Коллекция картин Миши Шаевича Брусиловского. Брусиловский миша картины
Художник Брусиловский Миша Шаевич
В современном мире каждый человек так или иначе связан с искусством. Репродукции знаменитых произведений виднеются на каждом шагу: и в журналах, и в книгах, и на телевидении. Последние пятьдесят лет особой популярностью пользуется современное искусство: импрессионизм, сюрреализм, кубизм… Именно к современным направлениям можно отнести творчество знаменитого русского художника, полное имя которого – Брусиловский Миша Шаевич. О нем далее в статье более подробно.
Жизнь и творчество Миши Шаевича Брусиловского
Родился художник в мае 1931 года в городе Киев, Украина. Его отец был военным инженером, мать – работником торговли. Миша был не единственным ребенком в семье – у него был младший брат, Всеволод.
Когда мальчику было всего десять лет, началась Великая Отечественная война, и семья Брусиловского была срочно эвакуирована на Южный Урал, в небольшой город Троицк. В те далекие времена никто не представлял, какой талант скрывает в себе Брусиловский Миша Шаевич. Семья будущего художника вернулась в Киев сразу после его освобождения от оккупации.
Жизнь во время войны
Отец Брусиловского погиб на фронте, тогда как мальчик со своим братом жил в Троицке в доме родной тети. Сестра отца была доктором – мобилизации подверглась и она. Большое впечатление на будущего художника произвела поездка в санитарном поезде. Здесь мальчик помогал медицинским работникам ухаживать за ранеными. Во время долгих остановок на станциях Брусиловский изучал близлежащие деревни, знакомился с местными жителями и производил с ними обмен соли на продукты.
Возвращение на Родину произошло в 1943 году. Голодные времена вынудили подростка подрабатывать на улице – вместе с другими мальчишками он чистил обувь на вокзальной площади. К сожалению, большую часть выручки следовало отдавать местным криминальным авторитетам. Одного из них звали "Кот". Как-то раз, в преддверии Дня рождения босса, Брусиловский нарисовал его протрет обычными цветными карандашами. Тот оценил талант мальчика по достоинству – благодаря ему Брусиловский поступил в интернат для одаренных детей, который и стал первым местом его обучения.
Образование Брусиловского
Ровно через год Брусиловский Миша Шаевич сменил направление учебы, и перешел в художественную школу им. Шевченко - эта организация состояла при Киевском художественном институте. Поступить в последний не удалось – гонения по национальному признаку сделали свое дело.
Профессиональным художником он стал после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Брусиловский учился на факультете графики. Система распределения, действующая в то время, отправила Брусиловского в столицу Урала, город Свердловск (в настоящее время – Екатеринбург).
Работа на художественном поприще
Первым видом художественного заработка стала продажа репродукций картин знаменитых творцов живописи. Позже Брусиловский занял должность оформителя на ВДНХ. Однако работа мешала образованию, и художник ушел с не слишком престижной должности.
Получение профессионального образования сыграло решающую роль в последующей жизни Миши Шаевича. Прибыв в Екатеринбург, он стал преподавать в Художественном училище. Параллельно сотрудничая с издательством в качестве иллюстратора, Брусиловский завел множество интересных знакомств с людьми искусства. Среди них Виталий Волович и Андрей Антонов.
Первая выставка работ художника была организована в 1961 году. Тогда творчество Брусиловского подверглось жесткой критике – ни одна из его картин не была одобрена и оценена по достоинству.
Сейчас трудно найти человека, который не знает, кто такой Миша Шаевич Брусиловский. Биография художника не так известна, что не уменьшает ее насыщенности. Сложная судьба мальчишки, пережившего войну, оборвалась в возрасте 85 лет – художник скончался от рака 3 ноября 2016 года. Администрация Екатеринбурга в скором времени планирует открытие музея имени Михаила Брусиловского, чтобы увековечить его память на долгие годы.
Брусиловский Миша Шаевич: картины
Стиль творчества художника менялся со временем. Он работал и в графике, и в живописи; к тому же, был монументалистом. Работы, которые создал Брусиловский Миша Шаевич, выставлялись в знаменитых музеях Великобритании, Франции, Израиля и других развитых государств. В рейтинге самых высокооплачиваемых художников Российской Федерации Миша Брусиловский занимал 38 место из 50 возможных. Популярность художника обусловлена остротой поднимаемых тем, глубиной мысли и необычной подачей сюжетов.
"1918"
Одной из самых нашумевших в коммунистическом обществе картин является "1918". Начало работы над данным произведением пришлось на 1962 год, сразу после провальной первой выставки. Объединив усилия с Геннадием Мосиным, знакомым художнику еще со времен обучения в институте, Брусиловский создает полотно, которое означает вызов председателю Союза живописцев РСФСР В. Серову. Согласовав с Художественным советом набросок с изображением милого и спокойного дедушки-Ленина, Мосин с Брусиловским в окончательном варианте картины изображают вождя пролетариата решительным и жестоким человеком.
Реакция Художественного совета была незамедлительной: Серов выбивался из сил, чтобы предотвратить выход изображения в массы. Однако художники добились своего, и картина была выставлена в Москве. Однако и тут председатель Совета живописцев не сдался: он явился на выставку и поднял страшный шум. Тогда организаторы поставили рядом с полотном часового, которому было поручено отгонять особо впечатлительную публику.
Картина "1918" принесла всесоюзную славу не только Геннадию Мосину, но и Мише Брусиловскому. Начало самостоятельному, осознанному творчеству было положено.
Красочные фантазии
Брусиловский Миша Шаевич за свою долгую жизнь написал несколько сотен картин. Среди них такие как "Леда и Лебедь" – яркий пример красочной манеры и любви автора к контрасту и насыщенным цветам. Данное произведение написано на мифологический сюжет. Множество мелких деталей составляют единое полотно, а колорит навевает на мысли о чем-то приятном и непосредственном.
Французский шик
Картина "Агрессия" являлась лицом маркетинговой кампании, которая проводилась в Париже накануне выставки художника. Наиболее яркая и броская, она привлекла внимание публики и возбудила интерес к тому, кто такой этот смелый художник. Миша Шаевич Брусиловский выставлялся во Франции несколько раз.
Нацеленность на результат
Судьба Брусиловского была тяжела: в раннем возрасте он пережил войну, которая забрала у него отца. Начало карьеры не сложилось – провальная выставка могла подкосить его. Но художник не сдался и доказал всему миру, что по-настоящему любимое дело не терпит никаких ограничений. Стойкость, упорство, сила духа и талант соединились в одно – и мир увидел шедевры поистине гениального творца.
fb.ru
Миша Брусиловский | Семицвет
В ноябре 2016 года в Екатеринбурге одновременно открылись две выставки живописных произведений знаменитого уральского художника Миши Шаевича Брусиловского, ушедшего из жизни 3 ноября, в возрасте 85-ти лет. Поэтому посетителями выставки воспринимаются не только как приуроченные к юбилею, но и как памятные.
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) на выставке «Миша Брусиловский. Живопись» представлено 57 картин художника.В выставочном зале Екатеринбургского отделения Союза художников России открыта выставка «Миша Брусиловский», на которой представлена живопись и графика художника из собрания Ирбитского Государственного музея изобразительных искусств.И для жителей г.Екатеринбурга, и для гостей города вход на обе выставки свободный.
Произведения заслуженного художника России, почетного академика Российской академии художеств находятся во многих крупнейших музеях и галереях, а также частных коллекциях России, Австрии, Англии, Германии, Израиля, Ирландии, США, Франции и Швейцарии.
По данным издания «The Art Newspaper Russia» в 2014г., Миша Брусиловский занимал 38 место среди 50-ти самых дорогих ныне живущих российских художников. В 2006 году на старейшем в мире аукционе Sotheby’s его полотно «Футбол» было продано за рекордные на тот момент 108 тысяч фунтов стерлингов.
Выставка в ЕМИИ «Миша Брусиловский. Живопись»
Данная выставка готовилась совместно с самим мастером как юбилейная. Совсем немного не дожил автор до ее открытия.
Текст с информационного стенда на выставке:«Брусиловский был не только поистине легендарным представителем эпохи андеграунда, но и одним из наиболее ярких, своеобразных и талантливых живописцев современной России. Ещё при жизни он стал настоящим культурным символом и своего рода брендом уральской столицы, культовой фигурой отечественного изобразительного искусства, общепризнанным феноменом международной величины. Его творческая судьба – блестящее подтверждение тому, что получить мировое признание можно, не изменяя своей совести и призванию, не идя на компромиссы с властями и арт-рынком, последовательно отстаивая свое право оставаться независимым художником и самим собой».
Волей провидения в 1944 году Миша Брусиловский 13-летним подростком попадает в школу-интернат для одаренных детей в уже освобожденном Киеве, когда написал первый в своей жизни портрет цветными карандашами криминальному авторитету по кличке «Кот».Затем продолжает обучение в Киевской художественной школе им. Т.Г.Шевченко. Работая художником-оформителем на ВДНХ в Москве, решил продолжить образование и уезжает в г.Ленинград, где в 1959г. заканчивает факультет графики Института живописи, ваяния и зодчества им. И.Е.Репина.Приехав по распределению на Урал, в г.Свердловск, Миша Брусиловский преподавал рисунок в Художественном училище им. И.Д.Шадра и сотрудничал со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора.
При входе в первый из трёх залов музея, в которых расположена выставка, сразу же встречаем автопортрет Миши Брусиловского. Глядя с «Автопортрета», написанного в 1976 году, 45-ти летним художником он встречает посетителей выставки из окна своей мастерской.Взгляд его обращён на стену знаковых картин, где расположились монументальные большеформатные полотна «1918-й год» (294х398 см) из собрания ЕМИИ и «Император Николай Второй» (140х175 см), представленное на выставку из мастерской художника. Миша Шаевич своим взглядом с «Автопортрета» просит гостей выставки не торопиться пройти дальше, заострить внимание на стене этих глобальных полотен, иллюстрирующих переломные этапы в новейшей истории России.
«1918-й год»
В 1962 году Миша Брусиловский в соавторстве с Геннадием Мосиным начал работу над картиной «1918-й год». Решение написать картину было вызовом первому секретарю правления Союза художников РСФСР В.Серову, который занимался историко-революционной живописью и специализировался на изображении Ленина.Из интервью Миши Брусиловского»: «…изображение Ленина было канонизировано — добрый, милый дедушка. И далеко не всем позволяли писать вождя. А Гена написал эскиз, не заключая договор».
В 1963 году художественному совету по подготовке выставки «Урал социалистический» был представлен эскиз картины. Эскиз был утверждён, и с художниками заключили договор на её создание. Когда картина была уже почти готова, Мосин и Брусиловский свернули холст и написали другой вариант, изобразив Ленина человеком решительным и способным на всё для достижения своих целей.В.Серов, узнав, что художники изобразили Ленина не тихим и скромным, каким его изображал сам Серов, пытался сделать всё, чтобы запретить картину ещё в процессе её создания.
Продвижению картины помогла Е.Ф.Белашова, секретарь Союза художников СССР:«Белашова тайно вывезла нашу картину в Москву и устроила её на военную выставку «На страже мира», которую курировал генерал Востоков. На открытие выставки пришёл Серов с другим членами ЦК и устроил страшный шум, увидев наше произведение. Тогда Востоков сказал: «Картина будет висеть здесь, пока открыта выставка». И поставил возле неё часового».
«1918-й год», 1962. Холст, масло «1918-й год». Фрагмент «1918-й год». Фрагмент «1918-й год». ФрагментКартина стала признанной частью официальной Ленинианы и принесла Геннадию Мосину и Мише Брусиловскому всесоюзную славу, с одной стороны и лишение госзаказов — с другой.
«1918-й», поначалу скандальный, а затем имевший громкий успех. Всего один шаг отделял художника от безусловного официального признания, но он выбирает другой путь. И по логике избранного пути от успеха и признания приходит к прочно приклеенному ярлыку «формалиста», что означало идеологическую неполноценность. Как следствие этого, его работы снимают с выставок, а травля становится систематической», — из книги народного художника РФ Виталия Воловича «Миша Брусиловский. Мир Художника», 2002г.
В настоящее время картина «1918-й год» находится в Волгоградском музее изобразительных искусств. Первый вариант картины был дописан Мишей Брусиловским в конце 80-х годов и передан в ЕМИИ. Эскиз картины, выполненный в 1963 году, находится в Пермской государственной художественной галерее.
«Император Николай Второй»
Замысел картины, по словам Брусиловского, возник еще в 1960 году под воздействием переданных ему рассказов Петра Ермакова — одного из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи. В те времена у художника родилась идея — написать портрет Николая II. Сама картина была завершена только к 2014 году.«Это было бы очень правильно. Прошло около 50 лет, и я сделал то, что мне надо было сделать», — сказал ранее автор картины.
«Художнику удалось выйти за рамки просто портретной живописи, и он написал произведение гораздо более значительное, чем просто портретное изображение человека. Это картина о судьбе человека.Художник изобразил фигуру царя совершенно неподвижной. Царь пребывает во власти надличных обстоятельств и понимает, что борьба бессмысленна», — отметил народный художник РФ Виталий Волович на выставке-презентации картины в июле 2016 года.
«Император Николай Второй», 2000-2014. Холст, масло «Император Николай Второй». Фрагмент «Император Николай Второй». Фрагмент «Император Николай Второй». Фрагмент«…абсолютно статичная фигура последнего русского царя, сидящего в кресле с цесаревичем Алексеем, резко диссонирует с окружающим его мятущимся, сумбурным, мельтешащим фоном, заполненным крыльями парящих и поющих скорбных ангелов», — ЕМИИ. Открытие выставки.
На библейские и мифологические сюжеты
На выставке «Миша Брусиловский. Живопись» много масштабных сюжетных картин, взятых из мастерской художника. В основном они посвящены библейским и мифологическим сюжетам.
«Несение креста», 1991. Холст, маслоЕМИИ. Открытие выставки: «Эти композиции, богатые яркой зрелищностью, наполненные образными метаморфозами и неожиданными трансформациями форм, выполненные с артистической виртуозностью, не случайно составили магистральную, сквозную линию в творчестве мастера, ведь именно в них сконцентрирован весь универсальный опыт человечества — его возвышенные и низменные страсти, духовные достижения и слабости».
«Тревога», 1994. Картон, акрилРассказ народного художника РФ Виталия Воловича о творчестве Миши Брусиловского приведённый на выставке на информационном стенде:«Говорить о творчестве М.Брусиловского сложно, его мир – неохватен… Из богатства внутренней жизни художника рождаются его образы – мощные и нежные, светлые и драматические. Они возникают из бесконечного пространства его картин, из структуры его живописи, жестко организованной и чувственной одновременно. Это необозримое пространство заселено апостолами и блудницами, сверкающими ангелами, вздыбленными конями, львами, женщинами… Это трагический мир Распятий, Искушений, Изгнаний…
Мифические образы, благодаря художнику, становятся реальностью сегодняшней жизни. С великолепным мастерством он преображает видимые формы, наделяя их новой выразительностью в богатейшем мире своей пластики. Объемы и ритмы его картин создают не только мифологию сюжета, но и мифологию формы. Форма эта одухотворена и глубоко индивидуальна. В ней нет повседневности, но и в самых резких деформациях она остается узнаваемой.
«Охота на львов», 1999-2013. Холст, акрил «Охота на львов», 1998. Холст, масло «Охота на львов», 1986. Холст, масло «Наездница», 2000. Картон, масло «Наездница», 1999. Холст, маслоПроизведения мастера не исчерпываются сюжетом, который является лишь началом движения к бесконечным вариациям формы, предающим ему новые неожиданные звучания. Поэтому художник так любит писать варианты своих картин. В то же время он один из немногих, кто отображает мир в его целостности, являясь, прежде всего художником, но вместе с тем и философом, и сочинителем сюжетов.
Даже самые трагические его произведения не подавляют безысходностью, ибо в них торжествует не хаос, а воля организующего мир художника. При этом пластика его картин столь самоценна, что практически любой сюжет приобретает значительность библейской притчи, а библейская притча сохраняет всю непосредственность жизненных впечатлений.
«Библейский сюжет (Аман, Эсфирь и Мардохей)», 1998. Холст, масло «Олоферн и Юдифь», 1994. Дерево, масло «Юдифь с головой Олоферна», 2010. Холст, масло «Иерихонская труба», 1998. Картон, масло «Благовещенье», 1994. Холст, масло «Средневековый мотив», 2013. ДВП, масло «Несение креста», 2000. Картон, масло «Самсон и Далила», 1999. Картон, масло «Каин и Авель», 1993. Холст, маслоsemiczvet.ru
Коллекция картин Миши Шаевича Брусиловского: seaseas
Художник на фоне своих автопортретов:А вы знаете, что один из автопортретов Миши Шаевича Брусиловского был куплен Метрополитен-музеем за полмиллиона долларов? К сожалению, только, не у самого художника...Вообще - Миша Шаевич удивительный. Я его еще двадцать пять лет назад в Университете изучала, как классика.И в бронзе он уже несколько лет стоит на главном проспекте города: http://seaseas.livejournal.com/727036.htmlСкромный при всем этом - безгранично. И поразительное чувство юмора и самоиронии.А еще - он мудрый... И - чрезвычайно милый.В прошлом году город отмечал его 80-летие и по этому случаю Музей изобразительного искусства устроил Мише Шаевичу персональную выставку: http://seaseas.livejournal.com/1169219.htmlИ вот такого человека можно запросто встретить где-нибудь в Дендропарке: http://seaseas.livejournal.com/1225115.htmlНо, в прошлую пятницу встреча с Мишей Шаевичем была не случайной.В галерее АРТптица открылась выставка картин Брусиловского из коллекции Евгения Ройзмана.Кроме того, что это событие очень значимое в культурной жизни города, оно еще и очень приятное.Увидеть картины, многие из которых, еще ни разу не видел, послушать рассказы Мастера - это ли не огромное удовольствие? Еще какое...Очень хочется поделиться им со всеми.Вот, делюсь:
Открывает выставку Юлия Крутеева, галерея "АРТптица":
Миша Шаевич:"А я 90% работ просто не помню, это было очень давно":
Миша Шаевич:"Я смотрю..Не огорчаюсь. Как хорошо я работал когда-то. Еще такое количество картинок сделал...Это ведь просто удивительно":
Евгений Ройзман: "Миша Шаевич, вопрос у меня, только открытым текстом, по-настоящему, - советская власть плюс была художникам?":
Юлия Крутеева:"Какая первая картина Брусиловского попала тебе в руки и при каких обстоятельствах?":
Евгений Ройзман: "Для специалистов Брусиловский крупнейший русский художник второй половины 20-го века".Из зала:"Можно добавить? И первой половины 21-го":
Евгений Ройзман: "Как Витя Махотин говорил - Это уж, извини, как получится":
Юлия Крутеева: "Какому внутреннему вопросу подчинено твое собирательство картин?":
Евгений Ройзман:"И я увидел вот эту картинку с гимнастками, это настолько серьезная работа. И вот она мне не давала покоя":
Миша Шаевич: "Хотя это было уже как бы повторением, но, это была во многом импровизация, это другая картина":
Евгений Ройзман: "Общество железных дорог предложило местным купцам сделать железную дорогу до Ирбита. На что местные купцы сказали..":
Миша Шаевич: "Не существует элементарного художественного уровня, и делаются такие выставки, что туда приходишь и думаешь:"Ну ладно, слава Богу, что он нашел спонсора":
Из зала: "А можно Вас попросить - похвалите осторожно наивных художников":
Миша Шаевич: "А собраний тогда было очень много и часто...":
Миша Шаевич: " Мы с Витей уже патриархи, поэтому у нас такая вот ситуация, что мы старше всех..":
Миша Шаевич: "Ну случилось и случилось. Не надо об этом ни жалеть, ни переживать..Надо работать себе спокойно и весело":
Миша Шаевич про вступление в партию:"Я сказал, что подвержен коррупции, поэтому лучше этого не делать":
Евгений Ройзман: "Вы можете перечислить для присутствующих мощных настоящих художников..":
Миша Шаевич:"Мы тогда были как бы молодёжь...":
Юлия Крутеева: "Что побуждает художника рисовать автопортреты?":
Миша Шаевич рисует автографы:
Чудо летящего карандаша:
Мише Шаевичу Бог на ухо шепчет:
Ну, и конечно, какой же вернисаж без фуршета:
Вот такая прекрасная выставка, которую может увидеть каждый, кто находится сейчас в Екатеринбурге.
seaseas.livejournal.com
«Музей Миши Брусиловского» — фотоальбом пользователя Anna_08 на Туристер.Ру
Музей российского художника Миши Брусиловского, художника с мировым именем, который жил и работал в Екатеринбурге больше 60 лет открылся в галерее «Арт-Птица» на перекрестке улиц Белинского и Энгельса в мае прошлого года.
Заслуженный художник России Миша Шаевич Брусиловский родился в 1931 году в Киеве, в 1959 году закончил Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и после этого постоянно жил и работал в Свердловске-Екатеринбурге. В ноябе 2016 года художник умер от продолжительной болезни.
Работы М. Ш. Брусиловского находятся в музеях и галереях Екатеринбурга, Волгограда, Челябинска, Тюмени, Оренбурга, Кургана, Ирбита, Москвы, Перми, Нижнего Тагила, Парижа, а также в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Австрии, Англии, Израиле, Швейцарии, США. Большое количество работ Миши Брусиловского в Екатеринбургском«Музее изобразительных искусств».
М. Ш. Брусиловский — участник многочисленных выставок, проводимых как в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), так и за рубежом (Франция, Израиль, Китай, Италия, США).
Год назад я была на выставке произведений М. Ш. Брусиловского в Музее изобразительных искусств, а сегодня хочу показать его произведения, выставленные в «Музее Брусиловского». Это картины из частной коллекции мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который дружил с художником и был инициатором организации этого музея.
Я не искусствовед, поэтому приведу известные слова о М. Ш. Брусиловском Хуана Фернандеса Солеро Хосе Касаравилья, главного хранителя музея Прадо в Мадриде: «Живопись Михаила Брусиловского из России представляется мне одним из самых ярких явлений в России XX века, отнюдь не обделенных гениальностями в этой сфере человеческого духа за проходящее столетие. Продолжая великую традицию фигуративного искусства России И. Репина М. Врубеля, Брусиловский явил родине и миру невиданный каскад трансформаций формы и крика цвета, что смело ставит его в ряд с такими явлениями нашего времени, как П. Пикассо, X. Миро, А.Матисс».
Считаю, что этот музей должен увидеть каждый гость Екатеринбурга, так как городу повезло, что здесь жил художник мирового уровня.
anna-08.tourister.ru
Брусиловский, Миша Шаевич — Википедия
ДетствоПравить
«Самсон и Далила». 150х120. Холст, масло. 2008 г.Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. Отец — Шая Шевелевич Брусиловский (1904—1943) — военный инженер, погиб на войне; мать — Фрида Абрамовна Гольдберг (1906—1989) — работник торговли; брат Сева — Всеволод Шаевич Брусиловский (род. 1936), учёный в области электро-радиотехники[1].
В 1938 году отец Миши Брусиловского был направлен в длительную командировку на Дальний Восток, куда отправился со всей семьёй. Жили на станции Ин, в Биракане и Биробиджане[1]. В начале 1941 года семья Брусиловских вернулась в Киев, а в июне месяце началась война. Мишу и брата Севу отправили на Южный Урал в город Троицк[2] с сестрой отца — тётей Раей, отец ушел на фронт, а мать осталась в Киеве и приехала позже. В 1943 году тётю Раю — терапевта и хирурга — мобилизовали, и Миша поехал с ней на санитарном поезде[2]. В санитарном поезде Миша Брусиловский помогал врачам и раненым, а во время длительных остановок ходил в ближайшие деревни менять для них соль на продукты[2][3].
Через полгода Брусиловский вернулся в освобождённый от немцев Киев. В поисках заработка примкнул к группе мальчишек, занимавшихся чисткой обуви на привокзальной площади. Каждый вечер на площадь приходил взрослый парень по кличке Кот[2], связанный с местным криминалитетом, и забирал большую часть выручки. Сокрытие доходов жёстко пресекалось[4].Как-то, ко дню рождения Кота, Миша нарисовал цветными карандашами его портрет и показал ему. Кот взял себе рисунок, а через некоторое время отвёз Брусиловского в интернат для одарённых детей[2].
Однажды он пришёл днём с парнем, совсем маленьким, отдал ему мой ящик и всё, что к нему прилагалось, и увёз меня в интернат для одарённых детей. Без стука зашёл к директору, тот сказал, что приём в интернат закончен, что надо показать работы. Кот молча положил на стол пачку денег и сказал, что конкурса не будет и что не дай бог, если я не поступлю. Я поступил[4]. |
В 1944 году, Миша Брусиловский приступил к занятиям в киевском интернате для одарённых детей.
«Леда и Лебедь» (Из серии). Холст, масло. 89х99. 1967 год.УчёбаПравить
В интернате для одарённых детей Миша Брусиловский учился один год. В 1945 году поступил в Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко, расположенную в то время в здании Киевского художественного института. Окончил художественную школу в 1952 году и подал документы в Киевский художественный институт, но принят не был, так как приём был строго регламентирован по национальному признаку[5]. Начал зарабатывать тем, что писал копии картин известных советских художников для дворцов культуры и прочих государственных учреждений[4].
В 1953 году Брусиловский поехал в Москву. Работал художником-оформителем на ВДНХ[2] но, решив продолжить образование, направился в Ленинград и поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина на факультет графики. Учился вместе с такими художниками, как Остап Шруб[6] и Минас Аветисян. Институт окончил в 1959 году (руководителем дипломной работы был А. Ф. Пахомов) и по распределению был направлен в город Свердловск[7].
ТворчествоПравить
«Отречение Святого Петра». Холст, масло. 86х105. 1982 год.СвердловскПравить
В Свердловске Миша Брусиловский начал преподавать рисунок в Художественном училище им. И. Д. Шадра, а также сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора. Познакомился с Виталием Воловичем, Германом Метелёвым[8], Андреем Антоновым[9], Анатолием Калашниковым[10] и другими художниками Свердловска, а также встретился с художником Геннадием Мосиным[11], с которым подружился ещё в институте им. Репина. Совместно с Мосиным занялся станковыми картинами. Также принимал заказы на монументальные работы[12].Председатель Свердловского Союза художников А. Г. Вязников, развернувший во имя карьеры масштабную борьбу с формализмом[13]. и некоторые чиновники Свердловского обкома партии негативно восприняли творчество Брусиловского.В 1961 году, к тридцатилетию Брусиловского, Свердловский Союз Художников организовывает выставку живописи и графики в Свердловском Доме Художника, совместную с выставкой другого свердловского художника К. Зюмбилова.10 мая 1961 года, газета «Уральский рабочий», в рубрике «Реплика зрителя», публикует заметку под названием «Не нужная затея», подписанную неким «служащим Н. Ефимовым»[14], в которой подверглись критике все работы Брусиловского, представленные на выставке.
Размещённая на второй газетной полосе, среди материалов, посвящённых предстоящему XXII съезду КПСС, она наглядно демонстрирует, какое важное значение для свердловских властей имело выдавливание выпускника ленинградской «репинской академии», киевлянина по происхождению Брусиловского из художественной среды Урала[14]. |
Картина «1918-й»Править
В 1962 году Миша Брусиловский в соавторстве с Геннадием Мосиным начал работу над картиной «1918-й». Решение написать картину было вызовом первому секретарю правления Союза художников РСФСР Владимиру Серову, который занимался историко-революционной живописью и специализировался на изображении Ленина[15].
Дело в том, что Гена не любил Серова — «главнокомандующего СССР по искусству», члена ЦК КПСС. Мосин мне говорит: «Давай напишем такую картинку, чтобы Серову мало не показалось». А изображение Ленина было канонизировано - добрый, милый дедушка. И далеко не всем позволяли писать вождя. А Гена написал эскиз, не заключая договор[16]. |
В 1963 году художественному совету выставкома по подготовке художественной выставки «Урал социалистический» был представлен эскиз картины[17]. Художественный совет эскиз утвердил, и с художниками заключили договор на её создание. Когда картина была уже почти готова, Мосин и Брусиловский свернули холст и написали другой вариант[17], изобразив Ленина человеком решительным и способным на всё для достижения своих целей[18]. В. Серов, узнав, что художники изобразили Ленина не тихим и скромным, каким его изображал сам Серов[15], а также другие художники того времени, пытался сделать всё, чтобы запретить картину ещё в процессе её создания.Продвижению картины помогла Е. Ф. Белашова, секретарь Союза художников СССР, которая использовала картину в борьбе с Серовым[13].
Белашова тайно вывезла нашу картину в Москву и устроила её на военную выставку «На страже мира», которую курировал генерал Востоков. На открытие выставки пришёл Серов с другим членами ЦК и устроил страшный шум, увидев наше произведение. Тогда Востоков сказал: «Картина будет висеть здесь, пока открыта выставка». И поставил возле неё часового. Серов не мог ничего сделать, и на другой день привёз на выставку картину братьев Холуевых, на которой был изображён Ленин в канонической манере, и повесил её рядом с нашей. Но всё-таки полотно увидело свет и побывало на многих выставках[16]. |
Картина «1918-й» экспонировалась на крупнейших выставках в Москве[17], была отмечена специальным дипломом Министерства обороны[15], репродуцировалась в журналах «Творчество» (1965 и 1967), «Огонёк» (1967), «Искусство» (1967, 1969), альбомах «Искусство рождённое Октябрём» (1967) и «Этих дней не смолкнет слава» (1968)[17], представляла советское искусство на международной выставке Биеннале в Венеции в 1966 году и в 1967 году на выставке молодых художников в Берлине (ГДР)[18]. Картина стала признанной частью официальной ленинианы[17] и принесла Геннадию Мосину и Мише Брусиловскому всесоюзную славу[19]. Кинооператором Борисом Шапиро для киножурнала «Советский Урал» был снят киносюжет о создателях картины[20].В настоящее время картина находится в Волгоградском музее изобразительных искусств[17]. Первый вариант картины был дописан Мишей Брусиловским в конце 80-х годов и передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств[17]. Эскиз картины, выполненный в 1963 году, находится в Пермской государственной художественной галерее[17].
Миша Брусиловский и Татьяна Набросова-Брусиловская «Художник и модель». Холст, масло, 75х100. 2013 год.Всесоюзная слава не изменила отношение к Брусиловскому со стороны чиновников Свердловского обкома партии, которые занесли имя художника в «чёрные» списки формалистов[21], а отношения с издательством закончились тем, что ему официально запретили работать[12].
«1918-й», поначалу скандальный, а затем имевший громкий успех. Всего один шаг отделял художника от безусловного официального признания, но он выбирает другой путь. И по логике избранного пути от успеха и признания приходит к прочно приклеенному ярлыку «формалиста», что означало идеологическую неполноценность. Как следствие этого, его работы снимают с выставок, а травля становится систематической[22]. |
Свободное творчествоПравить
Потеряв работу в издательстве и став свободным от конъюнктуры[22], Миша Брусиловский много работает в своей мастерской, которая становится местом паломничества для художников[22].В своих работах он обращается к теме войны («Генерал» и «Гарсия Лорка»), к мифологическим сюжетам («Леда», «Леда и Лебедь», «Венера в гроте» и «Похищение Европы»), пишет картины по мотивам народных сказок («Золотой петушок», «Красная шапочка и Серый Волк»), а также такие картины как «Игра в мяч», «Танец Лены», «Маски (Город)», «Однажды в Свердловске», «Гагарин Ю. А.» и многие другие.
В 1968 году становится членом Союза художников СССР[23].
В 1969 году в соавторстве с Геннадием Мосиным пишет картину «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале», изображающую Блюхера, Фрунзе, Чапаева и других красных командиров Гражданской войны на Урале[11]. Картина была представлена на 3-й зональной художественной выставке «Урал социалистический» в Челябинске и вызвала много споров, так как стилистика картины не имела отношения к соцреализму[24].
В 1972 году Брусиловский заканчивает работу над картиной «Театр Аркадия Райкина», которая была признана антисоветской. За приобретение картины для свердловского Дома Работников Искусств художественный руководитель ДРИ Татьяна Набросова, будущая жена Миши Брусиловского, вызывалась в КГБ для собеседования[25].
В 1976 году Миша Брусиловский входит в состав творческой бригады художников Уральского Машиностроительного завода состоящую из 28 живописцев, графиков и скульпторов[26].
В 1977 году пишет заказную картину «Групповой портрет бригады кузнецов УЗТМ (Б. Шулепов, К. Ле, А. Кордуков — бригадир, А. Москвин, В. Венчинов, И. Берсенев, В. Ерер)», которая была включена в ретроспективный альбом «Художники и Уралмаш» в 1983 году[26].
В 1984 году написал картину «Совхоз Голубовский» («Свиноводческая ферма в совхозе Голубовский»), которая вызвала ещё один скандал.
Таким образом в музей попало замечательное полотно Михаила Брусиловского «Свиноводческая ферма в совхозе Голубовский», где маленький художник снизу вверх робко взирает на статных доярок. Картина в своё время вызвала дикий скандал: коммунисты из Союза Художников упрекали автора, зачем тот использовал традиционную композицию, вместо младенца всунув в руки своей мадонне хрюшку[27]. |
Борис Ельцин, занимавший в то время пост первого секретаря Свердловского обкома партии, публично назвал картину вредной для советского изобразительного искусства[14].
Париж: Галерея Г. БасмаджянаПравить
«Агрессия». Холст, масло, 129,5х150. 1975 год.С наступлением перестройки в Советском Союзе начались демократические перемены, и партийные органы перестали вмешиваться в творческий процесс художников, писателей и других деятелей искусств. Отношение к творчеству Миши Брусиловскрго также изменилось, и в 1986 году «запрет на Брусиловского» был снят[28].
В 1989 году получает предложение сделать выставку во Франции от французского коллекционера и галериста Гарика (Гарига) Басмаджяна[29]. В апреле 1989 года Миша Брусиловский прибыл в Париж[30]. Выставка была назначена на ноябрь месяц, но до этого предстояла работа по подготовке холстов, прибывших во Францию свёрнутыми в рулоны, а также ряд представительских мероприятий[30]. Для рекламной кампании выставки была выбрана картина «Агрессия» (1975), которую Гарик Басмаджян посчитал наиболее выразительной и запоминающейся[31]. Репродукция картины была размещена на обложке каталога выставки, а также на рекламных плакатах[31].
В процессе подготовки выставки во Франции Басмаджян однажды усомнился, смогут ли парижане, чьи вкусы воспитаны на камерной спокойной живописи и подвержены веяниям моды и цен на аукционных торгах, по достоинству оценить своеобразие живописного мастерства незнакомого им художника из России. Его сомнения были развеяны, когда он узнал, что большинство из плакатов к выставке, размещённых в общественных местах, исчезли. Он посчитал это признаком успеха предстоящей выставке, а так как до её открытия оставалось ещё достаточно времени, допечатал тираж афиш и развесил их вновь[31]. |
Ретроспективная выставка в галерее Г. Басмаджяна, на которой были представлены пятьдесят работ Брусиловского[30], проходила с 18 ноября 1989 года по 18 января 1990 года. Выставка имела огромный успех, а французская пресса упоминала имя Брусиловского вместе с именами таких художников из России как Илья Кабаков, Эрик Булатов и Владимир Янкилевский[31].
Гарик Басмаджян на открытии выставки не присутствовал, так как 24 июля 1989 года навестил СССР по приглашению министерства культуры, а 29 июля 1989 года бесследно исчез в Москве. Его исчезновение считается одним из самых загадочных преступлений перестроечной России[32].В связи с исчезновением Гарика Басмаджяна галерея приостановила совместные проекты с Мишей Брусиловским, и он вернулся в Россию, оставив в Париже большую часть своих работ.
90-е годыПравить
«Поцелуй Иуды». Холст, масло. 100х100. 1999 год. «Пьета. Жертвам войны». Холст, масло. 145х150. 1978 год.В 1990 году, совместно с Анатолием Калашниковым, Брусиловский получает частный заказ на изготовление одиннадцати полотен, размером 1,5 х 2 метра, в стиле интерьерной живописи[33]. Когда работа была завершена, заказчик неожиданно выехал за границу, отказавшись забирать полотна и разрешив художникам распоряжаться картинами по своему усмотрению[34]. Миша Брусиловский хранил картины долгие годы в своей мастерской, и только в 2013 году они были представлены на экспозиции широкой публике[35].
В 1991 году, Мише Брусиловскому была присуждена премия имени Г. С. Мосина[36], за вклад в развитие художественного творчества на Урале.
В 1992 году Брусиловский посетил Соединённые Штаты Америки. Проживал в городах Колумбусе и Нью-Йорке[37]. В Нью-Йорке навестил своих старых уральских друзей, поэтессу Беллу Абрамовну Дижур и её сына Эрнста Неизвестного. Также встретился с живописцем Анатолием Калашниковым, приехавшим в Нью-Йорк из Свердловска[37]. Но основное своё время Миша Брусиловский посвятил работе, и в течение года создал около ста картин[38].
Что-то в Америке со мной произошло. Я работал много, а главное, мне казалось, что всё, что я делаю, — хорошо. Я вставал в 6 утра и ложился в 3 часа ночи. Я сделал столько, сколько не сделал за 20 лет жизни в Свердловске — Екатеринбурге[37]. |
Прожив в Америке один год, Миша Брусиловский решает вернуться в Свердловск[38].
Поездки во Францию и в США повлияли на особенности живописной манеры и колорита Миши Брусиловского[39], и он начинает вновь переписывать свои любимые сюжеты[40].
И «Похищение Европы», и «Леда и Лебедь», и «Красная Шапочка», и «Коты», и «Наездница», и «Охота на львов», и библейские мотивы, особенно «Пётр и петух», и даже знаменитая трагическая композиция «Пьета. Жертвам войны» в новом прочтении (но ни в коем случае не повторении) воспринимаются в гармонии контрастов, а не как их многостилевое противоборство[40]. |
В 1993 году в Москве, в редакции журнала «Наше наследие», состоялась персональная выставка Миши Брусиловского, на которой были представлены работы, выполненные в новой живописной манере[40].
В период с 1993 года и по 1997 год, Брусиловский пишет также ряд миниатюрных произведений для галереи «Автограф»[41], которые создаёт по законам абстрактного искусства[42]. К ним относятся такие работы как «Абстракция», «Композиция», «Опус N2», «Опус N3», «Предметы», «Шесть предметов», «Дом», «Окно», «Порт», «Пейзаж», «Пейзаж ночью», «Покой», «Воспоминание», «Прощание» и «Голгофа»[42].
В 1999 году в Свердловской государственной филармонии состоялась выставка живописи Миши Брусиловского «Библейские сюжеты». На выставке были представлены картины, входящие в собрание Евгения Ройзмана[43].
Экспозиция включала произведения живописца, созданные в последние годы. Спустя десять лет после ретроспективной выставки 1989 года в Екатеринбургском муниципальном музее изобразительных искусств, Брусиловский впервые предстал перед публикой с композициями, исполненными в новой живописной манере, выразительные возможности которой наиболее полно были раскрыты им в монументальном полотне «Изгнание из рая»[43]. |
ПризнаниеПравить
«Автопортрет». Холст, масло. 1970 г.В 2001 году состоялась персональная выставка картин Миши Брусиловского в галерее «Маноле» (Айн-Ход, Израиль)[44], передвижная выставка «Русское искусство. 300 лет» (Пекин, Шанхай. Гонконг, Китай) и персональная выставка в Екатеринбургскком музее изобразительных искусств[23].
В том же 2002 году Брусиловскому присуждается премия губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства»[45].
В 2003 году галерея-салон «Золотой скорпион» в ряду постоянных экспозиций «Ноев ковчег» представила совместную выставку Миши Брусиловского и скульптора Андрея Антонова[46].
В 2004 году Брусиловский принимает участие в экспозиции «Несение Креста», организованную Екатеринбургским музеем изобразительных искусств[47].
В 2008 году в центральном Лондоне проходит выставка живописи Миши Брусиловского в рамках проекта «Арт-7»[48].
В 2009 году Миша Брусиловский принимает участие в выставке современного американского и российского искусства «Контакт ветра и огня», организованной при поддержке Отдела Печати и Культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге[49], общественного фонда «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» и «Екатеринбургской галереи современного искусства»[50]. В экспозиции были представлены работы известных американских и уральских художников[51].
28 апреля 2009 года состоялась премьера документального фильма Светланы Абакумовой «Воскресенье в мастерской»[52] (Студия FSS, арт-движение Старик Букашкин. Студия Телесинема)[53]. Фильм посвящён жизни и творчеству Миши Брусиловского.
В 2010 году художественная галерея «Арт-Словарь» открывает постоянную экспозицию «Корифеи уральского искусства», в которую вошли такие произведения Брусиловского, как «Самсон и Далила», «Леда и Лебедь», «Похищение сабинянок» и «Освенцим»[54].
9 июня 2011 года в Доме кино Екатеринбурга прошла премьера документального фильма Бориса Шапиро «Миша и его друзья», снятого на студии «Бо-Ша-фильм»[54]. Фильм рассказывает о жизни и творчестве Миши Брусиловского.
16 сентября 2011 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл ретроспективную выставку, посвящённую 80-летнему юбилею Миши Брусиловского[55].
22 ноября 2011 года указом Президента Российской Федерации Мише Брусиловскому присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации[56].
28 ноября 2013 года Мише Брусиловскому была вручена мантия Почётного члена Российской академии художеств[57][58].
1 июня 2016 года Миша Брусиловский удостоен звания Почётного гражданина Свердловской области[59].
Произведения Миши Брусиловского находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Екатеринбургской галерее современного искусства, Челябинской областной картинной галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, а также в частных коллекциях России, Австрии, Англии, Германии, Израиля, Ирландии, США[60], Франции и Швейцарии[61].
Картины, оставленные Мишей Брусиловским во Франции и США, периодически продаются на крупнейших аукционах мира. В 2006 году на аукционе Сотбис в Лондоне картина «Игра в мяч» (Футбол) была продана за 108 тысяч английских фунтов[62].
По данным издания «The Art Newspaper Russia», в 2014 году Миша Брусиловский занял 38 место среди 50-ти самых дорогих ныне живущих российских художников[63].
3 ноября 2016 года Миша Брусиловский скончался на 86-м году жизни[64]. Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
ru.mobile.bywiki.com
Миша Шаевич Брусиловский | |
7 мая 1931(1931-05-07) | |
| |
3 ноября 2016(2016-11-03) (85 лет) | |
| |
| |
Фигуративная живопись | |
Институт имени Репина | |
|
ru.bywiki.com
О жизни и творчестве художника Миши Брусиловского, умершего сегодня в Екатеринбурге
https://www.znak.com/2016-11-03/o_zhizni_i_tvorchestve_hudozhnika_mishi_brusilovskogo_umershego_segodnya_v_ekaterinburgeМиша Брусиловский«Областная газета»В Екатеринбурге сегодня, 3 ноября, от онкологического заболевания умер художник Миша Брусиловский. Ему было 85 лет. Znak.com вспоминает жизнь и творческий путь Брусиловского, который входит в топ-50 самых дорогих российских художников и по праву считается мастером мирового уровня.
В Свердловске Миша Брусиловский оказался в 1959 году. Через пару лет он выставился в местном Доме художника – в честь собственного тридцатилетия. Картины, представленные на свердловском дебюте, были академическими, но выставку все равно не одобрили – говорили, что он приехал уже зараженным, покрытым «тленом формотворчества». Об этом Миша Брусиловский рассказывает в фильме Бориса Шапиро «Миша и друзья». Это было время борьбы с формализмом – в том числе и в Свердловске: здесь ее осуществлял художник-график и председатель местного Союза художников Александр Вязников. Прикрывался он словами о том, что в плане творческих методов «искать надо, но очень осторожно».
Академизму Мишу Брусиловского учили сначала в Киеве – в художественной школе Шевченко, потом – в Ленинграде, в Институте живописи Репина. Здесь стоит оговориться, что теперь уже «Почетный гражданин Свердловской области» родился в Киеве. В 1943-м, оставшись без отца, который погиб на фронте, и матери, уехавшей с Мишиным братом в Магадан, он оказался беспризорником. Зарабатывал тем, что чистил обувь прохожим на привокзальной площади, часть выручки отдавал местному авторитету – Коту. Однажды, помимо денег, двенадцатилетний Миша передал Коту и нарисованный собственноручно портрет. Тому понравилось, и он устроил Мишу в интернат для одаренных детей.
Брусиловский, возможно, остался бы в Киеве, но поступить в местный художественный институт было сложно из-за его еврейского происхождения: квота на поступление – один еврей в год, и она уже была занята сыном какого-то крупного начальника. Учиться Миша уехал в Ленинград – в Институт живописи. А там, несмотря на пропитанное идеологией время, преподавали люди довольно вольнодумные, не затачивающие молодых художников исключительно на соцреализм. В Свердловске Миша Брусиловский оказался по распределению после учебы, здесь он впервые основательно шагнул к антисоветскому, иначе – к антиканоническому.
Совместно с другом Геннадием Мосиным, уральским художником европейского уровня («если бы здесь что-нибудь соображали, сделали бы ему мемориальную комнату», – рассказывает Брусиловский о нем порталу «КультурМультур»), он создает нашумевшую тогда картину «1918 год». С нее, по словам специалиста по искусству Урала XX века Евгения Алексеева, и начинается развитие неофициального уральского искусства. Споры вызывало то, что Ленин, изображенный на красной трибуне, оказался не таким, каким привык его видеть советский зритель. Он «должен был быть добрым, душкой» – рассказывает Миша Шаевич «Областной газете», – но на картине Мосина и Брусиловского оказался жестким, решительным, способным на все ради своих целей – абсолютно антиканоническим.
При этом картины Брусиловского не были политически заряженными, что в определенной степени разочаровало тогдашний уральский андеграунд: после шума вокруг «1918» там ожидали продолжения – борьбу. Но боролись с соцреализмом не всегда откровенно политически. Иной способ был в том, чтобы демонстративно отказаться от эстетики соцреализма в пользу мистики авангарда или символизма (об этом рассказывает арт-критик Екатерина Андреева в книге «Постмодернизм»). В этом смысле основным путем художников 60-х была работа с формой – ее искажение и деформация. Поэтому и в картинах Миши Брусиловского сюжет (библейский ли, мифологический ли или антивоенный) – лишь способ взаимодействовать с формой, решать тем самым узкопрофессиональные художественные проблемы, давая зрителю широкое поле для интерпретаций; не просто изображать привычную действительность, но передавать свое внутреннее видение этой действительности. По поводу творчества Миши Брусиловского известно высказывание хранителя музея Прадо в Мадриде Хуана Фернандеса: «[он] явил родине и миру невиданный каскад трансформаций формы и крика цвета, что смело ставит его в ряд с такими явлениями нашего времени, как П. Пикассо, Х. Миро, А. Матисс».
urpur.ruВплоть до перестройки картины Миши Брусиловского – и единоличные, как «Театр Аркадия Райкина», и созданные совместно с Мосиным – как «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале», – оставались «вредными для советского изобразительного искусства», в частности, таковыми их назвал Борис Ельцин, еще будучи первым секретарем Свердловского обкома партии. Первый шаг к известности за границей Миша Шаевич делает ближе к девяностым: организовать выставку в Париже его приглашает известный французский коллекционер Гарик Басмаджян. Афиши с репродукцией картины Брусиловского «Агрессия», развешанные в публичных местах, парижане моментально расхватали. Для галериста это стало знаком успеха предстоящей выставки. И она действительно оказалась успешной – во французской прессе Миша Брусиловский занял место в ряду с такими советскими художниками, как Эрик Булатов или Илья Кабаков. Правда, на открытии выставки самого галериста не было – Гарик Басмаджян уехал в СССР по приглашению советского Минкульта и пропал. Исчез из своего номера в гостинице «Россия». Относительно недавно (в 2014 году) в Париже возобновили расследование по этому поводу – его итоги могут повлиять на то, будет ли отдана коллекция Басмаджяна его близким родственникам или нет, пока она остается в запасниках Эрмитажа. После исчезновения французского галериста сотрудничество Миши Брусиловского с его галерей было приостановлено, правда, это никак не повлияло на растущую мировую известность художника.
Сегодня она подкреплена тем, что Миша Шаевич входил в топ-50 самых дорогих российских художников (из ныне живущих; по данным издания «The Art Newspaper Russia»). В 2006 году его картина «Футбол» была продана за 108 тысяч фунтов стерлингов, иначе – по актуальному курсу: около 8 миллионов рублей. Правда, эти деньги достались не художнику лично – в свое время Брусиловский продал эту картину какому-то коллекционеру, и уже от него, спустя годы, она ушла за столь крупную сумму, правда, безусловно, это повлияло на рейтинг Брусиловского на рынке искусства. Еще до этой продажи ранний вариант картины «Футбол» Миша Брусиловский подарил Евгению Ройзману. Об этом на открытии екатеринбургской выставки художника в 2011 году рассказал Евгений Вадимович: «Мне на самом деле повезло – мне Миша Шаевич картинки дарил». Это собрание картин Евгений Ройзман теперь намерен передать в музей Миши Брусиловского, его планируют открыть в Екатеринбурге до конца этого года.
Не только у картины «Футбол» есть несколько вариантов. Такая история с повторением сюжета встречается у Миши Брусиловского и в серии «Красная Шапочка» или, к примеру, в серии, которую можно назвать «реквием» по погибшим в годы войны. Но повторяется всякий раз лишь сюжет, сама форма, с помощью которой Миша Шаевич ведет художественное размышление по уже знакомому поводу, всегда нова, это новое решение профессиональных задач художника. На бытовые вопросы о том, что значит та или иная картина или тот или иной ее вариант, Миша Брусиловский обычно не отвечает, точнее – говорит, что готов послушать интерпретации зрителей. Еще большей загадкой насыщает он свой творческий метод в фильме Бориса Шапиро, рассказывая о том, что художника ведет его рука – ведет в неизвестном направлении, а голова при этом «очень сильно отстает от руки художника». Таким новым способом, очередной импровизацией он мог продолжить серию-«реквием»: к картинам «Пьета жертвам войны», «Реквием», «Освенцим» добавилась бы и работа, посвященная Бабьему Яру – памяти расстрелянным мирным жителям, главным образом евреям украинского происхождения. Эскиз он сделал. Но саму работу не успел – на нее уже не хватило энергии. В интервью «Областной газете» Миша Брусиловский рассказывает, что хотел сделать эту картину не страшной, а возвышенной: «как торжественную мессу; это была бы белая картина с композициями из цветных ангелов». Он говорит и о том, что она получилась бы красивой, а это, возможно, потому, что трагедия Бабьего Яра связана с Брусиловским лично. Туда уехала его троюродная сестра, и была расстреляна – немцам ее сдал бывший сосед по квартире.
О значимости Миши Брусиловского как художника для свердловской творческой среды рассказывает его близкий друг художник-график Виталий Волович. В уже обозначенном фильме Бориса Шапиро он говорит о том, что творчество Миши Шаевича было как дрожжи: «Каждый раз после того, как мы приходили в его мастерскую, рождалась какая-то особая смелость и мы находили силы в том, чтобы и в своей работе пытаться быть независимыми и исходить только из того, что кажется тебе как художнику [важным и значимым]». Будучи таковым для художников-друзей, Брусиловский сам считал это свое окружение основополагающим для творчества – для того чтобы стать художником, обязательно нужно иметь друзей. В частности, два его близких друга – Виталий Волович и Герман Метелев - сопровождают его скульптурное воплощение в композиции «Горожане. Разговор» – что стоит в екатеринбургском сквере. Она видна из окна квартиры Миши Шаевича и смущает его, по словам художника – памятник Брусиловскому можно было сделать и посмешнее.
www.znak.com