Искусство из Холокоста: пронзительные картины узников. Картина узница


Художник одной картины | Искусство жить

Опубликовано: 21 Сентябрь 2012. Автор: reader

Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. И поныне это полотно в числе самых популярных экспонатов Третьяковской галереи.

Даже не знакомого с подробностями исторического предания зрителя не может оставить равнодушным красавица, которой суждено погибнуть.

Художник изобразил тюремную камеру с узким окном, сквозь которое сильным потоком вливается вода. Она уже затопила пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы. В камере видны обычные жалкие предметы арестантского обихода – ветхая кровать, грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломанная краюха хлеба и глиняная кружка. А на постели почти без чувств от ужаса и отчаяния стоит прекрасная молодая женщина в пышном шелковом платье. Под именем княжны Таракановой в истории известна политическая авантюристка, выступившая в Западной Европе в начале 1770-х годов в качестве претендентки на русский престол. У нее было много имен – госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Али-Эмете, принцесса Владимирская, Элеонора, принцесса Азовская, принцесса Елизавета Владимирская – всероссийская княжна, а вот именем Тараканова она никогда не пользовалась, так ее назвали историки, пытаясь докопаться до истины. Лишь впоследствии, через много лет после ее смерти, народная молва нарекла ее княжной Таракановой – титул, который в действительности носила дочь Елизаветы от ее тайного брака с Разумовским, постриженная в монастырь и прожившая там всю жизнь в полной безвестности.

Происхождение авантюристки осталось невыясненным. Она была орудием в руках польских магнатов, ненавидевших Екатерину II за ее политику по отношению к Польше. Мнимая дочь Елизаветы появилась на исторической сцене в тот период, когда в России шла грозная крестьянская война, возглавленная Пугачевым, и Екатерина не без основания опасалась за сохранность своего престола.

Жизнь самозваной принцессы похожа на фантастический роман. Она с бесчисленными приключениями путешествовала по Франции и Италии, окруженная приверженцами и поклонниками, и располагала огромными денежными средствами, которые тратила с неслыханной расточительностью. Но пора ее успеха длилась недолго. В мае 1775 года Алексей Орлов по поручению Екатерины II обманом заманил самозванку на русский корабль, стоявший в Ливорнском порту, арестовал ее и отвез в Петербург.

 Здесь она была заключена в Петропавловскую крепость и через несколько месяцев, в декабре 1775 года, умерла от чахотки, не дождавшись суда, которым грозила ей  императрица.

Флавицкий избрал менее распространенную версию этой истории, согласно которой узница погибла от петербургского наводнения 1777 г. На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга. Оно произошло 21 сентября 1777 года, тогда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. Героиня обрела ореол мученицы, а сюжет зазвучал в унисон с демократическими настроениями 1860 года. Флавицкий построил свою картину на сильных контрастах: между блистательным прошлым его героини и ее жалким настоящим; между былой роскошью, остатком которой является пышный наряд княжны Таракановой и нищенской обстановкой тюремной камеры; между цветущей, полной жизни юной красотой и неотвратимой бесславной гибелью, которая ее ожидает.

Эти контрасты подчеркнуты и в живописном решении картины с ее эффектной игрой светотени, с ее мрачным, тускло-коричневым колоритом, где ярким пятном выделяется светлое платье княжны. Художник воплотил свою тему с захватывающим трагизмом.

Но, не смотря на оглушительный успех полотна на академической выставке, совет Академии не решился приобрести ее у художника. И только после смерти Флавицкого полотно для своей галереи в Москве купил П. М. Третьяков.

Картина находится в Третьяковской галерее, Москва.

 

skarvit.ru

Картина «Узник 32815» из цикла «Цифры на сердце». — МегаЛекции

В 1974 году художник начал писать картины, обличающие фашизм. К концу 1978 года закончил десять полотен и дал им общее название «Цифры на сердце».

В начале 1979 года появилось ещё три холста, завершившие создание серии.

Лишь через три десятка лет воскресло пережитое в художественных образах. Картины написаны твёрдой и уверенной рукой мастера. Волей творца в них сплавлена вопиющая правда достоверных фактов с высокой силой образного, символического обобщения, в них вложен протест против уничтожения людей, попрания их достоинств и прав. Среди них - первого и священного, данного рождением на свет права жить.

Сами сюжеты картин обличают преступления:

- вереницу обречённых эсэсовцы гонят в газовую камеру, еле сдерживая кровожадных псов;

- тела жертв сгребают бульдозером, как строительный мусор, или наоборот - «аккуратно» укладывают в штабеля бревён для сожжения. Чадят дымные факелы в руках палачей.

- Самые молодые и красивые девушки - узницы лагеря -не расстреляны, как остальные, а обречены на муки медицинских экспериментов.

- Юноша с кровавой звездой на груди, распятый в мрачном бункере, где находились одиночные карцеры и камеры пыток, - олицетворение страданий, причиненных человечеству фашизмом. Эттерсберг, холм, где размещался Бухенвальд, - не библейская, не мифическая, а XX века Голгофа.

 
 

Картина «Узник 32815» из цикла «Цифры на сердце».

На фоне кованных ворот Бухенвальда, в

верхнюю часть которых вмонтирована

надпись «Каждому своё», стоит, сжав кулаки,

юноша в жалкой робезаключённого. На ней видныбуквы К, L - концентрационныйлагерь. Маленький красныйтреугольник с буквой Rозначает - русский,

политический. Под ним, как ина жетоне, подвешенном набечёвке, номер, под которымчислился узник. Потеря жетонакаралась смертью. Внешнеесходство, весь строй картиныпсихологический облик

человека, изображённого на нейсвидетельствует,что это автопортрет.

 

Из рабочих лагерей постоянно устраивались побеги. Обычно они провоцировались предателями или самими эсэсовцами (те получали премии и дополнительные отпуска за подобные операции) и были поводом для истребления сотен людей. Но, зная это, узники всё равно решались на побег, надеясь, что кто-нибудь спасётся, хоть кто-то расскажет миру об их доле.

 
 

В картине М.Савицкого «Побег» люди карабкаются по доскам, перекинутым через колючую проволоку и провода под током. Другие - падают, сражённые перекрёстным огнём с дозорных вышек. Шаткую, разрушающуюся пирамиду тел беспощадно осветила вспышка прожектора. И кажется, взметнулось ввысь голубоватое пламя, которое гаснет, как сама иллюзия спасения.

«Летний театр» - так на жаргоне палачей назывались ямы для сожжения трупов (печи 10 крематориев не справлялись с тем количеством тел, которые поставляли газовые камеры). Тела узников сгребались в ямы бульдозерами.

 

На картине «Летний театр» бульдозер со зловещими фарамисимволизирует тотналаженныймеханизмуничтожения,которым был каждыйлагерь смерти.

Погибшие люди напоминают сброшенные античные статуи, которые остались вечным

олицетворениемкрасоты и гармонии.Бывало, что

заключённые из лагерных зондеркоманд, надеясь выжить и выслужиться, исполняли свои обязанности с непревзойдённым рвением. Отсюда и возник образ узника с гримасой угодливого смеха на безумном лице в картине М.А. Савицкого. И опять-таки в этом полотне противопоставлен мир мёртвых, но прекрасных людей страшному миру живых.

 

 

 

 

В период наступления Советской и союзных армий на территории Германии печи Бухенвальда работали на полную мощность. Они не справлялись с уничтожением убитых, умирающих. Коммунисты и подпольщики Бухенвальда постепенно скопили оружие, смонтировали в ведре рацию.

Конец этого крупнейшего лагеря смерти сопровождался восстанием заключённых.

 
 

 

Выхвачена светом изплотной тьмы группа узников.Мучительное напряжение на ихизмождённых, заострившихсялицах. Эти лица нельзя былонаписать с нынешних друзейили знакомых. Они возникли«оттуда», озарённые

нестерпимо ярким светомнадежды, исступлённой жаждысвободы. А маленькая рацияпосылает в эфир сигналыбедствия «SOS!» затерянные вбуднях второй мировой войны.Эти слабые, молящие оспасении позывные

превратились в мощный гул «бухенвальдского набата».

 

       
   
 
Которые он принял в той войне, нигде, пожалуй, не
полотне десять
девушек, каждой из которых не больше 19, раздеты - отбор, у которого свой

достигает такой силы у Савицкого, как в картине «Отбор». На

мрачный умысел,

мрачная цель. Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых красивых для медицинских экспериментов. Фигуры девушек подобны золотым слиткам. Цинично-деловитый облик гитлеровских молодчиков контрастирует с безмерным отчаянием их жертв. Горе сковало девушек, но каждая из них стремится совладать с этим горем по-своему. Одна - закрыв лицо руками и как бы доверившись судьбе, другая - обратив свою мысль к происходящему, третья - скрестив руки на груди и , быть может, воззвав к неведомой силе, четвёртая ... Разные лица, но едины своей совестливой сутью. Нас не могут не поразить нравственные достоинства юных душ - чистота, открытость, вера в добро, хотя жизнь столкнула их с таким проявлением зла, которое останется в веках как образец человеческого падения.

 
 

 

 

«Поющие лошади» - так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везли впряжённые узники, которых подгоняли хлыстами эсэсовцы. Под страхом смерти заключённых заставляли петь. Больно. Жутко. Страшно. Эта картина - правда, символ страданий и мучений всех народов. Нужно помнить об этом, чтобы не забыть. Нужно видеть, чтобы больше не испытать!

 
 
Полотно, целиком построенное на поэтической метафоре, -картина-символ «Мадонна Биркенау». Просветленно, реквиемно звучит этот образ. Над чёрным крестообразным силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит мадонна, символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, как в живописи итальянского Возраждения. Лишь дитя не лежит в её руках, а тоже парит, улетая из мира зла. И багровое сияние в небе, подобное нимбу, напоминает о кругах того ада, мрачный образ которого не могла бы создать фантазия Данте. Через них прошла мадонна лагеря смерти Биркенау. Но идеал красоты, любви и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим. Он бессмертен. И пепел сожжённых пророс робкими полевыми цветами.

«Поющие

коммунисты». Движениеутончившихся губ, провалыглаз, особая угловатостьскул, желтизна и прозеленьлица - ни при какихобстоятельствах это неможет написать человек,который этого не видел.Только подумать: через 400лет после неистовстваинквизиции в центреЕвропы взметнулись к небукостры. Если преемникамиДжордано Бруно и ГалилеоГалилей стали коммунисты,граница света и тьмы леглас точностью

математической... Но

коммунисты поют. И на костре. Кто-то скажет: безумие! Но это тот род безумства, который вёл людей на подвиг. Истинно, жертвы инквизиций гибнут, смерть поправ. Эта картина как героическая симфония. Коммунисты остались борцами до последних мгновений своей жизни. Показательный обряд покарания их лютой смертью превратился в демонстрацию ненависти к фашизму, веры в грядущую свободу и торжество справедливости. Те, кого палачи возвели на костёр, в глазах художника обрели черты атлантов, а они, как мы знаем, могли быть и не очень-то похожими на пленных. В свидетели трагедии Савицкий призвал разорванное грозовыми разрядами небо. Его гневный образ предвозвещает праведное возмездие. Картина «Поющие коммунисты» - положенный на краски гимн человеческой совести и отваге, вере и верности своим убеждениям. А эти качества необходимы всем людям.

 

У Михаила Андреевича Савицкого в этом цикле картин всё выстрадано, всё одинаково сильно. Для всех картин, пожалуй, самое характерное: смерть, ужас смерти.

 

Белорусский художник М.А. Савицкий -единственный в Беларуси, а может, и в мире художник, который смог запечатлеть в эпических полотнах всю трагедию человека XX века. Его картины цикла «Цифры на сердце» не свидетельствуют, не говорят, а кричат о фашистском аде. Зная картины Савицкого, мир будет узнавать о нас, белорусах.

 

М.А. Савицкий в страшном плену Бухенвальда и Дахау сумел сохранить в себе человечность, душу и жизнелюбие и обобщил пережитое в жуткую живописно-публицистическую метафору лагерной татуировку - «личного порядкового номера», которым клеймили фашисты каждого узника. Он выжил - и показал всему миру то, что было и что не должно повториться никогда.

 

Память народа - это его история, это его гордость и совесть. И она, эта память, должна свято сохраняться, передаваться из поколения в поколение, как несгасающий факел большой любви к Родине, к своему народу. Такой любви, какая была у М.А. Савицкого, патриота и гражданина нашей Родины.

 

 

megalektsii.ru

Уинслоу Хомер Пленные с фронта: Описание произведения

Писать военные сюжеты маслом Хомер начинает только после того, как бои Гражданской войны уже остались позади. Художник начинает наполнять жизнью и цветом сделанные во время войны, иногда довольно схематичные рисунки, в которых мало внимания уделялось деталям. Но, несмотря на кажущуюся небрежность, эти контрастные и выразительные зарисовки военного времени удивительным образом точно передают настроение и характеры героев.

Написанные после войны масляные полотна художник прорабатывает гораздо более тщательно и детально (инфракрасные снимки и многочисленные исследования работы «Пленные с фронта» показали, что она претерпела массу изменений, прежде чем была завершена). Он умудряется сочетанием крошечных нюансов создать настолько дышащую картину, что зритель, кажется, без труда может услышать диалог изображенных на ней людей. В военных сюжетах Хомера мало батальных сцен, похоже, что художника больше интересует изнанка, закулисье войны, пресловутый «человеческий фактор». Поле боя в Питерсберге, Вирджиния, служащее фоном в картине «Пленные с фронта», привлекает внимание разве что срубленными деревьями и далеко не в первую очередь. Главный акцент здесь сделан даже не на самих людях, изображенных на полотне, а скорее на глубокой эмоциональной драме.

Картина «Пленные с фронта» изображает не только реально существовавших людей, но даже конкретный день – 21 июня 1864 года, когда офицер армии Союза, генерал Фрэнсис Ченнинг Барлоу (1834-1896) взял в плен нескольких конфедератов. Хомер мастерски изобразил, насколько разные люди оказались вовлеченными в эту войну: здесь и молодой неуверенный паренек, и седобородый старик, смиренно принимающий свою судьбу. Но отдельного внимания заслуживает мужчина, все еще облаченный в форму армии Конфедерации. Его гордая, вызывающая поза почти отзеркаливает выправку генерала Барлоу. Между офицерами повисло ощутимое напряжение, однако схожесть между ними, по мнению критиков, призвана подчеркнуть ощущение единства, несмотря на то, что они считаются врагами.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Картины узников Освенцима. «Если я исчезну – не дайте моим картинам умереть» / Bubr. ru

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 году Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша), известный также под немецким названием Аушвиц. В лагере смерти умерло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек, 90 процентов из которых были евреи. В этом посте мы хотим показать несколько картин, написанных во время Холокоста. Их авторы погибли, но картины продолжают рассказывать историю отдельных людей, семей и всего еврейского народа

1. Феликс Нуссбаум (1904-1944). Погиб в концентрационном лагере Освенцим

Беженец, 1939 г.

Картины узников 
Освенцима

Страх (автопортрет с племянницей Марианной), 1941 г. Марианна также была сожжена в Аушвице в сентябре 1944 года. 

2. Бедрич Фритта (1906–1944). Умер от истощения в лагере Освенцим

Задний Выход, 1941–1944

3. Карл Роберт Бодек (1905–1942). Погиб в концентрационном лагере Освенцим

Одна весна, 1941

4. Яков Липшиц (1903–1945). Умер в связи с плохим здоровьем и нечеловеческими условиями в марте 1945 в концентрационном лагере Кауферинг

Избитый, 1941–1944

После войны его жена Лиза и дочь Пепа вернулись в лагерь и откапали портреты Джекоба, спрятанные на кладбище.

5. Павел Фантл (1903–1945). Умер во время марша смерти в январе 1945 года.

5. Павел Фантл (1903–1945). Умер во время марша смерти в январе 1945 года.

Песня закончилась, 1942–1944

6. Морис Мюллер (1887 - 1944). Погиб в концентрационном лагере Освенцим

Крыши бараков зимой, 1944

Нравится эта статья? Сохрани её себе на стену:

bubr.ru

Искусство из Холокоста: пронзительные картины узников

Страшная трагедия новейшей истории – это Холокост. В этом году в Берлине по инициативе Немецкого исторического музея проходит выставка картин, написанных заключенными гетто и концлагерей. Некоторые авторы сумели выжить, но большинство – умерло в мучениях в местах лишения свободы.

На память о всех, кто был обречен на страдания, остались картины. Сражаясь со смертью, художники из последних сил старались запечатлеть прекрасное в лирических пейзажах и обличить нечеловеческую жестокость в карикатурах.

Экспозиция называется «Искусство из Холокоста», в берлинском музее выставляются картины из фондов иерусалимского национального мемориала Яд ва-Шем, созданного для того, чтобы увековечить память о годах террора против евреев. Всего представлено 100 полотен, их авторы – заключенные трудовых и концлагарей, а также гетто. Большинство работ рассказывает о безрадостном существовании, которое влачили узники. То, что картины сохранились до настоящего времени, – чудо. Эти полотна друзья и родственники заключенных вывозили тайком.

Представляем вам 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей.

Павел Фантль, «Песенка спета»

2

Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно «Песенка спета» – карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

Феликс Нуссбаум, «Беженец»

3

Феликс Нуссбаум – самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина «Беженец» автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

Моритц Мюллер, «Крыши зимой»

4

Моритц Мюллер – живописец не только по призванию. В Праге он окончил художественное училище, после – основал собственный аукционный дом, который был закрыт нацистами после вторжения в Чехословакию. В концлагере Терезиенштадт он написал более 500 полотен, для выставки была отобрана картина «Крыши зимой», которая подкупает идиллическим пейзажем и сильнейшим контрастом с реальностью. Несколько картин Мюллера сохранились в частных коллекциях, купленные на аукционе вдовой австрийского офицера. Сам художник закончил жизнь в Освенциме в 1944 году.

Нелли Толл, «Девочки на лугу»

5

Нелли Толл – единственный автор, из тех, чьи работы представлены на выставке, который дожил до сегодняшнего дня. Нелли родилась во Львове, и написала картину будучи восьмилетним ребенком. Мотив прогулки по залитому солнцем лугу – это проекция желания поскорее пережить страшное время, вырваться на свободу из заточения, ведь в реальности в то время девочка с матерью укрывалась от преследований в доме одной из христианских семей. В 2016 году Нелли лично присутствовала на открытии выставки в Берлине.

Бедрих Фритта, «Черный ход»

6

Бедрих Фритта – еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина «Черный ход» – это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, «Одна весна»

7

Картина «Одна весна» написана дуэтом живописцев – Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом – во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, – символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

Лео Хаас, «Прибытие транспорта, Терезинское гетто»

8

Лео Хаас – талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине «Прибытие транспорта» можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления – V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года, пишет Культурология.рф.

Шарлота Саломон, автопортрет

9

Шарлота Саломон родилась в Берлине и в годы войны укрывалась от нацистов на юге Франции. Вместе с мужем она была арестована гестапо в сентябре 1943 года, сослана в Освенцим, где и была убита. На момент расстрела женщина была на пятом месяце беременности. На выставке представлены три картины Саломон, ее автопортрет очень точно передает тревожные эмоции и страх перед неизвестностью.

Из 140 тысяч заключенных, которые находились в Освенциме, остаться в живых удалось лишь 20 тысячам. В память о жертвах нацизма современные фотографы разыскали людей, переживших заточение. Их истории – напоминание последующим поколениям о том, что ни в коем случае нельзя допускать повторения подобных трагедий.

 

nakonu.com

Два Иисуса. Русский музей: kartina_ru

А мне она очень не нравится! Хотите расскажу почему? Ну, всё равно расскажу… :))

Александр Иванов должен произноситься ИвАнов. Тем самым он уже отделён от тех миллионов Ивановых, которыми так богата страна. Прожил ИвАнов почти всю жизнь в Италии. А писал эту картину 20 лет. Писал и переписывал. Рисовал много эскизов. И, кстати, многие эскизы лучше окончательного варианта. Наконец родил. И видим мы на картине явление вальяжного самоуверенного гражданина еврейской национальности, которого трудно вообразить нашим Богом. Он не бог. И тем более не наш…

В каждом великом произведении – картине или же книге – обязательно есть второй слой смысла. Который мастер в лоб не написал. И его надо почуять…

Впрочем, об этой картине больше говорить не хочу. Заинтересуетесь, найдёте множество хвалебных статей. Посмотрите внимательней в Музее, составьте собственное мнение.

А о картине Поленова ещё чуть поговорим.

Начнём с конца. Все экскурсоводы около картины заканчивают свой рассказ ослом. Который расположен в правом углу картины. Осёл нарисован так, что куда бы зритель не переместился, осёл смотрит прямо на него. Самое интересное начинается после этих слов. 95% экскурсантов смотрит только на осла. А вот пять оставшихся я готов сразу зачислить в свои друзья. Они смотрят на Христа. Потому, что это Бог. Наш Бог.

Причём о композиции, о великолепной манере письма, колористике, говорить не буду. Только скажу: чем дольше смотришь на картину, тем больше понимаешь гениальность Поленова. Посмотрите только на свет. Какие фигуры и с какой степенью освещены, какая игра светотенью. Ещё воздух. Когда-то я узнал, почему именно в Алупке находилась база нашей Академии художеств. Куда и в советское время привозили лучших студентов. Только в Крыму была нужная степень соляризации. Которая позволяла видеть и ощущать библейские места. Рисовать тот воздух.

Поленов же научился передавать этот воздух в поездке по библейским местам. Эта поездка буквально перевернула его представление о красках, свете юга. Правда в других картинах о русской природе это не совсем пригодилось… Для написания этюдов к картине Поленов поехал вновь на пару лет в Италию, жена его шила костюмы, в которых позировали натурщики. Интересно, что авторское название "Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена", теперь – «Христос и грешница». Ещё интересный фактик. Художник вёл переговоры о продаже картины с С.И.Мамонтовым. И тут на выставку пришёл Александр III… Теперь мы, а не москвичи, можем любоваться ею.

Думаю, что с ослом - это сознательная провокация художника. Как и в словах фарисеев. Ведь когда привели к Нему застигнутую в прелюбодеянии женщину и сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:4-5). Было два варианта решения проблемы: или нарушить закон Моисея, или казнить женщину. Решение вы знаете. Из юридической плоскости проблема была выведена в нравственную, этическую плоскость. «Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7).

В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. А ведь пейзажи и бытовые сценки привели Поленова в наши школьные учебники. Эту картину Поленов начал писать, только дав слово умирающей сестре.

Смотрите. Христос ведёт серьёзный разговор с людьми, учениками. Лицо и фигура притягивает взгляд. Сила и уверенность. Мужик. И Учитель. Что и бесит всех искусствоведов. Поэтому, по их всеобщему мнению ИвАнов – гений, а Поленов не смог показать божественную сущность Христа, слишком исторична нарисованная фигура. Они не чувствуют, боятся почувствовать спокойную и уверенную силу, силу, дающую зрителю понять, что ты не одинок в этом мире.

Итак, явление, образ для поклонения у Иванова, или Учитель у Поленова. Антитеза. Учитель, который спокойно решит мучительную для нас с вами проблему. И не даст ни малейшей возможности иного исхода.

Неужели эти искусствоведы не видят, что по картине разлита ДОБРОТА?! Где у Иванова доброта? Понятно, что им это не нужно. А нам?

У Поленова Христос внушает изначальную уверенность: всё будет решено по справедливости. Не по закону, а по справедливости. Вековая мечта русского народа! Не юристов-законников-фарисеев, не искусствоведов. А нашего народа, русского… Вот такая непростая история… 

kartina-ru.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта