Новости. История написания картины аленушка васнецова


История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору - не счесть, и у каждой - свой повод для печали на камне.

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

фото 1 Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке) 1880 год.jpg

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

фото 3 Васнецов 1891.jpgВаснецов, 1891

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

"Аленушка" Художник Виктор Васнецов. |Почему "Аленушка" первоначально называлась "д * Govza

История шедевра: «Аленушка» Художник Виктор Васнецов. |Почему «Аленушка» первоначально называлась «дурочкой»

kartina-vasnecova-alenushka (485x700, 84Kb)Виктор Васнецов — Алёнушка. 1881. Холст, масло. 173 × 121 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка — не смогла уследить за братиком — а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.

«>Пруд_в_Ахтырке (500x700, 96Kb) Пруд в Ахтырке 1880 год

Аленушкин_пруд_(_Пруд_в_Ахтырке_) (448x700, 74Kb)Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год

Осока (489x700, 91Kb)Осока, 1880 годВ картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.

Vasnecov-Alyonushka-4 (700x483, 122Kb) Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_003 (230x291, 8Kb)Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926 ) Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова , принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище. Википедия

Спасибо за ваши комментарии!

govza.ru

История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова

Виктор Васнецов называл «Аленушку» своей любимой картиной. Воспринятое многими современниками как плач о тяжелой судьбе русского крестьянства полотно все же им не является. Это, скорее, плач любого человека, который может внезапно закручиниться, присесть на берегу тихого лесного пруда и растворить свою тоску в природе, забыться. Даже сказочность видимая: название коварно наводит на параллель с историей об Аленушке и ее братце, превратившемся в козленочка. Однако сколько таких Аленушек рассеяно по русскому фольклору - не счесть, и у каждой - свой повод для печали на камне.

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.

Судьба художника Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Источник: diletant.media

worldartdalia.blogspot.ru

Есть ли прототип у сказочной васнецовской "Аленушки"? / Новости культуры / Tvkultura.ru

За каждым великим произведением искусства, как правило, стоит великое множество легенд. Своя «мифология» и у знаменитой «Аленушки» Виктора Васнецова. 130 лет назад полотно, ставшее «знаковым» для русской живописной школы, было представлено на Передвижной выставке 1881 года. Принято считать, что художника вдохновила сказка о «сестрице Аленушке и братце Иванушке». Но корреспонденты «Новостей культуры» решили изучить «несказочную» историю создания картины.

Здесь, в Абрамцеве, где избушка на курьих ножках, где церквушка белокаменная и началась то ли сказка, то ли быль васнецовская. Картина «Аленушка» стала переломным этапом в творчестве художника, переходом от бытописательства к миру сказок . Однако процесс этот, как и создание знаменитого полотна, был постепенным. Летом 1880 года Васнецов писал этюды с натуры. На них тот самый пруд, но пока без Аленушки.

«Аленушка в этот пруд не напрашивается, а вот та печаль, тоска и грусть, которая в работе была, она в этом пруду осталась как некая тайна», – говорит сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево» Светлана Волкова.

В Третьяковской галерее и музее-заповеднике Абрамцеве хранятся этюды, написанные Васнецовым, на которых изображена крестьянская девочка – одинокая сиротка, или как их еще тогда называли – «дурочка». Именно этот далеко не сказочный образ мечтал воплотить художник .

«Весь подготовительный материал, он о том и говорит, что вот девочка крестьянская, сиротка, то ли дурочка сидит в простеньком платьице на лужайке у леса, а вот к пруду она приближается уже в более поздних эскизах», – рассказывает Элеонора Пастон Старший научный сотрудник Третьяковской галереи.

Про эту девочку Васнецов написал: «Столько тоски, одиночества и печали было в глазах ее. Каким- то русским духом от нее веяло». На том самом пруду он вновь проводил все свое время. Эскиз, хранящийся в Абрамцеве, долгое время считался авторским повторением картины. Экспертиза показала – это последний эскиз к «Аленушке».

В селе Ахтырка художник Васнецов и встретил свою Аленушку. Облик крестьянской девочки точь-в-точь совпадал с образом, придуманным автором. Пруд, возле которого, склонив голову, сидела девочка местные жители так и называют – Аленушкин.

В 1881 году та самая «Аленушка» в каталоге художников-передвижников появилась с вовсе не сказочной аннотацией - «Дурочка». Кого-то из критиков этот образ смутил. Девочку назвали «плаксой», «слишком сентиментальной». Защитники художника встали грудью – полотно назвали одной из лучших картин русской школы живописи. Но все без исключения гадали, кто она – эта Аленушка? Искали сходства не только с юродивой, сироткой деревенской, но и дочкой барской и даже черты Веры Савишны Мамонтовой находили. О сходстве с Аленушкой из сказки тогда никто и не думал. Для многих и сегодня это сравнение не кажется главным.

«Аленушка» меня тогда маленькую потрясла очень сильно и мама даже говорила, что я плакала, – вспоминает Ольга Васнецова, внучатая племянница В. Васнецова. – У нее был очень грустный и трагичный взгляд, хотя я знала сказку, но первое мое впечатление абсолютно не ассоциировалось с этой сказкой».

Вскоре слово «дурочка» исчезло. А в одном из новых альбомов рядом с картиной появился отрывок из народной сказки. Теперь больше говорили о том, что художник спас Аленушку от ведьмы, которая как известно утопила сиротку в пруду. Восхищались и природой, рассмотрели в ней новые краски и новые символы.

«По народным поверьям природа оживает в конце дня, когда уже сумерки, и начинает в такт разговаривать и жить в такт человеку, и вот эту фольклорную линию художник здесь воплощает», – рассказывает Элеонора Пастон.

К этой картине можно относиться по-разному. Кто-то видит в ней иллюстрацию к сказке, кто-то смотрит глубже, и видит драму человеческой жизни. Васнецов не просто написал картину. Он на языке живописи переписал сказку, расширил границы привычного образа Аленушки, продолжил ей жизнь. Пожалуй, Васнецову первому удалось так гармонично соединить лучшие традиции русской живописной школы и устного народного творчества.

 

tvkultura.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта