Иллюстрации Яна Брейгеля (Jan Bruegel) // ОПТИМИСТ. Брюгель картины
Пионер жанровой живописи - Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel) ~ PhotoPoint
Сегодня 18 мая исполняется 490 лет со дня рождения великого нидерландского графика и живописца, мастера жанровых сцен в пейзаже — Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel). Последователь иконографии величайшего нидерландского художника и величайшего представителя Северного Возрождения — Иеронима Босха. Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel) — голландский художник эпохи Возрождения, гравер, известный своими пейзажами и сцен крестьянской жизни.
Учитывая, что художник жил почти пол тысячелетия назад, сведения о его биографии очень неточны и противоречивы. Историки даже не сходятся в годе рождения мастера, хотя мы и говорим, что дата рождения – 18 мая. По одной версии он уроженец города – Бреда, по другим – города Брейгель, откуда, по-видимому, и фамилия художника. Был учеником фламандского художника — Питера Кука ван Альста, на чьей дочери потом и женился. Какое-то время художник жил во Франции и Италии. А затем отправляется в Антверпен, где в 1551 году был принят в гильдию живописцев.
За свою любовь к сценам крестьянской жизни и жанровым картинам, художник был прозван «Крестьянский Брейгель». Работы художника очень повествовательные и, можно сказать, даже — репортажные. Он часто рисовал сцены крестьянских свадеб и сельских праздников и чем больше ты смотришь на картину, тем больше деталей и характерных мелочей открывается тебе. Художник, как журналист, рассказывал своей работой обо всем, что происходило на празднике, отмечая, как каждый участник торжества реагирует на происходящее, и чем вообще занят. Брейгель считается пионером жанровой живописи.
Работы Брейгеля – это своеобразное историческое и культурное окно в мир, который навсегда исчез. Это, пожалуй, один из немногих визуальных источников бельгийской жизни, быта и культуры людей 16-го века. Более того, зимние пейзажи Брейгеля, 1565 года, являются почти единственным доказательством суровых зим, так называемого Малого ледникового периода.
Много работ художника посвящены религиозным темам. И это не случайно. Эпоха раннего Возрождения еще продолжала перерабатывать тематику позднего средневековья, с ее размышлениями о смерти, человеческом грехе и каре за него. Если говорить о религиозной тематике, то работая на одно из ведущих издательств Антверпена, Брейгель создает серию величайших гравюр под названием «Семь смертных грехов и добродетелей». В этой серии, грешники выводятся максимально гротескно.
Брейгель был остросоциальным художником. Есть легенда, о том, что уже на смертном одре, он просит свою жену сжечь некоторые свои гравюры, наиболее острые зарисовки конфликтов между Католической церковью и Протестантской Реформацией.
Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel) стал основателем живописной династии. Оба его сына — Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Сатрший стали фламандскими живописцами.
Пионер жанровой живописи — Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel)
Вас может заинтересовать:
photopoint.com.ua
Творчество Питера Брейгеля
Творчество Питера Брейгеля Старшего (около 1525/1530—1569), прозванного Мужицким, — итог сложной эволюции нидерландского искусства 15—16 веков. Оно определило новый, последний, самый значительный этап его развития, раскрывшего особенности трагического гуманизма.
Нидерландский живописец Питер Брейгель в своем творчестве показал единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и и обновлении; показал современную жизнь, напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию, его праздничное мироощущение. Художника привлекали не частные проявления повседневной жизни, которыми ограничивались его современники. Показывая кипучую жизнь фламандских городов и деревень, он остро видел социальные противоречия, контрасты своего времени, философски осмыслил их. Красота жизни для него — в неустанной трудовой деятельности народа. Под оболочкой разных тем в картинах Брейгеля выступала одна главная — многообразная в своих проявлениях деревенская жизнь. Сильное своей самобытностью, вобравшее самое ценное из передовых устремлений века искусство Брейгеля поражает мощью и выразительностью образов, глубокой связью с эпохой, пониманием ее основных проблем.
Питер Брейгель был просвещенным человеком. Дружеские узы связывали его с писателями-гуманистами и учеными Нидерландов и Италии. Высокая образованность Брейгеля сочеталась со здравым смыслом, независимостью ума, мудростью, юмором, знанием людей и жизни. Формирование его как художника протекало в Антверпене — центре культуры и политической жизни Нидерландов 16 века. Брейгель учился здесь у романиста Кука ван Альста, в 1551—1552 годах совершил путешествие в Италию, после чего поселился в Антверпене, затем в Брюсселе. Изучение итальянского искусства расширило его идейно-художественный кругозор, позволило более четко осознать свое отношение к миру, по-новому увидеть его. Обращаясь к образному языку фольклора, народной фантастике, прибегая к иносказаниям, традиционным евангельским и библейским сюжетам, притчам, пословицам, используя темы театральных представлений, Брейгель освободил их от церковной догматики, следуя в этом средневековой традиции «народной смеховой культуры». Его композиции наполнены бесконечными шутками, насмешками, уколами, увертками.
Уже в ранних, исполненных с натуры работах (1552—1553),— грандиозных панорамах Тироля, Альп, родины (рисунки, акварель) — Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружил целостное, органическое чувство жизни природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достиг впечатления грандиозности, показывая огромную протяженность пространства.
16 век принес с собой новое отношение к миру. Под воздействием естественнонаучных и географических открытий Коперника и других ученых впервые возникло представление о необъятности вселенной; вместе с тем родилось сознание ничтожества человека. Отзвуком размышлений художника о смысле жизни была картина «Падение Икара» (Брюссель, Музей). Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказалась незамеченным эпизодом, потонувшим в обыденной жизни. Брейгель изображает лишь ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания сцены мирного труда. В пахаре, пастухе и рыбаке художник нашел героев своих картин. В этом произведении закладывается миропонимание, которое получит развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. По сравнению с величием и гармонией природы жизнь общества кажется исполненной борьбы добра и зла. Человек перестает быть центром мироздания, он растворяется в суетной толпе.
В картину «Битва масленицы и поста» (1559, Вена, Художественно-исторический музей), где запечатлен народный праздник, художник включает массу мелких метко охарактеризованных эпизодов, раскрывающих главную, объединяющую их тему. Пестрая, скученная толпа с разнообразными персонажами — ряжеными, торговцами, музыкантами, пьяными гуляками, монахами, зрителями — поражает выразительностью движений. Главные герои помещены на первом плане.
Каждая фигура получает смысл лишь в связи с другими. Охваченные весельем люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной яркостью жизни чувствуется ирония и горечь художника, Брейгель видит не только забавное, но и безобразное, гротескное — жизнь кажется ему бессмысленной суетой. Высоко поднимая горизонт, увеличивая таким образом угол зрения, он показал события с дальнего расстояния, охватывая их многообразие. В полной бурного движения картине «Игры детей» (1560, Вена, Художественно-исторический музей) показаны характерные виды игр того времени. Художник выступает как рассказчик, обладающий исключительным даром характеристики. Сцена представлена как случайный фрагмент большого целого: плоскость картины равномерно заполнена равнозначными эпизодами, проходящее через композицию движение мыслится и за пределами картины. Брейгель передает жизнь в ее текучести и становлении; он фиксирует только мгновение вечно изменчивой жизни.
Обращаясь к фольклору и народным пословицам, Брейгель создает сатиры на современное общество. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей, их поступках («Пословицы», 1559, Берлин—Далем, Картинная галерея Государственного музея). Здесь обнаруживается пристрастие Брейгеля к показу уродливого, гротескного, но под маской разящего смеха скрывается любовь художника к человечеству. Характерен метод Брейгеля — ои не навязывает зрителю своих выводов. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни.
Брейгель — яркий, своеобразный живописец. Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха, его пейзажи обычно контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных главным образом остро схваченной позой, поворотом фигуры, социально типичной одеждой.
Годы творческой зрелости Брейгеля (1562—1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. В это время художник преодолевает скептическое отношение к миру, отражение которого становится непосредственным. Его привлекает повседневная жизнь крестьянства во всем своем многообразии, в органической связи с жизнью природы. Массивные фигуры, сгорбленные спины, тяжеловесная поступь, грубые одежды, одутловатые тупые лица часто приобретают черты гротеска. Но Брейгель видит в народе энергию, трудолюбие, цельность и находит разрешение основной занимавшей его проблемы — проблемы места человека в мире. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян. Идея круговорота природы, его отношения к человеческой жизни была отражена в традиционном средневековом календаре. Но для Брейгеля смена времен года — свидетель всемогущества природы, находящейся в непрерывном становлении и обновлении, щедро приносящей человеку свои дары. Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В картине «Охотники на снегу», или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей. Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Группа устремленных от переднего плана вдаль охотников вносит энергичное движение в заснувшую природу. Это движение подчеркнуто неподвижностью оголенных деревьев, образующих единый слитный ритм с силуэтами фигур людей. Уходящая вглубь пространственная диагональ пейзажа, продолжая это движение, связывает фигуры людей с природой, передний план и дали, где расположена горная деревушка, тонущая в воздушной дымке. Как и у ван Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Композиции его работ на новом этапе стали концентрированными, они построены на диагоналях, объединяющих все элементы, в них главную роль играют увеличенные в масштабах монументальные фигуры крестьян, их деятельность.
В последующих работах отражены жестокие события современности, спокойное повествование сменилось взволнованным. Под видом «Переписи в Вифлееме» (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображается взимание испанцами налогов с фламандского народа. В «Избиении младенцев» (1566, Вена, Художественно-исторический музей) фактически представлено нападение испанского карательного отряда на мирную фламандскую деревню. Здесь царят силы разрушения, неумолимый рок. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы.
Полная противоположность этим картинам — «Крестьянский танец» (Вена, Художественно-исторический музей), одна из первых картин Брейгеля чисто бытового жанра. В ней остро схвачены индивидуальности крестьян, их самобытные сильные характеры, грузные фигуры, неуклюжие жесты и движения, туповатые, хитрые, простодушные, но решительные лица. Индивидуальные образы обобщены до типических. Очерченные упрощенными контурами фигуры выросли в масштабах по отношению к пространству, выдвинулись к переднему плану. Картина захватывает буйным весельем, безудержной пляской. Цветовые пятна зеленого, черного и особенно красного, белого акцентируют пульсирующий ритм танца, усиливают впечатление головокружительного вихря. Резкое сокращение в перспективе фигур подчеркивает размах стремительной пляски крестьянской пары, как бы врывающейся в гущу толпы. Брейгель метко схватывает переходящее движение. Застывая в одной отдельной фигуре, оно как бы продолжается во времени в следующих. Объединенные чеканным тяжеловесным ритмом, эти могучие движения как бы выражают стихийные силы народа. Динамика диагонально построенного пространства и движения, несколько утрированное сокращение перспективы раздвигают рамки картины, дают почувствовать продолжающуюся за ними жизнь. В построении этой сцены Брейгель напоминает итальянцев (Тинторетто). Поздние произведения Брейгеля отмечены мрачным раздумьем. Художник глубже проник во внутренний мир человека, создал наиболее сильные по психологическому решению произведения. Изменился метод работы. Восприятие природы и жизни общества стало более интимным, лирическим, а порою и трагическим. Глубокий социально-философский смысл часто раскрывался иносказательно. В картине «Слепые» (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для олицетворения трагедии слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы. С безмятежным мирным пейзажем контрастирует разыгравшаяся катастрофа. Вожак, возглавляющий цепь калек-слепцов, падает у откоса плотины, остальные, спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их жесты, в оцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушающих пороков, превращающих их в страшные маски. Динамичное построение композиции, прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели.
Вероятно, разгром первого этапа нидерландской революции породил это чувство трагического неверия в силу людей, в правоту их поступков. В поздних произведениях художник отказался от применения локальных красок, достигая тонального и светового единства насыщения пейзажа ярким солнечным или рассеянным светом. В области пейзажа Брейгель опережает свой век — преодолевая аллегорически-назидательное понимание живописи, он открывает непосредственно зрительную силу ее воздействия. В картине «Буря» (Вена, Художественно-исторический музей) панорамность построения морского пейзажа сочетается с лирическим сопереживанием. Тема ничтожества человека выражена ощущением борьбы могучих стихий: бурного моря, ветра, низких облаков, дождя, воспроизведенных предметно, осязательно, темпераментно.
Своим творчеством Брейгель завершил искания нидерландских живописцев 15—16 столетий. Вместе с тем Питер Брейгель проложил путь искусству 17 века, искусству Рубенса и Рембрандта. Поколение художников, выступивших в период нидерландской революции, не поднялось до того социального обобщения и пафоса, которым было отмечено творчество Брейгеля, сложившееся в пору большого подъема стихийного народного движения.
Брейгель Питер. Картины, гравюры →
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Биография — Брейгель Питер - Музей Арт-Рисунок
Просмотров: 45100Брейгель Питер, нидерландский живописец
Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. около 1525-30 - ум. 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). В своём творчестве отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь и настроения народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции.Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок ("Детские игры", 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа.В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) - постоянно движущаяся народная масса. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец" - оба в Музее истории искусств, Вена).Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон; "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета", 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях ("Сорока на виселице", 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах ("Слепые", 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармоничного красочного единства.Творчество Брейгеля заложило основу развития национальной нидерландской школы реалистичной пейзажной живописи. Выполненные Брейгелем пейзажи с бескрайними просторами равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органичной связи с жизнью населяющих её трудовых людей, исполнены смелых реалистичных наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года.В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается; обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт, исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" - все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.
Лит.: М. В. Алпатов, П. Брейгель Мужицкий, М., 1939; Р. Климов, П. Брейгель, М., 1959; Гершензон-Н. М. Чегодаева, Брейгель, М., 1983; Bastelaer R. van, Georges Н. de Loo, P. Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, pt. 1-5, Brux., 1905-07; Friedlдnder M. J., P. Bruegel, В., [1921]; Tolnay Ch., P. Bruegel l'Ancien, Brux., 1935; Gйrard J., Bruegel et son йpoque, Brux., [1978].
Картинная галерея: Брейгель, Питер
Картинная галерея: Брейгель Младший, Питер
Картинная галерея: Брейгель Старший, Ян (Бархатный)
Родительская категория: Биография Категория: Краткая биографияwww.art-drawing.ru
Иллюстрации Яна Брейгеля (Jan Bruegel) // ОПТИМИСТ
Поиск по сайту
Архивы
Архивы Выберите месяц Июнь 2018 (479) Май 2018 (595) Апрель 2018 (465) Март 2018 (503) Февраль 2018 (627) Январь 2018 (470) Декабрь 2017 (530) Ноябрь 2017 (446) Октябрь 2017 (393) Сентябрь 2017 (286) Август 2017 (236) Июль 2017 (278) Июнь 2017 (268) Май 2017 (198) Апрель 2017 (168) Март 2017 (185) Февраль 2017 (269) Январь 2017 (264) Декабрь 2016 (163) Ноябрь 2016 (215) Октябрь 2016 (235) Сентябрь 2016 (279) Август 2016 (339) Июль 2016 (372) Июнь 2016 (314) Май 2016 (291) Апрель 2016 (311) Март 2016 (426) Февраль 2016 (342) Январь 2016 (279) Декабрь 2015 (245) Ноябрь 2015 (242) Октябрь 2015 (380) Сентябрь 2015 (313) Август 2015 (355) Июль 2015 (341) Июнь 2015 (354) Май 2015 (339) Апрель 2015 (282) Март 2015 (295) Февраль 2015 (302) Январь 2015 (322) Декабрь 2014 (327) Ноябрь 2014 (379) Октябрь 2014 (291) Сентябрь 2014 (301) Август 2014 (325) Июль 2014 (386) Июнь 2014 (389) Май 2014 (231) Апрель 2014 (304) Март 2014 (267) Февраль 2014 (310) Январь 2014 (306) Декабрь 2013 (228) Ноябрь 2013 (349) Октябрь 2013 (501) Сентябрь 2013 (432) Август 2013 (282) Июль 2013 (301) Июнь 2013 (448) Май 2013 (223) Апрель 2013 (255) Март 2013 (329) Февраль 2013 (175) Январь 2013 (222) Декабрь 2012 (297) Ноябрь 2012 (342) Октябрь 2012 (473) Сентябрь 2012 (310) Август 2012 (367) Июль 2012 (361) Июнь 2012 (349) Май 2012 (99) Апрель 2012 (680) Март 2012 (90) Февраль 2012 (60) Январь 2012 (494) Декабрь 2011 (555) Ноябрь 2011 (815) Октябрь 2011 (838) Сентябрь 2011 (616) Август 2011 (688) Июль 2011 (724) Июнь 2011 (443) Май 2011 (823) Апрель 2011 (496) Март 2011 (33) Февраль 2011 (189) Январь 2011 (683) Декабрь 2010 (229) Ноябрь 2010 (357) Октябрь 2010 (269) Сентябрь 2010 (439) Август 2010 (129) Июль 2010 (169) © 2018 ОПТИМИСТ // Вверх //oppps.ru
Охотники на снегу Картина Питера Брейгеля
Искусство Нидерландов 16-го века Картину «Охотники на снегу» Питер Брейгель написал маслом по дереву в 1565 году. Картина Брейгеля является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене. В картине «Охотники на снегу» зима под кистью художника предстает равниной, сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно и с высоты, словно в полете; зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно величаво, холодно и спокойно.
В композиции картины «Охотники на снегу» использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.
Художник и философ-живописец, Питер Брейгель сумел передать гармоничное единство мира: мощь, величественность природы — и прелесть домашнего очага, повседневных дел частного человека. Перед зрителем разворачивается панорама прекрасного, гармонично устроенного уголка мира, на мгновение выхваченного из действительности, погружённого в тишину зимнего дня: застыли на месте охотники, смолк лай собак, в небесной вышине будто замер в свободном полёте орёл. Но завораживающая тишина обманчива: зритель ощущает себя как бы на грани пробуждения, и вот он уже готов стать соучастником происходящего на полотне, устремиться вслед за охотниками вниз к подножию холма. Картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля признана одним из величайших шедевров мировой пейзажной живописи.
История искусства. Далее →
smallbay.ru
Избиение младенцев Картина Питера Брейгеля
Искусство Нидерландов 16-го века Созданные после «Охотников на снегу», в следующем 1566 году, картины Питера Брейгеля — «Избиение младенцев» (Художественно-исторический музей, Вена), «Проповедь Иоанна Крестителя» (Национальный музей, Будапешт), «Перепись в Вифлееме» (Королевский музей искусств, Брюссель) — означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Все они впечатляют сознанием достоверности происходящего, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Вифлеемское избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа. Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому.
В картине Брейгеля изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего. Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню».
В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: "На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены". Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.
История искусства. Далее →
smallbay.ru