Жан Оноре Фрагонар Fragonard, Jean Honore  (1732-1806). Фрагонар картины


Фрагонар, Жан Оноре. Все картины художника

Жан Оноре Фрагонар, жизнь и творчество

Жан Оноре Фрагонар – признанный любитель, импровизатор французского искусства XVIII века. Прославленный мастер живописи и гравюры, он смело экспериментировал и отступал от натиска классицизма. Внутренние повороты его жизненного пути нашли отражение в сотнях произведений.

Начало творческого пути

5 апреля 1732 года, в Грассе на юге Франции, в семье перчаточника и торговца галантереей, родился сын. Неудачное капиталовложение разорило семью, и она переезжает в Париж. В юном возрасте Жана устроили клерком в нотариальную контору, но занятие не приносило удовольствия, а его мысли были отданы живописи. Склонность юноши к рисованию была подмечена нотариусом. При очередной встрече с родителями мальчика, он советует прислушаться к желанию сына и отправить его на обучение художественному ремеслу.

Первым шагом на пути к изменению профессиональной деятельности, послужило знакомство с известным живописцем Франсуа Буше. Просмотрев работы юноши, мастер вынес вердикт – они недостаточно хороши для мастерской, и порекомендовал родителям обратиться к Жану-Батисту Шардану. Но молодой ученик не оставлял надежд учиться у великого живописца, и через шесть месяцев занятий у Шардана успешно возвратился к кумиру Буше.

Фрагонар был пленён свободой, лёгкостью и весёлой фантастичностью живописи учителя. Почерк наставника он оставил во многих полотнах. Чувственная нега, изысканная декоративность, ощущение радости бытия нашли отражение в ранних произведениях Жана. Его рисунки не могли отличить от работ учителя. В этот период он часто пишет юных поселянок с оголённой грудью, в окружении цветов и пухлых младенцев. Такие произведения пользовались спросом и отдавали дань изощрённости рококо. Фрагонар мог продолжать в этом направлении работать и безбедно жить. Но он пошёл дальше и начал углублённо изучать стиль Рембрандта.

Этапы взрослой живописи

Стремление к высокому и глубокому искусству молодого художника, были замечены Буше, и он порекомендовал взять участие в римском академическом конкурсе. С этой целью было написано полотно «Жертвоприношение Иеровоама», которое подарило победу и возможность жить и работать в Италии. Но для получения награды необходимо было проучиться три года в школе Карла Ванло.

Во Французской Академии Рима, Фрагонар познакомился с античным и ренессансным искусством. Его поразили шедевры Микеланджело и Рафаэля. Совершенствовать свой стиль в заведении не удалось, потому что официальной ориентацией обучения выступало копирование. Стать самим собой и отразить собственное видение мира помогло знакомство с живописцем Юбером Робером и любителем искусства Сен-Ноном.

Погружённый в мир чужих образов, он с лёгкостью меняет направление в рисовании. Сотрудничество с новыми знакомцами пробуждает дремавшие в художнике таланты. Совместная поездка на юг Италии открыла блистательный период карьеры Фрагонара. Результатом стало роскошное и богато иллюстрированное художественное издание большого формата, в его состав входили и гравюры. Основой выступали зарисовки уличных сцен, пейзажей, архитектуры.

Возвратившись в Париж, художник выставляет картину «Смерть Кортеса». Она произвела небывалый фурор и сыграла роль пропускного билета для вступления в королевскую академию художеств. В этот временной промежуток Жан много времени уделяет и гравюре. Создаёт одновременно серию полотен, рисуя французские парки. Он проявил блестящие графические способности. Отражая парковые местности, использует бистр, сангину, акварель, тушь. Рисунки демонстрировали свежесть полученных впечатлений совместно с фантастическими элементами. «Игра в жмурки», «Праздник в Рамбуйе» передают невероятную насыщенность светом и воздушность.

Фрагонар был увлекающейся личностью, он постоянно менял стиль изображения, перестраивал свою лиру и писал в различных направлениях. Его шедевр «Качели» наполнен трепетом, чувственностью и счастьем. Декоративный колорит гармонично пересекается с композиционным ритмом. Одновременно написанные портретные произведения разрушали устоявшиеся каноны того времени. Запечатлённый в момент озарения философ на полотне «Портрет Дени Дидро» доказывает это. Работа экспрессивна и динамична, а её цветовое решение говорит об изменчивости натуры.

Заключительная часть творчества

Вскоре после возвращения во Францию, Жан прекратил писать на исторические темы и решил следовать вкусам эпохи. В то время небывалой популярностью пользовался идеалистический жанр и пастораль в духе его учителя Буше. Хотя критики и возмущались резким изменением в живописи Фрагонара, им пришлось признать, что новые объекты имеют огромный успех и прочно входят в моду. Изображённые интимные сцены, сюжеты с эротическим подтекстом и пасторали были проданы по большой цене. Жан продолжает писать портреты, миниатюры. Работает над офортным гравированием. Лучшими считаются гравюры – «Шкаф», «Антоний и Клеопатра», «Вечеря в Эммаусе». Хорошо продаются акварели и пастели. Художник становится не только модным, а ещё и богатым.

Но началась французская революция. В это непростое для страны время Жан был хранителем Национального музея Лувра и членом жюри художественных выставок. В искусство входит новейший стиль – классицизм. Перемена лишает Фрагонара популярности и полностью разоряет его.

В 1793 году он посещает родной Грасс. А в начале XIX столетия возвращается в Париж, где 22 августа 1806 года в возрасте 74 лет умирает. Его работы украшают сегодня музеи, собрания картин, галереи, среди них Лувр и Государственный Эрмитаж. Его имя носят фабрика и музей духов Fragonard во Франции. Этот великий человек оставил неизгладимый след в искусстве XVIII-XIX веков, тесно связав живопись и графику, воспевающих радость бытия и обладающих неимоверным вкусом исполнения.

Оксана Белик

gallerix.ru

интересные факты, картины с названиями

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) – живописец и гравёр чувственного и утонченного, эпикурейского по своей атмосфере периода рококо. Он, прежде всего, мастер пасторального и галантного жанра во всех его бесчисленных проявлениях. Мы постараемся представить его наиболее известные и выразительные произведения. Начнём, однако, с краткой биографии художника Фрагонара.фрагонар художник

Жизненный путь ученика Ж.-Б. Шардена и Ф. Буше

Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Его отец шил перчатки, но разорился, и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Но желание стать художником, круто изменив жизнь, было столь велико, что он попадает в мастерскую признанного мастера Франсуа Буше. Умения Жана-Оноре невелики, и он через полгода переходит на стажировку к Шардену, а затем вновь возвращается к Буше. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Художник Фрагонар постепенно формируется, изображая юных очаровательных поселянок с младенцами, тачками цветов, овечками. Примером может служить картина «Пастушка» (1752).фрагонар художник картины

Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Ее линии прихотливы, извилисты. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами, и беленькая хорошенькая овечка. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. На подобные произведения был большой спрос. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. В результате после одной из его картин на историческую тему он получил в Академии Золотую медаль и был направлен в Рим. В Италии живописец попал под влияние Тьеполо.

Возвращение в Париж

Вернувшись на родину, художник Фрагонар полностью отказался от религиозных и классических тем, посвятив свое творчество сценам любви, игры, сладострастия. Именно с ними его имя теперь ассоциируется. Достаточно привести некоторые картины с названиями художника Фрагонара: «Выигранный поцелуй», «Похищение рубашки Амуром», «Желанное мгновение», «Любовь как безрассудство», «Игра с огнем», «Страж любви», «Купальщицы», «Фонтан любви», «Счастливые влюблённые», «Задвижка», «Любовные грёзы». Это далеко не всё, что написано мастером. Ведь у него более 500 работ! Это ли не интересно!

Черты искусства художника

Творчество Фрагонара многолико, изменчиво. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью. Техника офорта ему тоже была подвластна. На протяжении всего творческого пути он испытывал влияния разных художников и писал в разных манерах. Но произведения Оноре Фрагонара всегда узнаваемы: в его живописи представлены почти все галантно-эротические мотивы XVIII столетия – это страстные любовные объятия и шаловливая игра, жанровые любовные сценки и обнажённые купальщицы, которые больше напоминают морских наяд. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным, игривым («Художник и его модель»). Легковесность образов и сюжетов сглаживается силой живописного таланта и наполняется поэзией. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни, искренностью, чистотой и свежестью чувства. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо).фрагонар художник интересные факты

Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Это позже будет восхищать импрессионистов. И последнее, о чём необходимо сказать. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. В тенях краски сгущаются почти до черноты или начинают сиять перламутрово-белыми, розовыми или золотистыми оттенками. Свет мягко обтекает все формы и заполняет собой пространство, создавая характерное для художника туше.

Пикантный сюжет

По заказу в 1762 году написана картина «Качели». Жан-Оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой.фрагонар художник картины с названиями

Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Его пронизывает солнце, освещая голубое небо, на фоне которого взлетела на качелях с красным бархатным сиденьем юная прелестница подобно изящной воздушной бабочке. Она знает, что тот, кто её раскачивает сзади, не видит второго молодого человека, который спрятался в кустах. Он совсем юн и изящно манерен. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Эти качества делают их частью окружающей природы. Стоящий на пьедестале амур Фальконе лукаво прижимает пальчик к губам, призывая всех только молчаливо любоваться галантной сценой. Картина легка для восприятия, так как в ней соединяются материальная красота жизни и театральная зрелищность. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.

Парковый цикл 70-х годов

Как истинный сын своего времени, художник любил парковое искусство и с вдохновением писал именно деревья с огромным светозарным небом и тающими облаками. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».фрагонар картины Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость, интимность, утонченность. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. В тающей массе деревьев и облаков свет и цвет составляют единое целое, воплощая материальный мир в поэтическое произведение. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.

Певец семейного очага

В духе века Просвещения, под влиянием Дидро и Руссо Фрагонар начинает писать сцены семейной жизни. Он умилённо вглядывается в юных девушек и молодых матерей семейства. Они на картинах Оноре Фрагонара полны задора и веселья. В них ощущается прежнее чувственное очарование: «Приготовление обеда», «Заботливая мать», «Счастливое семейство». С особенным живописным блеском юмором и нежностью написаны сценки с детьми: «Мальчик с диковинкой», «Скажи, пожалуйста». Быт в искусстве Фрагонара поэтизируется и театрализуется.

Портреты

Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники, их дочери. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. Посмотрим на несколько портретов.

Задумчивые читающие девушки

В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.фрагонар произведения Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Она сосредоточена, и ничто её не отрывает от интересной книги. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Девушка сидит, прислонившись к мягкой подушке лилового цвета, на которую падают тени глубокого золотисто-пурпурного цвета. Этот портрет написан в переходный период, когда Фрагонар уже отходил от типичных образов рококо.

«Любовное письмо»

Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.жан фрагонар картины Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета, изображенном легкими воздушными мазками, и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна. Она застигнута врасплох, обратила свое лицо от листов, лежащих на столе, к тому, кто внезапно вошел в комнату. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Лучи солнечного света, которые проскальзывают через окно, окрашивают её кожу золотистыми оттенками, также играют на золотистых драпировках стен и коричневом полированном столе. Прелесть портрета состоит в том, что это кажется не постановкой, а моментом, схваченным из жизни.

Поиск новых направлений в живописи

В 80-х и 90-х годах художник чувствует, как меняется стиль живописи. Он становится сухим, строгим. Давид задаёт новое направление - неоклассицизм. Популярными становятся героические постановочные сцены, в которых выражается стремление к свободе и чеканная барельефность изображения. Фрагонар, не принимая полностью новейших изысканий, обращает свое внимание на «малых голландцев». Их влияние прослеживается в работе, представленной ниже.

«Поцелуй украдкой»

Рассмотрим один шедевр 1788 года, который находится в Эрмитаже. Это позднее произведение мастера поступило в Россию в 1895 году из коллекции С.А. Понятовского в качестве обмена на картину «Полька». Жанровая сценка, придуманная Фрагонаром, как будто была им увидена в жизни.произведения оноре фрагонар

Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Оп! И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Главное, цель достигнута. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Мы не будем останавливаться на колористическом мастерстве и стиле, на который повлиял входящий в силу классицизм. Это без слов видно на представленной репродукции.

Отъезд из Парижа

Во время революции художник Фрагонар уезжает из бурлящего и страшного Парижа. Его покровители и заказчики были гильотинированы или изгнаны. Живописец нашёл приют в Грассе у своего кузена Александра Мольберта. Только в начале XIX столетия художник возвращается в столицу. Разорённый и всеми забытый, он умирает в 1806 году.

Значение творчества художника Фрагонара, интересные факты

Живописец сумел органично соединить в своих образах театральность и реализм, ни с чем не сравнимую утончённость и энергию, почти бесплотные мечты и грёзы и чувственную полноту бытия. Он подвел итог всех направлений, которые существовали в XVIII столетии, и стал предшественником классицизма, романтизма и реализма следующего века. Открытый заново, он вновь стал дарить людям la joie de vivre.

  • Его чтили импрессионисты как одного из своих учителей и предтеч.
  • Писал художник необыкновенно быстро. На оборотах его портретов можно найти надписи, что работа написана в течение часа.
  • Продажи его картины «Портрет Франсуа-Анри, герцога Д’Аркура» на аукционах мира в 2013 году достигли рекордной точки в 28 миллионов долларов.
  • Именем мастера назван музей в Париже, а также фабрики и музей духов в Эзе и Грассе.

fb.ru

Жан Оноре Фрагонар. Известные работы. — Artrue

Краткая биография

Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Будучи художником, писавшим в стиле рококо, Фрагонар не принял новую эстетику, привнесенную во французское искусство идеями революции.

Основные произведения

Воз в грязи. Жан Оноре Фрагонар.Воз в грязи. Жан Оноре Фрагонар.Воз в грязи, 1760. Холст, масло, 13*91 см. Лувр, Париж.Художник воссоздает сцену повседневной жизни простых поселян. На непритязательной по замыслу, но неординарной по композиции картине происходит столкновение на дороге: доверху нагруженного воза, который тянет вол, а сзади подталкивают двое парней, и отары овец, которую гонит навстречу пастух.

Украденная рубашка. Жан Оноре Фрагонар.Украденная рубашка. Жан Оноре Фрагонар.Украденная рубашка, около 1770. Холст, масло, 110*120 см. Лувр, Париж.Фрагонар создавал жизнерадостные, грациозные, зачастую двусмысленные сцены в манере легкого наброска, которых отличает изысканный колорит. Художник маскирует пикантное содержание за невинным сюжетом. Зрителю предоставляется возможность наблюдать за беспечной обнаженной красавицей, у которой отнимает рубашку амур. Присутствие спутника богини любви Венеры смягчает откровенность интимной сцены.

Поцелуй украдкой. Жан Оноре Фрагонар.Поцелуй украдкой. Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой, около 1787. Холст, масло, 45*55 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Под влиянием идей французского философа и писателя Жан-Жака Руссо (1712–1778) Фрагонар писал в середине 1780 свои картины в более романтическом стиле, основным элементом которого была чувственность. Тонкая, газовая шаль молодой девушки, возможно, олицетворяет ее чувства. Легкость и непринужденность, характерные для ранних произведений художника, постепенно уступили место монументальности. Портрет танцовщицы Мари-Мадлен. Жан Оноре Фрагонар.Портрет танцовщицы Мари-Мадлен. Жан Оноре Фрагонар. Портрет танцовщицы Мари-Мадлен Гимар, около 1767. Холст, масло, 82*65 см. Лувр, Париж. Художник достигал магического воздействия на зрителя, слегка нарушая сходство портрета с моделью и придавая их позам некоторую нарочитость. Он нередко писал заказчиков в костюмах различных исторических эпох. Смешение элементов реального и фантастического придает его портретам неповторимое очарование. Портрет Луи Ла Бретеша. Жан Оноре Фрагонар.Портрет Луи Ла Бретеша. Жан Оноре Фрагонар. Портрет Луи Ла Бретеша, 1769. Холст, масло, 80*65 см. Лувр, Париж. Художнику понадобилось не более часа, чтобы написать портрет старшего брата своего друга и покровителя, аббата де Сен-Но. Всего несколькими легкими штрихами художник моделирует подвижную фигуру, выделяя черты лица, мягкую драпировку одежды. Умелый подбор светлых тонов создает эффект солнечного освещения. Качели. Жан Оноре Фрагонар.Качели. Жан Оноре Фрагонар. Качели, 1767. Холст, масло, 81*65 см. Коллекция Уоллес, Лондон. Исполненные чувственной неги и радости бытия, картины Фрагонара пользовались огромной популярностью, ими украшали будуары — помещения для интимных встреч, Один барон заказал картину для своей возлюбленной. Любовная игра захватила молодых людей, и пикантность в значительной степени смягчается якобы случайным падением кавалера.

artrue.ru

Жан Оноре Фрагонар - Биография художника, известные произведения, выставки

Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard) — последний из плеяды великих художников рококо. Какие ассоциации вызывает в нас его весёлое имя? Изящество, граничащее с легкомыслием. Фривольность, не достигающая вульгарности. Качели, духи, поцелуи…

Фрагонар родился в Грассе, провинциальном городке на юге Франции. Во времена его детства Грасс считался «кожевенной столицей», а сейчас имеет славу столицы парфюмерной. Интереснее всего, что отец художника Франсуа Фрагонар испытал эту трансформацию, не побоимся каламбура, на собственной шкуре.

Дело в том, что Франсуа был кожевенник. Его лайковые перчатки пользовались в Грассе популярностью, но вкус горожан становился всё привередливее: аромат натуральной кожи казался им слишком грубым. Фрагонар-старший одним из первых начал вымачивать телячьи кожи в розовом масле, научился придавать перчаткам запах сандала или ванили. Постепенно из перчаточника он превратился в успешного парфюмера, его ароматы с удовольствием покупали представители парижского высшего света. Так что знаменитая теперь грасская фабрика духов «Фрагонар» и одноименный парижский музей парфюмерии носят имя художника не только оттого, что на своих картинах он воспевал изящество и роскошь или прославил город самим фактом своего рождения, но и потому, что без вклада отца Фрагонара Грасс мог и не стать парфюмерной столицей.

Жану Оноре было 6 лет, когда после смерти его младшего брата семья перебралась в Париж. В 13 лет отец устроил Фрагонара помощником клерка в нотариальной конторе — он явно не хотел, чтобы Жан Оноре повторял его путь дубильщика кож. Но юный Фрагонар с трудом вникал в тонкости юриспруденции. Дни напролёт он только и делал, что рисовал работников и посетителей конторы. В конце концов, его начальнику это надоело и он предложил отцу: «Хотите, пристрою вашего мальчика в мастерскую мсье Буше?»

Об этом можно было только мечтать. Франсуа Буше был самым модным и самым востребованным столичным художником, декоратором королевских покоев и любимым художником всесильной мадам Помпадур. Буше констатировал, что Фрагонар, безусловно, способный молодой человек, но ему не хватает опыта, поэтому пока ему лучше позаниматься в мастерской Шардена.

Замечательный жанрист Шарден слыл человеком порядочным и весьма скромным. Он считался прекрасным педагогом, но трудно представить, чтобы темпераментный (он ведь был родом из Прованса!), пылкий и еще очень юный Фрагонар мог всерьёз увлечься тихой прелестью камерных жанровых сценок Шардена — «Кухарки» или «Прачки». Фрагонар чистил палитру мэтру и копировал его работы без вдохновения, и уже через каких-то полгода Буше принял его обратно, отметив, что многие нужные навыки Фрагонар все-таки получил.

Учиться и работать под началом Буше для Фрагонара оказалось счастьем. Безудержная декоративность, изобретательность и постоянные импровизации, чувственность и гедонизм живописи учителя — всё это Фрагонар ощущал как собственную стихию. Он так талантливо мимикрировал под стиль учителя, что иногда трудно различить, где Буше, а где Фрагонар.

Забегая вперёд, можно сказать, что стиль рококо нашёл во Фрагонаре своё высшее выражение и — свой конец. Художник стал прямым наследником французских виртуозов рококо двух предыдущих поколений — Антуана Ватто и Франсуа Буше. Фрагонар не стремился перенять меланхолическую утонченность и психологизм Ватто, но с лихвой компенсировал их своей заразительной, искрящейся жизнерадостностью. Он уступал Буше в декоративности, зато выигрывал в экспрессии и изобретательности живописи.

В 20 лет Фрагонар получает гран-при академического конкурса за историческую картину «Иеровоам, приносящий жертвы идолам». Это означало, что его могут отправить учиться во Французскую академию в Риме. Но перед этим Фрагонара обязали пройти курс в так называемой Школе протежируемых учеников, которой руководил Карл Ванлоо. Еще 4 года ушло на совершенствование знаний анатомии, рисунка и колорита.

Наконец, в 1756-м году Фрагонар оказался в Риме. Там он сдружился с еще одним пенсионером Академии — художником Юбером Робером, будущим «мастером руин». Вместе они изучают римские древности, путешествуют по Италии и знакомятся с частными коллекциями французских аристократов. Забавно, но лишь в Италии Фрагонар смог оценить всю живописную притягательность… стирки — того, что когда-то легкомысленно отверг у Шардена. Теперь во время прогулок Фрагонар и Робер заворожённо смотрели, как прачки-итальянки стирают в античных бассейнах. Полуразрушенные покинутые виллы предлагали то же экзотическое зрелище: женщины полоскали бельё прямо в фонтанах и развешивали на деревья и статуи. Стирка в окружении руин — таков сюжет теперь уже фрагонаровских «Прачек».

Фрагонар всегда был душой компании. Его отличали лёгкий и весёлый нрав, обходительность и чувство юмора. Все любили художника и звали его просто «Фраго». Когда срок пенсионерства истёк и Фрагонару нужно было возвращаться в Париж, в его жизни появился важный персонаж — аббат де Сент-Нон. Он был богат, увлекался гравюрой, но более всего был известен как меценат. Благодаря его щедрости Фрагонар исколесил всю Италию от Феррары до Флоренции, от Вероны до Венеции и от Виченцы до Пьяченцы. В Париж Фраго вернулся знаменитым художником.

То, что его истинное призвание — картины игриво-эротического характера, Фрагонар понял почти сразу. Однако официальная карьера требовала проявить себя в серьёзном жанре. С этой целью он написал картину «Корез и Каллероя», но потом всё же раздумал становиться академиком. Частная практика и коммерческие заказы во времена Фрагонара стали делом более прибыльным, чем трудное восхождение по иерархической служебной лестнице под патронатом государства.

Стиль Фрагонара — лёгкий, утончённый, праздничный — находит множество поклонников. Фаворитка короля маркиза Дюбарри заказывает ему «Любовные приключения» — серию из нескольких огромных картин. Фрагонар принимает заказы на портреты и пейзажи. Но не они становятся знаковыми вещами художника. Более всего Фрагонар знаменит своими пикантными сценами — галантными («Поцелуй украдкой», «Качели») или откровенно эротическими («Стянутая рубашка», «Девушка с собачкой», «Задвижка»).

В 1769 году Фрагонар знакомится с Мари Анной Жерар. У них было немало общего. Так же, как и Фрагонар, девушка приехала из Париж из Грасса. Её отец был парфюмером. И она тоже мечтала зарабатывать своим искусством — Мари Анна писала акварели. Фрагонар предложил дать симпатичной акварелистке несколько уроков, а она с чисто французской непосредственностью тут же перебралась к нему жить. Когда до рождения их дочки Розали оставалось несколько месяцев, Анна Мари и Жан Оноре обвенчались.

Современники утверждают, что их брак был вполне счастливым. После дочери в семье родится еще сын Александр-Эварист, который также станет успешным художником. Впрочем, Анна Мари сама (и из лучших побуждений) нарушит безоблачность семейной идиллии, когда пригласит под их кров свою младшую сестру — 14-летнюю Маргариту Жерар. Маргарита станет самой способной и прилежной ученицей Фрагонара, к 24 годам она будет считаться одной из известнейших французских художниц. Конечно, ей и Фрагонару, которых разделяла почти 30-летняя возрастная разница, так и не удастся доказать, что их связывала только работа. Анна Мари будет страдать от ревности. Но даже после смерти сестры и её мужа Маргарита ни разу не подтвердит, что между нею и Фрагонаром была любовная связь.

А потом во Франции грянула Революция. С точки зрения её идеологов, всё творчество Фрагонара, посвященное потаканию прихотям аристократии, воспринималось как воплощение излишеств и неумеренности, связанных с разложением аристократии и монархии. Ученик Фрагонара Жак-Луи Давид защитит своего учителя во время кровавых расправ и найдет ему должность в администрации Лувра.

Конец жизни Фрагонара был безрадостен. Из Лувра его всё-таки уволили. Большим ударом оказалась смерть 18-летней дочери Розали. Сын Александр-Эварист делал карьеру художника и жаждал освободиться от всяких сравнений со знаменитым отцом, а потому прекратил с ним общение. Творчество самого Фрагонара оказалось в тени работ неоклассицистов. Мода на рококо завершилась.

Ярким августовским днём 1806 года полноватый благообразный пожилой человек вошёл в одну из парижских кондитерских и заказал мороженое. Солнышко пригревало, и посетитель задремал. Служащие кафе знали, что это их завсегдатай, мсье Фрагонар, и потому не стали его будить, пусть отдохнёт. Через пару часов стало ясно, что посетитель не спит — он мёртв. Смерть в ласковых лучах солнца в ожидании мороженого — трудно придумать более подходящий конец для последнего художника эпохи рококо.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Художник Жан Оноре Фрагонар.

Качели Фрагонар«Качели» (Счастливые случайности качания на качелях)Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. На этих рисунках, выполненных бистром или сангиной, изображены тенистые аллеи, напоминающие своды соборов, величавые зонты пиний, целые каскады зелени, гроты, ступенчатые террасы с балюстрадами и статуями. Все это отличается архитектурной стройностью композиции и проникнуто почти космическим чувством природы, роднящим Фрагонара с мастерами XVII века. Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали...Автопортрет Фрагонара

АвтопортретПосле возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами. Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»). Жан-Луи Фрагонар Автопортрет Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». В 1770-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека. Жан-Луи Фрагонар АвтопортретВ 1780-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто. В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо. После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь. Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала. Картина ФрагонараThe Love Letter 1770The Love Letter 1770Художник Жан Оноре Фрагонар.The lock 1776-79Художник Жан Оноре Фрагонар.Psyche and Her Two SistersPsyche and Her Two SistersThe Fountain of Love.1785.Wallace Collection, LondonХудожник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.A Young Scholar.1775-1778.Wallace Collection, LondonХудожник Жан Оноре Фрагонар.Дени ДидроДени ДидроBlind man's bluff gameBlind man's bluff game Художник Жан Оноре Фрагонар.Diana and Endymion, c. 1753-1755Художник Жан Оноре Фрагонар.Coresus Sacrificing himselt to Save Callirhoe.1765.Musйe du Louvre, ParisХудожник Жан Оноре Фрагонар.Comite revolutionnaireХудожник Жан Оноре Фрагонар.Captured kissХудожник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.Adoration of the Shepherds.1775.Художник Жан Оноре Фрагонар.A Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, WashingtonA Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, WashingtonA Boy as Pierrot.1776-1780.Wallace Collection, LondonХудожник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.The Fountain of Love 1785Художник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.Visite à la nourriceХудожник Жан Оноре Фрагонар.The Faithful DogХудожник Жан Оноре Фрагонар.The Bathers.1772-1775.Художник Жан Оноре Фрагонар.Portrait of a Man called 'The Warrior'Художник Жан Оноре Фрагонар.Урок музыкиХудожник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.The Shady WalkХудожник Жан Оноре Фрагонар. Художник Жан Оноре Фрагонар.Мечтания 1768Мечтания 1768 ФрагонарДевушка, играющая с собачкой 1772Художник Жан Оноре Фрагонар.Девочка в постели, играющая с собачкой, Мюнхен,Художник Жан Оноре Фрагонар.Венец возлюбленному 1771-73Художник Жан Оноре Фрагонар.Танец сатиров Четвертый листХудожник Жан Оноре Фрагонар.Свидание 1771-73Художник Жан Оноре Фрагонар.Поцелуй украдкойПоцелуй украдкой Фрагонарhttp://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/495-fragonar.html

art.mirtesen.ru

Жан Оноре Фрагонар - Журнал обо всём

 Живопись Фрагонара  наполнена  трепетной эмоциональностью, чувственной негой, ощущением радости бытия, отличается декоративностью колорита, легкостью живописной манеры.  Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях .  Художнику удалось  передать  интенсивную красочность реального мира в  теплой  золотистой  гамме,  в игре света. В портретах  современников запечатлел  творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний. Дени Дидро. В «Портрете  Дени Дидро» он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. За пределы портретного жанра выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Экспрессивная живописная манера и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете, «Портрет Дени Дидро". 

 

В интимно-лирических портретах Фрагонара характерные черты  романтизма XIX века.

"Поцелуй украдкой"

Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Его отец – Франсуа Фрагонар – был перчаточником, занимаясь коммерцией, он потерял все свое небольшое состояние и вынужден был определить сына-подростка в конторские служащие. Нотариус, у которого работал Жан Оноре, заметил склонность мальчика к рисованию и посоветовал отцу отдать его в обучение к художнику. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше.В  творчестве  Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.

http://img534.imageshack.us/img534/2073/zz5detay.jpg "Качели". Фрагонар. 

Первые полотна написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Сценки с изображением хорошеньких крестьянских девушек и юношей в окружении цветов и плодов, занятых сельским трудом или играми, праздничны, нарядны и жизнерадостны. Значительную роль в творчестве Фрагонара сыграла и его дружба с живописцем Юбером Робером. Именно от него передались Фрагонару увлеченность изучением античной и ренессансной архитектуры, интерес к жанру пейзажа.

В период пребывания в Италии Фрагонара, по-видимому, были созданы и первые полотна с изображением бытовых сцен из крестьянской жизни в интерьере. Они написаны совершенно в духе эстетических взглядов Дени Дидро, утверждавшего, что «в живописи следует сохранять изящество даже в изображении нужды и забот» и что «всякая картина, достойная похвалы, во всем и везде соответствует природе. Нужно, чтобы я мог сказать: “Я не видел этого, но верю, что это существует”». 

http://www.arthermitage.org/Jean-Honore-Fragonard/Nymph-and-Two-Satyrs.jpg

Воспоминанием об Италии явились офорты из серии «Вакханалии, или Игры сатиров» (1763). Свободный штрих и смелые контрасты черного и белого в листах «Семейство сатира», «Нимфа, сидящая на руках двух сатиров», «Танцы сатиров» (все – 1763) заставляют вспомнить графические работы Дж.Б. Тьеполо. 

 

     Совершенно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох". Критики отметили  не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета. В теплой золотистой гамме, в блестящей феерии изображенных женских тел, напоминающих живые цветы в отблесках солнечного света и искрящихся в его лучах капель воды, ощущается увлеченность произведениями Питера Пауля Рубенса.  

 http://sr.gallerix.ru/991555443/_UNK/1140853297/ Похищенная Амуром рубашка.

В период 1761–1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков» в манере Рембрандта. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках, иногда с книгой. Их лики, фигуры, одежды написаны широкими отрывистыми мазками, а красновато-коричневая гамма картин, свет, подчеркивающий формы лиц, напоминают манеру Рембрандта. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств», им даже давались имена некоторых исторических или легендарных персонажей. 

     Именно Рубенс и Рембрандт оставались его любимыми мастерами на протяжении всей жизни. Полотна «Колыбель» и «Меркурий и Аргус» (оба – 1766–1770) явились «вариациями» на тему известного полотна Рембрандта на сюжет «Святое Семейство».

http://www.hoocher.com/Jean_Honore_Fragonard/Groups_of_Children_in_the_Sky_(A_Swarm_of_Cupids)_%20ca_%201765_67.jpg

В Салон 1769 года Фрагонар представил полотно овальной формы «Группа детей в небе» (1767) с изображением парящих в небе фигурок пухлых розовых амуров.

 

Дени Дидро дал весьма строгую оценку этой работы, очень красочно и с сарказмом описав ее. «Вот прекрасная, огромная яичница из детских фигурок; их тут целые сотни, они слипаются между собой, все смешано: головы, бедра, тела, руки, и притом с совершенным искусством; но все это лишено силы, красок, глубины, различных планов… так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах, написано пушисто. Быть может, это слово еще не употреблялось, но оно хорошо передает мою мысль: эту картину можно принять за кусок прекрасной, очень чистой, но от времени пожелтевшей овчины, из спутавшихся завитков которой случайно получилось что-то похожее на хоровод детей… Господин Фрагонар, это чертовски пресно. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Дидро назвал живопись Фрагонара «пушистой», имея в виду сложившуюся манеру работы мастера размашистыми «широкими» мазками, придававшими картинам вид этюдов. 

 

В 1769 году Фрагонар женился на Марии Анне Жерар, которая, так же как и он, была родом из Граса. В этом же году ему была предоставлена мастерская в Лувре, которую посещали многие известные люди. У них было двое детей – дочь Розали, скончавшаяся в октябре 1788 года в возрасте девятнадцати лет, и младший сын Александр Эварист, ставший впоследствии художником и занимавшийся у Жака Луи Давида.

Маргарита Жерар

Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769; «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х; «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».

 http://www.dreamtemplate.com/blog/wp-content/uploads/2012/04/p23.jpg "Чтение"

 

Маргарита Жерар – тот редкий случай, тем более для 18 века, когда женщина добилась успеха и признания на художественном поприще. Еще в молодости Маргарита стала довольно популярной художницей, талант которой был отмечен даже Королевской Академией живописи. За свою жизнь написала большое количество картин, принимала активное участие в выставках. Удостаивалась наград, одну из которых получила из рук Наполеона.

Излюбленными темами Маргариты Жерар стали идиллические сцены из жизни богатых семей.

      Фрагонар всячески поддерживал и продвигал свою способную протеже. Ходили даже слухи, что между мастером и его ученицей установились не совсем рабочие отношения. Что бы там ни было, по всей вероятности, некоторые картины Фрагонар писал вместе с Маргаритой.         В статье сайта La Tribune de l’Art  (естественно, с помощью переводчика) я прочла версию, согласно которой одна из самых известных работ Фрагонара «Украденный поцелуй» принадлежит не только его кисти, но и Маргариты.

Кроме того, плодом их совместного творчества, возможно, стали картины «Подарок», «Спи, мой ребенок» и «Портрет г-на Клоса».

Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765–1769). Бравурные зигзагообразные мазки темпераментной кисти Фрагонара вторят резкому повороту фигуры аббата. Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света. Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж.О. Фрагонара и Г. Робера. Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765–1770 годов. На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/166675577.336/0_8fcaa_f76977df_XL

 «Портрет женщины, держащей собачку» (1765–1769). На нем, возможно, изображена Розали Фрагонар, тетя художника. Стоячий гофрированный и накрахмаленный воротник платья почтенной дамы напоминает такую же деталь в портрете Марии Медичи на одной из картин Галереи Медичи в Люксембургском дворце. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой –«Читающая».   Не такой массивный, но тоже стоячий накрахмаленный воротничок ее желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. 

 http://onokart.files.wordpress.com/2010/04/marine1.jpg

Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы, известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765–1769). Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара. В июле 1770 года она заказала ему четыре десюдепорта для интерьеров Старого павильона замка в Лувесьенне, полученного ею в 1769 году в подарок от короля.

 

В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи XVII века: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Фрагонар был виртуозом в графике, использовал тушь, акварель, обращался к сангине, создавал офорты, книжные иллюстрации.Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем, и заказал мороженое. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит, и не стал его будить. Спохватились лишь пару часов спустя... Великому художнику была уготована лёгкая смерть.

 

Картины Фрагонара:

приблизитьВенера и купидон

Венера

приблизитьРождение Венеры

приблизитьАврора и Кефал

приблизитьКефал и Прокрида

приблизитьСелена и Эндимион

приблизитьПсихея показывает сестрам подарки Амура

приблизитьЖрица Корезус жертвует собой, чтобы спасти Каллирою

приблизитьНимфы

приблизитьИероним поклоняется идолам

приблизитьПоклоннение пастухов

приблизитьИгра в жмурки

Игра в жмурки

Погоня

приблизитьСвидание

приблизитьВенец возлюбленному

приблизитьПризнание в любви

приблизитьМузыкальный конкурс

Мечтания

приблизитьКачели

приблизитьПраздник в Рамбуйе

приблизитьВыигранный поцелуй

приблизитьЗадвижка

приблизитьКонтракт

Сувенир

Любовное письмо

приблизитьДевочка, играющая с собачкой

Мальчик Пьеро

приблизитьСестры

Молодая ученица

приблизитьУрок для всех

приблизитьУрок музыки

приблизитьВизит медсестры

Вдохновение

приблизитьОбучение

kolybanov.livejournal.com

Художник Жан Оноре Фрагонар.: philologist

Жан Оноре Фрагонар (Fragonar)4723908_0_4a163_bd98c789_L (500x51, 28Kb)Автопортрет Фрагонара

 Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена. Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.Jeroboam Offering Sacrifice for the Idol,1752Psyche Showing Her Sisters Her Gifts from Cupid,1753  После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии. Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени.Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»). Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами. Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»). The Swing,1750-55Diana and Endymion,1753-56The Musical Contest,c. 1754The Storm,c. 1759Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». Ve,us and Cupid,c. 1760The Cradle,1761-65Match to Powderkeg (Le feu aux poudres),1763-64Le petit parc,1764-65Coresus Sacrificing himself to Save Callirhoe,1765Mountain Landscape at Sunset,c. 1765Night Scene,1765-68The Swing,1767Abbй de Saint-Non (Fanciful Figure),1769Marie-Madeleine Guimard (Fanciful Figure),1769Denis Diderot (Fanciful Figure),c. 1769Monsieur de la Bretиche (Fanciful Figure),1769Study (Fanciful Figure),1769Music Lesson,1769Young Woman Playing with a Dog,1765-72

В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом. Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека. The Shirt Withdrawn,c. 1770The Progress of Love: The Pursuit,1773The Progress of Love: The Meeting,1773The Progress of Love: The Lover Crowned,1771-73The Progress of Love: The Confession of Love,1771Love as Folly,1773-76  Love asSentinel,1773-76  The Bathers,1772-75Adoration of the Shepherds,c. 1775A Young Girl Reading,c. 1770The Happy Family,c. 1775A Young Scholar,1775-78The Visit to the Nursery,c. 1775The Souvenir,1775-78A Game of Horse and Rider,1775-80A Game of Hot Cockles,1775-80Blindman's Buff,1775-80Blindman's Buff (detail),1775-80The Swing,1775-80A Boy as Pierrot,1776-80The Bolt,c. 1777The Love Letter,1770sThe Fountain of Love,1785The Stolen Kiss,1787-89 В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто. В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо. После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь. Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала 4723908_0_4a163_bd98c789_L_1_ (500x51, 28Kb)http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht...id_j/index.htmlhttp://www.artcontext.info/pictures...5-fragonar.html             http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post220778374/

philologist.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта