Картины васнецова к русским народным сказкам
"Русские народные сказки" Юрия Васнецова - Открывая книгу
ОбложкаОбложка
Вкладыш с информацией об художнике, автор А. Слижевская.
Лягушка в теремке. 1961 год, цветная литография.
Липовая нога. 1964 г., цветная литография.
Царевна-лягушка. 1960 г., цветная литография.
Катя-Катюха. 1960 г., цветная литография
Зимовье зверей. 1964 г., цветная литография.
Три медведя. 1937 г., цветная литография.
Волк и семеро козлят, 1938 г., цветная литография.
Медведь. 1960 г. Цветная литография.
Котик. 1960 г., цветная литография.
Кот, петух и лиса. 1938 г., цветная литография.
chitariki.livejournal.com
Иллюстрации Виктора Васнецова к русским народным сказкам
Приехав на выходные в гости к тестю и теще, я обнаружил заботливо подготовленную стопку детских книг для Дмитрия Сергеевича. Одна из них – «Русские народные сказки» с иллюстрациями Виктора Васнецова. С первого класса привыкший к канонической «Аленушке» или «Ивану Царевичу на сером волке» думал скучно зевнуть,но не тут-то было.Тут-то было вот это!
UPD: Все же нашел, правда размера маленькогоБой со змеемЧем дальше я листал страницы, тем больше восхищался и наслаждался картинами, столь легкомысленно недооцененными в детстве. Поэтому приглашаю и вас повосхищаться вместе со мной.Иван Царевич на сером волке
Ковер самолет
Алёнушка
Витязь на распутье
Сирин и Алканост. Птица радости и птица печали
Спящая царевна
Царевна Несмеяна
Кащей Безсмертный/Кащей Бессмертный
Снегурочка
Встреча Олега со старцем
Еще один – Ковер-самолёт
Ну а закончу я эту подборку вот этими красавицами.
happy-book-year.livejournal.com
Занятие на тему «Иллюстрации Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам»
(с детьми 5 лет)
Цель: развивать у детей интерес к изобразительному искусству; продолжать знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова; учить замечать выразительные средства в рисунках Васнецова, сходство иллюстраций сдымковской народной игрушкой, сказочность и декоративность.
Материал: книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова: «Три медведя» Л. Толстого, «Волк и козлята», «Сорока-белобока», «Петушок», «Кисонька», «Пошел котик на торжок» (рис. 6, 5 12 13 4, 7).
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова. Пересказывание сказок. Организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Рассматривание дымковской глиняной игрушки.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям портрет, говорит, что это знакомый им художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Затем дети самостоятельно отбирают в книжном уголке книги с рисунками Васнецова. Вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации. Воспитатель рассказывает о художнике: «Юрий Алексеевич Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Весной в Вятке устраивались веселые ярмарки «Свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками.
Еще ребенком Васнецов полюбил и навсегда запомнил яркую > цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, на предметах быта: сундуках, коромыслах. Когда Васнецов вырос, он уехал в Ленинград учиться, чтобы стать художником. Но родная Вятка осталась в его памяти такой, какою он видел ее в детстве».
Далее педагог предлагает воспитанникам рассмотреть несколько дымковских глиняных игрушек и сравнить их с изображениями аналогичных птиц и животных на иллюстрациях Васнецова. Например, показывая дымковских „глиняных коней, воспитатель говорит, что когда художник создавал иллюстрации, то использовал для украшения своих коней традиционные элементы дымковской росписи. Отмечая сходство игрушки с рисунком, воспитатель обращает внимание детей и на различия. Особо подчеркивает использование колорита и декоративности в оформлении рисунка в целом. Затем рассказывает, как работал художник над созданием сказочных образов животных:
«Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали кисти, карандаши, краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги.
Пана, что это? спросила художника дочь и подняла один
— Коты, спокойно ответил художник.
С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.
— Какие странные коты, -сказала девочка.— Почему они нанашего Мурзика не похожи?
— Потому что я рисую сказочного кота,— ответил Васнецов.—В сказках все' звери удивительные... Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота?..— помолчав, добавил он и обмакнул кисть врозовую краску.
Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные».
Воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что для этого кота Юрий Алексеевич взял розовую краску. Задает несколько вопросов:
— Что расписал художник розовой краской? (Бант, валенки.)Каким изобразил Васнецов кота? (Важным, деловым, хозяй-
ственным: кот ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка.)
— И куда же он торопится? (К Бореньке.)
— Какую вы вспомнили потешку? Прочитайте ее.
— А кругом-то красота какая. Почему я так сказала? (На кустах снежные цветы распустились; вокруг фонаря хороводы снежинок; дома выглядывают из-под белых пушистых шапок.)
— Да. День морозный, голубой. И сказочно, и на настоящуюдеревенскую улицу похоже. В этом рисунке Юрий Алексеевич Васнецов отразил впечатления своего детства. «Красиво в Вятке зимой!— любил он рассказывать.. Дома снежными шапками покрыты, из труб дымок вьется. Люди ходят в расписных валенках, в шубах, подпоясанных яркими шерстяными поясами». Вот и кота он нарисовал в вятских валенках.
Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке». Задает вопросы:
— Кто главный на этой картинке? (Кот и кошка.)
— Почему вы так думаете?
— О чем хотел рассказать Юрий Алексеевич этой иллюстрацией? (В доме у кота с кошкой веселье: они нарядные, танцуют,а котята поют песни. Котята несут кошке в подарок букеты цветов, наверное, у нее день рождения. В доме по-праздничному украшены окна, стены, скамейки.)
Далее педагог обращает внимание детей на то, что кот с кошкой не только танцуют, но и поют. Спрашивает, по каким деталям рисунка об этом можно судить.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть, во что одеты герои (кот в голубой рубашке с красным пояском, с белым бантом; кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красными бантами; котята в ярких красных рубашках с цветными точками). «Глядя на
иллюстрацию, мы радуемся за эту дружную кошачью семью. Рисовал ее художник и, наверное, тоже радовался, улыбался, как и мы с вами»,— говорит воспитатель.
В заключение педагог предлагает детям среди книг с иллюстрациями нескольких художников найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.
Литература
Васнецов Ю. А.10 книжек для детей.—Л., 1983. Волк и козлята.— М., 1987. Ладушки.— М., 1986.
Петров В. Н.Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.—Л., 1971. Прокофьев А.Для маленьких.— Л., 1979.
Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Васнецова.— М., 1980.
Толстой Л. Н.Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки.— Л., 1984.
ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ
Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь получше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки просительно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Петушок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и доволен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»
А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свирепый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гроза леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.
Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Теремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы поднял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех передавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»
Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк художника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-особому передает пушистый мех зверей.
Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так выразительны, что рисунки сразу пленяют детей.
Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные веточки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает внимание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин использует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно живые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.
В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького художник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).
Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»
А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нарисовал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.
Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробьиную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывается. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.
Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих рисунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забавные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают
потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко» |
Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей животных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-
дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих рисунках.
Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!
Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).
А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?»—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Просят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают картинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.
Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его картинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрасный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.
Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30
Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»
К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы приступили с первой младшей группы.В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака». Затем показали иллюстрации автора.
Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процессе беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом домике живет».
Во второй младшей группезнакомство с Е. И. Чарушиным продолжилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций проводилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматриваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.
Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предложили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спросили: «Почему вам нравится волчонок?» Дети ответили, что он совсем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам
Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»
было предложено поподробнее рассказать, каким художник нарисовал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты?» Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытствующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем позаботиться?» И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.
По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!
В средней группезнакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!» (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают?» — «Они боятся, что их волк съест>\—«А откуда это видно?» — «Зайки прижались друг к дружке, глазки настороженные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».
Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием
на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на группы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми иллюстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зайчонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».
На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор».) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более старшего возраста, усложняя задание.
В старшей группемы продолжали знакомить детей с творчеством Е. И.Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили творчеству Чарушина отдельное занятие.
На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни художника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого художника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.
В подготовительной к школе группеописанная выше работа получила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской народной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интересные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закрепить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художниках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о художнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.
Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дымковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рассказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.
«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову?» — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригороде Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-
дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисовал свои картины.
После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.
В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дошкольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.
В результате проделанной нами работы у дошкольников сформировался устойчивый интерес к книжной иллюстрации, к изобразительной деятельности.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
cyberpedia.su