Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира. Экологическая картина


Реферат: "Особенности экологической картины мира"

Выдержка из работы

DOI: 10. 12 731/2218−7405−2015−5-4 УДК 140. 8ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Якина Л. А., Кулагина Е. Г., Полубояров Д. И.В статье выделяются три ракурса рассмотрения экологической картины мира. В мировоззренческом плане экологическая картина мира является системой тесно взаимосвязанных допущений о строении социального мира, которые в совокупности служат предпосылками для формирования экологического мировоззрения. В эпистемологическом плане экологическая картина мира понимается как дисциплинарный компонент научной картины мира. В социокультурном плане экологическая картина мира отображает национальные традиции отношения к природе. Рассмотрение предмета на всех трех уровнях позволяет показать универсальные параметры экологической картины мира (мировоззренческий аспект), ее профессиональную (эпистемологический аспект) и национальную (социокультурный аспект) спецификацию. Авторы полагают, что выделение уровней может способствовать более глубокому пониманию путей решения экологических проблем в России и в мире.Ключевые слова: экологическая картина мира- экологическое мировоззрение- эко-философия- экологическая культура- экологическая этика.CHARACTERISTICS OF THE ECOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD Yakina L.A., Kulagina E.G., Poluboyarv D.I.In the article the three aspects of the ecological picture of the world are discussed. In the worldview terms the ecological picture of the world is a system of closely interrelated assumptions about the structure of social world, all of which are prerequisites for the functioning of the ecological worldview in the society. In epistemological terms the ecological picture of the world is understood as the disciplinary component of the scientific picture of world. In socio-cultural terms the ecological picture of the world reflects the and national traditions of the nature protection. Consideration of the subject matter at all three levels allows to show theuniversal parameters of the ecological picture of the world (philosophical aspect), its professional specifications (epistemological aspect) and national characteristics (socio-cultural aspect). The authors suggest that such differentiation may contribute to a better understanding of the ways of solving environmental issues in Russia and in the world.Keywords: ecological picture of the world- ecological worldview- ecological culture- ecophilosophy- environmental ethics.ВведениеСо второй половины ХХ столетия экологическая картина мира переместилась в центр внимания многих исследователей в области как естественных, так и социальных наук. Это связано, прежде всего, с тем, что экологические проблемы приобрели серьезные масштабы и стали угрожать не только качеству жизни человека, но и его выживанию. После работ ученых Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз, Дж. Форрестер), демографов неомальтузианского толка (П. Эрлих, Г. Хардин), радикально настроенных защитников природы (Р. Карсон, А. Несс) экологическая проблема была признана глобальной, а ее преодоление было объявлено одной из первостепенных задач всего человечества.Углубление кризиса в социоприродных отношениях является одним из самых серьезных вызовов человечеству за всю его историю. Очевидно, что только экологические знания не могут привести к изменению ситуации к лучшему, если не произойдут соответствующие трансформации и в мировоззренческой сфере. Для этого требуется формирование новой картины мира, принципиально отличной от традиционной (антропоцентричекой по своей сути). Как указывают исследователи, для исправления ситуации «в сознании людей должны произойти серьезные ценностные изменения, знаменующие смену традиционной мировоззренческой парадигмы на новую, более адекватную вызовам современности» [10, с. 88].Обзор литературы«Картина мира» — это сложное и многозначное понятие, приобретающее разные значения в зависимости от исследовательского контекста и целей авторов. Анализ литературы [2, 4, 6, 7, 8 и др.] показывает, что это понятие обычно употребляется в трех наиболее общих знчениях: социокультурном, эпистемологическом и мировоззренческом.В социокультурном аспекте под картиной мира понимаются специфические ментальные структуры и культурно-психологические установки, выступающие в качестве способа объяснения мира и программы действий какой-либо крупной социальной группы, обладающейсамосознанием (например, класса, сословия, этноса). Эти структуры закрепляются в языке, народных традициях, способах видения мира и обуславливают отличия одной картины мира от другой [9, 13]. С этой точки зрения можно говорить об антропоцентрической картине мира, языковой картине мира, национальной картина мира и т. д.В эпистемологическом аспекте картина мира есть особая форма научной онтологии. Всякая дисциплина или научная отрасль смотрит на мир через призму собственных концептов, и картина мира, которую предлагает физика серьезно отличается от картины мира в философии [1, 3]. В этом контексте можно говорить, например, о научной картине мира, естественнонаучной картине мира, неклассической картине мира, а также о целом ряде частнонаучных и дисциплинарных картин мира.Наконец, в мировоззренческом аспекте картина мира является одновременно предпосылкой и целью деятельности по формированию целостного мировоззрения [4]. Индивидуальное мировоззрение всегда формируется на основе соответствующей картины мира, которая представлена человеку в готовом виде. Точно так же всякая картина мира является результатом мировоззренческих усилий, воплощенных в мифологии, религии, философии, и задающих фундаментальные основы восприятия мира и человека в мире. Следовательно мировоззрение и картина мира диалектически связаны как причина и следствие друг друга.Постановка задачиБудучи частью картины мира, экологическая картина в зависимости от контекста функционирования также может быть рассмотрена в трех аспектах. Общая задача статьи — последовательный анализ каждого из обозначенных аспектов и выявление связей между ними.Описание исследованияВ социокультурном аспекте экологическая картина мира понимается как совокупность воззрений, представлений, ценностей, зависящих от культурных условий. В этом контексте можно говорить об отличии восточной и западной, традиционной и модерной картин мира.Очевидно, что любая картина мира (особенно на традиционном уровне развития общества) имеет экологическую составляющую, поскольку на образ жизни человека и его ценности накладывает отпечаток климат, географические условия, природные объекты (реки, леса, горы и т. д.). Например, картина мира жителей Крайнего Севера отличается от картины мира жителей Сахары или Гималаев, а жителей города — от жителей деревни.Экологические воззрения формируются в уникальной среде и тесно связаны с особенностями развития этноса. Так, образ жизни мордовского народа был традиционно связан с лес-ными промыслами, поэтому лес занимал центральное место в экологической картине мордвы. Местом коллективных молений были заповедные рощи (керемети), наделенные статусом сакральных пространств, а любое загрязнение леса — как в прямом, так и в переносном смысле (например, употребление бранных слов) — были строго запрещены.С освоением некогда дикой природы, развитием промышленности, усилением урбанизации зависимость человека от природы стала ослабевать — в современных мегаполисах человек может прожить всю жизнь в преимущественно техногенном окружении. По этой причине многие традиционные экологические картины мира стали разрушаться.В конце ХХ — начале XXI вв. стало очевидно, что зависимость человека от природы вновь возросла — теперь уничтожение условий жизни человека способно поставить на грань выживания самого человека. Экологическая ответственность человечества приобретает глобальное содержание [11, 13, 15]. Общая картина мира вновь приобретает экологические оттенки. Однако традиционные воззрения теперь дополняются положениями, основанными на тщательных научных подсчетах.В эпистемологическом аспекте можно говорить о том, что наиболее весомый вклад в формирование современного экологического мировоззрения и соответствующей ему картины мира внесла экология, которая, как и всякая хорошо разработанная наука, способна к продуцированию собственной картины мира.В. С. Степин выделяет четыре уровня позиционирования научных картин мира: это общенаучная, естественнонаучная, социально-историческая, частнонаучные (биологическая, геологическая, механическая) картины мира [14, с. 234−235].Экологическая картина мира поднимется многими исследователями как частнонаучная картина мира, продуцируемая экологией. Так, О. Ю. Колосова утверждает: «Экологическая картина мира занимает важное место в теоретическом экологическом знании, синтезируя экологические знания, его фундаментальные понятия и принципы. В методологическом аспекте она определяет стиль экологического мышления, идеологию, программу и стратегию в сфере организации и управления взаимоотношений человека и природных систем» [2, с. 97]. Экологическая картина мира базируется на понятиях биогеоценоза, экосистемы, биологической продуктивности антропобиогеотического круговорота, пищевой цепочки и т. д., которые связываются воедино на основе ряда принципов и законов (единство организма и среды, всеобщей взаимосвязи и т. д.).Однако для того, чтобы экологическая картина мира действительно определяла стратегии природопользования, одних экологических данных недостаточно. Научные факты могут бытьвосприняты как руководство к действию, только если они приобретут нормативно-ценностное наполнение. Для этого экология должна соединиться с философией и этикой, то есть выйти на мировоззренческий уровень. При этом соответствующая картина мира — это необходимая основа, задающая возможности объединения экологии и философии.В мировоззренческом аспекте экологическая картина мира — это совокупность взаимосвязанных допущений по поводу строения мира (т.н. экологических законов и принципов), которые являются предпосылками функционирования в обществе экологического мировоззрения. Само же экологическое мировоззрение, в свою очередь, оказывает воздействие на картину мира, трансформируя и уточняя ее. Этот непрерывный процесс уточнения собственных предпосылок — один из значимых механизмов социального воспроизводства современного обще-В самом общем смысле мировоззрение является комплексной системой взаимосвязанных элементов: рациональных и эмоциональных, дескриптивных и нормативных. В их числе — объективные знания, психологические чувства, моральные убеждения, религиозные верования, социальные установки и т. д. Отображая, обобщая и соединяя воедино представления человека о мире и своем положении в нем, мировоззрение предопределяет жизненную позицию людей и определяет стратегию их поступков.Выделяются несколько видов экологического мировоззрения в зависимости от того, что или кто наделяется внутренней ценностью (т.е. ценностью, не связанной с получением выгоды). В антропоцентристском мировоззрении внутренней ценностью обладает только человек, в биоцентристском — любая жизнь, в экоцентристском — экосистемы. Промежуточным вариантом являются представления, согласно которым внутренней ценностью помимо человека обладают некоторые (или все) животные [5].Основной мировоззренческий разлом сегодня проходит между жестким антропоцентризмом, обосновывающим право человека распоряжаться природой по своему усмотрению, и разными вариантами биоцентризма и экоцентризма, где человек рассматривается лишь как один из элементов биоразнообразия. Последние варианты мировоззрения можно объединить под названием нон-антропоцентрических.Переход к нон-антропоцентристским вариантам мировоззрения предполагает особое видение мира, при котором человек рассматривается не как хозяин мира, а как его интегральная часть, равноценная с другими частями [12]. Таким образом, экологическая картина мира отражает весь мир, взятый в контексте социоприродных взаимодействий, в его целостности. При этом никто (включаячеловека) не обладает никакими ценностными приоритетами в сравнении с другими элементами картины мира.Экологическая картина мира по мнению многих экофилософов может претендовать на ведущую позицию в обществе риска, то есть в будущем она способна встать в один ряд с такими историческими типами мировоззрения, как мифология, религия, философия. Ее универсальность подтверждается тем, что она выходит далеко за пределы научных построений экологии и даже рациональности в целом. В. М. Симонов, например, симптоматично пишет: «Для формирования экологической картины мира необходимо преодолеть тенденцию преобладания именно рассудочной компоненты сознания и задействовать чувственную, эмоциональную и волевую компоненты» [4, с. 56].Действительно, нельзя не согласиться с тем, что формируемая экологическая картина мира апеллирует не только к науке, но и к чувствам, вере, морали и т. д. Многие положения, разделяемые защитниками окружающей среды, имеют сходство с религиозными представлениями о потерянном рае, конце света, вине человека как родового существа и т. д. Идеологической основой экологической картины мира выступает не только естественнонаучное знание, но и экософия, а нормативно-ценностный базис формируется в экологической этике [16]. Такая многоаспектность экологической картины мира позволяет предположить, что она может занять важное место в системе воззрений общества будущего.ЗаключениеТаким образом, экологическая картина мира может быть рассмотрена в различных ракурсах, тесно взаимодействующих между собой. Это позволяет показать ее локальную специфику (социокультурный аспект), естественнонаучную основу (эпистемологический аспект) и универсальные параметры (мировоззренческий аспект). Выделение различных ракурсов, на наш взгляд, может способствовать пониманию эффективных путей решения экологических и мировоззренческих проблем в России и в мире.Статья написана при поддержке РГНФ и Правительства Р М, грант № 14−13−13 009 а (р).Список литературы1. Ахиезер А. С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005.№ 7. С. 54−63.2. Колосова О. Ю. Экологическая картина мира как особая форма интеграции знания // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 12. С. 94−99.3. Новые идеи в социальной философии. Коллективная монография / Ред. В. Г. Федотова. -М.: ИФ РАН, 2006. 324 с.4. Симонов В. М. Формирование экологической картины мира студентов технических вузов // Известия ВолгГТУ. 2007. № 4. Т. 7. С. 56−58.5. Сычев А. А. Добро и зло в экологической этике // Ведомости прикладной этики. 2013. № 43. С. 94−110.6. Сычев А. А. Моральные измерения экологического следа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 48−55.7. Сычев А. А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Вестник Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 4. С. 113 124.8. Сычев А. А. Экологическая этика и дисконтирование будущего // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 152−160.9. Сычев А. А. Этика в условиях экологического кризиса: возвращение к традициям? // Ведомости прикладной этики. 2014. №. 45. С. 70−84.10. Сычев А. А. Этика экологической ответственности. — М.: Альфа М, 2014. 320 с.11. Сычев А. А. Этико-экологические измерения социальной ответственности бизнеса // История управленческой мысли и бизнеса. — М.: Макс-пресс, 2011. С. 245−257.12. Сычев А. А. Философско-методологические основания интегративного подхода // Регионо-логия. № 4, 2013. С. 99−102.13. Сычев А. А., Курмаева К. К. Эволюция принципа предосторожности в экологической этике // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1. С. 100−103.14. Философский словарь. — М.: Республика, 2001. 719 с.15. Sychev A.A. Transformation of Responsibility // Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. — New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013. Рр. 51−62.16. Sychev A., Koval E., Sukonkina T. Normative foundations of environmental ethics // В мире научных открытий. 2014. № 9.3. Рр. 1285−1299.References1. Ahiezer A.S. Koncepcija social'-noj filosofii v uslozhnjajushhemsja mire Vlast'- [Power], no. 7 (2005): 54−63.2. Kolosova O.J. Jekologicheskaja kartina mira kak osobaja forma integracii znanija. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij [Scientific problems of humanitarian research], no. 12 (2008): 94−99.3. Novye idei v social'-noj filosofii [New ideas in social philosophy]. — Moscow: IF RAN, 2006. 324 p.4. Simonov V.M. Formirovanie jekologicheskoj kartiny mira studentov tehnicheskih vuzov. Izvestija VolgGTU [Bulletin of VolgSTU], no 4, vol. 7 (2007): 56−58.5. Sychev A.A. Dobro i zlo v jekologicheskoj jetike. Vedomostiprikladnoj jetiki [Bulletin of applied ethics], no. 43 (2013): 94−110.6. Sychev A.A. Moral'-nye izmereniya ekologicheskogo sleda. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], no. 4 (2014): 48−55.7. Sychev A.A. Jekologicheskaja spravedlivost'-: raspredelenie, priznanie, uchastie. Vestnik Ural'--skogo federal'-nogo universiteta [Bulletin of Urals Federal University]. Serija 3: Obshhestvennye nauki, no. 4. (2014): 113−1248. Sychev A.A. Jekologicheskaja jetika i diskontirovanie budushhego. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov [Bulletin of Russian University of Friendship of Peoples]. Serija: Filoso-fija, no. 2 (2014): 152−160.9. Sychev A.A. Jetika v uslovijah jekologicheskogo krizisa: vozvrashhenie k tradicijam? Missija prikladnoj jetiki: aktual'-nye vyzovy. Vedomosti prikladnoj jetiki [Bulletin of applied ethics], no 45 (2014): 70−84.10. Sychev A.A. Jetika jekologicheskoj otvetstvennosti [Ethics of environmental responsibility]. -Moscow: Al'-fa M, 2014. 320 p.11. Sychev A.A. Jetiko-jekologicheskie izmerenija social'-noj otvetstvennosti biznesa. Istorija uprav-lencheskoj mysli i biznesa [History of management and business thought]. — Moscow: Maks-press, 2011, pp. 245−257.12. Sychev A.A. Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya integrativnogo podkhoda. Regionologiya [Regionology], no. 4 (2013): 99−102.13. Sychev A.A., Kurmaeva K.K. Jevoljucija principa predostorozhnosti v jekologicheskoj jetike. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education], no. 1 (2014): 100−103.14. Filosofskij slovar '- [Philosophy dictionary]. — M.: Respublika, 2001. 719 p.15. Sychev A.A. Transformation of Responsibility. Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. — New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013, pp. 51−62.16. Sychev A., Koval E., Sukonkina T. Normative foundations of environmental ethics. Vmire nauch-nykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], no. 9.3 (2014): 1285−1299.ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХЯкина Людмила Александровна, аспирант кафедры методологии науки и прикладной социологииМордовский государственный университет им. Н.П. Огареваул. Большевистская, д. 68, г. Саранск, Республика Мордовия, Россияlydmilka111@yandex. ruКулагина Елена Григорьевна, аспирант кафедры философии Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева ул. Студенческая, д. 11 «А», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия k. lena. 83@mail. ruПолубояров Дмитрий Иванович, аспирант кафедры философии Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева ул. Большевистская, д. 68, г. Саранск, Республика Мордовия, Россия kfgs_13@mail. ruDATA ABOUT THE AUTHORSYakina Ludmila Aleksandrovna, postgraduate student of the Department of methodology of science and applied sociology Mordovia State University ul. Bolshevistskaya, 68, Saransk, Russia lydmilka111@yandex. ruKulagina Elena Grigorievna, postgraduate student of Philosophy chairMordovia State Pedagogical Instituteul. Studencheskaya, 11 «А», Saransk, Russiak. lena. 83@mail. ruPoluboyarov Dmitriy Ivanovich, postgraduate student of the Department of philosophyMordovia State Universityul. Bolshevistskaya, 68, Saransk, Russiakfgs_13@mail

Показать Свернуть

xn----8sbemlh7ab4a1m.xn--p1ai

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира

Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок – школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы. Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Заключение

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Литература

1.Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников/ С. В. Алексеев, Л. В.Симонова - НШ., 1999 - №1. 22 с.

2.Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников/ А. Н. Воробьева - НШ.,  1998 - № 6. 64 с.

3.Кваша, А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками/ А. В.Кваша - НШ., 1998 - №6. 92 с.

4.Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования/ З. П.  Кириллова - М.: Просвещение, 1983.

5.Климцова, Т. А. Экология в начальной школе/ Т. А Климцова - НШ., 2000 - №6 76 с.

 

2

 

turboreferat.ru

Экологическая картина планеты. Зачем мы сами себя убиваем?

Экологическая картина планеты. Зачем мы сами себя убиваем?

 

Каждому жителю нашей планеты известно, что экологические проблемы современного мира отличаются не очень приятным разнообразием. Однако, не стоит винить во всех происходящих катастрофах Матушку-Природу, нас убивает не она, а, как ни парадоксально это звучит, человек сам роет себе яму, в которую рано или поздно попадет, если не одумается. Мы убиваем себя, истребляя флору и фауну, загрязняя почву, воду и воздух, и своими собственными руками создаем экологические проблемы, решить которые уже практически невозможно.

 

Экологические последствия антропогенных катастроф.

По мнению ученых, главной причиной различных катастроф на нашей планете является деятельность человека. Согласно прогнозу экологов из Национального центра атмосферных явлений в США, при таких темпах загрязнения атмосферы в ближайшие 100 лет температура вблизи полюсов повысится на 8-10 градусов, что вызовет затопление островных государств и прибрежных зон материков.

К счастью, биосфера до поры до времени позволяет свести к минимуму все негативные последствия деятельности человека, однако этот предел не безграничен. Когда биосфера уже не в состоянии поддерживать равновесие, в ней начинают происходить необратимые процессы, которые приводят к тем или иным экологическим катастрофам. И, судя по тому, что с некоторыми из них мы уже столкнулись в некоторых регионах, биосфера уже не способна «выдержать» тот напор, с которым человек хозяйничает на планете.

Все аварии и катастрофы, как правило, возникают неожиданно и имеют локальный характер, однако их последствия распространяются на большие расстояния. Наибольшую опасность для окружающей природы и человека имеют катастрофы на АЭС, нефтепроводах, химических предприятиях, транспорте и т.д..

Самая крупная в 20 веке катастрофа на Чернобыльской АЭС охватила многие районы Украины, Белоруссии и даже затронула некоторые области России. Общее число пострадавших в этой катастрофе – более 9 млн. человек, а негативные последствия для окружающей среды не поддаются описанию.

Последствия катастроф настолько страшны для экологической системы нашей планеты, что люди будут расплачиваться за свои ошибки в течение длительного времени. Вспомним ядерный удар по Хиросиме в 1945 году, количество смертей при котором к 80-м годам превысило 98 000 человек и это количество до сих пор растет.

Однако, несмотря на обилие отрицательных примеров, люди все равно никак не могут научиться аккуратно обращаться с тем, что может их уничтожить. Например, в 1979 году в США на реакторе «Тримайл-Айленд» произошел выброс радиоактивных газов в атмосферу, причиной этому была халатность операторов и отказ системы. И таких примеров масса. Экологические катастрофы на планете загрязняют окружающую среду и, в конце концов, человек, уничтожив все вокруг себя, исчезнет сам.

Важнейшей экологической проблемой является истощение озонового слоя, который защищает нашу планету от губительного ультрафиолетового излучения. Особенно быстро процесс истощения озонового слоя происходит на полюсах нашей планеты, где появляются озоновые дыры.

Одна из глобальнейших экологических проблем – массовая вырубка лесов, однако, несмотря на катастрофические последствия этого действия, их уничтожение  продолжается, что приводит к гибели флоры и фауны!

Если у вас есть своя информация об экологическом состоянии нашей планеты или вы желаете высказать свое мнение по данной теме, прокомментируйте ее или зайдите для комментариев на форум.

Комментировать

 

До каких пор планета будет терпеть…?

 

 

Парниковый эффект. Чем грозит человечеству? Мнение специалистов

 

Озоновые дыры – что это такое и какой вред они наносят экологии планеты?

 

Комментарии: всего 0   добавить комментарий...

Для комментирования необходимо войти в систему или зарегистрироваться

 

xn----9sbghaihfc5cza6m.xn--p1ai

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

              профессионального высшего образования

Петрозаводский Государственный Университет

Кольский Филиал

 

 

 

 

 

 

Экологическая картина мира. Роль экологии в формировании научной картины мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки V курса

                                                           кафедры экологии

          экологического факультета

Потемкиной Натальи

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Апатиты

2007

Содержание:

1.Теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………….
2.Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема…………………...
3.Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников…………….
4.Заключение……………………………………………………………………………………….
5.Список использованной литературы………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Черное море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику Казахстан. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов - все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» - растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

1)углубить и расширить экологические знания;

2)привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные,

3)развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

4)сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде - сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно - научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной - к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

- целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

- классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

- в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

1)планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой

2)организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования

3)регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними

4)контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу

5)изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

turboreferat.ru

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА | Yakina

Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005. № 7. С. 54-63.Колосова О.Ю. Экологическая картина мира как особая форма интеграции знания // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 12. С. 94-99.

Новые идеи в социальной философии. Коллективная монография / Ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФ РАН, 2006. 324 с.

Симонов В.М. Формирование экологической картины мира студентов технических вузов // Известия ВолгГТУ. 2007. № 4. Т. 7. С. 56-58.

Сычев А.А. Добро и зло в экологической этике // Ведомости прикладной этики. 2013. № 43. С. 94-110.

Сычев А.А. Моральные измерения экологического следа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 48-55.

Сычев А.А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Вестник Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 4. С. 113-124.

Сычев А.А. Экологическая этика и дисконтирование будущего // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 152-160.

Сычев А.А. Этика в условиях экологического кризиса: возвращение к традициям? // Ведомости прикладной этики. 2014. №. 45. С. 70-84.

Сычев А.А. Этика экологической ответственности. – М.: Альфа М, 2014. 320 c.

Сычев А.А. Этико-экологические измерения социальной ответственности бизнеса // История управленческой мысли и бизнеса. – М.: Макс-пресс, 2011. С. 245-257.

Сычев А.А. Философско-методологические основания интегративного подхода // Регионология. № 4, 2013. С. 99-102.

Сычев А.А., Курмаева К.К. Эволюция принципа предосторожности в экологической этике // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1. С. 100-103.

Философский словарь. – М.: Республика, 2001. 719 с.

Sychev A.A. Transformation of Responsibility // Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. – New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013. Pр. 51-62.

Sychev A., Koval E., Sukonkina T. Normative foundations of environmental ethics // В мире научных открытий. 2014. № 9.3. Рр. 1285-1299.

journal-s.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта