Картины художников. История городского пейзажа. Архитектурный пейзаж картины


Архитектурный пейзаж | aquarells.ru

 

 

Архитектурный пейзаж отличается от «чистого» пейзажа тем, что он как бы сопоставляет, сравнивает деятельность человека с деятельностью природы, вводя тем самым в живопись временное измерение. Ведь архитектурный пейзаж – это, чаще всего, вид руин или развалин, мода на которые началась с эпохи Возрождения.

Клод Лоррен (Клод Желле) «Архитектурный пейзаж, или Каприз на тему развалин римского форума» XVII в.

 

Созерцание развалин связано с размышлениями о минувшем, с рефлексией о деятельности человека, то есть оно обращено на себя, на свою собственную историю. Но это одновременно и путь к пониманию мимолетности существования. Гармония между руинами и природой – не более чем иллюзия. Природа возрождается каждую весну, а руины пребывают во прахе и только продолжают разрушаться. Ни для человека, ни для цивилизаций, которые смертны, как и люди, не наступает новой весны. Но для них, возможно, существует надежда остаться образцом, источником вдохновения для потомков.

Ян ван Гойен «Вид на Мерведе близ Дордрехта» 1645 г.

 

Природа, воспроизводя себя самое, остается всегда такою же, постоянной, в то время как человек эволюционирует, и руины – мера этой эволюции, мера того, что отделяет человека от минувшего, и того, что связывает его с ним. Руины словно воплощают одновременно и верность себе, и перемены. В глазах художника, пишущего архитектурный пейзаж, развалины – это субъективная летопись прошедших цивилизаций. Они – тот критерий, которым можно мерить наше настоящее. Таковы пейзажи Камиля Коро.

Камиль Коро «Вид Колизея из садов Фарнезе» 1826 г.

 

Существует и другая тенденция, представленная «Архитектурным пейзажем» Клода Лоррена. Это попытка реконструировать развалины не для того, чтобы возродить минувшее величие, а как бы проделывая силой воображения работу времени в обратном направлении.

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» XVII в.

 

Здесь перед нами стоит вопрос уже не насыщения текущего опыта опытом минувших столетий, а скорее – превращения далекого прошлого в реальность, погружения в идеальный мир, где более не властно время, а значит, и сама природа.

Якоб ван Рейсдаль «Вид Амстердама» 1628 г.

 

Но это как раз нечто противоположное тому, что выразил Камиль Коро в своем «Виде Колизея из садов Фарнезе». «Клод Лоррен как будто бы располагается на конце спектра, противоположном тому, на котором находятся такие живописцы, как Ян ван Гойен или Рейсдаль, создающие портреты города или страны.

Якоб ван Рейсдаль «Вид Харлема с полями» 1665 г.

 

Его по своей сущности романтическое видение обладает такой лирической широтой, что мы забываем о мотиве и помним только об универсальной гармонии», — писал о художнике историк и социолог искусства Пьер Франкастель.

 

 

Похожее

aquarells.ru

Картины художников. История городского пейзажа — Журнал по дизайну и культуре

Как самостоятельная тема в искусстве, городской пейзаж сложился лишь в XVIII веке. Впервые же городские мотивы появились в картинах средневековых художников. Их мировоззрение было связано с учением о существовании двух миров: высшего небесного и низшего земного. Поэтому, они обращались не к реальным наблюдениям, а к сложному языку символов. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеализированные представления о ней. Изображение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божественного, духовного и возвышенного.

В миниатюрах встречались сюжеты, связанные с Вавилонской башней, которую согласно библейской легенде древние люди пытались построить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, человеческой гордыни и противостояла образу Небесного Иерусалима. У средневековых городских изображений много общего с гравированными географическими картами, цель которых показать зрелище мира земного. Правда, реальное пространство представлялось средневековому человеку религиозно-мифологическим, и было лишено топографической точности. Виды городов на картах служили своего рода формулой, знаком, условно определяющим место действия.

Встреча трех святых королей. Миниатюра. из Великого часослова герцога Беррийского. Водяные краски. 1415-1416 гг.

Встреча трех святых королей. Миниатюра. из Великого часослова герцога Беррийского. Водяные краски. 1415-1416 гг.

По-новому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любовью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столетия мир предстает во всем многообразии своих проявлений. В миниатюрах Великолепного часослова герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги достигают почти портретной точности в изображении реально существовавших замков Иль-де-Франса.

На миниатюре Встреча трех святых королей на втором плане виден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Нотр-Дам. Часто, в произведениях нидерландских и немецких мастеров городской вид служил фоном для основной сцены. Так, в картине нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рисующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, видимой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жизни и архитектуры придает изображению убедительность и достоверность.

Въезд Христа в Иерусалим. Фрагмент. Масло. XV век. Неизвестный художник.

Въезд Христа в Иерусалим. Фрагмент. Масло. XV век. Неизвестный художник.

Выделению городских изображений в специфический вид пейзажной живописи способствовал архитектурный пейзаж.

Жанр складывавшийся под влиянием теории линейной перспективы. Главную задачу мастера этого вида видели в построении сложной, тщательно разработанной композиции с учетом единой точки зрения, изображении вымышленных архитектурных сооружений. Большой вклад в развитие архитектурного пейзажа внесли мастера итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Рафаэль.

В Обручении Марии (1504 г.) Рафаэля действие происходит на широкой площади. Органической частью композиции является круглый храм, завершенный куполом и обнесенный аркадой. В гармоническом облике этого здания выражен архитектурный идеал ренессансной эпохи. В нем, как и в сюжете самой сцены, воплощена тема красоты и совершенства мира.

Почти параллельно с этим направлением развивалась и другая традиция. В XVI — XVII веках в Германии, Голландии и Франции получили распространение изображения городских ландшафтов. Живописцы привозили из путешествий многочисленные альбомы с натурными зарисовками. Так, Альбрехт Дюрер создал акварели с видами немецких и швейцарских городов.

Вид города Инсбрука. 1494-1495 гг. Акварель. А.Дюрер.

Вид города Инсбрука. 1494-1495 гг. Акварель. А.Дюрер.

В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников. Обращаясь к изображению уголков Амстердама, Харлема, Делфта, они стремились запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем. Художники Г.Беркхейде и Я.Хейден, внимательно изучают и передают неторопливое течение жизни городов своей страны, сообщая изображению оттенок созерцательности.

Реальные городские виды можно встретить и у крупных голландских мастеров XVII века Я.Гойена, Я.Рейсдала, Вермеера Дельфтского. Один из наиболее удачных и известных образцов городского пейзажа этого времени «Вид города Делфта» Вермеера Дельфтского. Полотно сверкает множеством красочных оттенков и световых бликов, тщательно переданных художником, поэтически воплотившим образ родного города.

Венеция. Западный мол. 1730-е годы. А.Каналетто

Венеция. Западный мол. 1730-е годы. А.Каналетто

В XVIII веке сформировалась особая разновидность пейзажного жанра ведута.

В зависимости от характера воспроизведения городской местности она подразделялась на реальную, идеальную или фантастическую. В реальной ведуте, здания точно и скрупулезно изображались художником в окружении реального ландшафта, идеальной в вымышленном ландшафте; фантастическая ведута пейзаж целиком созданный фантазией художника. Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни.

С 1720-х годов становится известен Антонио Каналетто, в молодые годы он посетивший Рим. Художник с увлечением изображал древнеримские памятники и фантастические архитектурные пейзажи. После возвращения в Венецию, главными героями его произведений стали площади, каналы и палаццо родного города. На архитектурном фоне Каналетто представлял празднества, торжественные процессии и будничную жизнь горожан. Городские пейзажи венецианских мастеров Каналетто, Б.Белотто, М.Мариески имеют много общего: строгое перспективное построение, иллюзорная передача пространства с помощью оптического прибора камеры-обскуры, парадность композиции, с преобладанием линейного начала, и декоративность цвета.

В отличие от этих художников, с документальной точностью воплощавших виды Венеции, их современник Франческо Гварди отдавал предпочтение небольшому камерному пейзажу, стремясь не столько увековечить внешний облик здания, сколько передать сам дух города. На развитие ведуты XVIII века оказали влияние и театральные художники. Замечательные образцы декорационных задников создали итальянские мастера П.Гонзага, Дж.Валериани, Ф.Бибиена. Они свободно сочетали реальные и вымышленные архитектурные формы.

В картинах художника Джованни Баттиста Пиранези определяющей стала роль фантазии. В историю искусства он вошел как график, архитектор и автор театральных композиций. Широкую известность получили офорты художника с достопримечательностями Рима и его окрестностей. В 1745 — 1750 годах Пиранези создал серию картин под названием Фантазии на темы темниц. На них были изображены громадные, многоярусные сооружения с мостами, дворцовыми лестницами, каменными статуями, свешивающимися цепями и канатами. В действительности, подобные постройки никогда не существовали. В этих офортах был запечатлен образ родины художника, бывшей в то время в оккупации.

Наряду с ведутой, в Италии XVIII века получил распространение пейзаж с руинами.

Развалины древних крепостей, остатки колонн, разрушенные башни стали постоянными атрибутами многих пейзажей. Известным итальянским мастером живописи руин был Джованни Паоло Паннини. Художник писал развалившиеся римские постройки. Он произвольно комбинировал детали различных архитектурных сооружений, часто заполняя первый план картины капителями колонн или обломками карнизов. Разнообразна деятельность французского художника Гюбера Робера мастера пейзажа, живописца руин и декоратора. Мода украшать интерьеры картинами художника широко распространилась и в России XVIII века. Одни из самых известных работ Г.Робера:

  • Собрание античных зданий Франции,
  • Собрание древних зданий Рима,
  • Пожар в Риме,
  • Фантастический триумфальный мост в Риме

были заказаны художнику Павлом I и находятся ныне в Павловском дворце под Санкт-Петербургом.

Ведута в Германии и Англии XVIII века имела свои особенности. Однако, к концу столетия интерес к ней в европейских странах ослабел, и художники уже не вносли в ее развитие ничего нового.

Улица Бишопсгейт (из серии Лондон). Гравюра. 1874 г. Г.Доре

Улица Бишопсгейт (из серии Лондон). Гравюра. 1874 г. Г.Доре

Разнообразны типы городских пейзажей XIX века.

В эпоху романтизма сохранялся интерес к археологическим памятникам, старине, античным храмам. Все большую роль в европейском культурном обиходе начали играть изобразительные рассказы о путешествиях. Находясь в пути, многие художники делали зарисовки. Состоятельные европейцы специально нанимали художников, которые сопровождали их в поездках по странам. Из зарисовок городских видов, порой, складывались обширные циклы.

Романтические картины с городской тематикой нередки в творчестве выдающегося немецкого художника Каспара Давида Фридриха. В его работах тщательная проработка деталей, виртуозная светотеневая моделировка служили созданию лирического настроения. Для художников-романтиков была неважна узнаваемость в картине тех или иных мест, и точность их представления. Существующие в действительности здания они часто помещали в произвольное архитектурное окружение. Это делалось с целью передачи особой атмосферы, навеянной настроением от ее созерцания.

В середине XIX века у художников — пейзажистов проявился интерес к жанровым сценам. В начале 1870-х годов появились гравюры французского художника Гюстава Доре с видами Лондона. На 180 листах была воссоздана панорама жизни города, запечатлены достопримечательности английской столицы, строительство новых зданий, уличная сутолока, скачки, развлечения лондонцев, жизнь бедноты. Городские сцены интересовали и другого выдающегося сатирика, мастера политической и социально-бытовой карикатуры Оноре Домье. Художник искал на улицах Парижа оригинальные человеческие типы, отображал их повседневную жизнь.

Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты. Их внимание привлекали разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистов к открытию новых средств художественной выразительности. Подвижность и изменчивость формы предметов они выражали посредством размытия линейных контуров, обобщенных очертаний, свободных и быстрых мазков. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы оптического смешения цветов. В результате, колористическая гамма их полотен приобретала необыкновенную цветовую насыщенность и яркость.

Для композиций импрессионистов характерна динамичность построения, асимметрия, усечение фигур и предметов краями холста. Не стремясь к детализации, они передавали непосредственность впечатления от натуры. Художники выделяли в изображенном объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявляя особенности окружающей среды. Таково, например, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художественным обобщением образа современной действительности. Разрозненные детали городской жизни запечатлены им целостно, при этом, они подчинены сложному и разнообразному ритму. Вибрирующая световоздушная среда, обволакивающая предметы, объединяет их в нерасторжимом единстве.

Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городов своих стран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурную преемственность.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Городской пейзаж» Л.Кандаловой, М.1985 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Живопись. Классика жанра. Архитектурный пейзаж XVII-XIX вв. (часть 2)

Цитата сообщения klassika

Живопись - Классика жанра - Архитектурный пейзаж XVII-XIX вв. (часть 2)

klassika

 

 
Й.ГайднClaude-Louis Châtelet 1753 - 1794 LA FOLIE SAINT JAMES À NEUILLY SUR SEINEВерне, Клод-Жозеф (1714 - 1789) - Вид на Неаполь и Везувий

 

Верне, Клод-Жозеф (1714 - 1789) - Вид на порт Марселя

 

Верне, Клод-Жозеф (1714 - 1789) - Вид на Тулон и гавань

 

Верне, Клод-Жозеф (1714 - 1789) - Неаполитанский залив

 

Каналетто (1697-1768) - Венеция - Большой канал с Санта Мария делла Салюте

 

Каналетто (1697-1768) - Венеция - Мост Риальто

 

Каналетто (1697-1768) - Вид на мол с дворцом дожей со стороны залива святого Марка

 

August von Siegen (19th Century) Venetian Scene with view of Santa Maria della Salute

 

August von Siegen Venetian Scene

 

Гварди, Франческо (1712-1793) - Отплытие дожа на Бучинторо к Сан Никколо дель Лидо для ритуала Обручения с Морем

 

Каналь, Антонио - Прием французского посла в Венеции

 

Испанская школа, XVII век - Вид на дворец Эскориал

 

Canaletto - Venice - The Doges Palace and the Riva degli Schiavoni

 

Canaletto - Venice - The Feast Day of Saint Roch

 

Claude-Joseph Vernet 1714 - 1789 MEDITERRANEAN HARBOR AT SUNSET WITH THE ARTIST

 

Canaletto - Eton College

 

Abraham-Louis-Rodolphe DUCROS (1748 -1810) Vue du Panthéon, Rome

 

Felix Ziem (1821–1911) Reception in Venice

 

Giovanni Paolo Panini 1691 - 1765 AN EXTENSIVE LANDSCAPE WITH CARRIAGES AND ELEGANT FIGURES ON A ROAD

 

Giovanni Paolo Panini 1691 - 1765 AN EXTENSIVE LANDSCAPE WITH VILLAS AND FIGURES

 

Francesco Guardi, Nachahmer Der Canal Grande mit der Rialtobrücke

 

Frans Vervloet (1795–1872) Venice

 

Friedrich Nerly (1807-1878) The Bridge of Sighs in Venice in the Moonlight

 

Giovanni Antonio Canal, Canaletto, Nachahmer

 

Luigi Ferrazzi, Italy, 19th Century View of the Rialto Bridge, Venice

 

Michele Marieschi, Nachahmer

 

Pierre-Antoine Demachy 1723 - 1807 VUE DE PARIS DEPUIS LA PLACE DAUPHINE

 

Unknown VIEW FROM VENICE

 

Вауверман, Питер (1623 - 1682) - Нельская башня в париже

 

John Paul 19TH CENTURY VIEW OF HORSE GUARDS PARADE, LONDON, WITH A ROYAL PROCESSION

 

August von Siegen (19th Century) View of a City by a River

 

Francois Villeret (1800-1866) Französische Dorfstraße mit einer Kathedrale

 

Italien, Ende 19. Jahrhundert

 

Jean-Lubin Vauzelle Angerville-la-Gâte, 1776 - 1837

 

Karsen, Kasparus - Stadsgezicht, 1840-1880

 

William Raimund Dommerson (1850- 1900) Street View of Bruges

 

Leopoldo Calvi (Italien, 19. Jahrhundert) Panorama von Neapel

 

Leopoldo Calvi Panorama von Mailand Piazza del Duomo, in Goldschrift betitelt und bezeichnet Milano, Calvi Milan

 

Carl Abraham Rothstén 1826-1877 View of Gripsholm Castle

 

hand-coloured lithographs by Benoist and Aubrun after Indeisseff, printed by Lemercier, Paris, published by Giuseppe Daziaro, St. Petersburg, 1848

 

hand-coloured lithographs by Benoist and Aubrun after Indeisseff, printed by Lemercier, Paris, published by Giuseppe Daziaro, St. Petersburg, 1848

 

hand-coloured lithographs by Benoist and Aubrun after Indeisseff, printed by Lemercier, Paris, published by Giuseppe Daziaro, St. Petersburg, 1848

 

Iosef Iosefovich Charlemagne 1824-1870 MONUMENT TO NICHOLAS I, ST ISAAC'S SQUARE

 

Iosef Iosefovich Charlemagne 1824-1870 VIEW OF THE ANICHKOV BRIDGE, ST PETERSBURG

 

Petr Petrovich Vereshchagin VIEW OF PALACE SQUARE, ST PETERSBURG

 

Russian School 19TH CENTURY REVIEW OF THE TROOPS IN PALACE SQUARE, ST PETERSBURG

 

Russian School 19TH CENTURY VIEW OF THE LOBANOV-ROSTOVSKY PALACE, ST PETERSBURG

 

Вид Дворцовой Набережной - Беггров Карл Петрович

 

Вид На Арку Главного Штаба Со Стороны Дворцовой Площади - Беггров Карл Петрович

 

Вид Невского Проспекта У Гостиного Двора - Беггров Карл Петрович

 

Вид Смольного Института - Беггров Карл Петрович

 

Вид Цепного Пантелеймоновского Моста Через Фонтанку - Беггров Карл Петрович

 

Малтон, Томас Старший - Литейный проспект

 

Масленичное Гуляние С Катанием С Гор На Царском Лугу В Санкт-Петербурге - Беггров Карл Петрович

 

Перро, Фердинанд-Виктор - Церковь Владимирской Божьей Матери

 

Leon Du Paty 1829 - 1929 VIEW OF PALACE SQUARE THROUGH THE ADMIRALTY ARCH

 

Марила, Проспер (1811-1847) - Долина Нила с руинами храма Сети I

art.mirtesen.ru

Архитектурный пейзаж- Как научиться рисовать

Как нарисовать архитектурный пейзаж - архитектура и пейзаж, что это такое, взятое отдельно и во взаимоотношениях? Когда изображаем город, то в большинстве случаев главное, естественно- архитектура. И определение подходящее есть- "архитектурный пейзаж". А если природу со строением, то здесь главное- пейзаж. Название само просится- "пейзаж с архитектурой". Но это две крайние точки. Между ними не счесть промежуточных, когда, художнику самому приходится "наводить порядок", решать, что главнее. Остановимся на архитектурном пейзаже. Всякому понятно, как тема он возникает вместе с образованием городов. примерно до XV века пейзаж вообще в европейской живописи изображался как фон в картине. Но как интересно он решался. Чего только на нем не рисовали. И города вдали, и замки рыцарей на утесах, и скалы, и морские заливы, и рощи. Только в XV веке в Италии, родине Возрождения, возникает именно городской пейзаж. Рост и развитие городов с их парками, бассейнами, фонтанами, лестницами, набережными, мостами, экзотическими архитектурными ансамблями пробудили интерес живописцев к этой теме. Надо заметить, в золотой век искусства художник объединял в себе живописца, рисовальщика, скульптора и архитектора. И не только Микеланджело или Леонардо, а почти каждый.

Они создавали архитектурные проекты. Появились, как вид искусства, рисунки, близкие к чертежам, с тщательной светотеневой проработкой объемов и скурпулезной выделкой деталей, свободные архитектурные эскизы и фантазии.

Неизвестно, что шло вперед в этом благородном соревновании- стротиельство или рисование. Наверное, прекрасные городсике ансамбли и возникли только потому, что были прекрасные художники. Нельзя не обратить внимания на еще один важнейший этап в развитии познавательной способности. Архитектурный рисунок вытолкнул на поверхность новую, до того неизвестную науку- преспективу. Без перспективы, особенно в архитектурных проектах, да и вообще в реалистических изображениях- ни шагу.

Как- же практически перейти к архитектуре в пейзаже? Главное- не суетиться, а спокойно и целенаправленно трудиться. Поначалу следует просто походить вокруг да около здания и вовнутрь заглянуть. Вдыхая запах, трогая стены, ощущая их шероховатость, ждать, когда проснется понимание натуры.

В другой раз сделать наброски. Вначале обобщенные, но композиционные. На листе альбома в заранее определенном формате (композиция вообще начинается с выбора формата: удлиненного вертикального, горизонтально или квадратного) размещается рисунок. Следуем основному правилу- чего сколько взять. Вот сколько неба, сколько- то воды, земли, архитектуры, зелени деревьев... Однако композиция- не только соотношение пятен. Не меньшее значение имеет распределение темного и светлого, броских цветовых ударов, ритм контуров и линий.

Потом порисуйте детальнее, что- бы изображение стало внутренне наполненным. Хотя в окончательном живописном этюде подробности, мелочи могут и уйти, надо уметь жертвовать второстепенным во имя целого. Как в шахматах для выигрыша.

Идете на этюды, смотрите вперед, отмечая череду новых сочетаний предметов и пятен. Нет- нет, да и назад оглянешься. Опять здорово и неожиданно. Делаем набросок, овладевая пространством и материалом. Такие предварительные зарисовки встречаются почти у всех больших мастеров. Некоторые, зная, что в это место больше не вернутся (в путешествии, например), делают записи о красках натуры, пометки прямо на рисунке. Какого цвета стены домов, земли, неба. Вот темно- красное, а рядом розовое, дальше зеленовато- коричневое. Кому сколько подсказок надо, что- бы потом с наброска можно было написать этюд по- памяти. Прекрасная тренировка.

Архитектурный пейзаж. А зачем пейзажисту уметь верно рисовать? Вроде- бы не к чему. Дерево- человек, что- ли? Не все- ли равно, сучок выше или ниже, больше или меньше? Мнение, мягко выражаясь, ошибочное. Сучок не на месте- дерево не то, форма приблизительная- отношения с окружением вялые, и впечатление от произведения вполсилы. Старайтесь рисовать поточнее.

Принесли рисунок домой, разобрали, рассмотрели, обдумали. Время пришло, погода подсказывает- пора. Берем этюдник, идем писать. Выбрались за околицу. Поля, церквушки, к примеру, на горизонте, перелески. Пейзаж с архитектурой. Главный герой- пейзаж. Постройка только пример обжитости. Архитектура смотрится просто пятнышком, знаком человека, драгоценным камнем в оправе природы.

Ближе подходим к зданию. Оно постепенно увеличивается (по законам перспективы). Занимает большее место в поле зрения. Чем больше, тем детальнее можно его разглядеть. Наконец наступает момент, когда приходится решать, что главнее? Пейзаж или церковь, потому- что таковым может быть и то и другое. Все зависит от чувства и ощущения автора. Если берем много неба, так что по площади оно подчиняет пятно здания, или оставляем широкие поля по краям, вписываем значительный кусок переднего плана, опять главным окажется пейзаж, а архитектура дополнением- вот архитектура в пейзаже.

Подойдем еще ближе к зданию. Чуть не уперлись в стену. Видим кусочек неба, краешек земли впереди и крупно церковь (к примеру). О главном спора нет, архитектура доминирует, господствует, преобладает.

Ну а если еще ближе подобраться? А зачем? Что- бы рассмотреть какую- либо деталь, резное окошко, изразцы стен, вязь каменного орнамента. А где- же пейзаж? Да вокруг. Небо по- прежнему определяет общее состояние природы в любое время суток и погоды. Земля, отбрасывая рефлексы, также принимает участие в игре. Окружение- деревья, вода, все, что за спиной, по бокам- делает фрагмент пейзажным. И это должно быть учтено и выражено "глазастым" живописцем.

Задания на изучение архитектурных деталей. Первый эскиз- удачно выбранная точка зрения на монастырь делает композицию монументальной. Слепящие белизной освещенные части зданий создают ощущение праздничности. Россыпь темно- зеленых куполов вносит ритмическое начало. Эмоциональность этюда не мешает внимательному разбору и грамотному воплощению (по законам перспективы) главных объемов архитектуры. Второй этюд- типично фрагментное решение. Налицо вдумчивый анализ сложной конструкции крепостной башни.

Архитектурный пейзаж

Впервые к передаче взаимодействия пространства, света и воздуха, объединяющей световоздушной среды, вплотную подошли голландские художники XVII века. Передача единства природы рождает цельность колорита, несет разнообразие оттенков общего тона. Приходится высказать несколько подходящих к случаю замечаний.

До начала XIX века не было принято писать с натуры на пленэре. Голландская школа, как и другие, была традиционной. Мастер обучал учеников тому, что перенял от своих учителей, что хорошо знал и умел. Делился секретами ремесла вплоть до рецептов: какие краски смешивать, что- бы получить нужный оттенок. Так появился на свет "классический" колорит. Почти монохромный, построенный на оттенках голубого и коричневого. Содержательность цвета, его эмоциональное наполнение достигалось переливами полутонов, тонкой нюансировкой валеров. Не последнюю роль играл и до мелочей разработанный метод деланья вещи. В частности, тонированный холст как заданная основа.

Голландия, родина пейзажного жанра, страна равнинная. Никаких гор, ущелий, лишь ветряные мельницы да небо. Оно- то и стало ведущим. Академический завет "без неба нет пейзажа" наверняка вызрел на голландской почве. Каждой части неба в картине стала соответствовать освещенностью и окрашенностью определенная площадка земли.

Небо пишите как пространство. Уложите этот объединяющий источник света, а земля сама выстроится. Небо для пейзажиста- мощнейшее средство выражения настроения. Со временем пейзаж становится местом действия фигурной композиции, "сценической площадкой", где разворачивается сюжет, разыгрываются события. Поэтому, прицеливаясь к мотиву или уже работая над ним, можно и нужно капельку пофантазировать- что тут могло- бы и происходить. Даже если никакого действия в этюде и не окажется, все равно это обогатит его. Появится второй, невидимый явно слой содержания.

Архитектурный пейзаж. Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. В сюжете с мостиком, построенном на контрасте прозрачного городского пейзажа и темной, тяжелой воды, чувствуется некоторая напряженность, драматичность.

Этюд на передачу в натуре состояния, настроения. Широко написанный этюд с озером удачно передает вечернее состояние. Насыщенная светом, воздухом, сильно освещенная архитектура смотрится главным организующим пятном.

На этом сайте учатся рисовать, изучают акварельную живопись, постигают основы цветоведения. Если вам интересно посмотреть что и как все происходит, добро пожаловать на сайт для юных художников- как научиться рисовать.

paintmaster.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта