Вопрос: Сочинение по картине васнецова алёнушка 5 класс. Описание картины аленушка васнецова 5 класс
Сочинение по картине васнецова алёнушка 5 класс
Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой деятельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаментальным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали называть В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи». Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живописца не оставил равнодушным образ бедной трудолюбивой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения расположена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент думает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой. Алёнушка изображена живописцем на фоне пейзажа ранней осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как лодочки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне. Высокие стебли камыша с тонкими листьями живописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёзки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой. Серый неприветливый небосвод, лишённый лучей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым. Живописное полотно написано художником в контрастных тонах. Автор намеренно привлекает внимание к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочувствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение. При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнушка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.
Оцени ответ
shkolniku.com
Методическая разработка урока русского языка на тему "Подготовка к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова "Алёнушка"" (5 класс, с презентацией)
Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине.
Ход урока.
I. Повторение сведений о В. М. Васнецове (высказывания учащихся, упр. 608(1)).
Предоставим учащимся возможность вспомнить известные им сведения о творчестве В. М. Васнецова и назвать знакомые картины (например, «Три царевны подземного царства» (см. часть 1-ую учебника)). Если есть возможность, продемонстрируем ученикам репродукции картин Васнецова. После этого пятиклассники читают текст упр. 608 (1).
II. Описание картины В. М. Васнецова «Алёнушка».
1. Обсуждение названия картины и соответствия её сюжета сюжету русской народной сказки.
Попросим пятиклассников вспомнить сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ребята вспомнят, что колдунья в сказке топит Алёнушку, чтобы предстать в её образе перед добрым и честным купцом, её мужем. К речке приходит превращённый в козлёночка её брат и просит защитить его от колдуньи. Сестрица с горечью отвечает, что серый камень тянет её на дно.
Пятиклассники приходят к выводу, что сюжет картины лишь отдалённо напоминает произведение устного народного творчества, но, взглянув на репродукцию, мы сейчас же вспоминаем сказку.
Наверное, это происходит потому, что художник назвал свою героиню Алёнушкой и изобразил её у омута. Но прежде всего роднит эту картину со сказочным сюжетом общее настроение, которое удалось передать в образе девушки и окружающей её природы художнику: настроение горькой печали, глубокой неизбывной тоски.
В сказках природа часто помогает добрым персонажам спастись от злых сил, защищает от преследователей. И природа на картине словно укрывает девушку от недобрых людей, сочувствует Алёнушке.
2. История создания картины.
Расскажем ребятам, что замысел картины пришёл к творцу, когда он был в деревне неподалёку от усадьбы Абрамцево (ребята вспомнят картину «Осень в Абрамцеве» В. Д. Поленова). Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки.
«Алёнушка, - рассказывал В. М. Васнецов, -- как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствия у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.
3. Описание героини.
Попросим пятиклассников назвать те детали в облике героини картины, которые позволяют им понять, что перед ними не персонаж сказки, а простая крестьянская девушка.
В ходе внимательного рассмотрения изображения героини ребята отметят, что девушка сидит на камне босая, на ней ситцевый поношенный цветастый сарафан и выцветшая голубая кофта. Видимо, пробираясь через чащу, она потеряла платок, и косы её расплелись, волосы растрепались. Загорелые руки девушки загрубели от работы.
Предложим теперь ученикам описать детали облика Алёнушки: позу, лицо, взгляд.
Девушка сидит на сером камне, сложив на коленях усталые руки и положив голову на переплетённые пальцы. Одиночество и глубокое страдание выражаются во всём её облике. Горькая обида, безысходная печаль словно пригнули девушку к земле. Растрепанные каштановые волосы рассыпались по тонкой шее и плечам, прядями падают на лицо и свешиваются вниз.
Лицо Алёнушки устало и бледно, на щеках лежат тени от слёз. Широко открытые глаза затуманены слезами и устремлены в тёмные воды омута. Наверное, девушка долго и безутешно плакала, и последний горестный вздох только что сорвался с её полуоткрытых губ.
4. Описание природы.
Настроение, которое разлито в природе, тонко согласовано с чувствами героини. Пейзаж проникнут поэтической грустью, природа словно утешает девочку, которая убежала далеко от людей выплакать своё горе деревьям, тёмной воде лесного омута.
За спиной Алёнушки сдвинулись тёмные ели, густая чаща дремучего леса ограждает её от недобрых людей. Тёмно-зелёные верхушки елей вырисовываются на бледно-сером небе, они окутаны лёгкой дымкой. Тонкие осинки с поникшей листвой грустно роняют золотые листочки в холодную осеннюю воду.
Гладкая безжизненная поверхность омута пугает своей неподвижностью и темнотой. Темные воды мрачно хранят горькую тайну. Жёлтые листья застыли на поверхности, неясные блики-отражения уходят в глубину.
Поникла желтеющая трава, и притихли птицы. Сумрачно осеннее небо, и деревья, и вода замерли в безмолвном сострадании. Кажется, тронутая дыханием осени природа тоскует вместе с девушкой.
Колорит картины созвучен душевному состоянию героини. Краски увядающей осенней природы: тусклое серое небо, тронутая желтизной листва, побуревшая поздняя трава, поблёкшие камыши и прибрежная осока – сливаются с её глубоким душевным переживанием.
Художнику удалось воплотить в картине представление русского человека о том, что природа способна откликаться на мысли и чувства людей и сопереживать их горю. Это представление выражено в русских народных песнях, сказках и других произведениях устного народного творчества, и в картине «Алёнушка» Васнецов сумел наиболее полно и проникновенно выразить лирическую поэзию родного народа.
III. Работа над речевым оформлением сочинения.
1. Упр. 608 (3).
2. Запись и орфографический анализ словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины.
В ряду других использованных в устной речи и записанных в тетрадь словосочетаний могут быть записаны следующие сочетания слов.
Поэтический вымысел, лирическая поэзия родного народа, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, крестьянская девочка-сиротка, ситцевый поношенный цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, растрепанные каштановые волосы, усталое бледное лицо с тенями от слёз, широко открытые глаза, горестный вздох, старый заросший пруд, природа словно сочувствует девочке, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, безмолвное сострадание, увядающая осенняя природа.
IV. Обсуждение предлагаемого плана сочинения и возможного содержания его частей (упр. 608(4)).
Домашнее задание: написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».
V. Примерный текст сочинения.
Перед нами репродукция знаменитой картины В.М. Васнецова «Алёнушка».
Художник Васнецов родился в глухом вятском селе в семье сельского священника. Он рос среди простых людей, слушал их песни и сказки. Вот почему у него много картин на сказочные сюжеты.
Взглянув на эту картину, я сразу вспомнил сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Художник изобразил героиню в тот момент, когда она потеряла брата и решила утопиться. Поза девушки, окружающая её природа – всё выражает глубокую печаль Алёнушки.
Девушка сидит на камне на берегу старого заросшего пруда. Её поза скорбная, Алёнушка склонила голову на колени, загорелая рука тоже лежит на колене. У неё усталое бледное лицо с тенями от слёз, глаза широко открыты. Лицо обрамляют растрёпанные каштановые волосы. Она одета в ситцевый поношенный сарафан и выцветшую голубую кофту. Кажется, что сейчас из её груди вырвется горестный вздох.
Героиню окружает увядающая осенняя природа. У её ног холодная осенняя вода, почти чёрного цвета. За спиной Алёнушки густая чаща дремучего леса. Небо бледно-серого цвета. Природа словно сочувствует девочке.
В.М. Васнецову удалось передать лирическую поэзию родного народа.
infourok.ru
Сочинение по картине васнецова алёнушка 5 класс
Сочинение по картине васнецова алёнушка 5 класс
Ответы:
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли
cwetochki.ru