Дрезденская картинная галерея. Дрезден картина шоколадница


Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров)

Дрезденская картинная галерея (Галерея старых мастеров) – выставка картин в Дрездене, где собрана коллекция, едва ли не полностью состоящая из признанных шедевров мастеров эпохи возрождения общим количество более чем в тысячу экземпляров.

Коллекция начала собираться еще в XVI веке и на сегодняшний день стала действительно уникальной экспозицией, которая входит в большой комплекс государственного художественного собрания наряду с десятком других выставок.

История

Историю Дрезденской картинной галереи принято отсчитывать с 1560 года, хотя на самом деле как доступная людям выставка она открылась только в XVIII веке. Благодаря стечению обстоятельств и работе персонала, коллекции удалось пережить Вторую мировую войну и уже в 50-х годах возобновить работу в составе большого музейного комплекса.

Основание

Курфюст Саксонии Август в 1560 году начал собирать Кабинет редкостей (Кунсткамеру), которые стали популярным увлечением знати в то время. Тогда картины не были основной темой коллекции, аристократы собирали просто разные редкости: от механизмов и природных феноменов до скульптур и живописи.

Непосредственно живописью занялся в XVIII веке потомок Август Сильный, большой знаток искусства. На его время пришлась эпоха расцвета Саксонии и он мог выделять значительные средства на покупку картин. Дело продолжил и его сын, Август III. Коллекция картин сильно разрослась и уже не помещалась в обычный домашний кабинет, потому ее перенесли в бывшее здание конюшни и открыли для посетителей, тогда это были только придворные и представители городской знати.

Помещение Дрезденской галереи в 1830 году В этот период картины выкупались коллекциями, состоящими из сотен картин. Также приобретались и уникальные шедевры, в том числе и сегодняшняя жемчужина галереи – Сикстинская мадонна работы Рафаэля.

Новое здание

Фридрих Август II в середине XIX века поручил комиссии, которая руководила музеем, заняться строительством нового здания для размещения еще более выросшей коллекции картин. Был приглашен Готфрид Земпер, фактически придворный архитектор в Дрездене.

К трем зданиям дворцового комплекса Цвингера в 1847-1854 годах пристроили новое помещение, куда и перенесли собрание картин. При этом строительство прерывалось из-за боев с революционерами, в ходе которых часть Цвингера сгорела. А Галерея старых мастеров открылась 25 сентября 1855 года на том месте, где она находится и сегодня.

Цвингер в 1850 году, здания галереи еще нет - оно появится на ближайшей стороне позже Вскоре обнаружилось, что даже новое здание не вмещает все картины. Из-за этого полотна старше XVIII века вынесли в отдельную выставку, которая стала основой Галереи новых мастеров.

XX век и наши дни

Как известно, во время Второй мировой войны Дрезден очень сильно пострадал и Галерея старых мастеров не стала исключением. В первую очередь пострадало само здание, картины же были вывезены и спрятаны в старой шахте, хотя фашисты уничтожили часть коллекции, которая принадлежала перу немецких мастеров.

В шахте картины были защищены от бомбардировок, но сильно страдали от влаги. В 1945 году их обнаружили советские солдаты и эвакуировали в Москву, где картины отдали на хранение и реставрацию в музей имени Пушкина. Но в 1955 году по личному желанию Хрущева картины вернули Германии и в 1956 году галерея вновь открылась в Дрездене в отреставрированном крыле Цвингера.

Разрушенный Цвингер в 1945 году и его современное состояние

Сегодня дрезденская галерея включена в состав большого музейного комплекса, в котором она занимает центральное место, ежегодно привлекая массу туристов. Среди выставленных картин множество шедевров авторства Рафаэля, Тициана, ван Эйка, Рубенса и других «старых мастеров». Выставка постоянно улучшается, зимой 2016 года был проведен очередной этап реконструкции помещения, а в 2018 году посетители смогут увидеть отреставрированный колонный зал.

Коллекция картин

Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:

  • Рафаэль;
  • Тициан;
  • Рембрандт;
  • Ян ван Эйк;
  • Рубенс;
  • Вермеер;
  • Джорджоне.

Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность.

Сикстинская мадонна

Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.

Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.

Шоколадница

Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.

Та самая Шоколадница

Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.

Где находится картинная галерея

Галерея старых мастеров расположена в центре Дрездена, в комплексе Цвингер, практически на берегу Эльбы. В непосредственной близости находится много достопримечательностей, железнодорожный вокзал, что делает посещение галереи очень удобным.

Карта

Информация для туристов

Сайт

skd.museum/en/homepage/index.html (есть русский язык)

Время работы

С 10:00 до 18:00, понедельник – выходной.

Транспорт

Трамвай маршрутов 4,8 и 9, остановка – Theaterplatz.

Стоимость посещения

Обычный билет – 10 евро, дети до 17 лет – бесплатно.

В стоимость входит посещение Галереи старых мастеров, Математико-физического салона, Собрания керамики.

Фото

worldattraction.ru

Экспонаты Дрезденской картинной галереи. Картина Шоколадница и другие шедевры

Автор: Sokol Просмотров: 53332

Дрезден. Картинная галерея. Находится в Дворцовом ансамбле Цвингер. Это в центре Дрездена. В парке ансамбля великолепный ансамбль из фонтанов. Приятно просто погулять, выйдя из галереи и подумать о бренном мире, вдохновившись от увиденного. 

История галереи начиналась с начала XVI века, когда курфюрст Саксонский Фридрих III Мудрый увлекся коллекционированием предметов искусства. Но по-настоящему выдающимся саксонское собрание стало при курфюрсте Саксонском и короле Польском Августе II Сильном (1670—1733), когда оно в несколько «приемов» пополнилось выдающимися работами Джорджоне, Пуссена, Корреджо, Тициана, Паоло Веронезе, Вермера, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Тьеполо. При Августе III (в 1754 году) была приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Поистине жемчужина коллекции. Увидеть этот шедевр стараются все туристы. Отзыв о посещении Дрезденской галереи.  

 

 

   Датой рождения Дрезденской картинной галереи считается 1722 год, когда собрание — в связи со строительством комплекса Цвингер — было выделено из общего корпуса разнообразных предметов искусства и просто диковинок. Название «Цвингер» указывает на изначальное расположение дворца — между стеной и рвом городской крепости. Задуманный Августом II Сильным как оранжерея, он по окончании строительства превратился в Королевский комплекс естественнонаучных музеев. Шедевр немецкого барокко, Цвингер, — детище замечательного немецкого архитектора М. Д. Пеппельмана.      Страшные испытания выпали на долю галереи в конце Второй мировой войны. При варварской бомбардировке города, предпринятой 13 и 14 февраля 1945 года англо-американской авиацией и превратившей Дрезден в груду развалин (тогда погибло более 130 тысяч мирных жителей), Цвингер обратился в прах. В огне тогда сгорело более 300 картин. Впрочем, большую часть полотен заблаговременно укрыли в специальном помещении с отоплением и вентиляцией. Но глазам советских солдат, обнаруживших это укрытие, предстала печальная картина — система обеспечения не работала, помещение было полузатоплено, многие картины находились в аварийном состоянии. Кстати большинство картин было реставрировано именно в Советском Союзе.    Сокровища галереи были вывезены в Москву, где их спасением занимались такие профессионалы, как Б. Виппер и П. Корин. «Командировка» картин в СССР длилась 10 лет — в 1955 году, после триумфального показа спасенных сокровищ в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, советское правительство передало 1240 (!) картин германской Демократической Республике, и они отправились домой, в Дрезден. К тому времени Цвингер отстроили практически заново. С 1956 года Дрезденская картинная галерея стала работать в нормальном режиме, хотя в основных чертах восстановительные работы в Цвингере закончились лишь в 1964 году. Сегодняшняя Дрезденская картинная галерея — это 50 залов и около трех тысяч «единиц хранения».

Считается, что деревянный объект, на который опираются ангелочки, - это гроб Юлия II, чья тиара стоит в нижнем левом углу картины.

 

  Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвященных теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, - причем не только благодаря своей красоте, но и потому что король Фредерик Август III Саксонский купил ее у церкви Сан-Сиксто, в Пьяченце, за огромные деньги. Случилось это в 1754 году. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всем мире, название картины - «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» (церковь, для которой была написана картина, обладала реликвиями, связанными с этими святыми). Точные обстоятельства, при которых была заказана эта картина, нам не известны, а первое упоминание о ней, датированное 1550 годом, мы находим у Вазари в его «Жизни художников». Однако можно предположить, что папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пъяченца во время войны с Францией, в дни, когда захватчики оккупировали значительную часть Северной Италии. Французов изгнали из страны в 1512 году, а «Сикстинская мадонна», очевидно, была написана как раз между 1512 и 1514 годами, когда церковь святого Сикста, сильно пострадавшая во время войны, была вновь открыта после реконструкции. Фигура Девы выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвященных Матери Иисуса. Это единственный случай, когда мадонна изображена художником в полный рост и почти в натуральную величину. Коленопреклоненная фигура святого Сикста, благоговейно взирающего с края облака на небесный образ Мадонны с младенцем. Сикст, один из первых римских епископов, принял мученическую смерть в 258 году. Ангелочки, вносят, в картину нотку озорства и непринужденности.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

 

   Не менее известная картина Дрезденской картинной галереи, это «Шоколадница» (Прекрасная шоколадница) написанная пастелью художником из Швейцарии Жаном Этьеном Лиотаром. Вы никогда не пройдете мимо этой картины. Свою «Шоколадницу» Жан Этьен Лиотар написал в светлых тонах и она невольно притягивает к себе взгляд любого, кто проходит мимо. Милая привлекательная женщина с подносом горячего шоколада внушает оптимизм и радость жизни.

   С этой картиной связано не мало мифов и легенд. До сих пор никто не может сказать точно, кто изображен на этой картине. По одной из версий «Шоколадница», это камеристка Марии Терезии. Жан Этьен Лиотар, случайно её увидевший на приеме у королевы, был очарован её молодостью и обаянием. По другой версии на картине изображена Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина, в которую влюбился князь Иосиф фон Лихтенштейн. Но, как это обычно бывает, «жениться по любви, жениться по любви, не может ни один, ни один король». Анна была не из рода богатых и служила простой горничной при дворце. Но любовь творит чудеса и в один прекрасный день, служанка «превратилась» в герцогиню и стала-таки женой князя. В память о том, кем в прошлом была любимая князя, Жан Этьен Лиотар и написал эту картину, которая стала свадебным подарком молодым. Эти и другие истории вы услышите от гидов, которые будут сопровождать вас по галереи. Уверен, картина «Шоколадница» Жана Этьена Лиотара произведет на вас сильное впечатление. Запомните это. Ради неё стоит немного задержаться в Дрезденской картинной галерее. Размер картины 82,5 х 52,5 см.

 

 

 

 

Добавить комментарий

all-worlds.ru

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

dik.academic.ru

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Шоколадница (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница. К:Картины 1743 года

«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара. Она исполнена в незаметных градациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев… заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несёт поднос со стаканом воды и чашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликом отражает источник общего света за спиной художника и преломляет через стекло и воду верхний край подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене говорит о том, что был ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард художников.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Файл:Liotard-Lady Pouring Chocolate.jpg

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Напишите отзыв о статье "Шоколадница (картина)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 [http://www.richmond.gov.uk/home/leisure_and_culture/arts/orleans_house_gallery/orleans_house_gallery_collection_catalogue/people_in_the_orleans_house_gallery_collection/jean-etienne_liotard.htm Jean-Etienne Liotard — London Borough of Richmond upon Thames]
  2. ↑ [http://web.archive.org/web/20110708031439/http://cofex.blogspot.com/2006/10/blog-post_27.html Триумф «Шоколадницы». Из истории картины]
  3. ↑ [http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_36.html Рассказы о шедеврах. «Шоколадница»]
  4. ↑ [http://www.alte-dosen.de/varia/chocolatiere/chocolatiere_e.htm История прекрасной шоколадницы]
  5. ↑ [http://www.kraftfoods.com/BakersChocolate/story.htm Baker’s Chocolate]
  6. ↑ [http://www.dorchesteratheneum.org/page.php?id=674 La Belle Chocolatiere: An Old Trademark Garners New Attention]

Ссылки

  • [http://www.shokosea.ru/choco/culture/detail.php?ID=236 История картины «Шоколадница»]
  • [http://bildarchiv.skd-dresden.de/skddb/RemoveFromCollectionBasket.jsp?recordView=SearchResult_DetailsView&catalogID=1&recordID=946 «Шоколадница» в Дрезденской галерее]

Отрывок, характеризующий Шоколадница (картина)

Выглядело это, надо сказать, весьма неприятно... Коньки у меня были с короткими сапожками (достать высокие в то время у нас было ещё невозможно) и я увидела, что вся моя нога у лодыжки перерезана чуть ли не до кости… Другие тоже это увидели, и тут уже началась паника. Слабонервные девочки чуть ли не падали в обморок, потому что вид, честно говоря, был жутковатый. К своему удивлению, я не испугалась и не заплакала, хотя в первые секунды состояние было почти что шоковое. Изо всех сил зажав руками разрез, я старалась сосредоточиться и думать о чём-то приятном, что оказалось весьма не просто из-за режущей боли в ноге. Через пальцы просачивалась кровь и крупными каплями падала на лёд, постепенно собираясь на нём в маленькую лужицу... Естественно, это никак не могло успокоить уже и так достаточно взвинченных ребят. Кто-то побежал вызывать скорую помощь, а кто-то неуклюже пытался как-то мне помочь, только усложняя и так неприятную для меня ситуацию. Тогда я опять попробовала сосредоточиться и подумала, что кровь должна остановиться. И начала терпеливо ждать. К всеобщему удивлению, буквально через минуту через мои пальцы не просачивалось уже ничего! Я попросила наших мальчишек, чтобы помогли мне встать. К счастью, там находился мой сосед, Ромас, который обычно никогда и ни в чём мне не противоречил. Я попросила его помочь мне подняться. Он сказал, что если я встану, то кровь наверняка опять «польётся рекой». Я отняла руки от пореза... и какое же было наше удивление, когда мы увидели, что кровь больше не идёт вообще! Выглядело это очень необычно – рана была большой и открытой, но почти что совершенно сухой. Когда наконец-то приехала скорая помощь, осмотревший меня врач никак не мог понять, что же такое произошло и почему у меня, при такой глубокой ране, не течёт кровь. Но он не знал ещё и того, что у меня не только не текла кровь, но я также не чувствовала никакой боли вообще! Я видела рану своими глазами и по всем законам природы должна была чувствовать дикую боль... которой, как ни странно, в данном случае не было совсем. Меня забрали в больницу и приготовились зашивать. Когда я сказала, что не хочу анестезию, врач посмотрел на меня, как на тихо-помешанную и приготовился делать обезболивающий укол. Тогда я ему заявила, что буду кричать... На этот раз он посмотрел на меня очень внимательно и, кивнув головой, начал зашивать. Было очень странно наблюдать, как моя плоть прокалывается длинной иглой, а я, в место чего-то очень болезненного и неприятного, чувствую всего лишь лёгкий «комариный» укус. Врач всё время за мной наблюдал и несколько раз спросил всё ли у меня в порядке. Я отвечала, что да. Тогда он поинтересовался, происходит ли подобное со мной всегда? Я сказала, что нет, только сейчас. Не знаю, то ли он был весьма «продвинутым» для того времени врачом, то ли мне удалось его каким-то образом убедить, но, так или иначе, он мне поверил и больше никаких вопросов не задавал. Примерно через час я уже была дома и с удовольствием поглощала на кухне тёплые бабушкины пирожки, никак не наедаясь и искренне удивляясь такому дикому чувству голода, как если бы я была не евшая несколько дней. Теперь я, естественно, уже понимаю, что это просто была слишком большая потеря энергетики после моего «самолечения», которую срочно требовалось восстановить, но тогда я, конечно же, ещё не могла этого знать. Второй случай такого же странного самообезболивания произошёл во время операции, на которую уговорила нас пойти наш семейный врач, Дана. Насколько я могла себя помнить, мы с мамой очень часто болели ангиной. Это происходило не только от простуды зимой, но также и летом, когда на улице было очень сухо и тепло. Стоило нам только чуточку перегреться, как наша ангина была тут, как тут и заставляла нас безвылазно валяться в постели неделю или две, чего моя мама и я одинаково не любили. И вот, посоветовавшись, мы наконец-то решили внять голосу «профессиональной медицины» и удалить то, что так часто мешало нам нормально жить (хотя, как позже оказалось, удалять это необходимости не было и это опять же, было очередной ошибкой наших «всезнающих» врачей). Операцию назначили на один из будних дней, когда мама, как и все остальные, естественно, работала. Мы с ней договорились, что сначала, утром, пойду на операцию я, а уже после работы сделает это она. Но мама железно пообещала, что обязательно постарается прийти хотя бы на пол часа перед тем, как доктор начнёт меня «потрошить». Страха я, как ни странно, не чувствовала, но было какое-то ноющее ощущение неопределённости. Это была первая в моей жизни операция и я ни малейшего представления не имела о том, как это будет происходить. С самого утра я, как львёнок в клетке, ходила вперёд-назад по коридору, ожидая, когда же уже всё это наконец-то начнётся. Тогда, как и сейчас, мне больше всего не нравилось чего-либо или кого-либо ждать. И я всегда предпочитала самую неприятную реальность любой «пушистой» неопределённости. Когда я знала, что и как происходит, я была готова с этим бороться или, если было нужно, что-то решать. По моему понятию, не было неразрешаемых ситуаций – были только нерешительные или безразличные люди. Поэтому и тогда, в больнице, мне очень хотелось как можно быстрее избавиться от нависшей над моей головой «неприятностью» и знать, что она уже позади… Больниц я не любила никогда. Вид такого множества находящихся в одном помещении, страдающих людей внушал мне настоящий ужас. Я хотела, но не могла им ничем помочь и в то же время чувствовала их боль так же сильно (видимо полностью «включаясь»), как если бы она была моей. Я пыталась от этого как-то защититься, но она наваливалась настоящей лавиной, не оставляя ни малейшей возможности от всей этой боли уйти. Мне хотелось закрыть глаза, замкнуться в себе и бежать, не оборачиваясь от всего этого, как можно дальше и как можно быстрей…

o-ili-v.ru

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

med.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта