
Нахождение тела св.Марка
Описание картин Якопо Тинторетто
Автопортрет.
Благовещение
Введение Марии во храм.
Венера, Вулкан и Марс
Даная
Искушение Адама
Крещение Христа
Леда и лебедь
Несение креста
Портрет Альвизе Корнаро
Происхождение Млечного Пути
Распятие
Сотворение животных
Тайная вечеря
Чудо святого Марка
Портрет ваятеля Якопо Сансовино
Портрет дворянина
Портрет двух мужчин
Сарнцо приносит победу Венецианцам над Арджентой
Св. Георгий и дракон
Спасение Арсинои
Сусанна и старцы
Христос на Тивериадском озере
Чудо св. Марка
Интересные факты:
В честь Тинторетто назван кратер на Меркурии.
Похожие записи
design-kmv.ru
Автопортрет Якопо Тинторетто
Искусство Италии 16 века. Позднее Возрождение и Маньеризм. Автопортрет Якопо Тинторетто. Размер картины 63 x 52 см, холст, масло. Из смутного мрака неопределенно зыбкого фона выступает освещенное беспокойно-неуверенным, как бы угасающим светом скорбное, изможденное лицо старого мастера. Оно лишено какой бы то ни было представительности или физической красоты, это лицо усталого, измученного тяжкими думами и нравственным страданием старого человека. Но внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека, преображает его лицо, придает ему необычайную силу и значительность. Вместе с тем в этом портрете нет того ощущения интимной связи, тихой задушевной беседы зрителя с портретируемым или сопричастия зрителя к душевной жизни героя, которое мы чувствуем в портретах позднего Рембрандта. Взгляд широко раскрытых скорбных глаз Тинторетто направлен на зрителя, но он скользит мимо него, он обращен в бесконечную даль или, что то же самое, внутрь самого себя. Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства. Это трагический образ мудрого старца, ищущего и не находящего ответа на свои обращенные к жизни, к судьбе скорбные вопрошания.
Наиболее глубоко и широко трагические противоречия эпохи Позднего Возрождения и Маньеризма выразились в творчестве Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518—1594). Тинторетто вышел из демократических кругов венецианского общества, он был сыном красильщика шелка, отсюда его прозвище Тинторетто — красильщик. В отличие от Тициана и Аретино быт сына красильщика шелка отличался своей скромностью. Всю свою жизнь Тинторетто прожил с семьей в скромном жилище, в скромном квартале Венеции на Фондамента деи Мори. Бескорыстие, пренебрежение к радостям жизни и соблазнам ее роскоши — характерная черта мастера. Часто, стремясь в первую голову к осуществлению своего творческого замысла, он был столь умерен в своих гонорарных требованиях, что брался выполнять большие композиции лишь за цену красок и холста.
Вместе с тем Тинторетто отличала чисто ренессансная широта гуманистических интересов. Он входил в тесный кружок лучших представителей венецианской интеллигенции позднего Возрождения — ученых, музыкантов, передовых общественных мыслителей: Даниэле Барбаро, братьев Веньер, Царлино и других. В частности, Царлино, композитор и дирижер, был тесно связан с тем переходом музыки к полифонии, с созданием двойного контрапункта, с разработкой учения о гармонии, которая перекликается с многоголосием сложной, полной беспокойной динамики и экспрессии живописи Тинторетто, обладавшего незаурядным музыкальным дарованием. Хотя Тинторетто учился живописи у Бонифацио Веронезе, он гораздо более обязан глубокому освоению творческого опыта Микеланджело и Тициана. Сложное и противоречиво развивающееся искусство Тинторетто может быть весьма приблизительно разбито на три этапа: ранний, где его творчество еще непосредственно связано с традициями Высокого Возрождения, охватывающий собой самый конец 1530-х и почти все 1540-е годы. В 1550—1570-х годах окончательно складывается своеобразный художественный язык Тинторетто как мастера позднего Возрождения. Это его второй период. Последние пятнадцать лет творчества мастера, когда его восприятие жизни и художественный язык достигают особенной мощи и трагической силы, образуют третий, завершающий период в его творчестве.
История изобразительного искусства. Далее →
smallbay.ru
Тинторетто Якопо. Картины и биография. Tintoretto Jacopo
Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав.
К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. Чудо святого Марка, 1548 Галерея Академии, ВенецияВведение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, МюнхенПроисхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон Сотворение животных 1552, Галерея Академии, ВенецияБлаговещение, 1576-1581 Скуола Сан Рокко, Венеция В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской.
Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.
Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.
«Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии. Христос перед Пилатом, 15-17Несение креста 15-17Распятие, 15 Аббатство Скуола ди Сан РоккоПохищение тела святого Марка, 16Портрет Якопо Сансовино, 1571 В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена).
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета. Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.
В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). В 16 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).
В 10-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).
Даная 1580Портрет женщины с обнаженной грудьюМинерва отстраняет Марса от Мира, 1577Поклонение пастухов 1576-1581Тайная вечеря 1594 Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 14 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).
Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).
Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 10; Сан Тровазо, около 15; Сан Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org
Описание картины Якопо Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя»
Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) родился в Венеции, в семье красильщика. Собственно, его прозвище и означает "маленький красильщик". Всю жизнь художник оставался верен среде ремесленников, из которой вышел, проживая довольно скромную жизнь. Учился мальчик поначалу у Тициана, и так быстро начал делать успехи, что великий Тициан не захотел обучать его дальше – боялся вырастить соперника. Тем не менее Тинторетто очень долго подражал своему первому учителю, особенно по части колорита.
Основные черты стиля Тинторетто – смелый рисунок, своеобразное распределение света и тени, теплые краски, подчеркнутый драматизм композиции. Иногда он слишком спешил в процессе работы – и тогда полотна получались не очень удачными.
Картина "Рождение Иоанна Крестителя" относится к первому периоду творчества художника. Полотно посвящено первому дню жизни младенца Иоанна. Согласно Библии, Бог сделал немым священника Захарию после того, как тот отказался верить в появление сына. Сомнения Захарии понятны – и он, и жена на момент рождения малыша были весьма преклонного возраста. После того, как священник начертал имя "Иоанн", данное младенцу, дар речи вернулся к нему.
Мастер подробно и тщательно воспроизвел суету, которая начинается в доме после рождения ребенка. Внимание большей части персонажей поглощено собственно новорождённым – его держит на руках Мария. От прочих женщин святую отличает только тонкий нимб над головой и традиционные цвета одежд – алый и насыщенно-синий. К ребенку наклонилась кормилица, она предлагает малышу грудь. Сама мать лежит в глубине комнаты на постели; около нее хлопочут другие женщины. Бело-рыжий кот крадется к курице и вот-вот готов ее схватить. Экспрессивная и яркая живопись художника как нельзя лучше передает момент. На сегодня полотно "Рождение Иоанна Крестителя" находится в собрании Государственного Эрмитажа.
opisanie-kartin.com
Описание картины Якопо Тинторетто «Сотворение животных»
На полотне Якопо Тинторетто изображен классический библейский сюжет. Художник приоткрывает для нас, зрителей, завесу тайны и позволяет увидеть момент создания мира. Главная роль на полотне отводится, разумеется, фигуре Бога. Художники довольно редко находили в себе силы, чтобы взяться за изображение великого Создателя, но Тинторетто с явным восхищением и дерзостью взялся за эту работу.
Считается, что для Тинторетто самым важным было донести до людей смысл картины и сюжета. В центре мы видим фигуру Бога. Он вытянул правую руку вперед, как бы прокладывая себе путь и указывая направление окружающим созданиям. Бог парит над землей. Вокруг – орел величественного золотого света, что еще больше подчеркивает торжественность и важность момента. Одежда Создателя слегка развивается на ветру, о чем говорит нам мастерски прорисованная драпировка ткани. Красная накидка – наиболее яркое пятно на полотне.
Художник изображает сразу три места обитания животных – вода, небо и земля. Причем все эти «миры» тщательно отделены друг от друга. Небо и вода разделены линией горизонта. Животным, обитающим на суше, будто преграждает дорогу дерево и не позволяет подойти к воде. Создается ощущение, что художник изобразил три совершенно разных мира, вселенных, которые объединяет образ Бога.
В небе летят стаи разнообразных птиц. Важно отметить, что все птицы летят по двое, что отсылает нас к фразе из Библии: «каждой твари по паре». Тинторетто всегда жил около водоемов, поэтому рыба представляет для художника особый интерес. Мастер искусно прорисовал каждого обитателя моря, тщательно изображая различные виды рыб. Здесь угадывается осетр, карась, окунь, щука. Остальные животные прорисованы не так детально.
Природа на данной картине не представляла особой важности для художника, поэтому мы видим немного неряшливые мазки, которые создают лишь очертания берега, деревьев.
opisanie-kartin.com
Тинторетто Якопо. Картины и биография. Tintoretto Jacopo. Культурологические аспекты
Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав.
К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки. Чудо святого Марка, 1548 Галерея Академии, ВенецияВведение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, МюнхенПроисхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон Сотворение животных 1552, Галерея Академии, ВенецияБлаговещение, 1576-1581 Скуола Сан Рокко, Венеция В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской.
Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.
Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.
«Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело. Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии. Христос перед Пилатом, 15-17Несение креста 15-17Распятие, 15 Аббатство Скуола ди Сан РоккоПохищение тела святого Марка, 16Портрет Якопо Сансовино, 1571 В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена).
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто. Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета. Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.
В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). В 16 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).
В 10-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).
Даная 1580Портрет женщины с обнаженной грудьюМинерва отстраняет Марса от Мира, 1577Поклонение пастухов 1576-1581Тайная вечеря 1594 Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 14 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).
Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).
Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 10; Сан Тровазо, около 15; Сан Поло, 1578 и др.). Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org