Сильвестр Щедрин, русский художник: биография, творчество. Щедрин картины


Сильвестр Щедрин: картины, биография художника

 

Картины Сильвестра Щедрина

Веранда, обвитая виноградом. Сильвестр Щедрин

Веранда, обвитая виноградом.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин  (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.

Биография Сильвестра Щедрина

Сильвестру Щедрину было двад­цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест­ного скульптора, племянник живо­писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч­ное сосуществование в петербург­ской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи­лось, что Щедрин пробыл в Ита­лии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви­детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус­ства.

Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле­ние это было и достаточно схема­тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти­ческого обаяния «Вид Петровско­го острова» (1815), написан в ти­пичных для старой живописи усло­вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ­ной жизнью.

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохраняв­ший еще магическую притягатель­ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля­лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин  очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет­ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург­скую Академию художеств. Щед­рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не­пременно следуя четкому разде­лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен­ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му­зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест­венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис­кусство, Щедрин постепенно вни­кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио­нальную и психологическую зада­чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак­тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису­щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе­риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.

Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози­ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори­мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при­роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис­ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ­ходимости поисков нового живо­писного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него кра­сочные сочетания, стремясь пи­сать легко, чтобы краски пламене­ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи­вописным пространством, напо­енным светом, радующим глаз зри­теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебрис­тость приморского ветреного воз­духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро­мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст­ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре­бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоен­ных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.

Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо­жеств — Александра Иванова могут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи­си, да и живописи вообще, кото­рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас­сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти­ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд­ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз­менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.

На заметку: Если хотите красиво оформить помещение, то можно нанести на стены декоративные фрески. Узнать цены на фрески в интерьере вы можете на сайте декоративно-отделочных материалов для дома DecorShop (decorshop.ua).

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Сильвестр Щедрин

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.

картина Сильвестра Щедрина

Набережная в Неаполе. 1825

картинаыСильвестра Щедрина

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828

неаполитанские картины

Итальянский пейзаж. Капри. 1826

Итальянский пейзаж

Грот Матроманио на острове Капри. 1827

живопись Сильвестра Щедрина

Грот во Флоренции. 1826

Грот

Водопад в Тиволи близ Рима. 1823

художник Сильвестр Щедрин

Вид Сорренто близ Неаполя. 1825

Вид Сорренто

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Вид на Неаполь

Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.

Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

близ Неаполя

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828

Большая гавань на острове Капри. 1828

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Терраса в Поццуоли. 1828

Старый Рим. 1824

Прибрежная сцена

Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.

окрестности Рима

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Щедрин, Сильвестр Феодосиевич. Все картины художника

Пейзажи Сильвестра Феодосиевича Щедрина

Пейзажи С.Ф.Щедрина близки по своей природе общей направленности романтизму О.А.Кипренского. Романтические тенденции у Щедрина не носят самодовлеющего, декларативного характера. И у того и у другого романтизм заключался в лирическом, личном восприятии человека и природы, но не переходящем в восприятие субъективное. Именно у Щедрина отчетливо непосредственное наблюдение натуры.

Щедрин, вышедший из художнической семьи, окончил в 1811 году Академию художеств в классе ландшафтной живописи, где он занимался у М.Иванова и отчасти пейзажиста Ф.Алексеева. Как пенсионер Академии молодой живописец в 1818 г. поехал в Италию. Внезапная смерть настигла там живописца в расцвете его таланта.

Ещё в Санкт-Петербурге художник написал несколько превосходных пейзажей. В них чувствуются традиции пейзажа времен классицизма. Отсюда исходил интерес к реальному, определенному виду, к точной детали. Для раннего Щедрина характерны «Вид с Петровского острова в Петербурге», «Вид на Биржу с Дворцовой набережной». Последняя картина говорит о сильном влиянии Ф.Алексеева. Лирическое настроение, буквально принизывающее этот пейзаж, восходит к той сдержанной, но отчетливо ощутимой эмоциональности, которая свойственна некоторым поздним работам Алексеева 1810-х годов, и свидетельствует уже о новых веяниях в эстетике пейзажного жанра. В таких работах Алексеева как «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца с террасы первого кадетского корпуса» и «Вид Английской набережной в Петербурге», классицистическое перспективное изображение города превращается в городской пейзаж, где все компоненты объединены внутренним чувством художника.

Главная тема в творчестве – природа Италии. Художник раскрывает гармонию образа «Златой Италии». Она воспринимается им как счастливый мир, который дышит покоем. Природа в его картинах добра к людям. Излюбленные мотивы пейзажиста – спокойное море в маленьких уютных бухточках, просвечивающая на солнце зелень виноградных лоз, оплетающих террасы, чистое небо.

Рыбаки и городская беднота, торговки рыбой, оборванные дети, населяющие пейзажи Щедрина, далеки от экзотического колоритного стаффажа. Они – органическая часть единого образа Италии. Их движения естественны и неторопливы: в самом замедленном ритме их жизни ощущаешь органическую слитность с окружающей природой.

К числу лучших и типичнейших пейзажей можно отнести «Новый Рим. Замок Святого Ангела», «На острове Капри» и «Веранду, обвитую виноградом». В колорите для Щедрина характерно стремление для поэтической выразительности образа – к непосредственности восприятия окружающего мира. Традиционная для русского «пенсионерского» пейзажа познавательность как изображения архитектурной или природной достопримечательности сменяется у него интересом к природе, представляющей неповторимо индивидуальный облик данной местности.

Стремясь возможно правдивее передать поэтическую органичность окружающего мира Щедрин добивается все наибольшего осветления палитры. Это первые шаги к пленэрной живописи. «Новый Рим. Замок Святого Ангела» примечателен своим колористическим решением. Привычные коричневато-охристые тона ближних планов переходят по мере удаления в сложную игру отблесков на поверхности воды, отражающей чистое ярко-голубое небо. Свою ноту в цветовое звучание глубинного плана вносят и зеленовато-голубые рефлексы, отбрасываемые освещенною поверхностью реки на потемневшую штукатурку старых стен. Столько же убедительна голубоватая и жемчужно-серая поверхность моря и влажный воздух, пронизанный лучами солнца в картине «На острове Капри», где с такой непосредственностью и простотой дна группа рыбаков, разбирающих сети в мелкой воде прибрежья. Особенно интересны картины, изображающие гавань в Сорренто, где высокие утесы, которые нависают над водой, покрыты зеленоватыми отблесками моря.

По наблюдению одного из исследователей, в творчестве живописца доминирует светотеневая композиция, подчиняющая себе цветовые отношения. Несмотря на тонкую передачу свето-воздушной среды, его ещё нельзя причислить к мастерам пленэра. Реалистические искания Щедрина не остались одинокими. По характеру тематики и творческих тенденций ему довольно близок его младший современник, рано умерший Михаил Лебедев.

gallerix.ru

Сильвестр Щедрин, русский художник: биография, творчество

Сильвестр Щедрин стоял у истоков русского романтического пейзажа. Несмотря на то что жизнь его была недолгой, он оставил после себя множество прекрасных работ. Самый известный цикл художника – «Новый Рим. Замок святого Ангела». Благодаря работам Щедрина, пейзаж в России выходит на новый уровень и начинает котироваться как самостоятельный жанр.

Молодость в России

Зимним морозным днем в старинной дворянской семье родился Сильвестр Щедрин. Биография художника в основном связана с Италией, здесь он создал свои лучшие полотна. В России прошла только молодость живописца. Несмотря на годы, проведенные за границей, художник всегда чувствовал себя русским человеком и живо интересовался судьбой родины. Он появился на свет в феврале 1791 года в семье ректора Академии художеств, Феодосия Федоровича Щедрина. Дядя, Семен Федорович, был профессором Академии и вел свой класс. Стоит ли говорить, что с такими одаренными родственниками судьба мальчика была предрешена.сильвестр щедрин

В 9 лет Щедрин стал воспитанником Академии. Когда пришло время выбрать специализацию, он собирался поступить в класс своего дяди, специализирующегося на сентиментальном пейзаже. Но Семен Федорович неожиданно умирает, и юноша выбирает в наставники профессора Михаила Иванова.вид с петровского острова

1808 год принес студенту первую, малую серебряную медаль за рисование с натуры. В следующем году за успехи в живописи его наградили уже малой золотой. А в 1812 году Щедрин окончил Академию с присуждением большой золотой медали за полотно «Вид с Петровского острова». Такая награда давала выпускнику право на поездку в Италию для знакомства с богатой натурой и шедеврами классического искусства, так называемого «пенсионерства». Но из-за войны с Наполеоном путешествие пришлось отложить. Только в 1818 году художнику, наконец, удалось выехать в Италию. В Россию он больше не вернется.

Италия

В 27 лет Щедрин попадает в Рим. Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. После строгого холодного Петербурга с вечными дождями солнечная итальянская природа показалась художнику земным раем. Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом. Художник не просто пишет, он наслаждается живописными видами зеленых долин и лазурного моря. Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин. Картины художника хотят приобрести не только русские, но и искушенные местные коллекционеры.сильвестр щедрин биография

После Рима Щедрин отправился в Неаполь. Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно. Живописец вновь поселился в Риме. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим. Замок святого Ангела». В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину. Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Вновь художник переселяется в Неаполь. В городе он проводит зимы, а в теплое время путешествует по маленьким приморским городам, делая натурные зарисовки.

Неизвестно, планировал ли Щедрин вернуться в Россию. Из переписки видно, что судьба Родины и отечественного искусства сильно волновала его, хотя и оставлять Италию он не спешил. Так или иначе, возвратиться ему было не суждено. Художника подкосила тяжелая болезнь, от которой не помогли ни дорогостоящее лечение на курортах, ни шарлатанские снадобья. Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в возрасте 39 лет, в ноябре 1830 года.сильвестр щедрин пейзаж

Творчество

Становление пейзажа как такового, и романтического в частности, связано в России с именами Щедрина и Айвазовского. До этих мастеров изображение природы считалось изящным салонным жанром и не имело большого веса. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам. Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий. Романтическому пейзажу предшествовал сентиментальный, как правило, изображавший умиротворенные пасторали или ностальгические виды загородных усадеб. Романтизм очеловечивал природу, теперь она становится действующим лицом на картине, выражает мысли художника. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. Его живописные солнечные долины и морские виды в лунном освещении относятся к романтическому жанру.вид на неаполь

Многие работы художника так и не попали в Россию, разойдясь по частным итальянским коллекциям. Известно и учтено далеко не все наследие живописца. В Петербургском Русском музее можно увидеть «Вид Амальфи близ Неаполя», «Вид Колизея в Риме», «Водопад в Тиволи близ Рима». В Третьяковской галерее находятся «Лунная ночь в Неаполе», «Грот Матроманио», «Большая гавань на острове Капри», «Малая гавань в Сорренто». Некоторые работы хранятся в областных музеях, например «Вид на Неаполь с дороги Позилиппо» или «Грот с видом на Везувий».

Замок святого Ангела

«Замок святого Ангела» (1823–1825) - самый известный сюжет Щедрина. Строго говоря, это была не картина, а целый цикл из восьми полотен под общим названием. Первая работа имела такой ошеломительный успех, что по многочисленным просьбам Щедрин сделал еще несколько повторений, варьируя освещенность и время суток. Одна из работ находится в Третьяковской галерее.замок святого ангела

На холсте художник изобразил набережную Тибра неподалеку от дома, где проживал он сам. Задний план отдан «старому» Риму. Здесь можно увидеть замок и собор, теряющийся в воздушной дымке. На переднем плане – старенькие жилые дома, набережная и рыбацкие лодки. Особую достоверность придают работе тщательно выписанные фигурки бедных рыбаков. Картина живет и дышит. Щедрин подчеркивает контрасты: на полотне соседствуют роскошное римское прошлое и не самое парадное настоящее.

"Веранда, увитая виноградом"

Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. Сам он называл его «Перголата». Пергола по-итальянски – веранда или аллея под крышей, покрытая вьющейся зеленью. В этих картинах художник экспериментировал с правдоподобной передачей световоздушного пространства, добиваясь живости полотна. Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828). Жаркий итальянский полдень. Группа людей остановилась отдохнуть в прохладе террасы. Мы не знаем, семья это или случайные попутчики. Видно, что они устали от изнуряющего зноя. Люди здесь не просто статисты, каждая фигура выразительна и неслучайна. Они находятся в единении с природой и дополняют ее, без них картина выглядела бы незавершенной. Благодатная тень чередуется с золотистыми солнечными квадратами, на втором плане синеет море. Глядя на картину, зритель сам попадает в это жаркое итальянское лето. сильвестр щедрин картины

"Неаполь в лунную ночь"

В последний период жизни Сильвестр Щедрин увлекся морскими пейзажами с драматичным освещением. Он написал несколько ночных сюжетов, изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). Картину можно условно разделить на три части. Справа темное море с силуэтами лодок. Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. Венчает картину романтическое небо, затянутое тучами, где в просвете между облаками выглядывает ночное светило. На этом холсте художник решает сложную задачу: объединить в одной композиции холодный лунный свет и теплое пламя пылающего костра. сильвестр феодосиевич щедринИсследователи творчества Щедрина говорят о том, что его поздние работы значительно уступают более ранним солнечным пейзажам в гармоничности и целостности.

fb.ru

Картинные галереи и художники - Щедрин, Сильвестр Феодосиевич

ShchedrinСильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. С раннего детства будущий живописец был «погружен» в мир искусства. Его отец, Феодосий Фёдорович Щедрин, был адъюнктом-ректором Императорской Академии художеств и профессором класса скульптуры, а дядя, Семён Фёдорович Щедрин, профессором пейзажной живописи и известным художником-пейзажистом. Уже в 9 лет Сильвестр был зачислен воспитанником в Императорскую Академию художеств.В 1811 г. Щедрин окончил Академию с несколькими наградами, включая большую золотую медаль, что давало ему право на продолжение художественное образование за границей. (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «». Однако это не так. Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816». Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной, имеющей похожее название «», созданную в 1815 г.).Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов.С середины 1820-х годов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин впервые в русской живописи начал писать картины маслом непосредственно на пленэре. (Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской). Летом 1825 г. Щедрин переехал в Неаполь. Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «», «», «».Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г.Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («» и «») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам.Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Галерея из 35 картин Сильвестра Феодосиевича Щедрина

gallart.by

Щедрин Сильвестр Феодосиевич Картины биография Shedrin Silvestr

Щедрин Сильвестр Феодосиевич — русский живописец, выдающийся художник-пейзажист, мастер романтических видов. Родился в 1791 году в семье знаменитого скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, брата известного художника Семена Щедрина. Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств. Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова.

Водопад в Тиволи Водопад в Тиволи близ Рима,1823, Русский музей Колизей Колизей, 1819,Третьяковская галерея На набережной Ривьера ди Кьяйя На набережной Ривьера ди Кьяйя в Неаполе, 1819, ГТГ Вид с Петровского острова на Тучков мост Вид с Петровского острова на Тучковмост и на Васильевский остров, 1815

В 1808 году Сильвестр Щедрин получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 году за живопись - малую золотую медаль. Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по академической программе "Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота" (другое название картины - "Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге") и правом пенсионерской поездки в Италию.

По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной), художник смог выехать в Италию только в 1818 году. С этого времени вся творческая деятельность живописца будет связана с Италией. Первоначально поселившись у поэта Константина Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности.

Художник писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев, даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца.

Щедрин Колизей в Риме Колизей в Риме,1822, Русский музей Щедрин Замок святого Ангела Новый Рим. Замок святого Ангела,1825, Третьяковская галерея Озеро Альбано Озеро Альбано в окрестностях Рима, 1825, Русский музей

Из многочисленных произведений этого художника особенного внимания заслуживают: "Вид Амальфи близ Неаполя", "Водопад в Тиволи близ Рима", "Терраса на берегу моря в Капуччини близ Сорренто", "Вид Колизея в Риме" (все в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге) и "Вид на мост и на Замок святого Ангела из Трастевере в Риме", "Малая гавань в Сорренто близ Неаполя", "Грот Матроманио на Капри", "Большая гавань на острове Капри", "Лунная ночь в Неаполе" (все в Государственной Третьяковской галере в Москве), "Грот в Сорренто с видом на Везувий" (Таганрогская картинная галерея), "Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо" (Рязанский художественный музей).

Щедрин Капри Капри, 1826, Псковский историко-архитектурный и художественныймузей-заповедник Грот Матроманио Грот Матроманио на острове Капри,1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва В окрестностях Неаполя В окрестностях Неаполя, Кировский областной художественный музейимени В.М. и А.М. Васнецовых

Прожив долгие годы в Италии и став представителем европейской культуры, Щедрин остался русским художником. Картины мастера романтического пейзажа с нетерпением ожидали русские коллекционеры живописи. Хотя Щедрин так и не отправил в Россию свои произведения на звание академика, в 1827 году он стал почетным профессором Академии художеств, правда Королевской Неаполитанской академии. Сильвестру Щедрину не суждено было преподавать в петербургской Академии художеств, однако его произведения во многом сформировали новое поколение русских пейзажистов, искавших дорогу к подлинной, живой натуре. Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни, похоронен в Сорренто.

smallbay.ru

Художник Сильвестр Щедрин.

Картины Сильвестра ЩедринаВеранда, обвитая виноградом. Сильвестр ЩедринВеранда, обвитая виноградом.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин  (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве. Сильвестру Щедрину было двад­цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест­ного скульптора, племянник живо­писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч­ное сосуществование в петербург­ской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи­лось, что Щедрин пробыл в Ита­лии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви­детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус­ства.Отправляясь в Италию, Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле­ние это было и достаточно схема­тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти­ческого обаяния «Вид Петровско­го острова» (1815), написан в ти­пичных для старой живописи усло­вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ­ной жизнью.Автопортрет Сильвестра ЩедринаАвтопортрет Сильвестра ЩедринаЩедрин прибыл в Рим, сохраняв­ший еще магическую притягатель­ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля­лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Он  очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет­ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург­скую Академию художеств. Щед­рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не­пременно следуя четкому разде­лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен­ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му­зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест­венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис­кусство, Щедрин постепенно вни­кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио­нальную и психологическую зада­чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак­тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису­щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе­риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози­ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори­мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при­роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис­ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ­ходимости поисков нового живо­писного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него кра­сочные сочетания, стремясь пи­сать легко, чтобы краски пламене­ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи­вописным пространством, напо­енным светом, радующим глаз зри­теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебрис­тость приморского ветреного воз­духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро­мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст­ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре­бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоен­ных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо­жеств — Александра Иванова могут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи­си, да и живописи вообще, кото­рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас­сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти­ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд­ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз­менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.Сильвестр ЩедринНабережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.картина Сильвестра ЩедринаНабережная в Неаполе. 1825картинаыСильвестра ЩедринаМалая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828неаполитанские картиныИтальянский пейзаж. Капри. 1826Итальянский пейзажГрот Матроманио на острове Капри. 1827живопись Сильвестра ЩедринаГрот во Флоренции. 1826ГротВодопад в Тиволи близ Рима. 1823художник Сильвестр ЩедринВид Сорренто близ Неаполя. 1825Вид Сорренто Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815Художник Сильвестр Щедрин.Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829Вид на НеапольВид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.Художник Сильвестр Щедрин.Вид Амальфи близ Неаполя. 1826близ НеаполяВ окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828Художник Сильвестр Щедрин.Большая гавань на острове Капри. 1828Художник Сильвестр Щедрин.Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.Художник Сильвестр Щедрин.Терраса в Поццуоли. 1828Художник Сильвестр Щедрин.Старый Рим. 1824Художник Сильвестр Щедрин.Прибрежная сценаХудожник Сильвестр Щедрин.Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.окрестности Римаhttp://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/424-shchedrin.html

 

art.mirtesen.ru

ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич – Галерея произведений (76 изображений).

Открыть доступ

СИЛЬВЕСТР Ф.ЩЕДРИН

(1791 – 1830)

Сильвестр Щедрин – один из самых пленительных художников в русском искусстве. В его творчестве получили своеобразное преломление идеи романтизма, владевшие умами лучших представителей русского общества пушкинской эпохи, в стремлении воплотить в своих произведениях «дум высокое стремленье». 

Он завершил собой определенный период в искусстве пейзажа и вместе с тем открыл новые горизонты, позволяя существенно расширить художественное видение мира. Своим искусством Сильвестр Щедрин помог заглянуть в вечные «тайны природы», он гармонично сочетал в своих произведениях идеальную красоту с достоверностью жизнью.

Муза его светла и гармонична, восприятие мира всегда жизнеутверждающе. Эволюция творческих взглядов Щедрина шла от топографического пейзажа в направлении пейзажа романтизма, вместе с тем, прокладывая дорогу и для реалистического пейзажа.

Сильвестр Щедрин был первым русским живописцем, кто начал писать этюды маслом на природе. В картинах художника стало учитываться влияние окружающей световоздушной среды на форму и цвет предмета, что вплотную подвело его к пленэру.

Стремление как можно глубже передать характер натуры – вот что для Щедрина было главным. Его многочисленные повторы и вариации одной и той же темы служат зримым доказательством его настойчивости в достижении поставленных целей.

С одного и того же места Щедрин писал свою картину «Новый Рим. Замок Святого Ангела» восемь раз, стараясь более правдоподобно передать воздух, освещение переднего плана и перспективу. Исследование изменения цвета под влиянием воздушной среды в другом времени и в других условиях – вот мостик между творчеством Щедрина и искусством художников импрессионистов.

После строгой назидательности классического искусства картины Щедрина очень демократичны, а жанр пейзажа обрел полную самостоятельность. Бытовые сцены вносят в него необходимую меру жизненности, связь со временем не умаляет красоты природы – основного предмета пейзажного изображения.

Фигуры лишились стаффажного характера. Они живут в природе и вместе с природой. Целостная передача жизненных явлений – это то необходимое, что требуется художнику для правдивого воплощения земной жизни.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в 1791 году в Санкт-Петербурге. Его отец Ф.Ф.Щедрин – профессор и ректор Императорской Академии Художеств по скульптуре. Замечательным пейзажистом был дядя художника Семён Ф.Щедрин.

Учился в ИАХ (1800-1811) в пейзажном классе у М.М.Иванова. В 1811 за выполнение академической программы был награжден большой золотой медалью. В 1812 Сильвестр Щедрин получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Италию.

В связи с наполеоновскими войнами поездка была отложена до 1818 года. С 1818 по 1825 Сильвестр Щедрин пенсионер ИАХ в Италии. Жил в Неаполе (1819-1822), в Риме (1822-1825) и с 1825 снова в Неаполе и его окрестностях. В 1829 совершил путешествие в Швейцарию.

 

1. Щедрин Сильвестр "Два натурщика" 1808 Бумага, сангина 59х40 Государственный Русский музей 1. Щедрин Сильвестр «Два натурщика» 1808 Бумага, сангина 59х40 Государственный Русский музей2. Щедрин Сильвестр "Два натурщика" 1809 Бумага, сангина 64,7х49,2 Государственный Русский музей 2. Щедрин Сильвестр «Два натурщика» 1809 Бумага, сангина 64,7х49,2 Государственный Русский музей 3. Щедрин Сильвестр "Стадо у развалин" 1810 Холст, масло 52х80 Государственный Русский музей 3. Щедрин Сильвестр «Стадо у развалин» 1810 Холст, масло 52х80 Государственный Русский музей4. Щедрин Сильвестр "Александр I у Шафгаузенского водопада" 1814 Холст, масло 78х98 Государственный Русский музей 4. Щедрин Сильвестр «Александр I у Шафгаузенского водопада» 1814 Холст, масло 78х98 Государственный Русский музей 5. Щедрин Сильвестр "Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге" 1815 Холст, масло 77,5х11,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Щедрин Сильвестр «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге» 1815 Холст, масло 77,5х11,5 Государственная Третьяковская галерея6. Щедрин Сильвестр "Вид с Петровского острова в Петербурге" 1816 Холст, масло 68х95,5 Государственный Русский музей 6. Щедрин Сильвестр «Вид с Петровского острова в Петербурге» 1816 Холст, масло 68х95,5 Государственный Русский музей 7. Щедрин Сильвестр "Вид на Петровский остров в Петербурге" 1817 Холст, масло 34,5х50,7 Государственный Русский музей 7. Щедрин Сильвестр «Вид на Петровский остров в Петербурге» 1817 Холст, масло 34,5х50,7 Государственный Русский музей8. Щедрин Сильвестр "Автопортрет" 1817 Холст, масло 46,8х35,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Щедрин Сильвестр «Автопортрет» 1817 Холст, масло 46,8х35,5 Государственная Третьяковская галерея 9. Щедрин Сильвестр "Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)" 1819 Холст, масло 63,5х84,6 Государственная Третьяковская галерея 9. Щедрин Сильвестр «Неаполь. На набережной (Ривьера ди Кьяйя)» 1819 Холст, масло 63,5х84,6 Государственная Третьяковская галерея10. Щедрин Сильвестр "Вид на монастырь Св.Марии дель Монте в Неаполе" 1819 Бумага, графитный карандаш 15,8х21,8 Государственный Русский музей 10. Щедрин Сильвестр «Вид на монастырь Св.Марии дель Монте в Неаполе» 1819 Бумага, графитный карандаш 15,8х21,8 Государственный Русский музей 11. Щедрин Сильвестр "Красный мост в Неаполе" 1819 Бумага, графитный карандаш 22х16 Государственная Третьяковская галерея 11. Щедрин Сильвестр «Красный мост в Неаполе» 1819 Бумага, графитный карандаш 22х16 Государственная Третьяковская галерея12. Щедрин Сильвестр "Колизей" 1819 Холст, масло 62,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея 12. Щедрин Сильвестр «Колизей» 1819 Холст, масло 62,5х48,7 Государственная Третьяковская галерея 13. Щедрин Сильвестр "Итальянский пейзаж" 1819 Холст, масло 62х80 Национальный Художественный музей, Рига 13. Щедрин Сильвестр «Итальянский пейзаж» 1819 Холст, масло 62х80 Национальный Художественный музей, Рига14. Щедрин Сильвестр "Вид каскада под монастырем Св.Бенедикта в Субиако" 1822 Холст, масло 59х46,8 Государственная Третьяковская галерея 14. Щедрин Сильвестр «Вид каскада под монастырем Св.Бенедикта в Субиако» 1822 Холст, масло 59х46,8 Государственная Третьяковская галерея 15. Щедрин Сильвестр "Водопады в Тиволи" Начало 1820-х Холст, масло 60,8х73,1 Государственная Третьяковская галерея 15. Щедрин Сильвестр «Водопады в Тиволи» Начало 1820-х Холст, масло 60,8х73,1 Государственная Третьяковская галерея16. Щедрин Сильвестр "Водопад в Тиволи близ Рима" Между 1821 и 1823 Холст, масло 74х61 Псковский государственный музей-заповедник 16. Щедрин Сильвестр «Водопад в Тиволи близ Рима» Между 1821 и 1823 Холст, масло 74х61 Псковский государственный музей-заповедник 17. Щедрин Сильвестр "Водопад в Тиволи близ Рима" 1823 Холст, масло 60х47 Государственный Русский музей 17. Щедрин Сильвестр «Водопад в Тиволи близ Рима» 1823 Холст, масло 60х47 Государственный Русский музей18. Щедрин Сильвестр "Семья итальянского пастуха" Около 1822 Холст, масло 43х54,5 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени 18. Щедрин Сильвестр «Семья итальянского пастуха» Около 1822 Холст, масло 43х54,5 Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени 19. Щедрин Сильвестр "Жанровая сцена. Пилигримы" 1824 Холст, масло 22,3х30,8 Государственная Третьяковская галерея 19. Щедрин Сильвестр «Жанровая сцена. Пилигримы» 1824 Холст, масло 22,3х30,8 Государственная Третьяковская галерея20. Щедрин Сильвестр "Старый Рим" 1824 Холст, масло 65,2х86,3 Государственная Третьяковская галерея 20. Щедрин Сильвестр «Старый Рим» 1824 Холст, масло 65,2х86,3 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4

cultobzor.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта