Художник Доменико Гирландайо.. - ru_art links. Гирландайо картины


Известные картины Доменико Гирландайо — Artrue

Краткая биография

Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Большое влияние на него оказало нидерландское и античное искусство и произведения Андреа дель Кастаньо, Линии и Андреа Верроккьо. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры. Он мастерски компонует многофигурные сцены, уделяя основное внимание тщательному изображению именитых флорентийских деятелей, а не персонажей библейских событий. В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи. В мастерской Гирландайо учился Микеланджело.

Основные произведения

Поклонение волхвов. Доменико Гирландайо.
Поклонение волхвов. Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов, 1488. Дерево, темпера, 285*243 см. Оспедале Инноченти, Флоренция. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Слева перед Иисусом преклоняет колени Иоанн Креститель, позади него изображен сам художник, а справа, в черном одеянии — заказчик Франческо ди Джованни Тезори. На переднем плане изображены двое детей, убитых во время резни в Вифлееме, что было характерным мотивом оформления сиротских домов. Доменико Гирландайо. Старик с внуком
Доменико Гирландайо. Старик с внуком Портрет дедушки и внука, около 1490. Дерево, темпера, 62*46 см. Лувр, Париж. Гирландайо следует традициям нидерландской портретной живописи, которая приобретает в Италии все большее значение. Облик старика ни в коей мере не идеализирован, портрет написан в три четверти оборота. Художественный язык мастера точен и ясен, он передает характерные черты лица и даже наросты на носу старца. Исполненный любви взгляд старика подчеркивает доверительные отношения между ним и мальчиком. Святой Иероним. Доменико Гирландайо.Святой Иероним. Доменико Гирландайо.
Святой Иероним, 1480. Фреска, 184*119 см. Оньисанти, Флоренция. Отец церкви представлен в образе ученого в своем кабинете. Оторвавшись от чтения, святой Иероним смотрит на зрителя задумчивым взглядом. В произведении просматривается влияние североевропейского искусства, на что указывают некоторые детали, например, ковер, которым накрыт стол. Фреска схожа с написанным ранее Святым Иеронимом Боттичелли. Поклонение пастухов. Доменико Гирландайо.Поклонение пастухов. Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов, 1485. Дерево, темпера, 167*167 см. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. На часто копировавшейся впоследствии алтарной картине Гирландайо сочетает величественные принципы античного искусства с новаторским реализмом нидерландской школы. Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса.

Смерть святой Фины. Доменико Гирландайо.Смерть святой Фины. Доменико Гирландайо.

Смерть святой Фины, около 1474. Фреска. Колледжиата, Сан Джиминьяно.

На фреске в часовне святой Фины запечатлен скорбный момент ее жития — отход девочки в мир иной. Она умерла в возрасте пятнадцати лет после продолжительной болезни, и в момент кончины у ее постели выросли цветы. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо. На фреске изображено чудо, произошедшее во время отпевания святой, которое проводилось епископом в присутствии основателя часовни. Парализованная кормилица в центре картины и слепой мальчик, припадающий к ногам усопшей, исцеляются от болезней. Парящий ангел на дальнем плане картины указывает на колокола церкви Сан Джиминьяно, возвестившие о наступлении смертного часа святой Фины.

Утверждение устава монашеского ордена. Доменико Гирландайо.Утверждение устава монашеского ордена. Доменико Гирландайо.Утверждение устава монашеского ордена францисканцев, около 1485. Фреска, ширина: 370 см. Капелла Сассети, Санта Тринита, Флоренция.

Фреска изображает одну из шести сцен Жития святого Франциска Ассизского. Художник переносит действие из Рима на площадь делла Синьория во Флоренции, слева виднеется здание дворца Уффици. Гирландайо изобразил на фреске своих знаменитых современников: основателя ордена Франческо Сассети — справа на переднем плане, и Лоренцо Медичи (1449–1492), стоящего позади Франческо среди старцев.

Тайная вечеря. Доменико Гирландайо.Тайная вечеря. Доменико Гирландайо.

Тайная вечеря, около 1486. Фреска. Трапезная, Сан Марко, Флоренция.

Фреска отличается от первоначального варианта, написанного в 1480 для монастыря Ониссанти во Флоренции. Живописными средствами создается иллюзия глубины пространства, чему способствуют и изображения архитектурных форм. Гирландайо визуально раздвигает границы помещения трапезной монастырского постоялого двора. Наблюдательность и мастерство художника проявляются не только в изображении апостолов, но и в достоверной передаче пищи и напитков, почти осязаемой реальности крон деревьев и полета птиц.

Рождение Девы Марии. Доменико Гирландайо.Рождение Девы Марии. Доменико Гирландайо.

Рождение Девы Марии, около 1488. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.

На фреске в капелле семейства Торнабуони интерьер помещения выписан настолько искусно, что создается иллюзия естественного освещения. Очень живо написаны образы служанок, а фигура взволнованной кормилицы носит жанровый характер. На лестнице изображена сцена, предшествующая главному событию фрески — встреча будущих родителей Марии. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры.

artrue.ru

Доменико Гирландайо. Картины, биография и творчество художника

Биографических данных о Доменико Гирландайо (итал. Domenico Ghirlandaio), одном из флорентийских художников эпохи Кватроченто, до потомков дошло куда меньше, чем его полотен и фресок. Гирландайо был плодовит, обладал недюжинной работоспособностью, и, судя по всему, был начисто лишен духа авантюризма, часто пронизывающего жизненный путь великих. Но кое-что искусствоведам известно, преимущественно из «Жизнеописаний» Вазари.

Настоящее имя Гирландайо — Доменико ди Томмазо Бигорди (итал. Domenico di Tommaso Bigordi). Он родился в 1449 году во Флоренции в семье ювелира Томаззо Биггорди. Вазари утверждает, что прозвище «Гирландайо» золотых дел мастер Биггорди получил за изобретение гирлянд. Однако эти украшения были известны во Флоренции уже давно, поэтому можно предположить, что ювелир оказался «популяризатором бренда», изготавливал гирлянды настолько филигранно, что украшения широко вошли в моду у флорентийских синьор. Но Вазари мог и нафантазировать. В сухих налоговых декларациях того времени отец Гирландайо упоминается как мелкий торговец и даже кожевенник. Как бы там ни было, кроме версии Вазари, у биографов художника толком ничего и нет.

Несмотря на отсутствии в жизнеописании Гирландайо цветистых фактов о тюрьме, суме и поножовщине (какими может «похвастаться», например, Караваджо), масштабный поступок он все же совершил — отказался соответствовать ожиданиям отца. Мальчиком Гирландайо был отдан в обучение в ювелирную мастерскую, однако такая карьера его явно не прельщала. Он закрывался в подвалах, прятался на чердаках, но не обтачивал кольца, а рисовал. За сопротивление отцовской воле Гирландайо даже подвергался побоям. Но подобное противостояние судьбе только закалило его характер и укрепило талант. Художник рисовал каждого, кто оказался на пороге мастерской, всех, кто случайно проходил мимо, и научился на лету схватывать мельчайшие детали внешности и воспроизводить их с невероятной скоростью. Впоследствии Гирландайо, уже ставший хозяином собственной художественной мастерской, работал очень быстро, что поражало современников. Поражало их и другое — точность портретов Гирландайо.

Доменико Гирландайо — портретных дел мастер

Раннеренессансный портрет — это, по сути, и есть Гирландайо. Шедевр «Портрет старика с внуком» (1480-е) является, пожалуй, одним из первых в искусстве обращений к теме «маленького человека», одним из первых реалистичных и эмоциональных портретов. Но это и характеризует Ренессанс — интерес к реальному, а не к идеальному. Старик у Гирландайо — не таков, каким он должен быть, а таков, каков он есть, со всеми шишковатыми наростами на носу: гуманизм не стесняется правды жизни. Еще одна знаменитая станковая работа Гирландайо — «Портрет Джованны Торнабуони» (1488). Здесь, как и в большинстве итальянских портретов XV века, красота модели как раз идеализирована, ее профиль спокоен и почти не выражает эмоций. Но Гирландайо передает ее внутренний мир за счет деталей — брошь, молитвенник, четки. Эту приверженность к жанровым деталям, к мельчайшим подробностям, способным оживить историю и приблизить ее к восприятию широкой аудитории, Гирландайо переносит на фрески. Отличительной особенностью фресок художника также является портретность. Среди зрителей той или иной мистической истории на фреске мы узнаем лица реальных заказчиков работы (автором ноу-хау, предположительно, является Мазаччо, но именно Гирландайо было суждено превратить увековечивание на фресках заказчиков и приближенных к ним особ в тренд). А во внешней обстановке и в обрамляющем пейзаже находим схожесть с настоящей Флоренцией XV века. К примеру, на фресках для капеллы Сасетти в церкви Санта-Тринита можно обнаружить реальные образы не только семьи донатора Сассети, не только Лоренцо Медичи, но даже группы флорентийских поэтов, при этом все действо разворачивается на фоне гражданского центра современной Гирландайо Флоренции. А на алтарном образе «Поклонение пастухов», написанном для той же церкви, есть автопортрет Доменико Гирландайо — самого себя художник вывел в образе одного из пастухов. Гирландайо словно говорит нам: эй, библейский сюжет, конечно, важен, но посмотрите, сколько прекрасной настоящей жизни вокруг! Святые святыми, но мы-то здесь, мы-то живы! Безусловно, фрески Гирландайо могли появиться только во Флоренции эпохи Кватроченто, переживающей, что называется, свои «тучные годы».

Художник Гирландайо как глава корпорации

После смерти отца Доменико Гирландайо унаследовал ювелирную лавку, но работать в ней, естественно, не стал. Гирландайо пошел учиться живописи к Алессо Бальдовинетти (предположительно), а затем, вместе с братьями Давидом и Бенедетто, основал художественную мастерскую. Исключительно своим именем Доменико Гирландайо мог подписать разве что первые работы. Впоследствии же заказы выполняла вся корпоративная команда, куда, помимо братьев Гирландайо, входил Себастьяно Майнарди, ставший зятем Доменико. Сын Гирландайо Ридольфо тоже стал художником, и династия золотых дел мастеров органично преломилась в династию живописцев.

Участники семейного подряда работали много и добротно. В 1481 году слава о бренде «Гирландайо» дошла до папы Сикста IV. Группу художников, состоящую из Боттичелли, Перуджино, Россели и Гирландайо, пригласили для росписи Сикстинской капеллы, где Гирландайо выполнил фреску «Призвание апостолов Андрея и Петра». Кстати, о Боттичелли: живописцы то конкурировали, то сотрудничали, подглядывая друг у друга секреты мастерства и соревнуясь за заказы. Написанная для церкви Оньиссанти фреска Боттичелли «Святой Августин» составляет пару работе «Святой Иероним» Гирландайо. И в этом месте исследователи склонны называть творчество Гирландайо добротным ремеслом, сравнивая его с глубоким и страстным искусством Ботичелли.

Самым важным (для потомков) заказом Гирландайо стало предложение расписать капеллу церкви Санта-Мария Новелла от Джованни Торнабуони, родственника Лоренцо Медичи Великолепного, тогдашнего правителя Флоренции. Фресковый цикл, выполнявшийся Гирландайо с 1485 по 1490 годы, посвящен истории Иоанна Крестителя и Девы Марии, и является одним из монументальнейших памятников Возрождения. («Рождество Богоматери», «Встреча Марии и Елизаветы«). При этом самым престижным заказом мастерской Гирландайо оказался контракт от флорентийского правительства на роспись Зала лилий в Палаццо Веккьо (1, 2). И это свидетельствует о том, что мастерская Гирландайо действительно являлась лучшей во Флоренции, ведь представители флорентийской элиты довольно скептически относились к мастерам-землякам.

За счет чего Гирландайо удалось достичь не только творческого, но и коммерческого успеха? Во-первых, он работал как вол, посещения муз не дожидался, а брался за каждый предлагаемый заказ, намереваясь «расписать историями сплошь все стены, опоясывающие город Флоренцию», как цитирует нашего героя Вазари. Во-вторых, мэтр Гирландайо, как говорится, не пачкал подошвы о быт. Едва мастерская стала процветать, художник переложил все менеджерские хлопоты на брата Давида и в упор не замечал мирской суеты. Результатом сочетания таланта, трудолюбия и отказа от второстепенного стали фрески для большого количества церквей и капелл, станковые «Посещение Девой Марией Святой Елизаветы», «Христос во славе», «Поклонение волхвов», написанное для знаменитого Приюта Невинных. И это только малая часть его творческого наследия. Искусствоведы не зря назвали Гирландайо «рабочей лошадкой Ренессанса».

Учитель Микеланджело

Имя Гирландайо не на слуху у среднестатистического посетителя музеев. При этом от искусствоведов не может ускользать тот факт, что Гирландайо в течение года был учителем Микеланджело Буанаротти. Именно в школу-мастерскую Гирландайо отец 14-летнего Микеланджело отправил своего гениального отпрыска учиться искусству рисунка. Однако кто кого учил — вопрос. Вазари утверждает, что «мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше». Однажды Микеланджело обвел своей рукой рисунок, выполненный Гирландайо. Доменико взглянул на работу и воскликнул: «Ну, этот знает больше моего!». «Звездной болезнью» Гирландайо явно не страдал. Возможно, именно способность Гирландайо разглядеть в другом гения и позволили в какой-то степени Микеланджело стать тем, кем он стал. Искусствоведы считают, что фресковая школа Гирландайо отчасти прослеживается в росписи потолка Сикстинской капеллы, выполненной Микеланджело в начале 1500-х.

Художник вне профессии

Помимо творчества и работы, в жизни Гирландайо присутствовала и любовь. Известно, что Гирландайо был два раза женат, и, судя по всему, удачно. Первая жена Констанца подарила художнику четверых детей и скончалась в родах. Вторая жена Антония родила от Гирландайо еще пятерых детей.

В январе 1494 года Гирландайо скосила неизвестная инфекция, сопровождающаяся жестокой лихорадкой, и 11 января 45-летний художник скончался. «Погребен в субботу вечером в Санта-Мария-Новелла между 24 и часом. Потеря сия велика, поскольку покойный был мужем значительным во всех отношениях, и горе было великое для всех», — пишет Вазари. Он также упоминает о книге воспоминаний Гирландайо, но до наших дней текст не дошел. Тем не менее, имя Гирландайо навсегда останется вписанным в историю итальянского Ренессанса, и, без сомнения, золотыми буквами.

Автор: Анна Котельникова

artchive.ru

Художник Доменико Гирландайо: vakin

Доме́нико Гирланда́йо (итал. Domenico Ghirlandaio; наст. имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi; 1449 — 11 января 1494) — один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело. Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени).

АвтопортретДоменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.

Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Его учителем был Алессио Бальдовинетти. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.

Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.«Портрет Джованны Торнабуони»

Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.

Источник - Википедиея

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Флорентийский художник Доменико Гирландайо (1449-1494) Часть 1

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ XV ВЕКА

Флорентийский художник Доменико Гирландайо (1449-1494)

Часть 1

Портрет молодой женщины

Портрет молодого человека в красном

Портрет девушки

Портрет молодого человека

Костанца Гаэтани

Портрет молодого человека

Портрет Джованны Торнабуони

Джованна дельи Альбицци родилась 18 декабря 1468 года, вышла замуж за Лоренцо Торнабуони 15 июня 1486 года и умерла при родах 7 октября 1488 года.

Портрет выполнен на фоне ниши с предметами, подчёркивающими изысканный вкус и характер Джованны Торнабуони. Брошь в форме дракона с двумя жемчужинами и рубином составляет комплект с кулоном на шёлковой нити, висящим на шее Джованны. Они намекают на её общественную жизнь. Драгоценности уравновешены лежащим в другой части ниши молитвенником и прибитыми к верхней части ниши чётками с коралловыми бусинками. Они должны подчёркивать набожность Джованны и её богатый внутренний мир. Между чётками и молитвенником расположена табличка с частью XXXII эпиграммы римского поэта I века н. э. Марка Валерия Марциала, посвящённой портрету генерала Марка Антония.

Мужской портрет

Женский портрет

На картине изображён Франческо Сассетти - итальянский банкир, работавший в банке Медичи - вместе со своим сыном Теодоро

Женский портрет

Женский портрет

Дедушка и внук

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный ринофимой нос старика. Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков. Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку. Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя. Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река. Вдали возвышаются холмы и скалы.

Лукреция Торнабуони де Медичи — супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.                                                                                                                  

Доменико Гирландайо биография, фото, истории - один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо
Один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо

БИОГРАФИЯ

Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.

Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Его учителем был Алессио Бальдовинетти. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.

Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.

Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.   http://www.people.su/28316 

hist-etnol.livejournal.com

Художник Доменико Гирландайо.. - ru_art links

Доменико Гирландайо, автопортрет,(деталь картины "Поклонение пастухов") 1485 г.Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.3996097_photo53_1 (262x350, 13Kb)

3996097_photo53_1 (262x350, 13Kb)/3996097_photo54 (505x700, 30Kb)Доменико Гирландайо   (итал. Domenico Ghirlandaio; наст. имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi; 1449 — 11 января 1494) — один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело. Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени).Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Приписанный таким образом к ювелирному делу, но не испытывая к нему никакой склонности, Доменико не переставал заниматься рисованием. Действительно, несмотря на то, что в юности он и был ювелиром, в живописи природа одарила его духовным совершенством и чудесным и безупречным вкусом, поэтому, постоянно упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что, работая у ювелира, он, по словам многих, зарисовывал всякого, кто только ни заходил в мастерские, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют также и бесчисленные портреты в его работах, обладающие живейшим сходством. Его учителем был Алессио Бальдовинетти.

Поклонение пастухов. 1485: Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.

К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции.Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.

Поклонение ребенку. Пинакотека Амброзиана, Милан

Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.

3996097_photo1322_1 (604x700, 119Kb)Поклонение волхвов. 1488:  Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

3996097_photo1321_3 (541x657, 53Kb) Автопортрет (деталь картины "Поклонение волхвов ") 1488 г.Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

3996097_photo1323_3 (700x664, 123Kb)"Изгнание Иоахима из храма" 1486-1490 г.г.КапеллаТорнабуони церкви Санта Мария Новелла, Флоренция.

Поклонение волхвов. 1487: Галерея Уффици, Флоренция

Старик и его внук. 1490: Musйe Лувр, Париж

 Visitation. 1491: Musйe Лувр д, Париж

Объявления о смерти в Санкт-Fina~ 1475: Collegiata, Сан-Джиминьяно

Апсиды фреска. 1471: Приход церкви, Grandcamp

Крещение Господне: Частная коллекция

Рождение Марии~ 1490: Частная коллекция

Призвание первых апостолов. 1481: капелла Sistina, Ватикан

Христа на небесах 1492: Пинакотека Комунале, Реканати

Коронование Богоматери. 1486: Пинакотека Комунале, Равенна

Коронование Богоматери. 1483: Галерея Уффици, Флоренция

Украшение Сала дель Джильи. ~ 1484: Палаццо Веккьо, Флоренция

Тайная вечеря. 1486: Частная коллекция

Пожилая женщина~ 1490: Частная коллекция

Мадонна с Младенцем на престоле между ангелами и святыми. 1486: Галерея Уффици, Флоренция

Мадонна с Младенцем на престоле со святыми. 1479: Дуомо, Лукка

Мадонна во славе со святыми.~ 1496: Старая Пинакотека, Мюнхен

«Портрет Джованны Торнабуони» 1488: Тиссен коллекция, Мадрид

Св. Антоний. 1471: Приход церкви, Grandcamp

Святая Варвара 1471: Приход церкви, Grandcamp

Святая Екатерина Сиенская ~ 1498: Старая Пинакотека, Мюнхен

Блаженный Иероним в своем кабинете. 1480: Частная коллекция

Иоанн Предтеча в пустыне. ~ 1490: Частная коллекция

Иоанн Евангелист ~ 1490: Частная коллекция

Святой Лука Евангелист ~ 1490: Частная коллекция

Святой Лаврентий ~ 1498: Старая Пинакотека, Мюнхен

Stigmata Святого Франциска ~ 1485: Сан-Trinitа, Флоренция

Испытание огнем,~ 1485: Сан-Trinitа, Флоренция

Вид в Tornabuoni Чапел. : Santa Maria Novella, Florence

Вид Sassetti Чапел. 1485: Частная коллекцияЦитата сообщения галина_суханова

Доменико Гирландайо (1449-1494).

art-links.livejournal.com

Художник Доменико Гирландайо.. - Эпоха Возрождения

Доменико Гирландайо, автопортрет,(деталь картины "Поклонение пастухов") 1485 г.Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.3996097_photo53_1 (262x350, 13Kb)

3996097_photo53_1 (262x350, 13Kb)/3996097_photo54 (505x700, 30Kb)Доменико Гирландайо   (итал. Domenico Ghirlandaio; наст. имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi; 1449 — 11 января 1494) — один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело. Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени).Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Приписанный таким образом к ювелирному делу, но не испытывая к нему никакой склонности, Доменико не переставал заниматься рисованием. Действительно, несмотря на то, что в юности он и был ювелиром, в живописи природа одарила его духовным совершенством и чудесным и безупречным вкусом, поэтому, постоянно упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что, работая у ювелира, он, по словам многих, зарисовывал всякого, кто только ни заходил в мастерские, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют также и бесчисленные портреты в его работах, обладающие живейшим сходством. Его учителем был Алессио Бальдовинетти.

Поклонение пастухов. 1485: Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.

К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции.Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.

Поклонение ребенку. Пинакотека Амброзиана, Милан

Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.

3996097_photo1322_1 (604x700, 119Kb)Поклонение волхвов. 1488:  Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

3996097_photo1321_3 (541x657, 53Kb) Автопортрет (деталь картины "Поклонение волхвов ") 1488 г.Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

3996097_photo1323_3 (700x664, 123Kb)"Изгнание Иоахима из храма" 1486-1490 г.г.КапеллаТорнабуони церкви Санта Мария Новелла, Флоренция.

Поклонение волхвов. 1487: Галерея Уффици, Флоренция

Старик и его внук. 1490: Musйe Лувр, Париж

 Visitation. 1491: Musйe Лувр д, Париж

Объявления о смерти в Санкт-Fina~ 1475: Collegiata, Сан-Джиминьяно

Апсиды фреска. 1471: Приход церкви, Grandcamp

Крещение Господне: Частная коллекция

Рождение Марии~ 1490: Частная коллекция

Призвание первых апостолов. 1481: капелла Sistina, Ватикан

Христа на небесах 1492: Пинакотека Комунале, Реканати

Коронование Богоматери. 1486: Пинакотека Комунале, Равенна

Коронование Богоматери. 1483: Галерея Уффици, Флоренция

Украшение Сала дель Джильи. ~ 1484: Палаццо Веккьо, Флоренция

Тайная вечеря. 1486: Частная коллекция

Пожилая женщина~ 1490: Частная коллекция

Мадонна с Младенцем на престоле между ангелами и святыми. 1486: Галерея Уффици, Флоренция

Мадонна с Младенцем на престоле со святыми. 1479: Дуомо, Лукка

Мадонна во славе со святыми.~ 1496: Старая Пинакотека, Мюнхен

«Портрет Джованны Торнабуони» 1488: Тиссен коллекция, Мадрид

Св. Антоний. 1471: Приход церкви, Grandcamp

Святая Варвара 1471: Приход церкви, Grandcamp

Святая Екатерина Сиенская ~ 1498: Старая Пинакотека, Мюнхен

Блаженный Иероним в своем кабинете. 1480: Частная коллекция

Иоанн Предтеча в пустыне. ~ 1490: Частная коллекция

Иоанн Евангелист ~ 1490: Частная коллекция

Святой Лука Евангелист ~ 1490: Частная коллекция

Святой Лаврентий ~ 1498: Старая Пинакотека, Мюнхен

Stigmata Святого Франциска ~ 1485: Сан-Trinitа, Флоренция

Испытание огнем,~ 1485: Сан-Trinitа, Флоренция

Вид в Tornabuoni Чапел. : Santa Maria Novella, Florence

Вид Sassetti Чапел. 1485: Частная коллекцияЦитата сообщения галина_суханова

Доменико Гирландайо (1449-1494).

16-centure-ru.livejournal.com

Доменико Гирландайо Рождение Марии: Описание произведения

В плане иконографии фрески Капеллы Торнабуони в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, написанные Доменико Гирландайо, не выходят за рамки художественных традиций Возрождения, заложенных еще Джотто.

Фрески площадью около 580 кв м (столь масштабную работу Гирландайо, конечно же, не мог выполнить сам, над фресками работала вся его художественная мастерская) разделены на два цикла по шесть композиций и посвященные историям Иоанна Крестителя и Девы Марии. Но именно здесь в лучших традициях беззаботного и богатого флорентийского Кватроченто окончательно стирается грань между высоким религиозным сюжетом и земной реальной жизнью. На фресках Гирландайо в Капелле Торнабуони с мастерской портретной точностью изображены его современники – семейство флорентийского олигарха и родственника Лоренцо Медичи Джованни Торнабуони, семья самого Гирландайо и еще с несколько десятков именитых граждан Флоренции. А фоном для мистической истории у Гирландайо всегда служит не условный Иерусалим, и даже не «фантастические миры» Уччелло, а настоящая Флоренция, с ее великолепными палаццо и милыми сердцу Гирландайо деталями городской суеты.

Действие фрески «Рождение богородицы» перенесено, судя по всему, в парадный зал палаццо самого заказчика росписи капеллы Джованни Торнабуони. Интерьер характерен для домов флорентийской знати – здесь и деревянные панели с античными узорами, и скульптурный фриз с изображением маленьких танцующих путти. Кто такие путти? Это мальчики, совмещающие в себе черты невинных христианских ангелов и античных эротов. Путти – не только излюбленный мотив скульптора Донателло, но и символ прорывающегося сквозь средневековый догмат чувственного начала. И Гирландайо без особой рефлексии помещает их на фреску о рождении Девы Марии, не даром искусство флорентийцев было скорее языческим, нежели христианским.

Латинская надпись над фризом гласит: «Рождеством твоим, Дева, радость возвещена всему миру». И этим, по сути все сказано о фреске: родился розовощекий и улыбающийся младенец Мария, в дом пришла радость, на эту самую радость пришли полюбоваться знатные флорентийские синьоры.

К слову, во главе процессии слева стоит девушка в расшитых золотом нарядах – изображена, вероятно, дочь Торнабуони Лодовика, она пришла проведать мать новорожденной Анну, которая возлежит на ложе справа. Среди остальных барышень искусствоведы узнают теток Лодовики Дианору и Лукрецию. Чудо как хороши прислужницы: одна из них держит драгоценного младенца на руках, ее лицо освящено светлой и нежной улыбкой, другая деловито готовит ванночку для омовения. Кстати, летящую позу и развевающиеся складки одежды для этой служанки Гирландайо, по-видимому, подсмотрел у своего современника Боттичелли.

Одним словом, религиозная история, рассказанная Гирландайо, не располагает к строгой молитве. «Гирландайо есть самое ясное из выражений в искусстве тогдашней житейской суетности, не знающей ни мук сомнений, ни противоречий, и чуждой вообще какого-либо мистического погружения», – пишет Александр Бенуа. «Однако никогда еще это «омирвщление» искусства не носило такого простого, утвердительного характера, не обладало такой устойчивостью и ясностью, а главное, такой прелестью художественного совершенства», – продолжает историк искусств. К слову, Бенуа предполагал, что именно эта «суетность» и «омирвщление» в самой церкви и послужило, в какой-то степени, спусковым крючком для кратковременного реванша средневекового аскетизма под руководством Савонароллы. Для монаха-поборника нравственности фрески Гирландайо были слишком эпикурейскими, слишком земными и выглядели словно насмешкой над самой идеей спасения грешной души.

Автор: Анна Котельникова

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта