Сочинение по картине А.Дузельханова "Томирис" Помогите пожалуйста. Картина томирис


Сочинение по картине А. Дузельханова «Томирис»

«Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…» -Булат Джандарбеков. Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами.. . «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта! » - и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок» . Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом - обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис» , а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис» . Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. Вороной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.

Место действия.

Над головой Томирис и преданными ей воинами распростерлось голубое безоблачное небо. Горячий песок желтыми волнами ложится под ноги движущемуся войску. Палящее солнце раскалило воздух, наполнило его зноем. Кругом ни деревца, ни живой травинки. Только легкий ветерок перекатывает с места на место перекати-поле да наметает новые барханы из песка. Над воинами нависла сизая дымка, напоминающая пустынный мираж. Бескрайнее песчаное пространство на горизонте соединяется с небом. И от этого все происходящее на картине кажется еще значительнее и величественнее.

Воины.

Длинной вереницей проходит мимо Томирис бесчисленное войско. Оно настолько многочисленно, что, кажется, как будто бы из-под земли вырастают все новые и новые воины. Воины дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами. В правой руке они держат деревянный, обтянутый кожей щит, на котором изображен символ массагетов – барс. В левой руке сильные, мужественные воины крепко удерживают тяжелые копья с железными наконечниками. Справа на поясе расположен лук с большим количеством стрел и короткий меч (акинак) . Голова воинов защищена бронзовым шлемом. Лица решительные, серьезные. Воины стойко, уверенно шагают вперед, готовы вынести любые трудности боевого похода, чтобы одержать победу над противником.

obrazovalka.ru

помогите на писать сочинение на тему картина А.Дузельханова Томирис нужно описать ее

«Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…»-Булат Джандарбеков. Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами… «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!» — и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок». Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом — обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис», а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис». Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. ВДлинной вереницей проходит мимо Томирис бесчисленное войско. Оно настолько многочисленно, что, кажется, как будто бы из-под земли вырастают все новые и новые воины. Воины дисциплинированные и хорошо защищенные доспехами. В правой руке они держат деревянный, обтянутый кожей щит, на котором изображен символ массагетов – барс. В левой руке сильные, мужественные воины крепко удерживают тяжелые копья с железными наконечниками. Справа на поясе расположен лук с большим количеством стрел и короткий меч. Голова воинов защищена бронзовым шлемом. Лица решительные, серьезные. Воины стойко, уверенно шагают вперед, готовы вынести любые трудности боевого похода, чтобы одержать победу над противником.короной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей. 

Мегамозг - Дек 25, 2017 |

gramotnye.com

Сочинение по картине А.Дузельханова "Томирис" Помогите...

«Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…» -Булат Джандарбеков. Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами.. . «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта! » - и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок» . Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом - обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис» , а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис» . Всадница на коне. На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной. Вороной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.

Оцени ответ

nebotan.com

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

Историческую картину Акана Сатаева «Томирис» смело можно назвать самой ожидаемой за последнее время, а главную героиню этого масштабного проекта - Альмиру Турсын - одной из самых обсуждаемых актрис в этом году.

Альмира дала свое первое публичное интервью и рассказала, как ее пригласили в кино, как училась стрельбе из лука и что она думает о своей популярности в Казнете, передает корреспондент МИА «Казинформ».

27 -летняя алматинка Альмира Турсын, психолог по образованию и коуч по личностному развитию. В начале февраля буквально проснулась знаменитой, когда ее утвердили на главную роль в историческом фильме. Ее фотография в костюме царицы массагетов разнеслась по просторам Казнета, а внешность девушки назвали эталоном казахской красоты.

- Альмира, поздравляю с главной ролью. Скажите, вы до этого момента вообще не снимались в кино. Как узнали о кастинге?

- Мне на страницу в социальной сети пришло сообщение о том, что меня хотят попробовать на роль для исторической картины. Вначале, я не знала, как реагировать. Раньше меня тоже звали в кино и на крупные казахстанские проекты, но я довольно скептично относилась ко всему этому. Я отказывалась, то героини были не по мне, то времени из-за работы не было. Томирис мне интересна как личность. Вот и подумала, почему бы и нет? Если не подойду как актриса, то услышу это хотя бы из уст профессионалов. Получилось, что прошла.

- Как только стало известно, что вас утвердили на главную роль в картине «Томирис», фотография, опубликованная 16 февраля, получила большую популярность в Сети. Почти несколько недель о вас говорила почти вся страна. Как эта слава отразилась на вас?

- Впервые я поняла это, когда мою страницу в социальной сети заблокировали. Причем три раза. Мне приходили сотни звонков и сообщений. Первыми меня поздравили родные и близкие. Они всегда меня поддерживали во всех начинаниях, за что я им очень благодарна. Сейчас я занята полностью проектом. Даже от интервью отказывалась, чтобы не отвлекаться. Даже пришлось на время съемок прекратить коучинг с клиентами. Как только утвердили, я полностью погрузилась в съемочный процесс. И поэтому не особо чувствую популярность в жизни. Но письма и сообщения с поздравлениями и комплиментами приходят.

- Кстати, многие стали думать, вы специально удалили свою страницу в социальной сети, когда у вас начался новый этап в карьере...

- Вовсе нет. Конечно, это только мое личное мнение. Я думаю, это связано с тем, что люди на волне популярности решили открыть ненастоящие (фейковые) страницы. И чтобы мою закрыть, возможно, они активно жаловались на мою страницу, и ее блокировали. Сейчас, все хорошо.

- Пусть так и будет! Съемочный процесс сразу захватил или было трудно из-за отсутствия актерского опыта?

- Мне всегда было интересно изучать новое. Пока сложно говорить о моих ощущениях. Просто потому, что мне сравнить не с чем. Но одно могу сказать: мне это интересно. Когда есть энтузиазм и интерес, весь процесс в удовольствие. Все достаточно легко получается. А какой результат, мы увидим на премьере.

- Ваша предыдущая профессия помогает в актерской игре?

- У меня нет особой методики перевоплощения в роль. Войти в образ мне помогают исторические костюмы, они изумительные. Правильно подобранная музыка и понимание самого сценария. И как психолог я изучила личность Томирис. Применяла свои психологические методы, чтобы понять причины поступков и действий моей героини. Это помогло.

- На вас интересный и красивый костюм воительницы. Нравится?

- Да, очень. У меня их несколько видов. Я была удивлена, что костюмы натуральные. В прямом смысле, если костюм должен быть кожаным, была настоящая кожа. Если это должен быть хлопок, то костюмы были из хлопка. Одно удовольствие носить их. От них как будто исходит древность. И они помогают, как я говорила, уже влиться в образ. Я восхищаюсь работой художников. Ведь каждый элемент в одежде несет определенный смысл. Например, на этих ремнях знак архара - тотем моего рода. Сережки тоже имеют определенное предназначение. И когда ты в таком костюме, тебе на 30-40 процентов легче стать воительницей.

- В одном из интервью режиссер Акан Сатаев, говорил, что несколько месяцев шла подготовка к съемкам. Как вас готовили, и что было для вас впервые?

- Вначале, мне, как и остальным, не совсем было понятно, кто прошел кастинг. Три-четыре месяца были такими разрозненными. Более плотно я начала готовиться, когда меня утвердили на роль. И там я около двух месяцев плотно занималась тренировками. Впервые научилась верховой езде. Я каталась на лошади, но, думаю, кружок в Парке Горького за 500 тенге не считается (смеется). Училась различным трюкам. В новинку для меня были уроки фехтования и стрельба из лука. Занимались общей физической подготовкой. Хочу сказать, тренеры нас не жалели. Все было, как в армии. Так как у меня нет опыта в кино, мне преподают уроки актерского мастерства.

- Для съемок был воспроизведен один из древнетюркских диалектов. Сложно было учить?

- Язык, откровенно говоря, очень сложный. Потому что он не похож на казахский, на мой взгляд. В принципе, не могу сравнить его ни с одним другим, из которых знаю. Во время съемок мой язык просто ломается. Но у нас нет другого выхода, приходится учить. (смеется)

- И последний вопрос. После выхода данного фильма, мы уверены, от предложений принять участие в других картинах не будет отбоя. Вы готовы?

- Я думаю, что решу этот вопрос по мере поступления. Предложения сняться в новых проектах поступают. Для меня самое главное сейчас - погрузиться в этот первый и самый важный для меня масштабный проект, а там видно будет.

ztb.kz

Томирис. Сокрушившая персов · Публикации · Портал «История Казахстана»

Томирис. Сокрушившая персов

Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом в народе, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями

Тумар [Томирис] знала – эта битва будет последней. Глаза ее блестели холодным блеском, мозг лихорадочно работал, продумывая до мелочей тактику сражения. Она надела свой боевой костюм, взяла оружие, призвала дух крылатого снежного барса и уверенным, стремительным шагом вышла из юрты. Войско было в полной боевой готовности. Все боеспособные соплеменники вышли на эту решающую битву. Все были уверены в победе…

Три тысячи лет тому назад на степных просторах нынешнего Казахстана жили могучие саки, наши знаменитые предки, поражавшие своим величием весь древний мир. Греки называли их рожденными в седле кентаврами и слагали о них легенды. По словам Геродота, древнегреческого историка, даже Геракл был сыном сакского царя. 

Никто не мог полностью завоевать богатые земли саков. Враг особенно боялся сакских женщин, ничуть не уступавших мужчинам в воинском искусстве, а сила духа воительниц вдохновляла батыров на подвиги и ужасала неприятеля. 

Великая степь сохранила для нас память о своих героинях, лучшей из которых была царица Тумар, известная по древним летописям как Томирис. 

a32d6b8794cf8e2a45b7de52f605b53b.jpg

Томирис, царица массагетов — потомок скифского вождя Ишпакая, правнучка царя скифов Мадия, внучка или дочка легендарного царя массагетов  Сыпыра (Спаргаписа).

С детства она была знакома со звоном оружия и военными действиями. Бесчисленное количество раз ей приходилось спасаться от погони вместе с отцом. Верховой ездой будущая царица увлекалась с пяти лет, выбирая себе самых строптивых лошадей. В шесть лет она уже пробовала управляться с акинаком — коротким мечом.  Мать Томирис умерла, когда та была еще младенцем, и отец воспитывал её один.

Томирис вышла замуж за сына правителя тиграхаудов Рустама, который славился своей могучей силой. Перед свадьбой она долго сомневалась — уж слишком разными были ее доводы на этот счет. Однако, увидев однажды улыбку Рустама, она решилась. Вскоре после свадьбы умер отец Томирис, который был для неё еще и наставником, и матерью, и другом. После чего она становится единовластной правительницей.

После потери отца она  ощутила свое одиночество — муж проводил досуг на пирах и охоте. Супруги все больше отдалялись друг от друга. И  у Томирис завязался роман с телохранителем Бахтияром. Но, несмотря на то, что Томирис сильно любила Бахтияра, он предал ее. 

Примерно в 530–529 гг. до н. э. царь Мидии — Кир, покорив множество стран и получив титул «властитель Азии», отправился в поход на Великую степь. В одном из сражений он убивает мужа Томирис — Рустама и пленит сына Томирис Спаргаписа, который   затем  погибает в плену. После, Кир отправляет  посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя, причем  в своем послании он отмечает, что скорбит о смерти её сына. Томирис отвечает отказом и клянется напоить Кира кровью.

11a253bebb56928838bf37ab8855ece4.jpg

Она сдержала свое обещание — массагеты разбили персов. В решающей битве участвовали и женщины, и девушки-саки. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавое сражение завершилось победой саков, так как  персы не ожидали увидеть на поле боя мужественных женщин. По Геродоту, на поле боя  погибли все персы, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого «властителя Азии».

Из-за предательства Бахтияра победа была достигнута за счет потери  большей части населения саков из родов массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов. Узнав о предательстве любимого, она распорядилась схватить Бахтияра, отрубить ему голову  и слить всю его кровь в кожаный бурдюк. Туда же она бросила голову Кира, которую отрубила сама, и при всех воскликнула: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!».

e2e9427362239073df64db9347b55c8d.jpg

Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями. 

В народе бытует мнение, что сакские воительницы были настолько сильны духом и готовы защитить свой народ, что они отказывались от молочных желез и удаляли их для эффективного, удобного ведения боя и стрельбы из лука. 

Также стоит отметить, что в астрономии в честь Томирис назван астероид (590), открытый в 1906 году. 

В Казахстане стало очень популярно имя Томирис. В некоторых источниках значение имени объясняется как «сокруши железо» или «согни железо». Также возможно, что это имя — греческое переложение древнеиранского имени Томруз, которое означает «домашняя».

Пример этой царицы показывает нам, какой неженской силой могут обладать женщины, когда покушаются на самое дорогое для них - семью и родину.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

e-history.kz

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Главная героиня масштабной исторической картины Акана Сатаева «Томирис» - Альмира Турсын дала свое первое публичное интервью и рассказала, как ее пригласили в кино, как училась стрельбе из лука и что она думает о своей популярности в Казнете, передает корреспондент МИА «Казинформ».

27 -летняя алматинка Альмира Турсын, психолог по образованию и коуч по личностному развитию. В начале февраля буквально проснулась знаменитой, когда ее утвердили на главную роль в историческом фильме. Ее фотография в костюме царицы массагетов разнеслась по просторам Казнета, а внешность девушки назвали эталоном казахской красоты. - Альмира, поздравляю с главной ролью. Скажите, вы до этого момента вообще не снимались в кино. Как узнали о кастинге?

- Мне на страницу в социальной сети пришло сообщение о том, что меня хотят попробовать на роль для исторической картины. Вначале, я не знала, как реагировать. Раньше меня тоже звали в кино и на крупные казахстанские проекты, но я довольно скептично относилась ко всему этому. Я отказывалась, то героини были не по мне, то времени из-за работы не было. Томирис мне интересна как личность. Вот и подумала, почему бы и нет? Если не подойду как актриса, то услышу это хотя бы из уст профессионалов. Получилось, что прошла.

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

- Как только стало известно, что вас утвердили на главную роль в картине «Томирис», фотография, опубликованная 16 февраля, получила большую популярность в Сети. Почти несколько недель о вас говорила почти вся страна. Как эта слава отразилась на вас?

- Впервые я поняла это, когда мою страницу в социальной сети заблокировали. Причем три раза. Мне приходили сотни звонков и сообщений. Первыми меня поздравили родные и близкие. Они всегда меня поддерживали во всех начинаниях, за что я им очень благодарна. Сейчас я занята полностью проектом. Даже от интервью отказывалась, чтобы не отвлекаться. Даже пришлось на время съемок прекратить коучинг с клиентами. Как только утвердили, я полностью погрузилась в съемочный процесс. И поэтому не особо чувствую популярность в жизни. Но письма и сообщения с поздравлениями и комплиментами приходят.

- Кстати, многие стали думать, вы специально удалили свою страницу в социальной сети, когда у вас начался новый этап в карьере...

- Вовсе нет. Конечно, это только мое личное мнение. Я думаю, это связано с тем, что люди на волне популярности решили открыть ненастоящие (фейковые) страницы. И чтобы мою закрыть, возможно, они активно жаловались на мою страницу, и ее блокировали. Сейчас, все хорошо.

- Пусть так и будет! Съемочный процесс сразу захватил или было трудно из-за отсутствия актерского опыта?

- Мне всегда было интересно изучать новое. Пока сложно говорить о моих ощущениях. Просто потому, что мне сравнить не с чем. Но одно могу сказать: мне это интересно. Когда есть энтузиазм и интерес, весь процесс в удовольствие. Все достаточно легко получается. А какой результат, мы увидим на премьере.

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

- Ваша предыдущая профессия помогает в актерской игре?

- У меня нет особой методики перевоплощения в роль. Войти в образ мне помогают исторические костюмы, они изумительные. Правильно подобранная музыка и понимание самого сценария. И как психолог я изучила личность Томирис. Применяла свои психологические методы, чтобы понять причины поступков и действий моей героини. Это помогло.

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

- На вас интересный и красивый костюм воительницы. Нравится?

- Да, очень. У меня их несколько видов. Я была удивлена, что костюмы натуральные. В прямом смысле, если костюм должен быть кожаным, была настоящая кожа. Если это должен быть хлопок, то костюмы были из хлопка. Одно удовольствие носить их. От них как будто исходит древность. И они помогают, как я говорила, уже влиться в образ. Я восхищаюсь работой художников. Ведь каждый элемент в одежде несет определенный смысл. Например, на этих ремнях знак архара - тотем моего рода. Сережки тоже имеют определенное предназначение. И когда ты в таком костюме, тебе на 30-40 процентов легче стать воительницей.

- В одном из интервью режиссер Акан Сатаев, говорил, что несколько месяцев шла подготовка к съемкам. Как вас готовили, и что было для вас впервые?

- Вначале, мне, как и остальным, не совсем было понятно, кто прошел кастинг. Три-четыре месяца были такими разрозненными. Более плотно я начала готовиться, когда меня утвердили на роль. И там я около двух месяцев плотно занималась тренировками. Впервые научилась верховой езде. Я каталась на лошади, но, думаю, кружок в Парке Горького за 500 тенге не считается (смеется). Училась различным трюкам. В новинку для меня были уроки фехтования и стрельба из лука. Занимались общей физической подготовкой. Хочу сказать, тренеры нас не жалели. Все было, как в армии. Так как у меня нет опыта в кино, мне преподают уроки актерского мастерства.

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

- Для съемок был воспроизведен один из древнетюркских диалектов. Сложно было учить?

- Язык, откровенно говоря, очень сложный. Потому что он не похож на казахский, на мой взгляд. В принципе, не могу сравнить его ни с одним другим, из которых знаю. Во время съемок мой язык просто ломается. Но у нас нет другого выхода, приходится учить. (смеется)

- И последний вопрос. После выхода данного фильма, мы уверены, от предложений принять участие в других картинах не будет отбоя. Вы готовы?

- Я думаю, что решу этот вопрос по мере поступления. Предложения сняться в новых проектах поступают. Для меня самое главное сейчас - погрузиться в этот первый и самый важный для меня масштабный проект, а там видно будет.

- Спасибо, за интервью!

Главная героиня картины «Томирис» дала свое первое интервью

www.inform.kz

Легенда о Томирис лжет!

Аль Крысёв.

Имя царицы Томирис стало легендой. Но какой?Жестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. В которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов Кира и жестоко, публично расправляется с ним.Об этом пишут сухие учебники истории. Об этом знают простые люди, если спросить их: «А что вызывает в вашей памяти это имя — Томирис?»

Мало того — даже художественные экранизации, многие балетные постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном историческом эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни Томирис.Вы знаете этот эпизод. Вот он, вкратце:

В очередном удачном сражении персидский царь Кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. Поверженное племя потеряло своего вождя, Рустама, которого они, по преданию, называли «Белым Вождем». На трон саков садится Томирис.Царя Кира поражает рассказ о царице, вдове Томирис... Женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков.И Кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки Томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю.Но Томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так:«Тебе нужна моя земля, но не я. У тебя достаточно без меня красивых наложниц». И после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи Средней Азии. Несколько дней Кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. Тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. В шатрах он накрыл столы яствами и винами... А сам с основным войском скрылся невдалеке. Войско Томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов Кира. И, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. Кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско.Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами. Через своих послов она передала Киру: «Кровожадный! Кир, не кичись своим подвигом! Ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. Послушай меня: уходи из моей земли. Если не сделаешь так, клянусь тебе Богом Солнца — я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был!»И скоро состоялась жестокая и страшная битва, какой не помнил даже сам Кир!Лишь к вечеру стало видно преимущество массагетов (саков), и персы были разбиты. Мертвый царь Кир был обезглавлен, а его голову Томирис ритуально бросила при всем народе саков в бурдюк с кровью со словами: «Ты жаждал крови? Так пей, пей досыта!»

Вся легенда.Но это неверно!Все представлено так, что... явной ошибки в датах и последовательности событий как бы и нет, а в целом, многократное изложение этой истории оставляет просто извращенное представление о Томирис.Какая-то ошибка в дате, по большому счету, даже не самое страшное... Страшнее, что личность человека утеряна, почти изолгана! История ведь не только из фактов состоит, она должна, в первую очередь, показывать жизни, судьбы людей, удивительных характеров прошлого.Имя Томирис — история исковеркала.Невозможно полностью сейчас рассказать, как именно, отчего все произошло ТАК, отчего история не желает предоставлять современникам некоторые подробности из жизни Томирис. Некоторые ее поступки, может быть, на самом деле, не нужно рассказывать детям в школе...Такие вещи, наверное, понимаются позже, зрелыми, проницательными людьми. И не умом даже, а сердцем.

Но... попробуем хотя бы немножко разорвать холст картины, на которую смотрят современники, полагая, что это они видят царицу Томирис. Разорвать лживый портрет так, чтобы хотя бы немножко проглянула из-за него настоящая, истинная Томирис.

Ведь лгут даже ее портреты!Вы видели эти изображения. Пусть это будет

Ложь первая.

На них с царственной осанкой, величественная женщина — да, это верно. Статная, как говорят, «в теле», даже полная по современным меркам... А вот это совершенно не так. Томирис с детства была маленькой, ловкой, быстрой. И взрослая она всегда была довольно худенькой, тонкой, стройной! Цитата из романа Б. Джандарбекова: «...а всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс...»

Ложь вторая.

«Копна иссиня — черных волос...»Кто знает, что Томирис была блондинкой?Да-да, настоящей, «золотой» блондинкой!«Из-под шлема выбивались распущенные волосы, и трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос...»Ни одного темного волоска не было на ее голове! Её любимый конь — да. Был цвета воронова крыла... царица же была блондинкой! Вот это неточность!Маленькая такая неточность...

Ложь третья.

«Мужественная, сильная, она в рукопашной схватке с мужчиной одерживала верх...»Никогда Томирис этого не делала. Она прекрасно понимала, что проиграет в любой такой схватке (сегодня это обычно называется «весовой категорией»). Но она превосходно владела мечом. И только так — на мечах вступала в бои с воинами — их грубую силу побеждала ее ловкость. Обучал Томирис ее отец, с малых лет, который был ей и матерью тоже — настоящая мать умерла, когда царица была младенцем.Эпизод из романа: «Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самую необъезженную лошадь и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на безумном коне по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов — прим. ред.). Отец шутя схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение — нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы...А через четыре года ему пришлось уже всерьез отбиваться от лихих наскоков дочери».

Ложь четвертая, самая главная ложь.

Она связана с легендарным эпизодом, когда Томирис бросает голову Кира в мешок с кровью, громко, чтобы все слышали, говоря ему «Пей досыта!»Этому эпизоду предшествует огромная интрига, которая заплелась вокруг Томирис. Попробуем кратко, только лишь «расставить акценты» так, чтобы стал действительно понятным читателю кровавый эпизод с головой царя персов.

Мужем Томирис был Рустам, могучий богатырь, знаменитый огромной силой, «...огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя, бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Но Томирис все же до последнего сомневалась в своем выборе... «...Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта между густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали ее...» Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — по-детски и открыто... и Томирис решилась. Следом за свадьбой — угас отец Томирис, который был ей и матерью, и другом, и подругой, и наставником...«Одна...» — пронзило грудь Томирис... Рустам не смог возместить ей утрату. Томирис с каждым днем охладевала к нему — слишком разными были они. «Рожденный для битв, этот бог войны в обыденной жизни превращался в простого смертного...» И жил так, как энергичная и трудолюбивая Томирис не могла и не хотела: «Рустам любил пирушки, на которых под восторженный рев дружков-бражников съедал в один присест упитанного барашка, запивая его бесчисленными бурдюками кумыса или бузы... Досуг проводил на охоте...»Это и своенравное поведение Рустама в делах, связанных с властью, в конце концов привело к совершенному отчуждению супругов: «Оборвалась последняя нить. Рустам стал чужим для Томирис...»И как-то... «Томирис провела бессонную ночь. На рассвете вышла из юрты, легко прыгнула на коня, поводья которого держал жгуче красивый молодой телохранитель. „Кажется, его зовут Бахтияр...“ — подумала царица. И позже между ними разгорелась любовь, такая, на которую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете. Но... это Томирис — любила ТАК. Бахтияр обожал и боготворил ее вначале, а позже... может быть, даже любя ее, но какой-то понятной ему одному любовью... он предал Томирис. Предал жестоко, случился сговор между верхушкой племен, Бахтияра властители просто использовали, как инструмент, как мужчину, на поводу у которого пойдет влюбленная Томирис. Бахтияра так хитро взяли в оборот, что у него, собственно, и выбора-то не было. Но не было и духа, чтобы признаться Томирис во всем.Узнала она о предательстве от воина Фарнака, который, чтобы рассказать царице об этом, окровавленный, полз много дней к её шатру по степи, усеянной телами после битвы с Киром. Прошептал ей весть о предательстве и умер.Уничтоженная этой вестью, Томирис безвольно сидела в шатре... она понимала, все понимала... и сердце ныло — прости, прости... „Но как? Царица массагетов! Не ты ли билась за единство племен? Сколько людей погибло за тебя!“ И она вышла к начальнику охраны.„Поставь у шатра надежных людей. Как крикну „Предатель!“, врывайтесь и хватайте человека, который будет со мной“.И с невидящими, полными слёз глазами побрела обратно в шатер. Тяжело переступила порог, опустилась на тахту и окаменела.Вздрогнула же, услышав знакомый топот коня — как не узнать! Ведь это её любимый вороной конь, быстрый как ветер и подаренный ему, Бахтияру.Бахтияр ворвался шумный, радостный, в руках он держал отрубленную голову.— Любовь моя! Вот он, твой враг! Повелитель вселенной — побежденный моей повелительницей, моей Томирис!Отбросив голову, раскинув руки, направился к ней. Большие черные глаза в густых ресницах, сверкали, иссиня-черные

волосы волнами, по последней моде, спадали на плечи... Томирис рванулась к нему, со стоном прильнула и застыла. Бахтияр нежно гладил ей плечи... Но Томирис... пришла в себя и отпрянула, сильно, со стоном оттолкнула от себя и крикнула, срываясь: „Предатель!“В шатер, не мешкая, ворвалась охрана, воины скрутили Бахтияра.Царица стояла прямая и строгая, жадно вглядываясь в его лицо, словно запоминая навсегда каждую черточку. Она видела недоумение, затем испуг, а следом — смертельную бледность, залившую любимое лицо...— Что прикажешь с ним делать, царица? — вполголоса спросил начальник охраны Фархад. Томирис откашлялась. Боялась, что будет дрожать голос:— Отрубите ему голову, — голос звучал ровно —. И слейте кровь в кожаный мешок, ни пролив ни капли. Слышите? Ни капли! — голос царицы зазвучал угрозой. — Тем двум.. Кабусу и Хусрау, тоже отрубите... Пусть кровь трех предателей смешается. Иди! Постой... найди мне останки Рустама... а теперь иди!Когда воины с пленником ушли, силы покинули Томирис, она упала ничком и безудержно зарыдала. Вошла Содиа, присела на корточки и начала молча гладить голову царицы. Вдруг у нее перехватило дыхание — золотистую копну волос пронизывали пряди предательского серебра».И только после этого случился легендарный эпизод на кургане.Но... совсем не с чувством собственного превосходства над Киром сделала это Томирис. Совсем не с удовлетворением, совсем не теша себя победой над ним... Тихо вот что сказала она голове Кира: «Ты был грозным врагом, поистине, повелителем мира. Я отдам тебе, достойному противнику, самое дорогое — кровь любимого».И только после этого она сделала следующее:«И, подняв высоко голову Кира, Томирис взяла в руки кожаный мешок.— Массагеты! — крикнула она всему массагетскому войску, выстроившемуся вокруг высокого кургана.— Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта!И Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок».

Подготовил Аль Крысёв. "Кровь на клавишах". Об авторе

kungrad.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта