Красавица Маша Лопухина на картине Боровиковского. Боровиковский картина лопухина


Красавица Маша Лопухина на картине Боровиковского

Портрет М. И. Лопухиной

«Портрет М. И. Лопухиной» В. Л. Боровиковский

Портрет юной Марии Лопухиной был написан в 1779 году. На протяжении более двухсот лет он поражает зрителей неземной красотой и шармом молодой красавицы XVIII века. В настоящее время картина под названием «Портрет М. И. Лопухиной» находится в Третьяковской галерее, Москва. Холст, масло. Размеры: 72 x 53,5 см.

Картина была написана великим русским художником Владимиром Боровиковским (1757-1825). Для живописца, который считается непревзойдённым мастером портрета, картина юной красавицы Лопухиной стала одной из самых знаменитых, настоящим шедевром русской и мировой живописи, прославившей его искусство в веках.

Главной героиней портрета стала Мария Ивановна Лопухина (1779-1803). За портрет Боровиковский взялся по заказу её жениха. Егермейстер С. А. Лопухин пожелал сделать портрет своей невесты Марии Ивановны Толстой. Именно такую фамилию она носила в девичестве. Мария была представительницей графского рода Толстых. На время написания портрета ей было 18 лет. Её родителями были граф Иван Андреевич Толстой и Анна Фёдоровна Майкова.

Владимир Боровиковский взялся за портрет, при этом не ожидая, что он станет по-настоящему знаменитым, а в скором времени к этой картине будет приковано повышенное внимание из-за несчастья, которое произойдёт с красавицей Марией.

Портрет, выполненный в сентиментальных мотивах, получился очень выразительным. Лопухина здесь изображена на фоне природы. Таким образом художник попытался передать поэтическое слияние человеческой и природной красоты. Боровиковский создал необыкновенно гармоничную картину. Изгиб фигуры девушки перекликается с изгибом колосьев. Цвет синих васильков будто повторяет цвет пояса на платье девушки, а роза — цвет шали и цвет лица девушки.

После создания портрета, Мария Толстая вышла замуж за Лопухина и поменяла фамилию. Брак оказался несчастливым и недолгим. Мария так и не обзавелась детьми, а через несколько лет скончалась от чахотки. Несчастье произошло в 1803 году, когда красавице было всего 24 года. Люди стали приходить в дом, где хранилось полотно, чтобы посмотреть на неё в самом расцвете сил и красоты.

Вскоре о картине пошла дурная слава. Появились слухи, что портрет заколдован, и в нём заключена душа Марии Лопухиной. Каждый, кто на него посмотрит, также заболевает чахоткой. Чтобы прекратить распространение слухов, картина была спрятана подальше от людских глаз. Свет увидел портрет только спустя несколько десятилетий, когда его приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков.

art-assorty.ru

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной» - Художники России - Рассказы о шедеврах - Каталог статей - МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК

Боровиковский В.

«Портрет М. И. Лопухиной»

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. Важную роль в его судьбе сыгpало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота. Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин. Две из них особенно понравились царице На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй — Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург.

В.Л. Боровиковский был трудолюбов до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии. Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования. В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице. Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, — все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа. М.И. Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Обтекающий ее фигуру контур — то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии — вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайщие и одухотворенные черты лица — все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму — лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета. Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.

В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл. Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки — все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его. (Несмотря на то, что искусствоведы отмечают в этом пейзаже с «сельскими» приметами некоторую условность.) Долю некоторой искусственности замечают они и в небрежно-задумчивой позе женщины. Но в то время сами герои как бы Демонстрировали свою способность к возвышенным чувствам и сердечным переживаниям, и вслед за ними и художники (в том числе и В.Л. Боровиковский) должны были изображать эти чувства, которые являлись признаками достойной и добродетельной души. Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л Боровиковский написал ее портрет, она Умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что по| первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

metod-sunduchok.ucoz.ru

«Портрет лопухиной» картина в. боровиковского

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — великий русский живописец. есть непревзойдённым портретистом, что смог поставить этот жанр на совсем новый уровень. Его портреты это не просто наружность человека, но и отражение его внутреннего мира, характера и настроения.

Картины Боровиковского известны во всём мире и находятся в самых больших музеях. Известной работ есть «Портрет Лопухиной».

Портрет Марии Лопухиной по праву считается одной из самых лучших работ русского живописца. Портрет был написан во второй половине 90-ых годов XVIII века (холст, масло. 72?53,5 см). На данный момент находится в Третьяковской галерее.

На картине Боровиковский изобразил представительницу графского рода Толстых Марию Ивановну Лопухину (1779—1803). Мария была сестрой известного аристократа, путешественника, дуэлянта Фёдора Ивановича Толстого, которого кроме этого знали под прозвищем Американец.

Мужем Марии был егермейстер С. А. Лопухин. Умерла от чахотки в 1803 году.

Продолжительное время портрет хранился в семье родственников Лопухиной. Он ценился как домашняя реликвия. Портрет написан в стилистике эстетизма, что был так популярен в восемнадцатом веке.

Тут женственная красота удачно соответствует с окружающей её природой. Образ Марии пропитан необычайной и весьма глубокой поэтичностью.

Картина весьма чувственная и одновременно с этим точная и реалистичная, а особенная красивая манера Боровиковского помогла придать портрету романтичности. Портрет Марии Лопухиной восхищал многих ценителей и поклонников настоящего мастерства. Русский поэт Я. П. Полонский, вдохновившись замеченной картиной, написал такие строки:

Она в далеком прошлом прошла, и нет уже тех глаз

И той ухмылки нет, что без звучно высказывали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет эта прелесть и этот взгляд тела

К ней равнодушное потомство завлекать,

Уча его обожать, мучиться, прощать, молчать.

«Портрет лопухиной» картина в. боровиковского

Владимир Лукич Боровиковский — Портрет Марии Лопухиной

Вам нужен прекрасный ящик для почты? Хорошим выбором для этого смогут стать почтовые коробки Соколоff с гербом РФ.

Громадный каталог интересующей вас продукции и стремительная доставка в любой регион России.

Отчет № 1 по процессу \

Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

rodinagagarina.ru

Боровиковский. Портрет Лопухиной. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Художественный смысл.

И бороться за счастье не надо: оно, - своеобразное, иным не понять, - уже с тобой даже и в печальных обстоятельствах!

 

Как безобидно всё начиналось.

Знаменита картина Боровиковского “Портрет Лопухиной” (1797). – Чем знаменита? – Красотой модели. А и красота – не залог счастья.

Только на старости лет, прочтя посвящённое этому портрету стихотворение:

 

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

только прочтя его, я увидел в этом лице тень страданья и печали.

Казалось бы, как такая красивая может страдать? Два века спустя и не сразу придумаешь ответ. Родители, наверно, вмешались в её судьбу. Не дали ей сойтись с тем, кого она полюбила. Не ровня.

А оно как-то всегда – так хочется сказать – нет счастья.

Или это человеку моего типа – “всегда”, лишенцу? Я с раннего детства лишён был силы и молодечества. Через десятки лет, к какому-то юбилею выпуска из школы, я было примерился собрать сведения о соучениках, их отчества хотя бы, чтоб разыскать. Пошёл в школу. Мне дали классный журнал, я полистал и поразился количеству двоек у меня – по физкультуре. Я был последний человек в здорово спортивном классе, давшем одну чемпионку СССР и мира. А моя первая любовь, девочка, сидевшая за партой впереди меня, чем-то напоминала эту Лопухину. Так о каком равенстве говорить?

Ну а с её стороны мыслимо было тогда страдать? – Мыслимо. Признавшись как-то раз, что я любил её, когда мы были школьниками, я спросил её, имел ли я какой-то шанс тогда, если б не скрывал? Она, подумав секунду-две, помотала головой и назвала, по ком она тогда сохла. Первый спортсмен в школе, на год старше нас. Я тоже не вспомнил, чтоб нам, одноклассникам, было тогда что-то известно о такой паре. Значит, и она…

По крайней мере, сентименталисты (а Боровиковский был им) лишенство абсолютизировали. И сделали первый шаг к его преодолению совершенно необычным образом, называемом впоследствии романтизмом. Ценность, мол, в прекрасной собственной душе, а не в успехах во внешнем мире. Для сентименталистов и пейзаж, а не только портрет, был пейзажем души. Вот и тут, позади Лопухиной и перед нею (розы), изображением выражено качество души. Для того все контуры слегка размыты, все цвета плавно переливаются один в другой, а свет – в тень, всё в дымке. Голубое небо, перед переводом глаз с неба на зелёные кленовые листья вверху, становится как бы облаком и серым с зеленоватым оттенком. То же происходит с белыми стволами берёз вверху. А пониже они перекликаются с побелевшим внизу небом. Жёлтое ржаное поле, попадая в тень от этого клёна, темнеет постепенно и до степени, сравнимой с противоположным, правым верхним, углом картины, где тьма кленовой кроны; это – уравновешенности ради. Для перетекания же от жёлтого поля к кленовому стволу есть нежно-зелёная молодая кленовая поросль у подножия отца-великана. Могучий ствол этого дерева предназначен для тончайших градаций перехода от голубизны неба к рыжим волосам юной женщины и мраку затенённой кроны. В этой кроне предполагается просвет, в который прорывается солнечный луч, и он Машеньку (так её хочется назвать) обливает светом так, что она прямо светится. (Сама - луч света в тёмном царстве… Она – жена егермейстера. В переводе на военный чин – это генерал-лейтенант. Ого. Уже старый, наверно. А ей 18 лет, судя по дате её рождения и году создания портрета.) Но хоть она освещена, как прожектором, никакой резкости нет. Низ платья слева уже в тени, а всё равно как бы всё ещё светится, просто потускневшим светом. Кожа шеи, груди – чуть не сияет. Но это не выпрыгивает из общего ансамбля, потому что скрадывается белизной платья. А уж нежность переходов тонов на лице… Сама ослепительность красоты лица скомпенсирована психологической выразительностью его. Всё – для мягкости, мягкость характера есть идеал. Проявления его не могут быть бурными ни в радости, ни в горе. И лучше для ценностного выражения – горе. Для художника лучше. – Почему? – По противоположности: плохо в дольнем мире – хорошо в горнем, по его мироотношению. И бороться за счастье не надо: оно, - своеобразное, иным не понять, - уже с тобой даже и в печальных обстоятельствах! (Это опять по-сентименталистски.) Оно – внутри и не зависит от того, что вне. (А это ж, если объективно, солипсизм – философски – и эгоизм – нравственно.)

Исторически более или менее скоро такой субъект (Ницше) назовёт себя сверхчеловеком, а остальных – серой массой недостойных.

Мне такое направление не открылось. Однако и я стал искать ценность в неконтрастном, как пока у Боровиковского, мире – в мире будущем, но внешнем, не внутреннем.

Помню один урок физкультуры. Нас учитель уже довёл упражнениями (учитель есть учитель). И когда под конец урока он назначил соревнование по бегу, мне пришло в голову сделать ему назло. Я шепнул одному-другому и чтоб передали дальше, чтоб мы к финишу пришли одновременно. Договорились, и мы побежали. А он нас ждал с секундомером, готовясь выкрикивать результат каждого финишировавшего. – Договорённость от такого его вида лопнула. Самый спортивный из нас вскоре не выдержал и рванул вперёд, остальные за ним. А мне пришлось не пикать.

Через треть века я собрался пикнуть, выступить на митинге руховцев. Их было мало в Одессе, но к ним на помощь приехали западенцы. Хоть была гласность, но я знал, что именно мне говорить (договорить) не дадут. Поэтому я решил ограничиться несколькими короткими выкриками типа: “Я не хочу жить, как на спортивных соревнованиях! Когда победителю – всё, а остальным – ничего! Долой курс на конкуренцию! Долой РУХ!” Выступить мне не пришлось. В те дни советская власть ещё дрыгалась. К месту митинга подвезли духовой оркестр, и тот стал играть вальсы. Руховцы и не стали митинг начинать.

Но капитализм, общество контрастное, всё-таки вернулся на территорию СССР. Некоторые из тех, кто ещё лишенцами в СССР с воодушевлением подпевал Макаревичу (не зря он нынче на выборах поддерживал миллиардера Прохорова), - те, кто подпевал: “Не надо прогибаться под изменчивый мир! Пусть лучше мир прогнётся под нас!” - эти некоторые прошли путь сверхчеловеков до конца и увидели, что там – фигня. Вообще всё – фигня. В искусстве это называется (мною, по крайней мере) постмодернизмом. Но если их приколешь, как жучка булавкой, и поместишь в исторически упорядоченное древо превращаемости идеологий, они злятся и огрызаются.

Это шарж на меня, присланный ими мне. Чёрт меня знает (никто ж себя не знает до конца), может, и верный. Ведь я ж их пофигизм (в том числе и на чернуху и порнуху, то есть и смакуют, и насмехаются), – я публикациями оцениваю с нравственной высоты человека, имеющего идеалом неконтрастное общество. (Естественным образом совсем не то, куда привели мир победительные последователи лишенца, в своё время, Боровиковского, т. е. третье – после дворянства и духовенства – сословие.) Моё есть серое. Если говорить бестрепетно. И потому я идеал таким имею, что сызмала – лишенец. Так они, со своими рентгеновскими глазами, заявляют мне, что я, их статьями попирая, в глубине души не отличаюсь от них, а внешне лишь притворяюсь. А не притворялся б, то признал бы и их постмодернизм контрастным и резким, а не пофигистским.

Да. Серость – неважный аргумент в проповеди нового коммунизма, опирающегося не на материальный прогресс, как прежде о нём думали, а на отказ от прогресса, с лозунгом: “каждому – по разумным потребностям”, - то есть с лозунгом прежним, но с акцентом в нём на разумное. Так если это – серое?... Неважный, конечно, аргумент.

Но он – упрёк в устах идейных врагов. Враг всегда найдёт самые худшие слова для характеристики мировоззрения своего оппонента. А друг?

Не аргумент ли – Боровиковский и его сентиментализм? Ведь сентиментализм – это исторически первая реакция на ужас народившегося на свет капитализма. Великая Французская революция, нанёсшая в мировом масштабе решающий удар по феодально-абсолютистскому строю, произошла за 8 лет до написания “Портрета Лопухиной”. Мало. Но капитализм же рос и гадил уже столетие до того (с него и называют время Новым временем). И пусть Россия отставала от Европы, но и догоняла ж тоже. Своеобразно. В культуре – парадоксально быстро. А в чём вечная жизнь произведений искусства, порождений идеологических? – В вечной некоторой повторяемости социальной жизни с её идеалами и потому в вечном попадании старых произведений искусства опять в актуальность. Нынешний капитализм подводит мир к четвёртой сверхкатастрофе (см. тут). Во второй (крушении Римской империи и рабовладения) “Прежняя элита исчезла”. В третьей сумела сохраниться в качестве верхушек в своих странах (отсюда и сентименталистский обиженный лишенец). В четвёртой “мировой истеблишмент, мировая буржуазия второй половины XX века последует их примеру”. И теперь боровиковская, сентименталистская уравновешенность реакции, противопоставленная негативному явлению, разве не может послужить позитивным образом мягкости, предложением принять новый, непрогрессистский коммунизм с его разумными потребностями. Ведь всё-таки теперь же есть средства массового уничтожения. Не то, что на границе Нового времени. Взгляд на плавные переливы оттенков у Боровиковского не может ли подать идею умиротворения? Чтоб не погибнуть просто всем.

Ерунда, - скажет кто-то. Ценность портрета в красоте натуры. Красота – это вечное. Её запечатление и есть залог вечности искусства. Прав поэт Полонский, написавший своё стихотворение об этом портрете.

Нет, лишь частично прав предполагаемый оппонент. Будь он прав, портреты некрасивых людей не имели б вечной ценности. А оно и правда так, если портрет выполнен лишь с целью похоже передать внешность. Он тогда – произведение прикладного искусства, искусства, не связанного с выражением сложных идеалов, бытующих среди людей. Однако Боровиковский “Портретом Лопухиной” убил двух зайцев, так сказать. Он и удовлетворил заказчика, обеспечив похожесть, и выразил идеи сентиментализма, описанные выше. Упоение женской красотой таки навсегда обеспечивает успех этому произведению у зрителей. Но это исключение среди портретов.

26 апреля 2012 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://art-is-life.ru/?p=2273

art-otkrytie.narod.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта