Описание иконы Андрея Рублева «Апостол Павел». Апостол картина


Святые апостолы Петр и Павел: их образы в искусстве

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

«Святые апостолы Петр и Павел»

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Икона «Святой апостол Петр»

«Святой апостол Павел»

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

«Обращение Савла».Караваджо

«Распятие святого Петра».Караваджо

«Освобождение святого Петра». Бернардо Строцци

«Куда идешь, Господи?».Аннибале Карраччи

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал  и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

«Беседа апостолов Петра и Павла». Рембрандт

«Святой Петр и святой Павел». Гвидо Рении

«Святой Петр и святой Павел». Хосе де Рибера

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это  знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком  по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко, 1592 год

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии.  Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно. 

«Апостолы Петр и Павел»,Эль Греко, 1597 год

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

 

Добавить комментарий

prihozhanin.msdm.ru

Апостол Павел объясняет догматы веры Суриков Картина

Живопись русских художников Полное название картины Василия Ивановича Сурикова «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту». Холст, масло, размер 142 × 218 см. С 1869 по 1875 талантливый сибиряк учился в мастерской Павла Петровича Чистякова. В это время за рисунки с натуры и живописные композиции он получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий, боролся за большую золотую медаль.

Конкурс на большую золотую медаль в Академии не выиграл ни один из четырех претендентов, хотя Чистяков и бился с бюрократией профессоров, отстаивая работу своего любимца. Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту». Изобразив столкновение христианства, римского язычества и иудаизма, он расширил тему, включив в композицию дополнительных персонажей, завороженно слушающих вдохновенную речь Павла.

«Я в Академии больше всего композицией занимался. Меня там «композитором» звали, — рассказывал Суриков Максимилиану Волошину. — Я всё естественность и красоту композиции изучал. Дома сам себе задачи задавал и разрешал. Образцов никаких не признавал — все сам. А в живописи только колоритную сторону изучал. Павел Петрович Чистяков очень развивал меня. Я это еще и в Сибири любил, а здесь он мне указал путь истинного колорита».

Картина на библейскую тему вышла живой и выразительной, после нее молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя.  Эта первая и последняя заказная работа дала живописцу материальную базу для дальнейшего свободного творчества. С окончанием Академии Василий Суриков прочно и неразрывно связал жизнь с постоянной кропотливой работой над своими великолепными масштабными полотнами.Далее →

smallbay.ru

Картина «Призвание апостола Матфея» — Artrue

Дата создания: 1599 год.Габариты: 322*340 см.Тип: масло на холсте.Месторасположение: церковь Сан-Луиджи в Риме.

Призвание апостола Матфея. Караваджо.Призвание апостола Матфея. Караваджо.

Караваджо

Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе. В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.

Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.

Мученичество святого Матфея. Караваджо.Мученичество святого Матфея. Караваджо.Мученичество Матфея

Призвание апостола Матфея

«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?». Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.

Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.

Картина шулеры. Караваджо.Картина шулеры. Караваджо.Шулеры

Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом. Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.

Ужин в Эммаусе. Караваджо.Ужин в Эммаусе. Караваджо.Ужин в Эммаусе

Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.

artrue.ru

Описание иконы Андрея Рублева «Апостол Павел»

Описание иконы Андрея Рублева «Апостол Павел»

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец московской школы, чьими творениями восхищаются любители искусства и специалисты во всем мире. Мастер монументальной живописи 14-го века, Рублев был большой исторической и культурной фигурой, которую до сих пор окружают легенды и мифы. Около 1408-го года Рублев пишет апостола Павла – одну из двух икон деисусного чина.

Второй иконой стало изображение Апостола Петра, похожее по стилю и технике на данное произведение, что подталкивает на мысль об их общем авторе. История апостола Павла запутанна, но известна из Писания.

Человек по имени Савл, римлянин еврейского происхождения, был известен своими гонениями на христиан. Был ослеплен неземным светом, после чего ему явился Бог и наставил на путь истинный – пораженный этим чудом, Савл перестает гнать христиан и, вместо этого, присоединяется к ним.

Рублевский апостол Павел – это погруженный в глубокую думу герой. В его руках находится книга (изображение было утеряно со временем), как символ мудрости и знания, а главное – проповеди христианства.

После уверования, Павел был исцелен и крещен, что позволило ему посвятить всю свою жизнь проповеди христианской веры. Всего оставил после себя более десятка посланий. Неудивительно, что Рублев изображает такого деятеля с особым интересом. Взгляд Павла не обращен на зрителя, он смотрит в сторону и раздумывает над высшими мыслями.

Данная икона становится примером мастерства Рублева. Фигура прописана энергично и четко, характерно для мастера. Одежды апостола темные, по цветам подходящие к канону, и с прописанными в них глубокими складками.

Весь облик Павла показывает внутреннюю силу героя, его убежденность в собственной вере и важность мудрости мысли. Расположена эта икона в Успенском соборе, во Владимире, где долгое время работал Рублев.

opisanie-kartin.com

Пётр Апостол — Все монархии мира

Караваджо. Смерть апостола Петра Караваджо. Смерть апостола Петра

Пётр, при рождении получивший имя Шимон (Симон), был сыном простого рыбака из Галилеи. Симон жил в городе Капернаум и промышлял рыбной ловлей. Там около 26 или 28 года он повстречал Иисуса и стал одним из его любимых учеников. Иисус предвидел роль, которую Симону было суждено сыграть в судьбе церкви и нарёк его именем Кифа, что значит "скала", "камень", и по-гречески звучит как "петрос" - Пётр. Позже Пётр вошёл в число двенадцати апостолов, постоянных спутников Христа. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо римскому солдату в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его.

После вознесения Иисуса Пётр проповедовал во многих странах и совершал чудеса. В 42 году он был арестован по приказу правителя Палестины Ирода Агриппы I, но через несколько дней бежал из иерусалимской тюрьмы в Антиохию. Иероним Стридонский утверждает, что около 43 года Пётр был избран епископом Рима, но, скорее всего, Пётр появился в Риме не раньше 60 года. В 49 году он принимал участие в соборе апостолов в Иерусалиме, на котором решался вопрос о принятии язычников в христианские общины. Так или иначе, под конец жизни Пётр оказался в Риме и возглавил местную общину. В Риме же он написал оба своих Послания, вошедших в Новый Завет.

Пётр принял мученическую смерть в Риме во годы правления Нерона. По разным сведениям это произошло в 64, 67, 68 или 69 году. Пётр не захотел умирать так же, как Иисус, и попросил, чтобы его распяли вниз головой. Пётр был канонизирован как православной, так и католической церковью. Он является одним из двух наиболее почитаемых апостолов, называемых "первоверховными святыми апостолами" за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Апостол Пётр является хранителем ключей от райских врат, которые стали одним из символов папской власти.

www.allmonarchs.net


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта