Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 2. Картина васнецова пир у царя


Синтез поэзии и живописи | Московский Журнал

В. Г. Шварц. Иллюстрация к поэме «Песня про… купца Калашникова». Приговор над Калашниковым. Бумага, тушь. 1864 год

Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в шедеврах изобразительного искусства.

Первый и единственный прижизненный стихотворный сборник М. Ю. Лермонтова открывался поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которую читатели и исследователи сразу же стали называть по имени главного героя — «Песня про купца Калашникова». Как свидетельствуют современники, поэт написал эту поэму быстро, вдохновенно, на одном дыхании. Интерес к прошлому русского народа и его фольклору оставался неизменным на протяжении всего творческого пути Лермонтова. В 1830х годах он поддерживал тесные дружеские отношения с будущими славянофилами. В рукописном собрании П. А. Киреевского Лермонтов познакомился с вариантами народных песен о Маст­рюке Темрюковиче, ставшем прототипом опричника Кирибеевича. «Братья Калашнички» или «дети Кулашниковы», которые вступили в кулачный бой с Мастрюком, дали имя главному герою поэмы.

Читающая публика встретила «Песню…» восторженно. Именно с ней связан первый печатный отзыв В. Г. Белинского о творчест­ве М. Ю. Лермонтова. И вовсе не удивительно, что сюжет поэмы очень скоро привлек внимание мастеров изобразительного искусства.

При жизни Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Первые художественно ценные иллюстрации появились только в 1850-1860х годах, и относились они именно к «Песне про купца Калашникова».

Сначала к поэме обратились мастера такого оригинального жанра русской графики, как лубочная картинка. В 1858 году появился лубок с 7ю гравированными рисунками и с текстом «Песни…» между ними. К началу ХХ века насчитывалось 9 различных вариантов лубка на этот сюжет, выдержавшего 12 изданий.

В 1862 году к работе над иллюстрированием «Песни…» приступил академик Вячеслав Григорьевич Шварц (1838-1869) — родоначальник историкобытового жанра в оте­чественной живописи, автор полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного. Шварц исполнил пять рисунков к поэме Лермонтова — «Гусляры у боярина Ромодановского», «Пир у Грозного», «Калашников за прилавком», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (1862), «Приговор над Калашниковым» (1864), с большой любовью и достовернос­тью воссоздав «национальные особеннос­ти русского быта, удивительную красоту старинных одежд и утвари, неповторимое очарование русской архитектуры». Особенно среди них выделяются «Пир у Грозного» и «Приговор над Калашниковым».

В рисунке «Пир у Грозного» художник мастерски передал атмосферу царского пира, столь выразительно изображенную Лермонтовым. Сводчатая расписная палата, роскошные ковры, богатые скатерти. Весело шумят гости, только Кирибеевич сидит в позе глубокой задумчивости, не замечая ни поднесенного ему ковша с заморским вином, ни устремленного на него нахмуренного взгляда царя. Это — завязка будущей трагедии.

В «Приговоре над Калашниковым» Шварц запечатлел события, разыгравшиеся на Москвереке после кулачного боя купца с опричником. Вдали — великолепная панорама стольного града. Толпа ожидает решения участи Калашникова. Слуги уносят тело убитого Кирибеевича.

Иллюстрации В. Г. Шварца как самостоятельные произведения станковой графики экспонировались в 1865 году на постоянной выставке Общества любителей художеств в Москве и удостоились высокой оценки публики и критиков, в частности видного исследователя истории отечественного искусства В. В. Стасова.

В том же 1865 году в отдельном издании «Песни …», выпущенном фирмой И. И. Глазунова, появились первые книжные иллюстрации к поэме (11 рисунков), выполненные старшим современником В. Г. Шварца Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (1826-1901). Критика отмечала целый ряд заслуг А. И. Шарлеманя — «любовное понимание книги», «большой вкус», «безупречный рисунок», «действенность и лаконизм». Вместе с тем исследователи справедливо обращали внимание на отсутствие исторической достоверности и психологической глубины в рисунках Шарлеманя, которые в данном отношении не выдерживали сравнения с работами Шварца.

Заметной вехой в истории иллюстрирования как «Песни про купца Калашникова», так и других произведений Лермонтова явилось юбилейное двухтомное собрание его сочинений, выпущенное в Москве издательством И. Н. Кушнерева (1891). Инициатором издания был известный редактор Петр Петрович Кончаловский (отец художника). Он пригласил для иллюстрирования 18 отечественных художников разных поколений, школ и направлений — Айвазовского, Шишкина, Поленова, Репина, братьев Васнецовых, Врубеля, Серова и других.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) сам выбрал «Песню…» и создал четыре рисунка, вошедших в золотой фонд лермонтовских иллюстраций, — «Пир у царя Ивана Васильевича», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями». Эти наиболее острые моменты сюжета поэмы до и после Васнецова изображали многие художники, но рисунки Васнецова до сих пор остаются непревзойденными по своей эмоциональности, напряженному драматизму и глубине психологических характеристик героев.

У Васнецова во время пира на хмурого красавца Кирибеевича направлены вопросительные взоры не только Ивана Грозного, но и гостей. Кажется, что пирующие всем миром обращаются к его совести. Художник хочет этим подчеркнуть: «лукавый» опричник не только обманывает царя, но и попирает исконные народные представления о чести, достоинстве, благородстве, домогаясь замужней женщины.

Сцена «Кирибеевич и Алена Дмит­риевна» не удалась ни В. Г. Шварцу, ни А. И. Шарлеманю. У Васнецова она полна глубокого смысла, пронзительного чувства и искреннего сострадания к героине: потрясенная внезапными притязаниями опричника, Алена Дмитриевна в ужасе пытается отстраниться от его страстных поцелуев.

Многозначно решена у Васнецова и кульминационная сцена поэмы — «Бой Кирибеевича с Калашниковым». К этой сцене обращались все художники, иллюстрировавшие поэму. Одни изображали купца перед решающей схваткой, другие — в самый ее разгар. Васнецов представил финал: Степан Парамонович одолел «ненавистника» и стоит над ним, еще не остыв от «богатырского боя». Композиционно работа решена так, что Калашников — носитель народной правды — возвышается над поверженным противником. За спиной «молодого купца» на помосте стоит народ,глубинные духовные основы которого Калашников защищает.

Глубокой грустью и острым чувством грядущего несчастья пронизано «Прощание с братьями».

Одна иллюстрация к «Песне…» в юбилейном издании 1891 года, называющаяся «Палач», принадлежит Василию Ивановичу Сурикову (1848-1916): палач с топором на высоком лобном месте потирает голые руки, дожидаясь «удалого бойца»; вокруг огромная толпа, напряженно застыв, ждет трагического исхода…

mosjour.ru

Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 1: v_himera

Марк Антокольский, "Иван Грозный", скульптура

Виктор Васнецов, "Царь Иван Васильевич Грозный"

Илья Глазунов, "Иван Грозный"

Ю.Пекуровский, "Царь Иван Грозный"

Михаил Герасимов, "Портретная реконструкция Ивана Грозного"

Андрей Ковальчук, "Молящийся Иван Грозный"

О.Гроссе, "Иван Грозный"

Виктор Васнецовиллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Виктор Васнецовиллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Александр Новоскольцев, "После нападения опричников"

Михаил Авилов, "Опричники в Новгороде"

Сергей Ефошкин, "Опричник"

Вячеслав Шварц,«Посол от князя Курбского»

Константин Маковский, "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного". Эскиз.

Николай Неврев, "Опричники"(изображено убийство боярина Ивана Челяднина-Фёдорова, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»)

Николай Неврев, "Шут. Опальный боярин"

О.Кузьмин, "Иоанн Грозный и митрополит Филипп"

Василий Пукирев, "Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника)

Яков Турлыгин, "Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного"

Сергей Шелковый, "Арест митрополита Филиппа"

Александр Новоскольцев, "Смерть митрополита Филиппа"

Николай Неврев, "Малюта Скуратов и митрополит Филипп"

Павел Рыженко, "Малюта"

Михаил Авилов, "Царевич Иван на прогулке"

Николай Самокиш, "Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном"

Клавдий Лебедев, "Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи"

Иван Пелевин, "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса"(Николай Салос - блаженный, псковский юродивый. Когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков, то перед самым городом встретил его блаженный Николай с куском сырого мяса и, обличая его в кровожадности, грозил и предсказывал несчастия.)

Б.Черушев, "Царь Иван IV (Грозный)"

Сергей Кириллов, "Иван Грозный"

Подкопаева Мария, "Иван Грозный в Александровой слободе"

Михаил Горелик, "Народ просит Ивана IV отменить опричнину"

Петр Павлов, "Иоанн Грозный"

(художник мне неизвестен)

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Виктор Васнецов, "Иван Грозный". Этюд

Э.Соколовский, "Царь Иван Васильевич Грозный"

Виктор Васнецов, "Иван Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть"

Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

v-himera.livejournal.com

Иоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть 2: v_himera

Сергей Эйзенштейн, рисунок к фильму "Иван Грозный"

Тут будут изображения, не вошедшие в прошлую подборку по одной из причин:-они находятся за гранью добра и зла :)-они относятся к концу царствования Иоанна-я их нашел уже после прошлого поста-и т.д.

"Король-чародей"Фантастические мозаики Льюиса Лаво, "Иван Грозный"

Андрей Рябушкин, "Иоанн Грозный с приближенными"(Вероятно, речь тут снова о моменте, когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков,а перед самым городом его встретил блаженный Николай Салос с куском сырого мяса и обличал его в кровожадности.)

"Тропами мёртвых"Михаил Клодт, "Иван Грозный и тени его жертв". Фрагмент.

"Ктулху в Древней Руси"Николай Шустов, "Иван Грозный у тела убитого им сына"

Н.Вилков, "Крылья холопа"

Дальше - менее шокирующие:

Клавдий Лебедев, "Венчание и принятие царского титула Иоанном IV"

Павел Плешанов, "Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года"

А.Сластенов, "Царь Иоанн Грозный и протопоп Сильвестр во время пожара Москвы"

Борис Чориков, "Иван Грозный и Сильвестр"

Ильяс Файзуллин, "Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного"

О.Гроссе, "Иван Грозный в болезни"

Борис Чориков, "Василий Шибанов подал от господина своего Андрея Курбского письмо царю Иоанну IV. 1564 год"

(автор мне неизвестен), "Опричники"

(автор мне неизвестен)

Василий Худяков, "Опричники и бояре"

Петр Михайлов, "Святой митрополит Филипп укоряет Иоанна Грозного"

Григорий Седов, "Иван Грозный и Малюта Скуратов"

Андрей Ковальчук, "Молящийся Иван Грозный"Уже публиковал - но ниже ещё один ракурс скульптуры.

Николай Неврев, "Василиса Мелентьева и Иван Грозный"

Григорий Седов, "Царь Иван Васильевич Грозный любуется на Василису Мелентьеву"

Илья Репин, "Борис Годунов у Ивана Грозного"

Илья Репин, "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года"

Вячеслав Шварц, "Иоанн Грозный у тела убитого им сына"

С.Ростворовский, "Послы Ермака бьют челом Ивану Грозному, принося покоренное царство Сибирское"

Борис Чориков, "Послы Ермака бьют челом царю Ивану Грозному"

Игорь Машков, "Посольство Ермака к Иоанну Грозному"

С.Чикуньчиков, "Приход посольства Ермака Ивану Грозному"

П.Рыженко, "Царево молчание"

Вячеслав Шварц, "Царь Иоанн Грозный в монастыре"

Константин Маковский, "Смерть Ивана Грозного"

Петр Геллер, "Митрополит перед кончиной Ивана Грозного посвящает его в схиму"

МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ, НА МОЙ ВЗГЛЯД.ПРОСТО ДЛЯ ПОЛНОТЫ ПОДБОРКИ

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Владимир Фаворский (?)иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"

Борис Чориков, "Взятие Казани Иваном Грозным"

В.Величко, "Взятие Казани"

Олег Леонтьев, "Иван IV в покорённой Казани"

Алексей Кившенко, "Покорение Казани. Плененного Едигира, царя казанского, приводят к Ивану IV"

Петр Шамшин, "Вступление Иоанна IV в Казань"

Петр Коровин, "Взятие Казани"

Григорий Угрюмов, "Взятие Казани Иваном IV"

Павел Соколов-Скаля, "Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен"

Борис Чориков, "Царю Ивану Грозному вручают военные трофеи"

Петр Целебровский, "Московское посольство в Александровской слободе"

Олег Леонтьев, "Чуваше-марийские послы у Ивана Грозного"

Татьяна Гороховская, "Иван Грозный выбирает невесту"

Виктор Тормосов, "Иван Грозный"

Н.Вакуров, "Иван Грозный"

Елена Доведова, "Иван Грозный"

Павел Скотарь, "Иван Грозный"

Галина Азгур, "Иван Грозный"

А.Проценко, иллюстрация

А.Проценко, иллюстрация

портрет Ивана Грозного, находящийся в Кунсткамере Академии наук (?)

(художник мне неизвестен), иллюстрация к повести Лидии Чарской "Царский гнев"

Г.Газенкампф, "Царь Иоанн Грозный и бояре"

Иван Билибиниллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Иван Билибиниллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Иван Билибиниллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Виктор Васнецов, "Пир Ивана Грозного"иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Виктор Васнецов, "Иван Грозный". Этюд

"Иван Грозный принимает капитана (?) Ричарда Ченслора". Английская (?) гравюра.

Немецкая (?) карикатура 18 века

v-himera.livejournal.com

Презентация “Песнь Про Царя Ивана Васильевича, Молодого Опричника .. |authorSTREAM

Панорама Москвы 16 века.:

Панорама Москвы 16 века.

Кремль на картинах Аполлинария Васнецова:

Кремль на картинах Аполлинария Васнецова

М.Ю.Лермонтов « Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» :

М.Ю.Лермонтов « Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В.Г.Белинский::

В.Г.Белинский: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства – и вынес из нее вымышленную боль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Значения слов:

Значения слов опричнина - в России в 1565-1572 гг. система чрезвычайных мер. о златом венце - в драгоценном головном уборе, короне. простоволосая – без платка. кручиниться - в народной словесности: горевать,печалиться. отороченный - о бшитый оторочкой. перевенчана - в енчаная снова, на иной лад. горю пособить – помочь.

PowerPoint Presentation:

Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни»?

В.Васнецов «Пир у Ивана Грозного» :

В.Васнецов «Пир у Ивана Грозного»

В.Васнецов «Кулачный бой»:

В.Васнецов «Кулачный бой» И.Билибин «Бой Кирибеевича с Калашниковым» Б.Кустодиев «Бой Кирибеевича с Калашниковым»

Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем. :

Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем. Над Москвой великой, златоглавою , Над стеной кремлевской белокаменной, Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.

В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? :

В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. (параллелизм) И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору. (перехват)

Подчеркнуть разговорные, песенные формы :

Подчеркнуть разговорные, песенные формы Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце , В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася , На какой ты радости разыгралася .

По горизонтали: 5. Голова…6.Сила…7. Перстенек… 11. …боец. 14. …соболиная. 15. Заунывный… . 16. …жена. 17. Молодая… 21…дом. 23. …вострая. 26. Железный…27. …бой. 28. Листочек…:

По горизонтали: 5 . Голова…6.Сила…7. Перстенек… 11. …боец. 14. …соболиная. 15. Заунывный… . 16. …жена. 17. Молодая… 21…дом. 23. …вострая. 26. Железный…27. …бой. 28. Листочек… По вертикали: 1.Боевые… 2. …смышленая. 3. …висок. 4. Житье… 8. …навостренный 9 ….ковш 10. Шапка… 12. Баре… 13….час 18. Белая… 19. Руки… 20….снег 24. Святые… 25….шепот

Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного.:

Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного. Вот нахмурил царь брови черные И навел на него очи зоркие . Словно ястреб взглянул с высоты небес На молодого голубя сизокрылого, - Да не поднял глаз молодой боец… Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником – Да не вздрогнул и тут молодой боец. Вот промолвил царь слово грозное , И очнулся тогда добрый молодец.

Черты характера, присущие Ивану Грозному.:

Черты характера, присущие Ивану Грозному. Величие Суровость Стремление властвовать Щедрость к любимцам Несправедливость Соблюде6ние некоторых норм морали

PowerPoint Presentation:

Величие Грозного. «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич». Суровость. «Вот нахмурил царь брови черные И навёл на него очи зоркие, Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником».

PowerPoint Presentation:

Стремление властвовать над душой подданных. «Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила? Когда всходит месяц – звёзды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью».

PowerPoint Presentation:

Щедрость по отношению к любимцам. «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные». Соблюдение некоторых законов нравственности. «Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся».

PowerPoint Presentation:

Несправедливость. «Кто побьёт кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому Бог простит!» «А ты сам ступай детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку».

Чья это характеристика? :

Чья это характеристика? « Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен» (Калашников)

Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристик, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским? :

Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристик, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским?

PowerPoint Presentation:

« Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич) «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа» (Иван Грозный)

PowerPoint Presentation:

«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…» (Калашников)

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера.:

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера. нравственная красота , стремительность действий , необдуманность, лихость, верность идеям , желание быть полезным Родине , глубокая любовь и преданность , угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели , гордость , чувство долга .

«Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей».:

«Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей». Идея произведения - прославление протеста против самовластья - несет в себе «заряд гигантского мятежа».

www.authorstream.com

Богатырская сказка Васнецова | Музыкальная Фантазия

Богатырская сказка Васнецова

Одновременно со сказочными героями много веков существовали и герои былин, так что обойти их вниманием художники-сказочники никак не могли. Былинами называют особый вид песен. Нет у них ни музыки, ни рифмы - только своеобразный, медленный и величавый ритм:

Помолился Илья скоро-на-скоро,И садился в седло быстро-на-быстро,Распалил-разогнал коня доброгоНа татарскую рать, на кромешную.

Даже непривычный к исполнению былин человек поневоле начнёт произносить эти слова на распев и с некоторой торжественностью. А если ещё подобрать к ним музыкальный аккомпанемент, получится самая настоящая песнь.

Слушание: Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская». Часть IV. Finale. Allegro (фрагмент).

Былины не случайно так торжественны: в большинстве из них рассказывается о делах серьёзных - о подвигах богатырей. «Богатырь,- написано в словаре В. И. Даля,- человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач». Но это сказано слабовато. Если богатырь правой рукой махнёт - среди вражеского войска образуется улица, а если левой махнёт - переулочек. А войска вражеские ему встречаются не маленькие: «Серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». Палица богатырская (а у него ещё и другое оружие есть) весит до девяноста пудов. Пуд - шестнадцать килограмм.

Если произвести некоторые арифметические подсчёты, получается, что богатырь может легко поднять одной рукой примерно 25 мешков картошки сразу. Если богатырь выпивает чару «Зелена вина», то вина в чару входит полтора ведра. Если он заснёт - то на двенадцать дней. А если на коне поскачет, то первый скок коня – на много вёрст, а второй скок - найти нельзя. Слушатели былин не сомневались, что именно так всё и было, только давно.

На самом деле у богатырей – своё волшебное пространство, существующее параллельно с тридевятым царством; называется - Киевская Русь. Вообще-то Киевская Русь - явление не сказочное; о ней говорится в учебниках истории, а солидные учёные посвящают ей научные книги.

Это времена, когда русские земли подчинялись князю, правившему в Киеве. Может, в те времена, очень от нас далёкие, и были сложены первые былины. Но даже в тех былинах, которые, как точно установлено, появились позже, действие все равно происходит в Киевской Руси: былины превратили её в особую страну, где вечно княжит Владимир Красное Солнышко и вечно воюют богатыри.

Былинные богатыри известны поимённо. Главное их дело - охранять Русь от врага, поэтому в былинах они частенько стоят заставой на границе, поглядывают, не идёт ли вражеское войско. До двенадцати героев собиралось на таких заставах, но сильнейшими, самыми заслуженными и прославленными богатырями во все времена были трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. У каждого в биографии - победа над чудищем: Илья Муромец сразил Идолище Поганое, Добрыня - Змея, Алёша - Тугарина Змеевича.

Жаль, что уже не осталось сказителей-исполнителей былин; а то можно было бы записать с их слов ещё пару песен о богатырских подвигах. Одна бы называлась «Три богатыря и Васнецов», а другая - «Васнецов в подводном царстве».

Если учесть выдающиеся способности богатырей и то, что кони их перемещаются «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», то, в общем, надо признать, что перемахнуть из волшебной Киевской Руси в настоящую Россию 1871 года было им вполне по силам, - так, ещё один подвиг.

Совершив этот «скок», все трое явились Васнецову, тогда ещё студенту Петербургской академии художеств: посредине Илья Муромец, слева - Добрыня Никитич, справа - Алёша Попович. Васнецов к визиту был отчасти готов: он как раз пристрастился к чтению былин. Он схватился за карандаш, сделал на листочке набросок - и отложил: для такой картины требовались богатырские силы, которых он в себе ещё не чувствовал. Спустя три года настойчивые богатыри в том же составе нагнали его в Париже. Васнецов был в тот момент в гостях, но, к счастью,- у художника, своего друга Василия Поленова. Хозяин дома дал ему кисть и масляные краски, и Васнецов сделал эскиз картины. И снова отложил, но на этот раз вслух пообещал, что картину напишет.

С тех пор богатыри преследовали его около двадцати лет, напоминая, чтоб сдержал обещание. Это было нелегко, потому что картину Васнецов задумал богатырских размеров. Ведь каждый герой выше обычного человеческого роста, да и конь под ним огромный.

Когда художник начал, наконец, в Абрамцеве картину, Савве Мамонтову пришлось выстроить для неё отдельную мастерскую, переделав сенной сарай. Лошади у Мамонтова в хозяйстве были – не богатырские, конечно, но всё же пригодились: Васнецов наблюдал, как они стоят, наклоняют головы, свешивая гривы, чтобы правильно изобразить былинных коней. Для сидящих на лошадях фигур художнику позировал друг Поленов, которому обещан был в подарок парижский эскиз. Труднее пришлось с лицами: их Васнецов написать по памяти не мог. Пришлось искать похожие в жизни.

Быстрее всего «нашёлся» Алёша Попович: для него Васнецову, к зависти остальной абрамцевской молодёжи, позировал сын Мамонтова, Андрей.

Илью Муромца художник случайно встретил в Москве, проходя мимо биржи ломовых извозчиков. Богатырь стоял возле своей богатырской лошади - тяжеловоза, запряжённой в повозку, ждал, когда кому-нибудь понадобится перевозить тяжёлый груз. Звали его, правда, не Илья, а Иван Петров, зато он оказался земляком былинного героя - тоже «из того ли города из Мурома, из того ли из села да Карачарова».

Что касается Добрыни, то все, увидев готовую картину, дружно подумали, что это – автопортрет Васнецова. Только годы спустя искусствоведы обнаружили этюд – голову неизвестного крестьянина. Черты его лица в точности повторяли портрет Добрыни на картине.

Где-то купил Васнецов настоящую кольчугу и с тех пор держал дома - она пригодилась потом и для других картин. Подходящий пейзаж нашёлся в Абрамцеве. Всё было готово, и всё-таки работа продвигалась медленно, в былинном темпе. Только в 1898 году Васнецов счёл картину законченной.

С момента первого «видения» прошло 27 лет.

Слушание: Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская». Часть I. Allegro.

Теперь победители-богатыри красуются в Третьяковской галерее в Москве - в том же порядке, в каком явились когда-то Васнецову. В центре Илья Муромец, принципиальный и суровый. Не берёт он за свои подвиги подарков - ни «золотой казны несметной», ни «сёл с присёлками», ни «городов с пригородками»; бескорыстно защищает Русскую землю. И не скажешь, глядя на него, что первые тридцать лет и три года своей жизни провёл он на печи, болея, пока странники-волшебники не вылечили его и не дали силу богатырскую. Слева - Добрыня Никитич, благородный и дипломатичный. Помимо воинского, он славится в былинах и другими талантами: Добрыня - отличный шахматист и мастер играть на гуслях. Правда, гусли Васнецов отдал Алёше Поповичу, жизнелюбу и сердцееду, - наверное, чтоб не скучал на богатырской заставе.

А четвёртый богатырь – художник - подписался в правом нижнем углу полотна. 27 лет былинные герои неотлучно были с ним в жизни, теперь же он - навсегда с ними в волшебной Киевской Руси на богатырской заставе.

Вообще-то, если быть точными, то не все былины – о богатырях, и первым из былинных героев в живопись попал не силач и защитник, а новгородский гусляр Садко.

Слушание: Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко».

«По пирам ходил-играл Садко», а когда на пиры не звали, шёл к Ильмень-озеру, садился на бел-горюч камень и играл просто так. А в озере проживал царь морской, большой поклонник его таланта. Царь морской пожелал наградить музыканта за игру, и Садко сказочно разбогател. Стал он не просто гусляр, а «Садко купец, богатый гость». Поплыл он однажды с товаром по Ильмень-озеру. Вдруг поднялся встречный ветер – встали корабли. Понял Садко, что это неспроста: богатеть он богател, а дани царю морскому не платил. Бросил в озеро серебро, бросил золото - ветер не утих. Тогда Садко взял свои гусли и отправился к морскому царю сам.

Три дня играл Садко для царя морского, три дня плясал царь под его музыку, да так, что вода в Ильмень-озере ходила ходуном, и волны корабли переворачивали. Народ стал молиться Миколе Можайскому, покровителю мореходов. И вот музыканта тронул за плечо неизвестно откуда взявшийся старичок: «Хватит играть, Садко». Гусляр ответил, что не по своей воле играет. «А ты струны-то повыдерни», - подсказал старичок. А ещё подсказал, что станет царь морской предлагать Садко в жёны разных подводных красавиц, чтоб остался он навсегда в его морском царстве. Но старичок предупредил:

«Перво триста девиц пропусти,А друго триста девиц пропусти,И третье триста девиц пропусти;Позади идёт девица-красавица,Красавица-девица Чернавушка,Бери тую Чернаву за себя замуж...Будешь, Садко, во Нове-граде».

И Садко все в точности исполнил.

Ещё не был написан «Ковёр-самолёт» и три богатыря успели совершить всего один богатырский «скок» к Васнецову, когда эта былина неожиданно вспомнилась художнику Илье Репину... в Париже. В Париж он приехал после путешествия по Италии и Германии, где знакомился с зарубежным искусством. Много было вокруг разных диковинок, а хотелось домой.

Слушание: Римский-Корсаков. Сцена появления лебедей и их волшебного превращения в девушек из оперы «Садко».

Потому, возможно, и взялся Репин писать Садко, перед которым проходят вереницей подводные красавицы. (Должно быть, это последние триста, потому что видна уже и красавица-девица Чернавушка - на картине она в левом верхнем углу).

Картина эта особенная, пророческая. Сам автор остался ею недоволен: в душе он был совсем не сказочником, а реалистом. Он посчитал, что как-то не удался ему этот сюжет, придуманный в далёком прошлом, срочно вернулся в Россию и стал писать то, что видел в настоящем. И не понял Репин, а вслед за ним критики и зрители, что неожиданно он заглянул в будущее - в будущее сказочной живописи.

Для фигуры Садко в подводном царстве ему позировал... первый художник-сказочник Виктор Михайлович Васнецов!

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»:        Часть I. Allegro, mp3;        Часть IV. Finale. Allegro (фрагмент), mp3;    Римский-Корсаков. Опера «Садко»:        Песня Садко «Заиграйте мои гусельки», mp3;        Сцена появления лебедей и их волшебного превращения в девушек, mp3;3. Сопровождающая статья, docx.

music-fantasy.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта