Тюльпаны и финансовый пузырь. Тюльпаномания картина


Тюльпаномания. 100 великих афер [с иллюстрациями]

Тюльпаномания

Тюльпан… Кто бы мог подумать, что этот красивый цветок станет причиной невиданных страстей, невероятных историй и приключений. Самые ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как «дульбаш» или «тюльпан» – турецкая чалма. В 1554 году посланник австрийского императора Ожье Жислен де Бусбек увидел тюльпаны в саду турецкого султана. Посол закупил партию луковиц и отправил в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, которым заведовал голландский ботаник, садовод Клюзиус. В 1570 году он привез луковицу тюльпана в голландский город Лейден.

В Нидерландах тюльпаны быстро вошли в моду и стали пользоваться большим спросом, особенно у богачей. Купцы и лавочники стремились собрать как можно больше редких сортов диковинных цветов и покупали их по безумным ценам. Так, некий торговец из Харлема заплатил за одну луковицу половину своего состояния только для того, чтобы посадить ее в оранжерее и похвастаться перед знакомыми.

Когда луковицы тюльпанов стали доступны среднему голландцу, цветы превратились в объект финансовых спекуляций. Страну охватило безумное увлечение, позже названное тюльпаноманией. Купцы за бесценок спускали свои товары, чтобы на вырученные деньги купить вожделенные луковицы.

К 1634 году тюльпановая афера захватила крупнейшие города республики: Амстердам, Утрехт, Алкмар, Лейден, Энкхейзен, Харлем, Роттердам, Хорн… Спекуляция луковицами приносили больший доход, чем перепродажа акций или облигаций.

Быстрый рост цен стимулировал приток на голландский цветочный рынок все новых покупателей, мечтавших быстро разбогатеть. В 1636 году спрос на тюльпаны редких сортов вырос настолько, что они стали предметом большой биржевой игры. Современник так описывал сценарий подобных сделок: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов, да иметь и не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии».

Акварель неизвестного художника, XVII век

Деревенские постоялые дворы и таверны превратились в цветочные биржи. Завершение торговых сделок отмечалось шумным застольем. Главным же центром ценообразования была Харлемская биржа, где за три года торгов по спекулятивно-завышенным ценам общая сумма цветочных сделок достигла астрономической цифры – 10 млн гульденов. Для сравнения: в такую же сумму оценивалась биржевая стоимость знаменитой Ост-Индской компании.

Цены на луковицы постоянно росли. Самым дорогим сортом считался «Семпер Август». В 1623 году его луковица стоила 1000 флоринов, а в разгар тюльпаномании один из экземпляров был продан за 4600 флоринов, новую карету, пару серых лошадей и полный комплект сбруи. Для сравнения корова в то время стоила 100 флоринов. Рекордной можно считать сделку в 100 тысяч флоринов за 40 тюльпановых луковиц.

Спрос постоянно превышал предложение. Чтобы привлечь людей среднего достатка, продавцы начали брать небольшие авансы наличными, а в залог остальной суммы – имущество покупателя. Мантинг, плодовитый автор той поры, написавший о тюльпаномании фолиант объемом в тысячу страниц, сохранил для потомков следующий перечень различных предметов, за которые была куплена луковица редкого сорта «Вице-король»: 2 ласта пшеницы, 4 ласта ржи, 4 откормленных быка, 8 откормленных свиней, 12 откормленных овец, 2 хогсхеда вина, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 1000 фунтов сыра, кровать с постельными принадлежностями, мужской костюм, серебряная чаша. Всего добра на 2500 флоринов.

Существует рассказ об одном редком экземпляре, за который покупатель отдал целую пивную в 30 тысяч флоринов. Живописец Ян ван Гойен предложил гаагскому бургомистру за десять луковиц аванс в размере 1900 флоринов, а в залог остальной суммы – полотно Соломона ван Руйсдаля, а также обязался написать картину.

Среди народа сложилось мнение, будто тюльпаны – гарантия обогащения. Надо только купить побольше луковиц, а когда цена поднимется, выгодно продать. «Дворяне, горожане, фермеры, механики, моряки, лакеи, горничные, трубочисты, торговцы старьем, – писал французский психолог Б. Садис, – все завязли в торговле тюльпанами. Дома и земли продавались за разорительную низкую цену или шли в уплату покупок, сделанных на рынке тюльпанов. Так заразительна была эпидемия, что иностранцев поразило то же безумие, и деньги текли в Голландию отовсюду».

Тюльпановая лихорадка породила легенды. В «Путешествиях» Блейнвилла приводится забавный случай. Богатый купец, гордившийся своими редкими тюльпанами, получил большую партию товара. Эту весть ему принес в бухгалтерию некий моряк. Купец наградил его за хорошую новость крупной копченой селедкой. Моряк, заметив на конторке торговца луковицу, очень похожую на луковицу репчатого лука, незаметно сунул ее в карман в качестве закуски к селедке.

Едва он ушел, как купец обнаружил пропажу драгоценной луковицы тюльпана «Семпер Август» стоимостью три тысячи флоринов. Все домашние были подняты на ноги, драгоценную луковицу искали повсюду, но тщетно. Горю купца не было предела. Наконец кто-то заподозрил моряка.

Моряк и не думал прятаться. Его обнаружили мирно сидящим на бухтах каната и пережевывающим последний кусочек «лука». Он и не помышлял, что ест завтрак, на деньги от продажи которого можно было кормить экипаж целого корабля в течение года или, как утверждал ограбленный купец, «устроить роскошный пир для принца Оранского и целого двора штатгальтера». Моряк провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в краже в особо крупных размерах.

Тюльпаномания не могла продолжаться вечно. Как только цены на луковицы стали чуть снижаться, торговцы сразу запаниковали и принялись сбрасывать свой товар. Предложение резко превысило спрос. Тысячи голландцев вдруг обнаружили, что являются обладателями нескольких луковиц, которые никто не хочет покупать даже за четверть первоначальной цены. Состоятельные купцы были доведены чуть ли не до нищеты, а многие дворяне разорились.

Особенно туго пришлось тем, кто пытался спекулировать в кредит. Допустим, некий продавец Хиддинг договаривался с покупателем Эйкеном о поставке через два месяца пяти «Семперов Августов» по четыре тысячи флоринов за луковицу. В оговоренный срок Хиддинг был готов продать луковицы, но к тому времени цена падала до трехсот-четырехсот флоринов за штуку, и Эйкен отказывался выплачивать разницу. Таких случаев невыполнения договорных обязательств с каждым днем становилось все больше.

Владельцы тюльпанов провели в ряде городов общественные собрания. После бурных дебатов в Амстердаме делегаты пришли к соглашению, по которому договоры, заключенные в разгар мании, то есть до ноября месяца 1636 года, объявлялись потерявшими законную силу, а те, что были заключены позднее, считались расторгнутыми после уплаты покупателями десяти процентов стоимости контракта. Но это решение никого не удовлетворило.

Судьи, заваленные исками о нарушении условий договоров, отказывались принимать к рассмотрению спекулятивные сделки. В конце концов поиском выхода из тупика занялся Совет по делам провинций в Гааге. Члены совета после трехмесячных дебатов объявили, что не могут вынести окончательное решение, поскольку… не обладают всей полнотой информации. Они предложили следующий выход: если покупатель отказывается приобретать тюльпаны по договорной цене, продавец может продать луковицы с аукциона, а разницу между фактической и договорной ценами обязан компенсировать покупатель. Подобные рекомендации оказались абсолютно бесполезными. В Голландии не было суда, который мог бы заставить покупателей платить за тюльпаны. Споры по тюльпановым сделкам разбирали специальные комиссии. В итоге большинство продавцов согласилось получить по пять флоринов с каждой сотни, полагавшейся им по договорам.

К началу 1640-х годов тюльпаномания в Голландии навсегда отошла в историю, оставив после себя разве что забавную книгу «Взлет и падение флоры». Трехлетний застой в экономике дорого стоил стране. Однако важно другое: Нидерланды и поныне считаются страной тюльпанов. Здесь ежегодно производится 3 миллиарда луковиц тюльпанов, из которых две трети идет на экспорт, а треть остается в стране для выращивания цветов и последующего разведения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Тюльпаномания - Склад Са_вы

Весна настала, наконец-то! Тюльпаны у нас тут проклюнулись.:)А у Яна Брейгеля Младшего есть несколько картин под названием "Тюльпаномания"Сначала немного истории, чтоб ясно было об чём, собственно, речь:

Голландия всегда ассоциировалась с тюльпанами, поэтому многие считают, что эти прекрасные цветы и стали первоначально здесь разводить, но это не так.Одним из иностранцев, заинтригованных тюльпанами, был Охир Гилэн де Бузбек, австрийский посол в Турции (1555—1562). Он привез несколько луковиц из Константинополя в Вену, где их посадили в садах Фердинанда I, императора из династии Габсбургов. Там тюльпаны расцвели под опытным наблюдением Шарля де Леклюза, французского ботаника, более известного под своим латинским именем Карл Клузиус.Вскоре слава Клузиуса привлекла внимание Лейденского университета в Нидерландах, и его уговорили стать куратором университетского ботанического сада. В октябре 1593 года, с «тайным запасом луковиц тюльпанов», Клузиус приехал в Лейден. Несколько месяцев спустя, весной 1594 года, новый сад Клузиуса стал местом самого первого тюльпана, зацветшего в Нидерландах.В Лейдене Клузиус занимался скрещиванием разных видов тюльпанов, пытаясь вывести тюльпаны которые можно было бы выращивать в более суровом, нежели турецкий климате и получить лепестки разных оттенков. Более двадцати лет Клузиус проработал в ботаническом саду Лейдена. Вскоре на цветы напала какая-то неизвестная болезнь (считается что это был вирус) — бутоны тюльпанов принимали невиданные до этого формы, края некоторых лепестков стали как будто бы стриженными, появились новые оттенки. Именно эта аномалия и послужила началом тюльпаномании в Голландии. Только не думайте, что в то время вся Голландия цвела тюльпанами. Цветы эти были символом роскоши, и присутствие их в саду голландцев свидетельствовало о высоком статусе хозяев в обществе. В 1623 году одна луковица популярнейших сортов тюльпанов стойла 1000 гульденов (годовой доход среднестатистического голландца того времени составлял 150 гульденов) !Одну луковицу давали в качестве приданого невесте, три стоили столько же, сколько хороший дом, а всего лишь одна луковица сорта Тюлип Брассери отдавалась за процветающую пивоварню.Когда луковицы тюльпанов стали доступны среднему голландцу, цветы превратились в объект финансовых спекуляций. Страну охватило безумное увлечение, позже названное тюльпаноманией. Купцы за бесценок спускали свои товары, чтобы на вырученные деньги купить вожделенные луковицы.К 1634 году тюльпановая афера захватила крупнейшие города республики: Амстердам, Утрехт, Алкмар, Лейден, Энкхейзен, Харлем, Роттердам, Хорн... Спекуляция луковицами приносили больший доход, чем перепродажа акций или облигаций.Быстрый рост цен стимулировал приток на голландский цветочный рынок все новых покупателей, мечтавших быстро разбогатеть. В 1636 году спрос на тюльпаны редких сортов вырос настолько, что они стали предметом большой биржевой игры. Современник так описывал сценарий подобных сделок: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов, да иметь и не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии».Продавцы луковиц зарабатывали огромные деньги. Все разговоры и сделки вращались вокруг единственного предмета — луковиц.Постоянно растущие цены подбивали многие семьи из среднего и бедного слоев общества играть на бирже по продаже тюльпанов. Для того чтобы купить луковицы и перепродать по более высокой цене, закладывались дома, состояния и предприятия. Продажи и перепродажи производились множество раз, в то время как луковицы даже и не вынимались из земли. Состояния удваивались за мгновения. Бедные становились богатыми, богатые — сверхбогатыми. Торговля луковицами на бирже стала неконтролируемым рынком.А в 1637 году случился перегрев рынка — цены достигли таких высот, что спрос резко упал. У задолжавших и нищих голландцев осталось множество тюльпановых луковиц — но их было некому продать. В тот год цена на луковицы упала в 100 раз. Такой обвал цен ударил и по всей голландской тюльпановой промышленности. Тюльпановый кризис стал причиной последующего финансового кризиса в Голландии, оказалось вся экономика страны была сосредоточена на тюльпанах.Голландские генеральные штаты, собравшись 27 апреля 1637 года в Харлеме, издали закон, по которому всякие сделки по луковицам тюльпанов были признаны вредными и всякая спекуляция по ним отныне строго каралась законом. Тюльпаны вновь стали тем, чем они были — обычными садовыми цветами, служа лишь для услаждения взора. Отрезвленная от тюльпанового угара, Голландия долго переживала его последствия. Оптимизм многих коммерсантов сняло, как рукой, а многие бедняки стали еще беднее, чем были. Так закончилась эта не имеющая аналогов в истории цветоводства биржевая игра на цветах.

Вот сатиру на это событие и видим мы на картинах Яна Брейгеля младшего. Брейгель не только высмеивает спекулянтов, изображая их как безмозглых обезьян, его работа - это урок недальновидности и глупости.

Аллегория ТюльпаноманииАллегория Тюльпаномании_2Частная коллекция.

Сатира на ТюльпаноманиюСатира на Тюльпаноманию© Frans Hals Museum

Ещё одна Аллегория ТюльпаноманииАллегория Тюльпаномании© Christie's Ян Брейгель Младший (Brueghel de Jonge) (1601—1678)- представитель нидерландской династии художников Брейгелей.Внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца Яна Брейгеля Старшего. На протяжении своего творческого пути создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием создавал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего — крупные пейзажи.

sa-va-artpantry.livejournal.com

Первая финансовая пирамида в истории или «Тюльпаномания»

Первая финансовая пирамида в истории или «Тюльпаномания»

Первая финансовая пирамида в истории, как принято считать, была создана шотландским финансистом Джоном Лоу в начале ХVIII века. Мало кто знает, что еще столетием раннее жители Голландии, увлекшись подобной аферой, разорили богатейшую страну в Европе.

0

Картина Гендрика Пота «Колесница Флоры», 1640-е годы. В колеснице богиня цветов со своими попутчиками — спекулянтами, катится на морское дно. Аллегорический сюжет высмеивает тогдашнее положение, как перекупщиков так и простых фермеров, которые забросив работу тянутся к повозке, в надежде заработать легкие деньги.

И как бы парадоксально не звучало, но причиной финансового краха Нидерландов стали… тюльпаны.Первая финансовая пирамида в истории или «Тюльпановая лихорадка» — явление, которое в начале ХVII века свело с ума практически все население Голландии. Финансовое состояние в то время определялось не наличием золота или земельных угодий, а владением луковиц тюльпанов очень редких сортов. Обычный цветок стал ценностью номер один в государстве.Родина тюльпанов – Иран и Турция. Именно оттуда в ХVI веке эти цветы были транспортированы в Европу. Изначально тюльпан был предметом роскоши, купить его могли только богатые вельможи. Однако местный климат был благоприятным для разведения эксклюзивного цветка, поэтому вскоре позволить поставить тюльпан в вазу могли уже представители всех сословий. Со временем, селекция новых сортов тюльпанов возродила статус этих цветов. Цены на них стали неприлично высокими. Люди готовы были отдать безумные деньги за редкие сорта тюльпанов. Так, за луковицу сорта Semper Augustus, лепестки которого были красно-белого цвета, платили до 46 коров.

000

Тюльпан сорта «Semper Augustus», иллюстрация из каталога тюльпанов, предположительно 1630 год.

«Тюльпаномания» завладела целым государством, цветок стал эквивалентом денег. Чтобы не рисковать уязвимыми луковицами, голландцы проявили смекалку: заменили живые растения на бумажные сертификаты, которые получили название фьючерсов. На них невозможно было ничего приобрести, но зато эти так называемые ваучеры обменивались на деньги. Фьючерсы продавались на биржах.

0000

Картина нидерландского художника Яна Брейгеля Младшиго «Аллегория тюльпаномании», предположительно 1640 годы.

Все настолько увлеклись бумажками, что забыли про реальные предметы торга – тюльпаны. С 1634 по 1636 года (пик «Тюльпаномании») ваучеров продали в 20 раз больше, чем настоящих цветов, которые теоретически можно было вырастить в Голландии. Закономерно, цены на главный товар, фьючерс, резко упали. Но все же, обезумевшие вкладчики, надеявшиеся на удачу, продолжали закладывать оставшееся имущество.

00

Торговец тюльпанами, приблизительно XVII столетие.

Чуда не произошло – и первая финансовая пирамида в истории рухнула. Сотни тысяч человек превратились в нищих. Вот так обычный цветок погубил экономику целого государства.

Поделиться ссылкой:

poznavatelno.net

Что здесь происходит: Жан-Леон Жером. Тюльпановое безумие

Жемчужно-серый рассвет. Прохладно и, кажется, моросит. Бледные силуэты городских построек вдали размыты и невесомы. Мельница и колокольня словно парят во влажном морском воздухе. На горизонте едва угадываются мачты и паруса. Их зыбкие очертания резко контрастируют с пестрым лоскутным ковром тюльпановых клумб.

Пасмурная меланхолия раннего утра попрана солдатским сапогом. Периметр оцеплен, у ворот выставлены часовые. Человек в штатском — не иначе, хозяин поместья, застыл с поднятыми вверх руками. Гвардейцы заняты делом — они носятся по клумбам, сосредоточенно и азартно топчут цветы, разят их прикладами. Командующий ими офицер, должно быть, для большей эффективности, въехал на поле верхом.

На переднем плане — щеголь-аристократ при усах и шпаге. В ухе поблескивает серьга, в глазах — решимость. Обнажив клинок, он защищает горшок с тюльпаном от спешащих к нему солдат. Царственная осанка, резко очерченные скулы, крепко сжимающая эфес рука — всем своим видом он словно заявляет: «этот горшок — мой!».

Так что же здесь происходит? Затянувшаяся до утра костюмированная вечеринка вышла из-под контроля? Прогрессивная общественность протестует против сексистской традиции дарить женщинам цветы? Уве Болл снимает приквел «Дня триффидов»? Или это средневековый наркоконтроль ищет среди тюльпанов псилоцибиновые грибы? Тогда чем, скажите на милость, обусловлен столь живой интерес усатого протохипстера к обыкновенному цветочному горшку?

Чтобы найти ответы, придется копнуть поглубже. Уж точно глубже, чем требуется, чтобы выкопать тюльпановую луковицу.

Первые тюльпаны попали в Западную Европу в середине XVI века. Завезенные из Ирана и Османской империи, они быстро стали любимыми цветами европейской знати. Первый, достоверно известный в западноевропейской истории тюльпан, расцвел в 1559 году в Баварии. А центром тюльпанового промысла в те годы стала Франция. Именно здесь в начале XVII столетия был зафиксирован первый ажиотажный рост цен на тюльпаны — за луковицы отдавали мельницы, поместья и состояния, их считали завидным приданным, тюльпаны были атрибутом роскоши и выполняли функции социального маркера. Впрочем, во Франции тюльпаномания была кратковременной и имела, скорее, эпизодический характер. Настоящий тюльпановый армагеддон разразился в Нидерландах.

Пожалуй, решающую роль в том, что сегодня Голландия прочно ассоциируется в массовом сознании с тюльпанами, сыграл один единственный человек — уроженец Франции Карл Клузиус. Гуманист, полиглот, главный ботаник своего времени и страстный фанат тюльпанов, он пользовался огромным авторитетом. Труды и опыты Клузиуса спровоцировали моду на тюльпаны среди европейских монархов и аристократов. В 1593 году Клузиус получил звание почетного профессора в Лейденском университете и переехал в Голландию, где продолжал наблюдать и описывать загадочное явление.

Время от времени, обыкновенные монохромные тюльпаны перерождались, давая потомство с пестрыми лепестками. Попытки вывести пестролепестные тюльпаны искусственно, неизменно оканчивались крахом — эту красивую тайну не удалось разгадать даже Карлу Клузиусу.

artchive.ru

Тюльпаномания — причины, ход и последствия

Один из аргументов противников капитализма — систематические кризисы, которые сотрясают экономику. При этом у каждого конкретного потрясения есть свой источник, причина и исход. Однако правда состоит в том, что рыночную экономику лихорадит регулярно. Когда точно случился первый коллапс — неизвестно. Но сегодня мы поговорим о первом задокументированном и памятном экономическом мыльном пузыре — тюльпаномании. Этой статьей мы открываем серию лонгридов о кризисах, которые обрушиваются на мир с XVII века и по сей день.

Золотой век Голландии

XVII век для молодой Голландии — золотое время. Несмотря на то что республика была небольшой, она была весьма густо населена, повсюду росли города, процветали торговля и ремесла. Одной из отправных точек голландского Gouden Eeuw cчитают «Акт о клятвенном отречении» 1581 года, который стал декларацией независимости для Республики Соединенных Провинций.

Война между мятежными Нидерландами и королем Испании шла как до 1581 года, так и после, но именно «Акт» принято считать юридическим началом голландской государственности. В 1587 году Генеральные штаты республики назначают наместником страны Морица Оранского, который начинает удачные военные действия против испанцев. Позже к войне против Испании присоединяется Франция, а у самих испанцев постепенно заканчиваются деньги. К 1609 году у обеих сторон иссякли силы и средства на войну, поэтому на 12 лет заключается перемирие.

Еще до этого перемирия в Нидерланды начинают сбегаться протестанты из Франции, испанских Южных Нидерландов, которых преследуют католики. Также в Нидерланды приезжают испанские и португальские евреи, вынужденные либо сменить веру, либо покинуть родные места после Реконкисты. Среди всех этих беженцев множество мыслителей, купцов, ремесленников, мастеровых, ученых — и все они начинают трудиться на благо Нидерландов, которые не преследуют людей за веру. Например, среди потомков таких переселенцев был знаменитый философ Спиноза, который родился в Амстердаме.

Отлично идут и торговые дела Нидерландов — в 1602 году основана Голландская Ост-Индская компания, которая торгует со всем миром, от Балтики до Цейлона. В те же годы Нидерланды приобретают свои колонии: Новые Нидерланды на месте современного Нью-Йорка, обширные базы в Индийском океане, в южной точке Африки и еще множестве опорных пунктов для торговли.

В общем и целом Голландия переживает золотой век во всех смыслах. Некоторые исследователи считают, что не в последнюю очередь тюльпаномания и лопнувший пузырь были подготовлены двенадцатилетним перемирием и золотым веком.

О любви голландцев к тюльпанам

Сейчас тюльпан почти в любом ларьке можно купить по 50 рублей за штуку. Цветы красивые, изящные и яркие, поэтому каждое 8 марта и 14 февраля тюльпаны расходятся на ура. Любят тюльпаны и в Голландии.

Нежный цветок впервые появился не на холодных берегах Северной Европы, а в Турции и Центральной Азии, где климат лучше. В 1562 году посланник в Османскую империю Бусбек привозит в Аугсбург первые луковицы — красивый цветок приглянулся ему в ходе одной из поездок по Турции. Тюльпаны восхищают местных аристократов, и цветок постепенно распространяется в соседние страны — Францию и Нидерланды. Кстати, название «тюльпан» — это калька с tulliband, то есть тюрбан, так как цветки напоминали восточный головной убор.

Растить тюльпаны в северном климате трудно, и поначалу всеми операциями: выращиванием, культивацией, продажей, обменом — занимаются исключительно профессиональные садоводы. Уже тогда, на рубеже XVI и XVII веков, за самые дорогие сорта, например, Semper Augustus, можно было купить целый дом или мельницу.

Тюльпан может размножаться луковицами или семенами, и этот факт тоже сыграл свою роль в тюльпаномании. Дело в том, что при вегетативном размножении может получиться так, что одна луковица даст на следующий год всего две новые луковицы, через год их будет всего четыре, через два — восемь. То есть для того, чтобы новый сорт вышел на рынок, может понадобиться десять лет, а то и больше. Семенами размножать тюльпаны было невыгодно. Во-первых, тюльпан из семечка зацветет только на седьмой год. Во-вторых, семенами не передается вирус, который заставляет новые цветы приобретать необыкновенные расцветки. Голландцы XVII века о вирусе не догадывались, но быстро поняли, что новые роскошные цвета получаются только из луковиц.

Луковицы тюльпанов

Луковицы тюльпанов

Тюльпаны для голландцев тех времен были одновременно и сосредоточием красоты, и признаком аристократизма. За новыми сортами шла охота, луковицы редких экземпляров ценились как произведения искусства. Тюльпаны рисовали на картинах и посвящали им праздники. Но всего этого недостаточно для экономического пузыря.

Истоки проблемы

Как и везде, причин тюльпаномании много. Одну мы уже озвучили — тюльпаны чертовски любят в самой Голландии за красоту. Из-за этого не понадобилось никакой рекламы, чтобы привлечь новых игроков на рынок.

В своей книге «Анатомия финансового пузыря» Елена Чиркова называет главную причину не только «тюльпановой проблемы», но и вообще любого краха. Причина эта заключается в том, что на рынок в качестве игрока приходят непрофессионалы. До 1636 года тюльпанами в специальных клубах торговали садоводы, которые знали цену своим цветкам и понимали, как и когда вырастет очередной красавец. Но и эта причина неоднородна.

Наплыв непрофессионалов — ткачей, мясников, аптекарей, юристов — на рынок тюльпанов некоторые связывают с чумой, которая прокатилась по северу Европы в 1633-37 годах. Болезнь унесла многие жизни, и возникла нехватка рабочих рук. Завозить мигрантов тогда не умели, поэтому повысились доходы у людей рабочих профессий. Благодаря этим сверхдоходам те, кто раньше не мог скопить денег, приобрели сбережения. А раз есть сбережения, то можно их куда-нибудь вложить.

Капиталы и денежная масса вообще играют ключевую роль в капитализме: среди историков есть мнение, что именно волна драгоценных металлов из Нового Света позволила перейти к новому типу отношений — капитализму. Волна не обошла и Нидерланды: колоссальные доходы от заморской торговли, открытие серебряных рудников в Андах и гигантская по тем временам добыча отграбежа испанского судна наводнили Нидерланды деньгами. Доходило до того, что человек мог просто принести на монетный двор золотой слиток и попросить отчеканить ему монеты. Обилие ходящих монет упростило и ускорило финансовые операции в Голландии, открывая тем самым путь к спекуляциям.

Отдельный пункт — законодательство Нидерландов. Центральным двигателем, надувавшим финансовый пузырь, была торговля фьючерсами, и она была не разрешена законодательно. С фьючерсной торговлей зерном, рыбой и прочими благами на Амстердамской бирже были знакомы и, чтобы пресечь махинации, хождение необеспеченных акций запретили в 1610-х годах. Но торговля луковицами тюльпанов осталась вне поля зрения голландских законодателей. Запрета не было, но и никакого регулирования не предполагалось. Власти считали торговлю тюльпановыми фьючерсами чем-то вроде азартной игры или пари — вся регулировка происходила на честном слове.

И, наконец, появление фьючерсного рынка тюльпанов не в последнюю очередь вызвано тем, что цветок стал очень популярен во Франции, а следом и во всей Европе. Так появились иностранные покупатели.

Фьючерсы

Чтобы понимать, что случилось в 1633-37 годах в Голландии, критически важно разбираться в понятии фьючерса. Фьючерс — это контракт на покупку или продажу базового актива. Базовым активом может быть что угодно. В наши времена в этой роли часто выступают ценные бумаги, акции, процентные ставки — на суть самого понятия это не влияет.

Заключая фьючерсную сделку, обе стороны (покупатель и продавец) оговаривают и прописывают время, место, цены и объемы сделки. Также они вносят залог на биржу — это предохраняет от невыполнения своих обязательств. Такого обязательства в XVII веке не было.

Фьючерсы нужны для того, чтобы обезопасить свои сделки в будущем от резкого колебания цен, заключая такой контракт, вы можете быть уверены, что купите в день N необходимое вам количество товара по установленной цене. Конечно, если перед вами не спекулянт.

Фьючерсный рынок тюльпанов

Прежде чем перейти к самой тюльпаномании, надо отметить — в торговле ветром не участвовали профессиональные игроки с Амстердамской биржи. Не было биржи тюльпанов как таковой — большинство сделок происходило в городских тавернах под хмельком. Добавьте сюда присущий тогдашним голландцам азарт, и картина сложится сама: люди, которые не разбирались в цветах, торговле, подпив в таверне, были готовы заключать контракты, которые сулили им прибыль в несколько сот процентов, при этом без особых вложений. Звучит как устойчивая бизнес-модель, не правда ли?

До начала тюльпаномании профессионалы-цветоводы торговали только в период с июня по сентябрь, когда цветок можно было выкопать и пересадить. Покупателям был важен цвет и красота экземпляра, поэтому они должны были видеть цветки. Когда в игру включились массы людей, то акцент сместился с красоты на прибыль. Люди начали торговать не для того, чтобы высадить цветок и размножить его, а чтобы перепродать подороже себе подобным. Торговля распространилась на весь год: если клубень нельзя было выкопать и доставить покупателю, то заключался вексель с указанием того, когда цветок будет у купившего, с отсрочкой платежа. Проще говоря, люди оформляли фьючерсы на тюльпаны. Купившие, в свою очередь, не собирались в действительности получать свои цветы — проще было перепродавать дальше. Получается классическая финансовая пирамида, где устойчивость всей конструкции остро нуждается в постоянном притоке новых членов. Приводится такой совет одному из граждан: «До лета ты не платишь, а к лету — перепродаёшь».

Важно отметить, что тюльпаномания шла циклами, с каждым новым витком набирая обороты. На первой ступени на рынок вошли новые игроки из городского среднего класса — ремесленники, юристы, аптекари. У них были лишние деньги, которые они хотели пустить в оборот, и тюльпаны для этих целей казались им наилучшим активом. С этим совпал рост интереса к тюльпанам за рубежом и выход новинок цветоводства от садовников-любителей. На втором этапе появляются контракты на луковицы, и торговля т. н. асами — мерой веса, позаимствованной из операций с золотом. Человек приобретал уже не целую луковицу, а, например, 400 асов такого-то сорта. Кстати, контракты и асы прекрасно сочетались. Следом возник новый вид торговли — продавали уже не сами луковицы, а контракты на них, при этом у покупателей часто брали задаток. Так выстраивалась длинная цепочка. И стоило одному человеку отказаться от выполнения обязательств — рушилась вся сделка.

Торговец и тюльпаноман. Картина-карикатура середины XVII века

Торговец и тюльпаноман. Картина-карикатура середины XVII века

Постоянный приток новых торговцев и спекулянтов разогревал рынок, следом росли цены. Изначально волна захлестнула дорогие сорта, вроде Semper Augustus, Admirael Liefkens, Admirael van der Eyck и Gouda, но зимой 1636-37 года ажиотаж переключился и на дешевые сорта, которые голландцы прежде называли voderij. Питер Гарбер, один из знаковых исследователей тюльпаномании, высказал мысль, что именно в тот момент возникла «мания». В первую очередь — мания наживы, так как о красоте цветов тут уже речь не шла.

Обвал произошёл в феврале 1637 года, когда по Гаарлему прошел слух, что покупателей больше нет. Слух оказался правдой — дальнейший рост пузыря был невозможен, и начался обвал. Из-за нездорового ажиотажа и отсутствия регулировок цены даже на самые дешевые сорта поднялись так высоко, что никто больше не смог прийти на рынок. Пирамида разрушилась, торги остановились, цены покатились вниз так же стремительно, как они поднимались до этого. Чтобы остановить стремительное падение, власти даже пытались уничтожать гряды с цветками, но и это не помогло. В итоге большинство вчерашних спекулянтов, которые даже близко не владели клубнями, остались перед лицом кризиса без возможностей выполнять свои обязательства. Тут проснулось правительство — после предложений от торговцев тюльпанами и сбора бургомистров, Генеральные штаты решили, что все сделки после ноября 1636 года становятся опционами — покупатель имеет право не исполнять их, если компенсирует продавцу 3,5 % от сделки. Многие не могли предложить и такого, поэтому раздосадованные продавцы соглашались на 1 % от сделки.

Итог

В сухом остатке мы имеем первый хорошо задокументированный и описанный финансовый пузырь, с цифрами и воспоминаниями очевидцев. Если есть желание ознакомиться с мыслями тех лет, то советуем почитать текст Иоганна Бекмана, который основывался на «Беседах Вармондта и Гаргудта» 1637 года выпуска. Если хочется более современного и научного взгляда, то строго рекомендуем «Famous First Bubbles» Питера Гарбера. Там даже тюльпан изображен на обложке.

В отличие от многих финансовых пузырей, тюльпаномания не сильно задела процветавшие Нидерланды. Крах был локальным — обрушился мирок тех, кто верил в бесконечный источник доходов из воздуха, а остальные сферы голландской экономики не пострадали. В итоге все вернулось на круги своя, и самыми дорогими сортами вновь занялись сугубо цветоводы-профессионалы. А тюльпан и по сей день — один из главных символов Нидерландов.

#финансоваяграмотность

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

ГЛАВА 1. ТЮЛЬПАНОМАНИЯ. Анатомия финансового пузыря

ГЛАВА 1. ТЮЛЬПАНОМАНИЯ

Первый хорошо задокументированный пузырь надулся и лопнул в Голландии в XVII веке (хотя я думаю, что если покопаться, что-то аналогичное можно было бы найти и в Древней Греции, и в Древнем Риме). Он получил название «тюльпаномания», поскольку был связан со спекуляциями клубнями тюльпанов. Эти события бесследно не прошли: любовь голландцев к тюльпанам сохранилась, а страна и по сей день является их крупнейшим мировым экспортером. Те, кто не слышал о самом пузыре, наверняка читали роман Александра Дюма «Черный тюльпан», который настолько хорошо описывает атмосферу тюльпаномании, что ему посвящена целая глава в моей книге.

О высокой степени помешательства голландцев на тюльпанах свидетельствует такая история, кочующая из книги в книгу: один английский матрос, который был не в курсе местных событий, прибыв в голландский порт, с голодухи забрался в чей-то огород, выкопал клубень тюльпана и съел его, приняв за обыкновенный репчатый лук; тут же был пойман и угодил в тюрьму на восемь лет! Я читала эту историю в разных версиях – от «выкопал и съел», до «стащил с подоконника в доме богатого купца, куда пришел передать посылку из Леванта, чтобы съесть на завтрак в качестве гарнира к селедке, подаренной за услугу». Этот «факт» приводится в упоминавшейся книге Маккея, а тот, в свою очередь, ссылается на более ранний источник, но XVIII, а не XVII века. Установить подлинность описанных событий не представляется возможным. Один из самых известных современных исследователей голландского пузыря Уильям Гарбер (William Garber) в историю не верит, даже в самой правдоподобной ее версии, и считает, что она может быть пересказом шутливого памфлета.

Масштабы спекуляции тюльпанами меня не удивляли бы (интернет-психоз был посильнее), если бы не тот факт, что клубни тюльпанов – отнюдь не золотые слитки, которым при хранении ничего не сделается. А клубни могут и испортиться, и не прорасти![4] Если вспомнить историю денег, то в моменты, когда их функции выполняли товары, например в первобытном обществе или в эпоху тотального дефицита при социализме, на эту роль все же претендовали те, которые не портились: у папуасов это были редкие ракушки, а в Стране Советов – «поллитра». Как поддавшиеся тюльпаномании люди рисковали вкладывать огромные средства в то, что может превратиться в гниющую кучку? Вот это у меня не укладывается в голове.

Почему мы начинаем с тюльпанов? Что общего между тюльпанами и Интернетом? На первый взгляд вопрос звучит странно, как в загадке: «Что будет, если скрестить ужа и ежа?» (для тех, кто не знает ответа, – «метр колючей проволоки»). Однако ответ, и вполне серьезный, на этот вопрос все же есть. И тюльпаны, и Интернет представляли собой нечто новое, доселе малоизвестное публике. Вот вам и первая теоретическая идея: новизна объекта спекуляции – ключевое условие надувания пузыря. Мы убедимся в этом и на других примерах.

Тюльпаны были завезены в Европу из Турции. Достоверно известно, что эти цветы попали туда не позднее 1562 года. Однако около 70 лет их разводили только специалисты – цветоводы и садовники. Цветок очаровал сначала профессионалов, а позднее и широкую публику. У тюльпанов была более яркая окраска, чем у любых других цветов, известных европейцам. Красный тюльпан был ярко-красным, а лиловый – такого насыщенного оттенка, что казался почти черным.

Но понятно, что редкости и красоты цветка мало для того, чтобы вызвать манию. Нужен еще целый ряд условий, да и они не гарантируют возникновения психоза.

Во-первых, мании возникают обычно в периоды экономического процветания (можете считать это второй теоретической идеей). Какова же была ситуация в Голландии в интересующий нас период?

Благодаря торговцам Соединенные провинции – так называлась территория Голландии в те времена – к началу XVII века стали самыми богатыми в Европе. С открытием серебряных рудников в Америке и торговых путей в Индию в Европе скопилось больше денег, чем когда-либо, и богатые искали возможности потратить их. В 1620-е годы страна находилась в депрессии, вызванной войной с Испанией и блокадой. Однако в 1631–1632 годах рецессия сменилась экономическим подъемом. 1630-е в Голландии стали годами самого настоящего процветания. В 1625–1640 годах голландцы установили практически полную монополию на торговлю с Ост-Индией и Японией, завоевали большую часть Бразилии, сделали своими колониями часть Карибских островов и даже основали город Нью-Йорк, купив у индейцев полуостров Манхеттен. В 1628 году они захватили в районе Карибов испанский корабль, груженый золотом и серебром, – это была годовая добыча всех испанских шахт в Латинской Америке. Голландия тех времен была урбанизированной. Основную часть экономики составляло не сельское хозяйство, как в других европейских странах, а торговля, банковское дело, мануфактуры. Были развиты судостроение, промышленное рыболовство, транспорт, производство текстиля и финансовый сектор. В Голландии строились почти все торговые суда Европы. Обладая самым большим флотом, эта страна контролировала перевозку зерна, металлов и других сырьевых товаров.

Развитым здесь был и финансовый рынок. В Амстердаме котировались суверенные долги европейских стран, акции, сырьевые фьючерсы, были известны опционы. Здесь очень важно подчеркнуть одну особенность голландского регулирования финансового сектора, так как она станет ключевым фактором надувания пузыря. Торговля фьючерсами не была разрешена законодательно. За подписание фьючерсных контрактов никак не преследовали, но такие контракты оставались частным делом сторон и принудить к их исполнению через суд было невозможно. В большинстве случаев контракты все же исполнялись, так как неисполнение означало для спекулянта потерю репутации; но если исполнение могло повлечь за собой крупные убытки или банкротство, то риск оспаривания контракта через суд был высок [Garber 2001, p. 35].

Для надувания пузыря кроме общей благоприятной макроэкономической среды важна и ситуация с предложением денег. Бум практически всегда возникает, когда предложение денег велико и они дешевы (еще один теоретический момент). Так было и в Соединенных провинциях. Один из исследователей установил, что благодаря открытию золотых рудников в Латинской Америке в 1630-е годы в Амстердаме резко увеличилось количество монет и слитков (плюс захваченный корабль!). Существовали законы, которые позволяли владельцу слитка заявиться на монетный двор и потребовать отчеканить себе золотые монеты, чем богачи и пользовались. Как пишет этот исследователь, «рост предложения денег создал атмосферу, в которой спекуляция и бессмысленные инвестиции назрели, что и проявило себя в торговле тюльпанами» [French 2006][5].

Вернемся теперь к вопросу о том, как же именно тюльпаны оказались источником спекуляции. Посмотрим на свойства этих цветов. Cпецифика тюльпана как инвестиционного актива состоит в том, что новые сорта размножаются сначала очень медленно. Одна луковица ориентировочно может дать всего две луковицы на следующий год, четыре – через два года, восемь – через три и т. д. Если цветовод продает одну луковицу из двух во второй год, то лишается половины прироста и во все последующие годы. Таким образом, нужно лет десять, чтобы луковицы нового сорта тюльпанов появились на рынке в достаточных количествах. Тюльпаны могут размножаться и семенами, но в этом случае они начинают цвести только на седьмой год. Технологий, ускоряющих размножение этих цветов, в Голландии XVII века не существовало. Кроме того, редкие сорта растений – это еще и продукт длительной культивации. А огромным разнообразием тюльпанов мы обязаны вирусу, на который этот цветок реагировал специфически. Если клубень был поражен этим вирусом, то цветок мутировал самым неожиданным образом. Мутация была уникальной, поэтому возникший в результате нее новый цветок мог стоить очень дорого. Тюльпаны мутировали исключительно при размножении клубнями – при выращивании этих цветов из семян подобное не происходило. (В середине XVII века о существовании вируса не подозревали, но это не меняет сути дела.)

В годы описываемой мании редкие сорта тюльпанов существовали в очень небольших количествах – буквально по 10–15 луковиц каждого сорта на всю страну. Дефицит клубней определенных сортов был таков, что за них могли просить любую цену. Самым дефицитным был Semper Augustus (о ценах на него я расскажу дальше). Редкость этого сорта объясняется тем, что у его клубней жизнеспособные «детки» могли появиться только раз в несколько лет. К тому же цветок чаще заражался вирусом, чем другие, ранее выведенные и более распространенные сорта.

Для голландца, жившего в 1630-е годы, тюльпан все еще оставался редким цветком, несущим в себе обаяние и экзотику Востока. Однако постепенно цветок стал интересовать не только знатоков: оказалось, что на торговле клубнями можно зарабатывать деньги. Это случилось в 1634 году, до этого времени клубнями торговали или обменивались только цветоводы-профессионалы. По мнению Гарбера, этому способствовал возросший спрос на клубни во Франции, где цветок входил в моду. Известно, что в период пика тюльпаномании срезанный цветок редкого сорта там продавался по цене, эквивалентной 1000 гульденам. Тюльпаны были в моде при дворе Людовика XIII, а поскольку уже тогда Париж считался законодателем стиля и элегантности, парижскую моду заимствовали и на таких окраинах Европы, как Ирландия или Литва. В силу того что в провинции мода могла отставать от парижской на 10–20 лет, популярность цветку была обеспечена на долгие годы – в той или иной части Европы.

Тюльпаномания была специфическим экономическим явлением в том смысле, что она не охватила, даже на пике, профессиональных спекулянтов, торговавших на Амстердамской фондовой бирже. В спекуляцию втянулся простой люд. Многие первые торговцы луковицами тюльпанов были ткачами – им было легче вступить в игру, чем другим ремесленникам, поскольку они были самыми состоятельными среди представителей своего класса. Ткацкий станок в те годы ценился очень дорого, и, продав его или отдав в залог под кредит, ткачи получали стартовый капитал. Вскоре круг торговцев тюльпанами пополнился людьми других профессий – каменщиками, плотниками, стеклодувами, кондитерами, брадобреями, переплетчиками, свинопасами, а также людьми из более высоких социальных слоев – духовенством и юристами. Торгов на бирже не было, тюльпанами торговали в городских тавернах. Центром торговли стал Гаарлем – городок примерно в 20 километрах к западу от Амстердама. По мнению современных историков, именно гаарлемские ткачи подались в торговцы тюльпанами, так как в ткачестве город уступил первенство Лейдену.

Тюльпаномания не перекинулась на профессиональные рынки и никак, в отличие от биржевой торговли, не регулировалась. В частности, не существовало никакой проверки платежеспособности покупателя, что способствовало раздуванию пузыря. Торговля тюльпанами всегда существовала на задворках голландской экономики (именно по этой причине коллапс пузыря не вызвал экономической депрессии в стране). Один из исследователей называет торговлю этими цветами пародией на торговлю сырьевыми товарами и акциями, которая процветала на организованных биржах.

То, что торговля велась в тавернах, способствовало ее росту: сидеть можно было в тепле, регулярно прикладываясь к бокалу пива, и многие сделки совершались под хмельком. При таких тавернах создавались клубы торговцев тюльпанами (они почему-то назывались колледжами). Со слов Маккея, собрание членов клуба могло выглядеть так: в помещение набивается 200–300 человек, на столах стоят большие вазы распустившихся тюльпанов, и люди любуются ими во время трапезы.

Многие исследователи считают одной из причин, вызвавших тюльпаноманию, бубонную чуму, которая бушевала в стране с 1633-го по 1637 год. В Гаарлеме чума унесла 1/8 часть населения, в Амстердаме – 1/7, в Лейдене – треть. Считается, что именно из-за эпидемии чумы возникла нехватка рабочей силы, что, в свою очередь, вызвало рост зарплат и способствовало образованию у простого люда денежных излишков, которые и были инвестированы в торговлю луковицами. Кроме того, уверяют нас ученые, мироощущение было фаталистическим, люди жили с мыслью, что им осталось недолго, и не боялись бросить свое основное занятие ради более легкой жизни (будь что будет).

Сказалось и то, что торговля тюльпанами была относительно спокойным занятием по сравнению с заморскими операциями. Действительно, удачная экспедиция на Восток голландской Ост-Индской компании (East India Company) могла принести до 400% прибыли, но из-за размера капитала такие инвестиции были мало кому доступны, хотя снаряжение кораблей и спонсировалось пулом инвесторов. Кроме того, подобная экспедиция занимала два года, а вероятность того, что корабль не вернется, была огромной: поломки, болезни экипажа, нападения пиратов и атаки испанцев оставляли мало шансов на выживание. Да и груз мог испортиться.

Нужно отметить, что в те времена Голландия была демократичным государством, разбогатевший человек не просто мог изменить свой социальный статус – это считалось его гражданским правом, что невозможно было себе представить, например, во Франции XVII или даже XVIII века (мы это увидим на примере «Системы “Миссисипи”»). Можно сказать, что Голландия была прародиной «американской мечты».

Считается, что голландцы, жившие в XVII веке, имели одновременно склонность делать сбережения и играть в азартные игры. Один французский путешественник написал, например, что в Роттердаме невозможно найти носильщика. Если вы выберете кого-то, то к нему тут же подлетит другой и предложит сыграть в кости на деньги, которые предстоит получить.

Начать «дело», если так можно назвать спекуляцию тюльпанами, было довольно просто. Нужно было иметь немного денег и знать, где расположен ближайший цветник, – там могли продать луковицы.

Постепенно рынок клубней тюльпанов стал довольно «продвинутым», появились различные «производные инструменты». Как я уже упомянула, по луковице невозможно было определить сорт тюльпанов. По этой причине первоначально, когда луковицы покупали в основном знатоки, рынок торговли клубнями существовал только в короткий промежуток времени цветения тюльпанов – с июня по сентябрь. Но различие между сезонами было не столь важно для чистых спекулянтов, которых не интересовала красота цветка. Они рассматривали это растение исключительно как инструмент для зарабатывания денег. Эти люди не покупали клубни, чтобы высадить их и размножить, то есть заняться своего рода производством. Они рассчитывали на простую перепродажу. Постепенно торговля распространилась и на месяцы, когда клубни не могли сменить владельца физически – они были в земле. Соответственно, при совершении сделки стали выписываться векселя, в которых указывалась дата, когда цветок будет выкопан и доставлен; платеж тоже относился на более позднее время. Это нововведение сделало рынок клубней круглогодичным. Выражаясь современным языком, по сути дела был создан фьючерсный рынок клубней[6]. Максимальная известная нам отсрочка платежа на нем составляла один год.

Первоначально луковицами торговали поштучно, но с переходом на фьючерсную торговлю возникла и торговля на вес, что связано с желанием продавцов получить большие деньги за более мощные луковицы, которые к тому же могли иметь и отделимые отростки. При этом мера веса (ace) была крайне мелкой, заимствованной у торговцев золотом (некоторые исследователи считают, что это способствовало росту цен, но, на мой взгляд, вопрос о связи роста цен с переходом к торговле на вес – это вопрос о том, что первично – курица или яйцо). Даже если цена на единицу веса была фиксированной, вес клубня с момента, когда его сажали в сентябре, до июня, когда его выкапывали, увеличивался существенно, что приводило к удорожанию. Сохранились записи одного цветовода: клубень сорта Viceroy весом в 81 единицу, посаженный осенью 1636 года, весил 416 единиц; Admirael Liefkens, когда его выкопали в июле 1637 года, увеличился с 48 до 224 единиц, Paragon Liefkens – со 131 до 434 единиц и т. д.

Штучными луковицами и тюльпанами на вес торговали разные классы торговцев. Средний класс и ткачи – самые обеспеченные из рабочих – торговали только редкими сортами (Semper Augustus, Admirael Liefkens, Admirael van der Eyck и Gouda) поштучно, и лишь более бедные торговцы торговали дешевыми сортами на вес [Garber 1989, р. 545].

Возникла и торговля отростками, «детками», редких сортов. Они тоже не могли продаваться немедленно, так как должны были находиться в земле некоторое время. Таким образом, торговля отростками тоже была фьючерсной.

Помимо фьючерсов возникло подобие тюльпанных акций. Так, несколько бедных торговцев в складчину могли купить доли в дорогом клубне. Задокументирован, например, факт продажи одному торговцу 50%-ных долей в трех разных клубнях.

Опытные цветоводы быстро сообразили, что могут надувать новичков, выдавая дешевые клубни распространенных сортов за дорогие и редкие. Поэтому они с радостью принимали оплату и натурой – в виде одежды, посуды, домашней птицы и скотины, от людей побогаче брали картины. Лишь бы купили. Таким образом возник и бартерный обмен.

Пик мании пришелся на декабрь 1636-го – январь 1637 года. Представление о росте цен дают такие факты: сорт Admirael de Man, который до начала мании можно было купить за 15 гульденов, стоил теперь 175; сорта Bizarden и Ghell en Root van Leyde выросли в цене в 10 раз – с 45 гульденов до 550; Generalissimo весом 10 единиц – с 95 до 900, а очень редкий и красивый цветок с сокращенным именем Gouda («тезка» местного сыра) – со 100 до 750 (по другим данным, на вес он подорожал с 20 до 225 гульденов за ace). Semper Augustus – самый дорогой цветок, который стоил 5500 гульденов в 1633 году, то есть до начала мании, в 1637-м оценивался уже в 10 000 (согласно другому источнику, цена на этот сорт подскочила с 2000 до 6000 гульденов, то есть в три раза).

Сохранились и данные о росте цен за единицу веса (они пересчитаны на фунт). Один из самых дешевых сортов, Gheele Groonen, фунт которого стоил 20 гульденов в сентябре-октябре 1636 года, к концу января стоил 1200; сорт Switsers с сентября 1636 года, когда он стоил 60 гульденов, к 3 февраля 1637 года подорожал до 1500, при этом самый большой рост цен пришелся на январь-февраль этого же года (15 января этот сорт стоил еще 120 гульденов). В среднем цены с ноября 1636 года по февраль 1637-го выросли примерно в 20 раз.

Попробуем разобраться, как дороги были тюльпаны в 1637 году. Один вариант понять уровень цен на клубни – это сравнить их с примерными ценами тех лет на другие товары. Так, средний годовой доход ремесленника в Голландии составлял 200–400 гульденов. Маленький домик (таунхаус) стоил около 300 гульденов, а натюрморт известного художника с изображением цветов можно было купить за 1000 гульденов. Позволить себе купить Semper Augustus могли всего несколько десятков людей во всей Голландии. На те деньги, что он стоил, простая семья могла снимать жилье, покупать себе еду и одежду в течение половины жизни. Примерно за такую же сумму можно было купить прекрасный особняк с садиком в центре Амстердама, на канале, что и тогда было модно. Один из памфлетистов того времени подсчитал, что за 2500 гульденов можно было купить 27 тонн пшеницы, 50 тонн ржи, 4 тонны говядины, 8 откормленных свиней, 12 откормленных овец, 2 огромные бочки вина, 4000 литров пива, 2 тонны масла, 3 тонны сыра, кровать с постельным бельем, шкаф, полный одежды, и серебряный бочонок.

Гарбер предлагает другой подход к оценке стоимости клубня. Он перевел цену Semper Augustus в сегодняшнюю через золотой эквивалент. Получается, что если исходить из цены золота в 950 долларов за унцию (фактическая цена золота на момент сдачи книги в печать), то 10 000 гульденов – это около 190 тыс. долларов в сегодняшнем денежном выражении[7].

Однако, как мы видим, Semper Augustus стоил бешеных денег еще до начала активной торговли. Действительно, почти все источники говорят о том, что редкие сорта тюльпанов стоили дорого задолго до начала тюльпаномании. Согласно одному из них, в 1608 году за один клубень редкого сорта отдали мельницу, а за другой редкий клубень – пивоварню. В 1633-м за три редких луковицы якобы предложили целый дом. Достоверность этих фактов уже невозможно проверить, но большинство исследователей не считают их вымыслом.

Как стало ясно задним числом (а именно так и становятся очевидными многие вещи), большинство сделок в принципе не могло быть закрыто: продавцы сбывали клубни, которых у них не было или которых вообще еще не существовало в природе, а приобретали их покупатели, которые не могли заплатить. Может быть, кто-то помнит, что на заре перестройки существовал анекдот, описывающий типичную перестроечную сделку. Встретились двое, один сказал, что у него есть вагон апельсинов, а второй – что у него наготове чемодан денег, чтобы этот вагон купить. Встретились и разбежались – один побежал искать апельсины, а другой – деньги. Примерно по такому же принципу шла торговля клубнями тюльпанов и в конце 1636 года. Один гражданин, раздумывавший, не начать ли ему спекуляцию, получил такой совет: «Ты не платишь до лета, а к лету ты перепродашь» [Chancellor 2000, р. 19].

Как показал исторический опыт, практически в каждом эпизоде надувания пузыря свою роль сыграли и условия платежа: чем ниже задаток, тем выше могут расти цены, так как этот рост не ограничен физическим наличием денег у покупателя. Поскольку в случае покупки тюльпанов задаток вовсе не требовался, позиции, которые на себя принимали покупатели, практически ничем не ограничивались.

Гарбер предлагает и еще одно объяснение резкому росту цен. Он полагает, что цены на клубни нельзя считать ценами в классическом смысле. По его мнению, это были скорее цены исполнения опционов. Если вы ожидаете, что цена будет достаточно низкой, скажем, в диапазоне 50 долларов, но она волатильная (то есть сильно колеблется. – Е.Ч.) и может подскочить до 120 долларов, то вы вполне можете за 5 долларов купить фьючерсный контракт на покупку этого актива за 100 долларов в будущем, если только вы уверены, что сможете «открутиться» от большого убытка – то есть отказаться покупать товар, если цена не вырастет. В этом смысле 100 долларов – это не цена луковицы тюльпана, а цена исполнения опциона. А «открутиться» от убытка тогда было можно. Как уже было сказано, существовавшее законодательство это позволяло, и Гарбер уверяет, что торговцы прекрасно знали, что они ничем не рискуют. Последующие события это подтвердили.

Важно и то, что стоимость опциона была нулевой, так как предоплата не требовалась. Покупатель вносил лишь небольшую комиссию продавцу. Она составляла примерно 1/40 стоимости сделки, но не свыше 3/40 гульдена, и называлась «винными деньгами». Поскольку одно лицо было то покупателем, то продавцом, расход и приход уравновешивались [Garber 2001, р. 44]. По моему мнению, в силу данной специфики торговли тюльпанами предложение денег в экономике в целом, о котором говорилось выше, играет в эпизоде тюльпаномании второстепенную роль.

Первый «звоночек» краха, наверное, прозвенел еще в декабре 1636 года. Некий аптекарь и цветовод по имени Генрикус из города Гронингена продал тюльпанов на несколько тысяч гульденов с условием, что если цены до лета 1637 года упадут, то покупатель сможет отказаться от сделки, уплатив 10% от покупной цены.

После 3 февраля 1637 года началось обвальное падение цен на тюльпаны. В Гаарлеме – центре торговли–в этот день прошел слух, что покупателей на рынке больше нет. Слух этот вполне соответствовал действительности, и цены покатились вниз, точнее остановились все сделки – тюльпаны не продавались ни за какие деньги. Сделки продолжали заключаться, как, собственно, это происходило и до 1638 года, лишь среди узкого круга знатоков и нескольких богатых цветоводов, которые не зависели от выращивания тюльпанов материально. В итоге цены на эти цветы упали примерно так же стремительно, как и выросли. То, что стоило 5000 гульденов, стало стоить 50. В мае корзинка луковиц, которая стоила бы в январе 600 или 1000 монет, стала стоить 6 гульденов, ассорти клубней на сумму 400 гульденов в январских ценах было продано за 22 гульдена. В среднем новые цены составляли 5% от пиковых, а в некоторых случаях – всего 1 или 2%[8].

Чтобы описать пузырь, нужно предложить по крайней мере два объяснения – роста (выше я привела возможные идеи) и внезапного краха. В данном примере крах рынка тюльпанов можно объяснить сравнительно просто: для поддержания финансовой пирамиды (а это была классическая пирамида) нужен постоянный приток новых игроков и новых денег; как только этот источник иссякает, пирамида рушится. В январе 1637 года даже самые дешевые сорта тюльпанов стали так дороги, что новые игроки на рынок уже прийти не могли, так как их капитала не хватило бы для покупки даже одной луковицы.

Характерно, что крах тюльпаномании практически никак не отразился на торговле эксклюзивными цветами. Знатоки продолжали платить высокую цену за уникальные клубни.

Интересно (и поучительно, в частности для нынешних политиков), как же в итоге разрешилась эта ситуация. 23 февраля 1637 года в Амстердаме состоялся съезд торговцев тюльпанами, которые в основном были представлены бургомистрами (мэрами) городов. Собравшиеся искали пути выхода из кризиса. Те, кто выращивал тюльпаны, доказывали, естественно, что никакой мании не было, так как они были заинтересованы в том, чтобы покупатели рассчитались сполна. Однако большинством голосов была принята резолюция, согласно которой действительными объявлялись только сделки, заключенные до 30 ноября 1636 года, то есть до последнего резкого рывка цен. Более поздние могли быть аннулированы при условии уплаты 10% цены. Это решение было разумным. С одной стороны, оно давало возможность рассчитаться по своим долгам даже самым бедным; с другой – позволяло цветоводам покрыть все свои издержки по выращиванию клубней последнего урожая и оставляло их примерно в том же финансовом положении, в каком они пребывали до начала мании.

Принятая на съезде торговцев тюльпанами резолюция не была утверждена властями. Вначале, в апреле 1637 года, они предложили такое свое решение: продавец имеет право продать невыкупленные луковицы по рыночной цене, а несостоявшийся покупатель должен доплатить разницу между рыночной ценой и ценой «развязывания» контракта, которая будет установлена властями в будущем. Но это было невыполнимо – как по экономическим, так и по юридическим причинам. Голландские суды отказались бы рассматривать такие дела, так как считали фьючерсные сделки (а таковыми были все сделки с тюльпанами) чем-то наподобие игры в казино (сделками «пари»), а по закону такого рода долги долгами не являлись. Эта идея оказалась провальной. В итоге парламент Голландии и специальная государственная комиссия поддержали идею, предложенную съездом бургомистров, но лишь частично. Парламент согласился, что все фьючерсные контракты, подписанные после 30 ноября 1636 года и до открытия рынка в начале весны, должны интерпретироваться как опционы. Покупатели фьючерсов освобождались от обязательства покупать тюльпаны при условии компенсации продавцу всего 3,5% от суммы сделки. Вокруг этой цифры споры продолжались еще год. Решение было принято лишь в мае 1638-го. Дольше всего – до конца года – процесс развязывания сделок затянулся в Гаарлеме. Некоторые покупатели не платили и этих процентов. Они могли предложить и 1% – продавцы вынуждены были соглашаться.

Что касается общеэкономической ситуации в стране, то крах рынка тюльпанов никак не нее не повлиял, поскольку был явлением изолированным. Кроме того, под разведение тюльпанов использовался не очень большой процент сельхозплощадей. Связано это и с тем, что мания возникла после того, как тюльпаны были уже в земле (их сажают в сентябре), поэтому площади могли быть перераспределены в пользу тюльпанов только на следующий год, а к тому времени пузырь уже лопнул [Garber 1989, р. 555].

Гарбер провел исследование цен на тюльпаны в Голландии в период мании. Он сравнил цены на эти цветы, существовавшие в то время, с устоявшимися на рынке через 100 лет. Его выводы таковы: даже если за точку отсчета взять январь 1637 года – самое начало фазы безумия, когда цены еще не достигли своего пика, и рассчитать их падение с этого уровня, то получится, что через 100 лет цены составляли 0,5, 0,1 и даже 0,005% для разных сортов [Там же, р. 551–552]. Вместе с тем цены на самые редкие сорта тюльпанов практически не изменились [Там же, р. 553]. Редкие сорта продаются относительно дорого до сих пор. Так, в 1987 году (статья Гарбера вышла в 1989-м) была зафиксирована цена на новые эксклюзивные сорта на уровне 2400 долларов за 1 кг клубней, а небольшое количество луковиц одного из самых редких сортов лилии ушло за 480 тыс. долларов [Там же, р. 555].

Тюльпаномания является самой масштабной и наиболее известной из всех цветочных маний, но она не единственная. В 1838 году во Франции разразилась нарциссомания, и не в смысле самолюбования мужчин своим отражением в зеркале. Нарцисс, как и тюльпан, был сравнительно новым цветком в Европе, его завезли из Мексики в 1790 году. На пике «нарциссовой лихорадки» бежевый нарцисс стоил 70 тыс. франков и один цветок можно было поменять на бриллиант. В 1912 году короткий бум на гладиолусы случился в Голландии. В 1985 году нечто подобное произошло в Китае с лилией сорта «красный паук». Родом из Африки, этот цветок был завезен в Китай в 1930 году. Культивировалась эта лилия исключительно в одном городе (Чань Чунге), где цветок имелся примерно у половины семей. Мания разразилась почти сразу же, как только в Китае начались экономические реформы. В 1985 году стоимость «красного паука» достигала 200 тыс. юаней, или 50 тыс. долларов, и в сопоставимых ценах это превышало цену голландского тюльпана Semper Augustus на пике его стоимости в 1637 году. Цены на лилию упали очень резко, как только одна китайская газета опубликовала статью о тюльпаномании в Голландии XVII века.

Давайте подведем итог. Была ли на самом деле тюльпаномания и если была, то каковы ее рациональные предпосылки? Самым активным сторонником той гипотезы, что цены на клубни тюльпанов в XVII веке были вполне адекватными, среди современных ученых считается Гарбер: ну собирались в тавернах люди, напуганные чумой, хорошенько выпивали, а во время пьянки затевали глупую игру, заведомо зная, что у нее не будет негативных последствий [Garber 2001, р. 81]. Как выразился бы мой папа: если играть в преферанс не на деньги, можно блефовать сколько угодно.

Но некоторые обвиняют Гарбера в необъективности. Так, Едвард Чанселлор (Edward Chancellor), автор книги «Пусть дьяволу достанется последнее: история финансовой спекуляции» («Devil Take the Hindmost: a History of Financial Speculation»), полагает, что статья Гарбера о тюльпаномании, вышедшая вскоре после краха 1987 года, была нацелена на то, чтобы доказать бессмысленность введения регулирования фьючерсной торговли, которое тогда активно обсуждалось [Chancellor 2000, р. 24]. Я внимательно читала основные работы Гарбера, посвященные тюльпаномании и другим ранним пузырям, – и статьи, и книгу, вышедшую в 2001 году. Тенденциозности я там не заметила. Более того, нет у него и утверждений, что пузыря не было. Похоже, что работает «испорченный телефон» или же мы видим новый поворот: если раньше в финансовой теории безраздельно господствовала гипотеза об эффективности рынка, то сейчас, наоборот, вырисовывается тенденция всюду видеть иррационализм и мании.

Гарбер пишет о том, что мания, несомненно, имела место, но она ограничена коротким промежутком времени и распространялась только на дешевые сорта, а ценные стоили баснословно дорого как до, так и после явления, названного тюльпаноманией. Это полностью совпадает с моим пониманием эпизода. Предпосылки для мании существовали: экономическое процветание, рост денежной массы, новый объект спекуляции, стоимость которого к тому же невозможно разумно оценить (так как срезанными цветами не торговали и модель дисконтированных денежных потоков построить нельзя), изменение менталитета в сторону «может быть, последний день живем на этом свете» из-за чумы; и самое важное: надежды участников рынка на опционный характер сделок при практически нулевой стоимости опциона, то есть незначительный риск потерь. Действительно, некоторые исследователи считают, что контрактные цены взлетели именно в ноябре-январе, так как еще в конце октября (то есть до мании, а не после!) на рынок просочились слухи о том, что бургомистры собираются трактовать контрактные цены как цены исполнения опционов, выражаясь современным языком [Chancellor 2000, р. 7].

Но этого недостаточно, чтобы полностью объяснить данный феномен. Проблема с «объяснением», предложенным выше, одна: оно сделано задним числом, и если пойти обратным путем – проанализировать все эпизоды, в которых сложились аналогичные предпосылки, то мы увидим, что обычно при таких обстоятельствах мании не возникают[9]. То есть предпосылки эти не являются достаточными. Таким образом, резкий рост цен в пиковые месяцы (ноябрь-январь) трудно оправдать исключительно с позиций экономической науки, да еще и предполагая рационализм спекулянтов. Здесь могут оказаться правыми бихевиористы. Хотя если предположение о том, что участники рынка знали о предлагаемой трактовке фьючерсных контрактов как опционов, верно, то они были еще как рациональны, и тогда тюльпаномания окажется еще и примером рационального поведения толпы!

Мое понимание тюльпаномании состоит в том, что, напротив, взрывной, не оправданный никакими изменениями в реальном мире рост цен как раз и является признаком иррационального пузыря. В более длинных эпизодах, когда пузырь надувался несколько лет, такой резкий рост цен после длинного повышательного тренда («последний рывок») может оказаться признаком надвигающегося краха. Тенденция резкого роста цен именно в последние месяцы перед коллапсом прослеживается и в интернет-пузыре, и в японском, и в кувейтском эпизодах (я о них буду рассказывать), а также во всех ранних пузырях – «Компании Южных морей» и «Системе “Миссисипи”». То же самое случилось на рынке недвижимости в Москве в 2007–2008 годах. К осени 2008 года рыночные цены «стояли» уже год, казалось, что движение вверх выдохлось, и вдруг – резкий рывок на 60% с ноября по август. А после – сами знаете что.

Еще я хотела бы пояснить, почему высокие цены на эксклюзивные луковицы нельзя считать манией. У Дэвида Дремана (David Dreman), одного из ведущих теоретиков стоимостного инвестирования, взгляды которого я в общем и целом разделяю, я однажды вычитала: «Если бы мой сосед предложил мне купить тюльпанчик за 5000 долларов, я бы просто посмеялся… Глупо платить за цветок столько же, сколько за дом» [Dreman 1998, р. 52]. А вот это уже антинаучный подход. В мире есть (и всегда было) много вещей, которые стоят денег, несопоставимых ни с себестоимостью их производства, ни с их потребительской стоимостью, трактуемой прямолинейно. Самый простой пример – настоящие бриллианты. Известно, что они ни внешне, ни по своим потребительским свойствам (твердость, блеск) неотличимы от искусственных, однако гораздо дороже. Потому что обладать ими престижно. Мы платим огромные деньги, например, за коллекционное вино. Почему же тогда 5 тыс. долларов за редкий тюльпан, который можно потреблять, не уничтожая (любоваться, например), – это много, а за редкую бутылку вина, которую к тому же невозможно сохранить после дегустации (вино ведь не обладает свойством размножаться после раскупоривания, зато непременно портится), – нормально? Тем более странно слышать это утверждение от Дремана, который является коллекционером предметов искусства и покупает картины импрессионистов за миллионы долларов. Современные теории говорят о том, что люди платят за исключительность объекта, они повышают свой социальный статус за счет обладания чем-то уникальным. И это действительно некоторым греет душу. Интересная тема, но не актуальная для этой книги. Давайте-ка вернемся к нашим баранам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Тюльпаномания Википедия

«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота[en], около 1640 года — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов и её праздными спутниками в шутовских колпаках с тюльпанами вместо ушей катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами[1]

Тюльпанома́ния (нидерл. tulpenmanie, также tulpomanie, tulpenwoede, tulpengekte, bollengekte, bollenrazernij) — кратковременный всплеск ажиотажного спроса на луковицы тюльпанов в Нидерландах в 1636—1637 годы. Цены на тюльпаны редких пестролепестных сортов достигли тысячи гульденов за луковицу ещё в 1620-е годы, но вплоть до середины 1630-х годов такие луковицы перепродавались в узком кругу цветоводов и состоятельных знатоков. Летом 1636 года в доходную фьючерсную торговлю тюльпанами включились непрофессиональные спекулянты. За полгода ажиотажных торгов цены на луковицы редких сортов многократно выросли, а в ноябре 1636 года начался спекулятивный рост цен и на простые, доступные сорта. В феврале 1637 года перегретый рынок рухнул, начались многолетние тяжбы между продавцами и покупателями ничем не обеспеченных тюльпановых контрактов. В кругу участников тюльпаномании возник кризис доверия, в обществе надолго установилась атмосфера неприятия азартных биржевых игр. Современники-моралисты единодушно осудили тюльпаноманию как крайнее проявление ничем не сдерживаемого стяжательства.

Уже в 1650-е годы предание о разгуле тюльпановых спекуляций превратилось в миф, имеющий мало общего с историей. В традиционной версии событий Иоганна Бекмана (1790-е годы), основанной на полемических «Беседах Вармондта и Гаргудта» (1637), тюльпаномания — первый в истории Нового времени биржевой пузырь. В популярном изложении Чарльза Маккея («Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы», 1841), некритически воспринятом экономистами XX века, тюльпаномания — полномасштабный экономический кризис, который надолго подорвал экономику Нидерландов. Историки и экономисты начала XXI века опровергли это мнение: крах тюльпаномании не замедлил экономического роста Нидерландов, страна «кризиса» не заметила, тюльпановый промысел продолжил развитие и со временем стал важной отраслью национальной экономики. В науке сосуществуют различные объяснения произошедшего; восстановить действительные причины, размах и последствия тюльпаномании непротиворечивым образом невозможно из-за скудности и неполноты подлинных исторических свидетельств. Исследователи сходятся лишь в том, что зимой 1636—1637 годов в Голландии произошло нечто чрезвычайное, не имевшее до того аналогов в истории[2].

Первые тюльпаны Голландии[ | код]

Hortus Eystettensis, 1640 (BHL 45339 082) - Classis Verna 71.jpg Besler H.E. tulipa 1.jpg Besler H.E. tulipa 1 alt colors.jpg

Тюльпаны начала XVII века. Чёрно-белый оттиск и две вручную раскр

ru-wiki.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта