Девушки из Дании: история художницы Герды Вегенер и ее мужа Эйнара. Эйнар вегенер картины


Удивительные картины Gerda Wegener – Ярмарка Мастеров

На днях я посмотрела очень интересный фильм "Девушка из Дании". Он про первого трансгендера и его жену. Мне очень понравился этот фильм, и я начала узнавать подробности.

Так вот, его жену звали Герда Вегенер. Она была художником, графиком. Родилась в датской провинции (в Ютландии) в семье священника, потомка иммигрантов из Франции. После окончания школьного образования в 1902 году переехала в Копенгаген для обучения в Королевской академии искусств. В свою студенческую бытность Герда познакомилась с молодым художником Эйнаром Вегенером, за которого и вышла замуж в 1904 году, приняв его фамилию. После окончания образования Герда Вегенер со своим мужем эмигрировала и путешествовала по Западной Европе, окончательно осев в 1912 году во Франции в Париже.

Сначала Герда писала портреты и делала иллюстрации к журналам. В то время ее муж был очень известным в Дании художником-пейзажистом. Как-то, когда одна из ее натурщиц не пришла, она попросила мужа одеть женские чулки и обувь, чтобы закончить картину. Биографы говорят о том, что именно этот момент побудил в нем спящую Лили. И после этого в работах Герды Вегенер появляются кокетливые девушки, гламурные дивы и чувственные женщины.

Портрет Эллен фон Коле, 1906

герда венегер

Портрет девочки, 1904

искусство

Музыкант с сигаретой на фоне Копенгагена

живопись

Элегантная молодая дама в меховой шапке, 1918

графика

Сцена из фильма: Эйнар позирует Герде для портрета балерины Уллы Поульсен.

иллюстрации

Балерина Улла Поульсен в балете "Шопениана" , Париж. 1927

Две кокетки в шляпках (Лили с подругой)

Портрет Бригитты Бергман

Воздух Капри

Однажды летом, 1927

Обнаженная со спины

Прекрасная маска, 1922

На дороге в Анакапри, 1922

Лили, жаркое лето, 1924

Европа на быке

Театр оперы под снегом

Светская дама

Пинок, 1915

Флиртующая пара

Женщина с маской, 1918-1925

Девушка в красных туфлях

В 1930 году королем Дании брак Герды Вегенер был расторгнут, так как Эйнар сделал первую в мире операцию по смене пола и официально стал женщиной Лили Эльбе. После смерти Лили в 1931 году Герда вышла замуж за итальянского офицера Фернандо (Нандо) Порта. Их брак продлился до 1936 года. Какое-то время пара жила в Марокко.

Две женщины на балконе, 1931-1936

Вид на деревню, Марокко

В 1938 году Герда возвращается в Данию, где она в 1939 году провела свою последнюю выставку и умерла 28 июля 1940 года.

А вот и сама Герда Вегенер

С мужем Эйнаром

Кадр из фильма "Девушка из Дании". Художницу (справа) сыграла Алисия Викандер.

Также у Герды Вегенер есть серия эротических картинок Двенадцать похотливых сонетов, 1925 и множество рисунков с лесбийской тематикой.

Все фото взяты с открытых источников. За точную хронологию картин и ризунков не ручаюсь :)

Надеюсь, публикация была вам интересна :)

www.livemaster.ru

Герда Вегенер, датская художница: биография, личная жизнь, творчество

История датской художницы Герды Вегенер является невероятной смесью “розовой”, лесбийской романтики на рубеже XIX и XX веков. Ее эротические картины, которые изобиловали арлекинами, прозрачным кринолином, непристойными позами, произвели невероятный фурор в таком свободолюбивом и падком до новшеств городе, как Париж. Эта история закончилась первой во всем мире пластической операцией по смене пола, в результате которой супруг художницы - Эйнар Вегенер – стал женщиной, сделав этим как себя, так и свою бывшую супругу знаменитыми на весь мир. Однако желание стать матерю стоило Эйнару-Лили жизни.герда вегенер

Герда Вегенер: биография

Будущая художница родилась в городке Грено, который находился в датской Ютландии, в 1886 году. При рождении ее нарекли Гердой Готлиб. Ее отец был викарием, выходцем из Франции, семья которого десятилетия назад в связи с верой эмигрировала оттуда в консервативную Данию и поселилась на побережье. Естественно, в семье царили очень строгие нравы, и девочка получала консервативное воспитание. В подростковом возрасте будущая художница Герда Вегенер каким-то образом убедила своих родителей отпустить её на учебу в столицу страны – город Копенгаген. Там она поступила в колледж, действующий при Королевской женской академии культуры и изящных искусств. Девочка делала довольно большие успехи, и преподаватели выделяли ее как одну из своих талантливых учениц.лили эльбе

Знакомство с будущим супругом

В академии Герда встретилась с молодым человеком, художником Эйнаром Вегенером, который был старше ее на четыре года. Между ними возникли какие-то особые взаимоотношения, и вскоре молодые решили сочетаться друг с другом узами брака. Девушке было всего лишь 19 лет. Она была очень молода и неопытна. Однако после замужества, поселившись в богемной среде, причем в самой столице, она из невинной провинциалки и простушки превратилась в экзальтированную дамочку, которая всегда желала шагать впереди своего времени. Она серьезно занималась искусством, однако ее картины поражали многих смелостью и непредсказуемостью.

В Париже

В 1912 г. чета Вегенеров приехала жить в Париж. В этом городе молодых привлекала свобода и процветание искусств. Копенгаген по сравнению с французской столицей был очень чопорным и консервативным. Герда Вегенер всегда жаловалась, что там ей для творчества не хватает свободы. В поисках себя молодые художники долгое время путешествовали по Западной Европе, однако все же решили сделать остановку в Париже. Сразу же после прибытия супруги отправились в отель d'Alsace и сняли номер. При ознакомлении с гостиницей сотрудница-гид рассказала, что именно в том номере, куда поселили молодую пару, в 1900 году, то есть ровно 12 лет назад, умер великий английский писатель Оскар Уайльд. Герда и Эйнар были и шокированы этим, и в то же время чувствовали какой-то благоговейный трепет от осознания того, что они сейчас прикасаются к предметам, которыми когда-то пользовался их любимый писатель, дышат тем же воздухом. Несколько дней подряд они читали друг другу вслух произведения Уайльда. В них их особенно привлекали запретная сексуальность, трагедия и красота.эйнар вегенер

Известность

Картины Герды Вегенер, ее иллюстрации своим содержанием выражали свободный дух автора. Практически на всех ее картинах изображалась одна и та же чувственная кареглазая красотка с прической каре и полными губами. Кто же эта таинственная незнакомка, эта натурщица, от которой невозможно глаз отвести? Когда истина была раскрыта, общественность была шокирована: оказалось, что эта сексапильная красотка с картин Герды – ее переодевшийся муж Эйнар.герда вегенер картины

Псевдоним Лили Эльбе

Так как же получилось, что супруг художницы согласился позировать жене, причем в женском обличье? А все началось с того, что одна из натурщиц Герды не смогла прийти на сеанс, и тогда она попросила своего супруга Эйнара, который выделялся какой-то необычайной женственностью, надеть пару чулок и туфли на каблуке и заменить натурщицу. Вегенер, как ни странно, сразу же согласился, причем ему это так понравилось, что он стал преображаться в женщину не только во время сеансов живописи, но и в повседневной жизни. Видимо, в нем проснулось женское самосознание. Он даже начал представляться якобы сестрой Эйнара и зваться Лили Эльбе. Герде было очень удобно иметь под рукой такого натурщика, который понимает ее с полуслова. Он стал ее главной музой. Именно благодаря ему она также стала портретистом.

 герда вегенер биография

Творческая деятельность

Через какое-то время художница пожелала устроить выставку, в экспозицию которой входили и ее портреты, и декадентские рисунки, которые были насыщены эротизмом. Они вызвали в обществе резонанс и даже привели к общественным беспорядкам. Герда также сотрудничала с модным журналом Vogue и создавала иллюстрации для глянца. Ей также стали доверять иллюстрации для некоторых книг соответствующей тематики, например “Приключения Казановы”. В их парижской студии Les Arums то и дело организовывались дикие вечеринки, куда попасть было не так уж и легко.

Тяга к Лили

Самое интересное заключалось в том, что между Гердой и Эйнаром стали развиваться очень необычные отношения. Они самопроизвольно стали воспринимать Лили как отдельную личность, не имеющую к Эйнару никакого отношения. Причем Герда Вегенер, говоря о ней, использовала местоимения и глаголы в третьем лице. Иногда она говорила своему законному мужу: “Хочу, чтобы сегодня нас посетила Лили”. Самое интересное, что ей с Лили было намного приятнее общаться, нежели с угрюмым Эйнаром. А тот в свою очередь признавался, что ему гораздо комфортнее находиться в женском обличье, поскольку в мужском его начинала мучить депрессия и накатывали приступы удушающего кашля. К тому же, преображаясь в Лили, он приобретал новый смысл жизни, глаза его блестели и он испытывал настоящее счастье. К 1930 году Эйнар созрел в своем решении о смене пола. Для этого он отправился в Германию, где некий доктор обещал впервые в мире сделать подобную операцию.

художница герда вегенер

Заново родившийся (или родившаяся?)

Герда Вегенер всюду сопровождала мужа, всегда была с ним рядом, ведь, по сути, нужно было сделать не одну, а сразу несколько операций. В результате всего этого Лили (впредь будем называть бывшего супруга нашей героини женским именем) утверждала, что чувствует себя заново рожденной. Она сразу же помолодела, кожа стала мягче. Она больше не желала рисовать. Хотела, чтобы ее больше ничего не связывало с Эйнаром, конечно же, кроме Герды. Они вместе вернулись в Копенгаген, где начали жизнь заново. Лили то и дело ловила на себе восхищенные взгляду мужчин и испытывала невероятный восторг. А Герда в то время продолжала художественную деятельность, организовывала выставки-продажи своих картин, а на вырученные деньги продолжала “баловать” подругу новыми операциями. Но вот наступил момент, когда ее выставки перестали интересовать зрителя, и тогда пара полностью забросила творчество. герда готлиб

Расставание

Через год после того как Эйнар окончательно стал Лили, они с Гердой официально развелись, и каждый пошел по своему пути. Художница вышла замуж за офицера итальянской армии, который проходил службу в Марокко, и отправилась к нему, а Лили вновь влюбилась в художника, но на этот раз в мужчину. Однако она мечтала о потомстве, ей хотелось во что бы то ни стало познать радость материнства. Для этого она решилась на сложнейшую операцию по пересадке матки. Однако это послужило причиной ее смерти: организм не захотел принять инородный орган, и произошло его отторжение.герда вегенер биография

Дальнейшая судьба Герды

Узнав о трагедии, которая произошла с ее любимой Лили, Герда пережила глубочайший стресс. Вскоре она развелась с новым мужем, к которому не испытывала никаких чувств. К тому же этот офицер оказался большим мотом и азартным игроком и спустил все её имущество по ветру. Вернувшись в Копенгаген, она поселилась в доме, где когда-то жила со своими Эйнаром-Лили. Знакомые говорят, что она так и не смогла оправиться после смерти любимого “супруга”, она сторонилась всех и жила настоящей затворницей до конца своих дней. К тому же ее картины перестали пользоваться былым успехом и потеряли свою актуальность. На хлеб насущный женщина стала зарабатывать рисованием самых обыкновенных рождественских открыток, а их покупатели даже не могли предположить, что автором этих карточек является некогда известная не только в Дании, но и в самом Париже художница Герда Вегенер. С каждым годом ей становилось все сложнее зарабатывать деньги. Вскоре она пристрастилась к алкоголю и умерла, пережив свою любимую Лили на целых десять лет. Ей было всего лишь 56. Вот так трагично завершили свой земной путь эти две личности, которые смогли увековечить себя в истории как самая смелая и эксцентричная пара.

fb.ru

Герда Вегенер (Gerda Wegener) датская художница

Эротическая классика

 

(Эротические картины художника, 46)

 

Герда Вегенер (Gerda Wegener), “Фотография“Герда Вегенер | Gerda WegenerФотография

Дания | Denmark  (1886-1940)   

 

Герда Вегенер (Gerda Wegener) полное имя при рождении Герда Мария Фредерика Готлиб, знаменитая датская художница, портретист, график, известная своими эротическими сюжетами иллюстраций, посвящённых лесбийской любви.

Родилась Герда Готлиб в провинции Ютландия (Дания) 15 марта 1886 года. Художественное образование получила в Королевской Академии изящных искусств в Копенгагене. Во время учёбы Герда познакомилась с художником Эйнаром Вегенером, который был старше на четыре года, а в 1904 году стал её мужем.

Герда Вегенер вместе с мужем много путешествовали по Европе и в 1912 году остановились в Париже. В этом удивительном городе молодая художница ещё больше раскрылась, а её картины были постоянно на модных выставках, включая “Салон независимых”.

Главной моделью и натурщицей для Герды Вегенер, как не странно, был её муж, женственный по своей природе, у которого хорошо получалось позировать в платьях. От этого образа ему не удалось избавиться, он часто переодевался в женские наряды и становилось ясно, что его душа в мужском теле чувствовала постоянный дискомфорт.

В итоге было принято решение о смене пола. Эту сложную, по тем временам операцию, сделали в 1930 году в Германии, после которой Эйнар Вегенер стал Лили Эльбе. После публичной огласки трансгендерной операции в 1931 году король Дании расторг их брак.

Герда Вегенер повторно вышла замуж за итальянского офицера. Несколько лет жила с ним в Марокко, а в 1936 году получила развод и спустя некоторое время вернулась в Данию.

Герда Вегенер (Gerda Wegener) умерла 28 июля 1940 года в возрасте 54 года в датском городе Фредериксберг.

 

Картины ню и эротические иллюстрации датской художницы Герды Вегенер (Gerda Wegener)

 

Герда Вегенер (Gerda Wegener), “Очаровательный принц“Очаровательный принцГерда Вегенер (Gerda Wegener), “Коломбина и Арлекин“Коломбина иАрлекинГерда Вегенер (Gerda Wegener), “Dona Luana revait a des Reves felins“Dona Luana revaita des Reves felins

erovvheel.com

история художницы Герды Вегенер и ее мужа Эйнара

История датской художницы Герды Вегенер и ее мужа Эйнара Вегенера, первого в мире прооперированного транссексуала, невероятна даже по сегодняшним временам.

Работы Герды Вегенер, довольно известной в беззаботный период между двумя мировыми войнами художницы, были забыты на многие годы. О ней вспомнили в середине восьмидесятых, когда датский критик обнаружил серию ее лесбийских эротических рисунков в одном из антикварных магазинов. Заодно всплыла и история ее мужа, Эйнара-Лили, чьи дневники были посмертно опубликованы под названием Man into Woman: The First Sex Change («Из мужчины в женщину: Первое изменение пола»).

В 2000 году американец Дэвид Эберсхофф настолько впечатлился этой семейной историей, что написал роман «Девушка из Дании». Прошло еще 15 лет, и книгу экранизировали: в главных ролях в одноименном фильме снялись Алисия Викандер и Эдди Редмэйн. Как художник Герда Вегенер наверняка одобрила бы фильм: красивые люди, изящные интерьеры. Но вот сюжет… он заставил бы ее страдать.

МНОГО НЕЖНОСТИГерда Мария Фредерика Готлиб родилась в датской части полуострова Ютландия 15 марта 1886 года. Ее отец, священник, очевидно, не возражал против увлечения дочери рисованием – вполне приличное занятие для барышни. Предусмотреть, как далеко заведут Герду художественные эксперименты, херр Готлиб, конечно, не мог. После окончания школы она уехала из провинции в Копенгаген, поступила в Королевскую академию искусств и там познакомилась со студентом по имени Эйнар Вегенер – красивым молодым человеком, весьма талантливым пейзажистом. Они поженились, когда Герде было восемнадцать, а Эйнару – чуть больше двадцати.

Оба были талантливы, молоды и вполне успешны. Герда писала в основном женские портреты. Ее изящные акварели не отличались тонким психологизмом, зато всегда показывали натурщиц в самом лестном виде. Поэтому Герде охотно заказывали портреты дамы из светского общества. За мужские портреты она обычно не бралась, что, вероятно, было связано с ее нежным интересом к женщинам.

ПО СЛЕДАМ УАЙЛЬДАОднажды, примерно в 1905 году, Герда писала портрет известной датской актрисы. Театральная дива все никак не могла найти время, чтобы прийти на последний сеанс позирования – оставалось дописать только ноги. В разговоре по телефону актриса наполовину в шутку, наполовину всерьез предложила попозировать вместо нее Эйнару: «У него ноги такие же стройные, как у меня!»

Герда нарядила мужа в платье, чулки и туфли на каблуке. И это в каком-то смысле стало ее роковой ошибкой. Эйнар внезапно осознал, насколько комфортно чувствует себя в женском образе. Он всегда был замкнут, по-девичьи раним, имел слегка женственные манеры, но эти чулки и туфли, прикосновение шелка к ногам разделили его жизнь на «до» и «после».

Герде тоже понравилось писать мужа в новом образе. На ее портретах он выглядел очень гармонично – игривая черноокая красавица, которую Герда прозвала «Лили». Портреты Лили охотно печатали иллюстрированные журналы. Но через некоторое время по провинциальному (с точки зрения европейцев) Копенгагену поползли слухи, что девушки на портретах Герды – это на самом деле мужчина.

Супругам пришлось распрощаться с привычной жизнью и уехать – сначала в Италию, потом во Францию. В огромном космополитичном Париже никому не было дела до странной датской семьи. По приезде они сняли номер в дешевом отеле Hotel d’Alsace – том самом, где умер в забвении и нищете Оскар Уайльд. Это казалось паре жутко романтичным – скандальная история Уайльда напоминала им собственные приключения: бегство от сплетен, жажду эротической свободы, любовь к идеальной красоте.

В ДАМКИВ Париже Герда стала представлять Лили на светских раутах как сестру мужа. Лили выглядела прекрасно и была едва ли не красивее самой Герды, чьи работы как нельзя кстати пришлись в Париже: модные иллюстрации и жанровые сценки Вегенер украшали страницы Vogue, La Vie Parisienne и других знаменитых журналов, ее картины хорошо продавались.

А вот Эйнар практически забросил живопись, к тому же отношения между супругами постепенно портились. Поначалу Герда радовалась появлению Лили, любила шутить и дурачиться, ей нравилось рисковать разоблачением, появляясь в светских салонах в обществе переодетого мужа (знали об их секрете только близкие друзья). Но с годами Лили почти окончательно перевоплотилась и потеряла сексуальный интерес к женщинам. Да и вообще жажду жизни. Эйнар впал в глубокую депрессию. Герда заводила интрижки с дамами, рисовала откровенные лесбийские любовные сценки. Но сильно скучала по мужу, по их общему прошлому и иногда со слезами просила Лили: «Пожалуйста, верни мне Эйнара». Но это было не в силах Лили, и Герда в конце концов смирилась.

В 1929 году Эйнар объявил жене и ближайшим друзьям, что покончит с собой, если ему не удастся каким-то образом избавиться от признаков мужественности. К счастью, на тот момент уже были опубликованы первые работы по сексологии, и друзья устроили Эйнару прием у знаменитого хирурга, доктора Вернеркросса из Дрезденской муниципальной женской клиники.

Тот направил Вегенера на консультацию к коллеге, Магнусу Хиршфельду, защитнику прав гомосексуалистов и основателю Лиги сексуальных реформ (да-да, именно той, куда Остап Бендер советовал жаловаться бедняге Паниковскому). Хиршфельд после встречи заключил, что Эйнар Вегенер – не гей, что он действительно чувствует себя женщиной, заключенной в тело мужчины. И тогда доктор Вернеркросс согласился на новаторскую операцию по удалению пениса и яичек. Герда, узнав о планах мужа, сначала впала в истерику, но смогла взять себя в руки и все-таки поддержала Эйнара.

После операции, прошедшей достаточно удачно, Лили сменила документы и официально стала Лили Эльвенес, а неофициально – Лили Эльбе, по названию реки Эльбы, на которой стоит Дрезден. Она считала операцию своим вторым рождением. Герда теперь уже законно потеряла супруга – король Дании аннулировал брак. Но некоторое время женщины все еще жили вместе.

РЕЙС С ПЕРЕСАДКОЙОперация стоила очень дорого, а в 30-е годы фрау Вегенер не зарабатывала достаточно, чтобы содержать обеих. Лили совершенно прекратила писать, считая, что должна начать новую жизнь. Дамам пришлось вернуться в Копенгаген, где можно было рассчитывать на помощь родных. Однако семья Эйнара отреклась от сына, превратившегося в дочь.

Картины Герды, выставленные на продажу в местной галерее, никто не покупал. В общественных местах Лили провожали жадными и одновременно негодующими взглядами. Близкая подруга семьи, известная журналистка, сделала большой материал о фрекен Эльбе – не сенсационно желтый, а вполне доброжелательный и объективный, и лишь после выхода статьи Копенгаген немного потеплел к странной даме. Однако сама Лили часто мучилась сомнениями: достойна ли она быть «настоящей женщиной», и корила себя за то, что стала «убийцей Эйнара».

Герда вышла замуж за давнего поклонника – итальянского офицера и дипломата Фернандо Порто, который был моложе художницы на 10 лет. Вместе они уехали в Марокко. Поразительно, но нашелся и претендент на руку и сердце Лили – некий небогатый итальянский дворянин, имя которого она хранила в секр

marieclaire.ua

История семьи Вегенер и Лили Эльбе - Innocentia

История датской художницы Герды Вегенер и ее мужа Эйнара Вегенера...

 

История датской художницы Герды Вегенер и ее мужа Эйнара Вегенера, первого в мире прооперированного транссексуала.. та самая Лили Эльбе из "Девушка из Дании".  В общем, кто "брезгует" данной темой, можете не читать =)

 

 

Герда Мария Фредерика Готлиб родилась в датской части полуострова Ютландия 15 марта 1886 года. Ее отец, священник, очевидно, не возражал против увлечения дочери рисованием – вполне приличное занятие для барышни.  После окончания школы она уехала из провинции в Копенгаген, поступила в Королевскую академию искусств и там познакомилась со студентом по имени Эйнар Вегенер – красивым молодым человеком, весьма талантливым пейзажистом.  

 

  Герда Вегенер   

 

 

Они поженились, когда Герде было восемнадцать, а Эйнару – чуть больше двадцати. Герда и Эйнар Вегенер приехали в Париж, надеясь, что здесь их ждет процветание и свобода, которых им так не хватало в консервативном Копенгагене. Пара вела светскую жизнь, в значительной степени обусловленную успехом Герды в качестве портретиста и иллюстратора ведущих модных журналов. Именно в декадентском, легкомысленном Париже расцвёл их неоднозначный роман, в центре которого были игры с полом и идентичностью.

 Эйнар Вегенер

 Оба были талантливы, молоды и вполне успешны. Герда писала в основном женские портреты. Ее изящные акварели не отличались тонким психологизмом, зато всегда показывали натурщиц в самом лестном виде. Поэтому Герде охотно заказывали портреты дамы из светского общества. За мужские портреты она обычно не бралась, что, вероятно, было связано с ее нежным интересом к женщинам.

 Портрет балерины Уллы Поульсен. 1927 

 

Переломным моментом в судьбах обоих принято считать тот памятный случай, когда однажды на сеанс к Герде не пришла натурщица — оперная певица Анна Фонсмарк. В разговоре по телефону актриса наполовину в шутку, наполовину всерьез предложила попозировать вместо нее Эйнару: «У него ноги такие же стройные, как у меня!» Не желая терять время, художница попросила своего мужа помочь ей закончить портрет, взяв на себя роль модели. 

 

Сцена из фильма «Девушка из Дании»: Эйнар позирует Герде для портрета балерины Уллы Поульсен 

 Герда нарядила мужа в платье, чулки и туфли на каблуке. И это в каком-то смысле стало ее роковой ошибкой. Эйнар внезапно осознал, насколько комфортно чувствует себя в женском образе. Он всегда был замкнут, по-девичьи раним, имел слегка женственные манеры, но эти чулки и туфли, прикосновение шелка к ногам разделили его жизнь на «до» и «после».

 

«Эйнар Вегенер чувствовал себя человеком, вынужденным ходить в костюме, который душит его, в котором он чувствовал себя смешным» © Лили Эльбе, 1931. 

 

 Герде тоже понравилось писать мужа в новом образе. На ее портретах он выглядел очень гармонично – игривая черноокая красавица, которую Герда прозвала «Лили». Портреты Лили охотно печатали иллюстрированные журналы. Но через некоторое время по провинциальному (с точки зрения европейцев) Копенгагену поползли слухи, что девушки на портретах Герды – это на самом деле мужчина.

  

  

Смирившийся со своей судьбой Эйнар подписал бумаги, снимающие с врачей всю ответственность в случае трагичного исхода событий, и лег под скальпель хирурга Феликса Абрахама.  

 

  

 В мае 1930 года существовавшая до этого только на полотнах Герды Лили обрела плоть и кровь — Эйнара больше не стало.

В последующие месяцы девушка из Дании пережила еще несколько операций. Во время трансплантации яичников в брюшной полости Лили врачами были обнаружены фрагменты недоразвитых женских органов. Это подтвердило теорию о том, что причина крылась не в психике Эйнара, а в физиологической злой шутке природы, не дававшей покоя Вегенеру все эти годы.

 

Лили Эльбе

 Взяв фамилию Эльбе (в честь реки Эльбы, протекавшей через Дрезден, где Лили проходила курс реабилитации) и получив через датское консульство новый паспорт, новоявленная женщина вместе с Гердой вернулась в Копенгаген. Слухи о произошедшем разошлись стремительно и дошли до самого короля Дании, который лично признал брак Вегенеров более недействительным.

  

 

 

«Как только человек открывает для себя Париж, он не может представить себе жизни где-либо ещё. Хотя я люблю Италию, когда я возвращаюсь в Париж и вдыхаю его запах, я счастлива» © Герда Вегенер, 1924.  

 

 

 

 Кульминацией ее успеха стала в 1925 году Всемирная выставка в Париже, наиболее важная выставка искусств эпохи, где Герда выставлялась и завоевала две золотые медали и одну бронзовую за свою работу. Но по мере того как восходила звезда Герды, ее партнер все больше оказывался в бедственном положении. 

 

 

  Герда Вегенер вторично вышла замуж за итальянского офицера и иммигрировала в Морокко. В 1936 году супруги развелись, а в 1938 году вернулась на родину, в Данию. Год спустя Лили Эльбе умерла от осложнений после пятой, последней операции, которая, как она надеялась, должна была дать ей возможность иметь детей. Узнав о смерти бывшего мужа, она написала:

"My poor little Lili"  (Моя бедная, маленькая Лили)

 

 

 

 Герда провела в 1939 году выставку в Копенгагене, а в 1940 году скончалась. 

 

 Герда Вагенер "Автопортрет"

 

Работы Герды Вегенер, довольно известной в беззаботный период между двумя мировыми войнами художницы, были забыты на многие годы. О ней вспомнили в середине восьмидесятых, когда датский критик обнаружил серию ее лесбийских эротических рисунков в одном из антикварных магазинов. Заодно всплыла и история ее мужа, Эйнара-Лили, чьи дневники были посмертно опубликованы под названием Man into Woman: The First Sex Change («Из мужчины в женщину: Первое изменение пола»).

 

 В 2000 году американец Дэвид Эберсхофф настолько впечатлился этой семейной историей, что написал роман «Девушка из Дании» ("The Danish Girl").  Прошло еще 15 лет, и книгу экранизировали: в главных ролях в одноименном фильме снялись Алисия Викандер и Эдди Редмэйн.  

 

 

 

 

Ныне в музее «Аркен» можно увидеть почти 200 работ — это крупнейшая из когда-либо проводившихся экспозиций художницы.

 

  

 Картины Герды Вагенер:

 

 

 

 

 

 

 

 

www.dnevniki.ykt.ru

Выставка Герды Вегенер проходит в музее Аркен, Дания

13:02, 14 студзеня 2016

© Лили Эльбе, Париж, 1926 © Wikimedia Commons

Герда Вегенер и её супруга Лили Эльбе, которая стала первым в мире трансгендерным человеком, совершившей хирургические операции по коррекции пола, являются героинями нового биографического фильма «Девушка из Дании», а так же выставки в Музее современного искусства Аркен.

Лили Эльбе была мастером пейзажей, находясь ещё в мужском теле под именем Эйнар Вегенер, а также стала музой и любимой натурщицей для своей жены Герды Вегенер, чьи работы ставят под сомнение многие стереотипы восприятия и выходят за пределы гендерных рамок. Герда была горячо любима в Париже, но за 75 лет с момента смерти не удостоилась выставки на родине. Теперь Музей современного искусства Аркен в Копенгагене представил грандиозную экспозицию «Герда Вегенер». Выставка продлится до 16 мая.

Герда Вегенер (1885-1940) является выдающейся фигурой датского искусства. Как художница, она исключительно точно изображает красоту женщин с равной долей эмпатии и вожделения. Флиртующие девушки, гламурные дивы и чувственные женщины – одни из любимых героинь художницы. И, конечно, одной из главных действующих лиц в её картинах является её супруга, Лили Эльбе, которая могла свободно принимать свою женскую идентичность, позируя в качестве модели.

Герда Вегенер, «Дама червей» (Лили), 1928. Фото: Morten Pors Герда Вегенер, «Карнавал», 1928. Фото: Morten Pors Герда Вегенер, «Летний день», (Эйнар Вегенер за мольбертом, обнажённая Лили), 1927. Фото: © Bruun Rasmussen Auctioneers Герда Вегенер, обложка датского журнала «Vore Damer» , Октябрь 1927. Герда Вегенер, Балерина Улла Поульсен в балете «Шопениана» , Париж, 1927. Фото: The Theatre Museum at The Court Theatre Герда Вегенер, «Лили с веером из перьев» , 1920. Фото: Morten Pors Герда Вегенер, «Две дамы в шляпках», (Лили с подругой), 1925. Фото: Morten Pors Распавесці сябрам:

makeout.by

Вегенер, Эйнар Википедия

Лили Ильзе Эльвенес (дат. Lili Ilse Elvenes), более известная как Лили Эльбе (дат. Lili Elbe; 28 декабря 1882, Вайле, Дания — 13 сентября 1931, Дрезден, Германия) — датская трансгендерная женщина, фигурантка одного из первых достоверных случаев[1] операции по хирургической коррекции пола.[2] Изначально Эльбе, урожденный — Эйнар Магнус Андреас Вегенер,[3] был известным датским художником-пейзажистом. Позже он начал представляться как Лили, и широкой публике был известен в качестве сестры Эйнара. После операции по смене мужского пола на женский — официально имя было изменено на Лили Ильзе Эльвернес[4], также после операции она прекратила заниматься живописью.

Биография

Ранние годы

Иногда в качестве года рождения Эльбе называется 1886 год — эти данные происходят из книги о ней, в которой ряд фактов изменён в целях защиты личной жизни лиц, которые в ней фигурируют. Фактология жизни Герды Вегенер указывает на то, что верен 1882 год, так как в 1904 году, будучи в училище, они вступили в брак[5][6]. Есть большая вероятность, что Эльбе была интерсексуальна[7][8][9][10], хотя это и оспаривается некоторыми исследователями[11].

Женитьба и работа натурщицей

Эйнар Вегенер около 1920 года

Знакомство Эйнара Вегенера и Герды Готлиб произошло в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене[12], и они вступили в брак в 1904 году, когда Вегенеру было 22 года, а Готлиб — 18[5]. Оба были художниками. Специализацией Вегенера была пейзажная живопись, а Герда занималась иллюстрациями для книг и журналов мод. Они ездили в Италию и Францию, и в итоге в 1912 году осели в Париже, где у художника появилась возможность жить жизнью женщины. В 1907 году Вегенеру присудили премию Нейхаузена, его картины выставлялись сообществом датских художников, в художественном музее Вайле в Дании, а также в Париже[13].

Вегенер начал носить женскую одежду, когда однажды на работу не явилась натурщица Герды Готлиб, и она попросила мужа надеть чулки и туфли на каблуках, чтобы иметь возможность писать его ноги вместо ног отсутствующей модели. Вегенер почувствовал себя неожиданно комфортно в женской одежде[13]. Со временем Готлиб прославилась своими рисунками красавиц с гипнотическими миндалевидными глазами, одетых в шикарные наряды. В 1913 году она шокировала публику признанием, что моделью, вдохновившей её на изображения этих фем-фаталь, на самом деле был её супруг, «Эльбе»[5].

В 1920—1930 годах Вегенер регулярно представлялся женщиной, посещая разнообразные праздники и развлекая гостей их дома. Одним из любимых развлечений «Эльбе» было пропадать в толпе зевак во время парижского карнавала, нося при этом свои экстравагантные наряды[14][15]. Когда он был в женском обличье, Герда Готлиб представляла его сестрой Эйнара[2], а правду знали лишь ближайшие друзья семьи.

Операция и развод

В 1930 году Вегенер приехал в Веймар для операции по коррекции пола, которая в то время была экспериментальной. В течение двух лет он подвергся четырём операциям.[15] Первая из них, удаление яичек, была совершена под наблюдением М. Хиршфельда в Берлине[15]. Остальные операции были выполнены К. Варнекросом, доктором Дрезденской муниципальной женской лечебницы[16]. В это время случай Эльбе стал сенсацией в датских и немецких газетах. В октябре 1930 года датский суд счёл брак Вегенера и Герды недействительным[17], Вегенеру удалось легально сменить пол и имя и получить паспорт на имя Лили Ильзе Эльвенес. Она прекратила заниматься живописью, считая это частью своей прежней идентичности. После официального расторжения брака она вернулась в Дрезден для заключительной операции.

Смерть

В надежде когда-нибудь выносить и родить ребёнка, Лили в сентябре 1931 года подверглась серии операций, целью которых было вживление матки. Эльбе умерла из-за отторжения организмом пересаженной матки (это была её пятая операция и одна из первых операций такого рода в мире) 13 сентября в возрасте 48 лет.

Переехав в Марокко, Герда узнала о смерти Лили и произнесла: «Лили, бедняжка моя». Офицер итальянской армии Фернандо Порта спустил все сбережения Герды. Прожив с ним несколько лет в Марракеше и Касабланке, она развелась с Портой в 1936 году и замуж больше не выходила. Детей у неё не было. Герда вернулась в Данию, стала злоупотреблять алкоголем и в 1940 году умерла в полной нищете.

В популярной культуре

О случае Эльбе в 1933 году была написана книга «Man into Woman: The First Sex Change»[18].

Посвящённый Эльбе роман 2000 года «Девушка из Дании» Д. Эберсхофа, стал международным бестселлером и был переведён на многие языки. Фильм «Девушка из Дании» 2015 года был хорошо принят на Венецианском кинофестивале, и получил премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Главные роли исполнили Эдди Редмэйн (Эйнар/Лили) и Алисия Викандер (Герда).

Примечания

  1. ↑ Hirschfeld, Magnus. Chirurgische Eingriffe bei Anomalien des Sexuallebens: Therapie der Gegenwart, pp. 67, 451—455
  2. ↑ 1 2 Lili Elbe. andrejkoymasky.com. 17 May 2003
  3. ↑ Meyer, Sabine (2015), «Wie Lili zu einem richtigen Mädchen wurde» — Lili Elbe: Zur Konstruktion von Geschlecht und Identität zwischen Medialisierung, Regulierung und Subjektivierung, p. 15, pp. 312—313.
  4. ↑ (Meyer 2015, С. 311–314)
  5. ↑ 1 2 3 She and She: The Marriage of Gerda and Einar Wegener. The Copenhagen Post. 3 July 2000
  6. ↑ Ejner Mogens Wegener, 28-12-1882, Vejle Stillinger: Maler. Politietsregisterblade.dk. Проверено 30 декабря 2011.
  7. ↑ Hoyer, ed., Niels. Man into woman : the first sex change, a portrait of Lili Elbe : the true and remarkable transformation of the painter Einar Wegener. — London : Blue Boat Books, 2004. — P. vii, 26–27, 172. — ISBN 9780954707200.
  8. ↑ Lili Elbe’s autobiography, Man into Woman. OII Australia – Intersex Australia. OII Australia. Проверено 1 сентября 2015.
  9. ↑ Les Miserables Actor Eddie Redmayne to Star as Queer Artist Lili Elbe, The Advocate (29 April 2014). Проверено 1 сентября 2015.
  10. ↑ Could this be Eddie Redmayne's most challenging role?, Daily Mail (1 September 2015). Проверено 1 сентября 2015.
  11. ↑ (January 2007) «Transfiguration: a narrative analysis of male‐to‐female transsexual». International Journal of Qualitative Studies in Education 20 (1): 1–13. DOI:10.1080/09518390600923768. Проверено 1 September 2015.
  12. ↑ Conway's Vintage Treasures. Vintage-movie-poster.com. Проверено 8 апреля 2014.
  13. ↑ 1 2 The Arts and Transgender. renaissanceblackpool.org
  14. ↑ Gerda Wegener. get2net.dk
  15. ↑ 1 2 3 Lili Elbe (1886–1931). LGBT History Month. Проверено 8 апреля 2014.
  16. ↑ Brown, Kay (1997) Lili Elbe. Transhistory.net.
  17. ↑ (Meyer 2015, С. 308–311)
  18. ↑ Hoyer, Niels. Man into Woman: The First Sex Change. — Blue Boat Books Ltd, 1933. — P. 272.

wikiredia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта