Филонов Павел Николаевич. Филонов павел картины


Художник Павел Филонов: картины, биография

Самый потаенный и загадочный художник-авангардист России Павел Филонов родился в Москве 8 (21) января 1883 года в многодетной семье. Его родителями, по его собственному выражению, были «кучер и прачка». С ранних лет имел способности к рисованию, у него отмечалась природная острота зрения, желание точной передачи деталей, наблюдательность. Самый ранний сохранившийся рисунок Филонова – «Московский дворик» (1894) – был выполнен как «открытка на память», и по нему можно легко представить истинный облик «родового гнезда».

Художник Павел Филонов: картины, биография

В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.

f2

Композиция «Налет» 1931

Первый исследователь творчества Филонова В.Н. Аникиева указывала на явные его связи с Дюрером и Грюневальдом. Мог видеть оригиналы их картин во время путешествия в1912 г. по странам Западной Европы – Франции, Италии, Австрии и Германии.

filonov_2_20121211_1946288780

Симфония Шостаковича

Павел Филонов «Война с Германией» 1914-1915 г.Художник особенно заинтересовался современным ему примитивизмом во время пребывания в «Союзе Молодежи» в Петербурге в 1910-1914 гг., после знакомства с теориями Ларионова и Гончаровой.

filonov_3_20121211_1639811983

Те кому нечего терять

В 1915 году художник опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» на антивоенную тематику, к которой сделал собственные иллюстрации.

filonov_4_20121211_1765072398

Святое семейство (Крестьянская семья)

В 1916 году Филонова призвали в армию, к тому времени он был уже сложившимся художником. Он стал ощущать свою творческую силу и искал возможности расширить свои знания и свое мастерство. Встретил революцию 1917 года как долгожданное событие. Некоторое время руководил отделом в Гинхуке.

filonov_5_20121211_1825804071После набега. 1938

МАИ – Мастера Аналитического Искусства – общество учеников П. Филонова («школа Филонова») существовало в Ленинграде в 1925-1932 гг. Членами общества в разное время были Т. Глебова, Е. Кибрик, С. Закликовская и др. В своих работах они стремились воплотить принцип «сделанности» Филонова. В этой мастерской-студии, по воспоминаниям современников, «каждый начинал себя чувствовать художником ХХХ века, когда искусство и наука сольются».

filonov_6_20121211_1149538651

Пир королей. 1913

Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).

filonov_7_20121211_1360090043

Мужчина и женщина. 1912-13

Павел Филонов «Композиция (Налет)» 1931 г.В 1931 году «Красная газета» назвала Филонова «помешанным врагом рабочего класса». После обвинения в «формализме» в 1936 году новый термин «филоновщина» стал символом непролетарского, упадочного искусства. После 1937 года жизнь Филонова стала ухудшаться: был выслан сын его жены, сама она тяжело заболела. Но даже ленинградская блокада не заставила его покинуть пост хранителя собственного искусства.

filonov_8_20121211_2059970699

Лица

Голодавший в военные годы, Филонов умер в первые месяцы ленинградской блокады (в декабре 1941 года). Смерть его кажется символично. Она застала его во время дежурства на крыше дома, который он защищал от немецких налетов.

filonov_12_20121211_1866821292

Формула весны

Некрологом художнику стал рисунок одного из учеников, изображающий мертвого учителя на фоне его метафизических и вполне реальных убийц – на фоне «Пира королей». Другим некрологом можно считать стихотворение поэта-футуриста А. Крученых, друга Филонова:

А рядомНочьюВ глухом переулкеПерепилен поперек,ЧетвертованВулкан погибших сокровищ,Великий художник,Очевидец незримого,Смутьян холстаПавел Филонов.Был он первым творцом в Ленинграде.Но худобаС голодухи,Погиб во время блокады,Не имея в запасе ни жира, ни денег.Картин в его мастерскойБурлила тыща.Но провелиКроваво-бурыеЛихачиДорогу крутую,И теперь там толькоВетер посмертныйСвищет

filonov_17_20121211_1104477317

filonov_10_20121211_1249312499

filonov_11_20121211_1877527234

dosoaftor.ru

Филонов Павел, художник – картины шедевры великих художников

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) — одна из ключевых фигур в искусстве 20 века. Но до сих пор его творчество мало изучено, и картины лишь сейчас выходят к зрителю. Образ худож­ника в сознании потомков заместился образом «личности авангарда», истового жреца новой художественной религии. Филонов ощущал себя пророком — но мессианский пафос его живописи выражался в радикальном пересмотре отношения к картинной форме.

 

Павел Филонов называл себя художником-исследователем, понимая процесс создания картины как процесс исследования каждого микроэлемента ее структуры. Большие холсты писались маленькой кистью; каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения. Наставления ученикам — «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», — поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. Так часто и называются его композиции — «Формула мирового расцвета» (1915 —16), «Формула космоса» (1918 — 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава. И здесь, по Филонову, годится ориентация на разные стили, в том числе в пределах одного полотна. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма), изобре­тенная форма (беспредметничество). «О цвете не заботьтесь, — писал Павел Филонов, — работа над формой... определит... наивысшее действие цветом». Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого».

 

Столь своеобразная и фанатично проповедуемая художест­венная концепция не была откровением самоучки. Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать. И осуществил желание со свойственной ему основательностью. К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения уудожеств (1898—1903), школа живописи и рисования Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903—08), два года вольно­слушателем в Академии художеств (1908—10). И, как сказано в автобиографии, «все это время... велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм... до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству». Поездка во Францию и Италию (1911—12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, заме­шенному на основах своеобразного художественного нацио­нализма. «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», — объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины».

 

Эта декларация напечатана в 1914 году. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд — «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 —15). «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П.Филонов, Д.Какабадзе, А.Кириллова, Э.Лассон-Спирова). Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности. В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль — трагедия «Владимир Маяковский» (1913). М.В.Матюшин — друг и ху­дожник, идущий в чем-то близким путем, — привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник « Ры­кающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с ил­люстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915). Они написаны «сдви­говой прозой», лексически близкой стихам В.Хлебникова — в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику сти­хов» В.Хлебникова, и они получают одобрение автора. Дружба поэта и художника закономерно перерастает в творческое общение; многое совпадает в круге их идей и культурных ориентаций.

 

Совпадения не случайны. И Филонов, и Хлебников (а также в разной мере К.Циолковский, В.Чекрыгин, В.Маяковский, А.Платонов, Н.Заболоцкий) испытали мощное воздействие фи­лософии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах — не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства».

 

Вера в грядущее освобождение от страха смерти заставляет художника вглядываться в архаические пласты культуры, ощущая единство человечества в перспективе возрождения. Картина как бы восстанавливает связи прошлого с будущим: ее время разомкнуто, проницаемо и реализовано в пространстве складывающихся в целое фрагментов. Хлебниковское — «я вижу конские свободы и равноправие коров» — созвучно филоновскому «эдему» неразобщенной природы, где «лицо коня» уподоблено иконописному лику.

 

Ощущение смотрящего лица — подоснова поэтики Павла  Филоно­ва. Многочисленные «головы», на фоне которых длится исто­рия, осуществляются грандиозные строительства и разруше­ния («Голова»; «Головы. Симфония Шостаковича»; «Головы», 1911; «Композиция. Лица», 1926). Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных — от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). Жестко выполненные портреты — как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре». В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прора­стает глазами. Происходящее совершается людьми и для людей. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом.

 

«Смешение высокого строя с мелочами, обыденных подробностей с глубоким чувством времени» — так писал В.Каверин в повести «Художник неизвестен» (1931), где Филонов послужил прототипом главного героя. Картины разнородны по манере — однако то, что принято называть «филоновским стилем», представляет смешение фигуративных и беспредметных форм, в россыпи и дроби которых угадывается целое. Художника часто сближают с экспрессио­низмом — но его техника чужда экспрессионистической спонтанности: каждая «единица действия» глубоко продумана. «Фактура его изумительна по разнообразию и приему, — писал М.В.Матюшин, — жирные бляхи теста и необычайно тонко наложенные плоскости, почти исчезающие странно в воздухе, причем форма сжата или развернута с невероятной силой, смело».

 

Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета — следовательно, только пролетарий». С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования. Идеи грядущего коммунизма связыва­лись с осуществлением новой соборности, с объединением возродившегося человечества вокруг пролетариата. Револю­ционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916—18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края.

 

Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходи­лось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). Но время меняется, и круг его зрителей становится все уже. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государ­ственной свободной выставке произведений искусства; в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М.Матюшин, В. Татлин, К. Малевич). Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати; на предложе­ние А.В.Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа. Филонов ведет себя неза­висимо — отказывается от связанной с компромиссами про­фессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Неза­меченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ле­нинграде.

 

Последним делом Филонова оказалась созданная им шко­ла — Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М.Цыбасов, Т.Глебова, П.Кондратьев, А.Порет, П.Зальцман и т. д.). В Доме печати устраиваются выставки группы; ставит­ся комедия Н.В.Гоголя «Ревизор», в оформлении «филонов- цев». В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями. В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности — отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической эти­ке. Идут слухи о его искусстве — пользуясь словами В.Каверина, искусстве «человека, который ничего не боится».

В 1977 году сестра художника Е.Н.Глебова, выполняя его волю, передала оставшиеся работы в Государственный Рус­ский музей. Сегодня они возвращаются к зрителю.

 

Статья Г.Ельшевской в книге «Художественный календарь «Сто памятных дат»

artrussia.ru

Павел Филонов - Лучшие картины художников

Павел Филонов (1883-1941). Художник-исследователь, Филонов являл собой характер сильный и трагический. Уверенный в пророческой силе своего искусства, он никогда не шел на компромисс. Его подвижничество в искусстве стало легендой.

Художник родился в Москве в семье мещан. Его отец был кучером, а мать — прачкой. В 1897 году Филоновы переехали в Петербург, где юноша поступил учеником в малярно-живописную мастерскую. Трижды он безуспешно пытался сдать экзамен в Академию художеств: лишь в 1908 году был принят вольнослушателем, но через два года покинул ее. Начало творческого пути Филонова связано с объединением «Союз молодежи». Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914). Активно сотрудничая с поэтами-футуристами, особенно В.Хлебниковым, он иллюстрирует их сборники и участвует в авангардистских выставках. В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника. Выступая против геометрического языка кубизма, он призывает подражать природе в самом образе действия, заключающемся в органическом росте художественной формы, аналогичном процессам природы.

Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921). Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. После революции художник почти не выставляется. С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала». В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства. Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству.

vissage.ru

Филонов Павел Николаевич - Каталог картин. Цены.

Павел Филонов родился в Москве. Рано осиротев переехал в Петербург, где брал уроки живописи. С 1908г. Павел Филонов учился в Академии искусств, откуда был исключён в 1910г. В 1911г. он контактировал связался с Союзом молодёжи и учувствовал в их выставках. В следующем году ездил в Италию и Францию.

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.

В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского "Владимир Маяковский" Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму "Проповедь о поросли мировой" и начал разрабатывать художественные теории: "Идеология аналитического искусства" и "Принципы сделанности". В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде.

В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). В те же годы выходит "Декларация мировой поросли" Павла Филонова в журнале "Жизнь искусства". Два года спустя Павел Филонов собирает коллектив мастеров аналитической живописи (известный сейчас как школа Филонова).

Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась. В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске.

Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.

Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.

В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.

После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушивили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.

В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Филонов Павел Николаевич

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Современное Искусство :: Павел Филонов

Русский советский художник, поэт, основатель так называемого «аналитического искусства» и его преподаватель.

Юность

Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Он служил извозчиком и кучером, предположительно, проживал с семьёй в городском доме господ Головиных. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. За год до окончания сыном школы, она скончалась от чахотки.Павел учился в городской Каретнорядной приходской школе, окончил учёбу с отличием. В 1897 году, выпустившись, переехал в Санкт-Петербург и поступил в живописно-малярные мастерские на средства Александра Андреевича Гуэ, богатого инженера, мужа его старшей сестры и владельца немецкой компании, занимавшейся строительством электростанции в столице. Гуэ спонсировал студента, поскольку одним из первых обнаружил в нём страсть к рисованию: юный Паня, как его называли родные, рисовал на каждом подворачивавшемся клочке бумаги.

В 1898 году Филонов стал посещать вечерние курсы Общества поощрения художеств, в 1903-м пошёл учиться в частную мастерскую академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим.В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г.

Закон и канон

Художник начинает работать в смешанной технике; из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Велимир Хлебников, поэт-футурист, чьи произведения иллюстрировал Филонов, написал о ней следующие строки: «пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Картина была воспринята современниками как тревожное предчувствие, апокалиптическое предзнаменование. Написанная накануне Первой мировой войны, она довольно точно предсказывает грядущие трагические события и гибель старого мира. А вот, что говорил о ней другой художник, Олег Покровский, после встречи с Филоновым: «Перед моими глазами была картина, которую я так хотел видеть. Огромный холст занимал почти всю стену. Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты - короли смерти. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Традиция владычества, тоже умирающая».

Раннее творчество Филонова вписывается в рамки модерна и вполне может быть отнесено к символизму. Оно аллегорично, иносказательно и развивает «вечные темы». В то же время уже на начальном этапе проявляется уникальный живописный метод художника, заключающийся в конструировании изображения из кристаллических ячеек. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. «Я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».

В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. «Выявляя конструкцию формы или картины, я могу поступить сообразно моему представлению об этой конструкции формы, т.е. предвзято, или подметив и выявив её закон органического её развития; следовательно, и выявление конструкции формы будет предвзятое: канон, - или органическое: закон». Таким образом, закон, в отличие от канона, предполагает построение и развитие от частного к непредсказуемому общему. Подобно тому, как растёт дерево, картина должна органически эволюционировать – в этом заключается неприятие художником кубизма с его геометризацией и механизацией.

Художник «Мирового расцвета»

В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Роли исполняли не профессиональные актёры, а студенты и любители; Поэта сыграл сам Маяковский. Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню».Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Вот что написал Н.Тихонов: …Стена была расписана художником ужасного левого направления и столь страшно, что прямо на вас бросалась с разинутой пастью отвратительная селедочно-крокодиловая голова реакции, глотающая целые народы, а над ней возвышался череп империализма, какие-то кровавые черви вылезали из его глазниц, там было еще что-то сиренево-вопиющее и густо-шерстистое, вроде волчьего оскала, там была и ослица, нарисованная так, что она падала на сидящего напротив; язык ее свисал до земли, она смотрела огромными человеческими, женскими глазами, из которых сыпались лиловые, как сливы, слезы». После спектакля Филонов обратился к иллюстрации: следующие два года он рисовал для различных футуристических буклетов. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы; в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д.Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Целью художников была реабилитация живописи и противостояние методам Малевича и Татлина.«Наша цель – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. …Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства – век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».Ремесленничество высоко ценилось Филоновым. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный живописец; под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». В то же время бунтарство футуристов, кубистов, дадаистов отталкивало Филонова: идеи разрушения сложившихся живописных техник, традиций и устоев, примат импровизации были чужды ему и казались поверхностными.

 

Война и революция

В 1916 году Филонова мобилизовали и отправили на Румынский фронт в качестве рядового 2-го полка Балтийской морской дивизии. Во время Февральской революции, которая была им принята с энтузиазмом, художник принимал активное участие в революционной деятельности и даже получил пост председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в городе Измаил. «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» - признавался Филонов. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце, и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Критики встретили художника чрезвычайно тепло. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г.

Двадцатые годы

В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация „Мирового расцвета“». Художнику трижды предлагали место профессора в Академии, но он каждый раз отклонял предложение, так как считал преподавание в ней неправильным. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп».В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Созданный им Устав одобрили. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Взяв на себя роль преподавателя и идеолога, живописец стремился исполнить мессианское предназначение аналитического искусства. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников.

В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова».В 1932-1933 гг. издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Художник, традиционно, отклонил предложение, но согласился выступить редактором, при условии, что работу выполнят его ученики. Заказ был выполнен, хотя весной 1932 года группа МАИ официально прекратила своё существование. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств.

Филонов и филоновцы

Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. В то же время он утверждал, что с авторитетами – в том числе политическими – необходимо считаться. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. В то же время единомышленники призывали художника открыться миру: ему прочили колоссальный успех за рубежом, в Европе и США. Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский живописец Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. Однако художник последовательно отказывался от самых заманчивых предложений, поскольку считал, что, если его холсты раскидает по миру, внутренняя логика его творчества будет нарушена. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». До конца своих дней он глубоко сожалел о том, как в 1919 году по рекомендации Луначарского продал несколько полотен отделу ИЗО.

Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». Среди своих современников он держался особняком; полемизировал с Малевичем, Татлиным, Лисицким, западными художниками. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. Им двигала мечта сделать Россию мировым центром современного искусства.При Сталине фигура Филонова стала вовсе табуированной. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Он получил ярлык классового врага, который останется на нём на всю жизнь и даже после смерти.

Один за другим родственники и ученики художника вызывались на допросы; в 1938 году оба пасынка получили по сроку без права переписки, а с супруги взяли подписку о невыезде, несмотря на то, что она была парализована. Завистники писали доносы и призывали «шлёпнуть» самого Филонова. НКВД вынудило его друга покончить жизнь самоубийством: несчастный повесился, оставив предсмертную записку с проклятием: «пусть захлебнутся моим трупом».

Гибель и память

Карьера Филонова была фактически завершена ещё в 1932-1933 гг. после участия в выставке «Художники РСФСР за 15 лет». После неё он ни разу не выставлялся, хотя против выставок не возражал. Он продолжил преподавательскую деятельность, и притом бесплатно, и стал получать небольшую пенсию как «научный работник 3-го разряда». Семейство стало жить впроголодь, экономя даже на чае.3 декабря 1941 году Павел Филонов скончался от голода во время блокады Ленинграда. Его труп оставался лежать на столе в течение девяти дней – пока Союз художников не выделил девять досок для изготовления гроба. Над ним висела его самая знаменитая работа «Пир королей». Филонова похоронили на Серафимовском кладбище у Церкви Серафима Саровского. Поэт-футурист Алексей Кручёных узнал о гибели художника только по окончании войны и написал стихотворение-некролог «Сон о Филонове»:

А рядомНочьюВ глухом переулкеПерепилен поперек,ЧетвертованВулкан погибших сокровищ,Великий художник,Очевидец незримого,Смутьян холстаПавел Филонов.

Актриса Е.Н. Глебова, сестра художника, хранила его работы у себя дома вплоть до 1970-х годов, затем передала их Государственному Русскому музею, где они пролежали в запасниках ещё 30 лет. Таким образом, творчество Филонова было заново открыто лишь спустя несколько десятилетий после его гибели. В 1966 году небольшим тиражом вышла посвящённая ему монография чешского искусствоведа Яна Кржиша. Год спустя состоялась ретроспективная выставка в Академгородке в Новосибирске, которая повлекла за собой признание художника советской творческой элитой. Однако широкая общественность узнает о Филонове много позже – после масштабной ретроспективы в Государственном Русском музее в 1988 году.Поскольку Филонов ревностно оберегал своё наследие, многие его работы, оказавшиеся где-либо, кроме музеев, привлекали внимание похитителей и контрабандистов. В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sotheby’s под названием «Бегство в Египет». Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы.Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. С этой же выставкой связан огромный международный скандал, который, вероятно, привлёк дополнительное внимание публики. Показанные на ней рисунки были предоставлены самим Русским музеем – и они оказались поддельными. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. Через несколько лет были обнаружены подлинники; они были переданы в ГРМ. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы».

sovremennoe-iskusstvo.ru

Павел Филонов «Головы»

Павел Филонов «Головы»

1910 г. Картон, масло. 28,5 x 7,5 см. Государственный Русский музей

Картины художника Павла Филонова: 

Пред. стр.: Художник Павел Филонов. Картины и биография. След. стр.: Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины

www.avangardism.ru

Мой мир искусства: "Павел Филонов. Русский авангард и после..."

Об этом первом совместном проекте художественных музеев двух соседних государств - Эстонии и России, можно написать увесистый том : и о том, что эта выставка является самой долгожданной из всех художественных выставок этого года в нашей стране, и первой выставкой за 20-летний период (со времён восстановелния независимости Эстонской Республики), организованной при плотном сотрудничестве с Государственным Русским музеем, и о том, сколько усилий было затрачено на осуществление подобного проекта, поскольку оговаривались даже, казалось бы, самые незначительные мелочи; о том, что бюджет превысил все мыслимые и немыслимые границы; и естественно,- о центральной фигуре, собственно и явившийся причиной всего этого - о самом художнике Павле Филонове, о том непростом периоде времени в истории и в искусстве России, в котором ему выпало жить и работать; и конечно же, - о таком явлении художественной жизни как русский авангард.

 Досконально проштудировав несколько объёмных печатных и электронных изданий, наблюдая и участвуя в длительном процессе подготовки выставки, я поняла, что описать вкратце всё не представляется мне возможным. Поэтому я постараюсь рассказать здесь о том, что для меня лично стало своего рода открытием, поделюсь своими впечатлениями от выставки и как зритель, и как лицо непосредственно задействованное в её организации, а также и о том, на что следовало бы обратить внимание, и прокомментирую выбранные мною произведения. Общая же картина выставки предстанет глазам зрителя уже в самом Большом выставочном зале Художественного музея KUMU, куда я с удовольствием и приглашаю читателя. Всего на выставке представлено 25 работ Филонова, 23 произведения, представляющие русский авангард - в том числе работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой,и целого ряда других интересных авторов – Давида Бурлюка, Михаила Матюшина и учеников Филонова, и 8 соцреалистических композиций. Выставка продлится до 18 сентября 2011 года.

Авангардность с России началась в середине 1900-х годов, когда насытившись европейским новаторством, русские художники сосредоточились на поиске своих собственных путей. Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. В последней трети XIX века появились новые философские работы, переосмыслявшие моральные и культурные аспекты цивилизации.Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене приоритетов, к изменению восприятия места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей. Европейский интерес к искусству "примитивных народов" у русских трансформировался в обращение к национальной народной жизни и творчеству. Игра, ирония, иносказание, преувеличение, свойственные призведениям многих художников раннего авангарда, - это и есть часть русской народной культуры с её частушками, каламбурами и поговорками.

Казимир Малевич (1879–1935) "Плотник." 1928–1929Фанера, масло. 71 х 44© Государственный Русский Музей

Из художников русского авангарда в мире наиболее известны Василий Кандинский, Марк Шагал и Казимир Малевич. Так случилось прежде всего потому, что Кандинский и Шагал уехали в начале 1920-х годов из СССР, и слава пришла к ним за пределами родины. Малевич, получивший командировку в Германию 1927 году, увёз с собой достаточно много произведений, для того чтобы показать их европейской публике. Внезапно он был отозван домой, но в надежде на скорое возвращение в Европу, Малевич оставил у друзей в Германии почти всё, что привёз из Советского Союза. Художнику больше не суждено было оказаться в Европе. Работы, оставленные на попечении друзей, во время жёсткой борьбы Гитлера с "дегенеративным искусством", пришлось прятать. В конце концов, после окончания Второй Мировой войны, разными путями, они оказались резделены на несколько коллекций. Основная часть произвеленй Малевича из оставленных в Германии работ, попала в музей Стейделик (Амстердам, Голландия), где и была впервые показана задолго до того, как работы художника увидели соотечественники в Советском Союзе. Таким образом, мир впервые узнал о Малевиче и его открытиях в 1960-х и 1970-х годах, и не из книг, альбомов и каталогов выставкок, изданных в СССР, а именно благодая выставкам, организованным музеями Стейделик и несколькими музеями Германии и США.

Творческая судьба Павла Филонова - художника и теоретика, создателя системы аналитического искусства, сложилась внешне проще, а в действительности - гораздо трагичнее, чем у его современников. Сохранились практически все его работы и, почти все они находятся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Это невзирая на две мировые войны, преследования со стороны властей, и вопреки исключительной хрупкости материалов — бумажной основы его работ, и техники исполнения, исключающей возможность долгой жизни произведения,— масло или смешанная техника на бумаге!

В силу своих убеждений Филонов не стал приверженцем соцреализма - главного художественного направления в искусстве той эпохи. Это повлекло за собой преследования как самого художника, так и его близких и учеников (в 1925 г. Филонов основал Коллектив Мастеров аналитического искусства – ни у одного другого мастера русского авангарда не было столь многочисленной школы). Очень много для отчуждения Филонова от художественной жизни сделали сталинская эпоха и ее наследники. Ненависть вызывали его произведения у партийной номенклатуры как в 1920–1930-е годы, так и в 1960–1970-е. Его работы не допускались на выставки, по существу, вплоть до перестройки. После голодной смерти Филонова в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года, его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, на саночках привезла работы брата на хранение в Русский музей. В 1977 году она официально передала их в дар музею. В России и на западе Филонова «открыли заново» в 1980-е. Первая большая выставка Павла Филонова была открыта в Русском музее в 1988 году, следующая - в 2006 году в Санкт-Петербурге, также в Русском музее, а затем в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Впервые в Европе выставка Филонова была показана в 1989 году в Центре Жоржа Помпиду в Париже, а в 1990 - в Кунстхалле Дюссельдорфа. На сегодняшний день Филонов признан классиком искусства XX века, его можно смело поставить в один ряд с ключевыми фигурами русского авангарда - Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Его работы входят в постоянную экспозицию Русского музея; экспонируются на выставках в России и по всему миру.

Павел Филонов (1882/1883–1941)"Формула весны." 1922–1923Холст, масло. 100 x 100© Государственный Русский Музей

Исключительность Филонова в искусстве русского авангарда заключается в синтезе наследия и традиций Академии Художеств с новым художественным языком (принцип «сделанности»). В своём художественном методе Филонов не отказывался от изображения предметного мира в пользу абстракционизма: он исследовал незримые процессы внутри объектов, пытаясь показать зрителям структуру живой материи. Смысл его творчества состоял в анализе происходящего средствами изобразительного искусства.Его аналитический метод - это квинтессенция его творческих поисков, воплощение яркой, ни на кого не похожей художественной индивидуальности и особой силы воздействия его искусства на зрителей.

Внешне ничем не угрожая социалистическому реализму, Филонов шел дорогой, не вписывающейся в его основную линию. Его произведения, по сюжетам своим обращенные к революционной и пролетарской тематике, не пропагандировали достижений социализма, не обладали тем патриотическим и оптимистическим зарядом, какой определял произведения других художников 1930-х годов. Филонов аналитическим методом расщепляет жизнь на атомы и собирает ее на уже ином уровне, делая зримым движение, идущее от свободной воли вещей в самих себе.Он с большой настойчивостью выдвигает в своей теории на первый план самовыражение «бессмертной души» мастера-творца, которая располагается на ином уровне - над ходом истории, в стороне от житейских противоречий, личных невзгод и общественных катаклизмов. Задача «сделанности» художественного произведения, теория аналитического искусства, которая приобрела в дальнейшем характер объективной, строго научной системы, позволили Филонову обрести эту позицию. Сделанность, самоценная жизнь образа, его органическое бытие обеспечивали Мастеру успех в процессе реализации любой темы, любого сюжета.

Филонов назвал свое искусство аналитическим, акцентируя его познавательные задачи. Зрительское восприятие должно было активизироваться при рассматривании мельчайших структур его произведений «аналитического искусства». Образы его картин, тем не менее, нельзя свести к разработанным им понятиям и какой-либо философской системе. Смысл его картин много глубже, таинственнее, он покоится на мощном слое иррационального и теряется при любых попытках интерпретировать и расшифровать увиденное. В этом и заключается ценность художественного творчества Филонова.

Ситуация противостояния, в которой пребывал художник, привела к тому, что его творчество находит лишь редкие аналогии в живописи современных ему авангардистов или символистов. Сходство с поздними символистами - такими как Масютин или Калмаков - касается деталей, а не сути дела. Существует определённая близость с Матюшиным и его группой, и тем не менее между ними мало общего. В отличие от супрематизмов Малевича и абстракций Кандинского в основе искусства Филонова остается мир окружающей природы.Привычная глазу реальность — цветы, фигуры людей — в этих полотнах волею художника растворяется в некоем колористическом потоке из живописных мазков, преображаясь в едва узнаваемые, но знакомые формы.Но в то же время безусловны литературные параллели - Хлебников, Заболоцкий, Платонов.

Павел Филонов (1882/1883–1941)"Пир королей." 1912–1913Холст, масло. 175 x 215© Государственный Русский Музей

Картина "Пир королей" создана за год до начала первой мировой войны, и современники восприняли её как некое пророчество, видение Апокалипсиса. Трупы властителей современного мира, сидящие за столом,— метафора конца, распада, умирания старого мира. Поэт Велимир Хлебников сразу же уловил тревожное звучание картины и выразил его в строках: „пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби“ Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с "Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал "Пир королей" демонической переработкой "Тайной вечери". Образы, созданные кистью Филонова подчёркнуто гротескны. Пронизанное красно-синим витражным свечением красок, со скрюченной фигурой сидящего раба, напоминающего химеру готического собора, это произведение наиболее явно отражает увлечение Филонова французским средневековьем. Это последняя из его работ, написанных в духе темного, мистического символизма, первой из которых была картина «Головы».

Павел Филонов (1882/1883–1941)"Живая голова." 1923Холст, масло. 84 х 76,5; 85 х 77,2 (холст)© Государственный Русский Музей

„Головы“, появившиеся в творчестве Филонова в середине 1920-х годов, образуют сво- его рода серию. Именно они стали революционным продолжением традиционного жанра портрета. Не внешний облик человека, но глубинные процессы, происходящие в его мозгу, не видимые глазом, но ощущаемые („знаемые“) художником, впервые становятся объектом искусства. В представлении художника, голова человека - это некая модель мироздания. Внутренним взором срывая с лица кожные покровы, художник в своём воображении рисует все возможные связи "малого мироздания" с окружающим миром. Всё своё внимание Филонов сосредоточил на голове как вместилище мысли: „Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо человека, как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека, или то, как бьет кровь в его шее через щитовидную железу, и притом, таким порядком, что этот человек неизбежно будет либо [вялым, либо бодрым,] умным, либо идиотом“ Как и почти все в творчестве Филонова, „Головы“ выражают тему жизни и смерти: зарож- дения, развития, увядания и нового возрождения. Состояние постоянных изменений в человеческом организме, как и вообще в природе, где все взаимосвязано, воспроизводит Филонов в своих полотнах и рисунках. Эволюция филоновских голов ведет прежде всего к их полному разложению, структурному, физиологическому, художественному, вплоть до достижения первозданного клеточного состояния, своего рода биокультуры для зарождения новых растительных и животных организмов. С художественной точки зрения — это жизнь, увиденная через стекло микроскопа. В головах Филонова глаза превращаются в пустые глазницы, кишащие микроорганизмами, а большие носы навевают мысль о зияющих отверстиях черепа, и, наконец, в „Голове“ 1930 года голова становится чистой материей, в которой пульсирует и зарождается жизнь.

Павел Филонов (1882/1883–1941)"Лики." 1940Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 64 x 56© Государственный Русский Музей

В одной из своих последних работ „Лики“ Филонов с истинной и истовой верой пишет лики сквозь свои „мировые“ страдание и боль, он преодолевает жесткость и жестокость земного мира, давая начало новой гармонии. Здесь, как и в других работах художника, форма вторична, подвижна, полностью подчинена импульсу, идее, фантазии.

Юрий Кугач (1917), Василий Нечитайло (1915–1980), Виктор Цыплаков (1915–1986)"Великому Сталину слава!" 1950Холст, масло. 351 х 525© Государственный Русский Музей

И наконец, дабы оттенить самого Филонова, на выставке представлены работы художников-соцреалистов. В частности и вот это гигантское полотно, созданное коллективом авторов к Всесоюзной художественной выставке 1950 года. Картина полностью подчинена идее представления вождя государства как вдохновителя и организатора величайших побед. Сталин предстаёт в сияющем ореоле, подобен небожителю, близкий и недоступный одновременно. Ведущая вверх парадная лестница, рукоплещущая толпа, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, как нельзя лучше передают настроение присутствующих. В непосредственном окружении вождя находятся видные члены партии и правительства (Булганин, Микоян, Берия, Молотов, Косыгин и др.), знаменитые военачальники и лётчики (Ворошилов, Кожедуб, Покрышкин), передовики производства (Стаханов), а также видные учёные - Вавилов и Лысенко. Далее на полотне следуют представители многочисленных народов, населяющих Советский Союз, дети и типичные представители народных масс. Таким образом картина является воплощением идеологического канона сталинской эпохи "человек-толпа-вождь". Павел Филонов - революционный художник, прозревавший будущее всей планеты, оставался потаенной легендой даже в среде искусствоведов. О нём немало писали, его работы показывались при жизни и несколько раз после смерти. Тем не менее Филонов до сих пор остается самым нераскрытым из русских художников XX века. Он не оставил своих собственных трактовок произведений, хотя их язык, как ни у кого другого, нуждается в расшифровке. О неразгаданности Филонова написано очень много; об этом говорили почти все исследователи его творчества. Его справедливо называли «самым потаенным и загадочным художником русского авангарда». Исследователям приходилось и до сих пор приходится с трудом пробиваться к тем зернам глубинного смысла, из которых, как из-под земли, вырастают многозначные и порой трудно доступные пониманию образы картин художника, и расшифровывать эти образы. Но вся эта работа еще далека от завершения. Интерпретация его картин трудна и связана с чувством неопределенности, которое возникает из-за невозможности расшифровать мир образов, которые по сути своей абсолютно субъективны.

А выставка получилась просто необыкновенная! Это событие нельзя пропустить!

evelina-mylifeinart.blogspot.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта