ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович – Галерея произведений (56 изображений). Прянишников картины


Художник Прянишников И.М. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами, исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.

С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Изменилось и значение пейзажа в картинах: если ранее он выполнял преимущественно роль фона, то теперь стал полноценным участником общей композиции.

В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». Каждая его картина становилась очередной сценой из жизни низших слоев общества. Если в ранних работах эта тема была пронизана иронией и юмором, то позднее она стала более трагичной. При этом на протяжении всего своего творческого пути Прянишников умело сочетал драму с сатирой.

Индивидуальность художника проявилась и в работе «Эпизод из войны 1812 года». Эта картина, в противовес многим подобным, стала изображением не прославленных полководцев, а простых солдат, победивших врага. Такие масштабные картины, как «Спасов день на Севере», соседствовали с камерными сюжетами, такими как «В провинции», «В мастерской художника».

С 1873 года и практически до конца своих дней Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились Лебедев, Богданов-Бельский, Архипов и многие другие. Прянишников принимал участие в росписи московского Храма Христа-Спасителя. Завершить последнюю работу «Крестный ход» художнику не позволила кончина 12 марта 1894 года.

 

Лучшие картины Прянишникова И.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Илларион Прянишников картины, биография художника-передвижника

Илларион Михайлович Прянишников (1840— 1894)

Илларион Михайлович Прянишников был сыном небогатого калужского купца. В 1866 году он окончил московское Училище живописи, ваяния и зодчества. С Москвой связана почти вся жизнь художника, и здесь написаны лучшие его произведения. Большое влияние имел на Прянишникова его старший товарищ по училищу В. Г. Перов.

 

Еще в годы учения Прянишников создает картину «Шутники» («Гостиный двор в Москве», 1865), написанную под влиянием пьес А. Островского. Обличая дикие нравы «темного царства», художник в то же время поднимал тему «маленького человека, традиционную для русского искусства XIX века.

В 1870 году Прянишников становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и до конца жизни остает­ся его приверженцем и активным деятелем.

Одна из наиболее значительных картин художника — «Порож­няки» (1882). Зябко скорчившись на крестьянских розвальнях, едет на побывку к родным студент. Будничный на первый взгляд мотив тем не менее раскрывает существенную сторону русской действительности, когда в науку и искусство пришли демократы-разночинцы и обострился интерес к народной жизни. Пейзаж с не­ярким морозным закатом усиливает настроение «дорожной тоски».

В 1871—1872 годах Прянишников совместно с В. Маковским создает серию рисунков и картин на тему героической обороны Севастополя, в которых главное внимание художники уделяют правдивому изображению русских солдат. Возможно, такому реше­нию батальной темы способствовало и личное знакомство Пряниш­никова с Л. Н. Толстым. В картине «Эпизод из войны 1812 года» художник изображает французов, захваченных в плен и конвоируе­мых русскими крестьянами. Жанровое решение исторической темы продиктовано стремлением художника-демократа показать войну не с официальной стороны, а в ее повседневности.

В 1880-е годы Прянишников, всегда живо интересовавшийся народными обрядами и обычаями, создает большие «хоровые кар­тины» с массовыми сценами: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел на престольный праздник» (1888). Ему принадлежит также ряд картин, где человек изображен в не­разрывной связи с природой: «Ребятишки-рыбачки» (1882), «Во­робьи» (1883), «Конец охоты» (1884).

К числу лучших последних картин Прянишникова относится полотно «В мастерской художника» (1890;).

С 1873 года Прянишников преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. Е. Архи­пов, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля и другие выдающиеся русские художники.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович – Галерея произведений (56 изображений).

Открыть доступ

И.М.ПРЯНИШНИКОВ

(1840 — 1894)

Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.

Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.

В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.

В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное  признание художнику.

Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».

Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.

Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.

Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В.Нестеров, С.И.Светославский, С.В.Иванов, А.Е.Архипов, А.С.Степанов, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий-Бируля и многие другие.

 

Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.

Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я.Васильева, С.К.Зарянко, Е.С.Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.

В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя.  Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.

В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).

 

1. Прянишников Илларион "Чтение письма в овощной лавке" 1864 Холст, масло 54,5х65,5 Государственная Третьяковская галерея 1. Прянишников Илларион «Чтение письма в овощной лавке» 1864 Холст, масло 54,5х65,5 Государственная Третьяковская галерея2. Прянишников Илларион "Шутники. Эскиз" 1864 Холст, масло 23,7х32,7 Государственная Третьяковская галерея 2. Прянишников Илларион «Шутники. Эскиз» 1864 Холст, масло 23,7х32,7 Государственная Третьяковская галерея 3. Прянишников Илларион "Шутники. Гостиный двор в Москве" 1865 Холст, масло 63,4х87,5 Государственная Третьяковская галерея 3. Прянишников Илларион «Шутники. Гостиный двор в Москве» 1865 Холст, масло 63,4х87,5 Государственная Третьяковская галерея4. Прянишников Илларион "У церкви" 1867 Холст, масло 32,2х21,7 Государственная Третьяковская галерея
4. Прянишников Илларион «У церкви» 1867 Холст, масло 32,2х21,7 Государственная Третьяковская галерея 5. Прянишников Илларион "С поздравлением" Холст, масло 42,5х27,8 Нижегородский государственный художественный музей 5. Прянишников Илларион «С поздравлением» Холст, масло 42,5х27,8 Нижегородский государственный художественный музей6. Прянишников Илларион "Любитель" Конец 1860-х Холст, масло 33,9х25 Государственный Русский музей 6. Прянишников Илларион «Любитель» Конец 1860-х Холст, масло 33,9х25 Государственный Русский музей 7. Прянишников Илларион "Катание на санях. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 32,4х41,9, 17,6х23,8 Государственный Русский музей
7. Прянишников Илларион «Катание на санях. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 32,4х41,9, 17,6х23,8 Государственный Русский музей8. Прянишников Илларион "Мужчина в рваной одежде около двери. Лист из "Альбома видов и сцен из русской жизни" 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 23,8х17 Государственный Русский музей 8. Прянишников Илларион «Мужчина в рваной одежде около двери. Лист из «Альбома видов и сцен из русской жизни» 1867 Литография с тоном 41,9х32,5, 23,8х17 Государственный Русский музей 9. Прянишников Илларион "Калики перехожие" 1870 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея
9. Прянишников Илларион «Калики перехожие» 1870 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея10. Прянишников Илларион "Охотник с собакой" 1871 Холст, масло 63х48,5 Государственная Третьяковская галерея 10. Прянишников Илларион «Охотник с собакой» 1871 Холст, масло 63х48,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Прянишников Илларион "Пожар в деревне. Эскиз" 1871(?) Холст, масло 31,3х40,5 Государственная Третьяковская галерея 11. Прянишников Илларион «Пожар в деревне. Эскиз» 1871(?) Холст, масло 31,3х40,5 Государственная Третьяковская галерея12. Прянишников Илларион "Дровни" 1871 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей 12. Прянишников Илларион «Дровни» 1871 Бумага, графитный карандаш Государственный Русский музей 13. Прянишников Илларион "Порожняки. Эскиз" 1871 Бумага на холсте, масло 17,2х22,5 Государственная Третьяковская галерея 13. Прянишников Илларион «Порожняки. Эскиз» 1871 Бумага на холсте, масло 17,2х22,5 Государственная Третьяковская галерея14. Прянишников Илларион "Порожняки" 1872 Холст, масло 48х71 Государственная Третьяковская галерея 14. Прянишников Илларион «Порожняки» 1872 Холст, масло 48х71 Государственная Третьяковская галерея 15. Прянишников Илларион "Порожняки" Холст, масло 16,5х26,5 Химкинская картинная галерея 15. Прянишников Илларион «Порожняки» Холст, масло 16,5х26,5 Химкинская картинная галерея16. Прянишников Илларион "1812-й год" 1868 Холст, масло 50х70 Севастопольский художественный музей 16. Прянишников Илларион «1812-й год» 1868 Холст, масло 50х70 Севастопольский художественный музей 17. Прянишников Илларион "Крестьянин с рогатиной на плече. Этюд для картины "В 1812 году" 1868 Холст, масло 45х40 Государственный Русский музей 17. Прянишников Илларион «Крестьянин с рогатиной на плече. Этюд для картины «В 1812 году» 1868 Холст, масло 45х40 Государственный Русский музей18. Прянишников Илларион "В 1812 году" 1874 Холст, масло 85х141 Государственная Третьяковская галерея 18. Прянишников Илларион «В 1812 году» 1874 Холст, масло 85х141 Государственная Третьяковская галерея 19. Прянишников Илларион "В 1812 году" 1874 Холст, масло Музей Л.Н.Толстого, Москва 19. Прянишников Илларион «В 1812 году» 1874 Холст, масло Музей Л.Н.Толстого, Москва20. Прянишников Илларион "На Лысой горе" 1875 Холст, масло 60х46,2 Государственная Третьяковская галерея 20. Прянишников Илларион «На Лысой горе» 1875 Холст, масло 60х46,2 Государственная Третьяковская галерея

cultobzor.ru

Прянишников Илларион Михайлович Картины биография Pryanishnikov Illarion

Прянишников Портрет

Прянишников Илларион Михайлович (Pryanishnikov Illarion Mikhailovich), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Родился 20 марта 1840 года в селе Тимашово Московской губернии (в настоящее время Калужская область). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1866) у Евграфа Семеновича Сорокина и Сергея Константиновича Зарянко. В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1 статьи.

Чтение письма в мелочной лавке Чтение письма в мелочной лавке,1864, Третьяковская галерея Шутники Шутники. Гостинный двор в Москве,1865, Третьяковская галерея Любитель Любитель, 1860-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Уже в первых работах начала 1860-х годов ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865, Третьяковская галерея, Москва)- сразу принесла ему широкую известность. В картине "Шутники" художник изобразил московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники.

Дегустаторы Дегустаторы, 1860-е годы,частное собрание Калики перехожие Калики перехожие, 1870,Третьяковская галерея Сельский праздник Сельский праздник, 1870,Иркутский художественный музей

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1871, Харьковский художественный музей; второй вариант картины - 1872, Третьяковская галерея), которые экспонировались на первой передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х годов отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Порожняки Порожняки, 1872,Третьяковская галерея Эпизод войны 1812 года Эпизод войны 1812 года,1874, Третьяковская галерея Порубка Порубка, 1874, Харьковскийхудожественный музей

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874, Третьяковская галерея, Москва). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Крестьянин с рогатиной Крестьянин с рогатиной на плече,1870-е, Русский музей Госпожа Белюстина Госпожа Белюстина М.Г.,1870-е, Третьяковская галерея Жестокие романсы Жестокие романсы, 1881,Третьяковская галерея

Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880-1890-х годах Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887, Третьяковская галерея, Москва), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

На тяге На тяге, 1881, Тверскаяобластная картинная галерея Охота пуще неволи Охота пуще неволи, 1881-1882,Третьяковская галерея На Лысой горе На Лысой горе, 1880-е, Третьяковская галерея

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В 1893 году Прянишников был избран действительным членом Академии художеств, но начать преподавание в ней не успел. Последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.

Дети на рыбалке Дети на рыбалке, 1882,Красноярский художественный музей Возвращение с ярмарки Возвращение с ярмарки, 1883,Государственный Русский музей Воробьи Воробьи. Ребята на изгороди,1883, Великоустюжский музей Конец охоты Конец охоты, 1884 Спасов день на севере Спасов день на севере, 1887 В мастерской художника В мастерской художника, 1890

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Приготовление нивы Приготовление нивы для посевальна в Вологодской губернии, 1890, Третьяковская галерея В ожидании шафера В ожидании шафера, 1891,историко-художественный музей, Серпухов Крестный ход Крестный ход, 1893,Русский музей

smallbay.ru

Прянишников И.М. «Крестный ход». Описание картины. Художники-передвижники

1893 г. Холст, масло. 101,5 x 165 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Описание картины  Прянишникова И.М. «Крестный ход» 

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.

Ввиду сложности и объёмности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить – умер в возрасте 53 лет.

Работу эту относят к разряду религиозных, на картине изображён масштабный крестный ход – церковное шествие с иконами, крестами и хоругвями, отличающееся особой торжественностью.

Среди общепризнанных достоинств И.М. Прянишникова – удивительное умение изображать различные архетипы людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Вот и в представленной картине пёстрая толпа деревенских жителей  мгновенно перестаёт быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди – хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми бабушками в косынках и бедно одетыми путниками.

Кроме воспевания торжественности самого религиозного обряда, который может объединить совершенно разных людей, Прянишников не упустил возможности ещё раз признаться в восхищении одному из своих излюбленных мест – окрестностям северного городка Лальска. Именно церковь Покрова на Лузе близ Лальска возвышается над низкими хатами вверху картины.

Особенно интересно сравнить картину Прянишникова с очень похожей по сюжету работой ближайшего соратника И. Репина «Крестный ход в Курской губернии».  По сравнению с более известной репенской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишён острого социального конфликта, картина более спокойна и созерцательна. Рассматривая картину, можно уловить динамичное движение – кажется, вот-вот вся это многочисленная шумная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами.

Лучшие картины Прянишникова И.М.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.

 

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

Маковский Владимир ЕгоровичПортрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова1883

 

Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), Российская империя, в купеческой семье.

В 1856—1866 годах И. М. Прянишников учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Сорокин и Зарянко. Как живописец испытал также сильное влияние В. Г. Перова.

В 1870 году Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

С самого начала существования Товарищества передвижных художественных выставок Прянишников был его членом-учредителем, со второй передвижной выставки он стал бессменным членом правления Товарищества. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Илларион Прянишников скончался в Москве. Похоронен на кладбище НовоАлексеевского монастыря в Москве.

 

 

 Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

Перов, Василий ГригорьевичПортрет И.М. Прянишникова. Около 1862. ГТГ Холст, масло. 41,5 х 33,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Дружеские отношения двух художников сложились еще в Московском училище живописи и ваяния, где они вместе учились. Причем В.Г. Перов, старший товарищ по училищу, оказал значительное влияние на художественные взгляды молодого И.М. Прянишникова.

 

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

Варианты названия :  Охотник в лесу зимой; В.Г.Перов на охоте; Художник Перов на охоте .  1871 г. 

Холст, масло.  Тульский музей изобразительных искусств

 

 

Их дружба продолжалась долгие годы. В начале 1860-х гг. художники поселились вместе в Яузской части. Они вместе путешествовали по окрестностям Москвы, вместе охотились. Под этими впечатлением Прянишников в 1871 г. написал картину «Художник Перов на охоте». А сам позировал Перову в 1857 г. для его первой картины «Приезд станового на следствие» в качестве главного персонажа.

Однажды они предприняли пеший поход в Троице-Сергиеву лавру. Летом 1862 г. друзья жили близ монастыря, где Перов писал «Чаепитие в Мытищах». По-видимому, именно к этому периоду относится создание публикуемого портрета Прянишникова.

Личность Перова, постоянное общение с ним, непосредственные впечатления от его творчества — все это сказалось в становлении Прянишникова как художника передвижнического направления.

 

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

Спасов день на севере

 

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

Общий жертвенный котел в престольный праздник

        

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

 

А. П. ЧЕХОВ И И. М. ПРЯНИШНИКОВ

                                               И. Грачева.

 

 

В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Но Чехов нарушил этот строгий наказ, убедив Лейкина поместить заметку, посвященную 50-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». О жизни внутри училища, о всех его малых и больших событиях, о преподавателях, учениках и даже натурщиках Чехов был хорошо осведомлен. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель. В своей заметке об училище среди профессоров, имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. По свидетельству сестры писателя Марии Павловны, в 80-е годы их брат Николай вместе с Прянишниковым работал в Храме Христа Спасителя, расписывая стены на хорах.Чехову, внуку крепостного, сыну мелкого таганрогского купца, вскоре разорившегося, судьба Прянишникова была во многом близка. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. В детстве оба, и Прянишников, и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Но обоим судьбой суждено было пойти не по коммерческой части, а проложить яркие, самобытные пути в большом искусстве.В чеховском творчестве обнаруживается немало перекличек с сюжетами и темами Прянишникова. В одних случаях это объясняется сходностью жизненного опыта, в других — стремлением Чехова освоить и переосмыслить лучшие достижения художественной культуры его времени. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

«Чтение письма в овощной лавке» (1864).

Молодая женщина, видимо, нашедшая место прислуги в городе, получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает целая жизнь, до боли близкая и понятная. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации, изображенной Прянишниковым. Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим место швейцара. Василисе столько хотелось бы поведать дочери — и о том, как она стосковалась в разлуке, и о своих деревенских бедах. Но Егору некогда ждать, пока Василиса соберется с мыслями, и он лихо строчит что попало, полагая, что лучше знает, как и что писать. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником; и мы сочувствуем обеим женщинам.

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

«На тяге» (1881)

Картина Прянишникова «На тяге» (1881) изображает нетерпеливое, страстное ожидание охотника, который застыл среди голого весеннего леса с не сошедшим еще снегом и, подняв голову, чутко прислушивается, не раздастся ли долгожданный шум крыльев. Этой картине созвучен чеховский рассказ «Рано!» (1887). Герои рассказа идут в лес даже без ружья, заложенного в трактире, лишь бы только постоять на тяге: «Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются. Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного, необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся, и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они держат ружья со взведенными курками». Прянишников и Чехов, хорошо знакомые с миром «маленьких людей», в своих произведениях сосредотачивали внимание не на житейских невзгодах героев, как это было распространено в искусстве начала и середины XIX века, а на разнообразии человеческих индивидуальностей, неповторимости характеров и темпераментов. Оказалось, что у этих «маленьких людей», на которых солидная публика привыкла смотреть свысока, если не с презрением, то со снисходительной жалостью, тоже есть сильные чувства, есть свои увлечения, доходящие до страстного азарта, до полного самозабвения.   

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

 «Охота пуще неволи» (1882)

 «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. День выдался пасмурный и ненастный. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Но этому человеку важен даже не улов, а сам процесс ужения, всецело его захвативший, ставший для него каким-то священным ритуалом, наполняющим его душу торжественной значительностью. Со стороны такая сцена может показаться нелепой и комичной, но мягкая, всепонимающая ирония художника заставляет и зрителя проникнуться сочувствием к этой неуемной, безоглядной рыболовной страсти. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял!» (1883). Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут... А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть... Всё одно, как запой... Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

«В мастерской художника» (1890).

Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Она с такой любовью и самоотвержением заботится о Клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут. «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода. Анюта дрожала и боялась, что медик, заметив её дрожь, перестанет чертить углем и стучать и потом, пожалуй, дурно сдаст экзамен». Но вот в номер заходит друг Клочкова, начинающий художник, и просит Анюту позировать ему для завершения картины. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. И Анюта покорно отправляется к художнику. Полотно Прянишникова — словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Даже чеховская деталь — шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи Анюта, — сохранена у Прянишникова.

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

  Эскиз.   «В провинции» 

 В искусствоведении уже отмечалось, что эскиз Прянишникова «В провинции» (1893) очень напоминает ранний чеховский рассказ «Тоска» (1886). Возможно, искания Чехова, младшего современника Прянишникова, не прошли не замеченными для художника и оказали какое-то воздействие на его творчество.

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

«Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865).

Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Проходит всего два десятилетия, и Чехов пишет брату Александру, создающему рассказы в традиционном вкусе: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом  не  чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту?» (4 января 1886 года). Чехов уверяет: «Нет, Саша, с угнетенными чиношами пора сдать в архив и гонимых корреспондентов... Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам, и корреспондентов, отравляющих чужие существования...» Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца!» Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но... блаженно улыбался. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Спасибо вам». Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

«Порожняки».  1872 год

Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Первая картина до нас не дошла, и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. Например, критика В. Стасова особенно поразил образ нищей бабы из погоревшего селения, просящей милостыню на зимней дороге, завернув ребенка в полу тулупа. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Вид этого ребенка перевернул душу Дмитрия, заставив его почувствовать и свою сословную вину перед этими обездоленными людьми, и свою ответственность за все, что происходит вокруг него.

Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». О ней с восхищением отзывался Стасов. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта, и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова.

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 

В ожидании шафера

 Весной 1891 года на очередной Передвижной выставке Чехов встретился с новой картиной Прянишникова «В ожидании шафера». В этот год у художника началось резкое обострение болезни, заставившее его осенью уехать в Крым.

В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки».Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой, и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Общим является и мотив пустынного, безлюдного пространства, подчеркивающий одинокость героя: на картине — это заснеженное поле, в чеховском рассказе — луг, по которому Великопольский возвращается из леса домой. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. И, проникаясь переживаниями чеховского героя, читатель заглядывает внутрь собственной души, решая и для себя извечные вопросы, волновавшие Великопольского.Су

art.mirtesen.ru

Русская живопись. Художник Прянишников Илларион Михайлович. Биография. Картины

Прянишников Илларион Михайлович

Известен как художник-жанрист. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. Ездил на русский север, в Архангельскую и Вологодскую губернии, для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Обращался к исторической теме. Просмотреть картины Прянишникова

Биография и творческая деятельность

Русский художник Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово в Калужской губернии. Его отец был купцом. В 1856 году Прянишников поступает в МУЖВЗ, где преподавателем у него становится С.К. Зарянко, который был известен тем, что ориентировал своих учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но в то же время меньше уделял внимание ее образному обобщению. Старательно перенимая учение своего наставника, Прянишников многое открывает для себя самостоятельно, формируя свое новое, реалистическое мировоззрение в искусстве. Заканчивает обучение художник в 1865 году.

Самые известные произведения Прянишникова первой половины 1860-х годов – «Мальчик-коробейник» и «Чтение письма в мелочной лавке». В этих картинах ярко проявились характерная особенность таланта художника: способность к социально-психологическому анализу. Также стоит отметить картину, написанную Прянишниковым в последний год обучения в МУЖВЗ и принесшую художнику известность – «Шутники. Гостиный двор в Москве». В данном произведении раскрыта тема унижения человека, бездушия и жестокости, морального уродства и самодовольного хамства. На картине изображена компания подгулявших толстосумов, с насмешкой заставляющих танцевать под гармошку пожилого человека. Произведение вызвало недовольство многих критиков, приверженцев официального академического искусства, которые посчитали, что молодой художник открыто выступил против "высокого" предназначения живописи выражать вечные идеалы.

В 1870-х годах в творчестве Прянишникова можно выделить произведение «Погорельцы», написанное в 1871 году, и «Порожняки», написанное в 1872 году. Эти картины были выставлены на Первой передвижной выставке и были очень высоко оценены критикой. Эти произведения, как и все картины Прянишникова 1870-х годов, в отличие от ранних, характеризовались большей композиционной целостностью и цветовой насыщенностью. Пейзаж в них выступает не только как фон, а превращается в среду, гармонично сочетающуюся с построенными автором художественными образами и сценами.

Из произведений исторической тематики была высоко оценена критикой и получила широкую известность картина «Эпизод из войны 1812 года», написанная в 1874 году. На ней изображены одетые в лохмотья партизаны из крестьян, ведущие по заснеженной дороге пленных французов. Именно крестьяне, а не армия, в этой очень выразительной картине показаны главными творцами героической победы над Наполеоном, а Отечественную война 1812 года изображена как народная. В 1871 году вместе с известным художником В.Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854–1855 года», посвященный обороне Севастополя.

В 1880-90-х годах Прянишников работал над масштабными произведениями, изображавшими многоликую народную массу. В этих полотнах он объединил в общее действие различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1890-е). Также в творчестве художника появлялись «мрачные» по настроению произведения, среди которых можно отметить «В мастерской художника», написанное в 1890 году, и «В провинции», написанное в 1893 году.

Прянишников был одним из талантливейших художников-жанристов XIX века, показал в своем творчестве основные тенденции развития реалистической живописи, стал ярким представителем поколения передвижников. Художник жил преимущественно в Москве, но ездил на Русский Север, в Архангельскую и Вологодскую губернии, для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Прянишников участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок со дня его основания, а со второй передвижной выставки стал членом правления Товарищества. Преподавал в МУЖВЗ с 1873 по 1894 годы; у него учились многие впоследствии известные художники, среди которых С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, М.В. Нестеров.

В 1893 г. Прянишников стал действительным членом Академии Художеств, однако начать преподавание в Академии так и не успел. Последняя картина художника «Крестный ход» осталась незавершенной из-за смерти автора. Умер Прянишников в Москве 12 (24) марта 1894 года.

Картины Прянишникова  

art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта