Картины и рисунки | СССР. Часть 2. Бут николай картины


Художник Николай Яковлевич Бут. "Аджимушкай. 1942 год"

Николай Яковлевич Бут — народный художник России и Украины, снискавший особое уважение у керчан. Благодаря ему, многие поколения по его картинам могут увидеть те страшные события, которые происходили в печально известном Аджимушкае.

Николай Яковлевич родился на Украине в небольшом хуторе Погожа Криница в Сумской области в 1928 году. В 1934 году семья Бут переехала в Таганрог, где и встретили Вторую Мировую войну. Оккупацию фашистов и ужасы войны Николай переживал там же. К 13-14 годам в нем проснулась тяга к художеству. Возможно на него оказала сильное влияние война, он предпочитал создавать произведения на тему исторических баталий. После окончания Второй мировой Бут поступил в Ростовское художественной училище, где написал свой первый триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648-1654 гг.»

После Ростова переехал в Харьков, где продолжил обучение в художественном институте. Кроме живописи, Николай Яковлевич увлекался актерским искусством, почему в итоге он выбрал труд художника Николай ответить не смог. Выпускаясь из института, Бут представил в качестве дипломной работы холст, посвященный защитникам Брестской крепости. Полотно так поразило комиссию, что его рекомендовали на выставку «40 лет Вооруженный Сил СССР».

После этой выставки перед Николаем открылись двери Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Как раз в этот период художники студии искали новые способы передать события войны на холсте, как один из примеров новых художественных решений использовали Бородинское сражение глазами Ф.И.Рубо, и другие его творческие поиски.

В 60-х гг. Бут был среди тех, кто восстанавливал панораму «Бородинская битва». Но одной из тем полотен Бута на протяжении долгих лет стала тема Аджимушкая. После войны события, произошедшие на Керченском полуострове, в Аджимушкайских каменоломнях были под запретом цензуры, а сам Аджимушкай считался позором Советской Армии, «партизанщиной». Но постепенно историческая правда обнажалась и приходило справедливое осмысление тех событий.

В 1960 году Николай Бут впервые побывал в Аджимушкае. В каменоломнях художнику пришло желание написать картину о жертвах войны, но в итоге одна работа, как задумывал автор превратилась в цикл художественных произведений, множество эскизов, зарисовок. Тема Аджимушкая так задела Бута, что он создал целый ряд полотен с емким названием «Аджимушкай. 1942 год.»

Боевые подруги. Николай Яковлевич Бут.

Боевые подруги. Николай Яковлевич Бут.

Картины из этой серии успешно выставлялись на художественных выставках в Москве, Одессе, Донецке, Севастополе и Симферополе. Когда выставка приехала в Керчь ей выделили помещение на втором этаже церкви, здание которой тогда принадлежало Керченскому историко-археологическому музею.

Аджимушкай. Солдаты подземного гарнизона 1964 год.

Аджимушкай. Солдаты подземного гарнизона 1964 год.

С 1968 года цикл картин Бута прописался в Керчи, а в 1985 году к Дню Победы экспозиции выделили свое собственное помещение на улице Театральной в Картинной галерее, где она выставлена до сих пор.

Бут. Во имя жизни, 1965 г

Бут. Во имя жизни, 1965 г

Николай Яковлевич Бут написал об Аджимушкае более 150 работ.

Похожие статьи

Метки: 1942, Kerch, Аджимушкай, Николай Яковлевич Бут, Художник

pantikapei.ru

Бут Николай Яковлевич - Каталог картин. Биография. Цены

Николай Яковлевич Бут (21 апреля 1928 — 17 ноября 1989) — народный художник РСФСР(1980), заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР(1982), лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко за диораму "Битва за Днепр"(1979), один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Б. М. Грекова. Награжден золотой медалью им. М.Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Франца Рубо "Бородинская битва"(1968). Лауреат премии имени Вита Неедлы ЧССР за цикл картин "Словацкое национальное восстание"(1972). Также был награжден орденом "Знак Почета" (1975) и "Красная Звезда" (1986), Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы "Сталинградская битва" (1982), ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин "Героическая морская пехота". Почетный гражданин города-героя Керчи.

Родился на хуторе Погожа Криница Роменского района Сумской области. В 1934 году с семьёй переехал в Таганрог, где, впоследствии, пережил фашистскую оккупацию в период Великой Отечественной войны.

С 13-14 лет начал рисовать. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий.

В 1945—1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648—1654 г.г.». После окончания училища уехал в Москву, где продолжил обучение в художественном институте. Окончание его учебы ознаменовало создание огромного батального холста(1953—1957), который был посвящен подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учебы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актерским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодежи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашен в Киевский академический театр им. И.Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвященная защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в Студию военных художников им. М. Б. Грекова(1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с ее принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф.Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958—1982), за которую впоследствии был награжден Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко,В. И. Чуйков,Н. И. Крылов и другие.

В 60-е годы Н.Я.Бут принял участие в восстановлении панорамы "Бородинская битва", которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

Бут Николай Яковлевич

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Картины и рисунки | СССР. Часть 2 — Страница 5 — Всё о Второй мировой

Перейти к содержимому

Бут Николай. Во имя жизни.

Бут Николай. Во имя жизни.

Бут Николай. Последний рубеж.

Бут Николай. Последний рубеж.

Бут Николай. Ольшанцы.

Бут Николай. Ольшанцы.

Бут Николай. Боевые друзья.

Бут Николай. Боевые друзья.

Бут Николай. Глоток воды.

Бут Николай. Глоток воды.

Бут Николай. Медсестра Наташа.

Бут Николай. Медсестра Наташа.

Бут Николай. Санинструктор.

Бут Николай. Санинструктор.

Бут Николай. Боевые подруги.

Бут Николай. Боевые подруги.

Бут Николай. Последние патроны.

Бут Николай. Последние патроны.

Бут Николай. Герой Новороссийского десанта капитан Ботылев.

Бут Николай. Герой Новороссийского десанта капитан Ботылев.

Бут Николай. Черноморец.

Бут Николай. Черноморец.

Бут Николай. Десантник с Малой земли.

Бут Николай. Десантник с Малой земли.

Бут Николай. Матросы с Малой земли.

Бут Николай. Матросы с Малой земли.

Бут Николай. Морской пехотинец из аджимушкайских каменоломен.

Бут Николай. Морской пехотинец из аджимушкайских каменоломен.

Бут Николай. Капитан Ян Налепка.

Бут Николай. Капитан Ян Налепка.

Бут Николай. Брестская крепость.

Бут Николай. Брестская крепость.

Бут Николай. Солдаты подземного гарнизона.

Бут Николай. Солдаты подземного гарнизона.

Бут Николай. В скорбную минуту.

Бут Николай. В скорбную минуту.

Бут Николай. Филиппок из бригадной разведки.

Бут Николай. Филиппок из бригадной разведки.

Бут Николай. Юнга.

Бут Николай. Юнга.

Бут Николай. Опаленное детство.

Бут Николай. Опаленное детство.

Бут Николай. Подземный госпиталь.

Бут Николай. Подземный госпиталь.

Бут Николай. Клятва. Аджимушкайские каменоломни. 1942 год.

Бут Николай. Клятва. Аджимушкайские каменоломни. 1942 год.

Бут Николай. Последний бой.

Бут Николай. Последний бой.

Бут Николай. Аджимушкайская Аленушка.

Бут Николай. Аджимушкайская Аленушка.

Бут Николай. «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой».

Бут Николай. «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой».

Бут Николай. Словацкие партизаны.

Бут Николай. Словацкие партизаны.

Бучкин Дмитрий. Остался один. Блокадная квартира.

Бучкин Дмитрий. Остался один. Блокадная квартира.

Бучкин Дмитрий. Блокадный Ленинград.

Бучкин Дмитрий. Блокадный Ленинград.

Бучкин Дмитрий. Блокадный Ленинград.

Былина Михаил. Битва у Ленино.

Былина Михаил. Битва у Ленино.

Былина Михаил. Атака.

Былина Михаил. Атака.

Былина Михаил. Сражение под Wólką Węglową.

Былина Михаил. Сражение под Wólką Węglową.

Былина Михаил. Последняя атака польской кавалерии.

Былина Михаил. Последняя атака польской кавалерии.

Былина Михаил. 1 сентября 1939 г.

Былина Михаил. 1 сентября 1939 г.

Былина Михаил. Первый день войны.

Былина Михаил. Первый день войны.

Былина Михаил. Патруль уланов.

Былина Михаил. Патруль уланов.

Былинко Камилл. Когда закончилась война.

Былинко Камилл. Когда закончилась война.

Былинко Камилл. Пришел солдат с фронта.

Былинко Камилл. Пришел солдат с фронта.

Былкин Максим. Истребители.

Былкин Максим. Истребители.

Былкин Максим. Истребители.

Былкин Максим. Истребители.

Былкин Максим. Истребители.

Былкин Максим. Палубная авиация.

Былкин Максим. Палубная авиация.

Былкин Максим. Воздушный бой.

Былкин Максим. Воздушный бой. Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Рубрики Картины и рисункиМетки СССР Навигация записи Прокрутка вверх

wwii.space

СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 36 - НИКОЛАЙ БУТ. РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА)

. Это цитата

СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 36 - НИКОЛАЙ БУТ. РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА)

И снова ценная и редкая встреча в дневнике. В комментариях к моему посту о военной теме в творчестве художника Николая Бута (смотрите здесь) мне написал Алексей Смолянинов, который в годы своей военной службы был моделью для некоторых картин аджимушкайского цикла художника Бута. Я решил комментарии опубликовать отдельным постом. Думаю, этот небольшой рассказ обязательно станет для исследователей творчества Бута (пусть не сейчас, а через годы) ценной находкой.

***Кто всхлипывает тут? Слеза мужская Здесь может прозвучать кощунством. Встать! Страна велит нам почести воздать Великим мертвецам Аджимушкая.

Илья Сельвинский, 1943 г.

В начале 1970-х мне, тогда старшему матросу в\ч 20202 на Генуэзском молу в Керчи, пришлось поучаствовать, как теперь сказали бы, в кастинге. По сигналу «Построение. Большой сбор», строй матросов дивизиона обошёл высокий колоритный военный. Трем матросам, на которых он указал, в том числе и мне, приказали выйти из строя и следовать за капитаном в его распоряжение. Так я познакомился с Николаем Яковлевичем Бутом, тогда военным художником студии Грекова, и стал для него типажом для работы над его циклом картин «Аджимушкайская трагедия». Встреча с Мыколой (как называли бывшие с ним в экспедиции друзья и коллеги) для меня лично была весьма значимой.

Николай Яковлевич Бут

Однажды каменоломни, где мы работали, посетила группа туристов из Свердловска, кто-то из них снимал процесс работы над этюдом на кинокамеру. А потом подошёл в перерыве ко мне и сказал: «Вы сейчас не понимаете, с какой глыбой рядом». Мы тогда и вправду еще не понимали, с какой глыбой были рядом. Целый месяц мне посчастливилось общаться с этим замечательным человеком. Работая в каменоломнях, мы по очереди позировали для Николая Яковлевича и имели достаточно времени в перерывах для обследования штолен каменоломен. Однажды раскопали типографскую россыпь металлических букв. Были и другие находки, которые мы отдавали Николаю Яковлевичу. А еще Николай Яковлевич был прекрасным рассказчиком, он мог увлекать так сильно, что мы невольно становились его «прозелитами». Мне на всю жизнь запомнился его рассказ о студенческой юности. «Учиться ремеслу мне пришлось после войны. - рассказывал Николай Яковлевич. - Время было голодное, и когда пришла пора выезжать на практику на природу, я и два моих сокурсника поехали в деревню, надеясь совместить работу с возможностью подкормиться. И вот идем мы по деревне, зима, холод. Одеты кто во что горазд, обвешаны мольбертами, и еще Бог знает чем. Встречаемся на деревенской улице с ребятишками, которые, завидев нас, кидаются врассыпную наутёк. Один из них громко кричит: «Ой, мамо, нiмцi прийшли».Меня до сих пор поражает, как много он трудился. За месяц работы было создано несколько полноценных этюдов к главной картине, в том числе и этюд с моим участием под условным названием «Хозяин батальона». Саму картину Николай Яковлевич собирался заканчивать уже в Москве. На прощание он всем нам подарил по экземпляру небольшой брошюры с репродукциями своих работ с дарственными надписями. Позже вышел альбом «Аджимушкай» в твердом переплёте и с цветными иллюстрациями, у меня состоялась поездка в Москву, но она оказалась не совсем удачной. Встретиться с Бутом не получилось, он работал над панорамой, кажется, в Волгограде (художник, действительно, принимал участие в создании панорамы «Сталинградская битва» - прим. мое). Зато удалось посетить выставку, проходившую в Манеже, где экспонировались и картины, написанные в год нашей работы. Названия картин и этюдов были рабочими, теперь из тех, что есть в интернете, узнаю «Глоток воды».

Николай Бут Глоток воды.

Алексей Смолянинов

К опубликованным в старом посте картинам я нашел еще несколько работ Николая Бута на военную тему.

Николай Бут Последний бой. Из цикла Аджимушкайские каменоломни 1960-е гг.

Николай Бут Юнга. 1972 г.

Николай Бут Десантник. Герой Малой земли. 1972 г.

Николай Бут Медсестра.

Серия сообщений "Война":

Часть 1 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 1 - ГЕЛИЙ КОРЖЕВ)Часть 2 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 2 - АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА)...Часть 34 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 34 - ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО... № 2)Часть 35 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 35 - ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО... № 3)Часть 36 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 36 - НИКОЛАЙ БУТ. РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА)

kolybanov.livejournal.com

Бут, Николай Яковлевич — WiKi

Николай Бут родился 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница (ныне Роменского района, Сумская область, Украина). В 1934 году семья вместе с Николаем переехала в Таганрог, где их и застала оккупация в период Великой Отечественной войны. Окончил в Таганроге среднюю школу № 15[1].

Рисовать начал с 13—14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров[2].

В 1945—1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648—1654 гг.». Продолжил обучение в Харьковском художественном институте[1]. Окончание его учёбы ознаменовало создание огромного батального холста(1953—1957), который был посвящён подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учёбы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский МГАХИ имени В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актёрским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодёжи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашён в Киевский академический театр им. И. Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооружённых Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо.

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958—1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода, где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок[3].

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

С 1978 года — старший военный художник СВХ имени М. Б. Грекова.

Основной темой художника, к которой он постоянно возвращался, была тема Аджимушкая. Впервые Николай Бут посетил Керчь в 1960 году, тогда же впервые спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь художник создал более 150 работ, посвящённых каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год». В Керчи у Николая Бута на улице Свердлова была большая мастерская[4].

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

ru-wiki.org

Бут, Николай Яковлевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Бут.

Никола́й Я́ковлевич Бу́т (1928—1989) — народный художник РСФСР (1980), один из ведущих мастеров СВХ имени М. Б. Грекова. Почетный гражданин города-героя Керчи.

Биография

Николай Бут родился 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница (ныне Роменского района, Сумская область, Украина). В 1934 году семья вместе с Николаем переехала в Таганрог, где их и застала оккупация в период Великой Отечественной войны. Окончил в Таганроге среднюю школу № 15[1].

Рисовать начал с 13—14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров[2].

В 1945—1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648—1654 гг.». Продолжил обучение в Харьковском художественном институте[1]. Окончание его учёбы ознаменовало создание огромного батального холста(1953—1957), который был посвящён подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учёбы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский МГАХИ имени В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актёрским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодежи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашен в Киевский академический театр им. И.Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958—1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода, где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок[3].

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

С 1978 года — старший военный художник СВХ имени М. Б. Грекова.

Основной темой художника, к которой он постоянно возвращался, была тема Аджимушкая. Впервые Николай Бут посетил Керчь в 1960 году, тогда же впервые спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь художник создал более 150 работ, посвящённых каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год». В Керчи у Николая Бута на улице Свердлова была большая мастерская[4].

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

Награды и премии

Напишите отзыв о статье "Бут, Николай Яковлевич"

Ссылки

  • [blog.kp.ru/users/3436585/post125351190/ Николай Бут, Аджимушкайский цикл. Портрет художника, картины]
  • [www.kerch.com.ua/articleview.aspx?id=1294 Статья о Николае Буте на сайте Керчь — это мой город]
  • [www.kerch.com.ua/articleview.aspx?id=67 Народный художник РСФСР Н. Бут — цикл «Аджимушкай, 1942»]

Источники

  1. ↑ 1 2 Кожевников Ж. И. Бут Николай Яковлевич // Энциклопедия Таганрога. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. — С. 170. — ISBN 5-88040-017-4.
  2. ↑ Глубокова Л. Наследники пионерии // Таганрогская правда. — 2012. — 25 мая.
  3. ↑ Ильич С. Олег Хаславский: «Всё, что я пишу — это о Таганроге…» // Новая таганрогская газета. — 2012. — 3 ноября. — С. 4.
  4. ↑ Горюнов Н. [www.kp.crimea.ua/newspapers/archive/1999/11/18 И часовым остался он на страже памяти людской] // Крымская правда. — 1999. — 18 ноября.

Отрывок, характеризующий Бут, Николай Яковлевич

Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли. – Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства. Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры. – Sire! L'Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений. – Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать. Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман. Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос. – Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой. – Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев. – За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева. Балашев почтительно наклонил голову. Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате. – Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры. Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии. – Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра. Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью. Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания. – Говорят, вы заключили мир с турками? Балашев утвердительно наклонил голову. – Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди. – Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l'aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом. – Quel beau regne aurait pu etre celui de l'Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!] Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его. – Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l'armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.

wiki-org.ru

Бут, Николай Яковлевич — википедия фото

Николай Бут родился 21 апреля 1928 года на хуторе Погожа Криница (ныне Роменского района, Сумская область, Украина). В 1934 году семья вместе с Николаем переехала в Таганрог, где их и застала оккупация в период Великой Отечественной войны. Окончил в Таганроге среднюю школу № 15[1].

Рисовать начал с 13—14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров[2].

В 1945—1949 годах обучался в Ростовском художественном училище, где работал над своим первым триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648—1654 гг.». Продолжил обучение в Харьковском художественном институте[1]. Окончание его учёбы ознаменовало создание огромного батального холста(1953—1957), который был посвящён подвигу защитников Брестской крепости.

Во время учёбы Н. Я. Бут увлекался драматическим искусством. Одновременно, после училища, он поступил не только в Московский МГАХИ имени В. И. Сурикова, но и в ГИТИС. Однако между актёрским искусством и живописью, художник выбрал последнее, хотя позже так и не смог ответить, почему. Спустя шесть лет, будучи уже студентом Харьковского художественного института, он принял участие в конкурсе чтецов, победа в котором давала возможность участвовать в Московском всемирном фестивале молодёжи и студентов (1956). Он победил не только на уровне области и республики, но и попал на заключительный всесоюзный тур в Москве, где занял второе место и получил серебряную медаль. По итогам этого конкурса, Н. Я. Бут был отдельно приглашён в Киевский академический театр им. И. Франко.

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооружённых Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо.

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958—1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский, П. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода, где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок[3].

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев войны 1812 года.

С 1978 года — старший военный художник СВХ имени М. Б. Грекова.

Основной темой художника, к которой он постоянно возвращался, была тема Аджимушкая. Впервые Николай Бут посетил Керчь в 1960 году, тогда же впервые спустился в Аджимушкайские каменоломни. За свою жизнь художник создал более 150 работ, посвящённых каменоломням, включая этюды к картинам, рисунки и самостоятельные произведения. Цикл картин получил название «Аджимушкай. 1942 год». В Керчи у Николая Бута на улице Свердлова была большая мастерская[4].

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

org-wikipediya.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта