Журнал ЖЖ. Диоген картина


История в картине: Диоген - He navegado por océanos y bibliotecas

В процессе поиска картин на античную тему мне попалось сразу несколько сюжетов с участием Диогена. 

Диоген - это древнегреческий философ, ученик основателя школы киников. Но ирония заключается в том, что о Диогене существует больше анекдотов, нежели сведений о его изысканиях. 

Как пишет Википедия: “Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д.”

Неудивительно, что имя Диогена стало собирательным для “мудреца-фигляра”, действующего лица баек. 

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности. Эта история нашла отражение в портрете авторства Жерома:

Так же как и у Уотерхауса:

Обе картины не обходятся без пресловутого фонаря. Что примечательно, оба художника грамотно изображают "бочку", в которой жил философ. Многие современные люди представляют себе буквально бочку, из досок и обручами. В Античности использовались не деревянные бочки, а глиняные амфоры, и в случае с Диогеном речь идет именно о такой огромной амфоре.

На третьей картине с участием Диогена изображен уже другой сюжет:

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из ручья, зачерпывая ее ладонью. В расстройстве философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». 

И еще один анекдот с участием Диогена отразил в своей картине Тупылев:

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. 

Существуют и другие анекдоты, картин к которым в моих запасниках нет. К примеру, мне особенно нравится вот этот:Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. — Вот, афиняне, цена вашего ума, — сказал им Диоген. — Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

Словом, Диоген - фигура эпатажная и неудивительно, что он довольно популярен как персонаж. Сила ПиАра доказана в очередной раз.

heihoka.livejournal.com

Диоген – биография, фото, личная жизнь, учение философа

Диоген: биография

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Портрет ДиогенаПортрет Диогена

Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.

Памятник ДиогенуПамятник Диогену

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.

Портрет ДиогенаПортрет Диогена

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.

Диоген в бочкеДиоген в бочке

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Диоген и Александр МакедонскийДиоген и Александр Македонский

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

Голый ДиогенОбнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».

Диоген с фонарем ищет человекаДиоген с фонарем ищет человека

Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. 

«Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Диоген СинопскийДиоген Синопский

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.

ДиогенДиоген

Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.

Философ ДиогенФилософ Диоген

К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Цитаты

  • «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
  • «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным».
  • «Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

Фото

24smi.org

russtu.ru – ""ДИОГЕН" ЖЕРОМа" в КультКопилкеЗнаний russtu.ru

Диоген Синопский на картине Жерома

Жан-Леон Жером (фр. Jean-Léon Gérôme; 11.05.1824, Везуль, Верхняя Сона — 10.01.1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Писал картины разнообразного содержания, преимущественно изображающие быт античного мира и Востока; в конце жизни занимался также скульптурой, пластически реализуя образы своих картин. Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства. После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе. После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году. Мы расскажем историю лишь с одной картины Жерома - "ДИОГЕН", а точнее историю о "Диогене в бочке".

Жан-Леон Жером. Автопортрет.

Жан-Леон Жером. "Автопортрет." 1886. Масло, холст. Абердинская Художественная Галерея и Музей, Шотландия.

В Греции было много Диогенов, но самым известным из них считался, конечно же, философ Диоген, который жил в городе Синопе как раз в одной из своих знаменитых бочек.

Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Вначале Диоген встретился с оракулом и предсказатель ему посоветовал: ''Сделай переоценку ценностей!'' Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. И подумал Диоген - вот мышка, она не заботится о том, что пить, что есть, во что одеться, где прилечь. Глядя на мышку Диоген понял смысл бытия, завёл себе посох и суму и стал ходить по городам и весям Греции, часто бывал в Коринфе и именно там поселился в большой круглой глиняной бочке.

Скарб у него был невелик - в суме лежали миска, кружка, ложка. А увидев как мальчик-пастушок наклонился к ручейку и пьёт из ладошки, Диоген выбросил кружку. Его сумка стала легче и вскоре, заметив изобретение другого мальчика - тот наливал чечевичную похлёбку прямо в ладошку - Диоген выбросил и миску.

"Разбогатеть философу легко, но неинтересно", - говорили греческие мудрецы и очень часто с нескрываемым презрением относились к житейскому благополучию.

Один из семи мудрецов был Биант из Приены вместе с другими земляками уходил из взятого неприятелем родного города. Каждый вёз и тащил с собою всё, что только мог и лишь один Биант шёл налегке, без всяких пожитков.

"Эй, философ! Где же твоё добро?!" - смеясь, кричали ему вслед: "Неужели ты за всё жизнь так ничего и не нажил?""Всё моё несу с собой!"- гордо отвечал Биант и насмешники затихали.

Жан-Леон Жером. Автопортрет

Жан-Леон Жером. "Диоген." 1860. Масло, холст. 75 х 99 см. Галерея Искусства Walters, Балтимор, Соединенные Штаты.

Живя в бочке, Диоген закалился. Он закалялся также специально - летом катался по раскалённому солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошённые снегом. Философ вообще любил шокировать своих земляков и, может быть, поэтому о его выходках сохранилось так много рассказов. Один из них знал даже гоголевский Павел Иванович Чичиков.

Как-то в праздничный день, на базарной площади вдруг появляется босой человек в грубом плаще на голое тело, с нищенской сумой, толстой палкой и фонарём - ходит и кричит: "Ищу человека, ищу человека!!!"

Сбегается народ, а Диоген замахивается на них палкой: "Я звал людей, а не рабов!"

После этого случая недоброжелатели спрашивали у Диогена: "Ну как, ты нашёл человека?" на что Диоген с грустной улыбкой отвечал: "Хороших детей нашёл в Спарте, а хороших мужей - нигде и ни одного."

Диоген приводил в замешательство не только простой синопский и коринфский народ, но и своих братьев философов.

Говорят, что однажды божественный Платон читал лекцию у себя в Академии и дал такое определение человека: "Человек есть животное о двух ногах, без пуха и перьев", - и заслужил всеобщее одобрение. Находчивый Диоген, который не любил Платона и его философию ощипал петуха и подбросил в аудиторию с криком: "Вот вам платоновский человек!".

Скорее всего эта история - анекдот. Но придуман он очевидно, ориентируясь на удивительную способность Диогена философствовать самим действием, самим образом жизни.

Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Рассказы об этих встречах обычно начинаются словами: "Однажды Александр подъехал к Диогену." Спрашивается, с чего бы это великий Александр, у ног которого лежало несколько завоёванных царств, стал подъезжать к нищему философу Диогену?!

Может быть рассказывать о таких встречах всегда любили потому, что нищий философ, пророк или юродивый могли сказать и говорили царям правду прямо в глаза.

Итак, однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:- Я Александр - великий царь!- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.- Не хочешь ли ты отобедать со мной?- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.- А ты меня не боишься?- А ты - добро или зло?- Разумеется - добро.- Кто же боится добра?- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?- Отойди чуть в сторону, ты застишь мне солнце!

Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: "Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном".

Над Диогеном часто потешались, его даже били, но его любили. "Это твои сограждане осудили тебя скитаться?" - спрашивали его чужестранцы. "Нет, это я осудил их оставаться дома" - отвечал Диоген.

"Откуда ты такой взялся?" - смеялись земляки. "Я - гражданин мира!" - гордо отвечал Диоген и, как действительно выяснили историки, был одним из первых космополитов. Помните, сколько раз в истории человечества, философов обвиняли в космополитизме и в отсутствии патриотизма?! А Диогена осудить и в том и в другом трудно. Когда на его родной город напали враги, то философ не растерялся, выкатил свою бочку и давай по ней барабанить. Народ сбежался на городские стены и город был спасён.

И вот однажды, когда мальчишки-озорники взяли да и сломали его бочку, она ведь была из обожжённой глины, то мудрое городское начальство постановило - детей высечь, чтоб не повадно было, а Диогену выдать новую бочку. Поэтому в философском музее должны стоять две бочки - одна старая и сломанная, а другая - новая.

Легенда говорит о том, что Диоген умер в один день с Александром Македонским. Александр - в тридцати трехлетнем возрасте в далёком и чужом Вавилоне, Диоген - на восемьдесят девятом году жизни в родном Коринфе на городском пустыре.

А между немногочисленными учениками возник спор - кому хоронить философа. Дело, как водится, не обошлось без драки. Но пришли их отцы и представители власти и похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака, высеченная из мрамора. Позднее и другие соотечественники оказали Диогену почёт, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано:

"Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава Вечность саму превзойдёт и никогда не умрёт!"

Литература

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М. - 1995.2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. - М. - 1984.3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. - 1979.4. Фрагменты ранних греческих философов. - М. - 1989.5. Нахов И.М. Философия киников. - М. - 1982.6. Нахов И.М. Киническая литература. - М. - 1981.7. Асмус В.Ф. История античной философии. - М. - 1965.8. Шахермайр Ф. Александр Македонский. - М. - 1986.

russtu.ru

Диоген — википедия фото

Биография

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке[1], но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Споры с Платоном

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом»[2]. Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада

Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!»[3]. Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Смерть

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.

На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё жеПереживёт века слава твоя, Диоген:Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,Ты указал нам путь, легче которого нет.

Сочинения

Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Аскетизм

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняном кувшине — пифосе[4], использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости[5].

Случаи из жизни Диогена

Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить[6].

  • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба.
  • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
  • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
  • Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
  • Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
  • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
  • Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
  • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
  • Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
  • Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
  • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
  • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили многочисленные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
  • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
  • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
  • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
  • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
  • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
  • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
  • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
  • Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
  • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?»[7].
  • Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».
  • Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.[8]

Афоризмы

  • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
  • Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользоваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Быстрее всего стареет благодарность.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
  • Я гражданин мира.

См. также

Примечания

Литература

  • «Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.
  • Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
  • Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002. ISBN 5-8183-0414-0.
  • Зайцев А. И. Диоген Синопский // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.

Ссылки

org-wikipediya.ru

Диоген Синопский и его философия

Не основатель школы киников, Антисфен, а его ученик Диоген Синопский дал своей жизнью образец кинического мудреца, что послужило источником для множества связываемых с Диогеном анекдотов, которыми изобилует соответствующая глава в известной книге Диогена Лаэртского. Именно Диоген низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда. Диоген довел до апогея презрение своего учителя Антисфена к наслаждениям. Тот говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Диоген же находил наслаждение в самом презрении к наслаждению. Он учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями. Но только чрезмерным примером можно научить людей соблюдать меру. Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Философ Диоген

Диоген в своей бочке. Картина Ж. Л. Жерома, 1860

 

Сам же Диоген в своем опрощении доходил до полного бесстыдства, он бросал вызов обществу, отказываясь соблюдать все правила приличия, навлекая тем самым на себя град насмешек и провокационных выходок, на которые всегда отвечал с необыкновенной находчивостью и меткостью, смущая тех, кто хотел его смутить. Когда на одном обеде ему, называвшему себя собакой, швырнули кости, он подошел к ним и помочился на них. На вопрос: если он собака, то какой породы? – Диоген спокойно отвечал, что когда голоден, он мальтийской породы (т. е. ласков), а когда сыт, то милосской (т. е. свиреп).

 

 

Своим выходящим за всякие рамки дозволенного поведением Диоген подчеркивал превосходство мудреца над обыкновенными людьми, которые заслуживают лишь презрения. Однажды он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. В другой раз он при дневном свете искал с зажженным фонарем человека. В самом деле – так называемые люди соревнуются, кто кого столкнет в канаву (вид состязаний), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. В своем презрении к людям Диоген не делал исключения ни для жрецов, ни для царей. Когда Александр Македонский однажды подошел к нему и сказал: «Я – великий царь Александр», Диоген, нимало не смутившись, ответил: «А я собака Диоген». Когда в другой раз Александр Македонский, подойдя к гревшемуся на солнце Диогену, предложил ему просить у него, что он хочет, Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Все это якобы произвело на македонского царя такое большое впечатление, что тот сказал, что если бы он не был Александром-царем, то хотел бы быть Диогеном.

Александр Македонский и Диоген

Александр Македонский выказывает почтение Диогену. Картина Ж. Реньо

 

Став рабом некоего Ксениада (Диоген был захвачен пиратами и продан в рабство), философ применил к детям своего хозяина прекрасную систему воспитания, приучив их к скромной пище и к воде, к простоте в одежде, занимаясь с ними и физическими упражнениями, но лишь настолько, насколько это надо для здоровья; он обучал их знаниям, сообщая им начальные сведения в краткой форме для удобства запоминания и приучая их выучивать наизусть куски из творений поэтов, наставников и самого Диогена. Рабство не унизило Диогена. Отказываясь быть выкупленным из рабства своими учениками, он хотел показать, что философ-киник, будучи даже рабом, может стать господином своего господина – раба своих страстей и общественного мнения. Когда его продавали на Крите, он попросил глашатая объявить о том, не хочет ли кто купить для себя хозяина.

Выше всех форм культуры Диоген ставил философию. Сам он обладал поразительной силой убеждения, никто не мог противостоять его доводам. Однако в философии Диоген признавал лишь ее нравственно-практическую сторону. Он философствовал своим образом жизни, который он считал наилучшим, освобождающим человека от всех условностей, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?» В превращении философии в практическую науку Диоген превзошел Антисфена. Если Антисфену философия давала, по его словам, «умение беседовать с самим собой», то Диогену философия дала «по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы».

Вместе с тем Диоген интересовался теоретической философией и выражал свое отрицательное отношение как к идеализму Платона, так и к метафизике (как антидиалектике) Зенона, причем как словами, так и действиями. Когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген встал и начал ходить. Когда Платон рассуждал об идеях, придумывал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал, что он стол и чашу видит, а стольности и чашности не видит. Диоген систематически насмехался над Платоном, называя его красноречие пусторечием, коря его за суетность и за пресмыкательство перед сильными мира сего. Со своей стороны, Платон, не любивший Диогена, называл его собакой, обвинял в тщеславии и в отсутствии разума. Когда Диоген голый стоял под дождем, то Платон сказал тем, кто хотел увести киника: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», – имея в виду его тщеславие. (Так же и Сократ сказал однажды Антисфену, выставляющему напоказ дыру в своем плаще: «Сквозь этот плащ проглядывает твое тщеславие!».) Слова Диогена о том, что он не видит ни чашности, ни стольности, Платон парировал словами: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума». Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».

Отвергая все виды социального неравенства между людьми, не отрицая, однако, рабства, высмеивая знатное происхождение, славу, богатство, Диоген отрицал и семью, и государство. Единственным истинным государством он считал весь мир и называл себя «гражданином мира». Он говорил, что жены должны быть общими. Когда некий тиран спросил его, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген отвечал: «Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон» (знаменитые афинские тираноубийцы). Диоген умер девяносто лет от роду, задержав дыхание. На его могильном памятнике была изображена собака. Его сочинения до нас не дошли.

Как собирательный образ киника Диоген выведен у Лукиана. Там Диоген говорит своему собеседнику: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира... Воюю же я... против наслаждений... Я – освободитель человечества и враг страстей... хочу быть пророком правды и свободы слова». Далее говорится о том, что станет с его собеседником, коль скоро он захочет быть киником: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность... заставляю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть, что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь... способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, что другой не сделал бы в стороне».

 

rushist.com

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

шщщщ и шп .V* ЪА- i», V ■*#< Aj!,всё плохо,все плохо (и саловатно),фэндомы,бочка,диоген,угадай страну по фотографии

Развернуть

масса* Грустно без соц.сетей. ¡Ран Диоген, почини уже вай фай? Отстань, собака Я за живое общение,диоген,бочка,общение

Развернуть

СВЕРХЧЕЛОЛЕ/СЛ...,anon,философия,ницше,диоген,Смешные комиксы,веб-комиксы с юмором и их переводы

Развернуть

диоген,красивые картинки,Жан-Леон Жером,арт,академизм,удалённое

Развернуть

Другие философы:  Диоген:
Живут в домахИзобретают нормы моралиРаботают над Теорией ДрамыОпределяют человека   как "двуногое без крыльев"Учат императоров Живет в бочкеПрилюдно дрочитНесет хуйню в театреОщипывает курицу и орет:  "Взгляните! Человек!"Говорит императорам съебсти,  чтоб солнце не загораживали
OTHER PHILOSOPHERS:
xLive in houses xDevelop virtue ethics xWrite on Dramatic Theory xDefine Man to be a 'featherless biped' xTeach Emperors
ME:
■/Live in a banel /Masturbate in Public ■/Take a shit in the theater /Pluck a chicken and scream 'BEHOLD! A MAN!
/Tell Emperors to stand out of my

Развернуть

картина,диоген,Джон Уильям Уотерхаус

Развернуть

омич опять
НАРКОТЫ УЕБАЛ
МУДИЛА, ВЫЛЕЗАЙ
ПОШЛА НАХУИ, ДУРА. НЕ ВИДИШЬ - Я В РАКЕТЕ, КАК Я ВЫЛЕЗУ БЛЯТЬ? УЁБЫВАЙ, СТАРТ УЖЕ НАЧИНАЕТСЯ. ДЕСЯТЬ. ДЕВЯТЬ. ВОСЕМЬ. СЕМЬ.,всё плохо,все плохо (и саловатно),фэндомы,диоген

Развернуть

ifc *|
' 4P*,диоген,доступное жилье,картинки,песочница,удалённое

Развернуть

диоген,тян не нужны,удалённое

Развернуть

В этом разделе мы собираем самые смешные приколы (комиксы и картинки) по теме диоген (+17 картинок, рейтинг 63.5 - диоген)

joyreactor.cc

20 человеческих картинок (часть 13-я): ababab_balalar

Александр и ДиогенКартина итальянского художника Ассерето Джоаккино (1600—1649).

Когда Великий Александр был в Коринфе, хотел познакомиться с Диогеном и послал своего адъютанта найти Диогена, который был в Крании, чтобы тот ему представился. Адъютант нашел Диогена и сказал ему: — Тебя хочет видеть Великий Александр. Диоген ответил: — Я не хочу его видеть. Если он хочет, пусть придёт и увидит меня сам.

И, действительно, царь Александр пришёл сам, чтобы увидеть Диогена.

— Я, Великий Александр.— А я, Диоген — собака.

Великий Александр в недоумении спросил: — Ты не боишься меня? А Диоген отвечает: — Что ты? Добро или зло? Александр задумался. Не может царь сказать, что он зло, и так же, что он добро: зачем тогда бояться добра? Вместо ответа, Александр задал Диогену другой вопрос: — Что хочешь, чтобы я сделал для тебя? На что Диоген ответил: — Отойди, не заслоняй мне солнце.

Услышал это Александр изрёк: — Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.

Ещё Александр Великий как-то хотел подразнить Диогена, и потому, что тот называл себя собакой, послал ему миску с костями. Потом, когда он встретился с Диогеном, спросил его: — Понравился ли собаке мой подарок? И Диоген ответил ему: — Пища была достойная для собаки, но подарок совсем не достойный для царя.

Александр и ДиогенКартина итальянского художника Себастиано Рикси (1659-1734).

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным Диогеном как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему выразить своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Не заслоняй мне солнце», — ответил Диоген. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Ещё про Диогена: http://www.proza.ru/2008/09/23/21Ещё картинки про Диогена: http://misantropoycinismo.blogspot.ru/2011/08/diogenes.html

Александр и ДиогенКартина фламандского художника Каспара де Крайера (1584-1669).

Когда Александр Великий ехал в Индию, он встретил на своем пути Диогена. Было зимнее утро, дул прохладный ветер, а Диоген лежал голый на берегу реки, на песке, и загорал. Он был очень красив. Когда красива душа, физическая красота становится неземной. Александру не верилось, что человек может быть так прекрасен. В благоговении перед этим красивым человеком он сказал ему: "Господин". Он никогда раньше никому не говорил "господин". Он сказал: «Господин, я потрясён вашей красотой, не могу ли я что-либо сделать для вас?» Диоген сказал: «Просто встаньте немного в сторону, потому что вы загораживаете мне солнце, вот и всё. Больше мне ничего не нужно».

Александр сказал: «В следующий раз, когда у меня будет возможность появиться на земле, я попрошу бога не делать меня больше Александром, а сделать Диогеном». Диоген засмеялся и ответил: «А кто мешает вам быть им сейчас? Куда вы идете? Месяцами я наблюдаю, как движется ваша армия, но так и не понимаю, куда вы идете? И зачем?». Александр ответил: «Я иду в Индию, чтобы завоевать весь мир». «И что после этого вы собираетесь делать?» — спросил Диоген. Александр ответил: «Тогда я буду отдыхать». Диоген засмеялся и сказал: «Вы сумасшедший. Я отдыхаю сейчас. Я не завоёвывал мир и не вижу в этом необходимости. Если вы хотите отдохнуть и расслабиться в конце, то почему бы не сделать это сейчас? Кто сказал вам, что перед тем, как отдохнуть, надо завоевать весь мир? Я говорю вам, если вы не отдыхаете сейчас, то никогда не сможете отдохнуть. И никогда вы не сможете завоевать весь мир. Вы умрёте в середине путешествия. Все умирают в середине путешествия».

Александр поблагодарил Диогена и сказал, что будет думать об этом, но сейчас он не может остановиться. И он умер в середине путешествия. Он не смог вернуться домой, он умер в пути.

И странную историю рассказывают с тех пор. Диоген умер в тот же день, что и Александр. И они встретились на пути к богу, пересекая реку.

Александр был чуть впереди, когда он почувствовал, что кто-то идёт за ним, он обернулся и увидел того красивого человека, с которым разговаривал на берегу реки. Он был удивлён и смущён. Пытаясь скрыть своё смущение, он сказал: «Вот и опять мы встретились. Император и нищий». Диоген ответил: «Это верно. Но вы не поняли, кто здесь нищий, а кто император. Я прожил свою жизнь тотально и насладился ею. И я смогу посмотреть в лицо бога. Вы же не сможете на него посмотреть, так как вы не можете посмотреть даже на меня. Вы не можете заглянуть в мои глаза, вся ваша жизнь была потерей».

Александр и ДиогенКартина итальянского художника Гаэтано Гандольфи (1734—1802).

Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Рассказы об этих встречах обычно начинаются словами: «Однажды Александр подъехал к Диогену...»

Итак, однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:

— Я Александр — великий царь!— А я — Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих — кусаю.

— Не хочешь ли ты отобедать со мной?— Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.

— А ты меня не боишься?— А ты — добро или зло?— Разумеется — добро.— Кто же боится добра?

— Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?— Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!

Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: «Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

Александр и ДиогенАвтор неизвестен. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда Александр Великий отправлялся в Индию, он повстречал Диогена. «Что ты собираешься делать после того, как завоюешь весь мир?» — спросил Диоген. Александр ответил: «После того, как я завоюю весь мир, я собираюсь расслабиться, совсем как ты». Диоген принимал солнечную ванну, обнажённый. Он жил обнажённым и, лёжа на песке на берегу реки, наслаждался утренним солнцем и прохладным ветерком. Диоген рассмеялся и сказал: «Если после завоевания всего мира ты просто собираешься расслабиться, как я, то почему тебе не расслабиться прямо сейчас? Неужели нужно завоёвывать весь мир, для того, чтобы расслабиться? Я вот не завоёвывал мира…»

Александр почувствовал замешательство, поскольку то, что говорил Диоген, было верно. А Диоген добавил: «Зачем тебе тратить свою жизнь на завоевание мира — только чтобы расслабиться наконец, как это делаю я. Но этот берег достаточно широк — ты можешь приходить сюда, и твои друзья могут приходить. Целые мили, и с прекрасным лесом. И я не владею ничем. Если тебе нравится место, где я лежу, я могу перелечь!» Александр сказал: «Возможно, ты прав, но сначала я должен завоевать весь мир». Диоген сказал: «Дело твоё. Но помни одну вещь: думал ли ты когда-либо о том, что не существует другого мира? Как только ты завоюешь этот мир, ты попадёшь в затруднение».

Говорят, Александр сразу погрустнел. Он ответил: «Я никогда не думал об этом. То, что я близок к завоеванию мира, просто удручает меня… мне ведь только 33 года, а другого мира для завоевания я не знаю». Диоген сказал: «Но ты же думал расслабиться. Если бы был ещё одни мир, я думаю, сначала ты завоевал бы его и только потом — расслаблялся. Ты никогда не расслабишься, потому что ты не знаешь одной простой вещи о расслаблении: оно или сейчас, или никогда. Если ты понимаешь это — тогда ложись, брось эти одежды в реку. Если же не понимаешь, то забудь про расслабление. И какой смысл в завоевании мира? Что ты собираешься приобрести этим? Кроме растраты своей жизни, ты не приобретаешь ничего».

Александр сказал: «Мне хотелось бы увидеть тебя, когда я вернусь. Прямо сейчас я должен идти, но я с удовольствием посидел бы и послушал тебя. Я всегда мечтал встретить тебя — я слышал столько рассказов о тебе. И я никогда ещё не встречал такого прекрасного и впечатляющего человека, как ты. Могу я сделать что-нибудь для тебя? Только слово, намёк от тебя — и это будет исполнено». Диоген сказал: «Если бы ты немножко отодвинулся… потому что ты закрываешь солнце. Это будет достаточной признательностью — и я останусь благодарным всю мою жизнь».

Когда Александр уходил, Диоген сказал ему не прощание: «Запомни одну вещь: тебе никогда не вернуться домой, потому что твои амбиции чересчур велики, а жизнь слишком коротка. Тебе никогда не удастся удовлетворить свои амбиции, и ты никогда не сможешь вернуться домой». И на самом деле случилось так, что Александр не смог достичь дома. Он умер, когда возвращался из Индии, прямо в пути… В тот же самый день умер и Диоген, оба умерли в один день — Александр на несколько минут раньше, а Диоген через несколько минут после него.

Лыжно-гусеничны й бронеавтомобиль БА-643БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Великой Отечественной Войны. Был создан в июле—декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей. БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа. Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9 110 бронеавтомобилей этого типа.

БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты. В послевоенные годы БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.

БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

ТбилисиЦентр города и река Кура.Фото Дмитрия Чистопрудова.http://chistoprudov.livejournal.com/57044.html

На пашнеВенецианов Алексей Гаврилович (первая половина 1820-х гг), Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Яркое представление об особенностях жанровой живописи Венецианова даёт картина «На пашне. Весна».

Лирический русский пейзаж этого полотна создаёт особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушённый колорит земли, лёгкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Весна.

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создаёт некий поэтизированный образ, подчёркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с лёгкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично гармонирует с реалистическим пейзажем.

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённый замкнутый эллипс. Тем самым художник показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времён года, но вечна природа.

Приземление ГагаринаФрагмент картины Гаматы и Ержиковского. Народный музей Ю. А. Гагарина, Саратов.

С большой высоты Гагарин увидел извилистый ручеёк Волги, узнал её, обрадовался, потом с помощью строп парашюта стал скользить по воздуху, уходить от реки, от вероятного приводнения. Вот где пригодилась парашютная подготовка в течении всего марта 1960 года на Энгельсской базе!

«Случилось, как в хорошем романе, — писал потом Юрий Алексеевич. — Моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте». Он узнал Саратов, Энгельс, место, где проходила парашютная подготовка.

Недалеко от Смеловки стоял один-единственный домик — сторожка лесничего Тахтарова. Его жена Анна Акимовна с шестилетней внучкой Ритой сажали на огороде картошку. Рядом с ними резвился пятнистый теленок. Прямо на них на парашюте опускалось какое-то красно-оранжевое чудо. Бабушка испуганно схватила внучку и побежала к дому. Неожиданно Анна Акимовна за спиной услышала голос:— Мамаша, куда вы бежите?! Не бойтесь, я свой!

Анна Акимовна оглянулась и увидела человека в странной одежде.

— Не бойтесь, — повторил он. — Я космонавт. Только что с корабля.

«С какого корабля? Тут пароходы не ходят...» — подумала Тахтарова, подозрительно глядя на незнакомца.

Место на краю поля, где приземлился Первый космонавт Земли трактористы из Узхморья, за ними ракетчики из Подгорного, авиаторы из Энгельса стали называть Гагаринским полем. Скоро это «святое» место привлекло внимание не только жителей Саратовской области и нашей страны, но и зарубежных гостей. Через год на Гагаринском поле соорудили небольшой постамент. Ныне на месте приземления возвышается обелиск с космической ракетой и памятником Ю. А. Гагарину.

Туманность СпагеттиОстаточный след от вспышки сверхновой звезды. Фото туманности получено в трёх узких полосах спектра (SII, Ha и OIII). Фото: Эмиль Иванов.

Возврещение с Луны, 2012С французской почтовой открытки 1912 года.

ПанСпутник Сатурна Пан отбрасывает тень на кольца.Фото: NASA/Cassini - SSI. NASA PIA11549.

Галилей перед судом инквизицииКартина Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847, Лувр, Париж.

Процесс Галилея — инквизиционный процесс над 70-летним физиком и астрономом Галилео Галилеем, состоявшийся в 1633 году в Риме. Галилей был обвинён в публичной поддержке запрещённой гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую католическая церковь ранее осудила как еретическое учение (1616). В результате процесса, несмотря на согласие отречься от коперниканства и покаяться, Галилей был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции.

Процесс Галилея впоследствии стал символом противостояния науки и религии — или, в более широком смысле, свободомыслия и догматического (политического или религиозного) учения, претендующего на абсолютную духовную монополию. Ссылка на этот процесс часто используется как аргумент в полемике на подобные темы.

ВиккерсыФото Евгения Халдея. Северный флот, 1943 год

НовороссийскФото Евгения Халдея. Весна 1943 года

Олень ЯшаФото Евгения Халдея. Заполярье, 1941 год

Линкор «Севастополь»Фото Евгения Халдея. Май, 1944 год

Лётчик-бомбардир в небе над СевастополемФото Евгения Халдея. Май 1944 года

Рисунок природыВекторная графика

РожьИван Шишкин, 1878. Третьяковская галерея, Москва.

Впервые появившись на публике во время выставки передвижников, работа сразу закрепилась среди шедевров русской живописи. Сегодня, пожалуй, невозможно найти более популярный и знакомый каждому русский пейзаж.

Автор соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Горнего, Божественного. Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчёркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.

Символическое значение сосен — выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает её эмоциональней и ближе зрителю.

Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Просёлок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.

Тяжёлые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава — всё готово впитать тёплую летнюю дождевую воду.

Удивительным образом работа заставляет зрителя "слышать" летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание низко летящих ласточек, шелест ветра.

продолжение следует

ababab-balalar.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта