Фактура как средство выражения художественного образа. Фактура картины


Фактура в композиции - PhotoStocks.info

До сих пор мы говорили преимущественно о кадре как о плоскости. О плоскости, в которой мы размещаем те или иные объекты в виде силуэтов, очертаний, пространств и площадей. Это была наша основа. Основа, которую теперь можно развивать. Потому что каким бы плоским кадр ни был с точки зрения наполнения его предметами, важную роль играет то, как предаётся объём, какие свойства объектов кроме формы влияют на композицию. В этом уроке уроке мы поговорим о фактуре.

 

Что такое фактура или как показать, что ёжик колючий

Начинаем, как всегда, с самого главного. Ответим на вопрос, что такое фактура. Фактура — это свойства поверхности. Естественно, речь идёт о поверхности вполне конкретных объектов. Т.е. фактура — это собирательное название всех тех особенностей, которыми обладает поверхность любого объекта. Шершавая, гладкая, мягкая, пушистая, колючая, лоснящаяся, глянцевая, матовая, бугристая и т. д. Всё это про фактуру.

Давайте чуть подробнее остановимся на том, какие свойства описывает термин «фактура».

Первое, с чего всё начинается — это материал. Все предметы состоят из вполне конкретных материалов: металл, пластмасса, дерево, резина. Естественно, каждый материал заранее обладает теми или иными свойствами. Так, металл может вызывать следующие ассоциации: жёсткий, холодный, блестящий. Дерево — это более мягкий, тёплый, поддающийся обработке материал, у дерева, как правило, есть рисунок. Таким образом, у каждого материала есть некий набор основных характеристик, по которым его можно легко дифференцировать.

Фактура дерева в данном случае гармонично дополняет «теплое» настроение фотографии

Помимо того, что у материалов есть изначальные свойства, они могут значительно отличаться обработкой. Здесь можно выделить две большие группы. Первая — визуальные свойства, т.е. те, которые мы воспринимаем зрением. И вторая группа — тактильные, т.е. такие, которые мы ощущаем прикосновением. Интересно то, что на снимке можно передать и те и другие, просто со второй группой немного сложнее.

Какие же свойства фактуры видны?

Все видимые характеристики фактуры так или иначе связаны со светом, с тем, как свет отражается или не отражается от поверхности. Первые два определения, которые мы можем дать поверхности, это материал и то, как он отражает свет. Т.е. блестящая пластмасса, матовое стекло, глянцевая бумага и .т. д. Также мы можем определить способ обработки. Поверхность может быть шершавая, отшлифованная, отполированная, покрытая лаком, неровная с рваными краями, мятая и разглаженная и т. д.

Грубая фактура камней и коры отлично подчеркивают апокалиптическое настроение фотографии

Так как проявление всех этих свойств зависит от света, то и управление ими также достигается путём изменения направления и характера освещения. Можно долго расписывать, свет какого направления наиболее подходит для демонстрации тех или иных свойств, однако, можно выделить два общих принципа. Они очень простые.

Первый касается характера освещения. Свет может быть направленным, с ярко выраженными тенями, и рассеянным, когда теней совсем нет или они почти незаметны. Направленный свет способствует выявлению неровностей и мелких деталей. Рассеянный свет даёт более мягкую картинку, в которой проявляются плавные переходы формы и цвета, сглаживаются резкие изгибы.

Второй принцип относится к направленному свету и касается расположения его источника. Т.е. нас интересует, откуда свет падает на поверхность. Свет, падающий на поверхность под прямым углом или близко к этому положению, практически не образует на ней теней, поэтому мелкие детали, переходы и изгибы становятся не видны. Если же свет идёт сбоку, то каждый маленький бугорок, каждая ямка образует свою маленькую тень, поэтому становятся видны любые мелкие детали и изгибы формы.

Особняком стоит контровое освещение, т.е. подсветка объекта сзади. Оно идёт рука об руку с таким свойством материалов как прозрачность. Если вам надо показать, что объект способен пропускать свет — подсветите его сзади.

Боковой свет дал красивый блик на предметах и показал их плавную, гладкую форму

Как мы уже говорили, у каждого предмета есть не только видимые свойства. Поверхность может быть гладкой или шероховатой, бархатистой, липкой, мягкой или твёрдой. Все эти свойства передаются через совокупность приёмов. Главным, по-прежнему, остается характер освещения. Но к нему прибавляется цвет и его передача в кадре. А также более косвенные свойства вроде глубины резкости, характера размытия боке и дополнительной смысловой организации снимка.

Проще всего это проследить на примере рекламы, задачей которой является наиболее чётко продемонстрировать те или иные свойства продукта. Можно заметить, что металлические наручные часы, да и другие металлические предметы часто показаны на чёрном фоне, с точечной подсветкой, тогда лучше всего видны красивые блики на поверхности, их контраст с тёмным фоном. Так передается жёсткость, надёжность и уверенность.

Кондиционер для стирки, делающий полотенца пушистыми и мягкими, будет показан обязательно в максимально светлой обстановке, с мягким ровным освещением, без вызывающих цветов. Фон мягко размыт. Для придания дополнительной смысловой окраски в кадре может появиться котёнок или ребёнок, апеллирующий к нашим нежным чувствам.

Фактура в кадре или Как и когда надо работать со свойствами поверхности

Итак, мы обрисовали в общих чертах понятие фактуры, ее проявления, а также то, какими способами можно выявить те или иные свойства поверхности. Всё это хорошо, но секрет заключается не в том, что у любого предмета есть форма и свойства поверхности. Вопрос в том, когда и как их надо демонстрировать и надо ли это делать вообще?

Этот вопрос мы разделим на две части. В первой мы поговорим обобщённо о проявлении и скрытии фактур в кадре. Во второй — о конкретной работе с фактурами в портрете и предметной съёмке.

Когда нужна фактура?

Прежде всего, надо чётко представить, как проявляется фактура в кадре. Она может быть основной целью съёмки как самостоятельный объект интереса. А может быть дополнительным материалом. Наиболее частый случай — второй. Как правило, фактура выступает в качестве дополнительного выразительного средства. Как мы уже выяснили, проявлениями фактуры можно управлять. Таким образом, главный вопрос состоит в том, показывать фактуру или нет. И что такое фактура? Можно сказать, что это дополнительные детали в кадре, некое бонусное содержание. Поэтому вы должны спросить себя, насколько оно в данном случае необходимо? Достаточно ли для воплощения задумки только общих форм или надо непременно внести это дополнительное содержание. Также надо взвесить фактическое содержание снимка. Не будет ли эта дополнительная детализация отвлекать внимание, вносить беспорядок? Таким образом, первый практический шаг в работе с фактурой заключается в анализе сюжета. Надо ответить на один вопрос: интересуют ли вас свойства конкретных объектов или же для реализации замысла достаточно общего взгляда на обстановку?

Попробуйте представить этот снимок без фактуры высохшей земли. Кадр получится менее выразительным Фактура в предметной съёмке

Сразу поясним, что подразумевается под предметной съёмкой. Это фотографирование предметов и композиций из них. Как правило, предметы небольшие, умещаются на столе. В предметной съёмке не участвуют люди или животные как самостоятельные объекты съёмки. Например, крупный план серьги в ухе будет являться образцом предметной съёмки. Человек в кадре есть, но он не интересует нас как объект съёмки, становится фоном, аксессуаром. Грубо говоря, к предметной съёмке можно отнести и натюрморт, хотя в этом жанре съёмка объектов не является самоцелью.

Итак, предметная съёмка. В ней могут участвовать любые объекты, окружающие нас: от ручки до гармошки, от вантуза до бриллианта. И каждый раз цель — показать отличительные свойства той или иной вещи. Без качественной передачи фактуры здесь не обойтись, потому что одной только формы часто недостаточно. В предметной съёмке очень важно показать материал, из которого сделана вещь, а лучше всего это можно сделать, передав фактуру. Для этого вы можете использовать любые способы, описанные выше.

Вторая особенность работы заключается в подборе материалов. Предметная съёмка хороша тем, что вы полностью контролируете весь процесс. Не только то, как будут выглядеть предметы в кадре, но и то, какие это будут предметы, какие они образуют сочетания. Здесь фактура может выступать определяющим фактором. В зависимости от желаемого результата вы можете создавать либо контрастные сочетания (гладкое на фоне шершавого), либо формировать композицию в одном общем стиле (мягкое рядом с пушистым, избегая колючего).

Натруженные руки и плавные линии глины создают интересный, сюжетный контраст Фактура в портрете

Интересно, что фактуре можно уделить особое внимание не только в предметной съёмке. Посмотрим, как это работает при портретировании.

Первый вопрос — где искать фактуру? Есть два направления. Первое — это сам человек. Нас интересует фактура кожи, волос. Второе — текстура одежды. Люди всё время во что-то одеты, и зачастую это важно подчеркнуть, потому что стиль одежды помогает в создании образа.

В передаче фактуры кожи важно понять, какого эффекта вы хотите добиться. У портрета есть разные цели. Один стремится показать человека в наиболее выгодном свете, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства. В таком портрете любые дефекты кожи хочется скрыть. В этом случае главное — избегать жёсткого освещения сбоку, потому что в этом случае становятся видны любые морщинки и прочие дефекты кожи.

Обратный эффект — намеренное выставление напоказ всех особенностей фактуры кожи. В таком виде перед нами всё чаще предстают мужчины в возрасте. Морщины становятся украшением и достоинством, подчеркивающим жизненный опыт, характер. Эпатажной становится отчётливо проявляющаяся лёгкая небритость.

Что-то среднее получается при рассеянном освещении. Оно сохраняет фактуру, но не придает ей веса и особого значения. Дефекты предстают в сглаженном виде, и особенности кожи не совсем скрываются — например, можно разглядеть веснушки.

Жёсткий яркий фронтальный свет (от камеры к объекту съёмки) способен полностью лишить кожу фактуры. Она становится гладкой и выбеленной, сильнее выделяются глаза, и губы, силуэт. Теряется объём, всё получается почти плоским.

Характерный рисунок кожи имеют портреты, которые размещает на обложке журнал Esquire. Создается чрезмерная детализация, при которой видно каждую пору, каждый волосок. Такой эффект достигается применением фильтра High Pass при обработке изображения. Естественно, все «ненужные» дефекты кожи перед этим аккуратно ретушируются с непременным сохранением фактуры.

С текстурой одежды всё обстоит намного проще. Вам просто надо решить, насколько она интересна в данном случае. А дальше можете работать с ней светом, выбором ракурса, глубиной резкости, в общем, всем тем арсеналом, который есть в вашем распоряжении.

Небритость, грубоватая фактура одежды неплохо гармонирует с пошарпанными стенами локации Подведём итоги или Фактура на раз-два-три

Мы поговорили о том, что такое фактура, как и когда она проявляется и как мы можем с ней работать. Коснулись вопроса её места в предметной и портретной съёмке.

Попробуем вывести простой алгоритм работы с фактурой:

  1. Определяемся с детализацией: нужна ли она, и если нужна, то в какой степени;
  2. Выделяем основные свойства: на этой стадии нужно определить, какое свойство фактуры наиболее важно для сюжета, как оно сочетается с другими объектами в кадре;
  3. Подбираем соответствующие параметры съёмки, меняем точку съёмки, поворот объектов относительно света (или положение источников света, если есть такая возможность), подстраиваемся под фон и т. д.

А дальше всё уже зависит от вашей фантазии, экспериментируйте, опираясь на этот алгоритм. Вас ждут задания!

Пустыня ассоциируется, в том числе, с сыпучей фактурой песка и с ее помощью можно лучше раскрыть пейзаж Загрузка...

photostocks.info

Фактура - это... Что такое Фактура?

        (от лат. factura - обработка, строение), характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи - характер красочного слоя: например, "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры являются одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера. В искусстве XX в. распространены эксперименты по усложнению фактуры (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(от лат. factura – обработка, строение) в изобразительном искусстве, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи фактура определяется особенностями наложения красок на холст и зависит как от стиля эпохи, так и от личного темперамента художника. До 19 в. в картинах преобладала «скрытая», гладкая фактура. Живописцы писали жидкими красками, незаметными мазками, с помощью тонких кистей. Лишь некоторые из старых мастеров (Тициан, Рембрандт, Ф. Халс) прибегали к «открытой» фактуре, накладывая мазки свободно, рельефно, что придавало повышенную эмоциональность, взволнованность их картинам. Импрессионисты и постимпрессионисты (В. Ван Гог) использовали «открытую» фактуру как важное выразительное средство.

В. Ван Гог. «Автопортрет». 1889 г. Музей д’Орсэ. Париж. Фрагмент В. Ван Гог. «Автопортрет». 1889 г. Музей д’Орсэ. Париж. Фрагмент

 

Рембрандт. «Автопортрет». 1659 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Фрагмент Рембрандт. «Автопортрет». 1659 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Фрагмент

  Фактура в скульптуре определяется как особенностями материала (гладкая поверхность бронзы, слоистая структура слоновой кости, шероховатая поверхность известняка и т. д.), так и характером обработки поверхности статуи, рельефа и т. д. с помощью специальных инструментов. С помощью различных приёмов обработки поверхности материала (полировки, сверления, резьбы, чеканки и др.) мастер не только «оживляет» камень, но и передаёт собственные эмоции – от созерцательного покоя до взволнованной экспрессии.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

это в искусстве что такое? Примеры

Искусство и развлечения 25 октября 2017

Многие начинающие художники не совсем понимают, что люди имеют в виду, говоря о фактуре. В искусстве это понятие двоякое. Им можно передавать как замысел художника, так и поверхность материала. Но фактура есть не только в живописи. Это понятие можно встретить и в скульптуре, и в декоративном искусстве. Сегодня мы поближе познакомимся с этим термином и узнаем его истинный смысл в различных интерпретациях.

Что такое фактура?

Латинское слово factura обозначает "строение". Внешний вид материала с его характерными особенностями называют фактурой. Ярким примером можно назвать дерево. Его шероховатость – это текстура, ее можно пощупать. Фактурой же называются прожилки, которые кругами расходятся по всей поверхности. Еще один пример – это мрамор, он тоже имеет ярко выраженный рисунок. Его поверхность абсолютно гладкая, но на ней проступает хаотичная сетка.фактура это в искусстве

Фактура в искусстве – это тоже поверхность материала. Прежде чем художник напишет свое произведение, он должен решить, на чем будет нарисована его картина. Самым распространенным полем деятельности живописца является холст. Как мы уже знаем, этот материал имеет ярко выраженную фактуру переплетенных нитей. Чтобы немного ее завуалировать, художник грунтует полотно. Но убрать с него фактуру полностью все равно будет невозможно. Примеры фактуры в искусстве: живописные полотна на холсте или ДВП, мраморные статуи, батик.

Фактура в живописи

Как уже было написано выше, каждый материал, на котором работает художник, привносит в произведение что-то особенное. Именно фактура задает настроение картины. В разные времена художники по-разному относились к этому факту. В эпоху Возрождения считалось дурным тоном показывать фактуру холста, поэтому слой грунта, которым покрывали ткань перед работой, был очень толстый. Но этот художественный прием имеет массу недостатков. Сцепление холста и грунта может со временем ослабевать, и картина попросту осыплется. В наше время художники не маскируют холст. Взглянув на живопись наших современников, можно сразу понять, чем и на чем написана картина.

Видео по теме

Манера письма – тоже фактура

Стоит также обратить внимание, что и краски придают картине фактуру. Особенно это видно, если живописец работает маслом. Жирные мазки будут выпирать над слоем грунта. Поэтому фактура в искусстве – это не только фактура холста. Сюда включается и стиль рисунка художника. Кто-то пишет жирными мазками, придавая таким образом объем предметам. А кто-то, наоборот, пытается нанести слой тонко, чтобы не было видно явных переходов от одного цвета к другому.фактура в изобразительном искусстве

Фактура в искусстве – это еще и финишное покрытие картины. Ведь лак можно наносить различными способами. Некоторые художники делают финишное покрытие толстым, чтобы хорошо закрепить картину и лучше сгладить поверхность. Другие живописцы, наоборот, стараются нанести лак тонким слоем. Из таких мелочей складывается уникальный стиль каждого художника.

Фактура в скульптуре

Все люди понимают разницу между объемным искусством и двухмерным? А есть ли между ними какая-то разница в фактуре? По большому счету ее нет. Как и в живописи, так и в скульптуре, фактурой называется структура материала. Но тут тоже есть свои особенности. Ритм, фактура и форма в искусстве скульптуры, все подчинено общей идее. Разберем это на примере работы Микеланджело «Давид». ритм фактура форма в искусстве

Даже люди, далекие от искусства хорошо себе смогут представить этого юношу, готовящегося к бою. В скульптуре представлено 3 выраженные фактуры. Первая – это волосы, вторая – это кожа, а третья соответственно праща (метательное оружие) в руке Давида.

Фактура в декоративно-прикладном искусстве

Как и любой другой художник, художник ДПИ должен учитывать фактуру материала прежде, чем начать творить. Ведь если краснодеревщик будет вырезать столешницу бездумно, то красоту дерева раскрыть не удастся. Фактура в изобразительном искусстве играет важную роль, но в прикладном, без учета материала и его особенностей, шедевра создать просто невозможно.

Керамист при работе с глиной должен знать, как она себя поведет после высыхания и обжига. Ведь если не учитывать сорт глины, то горшок после обжига может не только поменять цвет, но еще и фактуру.ритм фактура форма в произведениях искусства Например, шамот (глина, смешанная с каменной крошкой) после высыхания становится зернистым, а это значит, что рисунок, на нем нанесенный, может просто потеряться. Фактура материала заставляет художника подстраиваться под нее.

Иногда кажется, что необязательно учитывать материал, если он не имеет ярко выраженного рисунка. Но это не так. Разберем на примере батика. Шелк имеет свою фактуру, а вот краски по шелку не привносят в работу ничего, кроме цвета. И, казалось бы, зачем тогда художнику задумываться о фактуре? Но вот чтобы нанести краску на ткань, нужно пользоваться резервом, который дает дополнительный объем. И если его не учитывать, на готовом рисунке, который пестрит мелкими деталями, будет теряться центр композиции, потому что объем будет брать на себя слишком много внимания.

Где еще можно встретить фактуру?

Оказывается, фактура окружает нас повсюду. Стоит взглянуть на свою комнату и можно найти множество примеров ее проявления. Ткань кресла, стол, пол, шторы, кажется, а как же это все может относиться к искусству? Да очень просто. Дизайнер интерьера должен хорошо продумывать не только планировку комнаты, но и фактуры, которыми она наполнена.фактура в искусстве примеры Ведь если в дисбалансе будет хотя бы часть помещения, неопытным глазом этого видно не будет, но у человека будет создаваться ощущение, что здесь что-то не то.

Ритм, фактура, форма в произведениях искусства всегда играют важную роль. Это только непосвященному человеку кажется, что творить просто. Законы есть везде и в искусстве тоже. И их должны изучать не только художники, но и все люди, которые каким-то образом хотят связать свою жизнь с творчеством.

Сегодня стало популярным создавать декор для своего дома самостоятельно. Девушки вяжут коврики, вышивают картины и выкладывают панно. Но они не всегда задумываются над тем, как все эти шедевры будут смотреться в интерьере. Недостаточно угадать с цветовой гаммой, нужно обратить внимание на те фактуры, которые доминируют в комнате, и подстраивать свое произведение под них.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Дивергенция - это в биологии что такое? Примеры дивергенцииОбразование Дивергенция - это в биологии что такое? Примеры дивергенции

Дивергенция в биологии - что это такое? В некоторых случаях популяции, проживающие в экологически различных периферийных средах, могут проявлять генетические отличия от оставшейся части популяции, особенно там, где им...

Репродукция - это в биологии что такое? Определение и примеры репродукции в природеОбразование Репродукция - это в биологии что такое? Определение и примеры репродукции в природе

Репродукция – это в биологии понятие, которое связано с такими процессами, как оплодотворение, деление и непосредственно размножение, воспроизведение себе подобных. Это понятие употребляется и в живописи, но тем...

Мелена - это в медицине что такое? Признаком каких заболеваний является мелена?Здоровье Мелена - это в медицине что такое? Признаком каких заболеваний является мелена?

В медицинской практике существует множество самых различных терминов и понятий. Знать их все человек просто не может. В данной же статье хочется рассказать о том, что такое мелена в медицине.

Cover - что это в музыке? Что такое кавер-версия?Искусство и развлечения Cover - что это в музыке? Что такое кавер-версия?

Разнообразие современной музыки позволяет всем найти что-то по собственному вкусу. Однако нередко случается такое, что нравится мелодия, слова, однако не подходят стиль и исполнение. Возможно именно поэтому появилось ...

Онтогенез - это в психологии что такоеОбразование Онтогенез - это в психологии что такое

Процесс онтогенеза определяется последовательными изменениями организма от низших уровней жизнедеятельности к высшим. Происходит структурное и функциональное совершенствование особи.

Потенциал - это в психологии что такое? ОпределениеСамосовершенствование Потенциал - это в психологии что такое? Определение

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследов...

Индукция - это в физике что такое?Образование Индукция - это в физике что такое?

В данной статье мы рассмотрим существующее в физике обозначение - индукцию. Мы ознакомимся с некоторыми ее характеристиками и изучим существующие разновидности. Помимо физики, данный термин встречается и в других сфер...

Хэппенинг – это что такое? Примеры в искусствеИскусство и развлечения Хэппенинг – это что такое? Примеры в искусстве

Современное искусство предполагает смешение красок, феерию, которую нельзя воспринимать отстраненно. Одни из ее жанров – хэппенинг. Это в буквальном смысле искусство действия. В нем зритель сам является демиурго...

Дискретность в биологии - это что такое? Примеры дискретностиОбразование Дискретность в биологии - это что такое? Примеры дискретности

Все системы в биологии состоят из отдельных частей, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вместе они составляют целостное структурно-функционально...

Покровительство - это что такое? Примеры из жизни и киноНовости и общество Покровительство - это что такое? Примеры из жизни и кино

Когда речь идет о поддержке, то сразу в воображении рисуется образ какого-нибудь скучающего миллиардера, который от избытка человеколюбия и денег оказывает безвозмездную помощь бедным людям искусства. У них, как прави...

monateka.com

ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Искусство ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

    Количество просмотров публикации ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ - 517

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
    Рубрика (тематическая категория) Искусство

    А. КОКОРИН, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР

    Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картинœе переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата͵ блеск стекла и металла — то есть внешний облик этих предметов. При этом с такой фактурой мы встречаемся далеко не в каждом произведении. В разные времена отношение к изображаемым предметам менялось. У одних мастеров главным действующим лицом становится светотень и предметный мир растворяется в ее причудливой игре. Иногда же изображение тех или иных вещей и фигур служит предлогом для построения сложных цветовых сочетаний. Либо, задавшись целью как можно убедительнее передать пространство в картинœе, художник отводит изображаемым предметам второстепенную роль. Οʜᴎ служат своего рода вехами, отмечают постепенное развитие пространства вглубь. А иногда именно предметы полностью поглощают внимание мастера. При этом он не задается целью буквально, во всœех деталях воспроизвести увиденное, а передает свое впечатление от материальных особенностей вещей. В том-то и заключается мастерство художника, что, используя одни и те же краски, а иногда один и тот же цвет, он добивается ощущения различия между поверхностью дерева и мрамора, бархата и шелка. Вот здесь-то и становится главным передача фактуры изображаемых предметов. Но ведь любая картина тоже имеет свою поверхность, а значит, и живописную фактуру, которая существует во всœе времена. В этом случае мы имеем дело с характером обработки живописной поверхности. Что же можно узнать, внимательно рассматривая фактуру картины? В первую очередь, у нас складывается представление о тех живописных материалах, с помощью которых она создана. Выбрав в качестве основы доску, или картон, или холст, работая кроющими и лессировочными красками, отдав предпочтение тем или иным растворителям и кистям, учитывая свойства используемых материалов, художник тем самым определяет особенности будущей фактуры. Поверхность, на которую художник наносит краски, имеет свое определœенное строение, и то, как отнесется художник к грунту и основе, будет первым этапом в создании живописной поверхности. Уже здесь закладывается ее своеобразие. В случае если фактура доски чаще нейтрализуется гладью грунтовки, то с холстом поступают по-разному. Слой грунта может полностью скрыть зерно холста͵ либо, напротив, полностью сохранить рисунок его переплетения. В этом случае художник специально использует фактуру холста для построения изображения. Посмотрите, как это сделано у И. Левитана в картинœе ʼʼРанняя весна. Ботанический садʼʼ. Белый грунт, нанесенный на холст тонким слоем, Остался открытым в некоторых местах и служит для изображения снега на дальнем плане и около строения, там, где художник стремится передать ощущение осœевшего и слегка подтаявшего снега. Последователь Левитана С. Жуковский тоже с помощью фактуры холста в картинœе ʼʼПод вечерʼʼ добивается впечатления, как будто озаренные предзакатным солнцем кроны деревьев окутаны воздухом. Рисунок переплетений холста используется в полутенях, где должны быть соединœены свет и тень. Выступающие бугорки нитей отражают какую-то долю света͵ а углубленные участки затемнены. Поверхность грунта тоже не безразлична для художника. Судя по старинным руководствам, грунт в большинстве случаев стремились сделать как можно более гладким. Художник либо уподоблял фактуру своей картины идеально ровной поверхности грунта͵ либо наносил корпусные пласты, рельефно выступающие и отрицающие эту ровную гладь. Большие возможности варьировать фактурные решения дает масляная живопись. Масляные краски — гибкий, пластичный материал. Возможности их использования чрезвычайно широки. Οʜᴎ могут мягко растекаться по поверхности картины, образуя единую сплавленную массу. Тогда зритель видит только лишь конечный результат упорных трудов мастера и забывает о тех средствах, с помощью которых он достигнут. В других случаях краски гуще, а характер мазка резче, сохранено и подчеркнуто значение краски как материала. Можно заметить, что одни краски ложатся глухим, плотным слоем, другие — тонко, прозрачно. Первые называются кроющими, вторые — лессировочными. Такое разделœение красок отмечено еще в трудах* Леонардо да Винчи. Чтобы подчеркнуть красоту лессировочных красок, он советует заготовлять для них светлый грунт. Мастера классической живописи высоко ценили лессировочные краски и умели извлекать из них максимальные возможности. Блеск или матовая поверхность картины зависят от качества связующего и добавок в масляные краски. Так, в конце XIX века русские художники вводили в краски немного воска, чтобы получить матовую поверхность в своих декоративных произведениях. В случае если же в краски добавляют лак, то поверхность картины становится эмалевидной. Особенности живописной фактуры определяются и инструментами, с помощью которых краска наносится на поверхность картины. Прежде всœего это кисти. В распоряжении художника круглые и плоские, жесткие и мягкие кисти самых разнообразных размеров. Выбор кистей — ответственный момент создания фактуры. Небольшими мягкими кистями легче скрыть следы работы, а жесткие передают характер их движения по поверхности холста. В XVIII веке каждая из разновидностей кистей имела специальное значение. Барсучьи и беличьи кисти применяли для нанесения лессировочных слоев, хорьковыми прорабатывали детали, а щетинными писали всœе остальное. В XIX веке такое обязательное разделœение кистей исчезает, а в последней четверти XIX века начинают преобладать жесткие кисти. Для художника возможности работы кистью поистинœе неограниченны. К. Юон говорил, что ʼʼкистью можно рисовать, лепить, скользить, вибрировать, штамповать, разъединять и связывать, ударять, лессировать, чмокать и сглаживатьʼʼ. В конце XIX— начале XX века одновременно с жесткими кистями широкое распространение получает и другой инструмент — мастихин. В случае если у старых мастеров его применение встречается изредка, то теперь трудно найти мастера, который не использовал бы его. Во многих произведениях известных русских живописцев конца XIX — начала XX века мы встречаем работу мастихином. Причем его начинают применять не только для передачи наиболее освещенных участков, но довольно часто с его помощью строят всю форму. М. Врубель, уделявший много внимания поискам в области живописной техники, создает свои декоративные панно с помощью мастихина. Часто используют мастихин советские живописцы. К примеру, виртуозно владел техникой письма мастихином Б. Яковлев. Но не только следы работы кистью или мастихином удается прочесть нам в фактуре живописной поверхности. Иногда художник в роли инструмента использует свои пальцы. История искусств нам оставила свидетельства этого — Тициан, Рембрандт. (Но, дорогие ребята͵ на первых порах, разумеется, не следует увлекаться этим приемом.) Применяя те или иные живописные материалы, художник следует определœенному методу построения красочного слоя, общему для разных мастеров. В истории техники живописи известны два метода: многослойный и alla pгima. Их различие находит свое выражение в фактуре. При многослойном методе развитие, построение фактуры идет определœенными этапами: от подмалевка через повторные прописи к завершающему лессировочному слою. Этот метод требует постепенности, перерывов в работе, чтобы дать просохнуть ниже лежащим слоям. В подмалевке художник определяет основное соотношение света и тени. Подмалевок чаще всœего наносится тонким прозрачным слоем. В повторных прописях кроющими красками максимальное внимание уделяется лепке формы. В завершающем же лессировочном слое произведение выступает перед нами во всœем блеске колористического решения. Все нюансы находят свое воплощение именно здесь. Нанося лессировочные слои по светлой или темной подготовке, художник выявляет присущую данной краске цветовую глубину, легкость и звучность тона. Рядом с лессировками еще ярче выступает пластичность кроющих непрозрачных слоев краски. Построение фактуры при работе этим методом основано на сопоставлении корпусно написанных светов и прозрачных теней. Другим характерным признаком фактуры классической живописи можно считать ее скрытость. Художник стремится максимально скрыть следы работы, чтобы они не мешали восприятию изображения. Мазок едва различим только в световых корпусных кладках и абсолютно нечитаем в тенях. Вся система построения живописной поверхности раскрывается только при большом увеличении. Многослойный метод был ведущим в классической живописи. В XIX веке он постепенно утрачивает свое значение, уступая методу а11а ргimа, получившему особенно широкое распространение в творчестве импрессионистов. И это произошло не случайно. Импрессионисты отказались от последовательного всœестороннего описания предметного мира. Главным становится индивидуальное мгновенное впечатление от окружающего. Οʜᴎ пишут не предметы в среде, как это делали старые мастера, а воздушную среду на фоне предметов. Пафос их творчества — оригинальность, особенность видения, эксперименты с цветом. Метод а11а pгima давал художникам необходимую свободу для выражения личного восприятия окружающей жизни. В отличие от многослойного метода, где изображение создается постепенно, сначала в рисунке и композиции, затем в лепке формы, а потом уже в колорите, здесь картина решается сразу и в форме, и в цвете, и в композиции. У художника нет жесткой схемы, определяющей последовательность его работы. Создавая картину, он каждый раз заново решает для себя ее живописное построение. При работе этим методом фактура приобретает совсœем иной характер. Размещено на реф.рфОтказ от черной краски, введение цветных теней избавили от обязательных лессировок в тенях. Из фактуры уходит постоянное для старых мастеров сочетание лессировочных теней и корпусных светов. Наоборот, именно в светах часто красочный слой сходит на нет, а белый цвет грунта включается в колористический строй произведения. Интерес к передаче воздушной среды послужил причиной преобладания кроющих красок, так как их матовая поверхность сильнее отражает и рассеивает свет, в то время как лессировочные слои создают эффект глубины. В фактуре получает всœе нарастающее значение наиболее яркий выразитель индивидуальности — мазок, его динамичность, пластика. Масляная живопись оказывается в данном случае благодатным материалом, способным как ни одна другая техника фиксировать его характер и индивидуальную неповторимость. Мазок больше не стремятся нейтрализовать, скрыть. Наоборот, он становится неотъемлемой частью выразительных средств картины, с ним начинают связывать понятие живописности. Особенно наглядно различие фактурных решений исходя из используемого метода выступает при сравнении конкретных работ. Так, портреты, созданные В. Боровиковским, Ф. Рокотовым, Д. Левицким, могут служить типичным примером работы, выполненной в традициях классической многослойной живописи, Здесь отсутствует сложное фактурное решение теней, широко применены лессировки. В светах же плотность красочного слоя нарастает. Переходы от света к тени решены с помощью лессировок. Мазок трудноразличим даже в светах. Совсœем иную картину можно видеть, к примеру, в портретах, написанных французским художником О. Ренуаром. Вся поверхность их как бы искрится от легких, изящных мазков. Красочный слой в основном плотный, часто используется чистый цвет грунта. Света͵ тени и полутени написаны кроющими краскамиʼʼ Метод аllа prima исключает повторные прописи или поправки, требует от художника точного расчета и виртуозного мастерства. Внимательно изучая фактуру живописного произведения можно узнать не только о материалах и методе построения красочного слоя. Ведь то и другое находится в распоряжении художника, и его индивидуальность накладывает отпечаток на всœе моменты построения фактуры, выбор живописных материалов, метода построения красочного слоя. История живописи оставила нам такие понятия, как палитра Ван Дейка, Делакруа, Тернера — излюбленные наборы красок, которые художники применяли при создании картин. В построении красочного слоя одни мастера стремятся к равновесию корпусных и лессировочных слоев, другие отдают предпочтение лессировкам, для третьих лессировочные слои оказываются чересчур сковывающими их темперамент, в связи с этим они отдают предпочтение корпусным слоям. Еще ярче почерк художника проявляется в характере мазка. Возьмем, к примеру, две ученические работы, выполненные жесткими кистями густой краской. Ученику П. П. Чистякова А. Архипову в картинœе ʼʼПосœещение больнойʼʼ, экспонировавшейся на выставке программных и дипломных работ выпускников Академии художеств, удалось создать необычайно выразительную фактуру живописи. Целый поток красиво положенных мазков передает не только особенности формы, но и игру светотени и влияние световоздушнои среды в интерьере. Уже в этой ранней картинœе 23-летнего А. Архипова чувствуется огромный живописный темперамент. В произведении ученика И. Е. Репина И. Куликова ʼʼКрестьянская девочкаʼʼ нет столь большого разнообразия мазков. Он работает широкой кистью, мазки образуют причудливую мозаику. На воспроизводимых здесь репродукциях это хорошо видно. У другого блистательного мастера, П. Кончаловского, фактура живописи также построена густой краской, плотным уверенным мазком. Здесь отчетливо читается движение кисти, но характер живописной поверхности иной. Мазки мягкие, * округлые, свободно и в то же время точно лепящие объём. Анализируя фактуру, мы раскрываем перед собой художественное произведение с нескольких сторон. В фактуре заложены знания и навыки ремесленные: как можно использовать те или иные краски, грунты, основы, чтобы создать качественную живопись, которая могла бы просуществовать долгие годы. По состоянию живописной поверхности картины можно судить о склонностях художника к использованию тех или иных материалов, свойственных ему приемах работы. Но в то же время, работая теми или иными материалами, учитывая их особенности, художник подчиняет их воплощению своего замысла, он предвидит результат — художественный образ. Значит, фактура не сводится к навыкам ремесла, она носит творческий характер. Размещено на реф.рфХудожник видит свой замысел воплощенным не только в композиционном построении, колористическом решении, но и в конкретной материальной форме. Оценивая, насколько содержательная сторона художественного произведения уравновешена и поддержана красивой и выразительной техникой, целœесообразностью фактурных решений, можно определить уровень мастерства художника.

    ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ" 2014, 2015.

    Читайте также

  • - ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

    А. КОКОРИН, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Многие из нас уже в ранние годы познакомились с акварелью. Ведь все мы, за редким исключением, в детстве рисовали. Рисовали смело, интересно и, конечно, любили раскрашивать свои... [читать подробнее].

  • - ФАКТУРА В МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

    А. КОКОРИН, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картине переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата, блеск стекла и металла — то есть... [читать подробнее].

referatwork.ru

Фактура как средство выражения художественного образа

« Задание к теме «Цвет как средство выражения художественного образа» | Главная | Задание к теме «Фактура как средство выражения художественного образа» »

Автор: admin | 25 Мар 2014

Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

Грусть. Масляная живопись

Грусть. Масляная живопись

Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной. Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету.

Подушка Счастье. Лен

Подушка Счастье. Лен

Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном.

Например, агрессивные, жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем и тишиной.

Космос. Металл

Космос. Металл

Вот почему для украшения своего жилища и себя самого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его разнообразной степенью обработки (строганное, полированное, вощеное, расписное, с рельефом, пропильное и т.д.), фактуру ткани, различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и т.д. Можно перечислить ещё ряд фактур различных материалов, которые широко применялись и сейчас активно используются в произведениях искусства. Это кость, фактуры металлов (кованого, чеканного, полученного в процессе литья), камня, стекла и т.д.

Заколка Викинг. Кость

Заколка Викинг. Кость

Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные, прорезные, тисненые, жатые, граненые и т.д.)

Светильник Сказка. Стекло

Светильник Сказка. Стекло

Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.

В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.

Сосуды Колесо. Керамика

Сосуды Колесо. Керамика

Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может существовать без формы. Трудно представить себе форму без цвета, но фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно.

Панно Натюрморт. Чеканка

Панно Натюрморт. Чеканка

Соответствие формы и фактуры, их единство – одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Например, автору нужна для решения образа тяжелая, неподвижная форма. И фактура должна отвечать этой задаче: рваный камень, железобетон с опечатавшейся опалубкой, неполированный металл и т.д. Если же необходимо выразить легкий, романтичный образ, то выбор материала или сочетания нескольких материалов и уровень их обработки должны соответствовать данному образу и форме: шелковые ткани, стеклянные нити, отражение зеркал и т.д.

Платье Невеста. Атлас

Платье Невеста. Атлас

Соответствие должно существовать также между фактурой и цветом. Например, для создания образа необходим желтый цвет. Но он может быть блестящим или матовым, иметь колючую или вязкую фактуру. Он может за счет фактуры оказаться тяжелым или легким, тем самым усилив выразительность образа.

Диван Шейх. Бархат

Диван Шейх. Бархат

Фактура – это такое средство выражения художественного образа, влияние которого сказывается при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии образа. Поэтому многие произведения искусства, которые мы видим не в оригинале, не могут произвести на нас должного впечатления и передать все то, что волновало автора. Ни цветные фотографии, ни кинодокументы, ни голография не в состоянии заменить непосредственного общения зрителя с произведением.

Шкатулка Русалочка. Береста

Шкатулка Русалочка. Береста

Но фактуру, так же как цвет и форму, по-разному заставляют зазвучать свет и освещение. Освещение – это еще одно из средств выражения художественного образа. При различном освещении неодинаково будут работать не только объемная форма, но и фактура. Прямое, яркое освещение четко выявит объем, резко подчеркнет все неровности поверхности, заставит бликовать гладкие фактуры.

Колыбель жизни. Мрамор

Колыбель жизни. Мрамор

Для создания другого образа потребуется рассеянное освещение, смягчающее форму и ее угловатость, дающее фактуре глубину, подчеркивающее ее естественность. Так, применяя различную степень освещенности, меняя количество источников света, их направления, можно углубить характеристику созданного художественного образа, обогатить его.

Мой мир. Дерево

Мой мир. Дерево

Многие произведения искусства (особенно это касается скульптуры и архитектуры) воспринимаются по разному в зависимости от времени года или времени суток, то есть от освещения и окружения других фактур, цвета. Именно поэтому так трудно вычленить объем из среды, освободить его от влияния окружающего мира. В связи с этим художнику, создающему свои произведения, необходимо учитывать варианты различного освещения, соседство разнообразных фактур, цвета.

А. Гауди. Дом Бальо в Барселоне

А. Гауди. Дом Бальо в Барселоне

Именно поэтому так трудно вычленить объем из среды, освободить его от влияния окружающего мира. В связи с этим художнику, создающему свои произведения, необходимо учитывать варианты различного освещения, соседство разнообразных фактур, цвета, которые могут оказывать нежелательное дополнительное воздействие на зрителя. Тем более трудно сказать, что именно поразило вас в этом произведении. Форма? Цвет? Фактура? А может, именно освещение? Или то и другое в сочетании?

Оперный театр в Сиднее

Оперный театр в Сиднее

Восприятие, как мы знаем, субъективно. На одного человека, скажем, больше всего воздействует форма, особенно объемная, на другого – цвет. Мы очень часто забываем о фактуре, но попробуйте исключить ее из изобразительных средств, и вы сразу почувствуете, насколько невыразительными и бедными станут произведения.

Музыка. Бумагопластика

Музыка. Бумагопластика

Существует ряд других средств, помогающих выражению художественного образа. Но они не относятся к изобразительным. Это звук, запах, вкус. Все эти средства достаточно широко используются сегодня во многих видах искусства. Особенно звук. Богатейшая гамма разнообразных средств выражения и профессионально грамотное комплексное применение их помогают художнику создать волнующие его художественные образы.

Выполнить Задание к теме «Фактура как средство выражения художественного образа»

Темы: Композиция | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

картины | Faktura

kartiny_btn_1     kartiny_btn_2

КАТАЛОГ КАРТИН                          ФАКТУРЫ КАРТИН

Картины – это современное производство, авторский дизайн и изображения различных стилей, эпох и направлений. Картины поставляются на подрамниках или в рулонах в картонной упаковке (тубусе). Полотна имитируют натуральные, написанные художником картины. Основанием полотна служит высококачественный холст. Шедевры мировой живописи, современные авторские изображения и фотографии машинным способом переносятся на дизайнерские фактурные поверхности, созданные вручную. Картины различаются по материалам:

«КЕРАМО» — фактурный материал, имеющий в основе мелкие, неглубокие, четко очерченные трещины на матовой поверхности. Это легкий материал, похожий на тонкую паутинку растрескавшейся от времени старинной керамики с росписью. Фреску можно состарить за счёт частичного заполнения трещин специальным составом для более чёткого их проявления. Материал имеет толщину до 1,0 мм.

«КЕРАМО «ЗОЛОТО» — фактурный материал, имеющий в основе мелкие, неглубокие, четко очерченные трещины, заполненные «золотом», на матовой поверхности. Это легкий материал, похожий на тонкую паутинку растрескавшейся от времени старинной керамики с росписью. Материал имеет толщину до 1,0 мм.

«КЕРАМО «БРИЛЛИАНТ» — фактурный материал, имеющий в основе мелкие, неглубокие, четко очерченные трещины, заполненные «бриллиантами», на матовой поверхности. Это легкий материал, похожий на тонкую паутинку растрескавшейся от времени старинной керамики с росписью. Материал имеет толщину до 1,0 мм.

«КИСТИ» — материал с неоднородной объёмной фактурой, имитирующей мазки художника. Материал имеет толщину до 1,0 мм.

Вы также можете заказать модульные картины, иначе говоря — набор картин, создающих единое целое изображение. Чтобы сделать заказ и купить модульные картины, вам нужно выбрать изображение из нашего каталога, позвонить нам по телефону или прислать нам ваш эскиз. С помощью нашего дизайнера вы сможете разделить картины на органичные составные модули.

картины

картины

     КАТАЛОГ КАРТИН                          ФАКТУРЫ КАРТИН Картины – это современное производство, авторский дизайн и изображения различных стилей, эпох и направлений. Картины поставляются на подрамниках или в рулонах в картонной упаковке (тубусе). Пол...

модульные панно и панорамы

модульные панно и панорамы

           КАТАЛОГ МОДУЛЬНЫХ ПАННО       ФАКТУРЫ МОДУЛЬНЫХ ПАННО Модульное панно и Панорамы — это элитное настенное покрытие, предназначенное для декорирования стен и потолков. Продукция представляет собой флизелиновое полотно с нанесённым на него вручную факту...

Фотообои

Фотообои

     ФОТООБОИ В ИНТЕРЬЕРЕ          ФАКТУРЫ ФОТООБОЕВ Фотообои – это эксклюзивное настенное покрытие, предназначенное для декорирования стен и потолков единым бесшовным полотном. Фотообои представляют собой готовую к монтажу продукцию с оригинальным...

фрески (интерьер, фасад)

фрески (интерьер, фасад)

     КАТАЛОГ ФРЕСОК                         ФАКТУРЫ ФРЕСОК Фрески в интерьере – один из популярных методов декора стен, потолков и даже экстерьера. Для того чтобы добавить в помещение изюминку, подчеркнуть его стиль, передать вкусовые предпочтения владельцев час...

faktura.crimea.ru

Фактура как одно из ключевых средств художественной выразительности в живописи Дмитрия Кустановича

Понятие «фактура» является одним из ключевых в практике современного искусства. Благодаря импрессионистам, отменившим негласный закон живописи, призывавший скрывать «черновую работу», фактура стала самостоятельным средством художественной выразительности. Уже с конца XIX века фактура не подчиняется передаче внешнего вида предмета, но становится эффектным средством воздействия, способным передать ощущение энергии мастера, витальную силу природы и изменчивый характер окружающего мира. Фактура может создавать образ и влиять на восприятие произведения. Использование экспрессивности красочной поверхности становится один из очевидных инструментов для выражения авторского замысла в произведениях искусства в XXI веке. Пренебрегать этим инструментом, значит – не уловить образ современного мира с его стремительно меняющимися очертаниями, который не всегда в состоянии передать традиционная «гладкая» живопись.Дмитрий Кустанович – художник, в полной мере осознавший возможности «открытой» живописной фактуры. В картинах мастера фактура не просто воспроизводит внешнее подобие предмета, но создает ассоциативный художественный образ. Следуя лучшим традициям живописи импрессионистов и постимпрессионистов, он наделяет краску специфической функцией - она становится выразителем синтеза цвета, света и пространства. В этом случае невозможно говорить о фактуре каждого конкретного изображенного предмета, они все «сотканы» из единой материи. В этом приеме кроется глубокий внутренний смысл – живопись преображает реальность, вернее даже: в живописи реальность преображается. Художник в полной мере осознал, что те соотношения фактур, цветов, которые существуют в реальном мире, не могут быть перенесены на холст без изменений, но нуждаются в интерпретации. Преобразуя цвет, свет, «изобретая» композицию, создавая свою живописную ткань, художник преображает реальность. Фактура в работах Кустановича по праву может считаться одним из важнейших составляющих образа, формирующих его выразительность. В таких работах, как «Весенний ручей», «Дорога в летнем лесу» «зернистость» фактуры, выступает метафорой весеннего пробуждения природы, когда каждый новый росток, каждая почка готовы раскрыться и ожить. «Мерцающая» фактура в Петербургских видах (серия «Под небом северной столицы») передает мистический характер образа города и ощущение таинственности. Пестрая поверхность картины, как будто сложенная из фрагментов реальности Петербургских улиц - бликов фонарного света, отражающей поверхности витрин, брызг дождя воссоздает необыкновенный дух Северной столицы. Там, где появляются отражающие поверхности – водная гладь, мокрый асфальт – разворачивается настоящая симфония красок, почти доходящая до абстракции. В морских пейзажах – широкие удары густой и плотной краской имитируют прозрачную поверхность воды и особое дыхание морского воздуха. Динамичный характер фактуры, созданной аккордами цветных мазков-бликов в серии морских пейзажей, способствует созданию эффекта подвижной живописи, что полностью вписывается в сюжетную канву «морской темы». Фактура у Кустановича всегда отсылает к естественным, природным явлениям, то напоминая морозные узоры на заледенелом стекле, то воссоздавая и фиксируя особое состояние холодного Петербургского воздуха, то имитируя естественную фактуру грубых, шероховатых поверхностей и текстуру дерева. Нередко художник прибегает к имитации фактуры фресковой живописи, что придает образу более строгий и аскетичный характер. Во многих произведениях живописная поверхность будто намеренно испещрена кракелюром или воспроизводит эффект поврежденного лакокрасочного слоя, что как бы интегрирует образ в неразрывную связь времен. Там, где используется матовая фактура, возникает ощущение уюта, покоя, стабильности – «Деревенский кот», «Зимние этюды». Мозаичность фактуры становится символом крепкой связи, абсолютного единства, долговечности союза. Мозаика не предполагает вариативности, каждый фрагмент подходит к другому. Нередко мозаичную фактуру художник использует в своих натюрмортах, что во многом предопределяется спецификой жанра, повествующего о жизни материальных (статичных) предметов, которые становятся передатчиками информации духовной. В работе «Рыжий питерский кот» фактура является средством соединения различных частей композиции. Элементы изображения, будто нитями стягиваются к центру, образуют множество пересечений и создают движение в глубину, которое, однако, резко прерывается, так как взгляд останавливается на фигуре кота. Статичность изображения компенсируется динамичностью фактуры: кот – в неподвижной позе, фактура – в движении. Здесь возможно говорить о метафоре времени. Она выявлена композиционно – резкое сокращение ближнего и дальнего планов обеспечивает ощущение безостановочного бега времени. В то же время образ кота воспринимается как образ «стража времени». Возможно, это навеяно личными впечатлениями художника: домашний любимец, который жил с семьей долгое время и часто сидел на этом окне. Время бежало, кот сидел. В работах «Котенок на снегу», «Белый медведь» фактура живописи имитирует фактуру переливающегося на солнце снега, и, как бы воссоздает его кристаллическую структуру, «ограняя» живописное пространство.Необходимо заметить, что фактуру определяет способ и техника наложения краски (кистью, пальцем, мастихином и т.д.), вид краски, а также, ее характер. Сам художник называет свою технику «масляная графика». В данном случае, речь идет о графике скорее даже не как о технике, а как о художественном методе. Попробуем раскрыть суть этого термина, удивительно точно отражающего способ мышления автора. Графика – самое непосредственное, быстрое и активное отношение к действительности. Область графики – область активного отношения к миру. Работы Кустановича дают ощущение, что они основываются на двигательных ощущениях, художник не только воздействуется миром, но и воздействует на мир. Примечательно, что в этом отношении художник оказывается не так близок импрессионистам, как кажется на первый взгляд. Впечатление для него – не столько наблюдение, сколько переживание, требующее активного вмешательства автора в первоначальный изобразительный мотив. Произведения демонстрируют экспрессивные возможности чисто графических средств – линии, пятна, точки в контрастном сочетании с возможностями масляной техники, дающей многообразие пластических эффектов. Графические приемы позволяют создать эстетику неоконченного, символические, в некоторой степени «абстрактные» образы, манящие легкой недосказанностью. В то же время, живопись маслом, с ее «чувственным» характером и стремлением к убедительности и материальной осязаемости форм, как бы восполняет этот «пробел». Отсюда парадокс: одни из самых графичных образов – «Котенок на снегу», серия «Зимний этюд в деревне» демонстрируют очень личный, индивидуальный взгляд на мир. Кажется, что смелая фактура и активное использование графических средств неизменно приведут к более отстраненным образам, но результат – вещественная, предметная живопись, написанная с чувством влюбленности в натуру, в красочную плоть вещей. Вероятнее всего, ключевое слово в словосочетании «масляная графика», все же – «масляная». Именно краска обеспечивает подвижность изобразительной поверхности и одновременно дает ощущение величия и значимости образа.Большой ошибкой было бы считать, что фактура – это что-то внешнее, по отношению к живописи. Фактура – это один из инструментов, посредством которого живопись преобразует, интерпретирует, осмысляет и преображает реальность. Фактура – не пленка, сквозь которую «просвечивает» созданный художником мир, но часть этого мира. Исключительное значение фактуры в живописи Кустановича определяется тем, что художник открывает ее преображающую силу, способную менять привычные качества предметов, насыщать их особой энергией, преобразуя – одухотворять. Предметы живой и неживой природы становятся одушевленными, отдельные части окружающего мира оказываются связаны и он предстает перед нами как единое целое.

Майя Дроник

dkust.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта