Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой. Розанова картины


Художница Ольга Розанова. Биография. Картины

Родилась 21 июня 1886 года в городе Меленки Владимирской области. В 1896 году Розановы переезжают во Владимир. В 1904 году Ольга оканчивает женскую гимназию и переезжает в Москву. В столице Розанова поступает в училище живописи и скульптуры А.П. Большакова, параллельно она посещает студию Константина Юона. Художественное образование Розанова продолжает в Санкт-Петербурге, куда Ольга переезжает в 1910 году.

Здесь она учится в художественной школе Е.Н. Званцевой. Ее преподавателями были К. Петров-Водкин, Л. Бакст, М. Добужинский. Розанова вступает в объединение «Союз молодежи» и уже в апреле 1910 года впервые принимает участие в художественной выставке.

В 1912 году молодая художница впервые встречает поэтов-футуристов А. Крученых и В. Хлебникова. Это знакомство сыграло важную роль в становлении творческого мировоззрения Розановой и в развитии ее личной жизни. С Алексеем Крученых Розанову связывали продолжительные творческие и любовные отношения.

Книги футуристов часто оформлялись работами Розановой. Лучшей работой Розановой в этой области стала Вселенская война, включающая стихи А. Крученых. Художница участвовала в оформлении постановки «Владимир Маяковский», сотрудничая с И. Школьником и П. Филоновым.

Розанова не сразу пришла к беспредметности. Как и многие художники этого времени, она прошла несколько этапов на своем творческом пути. Ранние произведения художницы отличаются декоративными и яркими контрастами («Красный дом»). В оформлении футуристических книг художница умело сочетает «женское лукавство» с «ужасами кубизма». В статье «Основы нового творчества и причины его непонимания» Розанова говорит о том, о чем Малевич будет писать намного позднее.

За десять лет своей активной творческой деятельности Розанова поучаствовала в огромном количестве выставок. В 1916 году она становится членом общества «Супремус», созданного Малевичем. Розанова ратовала за возрождение народных промыслов.

После революции художница принимает активное участие в реорганизации искусства. В поздний период творчества Розанова разработала свою разновидность беспредметного искусства – «цветопись». Этот метод был основан на декоративном эффекте живописи, ее цветовом аспекте. В этот период Розанова заведует художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.

Ольга Розанова умерла 7 ноября 1918 года в Москве.

Картины художницы Розановой Ольги

www.avangardism.ru

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм - Adindex.ru

Биография Ольги Розановой (1886-1918) удивительно напоминает судьбу русского авангарда. Точно так же она происходит из провинции – мы же не будем утверждать, что русское искусство XVIII-XIX вв. не было провинциальным – точно так же она в короткий срок освоила все новации западноевропейского искусства, точно так же выдала абсолютно свое, фантастическое по качеству и радикализму искусство мирового уровня, и точно так же срок существования этого искусства был краток. И точно так же оно было надолго забыто*, а множество артефактов, его представляющих, погибло.

Провинция, где появилась Розанова, называлась мелким городишкой Владимирской губернии. Семья ей попалась мелкодворянская, чиновная, с культурными запросами, вскоре переехавшая в сам Владимир. Тут, конечно, неизбежно нужно говорить о неизгладимых впечатлениях детства, навсегда запавших в душу будущего мастера авангарда и оказавших глубокое влияние на его (ее) творчество, о всяком там девственном/патриархальном мире русской глубинки с народными праздниками, незатейливыми, но яркими вывесками, куличами, птицами-тройками, бабами в цветастых платках, свистульками и сахарными голубями. Было, сказал. Еще были первоклассные владимирские домонгольские соборы и фрески Андрея Рублева, мощного колориста**. Тоже запечатлелось навсегда и неистребимо.

Окончивши гимназию, девица Розанова твердо решила податься в художницы и поехала в Москву, в Москву с целью профессионально обучиться. В Москве, в Москве она стала ходить в разные частные школы и студии, например, в студию Константина Юона, любителя ярких цветов***, где тогда же, в конце девятисотых и позже, учились такие мощные люди, как Попова, Удальцова, Степанова, Крученых и Шаршун. Еще она недолго ходила вольнослушательницей в Строганы. Ну и, чтоб уж с обучением покончить, надо сказать, что в начале десятых годов она училась в Питере, тоже в частной школе, где преподавали Добужинский – тонкий колорист - и Петров-Водкин – наследник древнерусской цветности***. Обучилась, одним словом.

В Москве (в Москве) тогда начинались первые замесы новейшего искусства. Тусовались уже вместе будущие его мастера, выстрелившие в 1910 г. «Бубновым валетом», кое-где понемногу и выставлялись, кто-то из них побывал в Париже и даже поучился там, привозились наиновейшие французы, формировалось собрание Щукина из самой свежей европейской живописи. Розанова все это активно впитывала, быстро пройдя стандартный для того времени путь, включающий в себя импрессионизм, символизм и модерн.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

В лодке

Работ ее того времени сохранилось мало, тут вот – явные признаки модерна, удовлетворившего ее в смысле творческих поисков лишь на короткий срок. Главным трендом московского искусства того времени был микс из фовизма, сезаннизма/раннего кубизма и отечественного неопримитивизма, который, впрочем, тоже был общеевропейским увлечением, но у нас дал самые аутентичные всходы. Одна супружеская пара Гончарова-Ларионов чего стоит.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Натюрморт с помидорами

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Натюрморт с кувшином и яблоком

Вот тут, - это Розанова - конечно, сплошной кривой и корявый неопримитивизм и есть. Немного с Сезанном - ну, несколько точек зрения, т.е. проблемы с линейной перспективой, подчеркнутая весомость того, что что-то весит, акцент на субстанциональных, а не на акцидентальных качествах предметов и т.д. Но покрашено все это в прямо-таки народные, варварские цвета, особенно в первом натюрморте – второй-то относительно сдержан, там даже намек на раннекубистическую трехцветку есть. Или вот.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм 

Бульвар

Эта повышенная цветность вообще отличительная черта нашего модернизма начала ХХ века. Понятно, что идет все это от икон, народного искусства и кустарного творчества в виде провинциальных вывесок и рекламы, которые нашим художникам, алкающим незамутненного культурой и знанием непосредственного восприятия мира, заменяли аналогичные западноевропейские источники в виде готики и искусства Африки, Полинезии и других неевропейских мест. Впрочем, я уже это где-то писал, в тексте про Гончарову/Ларионова, по-моему. Главное то, что даже среди этих наших творцов, не сдерживаемых никакими живописными приличиями, Розанова сильно выделялась.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Леди в розовом (портрет сестры Анны Розановой)

Вместе с тем, при всей этой яркости, контрастности, цветовой эйфории и прочей колористической необузданности Розанова умудряется быть очень тонким художником. Цвета у нее хорошие, глубокие, хорошо лежат рядом друг с другом, цветовые пятна правильной величины и нужного абриса. Красиво, в общем. Самое смешное - вся эта кривая и корявая живопись создавалась при помощи лессировок, т.е. академичнейшего, скрупулезного метода из арсенала ненавистного тогдашним новаторам традиционного искусства. А вот нужен был ей такой глубокий цвет, и все тут. Я ж не зря столько долдонил про яркие впечатления из этой области ее детства, отрочества и юности. И университетов. А потом Розанова, как я уже написал, поехала в Питер, где вступила в только что образовавшуюся при ее активном участии группу «Союз молодежи», и где первое время продолжала делать похожие картинки.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Кузня

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Фабрика и мост

Но умами прогрессивных работников кисти и палитры вслед за еще более прогрессивными тружениками пера и рифмы уже овладевал пришедший из-за трех морей и океана футуризм, подвергшийся, впрочем, как и всякий другой иноземный культурный продукт, крепкой отечественной переработке. Те-то, апеннинские деятели культуры, звали в будущее, к машине, к войне. У наших же футуризм получился какой-то гуманизированный, несколько домотканый, но вселенский, звал не в будущее, а в вечность. Ну, скажем, поиски заумного языка - или праязыка - этим позывом страдали. Да и к женщинам отношение у наших футуристов было более сердобольное, товарищеское, что ли*****.

Короче, всяческую бездушную утопию итальянских футуристов наши отбросили как излишнюю жестокость, а взяли у них некоторые темы типа городской цивилизации, динамичность и энергетику, диссонансы, разные пространственные сдвиги и алогизмы. И добавили туда разложение предмета на плоскости, одновременный взгляд на него с разных точек и его фрагментацию, так чтобы уж получился нормальный кубофутуризм.

Это у них там, в Европе, все по направлениям разложено, а у нас взгляд на мир универсальный, он все воспринимает сразу и в полноте. Для этого случая Ларионовым и братьями Зданевичами была придумана специальная доктрина – всёчество - предполагавшая приятие всех существующих и существовавших стилей и направлений в искусстве. Такой ранний вариант постмодернизма, можно сказать.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Синий веер

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм 

Пивная

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Разделение форм

В более поздних кубофутуристических вещах Розановой, 1915-го года, кубо- становится больше за счет утраты динамичности. Предметы, зависшие в неподвижности в непонятном пространстве непонятным образом, предлагается рассмотреть. Тем более, что выполнены они достаточно иллюзионистично.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Письменный стол

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Рабочая шкатулка

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Комната

Это такая игра со зрителем, наподобие коллажа, когда в условное пространство картины вносится совершенно реальный предмет, чтобы напомнить: эта картина – не окно в реальный мир. Это другой мир. А реальный – это вот этот приклеенный кусок газеты. Видите, как он отличается от всего остального тут? Иллюзионистически выписанные предметы выполняют ту же роль агентов реальности – они ведь из той, традиционной живописи, которая этой самой реальности и тщилась уподобится. Тут, к тому же присутствуют еще и совершенно абстрактные, ни к чему реальному не отсылающие пятна вроде черного четырехугольника в нижнем правом углу «Письменного стола».

А это уже звоночек из будущего, из супрематизма. Розанова одновременно с этими картинками делала с Александром Крученых****** поэтическую книгу «Вселенская война». И там ею были сочинены коллажи – наклейки, как они их называли – вот такие.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Вселенская война (совместно с Крученых)

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Вселенская война (совместно с Крученых)

Т.е. чистой воды абстракционизм. Когда Розанова, при подготовке знаменитой «Последней выставки футуристов 0,10», увидела супрематизм Малевича, она решила, что он у нее сплагиатил идею*******. Ну, конечно, это вряд ли. Нам-то отсюда теперь видно, как развивалась логика создания супрематизма.

Одним словом, в 1916 году Розанова возвратилась в Москву и вступила в группу Малевича «Супремус». И стала разрабатывать свой собственный вариант супрематизма.

В отличие от Малевича, который главным элементом супрематизма почитал форму, Розанова на первое место решительно ставила цвет. Можно сказать, что для Малевича супрематизм – это расположение форм определенного цвета в пространстве, а для Розановой – расположение цветов определенных форм на плоскости.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Как живописец, в вопросе пространства она была честнее Малевича, поскольку ее картина оставалась плоской, каковой и была на самом деле, и не имитировала трехмерность. Другое дело, что Малевич был не только живописцем, но и создателем утопии, и картинки для него не были конечной целью.

Собственно, можно сказать, что со своей особой любовью к цвету она всю жизнь шла к абстракции. Раньше ей приходилось красить цветом разные предметы – такое было время. Цвет от этого портился. Он был зависим от фактуры этих предметов, от их формы, освещенности и других привходящих факторов. Теперь же, когда тяжкие путы зависимости от реальности были сброшены, можно было заняться настоящим делом – передавать цвет как он есть. Идею цвета. Прямо по Платону.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

И Розанова передает эту идею. Цвет у нее, не в последнюю очередь благодаря, опять же, лессировкам, глубокий, сочный, светящийся, имматериальный, мистический, нагруженный энергиями, самодостаточный и самостоятельный, он сам определяет те пределы, которые он занимает на холсте, и форму, которую приобретает. Он взаимодействует с теми цветами, с какими это ему необходимо, он не зависит от вкусов публики и художника, он подчиняется только тому, что Розанова определяла как реальную неизбежность, которая основана исключительно на объективных качествах самого цвета. Такой цвет она называла преображенным колоритом, и в этом есть отзвук религиозного представления о нем, заимствованного из русской иконописи. Дальше она планировала писать картины прожекторами в небе, т.е. это должен был быть совершенно чистый цвет, без всякого носителя вроде краски.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Полет аэроплана

Розанова тут выступает не творцом, но медиумом. И вообще, здесь есть известные переклички с построениями Кандинского, вплоть до параллелизма понятий «реальная неизбежность» и «внутренняя необходимость».

В результате у Розановой получился супрематизм более чувственный, без арктического холода Малевича. Такой супрематизм с человеческим лицом. Самая же ее известная работа вот эта.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Зеленая полоса

Считается вторым после «Черного квадрата» шедевром русского авангарда. Тут Розанова вышла за пределы рамы – на картине словно бы только фрагмент бесконечной полосы – и, как утверждается, убрала проблему «объект-фон» как еще признак традиционной живописи, подлежащий уничтожению – это же все авангардистская стратегия редукции живописи и работы с ее отдельными элементами. Да, еще она сняла оппозицию «целое-часть».

Надо сказать, что при всем своем радикализме Розанова оставалась живописцем. Она оперировала такими понятиями, как симметрия-асимметрия, статика-динамика, фактура, форма, она могла сказать, что «эстетическая ценность беспредметной картины – в полноте ее живописного содержания». Она говорила об искусстве как об эстетической потребности людей! И никаких намеков на утопию, переделку человечества или, на худой конец, апокалипсис. Малевич, например, себе такого позволить не мог. С другой стороны, он тогда рассуждал о супрематизме тоже исключительно в терминах живописи. А с третьей, был же уже Кандинский с полным набором всех этих авангардистских прелестей. В общем, наверное, если бы не ранняя смерть Розановой, мы бы имели дело с еще одной системой абстракционизма. А умерла она, простудившись, от дифтерита. За неделю до этого она получила первую в своей жизни мастерскую.

Бонус

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм 

Композиция с поездом

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

В кафе

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Зеленая полоса Возможно, это часть триптиха. Были еще «Желтая полоса» - может, она и есть – и «Пурпурная полоса». Где эти две полосы – неизвестно.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Общепризнано, что Розанова сделала открытия, которые потом были опять открыты, уже самостоятельно, другими художниками. Барнетом Ньюманом, Ивом Кляйном, например. Эта работа здорово напоминает Ротко.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Четыре туза

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Тут интересная игра с трехмерностью. Эти красные, оранжевые и желтые элементы складываются, как кажется, во вполне трехмерные предметы. Но отсутствие некоторых плоскостей возвращает их обратно в двухмерность, что подтверждается присутствием совершенно плоских элементов, состоящих из плоскостей таких же цветов.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Супрематизм

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Коллаж

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Автопортрет

Это чтоб не говорили, будто она рисовать не умеет.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Эскиз супрематического орнамента для ткани

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм 

Набросок

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Красный дом

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Голубая ваза с цветами

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Диссонанс

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Метроном

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Пиковая дама

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Червонный валет

Можно сказать, что тут Розанова предвосхитила поп-арт. Изображение плоских предметов массового производства. Впрочем, можно сказать с очень большой натяжкой. Но что-то есть.

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Обложка книги

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Разрушение города. Из книги А. Крученых «Война»

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

В городе (Театр «Модерн»)

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

Беспредметная композиция

Ольга Розанова. Разноцветный супрематизм

К. Малевич. Супрематизм. Желтое на белом

Это продукт влияния Розановой на Малевича.

 

* Первая монография о ее творчестве появилась только в начале этого века.

** Чувствуете, как я незаметно ввожу тему цвета и яркости?

*** Продолжение темы цветастости в искусстве. **** Тема нарастает!

***** Ведь что писали: «Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине». Хорошо известно, что визит Маринетти в 1914 году в Россию получился неоднозначным, особенно по итогам общения с поэтами. Он их обвинил в архаичности, они его – в антигуманизме. С художниками получилось получше, и Маринетти даже выставил в Италии работы четырех из них, Розановой в том числе. Одна из итальянских газет охарактеризовала ее работы как авангард и футуристическую отвагу.

****** Они еще и ночевали вместе.

******* Из ее письма Крученых: «Весь супрематизм – это целиком мои наклейки, сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов. И после этого вся эта сволочь (Малевич и Клюн – В. К.) скрывает мое имя <…> Показывал ли ты Малевичу мои наклейки и когда именно? <…> Малевич передо мной имеет виноватый вид, сбавил спеси, лезет с любезными услугами, неузнаваем. В первый день я к нему демонстративно повернулась спиной». А ведь хорошие, в сущности, люди.

adindex.ru

Ольга Владимировна Розанова - Биография художника, известные произведения, выставки

В 1896 г. семья Розановых переезжает во Владимир. В 1904 г. Розанова заканчивает женскую гимназию и в том же году переезжает в Москву.

Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодежи.

В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса. 8 октября 1918 г. Ольга Розанова умерла от дифтерита.

Родилась в городке Меленки (Владимирская губерния) 21 июня (3 июля) 1886 в семье уездного чиновника. С 1896 жила во Владимире. Приехав в Москву, в 1907—1910 посещала Строгановское художественно-промышленное училище и частную школу-мастерскую К. Ф. Юона. В 1911 занималась в школе Е. Н. Званцевой в Петербурге. Участвовала в выставках и изданиях «Союза молодежи», а также «Бубнового валета». Входила в организованное К. С. Малевичем недолговечное общество «Супремус» (1917). Была близким другом А. Е. Крученых. Жила в Петербурге-Петрограде и (с 1915) в Москве, летом наезжая во Владимир.

Уже ранним, фовистским ее вещам (Красный дом, 1910, Русский музей) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В. В. Хлебникова и Крученых (Старинная любовь. Бух лесиный, Взорваль; обе — 1913; и др.), где ей удалось (по словам последнего) сочетать «ужасы кубизма» с «женским лукавством». Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная Вселенская война со стихами Крученых (1916) — беспредметные цветные аппликации рождают удивительный эффект радостного распада или своего рода апокалиптического праздника. Ирония и драма в ее картинах часто переплетаются (цикл Игральные карты, 1916, созданный для публикации в виде современных лубков). Кубофутуристские и супрематические эксперименты претворяются в поэтику «зауми», загадочного гротеска (Метроном, 1915, Третьяковская галерея; Сон игрока, 1910-е годы, Художественный музей, Самара), а иной раз — в абстракции, сводящие цвет и форму к некоему первозданному минимуму (Зеленая полоса, 1910-е годы, Музей-заповедник, Ростов).

После Октябрьской революции Розанова работала в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах.

Розанова скоропостижно скончалась от дифтерита в Москве

artchive.ru

РОЗАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА | Энциклопедия Всемирная история

Художница-авангардистка, живописец, график, художник книги, теоретик искусства. Работала в стилях фовизм, кубофутуризм, супрематизм, изобрела собственный стиль - цветопись.

Родилась 21 июня (3 июля) 1886 года  в городе Меленки Владимирской губернии в дворянской семье. Ее отец был уездным чиновником. Начальное образование Розанова получала в женской гимназии во Владимире и после ее окончания уехала в Москву, где планировала обучаться живописи. В 1906 году она посещала Училище живописи и скульптуры А.П. Большакова, затем, не поступив в Строгановское училище, обучалась в школе рисования Константина Юона.

 В 1910 году Розанова переехала в Петербург и быстро влилась в творческую среду города, вступив в художественное общество "Союз молодежи". Знакомство с такими деятелями русского авангарда как В.В. Маяковский, В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, К.С. Малевич во многом определило дальнейший творческий путь художницы. Она познакомилась и  примерила на себя современные художественные формы, начала работать в стиле неопримитивизма и фовизма. Кроме того, в Петербурге она брала уроки в школе Е.Н. Званцевой, где преподавали Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин.

С момента вступления в "Союз молодежи" Розанова участвовала во всех последующих выставках этого общества, а в марте 1912 года ее работы ("Автопортрет", 1912; "Ресторан", 1912) экспонировались в Москве на выставке объединения "Ослиный хвост", организованной М.Ф. Ларионовым. Выставка  "Союза молодежи" в декабре 1912 - январе 1913 года стала ее триумфом, в особенности "Портрет А.В. Розановой", сестры художницы, написанный ею в мае-июне 1912 года. По словам самой Ольги Розановой, "портрет среди художников произвел фурор". Репродукция картины появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича.

Постепенно роль Ольги Розановой в делах и проектах "Союза молодежи" становилась более заметной. 3 января 1913 года Розанова была избрана членом правления общества. В марте того же года она впервые выступила в качестве теоретика искусства: в сборнике "Союза молодежи" было напечатано 6 литографий художницы и ее статья "Основы Нового Творчества и причины его непонимания". Кроме того, она стала автором манифеста этого общества, сформулировав его идейную программу: "Вот наш девиз: "В беспрерывном обновлении будущее Искусства!" Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчетливых, не знающих, куда пристать".

Ранним, фовистским вещам Розановой ("Красный дом", 1910; "Портрет дамы в зеленом", 1912) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. К 1913 году художница окончательно утвердилась на позициях футуризма. Она (наряду с Н.С. Гончаровой) стала одним из немногих адептов футуризма в русском искусстве. Не случайно по приглашению Ф.Т. Маринетти в апреле-мае 1914 года Розанова участвовала в римской Международной свободной футуристической вставке. К 1913 году в ее творчестве появился совершенно особый тип пейзажа, в котором доминировали футуристическая динамика, ритмический "сдвиг", диссонанс. В многочисленных пейзажах этого периода, полотнах "Порт" (1913), "Постройка дома" (1913), "Пожар в городе" (1914), "Городской пейзаж" (1914), она создала наиболее чистый вариант футуристической живописи в России.

В 1913-м Розанова начала сотрудничать с Алексеем Крученых, что надолго определило ее творческую и личную жизнь. В  1913 году вышли его книги и сборники "Чорт и речетворцы", "Утиное гнездышко... дурных слов...", "Взорваль" - все с иллюстрациями Розановой.  Работая над оформлением футуристических книг, художница обратилась к литографии и методу коллажа. В этой технике она также выполнила книгу "Тэ ли лэ" (1914) В. Хлебникова. Следующим шагом художницы стали цветная линогравюра и создание авторских, штучных экземпляров книги ("Вселенская война" А. Крученых, "Игра в аду" А. Крученых и В. Хлебникова). Под влиянием А. Крученых Розанова также увлеклась "заумной поэзией", в которой ее привлекала возможность создания новых созвучий.

Завершением футуристического периода ее творчества стала живописная серия работ "Игральные кары", созданная около 1915 года. Серия цветных гравюр на ту же тему была опубликована в 1915 году в "Заумной книге" Крученых.

Ольга Розанова вела активную выставочную деятельность. Она приняла участие в "Постоянной выставке современного искусства" в Петербурге (февраль 1913), в последней выставке "Союза молодежи" (ноябрь 1913 - январь 1914, Петербург), в выставке "Художницы жертвам войны" (декабрь 1914, Москва). В 1915 году она экспонировалась на двух петербургских футуристических выставках: "Трамвай В" (февраль - март 1915) и "0,10" (декабрь  1915 - январь 1916). Если на первой ею были показаны футуристические работы, соответствующие названию вставки, то на последней - совершенно новые пространственные рельефы ("Автомобиль", "Велосипед") и алогистическая живопись.

Продолжая творческие эксперименты, Розанова обратилась к супрематизму. В 1916 году она вступила в общество "Супремус", стала его секретарем и членом редакции одноименного журнала, организованных К. Малевичем. Она создала ряд супрематических работ, выполненных в ее собственном, отличном от Малевича, видении супрематизма - более многоцветном и декоративном.

На выставке "Бубнового валета" в ноябре - декабре 1916 года в Москве художница показала 24 живописные работы, в том числе "Беспредметные композиции". Также она приняла участие во "Второй выставке современного декоративного искусства" (1917, Москва). Там среди прикладных изделий, выполненных крестьянами села Вербовка Киевской губернии по эскизам профессиональных художников (в том числе и супрематистов), 60 были сделаны по эскизам Розановой.

К 1917 году художница, отталкиваясь от супрематизма Малевича, разработала собственную теорию цвета. Художественные эксперименты и теоретическая работа привели её к открытию собственной разновидности беспредметного искусства - цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом». Во многом ее идеи повлияли на развитие супрематизма в целом. По мнению Нины Гурьяновой, исследователя творчества Розановой, ее цветопись "как будто сделала в супрематизм сильную "прививку" цвета". Одним из символов русского авангарда стала ее картина "Зеленая полоса" (1917), значение которой для развития мирового искусства сопоставимо со значением "Черного квадрата" Малевича.

  В революционные годы Розанова активно занималась общественной работой. В мае 1917 года на Учредительном собрании Профессионального союза художников-живописцев Москвы она была избрана секретарем от Молодой (левой) федерации. После Октябрьской революции стала членом отдела ИЗО Наркомпроса и Пролеткульта, была одним из инициаторов создания Музея живописной культуры, участвовала в комиссиях по реорганизации художественного образования.

Скоропостижная смерть от дифтерита 7 ноября 1918 года в Москве остановила ее деятельность в самом разгаре. В 1919 году в Москве состоялась "Посмертная выставка О.В. Розановой".

 

 

w.histrf.ru

Ольга Розанова — биография, работы, вклад в мировое искусство — CleverForever

Розанова Ольга Владимировна, художник русского авангарда, уникальный колорист, на несколько десятилетий предвосхитивший развитие абстрактного искусства. Автор «Зеленой полосы» — шедевра беспредметной живописи XX века.

«

Значимость «Зелёной полосы» Розановой для мирового авангарда можно сопоставить со значимостью «Чёрного квадрата» Малевича.

»

Розанова Ольга родилась 1896 году в городе Меленки. Прожила она там недолго — в 1896 году Розановы переехали во Владимир. В 1904 году после окончания женской гимназии во Владимире поступила в художественное училище Большакова, занималась в частной студии Юона и в Строгановском училище.

Ольга Розанова — Зеленая полоса

В 1910 году меленковская художница переехала в Санкт-Петербург. Там она вела активную деятельность в Союзе Молодежи. В эти годы Розанова познакомилась с Татлиным, Филоновым, Малевичем, Маяковским, Хлебниковым, Крученых.

Ольга Розанова и Алексей Крученых создали уникальный стиль футуристической книги, используя метод коллажа и технику цветного гектографирования. Ими была выпушена книга «Тэ ли лэ».

Ольга Розанова в 1916 году вступила в общество «Суперемус», которое возглавлял Казимир Малевич. Она прошла через несколько направлений авангарда и стала заниматься в основном беспредметными композициями.

«

Розанова разработала собственную теорию цвета. Отталкиваясь от супрематизма Малевича, она пришла к цветописи.

»

По мнению Варвары Степановой — дизайнера и поэта, жены и соратницы Александра Родченко, Розанова строила свои работы не на композиции квадратных форм, как Малевич, а на цвете. Для нее композиция служила цвету и выявлению его возможностей.

Ольга Розанова — Супрематизм. Биография, вклад в искусство.

Цветопись Розановой повлияла на основоположника супрематизма Казимира Малевича. В 1917–1918 годах с использованием розановского приема размывания очертаний геометрической фигуры Малевич создает полотно «Супрематизм».

В годы революции Ольга Розанова занималась культурным строительством. После Февральской революции Розанова посвятила много времени созданию Государственных свободных мастерских во Владимирской области.

«

Кажется, что на белый холст, словно на экран, проецируется цветной световой луч.

»

Последние работы Розановой имеют феноменальную «светоносную прозрачность». Кажется, что на белый холст, словно на экран, проецируется цветной световой луч. Этого эффекта Розанова добивалась путем наложения световых лессировок на резко отражающий свет грунт и отказа от четкого контура — границы размыты и растворяются в свете.

Ольга Розанова — Беспредметная композиция

Розанова умерла в 1918 году от дифтерии. Ранняя и очень внезапная смерть не дала осуществить Ольге Владимировне многие планы.

«Посмертное слово» о Розановой Александра Родченко.

Не ты ли хотела озарить мир каскадами света.
Не ты ли проектировала прожекторами творить цветовые композиции в воздухе.
<…> Ты думала творить цвет — светом…

1918 год

cleverforever.ru

Ольга Розанова - Женская история (фото, видео, документы)

ОЛЬГА РОЗАНОВА - ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА, одна из наиболее самобытных представительниц русского футуризма. Ольга Владимировна (21 06 1886, Меленки - 7 11 1918, Москва) - одна из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом, работавшая в стиле супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма. Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, на несколько десятилетий предвосхитив развитие абстрактного искусства. В 1917 г создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зелёная полоса». 

В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 г они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного гектографирования. В 1915—1916 г использовали в футуристической книге метод коллажа. В 1915 г художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной книги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 г со стихами Кручёных.

В 1916 г Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.

После революции 1917 г Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.

7 11 1918 г Ольга Розанова умерла от дифтерита. Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена.

"Розанова родилась футуристкой, - писал известный критик и поэт А.

Эфрос. - Если бы движение не пришло ей навстречу уже сложившимся и готовым,

она должна была бы изобрести нечто подобное, очень близкое по форме и

совершенно тождественное по сути, или же не стать вовсе художницей".

Конечно, прежде всего Ольга Владимировна Розанова была художницей, одним из

активных членов художественных групп "Бубновый валет" и "Союз молодежи",

участницей выставок "Первая футуристическая выставка "Трамвай В"",

"Последняя футуристическая выставка картин "0,10 (ноль-десять)"" (обе - 1915

год) и других. Она иллюстрировала многие кубофугуристические издания, прежде

всего - книги А. Крученых. "Это была крупная индивидуальность, человек,

твердо знавший, чего он хочет в искусстве, и шедший к намеченной цели

особыми, не похожими ни на чьи другие, путями", - писал о Розановой Б.

Лившиц . Заумные стихи Розановой высоко оценивал Крученых, который

относил ее к "настоящим поэтессам"

            [Источники]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0http://www.artsait.ru/art/r/rozanova/main.htmhttp://az.lib.ru/r/rozanowa_o_w/text_0020.shtmlhttp://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6820.phphttp://www.nacfund.ru/ru/painters/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0   

womantory.livejournal.com

Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой

Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным

О находке сообщил на научной конференции «Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы», прошедшей на прошлой неделе во Владимире, сотрудник Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. До сих пор считалось, что дом Розановой не сохранился. Теперь Алексей Арескин готовит документы для заявки на постановку дома под государственную охрану.

Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной

Знаменитая авангардистка Ольга Розанова родилась в 1886 году в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. Она переехала во Владимир в возрасте 12 лет для обучения в гимназии. С 1905 года жила в Москве и Петербурге, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.

Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным

Дом располагается по адресу ул. Музейная, 10. Музейная относится к кусту бывших Троицких улиц. Этот небольшой район прилегает к Соборной площади — символическому и административному центру исторического ядра Владимира. Во времена Розановой тут располагались не только главные храмы епархии — Успенский и Дмитриевский белокаменные соборы, но и губернские присутственные места. Поэтому Троицкий район был местом, где селились управленцы, военные чины, священники, а также состоятельная интеллигенция: архитекторы, издатели, литераторы, историки, реставраторы. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.

Благодаря изысканиям Алексея Арескина открылась возможность углубить родословную Розановой по материнской линии на семь поколений. Оказалось, например, что среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».

Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой

Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении. Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г. Фото: Светлана Королева

Из основных направлений деятельности такой потенциальной общественной институции Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра, называет организацию передвижных межмузейных выставок, проведение научных конференций, создание единой общедоступной базы данных по объектам русского авангарда, реализацию образовательной программы, пленэров и резиденций для молодых художников. Главная проблема в сфере изучения и художественного освоения наследия русского авангарда — рассеянность работ по музеям и частным коллекциям, считают в Розановском центре. Налаживание системного сотрудничества между множеством хранителей и исследователей — насущный вопрос сегодняшнего дня. При подготовке своих ключевых мероприятий, ежегодной выставки и конференции, Розановский центр уже сотрудничает с более чем 20 музеями России.

www.theartnewspaper.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта